Научная статья на тему 'Социально-педагогическая адаптация студентов-первокурсников в высшем учебном заведении'

Социально-педагогическая адаптация студентов-первокурсников в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION / READINESS FOR PROFESSIONAL TRAINING / TRAINING OF QUALIFIED SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Полина Сергеевна, Хацаюк Наталия Сергеевна

В статье рассмотрена одна из наиболее значимых проблем общества адаптация современной молодежи. Выявлены сущность и специфика социально-педагогической адаптации студентов I курса высших учебных заведений. Обоснована прямо пропорциональная зависимость между социально-педагогической и профессиональной адаптацией обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Полина Сергеевна, Хацаюк Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS-FIRST-STUDENTS IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers one of the most significant problems of society the adaptation of modern youth. The essence and specificity of social and pedagogical adaptation of students of the first year of higher educational institutions are revealed. The direct correlation between socio-pedagogical and professional adaptation

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая адаптация студентов-первокурсников в высшем учебном заведении»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 УДК УДК 364-787.522-057.87:378

Титова Полина Сергеевна, магистрант кафедры философии социально-гуманитарного профиля Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» e-mail: polina.titova.9@gmail.com

Хацаюк Наталия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Таврической академии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» e-mail: nataliya.simf@gmail.com

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация: в статье рассмотрена одна из наиболее значимых проблем общества - адаптация современной молодежи. Выявлены сущность и специфика социально-педагогической адаптации студентов I курса высших учебных заведений. Обоснована прямо пропорциональная зависимость между социально-педагогической и профессиональной адаптацией обучающихся.

Ключевые слова: социально-педагогическая адаптация, готовность к профессиональному обучению, подготовка квалифицированных специалистов.

Polina Titova, Graduate student of the Philosophy Department of the Social and Humanitarian Profile, Tavricheskaya Academy V. I. Vernadsky Crimean Federal University

e-mail: polina.titova.9@gmail.com

Natalia Khacayuk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy, Tavricheskaya Academy V. I. Vernadsky Crimean Federal University e-mail: nataliya.simf@gmail.com

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS-FIRST-STUDENTS IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Annotation: the article considers one of the most significant problems of society - the adaptation of modern youth. The essence and specificity of social and pedagogical adaptation of students of the first year of higher educational institutions are revealed. The direct correlation between socio-pedagogical and professional adaptation.

Keywords: social and pedagogical adaptation, readiness for professional training, training of qualified specialists

В современных условиях важнейшей задачей высшей школы становится подготовка квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма, способных принимать управленческие решения в различных сферах жизнедеятельности, быть конкурентно способными на рынке труда. В связи с этим на современном этапе развития общества крайне важно сформировать у студентов высших учебных заведений готовность к профессиональной деятельности в новой социально-экономической ситуации. Решение этой задачи начинается с организации работы с первокурсниками и во многом определяется успешностью разработки программ адаптации для студентов первых курсов к учебной и внеучебной деятельности.

Проведенный анализ научной литературы по педагогике, психологии, физиологии, социологии показал, что можно выделить несколько направлений по которым осуществляются исследования по данной проблеме: социальная адаптации личности на различных жизненных этапах (Н А. Савoтина, М. А. Славина, М. И. Скубий), профессиональная адаптация к педагогической деятельности (O. И. Зoтoва, В. Т. Ли^вский, В. А. Сластенин), сущность, закономерности, механизмы, критерии, адаптации (Г М. Андреева, А. Г. Асмoлoв, Л. П. Буева, М. А. Галагузова, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский, Л. С. Рубинштейн), влияние среды и других факторов на процесс адаптации личности (Г. Г. Гранатова, А. В. Мудрик, В. Д. Семешв),

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 выделение уровней адаптации (С. М. Годник, М. М. Ковалева, А. Е. Соловьева, А. В. Смоличев, Л Д. Демина).

Исследование адаптации первокурсников и их готовность к профессиональному обучению в системе высшего профессионального образования актуально. Во-первых, контингент обучающихся испытывает значительные трудности в адаптации. Во-вторых, в ходе исследования выявляются потребности, социальная среда, отношение к обучению первокурсников, что предполагает применение методик и технологий по адаптации. В-третьих, анализ научно-теоретической и научно-методологической литературы позволяет отметить недостаточное внимание к проблеме социальной адаптации обучающихся на первых курсах высших учебных заведений, а также единичные программы по адаптации студентов к образовательному процессу, учитывающие особенности конкретного образовательного учреждения и специальности. Наряду с этим, следует отметить, что успешная социально-педагогическая адаптация обучающихся закладывает надежный фундамент для успешной адаптации профессиональной, поэтому данное исследование посвящено выявлению сущности и специфики социально-педагогической адаптации студентов I курса высших учебных заведений.

Студенчество - это особый этап в жизни большинства современных людей. При выборе будущей профессии абитуриент руководствуется различными факторами, среди которых можно выделить следующие: мнение родителей, потребность в получении высшего образования, уровень престижности и востребованности профессии, собственный интерес. Анализ учебных планов среднего общего образования общеобразовательных учреждений по городскому округу Симферополь на 2017-2018 учебный год показал, что часы компоненты образовательного учреждения в 10-11-х классах в основном распределены на дополнительное изучение русского языка, алгебры и начала анализа, геометрии, а предметы, которые бы были направлены на формирование профессионального самоопределения учащихся в учебные планы не включены. Часть учебных заведений старается помочь ученикам

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 определиться с выбором профессии, проводя различные внеклассные мероприятия. Однако на момент окончания школы большинство обучающихся так и не имеют сформированного профессионального плана, а у других он носит случайный, необоснованный характер.Ректор МГУ В. А. Садовничий, отмечает, что разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины, что поднимает значение подготовительной работы перед поступлением в вуз [3].

Для того, чтобы процесс обучения в университете проходил успешно абитуриенту необходимо адаптироваться не только к новой системе образования, но и к новым условиям жизнедеятельности. В переводе с латинского, адаптация означает приспособление. Впервые термин «адаптация»был предложен немецким физиологом Г. Аубертом (1865). Современные научные и справочные издания содержат значительное количество определений дефиниции «адаптация». В их основу положены отличительные характеристики взаимодействия двух систем, а также характер связи между ними, содержание и результат процесса адаптации. Так, в философии адаптация рассматривается в двух аспектах, как процесс «приспособление системы к условиям внутренней и внешней среды», и как результат - «наличие у системы приспособленности к некоторым факторам среды» [4]. В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [2]. Педагогические словари трактуют адаптацию как «способность субъекта приспосабливаться к различным условиям (внешняя среда, информационная среда, социальные условия, процесс обучения)» [1].

Адаптация студентов-первокурсников происходит на двух уровнях. Первый - это социально-психологический, который характеризуется приспособлением к новой социальной группе, усвоением ее требований, а также взаимодействием внутри группы. Второй -профессиональный, определяется как освоение характера, содержания, условий и организации

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 учебного процесса, а также выработка навыков самостоятельной учебной и научной работы. При поступлении в университет особенно важно осознавать всю ответственность возложенную на плечи абитуриента, поскольку неудачи в процессе адаптации могут привести к соответственным последствиям в процессе обучения. Таким образом, с точки зрения данного исследования, под социально-педагогической адаптацией будем понимать педагогически организованный процесс приспособления обучающегося к специфике профессионального обучения и способствующий активному включению студента в существующую социальную среду.

Большая часть адаптационного процесса приходится на первый курс обучения в высшем учебном заведении, однако стоит отметить, что иногда этот процесс не заканчивается вплоть до получения диплома. Сложность его состоит в том, что отсутствует контроль, который сопровождал абитуриента на протяжении получения школьного образования, что в большинстве случаев приводит к тому, что обучающийся не способен рационально использовать свое время. Родительский контроль, а также контроль со стороны образовательного учреждения практически теряет свою силу, и как следствие ведет к тому, что абитуриент не способен самостоятельно регулировать учебный процесс. Неспособность чувствовать ответственность приводит к тому, что обучение может стать причиной серьезного психического и физического нарушения личности. Поэтому абитуриент не способный самостоятельно пройти процесс адаптации, нуждается в помощи. Высшее учебное заведение в той или иной степени способствует этому процессу, создавая адаптационные программы, в которые могут быть включены различные средства и этапы. В случае, когда адаптационный процесс поддерживается двумя сторонами в равной степени и обучение, и преподавание становиться более успешным.

Социально-педагогическая адаптация студентов на начальном этапе получения высшего образования подразумевает активное участие преподавателей в учебе и жизни студентов. Так, в Таврической академии, за студенческой группой закрепляется куратор, который помогает обучающимся решить наиболее сложные проблемы как учебные, так и личностные. Если

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 куратор, а также преподаватели, работающие с первокурсниками, уделяют внимание формированию студенческой группы, тогда бывшие школьники будут менее подвержены стрессам, связанными с привыканием к новым условиям обучения. Однако не стоит забывать, что некоторые трудности с освоением нового материала способствуют развитию у студента выдержки и стрессоустойчивости.

Наиболее значимым пунктом в адаптационной программе обучающихся является дисциплина «Введение в специальность», которая позволяет студентам в полной мере ощутить специфику осваиваемой профессии. Также, рассматриваемому процессу может способствовать проведение различных семинаров и конференций как с преподавателями, так и со студентами. Такие мероприятия продемонстрируют возможности студенческой жизни, участие в научной работе, активное участие в жизни университета и будут способствовать более успешному процессу обучения.

Важно учитывать, что каждый абитуриент может приспосабливаться по-своему, однако способствовать этому крайне важно. Неудачи в процессе адаптации могут привести к нежелательным последствиям, например, получение неудовлетворительных оценок деятельности студента, и как следствие нежелание продолжать учебу. Такое положение вещей может привести к ухудшения психического и физического состояния абитуриента. По статистике студенты, имеющие проблемы с учебой болеют чаще чем остальные.

В противовес этому, студенты, прошедшие процесс адаптации успешно, становятся более приспособленными к дальнейшей жизни. Они выдержанны, стрессоустойчивы и конкурентоспособны. Важнейшей частью адаптационного процесса является выработка навыков самообучения и самосовершенствования, которые в дальнейшем способствуют более успешному развитию личности. Неадаптированные студенты сталкиваются с трудностями не только в учебе, но и в последующей деятельности. Педагогическая помощь, вовремя оказанная преподавателем, способствует эмоциональному раскрытию студента, осознанию им своих потенциальных способностей. Это позволит

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 обучающемуся стать уверенным в себе и с легкостью преодолевает трудности, связанные с адаптационным периодом.

Таким образом, сущность социально-педагогической адаптации студентов первокурсников заключается в организации процесса приспособления их профессиональному обучению, который должен быть целенаправленным и способствующим активному включению студента всоциальную группу, участником которой он является. Социально-педагогическая адаптация представляет собой интегрированное понятие, которое включает в себя, во-первых, педагогическое взаимодействие преподавателей и кураторов с обучающимися в ходе процесса адаптации; во-вторых, внедрение программы по социально-педагогической адаптации первокурсников; в-третьих, организацию перманентного контроля учебной деятельности студентов; в-четвертых, осуществление анализа успехов обучающихся в обучении; в-пятых, создание воспитательной среды, способствующей выработке навыков самообучения и самосовершенствования, которые в дальнейшем будут способствовать более успешному развитию личности.

Результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов данной проблемы. Перспективы исследования видим в разработке факторов и условий адаптации студентов-первокурсников в высшей школе.

Список литературы:

1. Образование и педагогика. Тезаурус. - ИНИНФ0-2006. Режим доступа: http://www.mgopu.ru/ininfo/r1_thesaurus.htm

2. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван. - 1973. - С.18-19.

3. Соловьев А. Абитуриент - студент: проблемы адаптации / А. Соловьев, Е. Макаренко // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56.

4. Философский энциклопедический словарь / Аверинцев, С. С.; Араб-Оглы, Э. А.; Иличев, Л. Ф. // М.: Советская энциклопедия. - 1989. - 815 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.