Один из важнейших показателей успешности вуза - востребованность его выпускников. У нас этот показатель составляет 98%. Этому в немалой степени способствует деятельность Центра содействия трудоустройству выпускников. ЮРГУЭС давно и целенаправленно ведет подготовку специалистов в соответствии с долгосрочными договорами о социально-экономическом партнерстве с субъектами федерации ЮФО. В 2008 г. (по заявкам, поступившим от работодателей и субъектов ЮФО) потребность в специалистах в два раза
превышает возможности целевого набора.
На ближайшие годы перед нами стоят непростые задачи и высокие цели. Мы должны последовательно идти к ним, совершенствуя материальную базу, формируя условия для поддержки своих работников. Самое главное -поиск и объединение вокруг этих целей критической массы подлинных профессионалов - преподавателей и сотрудников. Только элитные кадры могут обеспечить элитное образование. Это и есть стратегия успешности нашего вуза.
A.Г. САПРОНОВ, профессор, президент
B.А. СМОЛЯНИЧЕНКО, доцент, декан
В.Г. ЧИСТЯКОВ, директор профессионального лицея
Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» и направленные на его выполнение «Рекомендации по созданию университетских комплексов» Минобразования РФ от 09.11.2001 г. определили цель, задачи и принципы формирования структурной и ассоциативной интеграции образовательных учреждений - университетских комплексов. Однако в дальнейшем практически не было подготовлено никаких нормативных документов по созданию современной инфраструктуры интегрированного образовательного комплекса, обеспечивающего непрерывное профессиональное образование.
В декабре 2001 г. в качестве базового документа, определяющего направления реформы российского образования, Правительством РФ была одобрена «Концепция модернизации рос-
Социально-
ориентированный учебно-научно-инновационный университетский комплекс: опыт и проблемы
сийского образования на период до 2010 года». В концепции подчеркивается, что «цель модернизации состоит
в создании механизма устойчивого развития системы образования. Задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Вместе с тем в концепции отмечается, что общесистемный социально-экономический кризис 1990-х гг. существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, чем обрекло его на выживание и вынудило в значительной мере абстрагироваться от реальных потребностей страны. В очень сложном положении оказались образовательные структуры дотационных регионов, к каковым относится большинство субъектов Южного федерального округа, и особенно шахтерские территории. Угольная отрасль, долгое время являвшаяся ведущей в экономике Восточного Донбасса, находилась в состоянии глубокого кризиса. Закрылось более 100 предприятий угледобывающего комплекса. В результате резко упали реальные доходы населения (на 70%), увеличилась безработица, возросла социальная напряженность. До настоящего времени семь шахтерских городов (Шахты, Новошахтинск, Гуково, Красный Сулин и др.) являются на две трети дотационными. В этих условиях требовалось разработать инновационный, научно обоснованный и социально-ориентированный подход к формированию и развитию образовательных учреждений разного уровня, методологические основы их интеграции в структуры нового типа - университетские комплексы, призванные решать социально-экономические проблемы региона и в то же время обеспечивать социальные гарантии обучаемым в получении доступного, качественного и здоровьесберегающего профессионального образования.
Для достижения этих целей в нашем вузе уже в конце 1990-х гг. была осуществлена реорганизация ПТУ-34 (г. Шахты), реализующего образовательные программы НПО, в структурное подразделение Донской государственной академии сервиса, что явилось началом процесса формирования университетского комплекса многоуровневого образования ЮРГУЭС.
Для повышения доступности образования в 2000-2005 гг. разработан и реализован ряд системных мер. В частности, на основе прогнозного анализа рынка труда мы осуществили реструктуризацию специальностей и профессий ВПО, СПО, НПО, контрольных цифр набора студентов и учащихся с ориентацией на подготовку специалистов и рабочих кадров для углезамеща-ющих производств: малого бизнеса, сферы услуг, легкой и текстильной промышленности. Проведен и ряд других организационных мероприятий.
В результате была создана инновационная социально-ориентированная система непрерывного многоуровневого образования, включающая в себя
уровни среднего (полного) общего образования, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Функционирование этой системы обеспечивает реализацию следующих научных, организационно-методических и практических проектов:
• структурная модель социально-ориентированного университетского комплекса, включающая диверсифика-ционную схему реализации преемственных образовательных программ, предоставляющую обучаемым возможность выбора индивидуальной образовательной траектории;
• научно обоснованная система мер, обеспечивающая социальные гарантии обучаемым в получении доступного, качественного и здоровье-сберегающего образования, в том числе:
- система менеджмента качества (СМК) образовательного процесса, разработанная нашими специалистами и прошедшая международную сертификацию; автоматизированная система планирования, организации и контроля учебного процесса с электронным документооборотом, электронная библиотека, рейтинговая система оценки знаний, дистанционное обучение;
- система социальной поддержки и социальных гарантий обучаемым на всех уровнях образования, включая трудоустройство выпускников;
- система здоровьесберегащих технологий, гарантирующая охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучаемых, формирование у них устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни; система комплексного мониторинга и коррекции здоровья учащихся и студентов.
Успешное функционирование комплекса предполагает развитую инфраструктуру. В состав ЮРГУЭС входят четыре филиала, факультеты вуза, а
также подразделения, реализующие программы общего образования, НПО и СПО. Кроме того, образовательный процесс обеспечивают: кабинет психологической регуляции, центр содействия трудоустройству выпускников, учебно-научно-производственная туристическая фирма «Романтик», куль-турно-досуговый центр, музейно-вы-ставочный комплекс, студенческий дом моделей, лечебно-оздоровительный центр, являющийся базой для проведения исследований и мониторинга состояния здоровья обучаемых, разработки и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления учащихся и студентов.
В соответствии с лицензией ЮРГУ-ЭС осуществляет профессиональное образование по 6 направлениям (в том числе включая две программы магистерской подготовки), 28 специальностям высшего профессионального образования, 6 специальностям среднего профессионального образования, 9 профессиям начального профессионального образования, 16 образовательным программам послевузовского образования, 34 образовательным
программам дополнительного образования и по программе среднего (полного) общего образования в физико-математической школе.
Большой спектр образовательных структур, а также основных и дополнительных образовательных программ позволяет предложить обучающемуся большой выбор индивидуальных траекторий обучения.
Диверсификационная схема образовательных программ университета (рис. 1) дает студентам большие возможности в выборе пути обучения, предлагая непрерывную подготовку по траекториям НПО - СПО; СПО - бакалавриат, специалитет; НПО - СПО - ВПО с дальнейшим обучением в магистратуре и аспирантуре. Все это позволяет каждому получить уровень и профиль образования, соответствующий индивидуальным способностям и запросам рынка труда.
Неотъемлемой частью предлагаемой университетом образовательной модели является многоуровневое дополнительное образование, опирающееся на взаимодействие с центрами занятости населения, и предоставление образовательных услуг на основе учебных планов, согласованных с потребителями кадров.
Сегодня, в условиях интенсивного развития информационных технологий, требования, предъявляемые на рынке труда к подготовке техников, все больше смыкаются с требованиями, предъявляемыми к инженерам. Конкурентоспособному специалисту необходимо сочетать общую высокую образованность и глубокую теоретическую подготовку с практическими производственными навыками. Тем не менее ниша для специалистов среднего звена является неотъемлемой составляющей российского рынка труда, и потребность в квалифицированных рабочих и техниках в настоящее время велика как никогда.
В связи с этим заслуживает внимания эксперимент ЮРГУЭС, в рамках которого студенты получают неполное высшее и базовое среднее профессиональное образование. Тем самым переход от НПО к ступеням ВПО становится более плавным, совмещая практическую направленность подготовки с углубленным базовым образованием. Такая модель может стать инструментом реализации принципов Болонской декларации, предполагающей внедрение системы ECTS, которая помогает отслеживать «накопленные» знания в течение всей жизни и своевременно корректировать траекторию обучения.
Реальную многоуровневость образования может обеспечить только учебное заведение, активно формирующее образовательную среду, в которой интегрируется учебная, научная, инновационная и производственная деятельность всех уровней.
Многоуровневые учебно-научно-инновационные университетские комплексы в состоянии обеспечить государственные гарантии доступности полноценного качественного образования благодаря выстраиванию своей деятельности на принципах гибкости, диверсификации с опорой на внутреннюю мотивацию обучающихся.
Вместе с тем модернизация системы непрерывного профессионального образования в России путем создания университетских комплексов наталкивается сегодня на ряд серьезных юридических и организационных проблем. Так, за годы, прошедшие со дня принятия постановления правительства Российской Федерации № 676, мы не получили однозначного ответа, что же собой представляет университетский комплекс как субъект права. В Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в п. 13 (следующим за п. 12,
Рис. 1. Диверсификационная схема реализации образовательныхпрограмм
определяющим виды высших учебных заведений) сказано, что на базе университета или академии могут создаваться университетские комплексы. Создаваться эти комплексы могут Правительством РФ, органами власти
субъектов РФ или местного самоуправления, то есть предполагается ранжирование комплексов на федеральные, региональные и т.д.; финансироваться они также будут из бюджетов соответствующего уровня.
Появляется несколько вопросов.
Во-первых, университетские комплексы и здесь не выделены в отдельный вид высших учебных заведений, хотя задачи и средства их реализации значительно различаются в «чистом» университете и университетском комплексе. В итоге мы получили «усложненный» университет, отягощенный дополнительными обязанностями без дополнительных прав и возможностей.
Имея в своей структуре подразделения СПО, НПО, общего образования, университетский комплекс должен руководствоваться различными требованиями к финансированию, организации образовательной и педагогической деятельности, к санитарным нормам. Поэтому необходимы новые подходы к лицензированию и государственной аккредитации университетских комплексов многоуровневого образования, а также образовательных программ непрерывного образования.
Во-вторых, при существующей нормативной базе практически закрыта возможность создания региональных и муниципальных университетских комплексов с участием федеральных учебных заведений, поскольку по новому Типовому положению о вузе они должны финансироваться на том уровне, на котором созданы. Между тем концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. определяет университетский комплекс как объединение учебных заведений вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем.
В-третьих, наименование вуза (а университетский комплекс вне зависимости от уровня реализуемых программ и их количества остается высшим учебным заведением) отражает
его принадлежность только к образовательным программам ВПО. А статус «Университетский комплекс» может присвоить только Правительство Российской Федерации. Как же быть с теми учреждениями, которые сформировались де-факто как университетские комплексы до 14 февраля 2008 г. (времени утверждения нового Типового положения о вузе)? А как с точки зрения здравого смысла звучит название «Университетский комплекс имярек Академия»?
В-четвертых, в настоящее время отсутствуют требования к содержанию преемственных учебных планов и программ, к порядку их создания и согласования, то есть нет единых норм формирования идеологии университетских комплексов многоуровневого образования. А такие нормы необходимы.
Обучающимся в университетском комплексе должны быть предоставлены реальные возможности получения непрерывного образования и перехода на следующий, более высокий уровень образования по итогам внутренней аттестации при завершении образовательной программы предыдущего уровня. Однако принятые в последнее время изменения в законодательстве об образовании и в подзаконных актах (например, прием на обучение по программам ВПО только по результатам ЕГЭ) только усложняют ситуацию и фактически не дают такой возможности.
На наш взгляд, назрела необходимость в Типовом положении об университетском комплексе, в котором будут определены пути его создания, особенности финансирования (в том числе и разноуровневого), обозначены схемы управления, узаконен механизм внутренних переходов обучающихся с одного образовательного уровня на другой и решены другие вопросы.
При разработке Типового положения нужно использовать опыт уже действующих университетских комплексов.