Научная статья на тему 'Социально ориентированное управление человеческими ресурсами сельских муниципальных районов и его влияние на качество жизни населения'

Социально ориентированное управление человеческими ресурсами сельских муниципальных районов и его влияние на качество жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / УСЛОВИЯПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / INNOVATIVE SOCIALLY-ORIENTED MANAGEMENT / RURAL MUNICIPALITIES / SUBJECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC RELATIONS / POPULATION''S QUALITY OF LIFE / MUNICIPAL-PRIVATE COOPERATION / HUMAN RESOURCES / CONDITIONS FOR ATTRACTING HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова С. Г.

Рассмотрены возможности влияния социально ориентированного управления человеческими ресурсами на качество жизни населения сельских муниципальных районов. Обоснованы проблемы реализации административных реформ на муниципальном уровне, которые обусловлены недостаточной теоретической проработанностью ряда аспектов, связанных с институциональными преобразованиями в России, и слабой методической обеспеченностью процессов инновационных изменений на местах. Определен круг противоречий и проблем в осуществлении полномочий. Уточнены понятия «человеческие ресурсы муниципального района» и «качество жизни населения». Отмечена роль социально ориентированного управления человеческими ресурсами в системе взаимодействия субъектов социально-экономических отношений на муниципальном уровне. Рассмотрены характерные черты муниципально-частного взаимодействия. Представлена факторная модель управления качеством жизни населения. Выявлена сущность инновационного социально ориентированного управления человеческими ресурсами муниципального района. Определены наиболее значимые направления управления человеческими ресурсами, обеспечивающие рост качества жизни населения. Представлена экспертная оценка условий привлечения человеческих ресурсов в экономической деятельности сельских муниципальных районов. Выявлены проблемы в управлении человеческими ресурсами сельских муниципальных районов, влияющие на качество жизни населения. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что механизм взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, заложенный в социально ориентированном подходе к управлению человеческими ресурсами, вполне соответствует задачам по формированию тенденций устойчивого роста качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY ORIENTED HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN RURAL MUNICIPALITIES AND ITS IMPACT ON THE POPULATION''S QUALITY OF LIFE

The purpose of this paper is to consider how socially-oriented human resource management can influence the quality of life in rural municipal districts. We examine some problems in the implementation of administrative reforms at the municipal level, which are due to the lack of theoretical elaboration of a number of aspects related to institutional reforms in Russia and insufficient methodological support for the processes of innovative changes at the field level. The essence of innovative socially-oriented management approach aimed at ensuring the sustainable growth of the population’s quality of life in a municipal district is defined. The market and non-market nature of the activities of municipal authorities is identified, thereby determining the scope of contradictions and problems in the implementation of their powers. The concepts of «human resources» of the municipal district and the «quality of life» are clarified. The role of a socially-oriented human resource management in the system of interaction of the subjects of socio-economic relations at the municipal level is noted. The characteristic features of municipal-private interaction are considered and the factor model for the management of life quality of the population is presented. The essence of innovative socially-oriented human resources management in municipal districts is identified, along with the most important areas of human resources management that ensure the improvement of life quality. An expert assessment of the conditions for attracting human resources to the economic activity of rural municipal districts is presented. Some problems in the management of human resources in rural municipal districts affecting the quality of life are revealed. Based on the results of our research, we can conclude that the mechanism of interaction between subjects of social and economic relationships inherent in socially-oriented approach to human resource management, is quite adequate to develop the trends for sustainable improvement of the quality of the population's life.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированное управление человеческими ресурсами сельских муниципальных районов и его влияние на качество жизни населения»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 3 (43), с. 7-16

7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.24: 353.5

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

© 2016 г. С.Г. Захарова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

8Уе11апа-штЪ@тш1. ги

Стития поитупили в редикцию 05.05.2016 Стития приояти к публикиции 12.08.2016

Рассмотрены возможности влияния социально ориентированного управления человеческими ресурсами на качество жизни населения сельских муниципальных районов. Обоснованы проблемы реализации административных реформ на муниципальном уровне, которые обусловлены недостаточной теоретической проработанностью ряда аспектов, связанных с институциональными преобразованиями в России, и слабой методической обеспеченностью процессов инновационных изменений на местах. Определен круг противоречий и проблем в осуществлении полномочий. Уточнены понятия «человеческие ресурсы муниципального района» и «качество жизни населения». Отмечена роль социально ориентированного управления человеческими ресурсами в системе взаимодействия субъектов социально-экономических отношений на муниципальном уровне. Рассмотрены характерные черты муниципально-частного взаимодействия. Представлена факторная модель управления качеством жизни населения. Выявлена сущность инновационного социально ориентированного управления человеческими ресурсами муниципального района. Определены наиболее значимые направления управления человеческими ресурсами, обеспечивающие рост качества жизни населения. Представлена экспертная оценка условий привлечения человеческих ресурсов в экономической деятельности сельских муниципальных районов. Выявлены проблемы в управлении человеческими ресурсами сельских муниципальных районов, влияющие на качество жизни населения. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что механизм взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, заложенный в социально ориентированном подходе к управлению человеческими ресурсами, вполне соответствует задачам по формированию тенденций устойчивого роста качества жизни населения.

Ключевые илови: инновационное социально ориентированное управление, сельские муниципальные районы, субъекты социально-экономических отношений, качество жизни населения, муниципально-частное взаимодействие, человеческие ресурсы, условия привлечения человеческих ресурсов.

Использование современных методов и технологий управления территорией позволяет достичь положительной динамики отдельных статистических социально-экономических показателей, которые в определенной мере характеризуют качественные изменения уровня развития муниципальных районов. Однако только существенное изменение качества жизни населения может служить показателем результативности административных реформ на муниципальном уровне и быть оценкой результатов деятельности органов местного самоуправления. Именно в повышении качества жизни посредством решения вопросов качественного изменения условий непосредственной жизнедеятельности населения заключается сущность деятельности органов местного самоуправления, определенная Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[1]. Тем не менее недостаточная теоретическая проработанность ряда аспектов административной реформы и слабая методическая обеспеченность инновационных процессов существенно замедляют осуществление намеченных изменений в современной России и не позволяют добиться ожидаемых результатов, предусмотренных целевыми установками.

Часто административные процедуры по достижению более высоких экономических показателей и действия по оказанию качественных социальных услуг (как публичных, так и частных) рассматриваются в качестве критериев оценки достижения промежуточных и конечных результатов деятельности органов местного самоуправления [2]. Однако обеспечение роста качества жизни населения на основе роста экономических показателей - весьма не простая задача управляющей системы, поскольку они могут быть слабо связаны с удовлетворением

интересов населения [3]. Сущность инновационного социально ориентированного подхода к управлению муниципальными образованиями заключается в формировании и развитии комфортной среды для жизни, создании необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, в том числе для реализации человеческих ресурсов населения в экономической деятельности.

Согласно Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года [4], устойчивый рост качества жизни населения является основным приоритетом и предназначением (миссией) современного государства. Инновационный социально ориентированный подход к управлению человеческими ресурсами в своих концептуальных положениях согласуется с партисипаторным подходом, широко обсуждаемым в современном обществе [5]. В современных условиях роль государственных и муниципальных органов власти выходит за рамки концепции традиционного понимания, которое ориентируется на оказание и предоставление качественных государственных и муниципальных услуг, при безусловном соблюдении и систематическом повышении стандартов их качества. Традиционная организационная схема государственного и муниципального управления в виде пирамиды с высшими органами трех ветвей власти государственного и регионального уровня на вершине, органами прямого подчинения более низкого уровня посередине, органами местного самоуправления и потребителями муниципальных услуг внизу устарела [6]. Время требует кардинальных изменений, связанных с внедрением в практику инновационного социально ориентированного подхода в государственном и муниципальном управлении, переворачивая пирамиду так, что наверху оказывается ее основание. Таким образом, с учетом инновационного социально ориентированного подхода в управлении, удовлетворение потребностей населения в реализации его потенциала выходит на первое место, а обеспечение условий по достижению целей и интересов населения возлагается на муниципальные органы власти. Ниже находятся структуры, осуществляющие информационную, финансовую, организационную, методическую поддержку органов местного самоуправления, в нижней части пирамиды - высшие органы власти, которые обеспечивают стратегическое руководство и целевые ориентиры. В рыночных условиях необходимо учитывать особенности системы управления крупными интегрированными структурами корпоративного типа, к которым можно отнести муниципальные районы.

Одной из таких особенностей является принадлежность прав собственности на факторы производства субъектам социально-экономических отношений, которые вправе распоряжаться ими в собственных интересах.

Соответствующими имущественными правами наделены и муниципальные образования. От имени муниципальных образований, по их специальному поручению действуют органы местного самоуправления в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, таким образом становясь участниками рыночных отношений. Использование рыночных принципов, организационно-правовых и организационно-экономических механизмов управления территорией нацеливает на экономию и оптимизацию государственных и муниципальных затрат в общественном секторе экономики [7]. Широко используемый в практике муниципального управления рыночный подход в управлении территорией в результате стремления к повышению основных показателей экономической эффективности деятельности нередко противоречит интересам населения.

В связи с этим муниципальные органы власти, с одной стороны, выступают на равных началах с иными участниками рыночных отношений - гражданами и юридическими лицами и могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [8].

С другой стороны, муниципальные органы власти, не имеющие собственных интересов, а, по закону, осуществляющие деятельность в интересах населения, тем самым несут ответственность за обеспечение качества жизни. Именно с этой точки зрения проявляется нерыночная суть деятельности муниципальных органов власти и рассматривается инновационное социально ориентированное управление муниципальными образованиями.

Особую роль в социально ориентированном управлении человеческими ресурсами муниципального района занимает система взаимоотношений субъектов социально-экономических отношений, связанная с социокультурными, моральными, психологическими ценностями, а также с реализацией политики социального партнерства, востребованностью труда и потенциала населения [9]. Учет взаимных интересов участников муниципально-частного партнер-

Социилиоо ориеотировиооое упривлеоие человечеикими ресуриими

9

ства ведет к их взаимной ответственности и расширению конкурентных преимуществ, а направленная работа по использованию социально ориентированного подхода к управлению человеческими ресурсами создает условия для успешной реализации конкурентоспособной позиции социально-экономического положения муниципального района.

Сущность управления человеческими ресурсами муниципального района заключается в том, что население рассматривается как достояние территории, которое обеспечивает ее успех в конкурентной борьбе. Однако процесс экономического развития возможен лишь в случае глубокой заинтересованности самого населения в этом развитии, которое способствует реализации его собственных интересов и удовлетворенности, так как именно человеческие ресурсы сельских муниципальных районов являются неиссякаемым источником, обеспечивающим социально-экономическое развитие территории.

Заинтересованность населения в значительной степени заключается в повышении уровня благосостояния, которое определяется не только высоким уровнем заработной платы, но и другими, не менее важными факторами производства. Формирование доходов населения, согласно одному из постулатов неоклассической школы, заключается в том, что в состоянии равновесия рыночных сил доходы населения соответствуют вкладу соответствующего человеческого ресурса в экономику. С позиций факторного подхода к доходам населения, институциональные реформы предполагают создание широких возможностей по реализации человеческих ресурсов, а это возможности получения не только платы за вложенный труд, но и доходы за вложенные капиталы в виде дивидендов, процентов, доходы от собственности и широкие возможности использования предпринимательских способностей [10].

Вместе с тем уровень социально-экономического, медико-экологического и культурно-духовного развития района, инфраструктура, институциональная среда и инвестиционный климат района, как факторы внешней среды, которые обеспечиваются муниципальными органами власти (рис.1), имеют большое значение для повышения качества жизни населения.

Как видно из рисунка, юридическая и экономическая ответственность муниципальных органов власти не ограничивается только предоставлением конституционно гарантированных обязательств государства по обеспечению социальными услугами и качественными

публичными услугами [11]. Не менее важными обязательствами муниципальных органов власти является создание благоприятного для экономической деятельности инновационного климата, инвестиционной среды и эффективной инфраструктуры муниципального района, обеспечивающих условия реализации человеческих ресурсов населения. Историческое изменение роли муниципальных органов власти в экономике приводит к смене парадигмы, ориентируя деятельность рыночных и публично-властных субъектов на население как индивидуализированных участников (субъектов) социально-экономических отношений, обладающих ресурсами, которые можно привлекать к экономической деятельности [12]. В связи с этим особый интерес представляет государственно-частное партнерство как совокупность форм взаимодействия государства, бизнеса и населения для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Рассматривая систему взаимодействия субъектов социально-экономических отношений сельских муниципальных районов, остановимся на уточнении понятия «муниципально-частное партнерство» в рамках Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13]. В законе понятия «государственно-частное партнерство», «муниципально-частное партнерство» определяются как «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества».

Таким образом, система взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, рассматриваемая нами с позиций социально ориентированного управления муниципальными образованиями, приобретает определенные характерные черты:

Факторы развития муниципального района (территории)

Факторы производства

Качество жизни населения муниципального района

7Г-

Уровень доходов населения

трУД зараоотная

штата

гп

проценты

приоыль

Г I

= 5

о сс а 3

н/с доход

. г

О к

^ Г" —

г- а

о

* г

Ё И

— -

О

& 3

>2 О

= Ц

I"

Рис. 1. Факторная модель управления качеством жизни населения

1) взаимодействие рассматривается как «сотрудничество между публичным и частным партнером»;

2) сотрудничество «основывается на объединении ресурсов»;

3) целью взаимодействия является «привлечение в экономику частных инвестиций»;

4) соблюдаются «гарантии прав и законных интересов сторон (партнеров)».

В качестве публичного партнера выступают муниципальные органы власти, в качестве частного партнера могут выступать бизнес и население муниципальных образований, каждый из которых обладает перечнем ресурсов, которые можно привлечь в качестве факторов производства в экономику района. Вместе с тем «объединение ресурсов» непозволительно рассматривать только с позиции финансовых средств. Понятие «ресурсы» значительно более широкое, особенно в контексте корпоративного управления, которое предусматривает частную собственность на факторы производства, а это, как известно, открывает рынок не только капитала, но и природных ресурсов, труда, предпринимательских способностей, кроме того, не стоит пренебрегать информационной составляющей. «Частные инвестиции» можно рассматривать как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [14]. Инвестиции можно также рассматривать как вложение материального и нематериального капитала в экономику муници-

пального района с целью умножения вложенного капитала и получения прибыли, которые являются способом увеличения реальных производительных активов, приобретения финансовой свободы, обеспечения благосостояния в будущем, представляют собой особую категорию экономических отношений. Инвестиции можно рассматривать и как капитальные вложения (совокупность затрат) материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

Таким образом, в широком смысловом понимании, муниципально-частное партнерство -это взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления с частным партнером по решению общественно значимых задач, входящих в полномочия муниципальных органов власти, по обеспечению качества жизни населения, основанное на объединении ресурсов и распределении рисков. Законом сужены границы этого сотрудничества до «юридически оформленного», оставляя за рамками закона большую часть взаимоотношений между субъектами социально-экономических отношений муниципального уровня. В связи с этим в нашем исследовании рассмотрено более широкое понятие «муниципально-частное взаимодействие», которое имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия.

Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект по достижению стратегических целей [15]. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии

Социилиоо ориеотировиооое упривлеоие человеческими ресурсими

11

решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в т.ч. с частным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками, расширением рынка труда, тем самым создавая условия повышения качества жизни населения.

Со стороны муниципальных органов власти таким вкладом являются: возможности налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. По мере развития муниципально-частного сотрудничества в сфере инфраструктуры органы местного самоуправления получают возможность сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. В конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг, обеспечивая рост удовлетворенности населения качеством жизни. В рамках муниципальной собственности происходят существенные институциональные преобразования, позволяющие расширять участие частного бизнеса в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций. Оставаясь собственником, муниципалитеты сохраняют за собой и определенную степень хозяйственной активности.

Со стороны населения появляются более широкие возможности реализовать свой человеческий потенциал, привлечь к экономической деятельности находящиеся в собственности ресурсы, тем самым повышая уровень своего благосостояния, а следовательно, качества жизни.

Таким образом, с учетом корпоративных принципов управления территорией как крупной интегрированной структурой, социально ориентированный подход к государственному и муниципальному управлению в его некоммерческой форме является основой социально-экономических преобразований. Особое значение в достижении устойчивого роста качества жизни населения имеет социально ориентиро-

ванное управление человеческими ресурсами населения.

Выбор направления реализации человеческих ресурсов населением муниципального района зависит от перспектив карьерного роста, удовлетворенности трудовой жизнью, условий реализации человеческого и управленческого потенциала, возможностей деловой активности, что, безусловно, влияет на результативность деятельности всей экономической системы, т. к. движущей силой любой экономической деятельности является человеческий потенциал [16]. В связи с этим муниципальные органы власти должны создать такие условия развития человеческих ресурсов населения, которые позволят максимально раскрыть человеческий и управленческий потенциал. Чем большую часть потенциала населения возможно задействовать в муниципальном районе, привлечь в качестве факторов производства в экономической деятельности, тем более успешным и конкурентоспособным окажется район. Следовательно, планирование жизненных целей активных прогрессивных членов общества, соответствующих целям развития муниципального района, является весьма важной задачей управления.

Ограниченное использование человеческих ресурсов приносит вред не только их обладателям, но и всему окружающему обществу. И хотя неблагоприятные территориальные условия негативно влияют на основные социально-экономические индикаторы качества жизни населения, в том числе показатели, отражающие занятость населения и условия труда, размер и структуру денежных доходов населения, все же основным источником развития следует рассматривать возможности развития человеческих ресурсов [17].

Согласно инновационному социально ориентированному подходу к управлению человеческими ресурсами, стратегия развития муниципального района формируется на основе желаний и возможностей проживающего на территории населения, а главным ориентиром является устойчивый рост качества жизни населения. Привлечение человеческих ресурсов к экономической деятельности рассматривается с позиций интересов и возможностей населения, которые становятся целью развития социально-экономических отношений. В рамках инновационного социально ориентированного подхода человеческие ресурсы следует рассматривать как совокупность возможностей человека, которые могут быть направлены на реализацию целей и задач, в соответствии с принятыми ценностями, специфическими принципами поведения, принимаемыми данной категорией населения.

Рис. 2. Сущность социально ориентированного управления человеческими ресурсами муниципального района

Таким образом, главной задачей органов муниципальной власти в управлении человеческими ресурсами муниципального района является формирование, развитие, поддержка и эффективное использование возможностей населения, направленных на достижение целей, единых ценностей, корпоративной (территориальной) культуры и соблюдение баланса интересов окружающей деловой среды и всех участников корпоративных отношений государственно-частного взаимодействия.

Человеческие возможности в экономической деятельности огромны, они представляют собой совокупность потенциалов, в том числе рассматривается трудовой потенциал, как стратегический ресурс развития инновационной экономики [18]. Однако население, обладая собственным потенциалом, будет готово реализовать его в экономической деятельности только в случае удовлетворения собственных интересов, влекущих к повышению качества жизни. Рассматривая человеческие ресурсы в широком смысле слова как возможности участия человека в экономической деятельности, следует учитывать интересы всех субъектов социально-экономических отношений (рис. 2). Именно пересечение интересов в процессе совмещения имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциала со стратегией и целями развития бизнеса и общества в целом дает синергети-

ческий эффект. Социально ориентированное управление человеческими ресурсами муниципального района направлено на решение глобальных, долговременных, принципиально новых задач по развитию социально-экономической системы, максимально используя индивидуальные способности, повышение квалификации и реализацию личностного потенциала. К наиболее значимым направлениям управления человеческими ресурсами следует отнести:

• управление уровнем благосостояния;

• управление ценностями;

• управление условиями реализации потенциала;

• управление трудовой карьерой и лидерством;

• управление экономическим эффектом.

Управление уровнем благосостояния населения связано с интеграцией потребностей и интересов населения в цели общества за счет реализации человеческих возможностей в экономической деятельности. Управление ценностями рассматривается как выявление и формирование общих моральных, социальных и поведенческих ценностей субъектов социально-экономических отношений на территории. Под управлением условиями реализации человеческих ресурсов подразумевают формирование инфраструктуры, инновационной среды, институциональные преобразования и т.д. Управ-

Таблица

Оценка условий привлечения человеческих ресурсов населения в экономической деятельности _сельских муниципальных районов_

Показатели, характеризующие качество жизни населения Оценка условий по 10-балльной шкале

2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. (прогноз)

Оценка качества жизни населения 6.38 5.92 5.81 5.42 6.15

Оценка привлечения человеческих ресурсов населения к экономической деятельности в муниципальном районе 5.4 5.23 5.21 5.1 6.0

Оценка возможностей полной реализации человеческого потенциала в районе 7.0 7.2 6.90 7.1 7.4

Оценка возможностей развития малого бизнеса 3.1 3.7 3.32 5.1 5.5

Оценка готовности связать дальнейшую судьбу с развитием родного района 4.7 4.9 4.48 6.4 6.6

ление трудовой карьерой и лидерством предусматривает привлечение к экономической деятельности населения муниципального района с высоким управленческим потенциалом и формирование кадрового резерва. С этой целью целесообразно предусмотреть выявление населения с высоким уровнем управленческого потенциала, высоким уровнем индивидуальных целей, ценностей, потребностей и интересов, мотивационного ядра, трудового поведения. Инвестиции в развитие человеческих ресурсов муниципального района, систематическая организация обучения, реализация программ карьерного роста, повышение качества и условий труда дают возможность удерживать на территории перспективную часть населения, с высоким управленческим потенциалом [19]. Возможности управления экономическим эффектом зависят от реализации человеческих ресурсов в экономической деятельности. С этой целью необходимо систематически внедрять в практику муниципального управления новейшие технологии и методы оценки результатов привлечения человеческих ресурсов в экономику района [20].

Как уже отмечалось выше, одним из важнейших аспектов социально ориентированного управления человеческими ресурсами муници-

пального района являются благоприятные социально-экономические условия реализации человеческого потенциала, а достижение многих трудовых и поведенческих целей населения муниципального района необходимо оценивать с позиций удовлетворенности результатами использования человеческих ресурсов. Вместе с тем внешние социально-экономические условия, в которых осуществляется деятельность, характеризующие потенциал муниципального района, существенно отличаются, создавая объективно сложившиеся территориальные ограничения для привлечения человеческого потенциала в экономических процессах. Проведенные автором в 2012-2015 гг. среди студентов выпускных курсов, проживающих в сельских муниципальных районах Нижегородской области, исследования по оценке возможностей привлечения человеческих ресурсов в экономической деятельности выявили ряд проблем. Чаще всего они связаны с низкой оценкой условий привлечения человеческих ресурсов населения в экономическую деятельность. Респондентам предлагалось оценить обозначенные условия по 10-балльной шкале. В табл. представлены результаты опроса респондентов по сельским муниципальным районам.

2010

о____ О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3

2015

Готовы продолжить экономическую деятельность врайоне,в котором проживают,%

I Ищут новые условия реализации своих возможностей в экономической деятельности,

Рис. 4

По результатам опроса данной категории респондентов, являющихся наиболее перспективной частью населения сельских муниципальных районов, видно, что большинство опрошенных высоко оценивали возможности полной реализации человеческого потенциала в сельских районах области - от 7.0 балла в 2010 году до 7.4 балла в прогнозируемом будущем (2016 году). Однако экспертная оценка более 300 респондентов сельских муниципальных районов с высшим и неоконченным высшим образованием по итогам 2015 года в реальности показала, что при наличии возможностей реализации человеческого потенциала в районе (7.1 балла) привлекаются человеческие ресурсы населения к экономической деятельности в муниципальном районе весьма скромно. По мнению экспертов, оценка данного показателя составляет лишь 5.1 балла. Тенденции изменения качества жизни населения за период с 2010 по 2015 г. имеют отрицательную динамику. Показатель качества жизни населения снизился с 6.38 балла в 2010 году до 5.42 балла в 2015 году, что является минимальным значением за исследуемый период. По мнению экспертной группы, падение качества жизни населения в 2015 году закончится и к концу 2016 года данный показатель возрастет до 6.15 балла. Оценка возможностей развития малого предпринимательства в сельских муниципальных районах также изме-

нила свои тенденции. В 2010 году она составляла лишь 3.1 балла, что почти на два балла ниже, чем в 2015 году (5.1 балла). Выявленный факт является сигналом для активизации работы служб занятости населения по обучению предпринимательству, созданию оснащенных специализированных структур по поддержке малого и среднего бизнеса, осуществлению информационной подготовки населения к деятельности в условиях институциональных преобразований и административных реформ. Согласно статистической отчетности, количество вновь открытых предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства на территориях с низким уровнем социально-экономического развития в 3.2 раза меньше, чем в благополучных районах [21]. Новые приемы, методы и технологии управления требуют изменения традиционных норм поведения, формирования уверенности населения в широких возможностях реализации человеческих ресурсов. Весьма тревожной является тенденция низкой готовности молодежи с высшим и неоконченным высшим образованием связать дальнейшую судьбу с развитием родного района. По результатам социологического опроса за 2015 год, лишь 64% респондентов сельских районов готовы осуществлять деятельность на территории сельских муниципальных районов Нижегородской области и инвестировать свои

человеческие ресурсы в развитие ее экономики (рис. 3).

Из рисунков видно, что тенденция снижения внутренней миграции сельского населения в крупные города области имеет положительную динамику. Стремление к более высокому качеству жизни за счет переселения на городские территории, что характеризуется показателем готовности продолжать свое развитие на территории сельских муниципальных районов, постепенно снижается с 53% в 2010 году до 36% в 2015 году. По нашему мнению, это происходит за счет растущих возможностей повышения качества жизни населения в сельских муниципальных районах.

Таким образом, главная задача органов муниципальной власти в рамках инновационного социально ориентированного управления человеческими ресурсами муниципального района заключается в привлечении возможностей населения в качестве факторов производства в экономической деятельности, при соблюдении баланса интересов окружающей деловой среды и всех участников социально-экономического взаимодействия.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 2.

2. Айвазян С. А. Анализ качества и образа жизни населения: эконометрический подход. М.: Наука, 2012. 402 с.

3. Мазин А.Л. Влияние уровня доходов на инновационное развитие // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. № 2 (2). С. 79-87.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

5. Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения: Монография / Под общ. ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород - М.: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2013. 268 с.

6. Мальцев А.Н. Клиентоориентированный подход в государственном и муниципальном управлении: Монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2014. 326 с.

7. Курченков В. В., Морозова Н. И. Государственно-частное партнерство и его влияние на эффективность управления муниципальным образованием // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 9 (69). С. 98-104.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

9. Ивашиненко Н.Н., Теодорович М.Л. Ресурсы применения партисипаторных технологий для повышения социальной защищенности населения России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012.

№ 1 (25). С. 35-44.

10. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Факторный подход к управлению качеством жизни населения сельских муниципальных районов // Проблемы устойчивого развития социально-экономических систем: регион, город, район, организация: Материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 9 октября 2014 г. Н. Новгород: НИМБ, 2014. С. 149-153.

11. Кулагина Э.Н., Захарова С.Г. Институциональные инновационные преобразования социальных отраслей муниципального района // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2. Ч. 2. С. 141-149.

12. Морозова Г. А. Процесс совершенствования государственного управления // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2014. № 2 (104). С. 256-262.

13. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

14. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. с изменениями и дополнениями.

15. Яшин С.Н., Кулыгина Е.Н. Формирование территориальной инвестиционной стратегии инновационного развития региона (на примере Нижегородской области) // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Н. Новгород, 2015. С. 232-240.

16. Егоршин А.П., Захарова С.Г. Карьера одаренного менеджера. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос, 2012. 384 с.

17. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Оценка источников формирования денежных доходов в рамках институциональных преобразований качества жизни населения сельских муниципальных районов // Инновации и инвестиции. Научно-аналитический журнал / Под общ. ред. М.В. Конотопова. М., 2013. № 3. С. 89-92.

18. Резник Г. А., Амирова Д.Р. Инновационный трудовой потенциал - стратегический ресурс развития инновационной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 306309.

19. Одегов Ю.Г. Управление талантами -реальность современного менеджмента // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 92-99.

20. Малик Е. Н., Мельников А. В. Специфика управления кадровым потенциалом муниципального образования в условиях реформы местного самоуправления // Управленческое консультирование. 2015. № 10 (82). С. 8-14.

21. Захарова С.Г., Дмитриев М.Н., Масленников Н. А. Развитие малого бизнеса как метод управления человеческими ресурсами муниципальных районов в концепции факторного подхода // Приволжский

HayHHtm xypHan / HHrACy. 2015. № 4 (36). C. 163- 169.

SOCIALLY ORIENTED HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN RURAL MUNICIPALITIES AND ITS IMPACT ON THE POPULATION'S QUALITY OF LIFE

S.G. Zakharova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The purpose of this paper is to consider how socially-oriented human resource management can influence the quality of life in rural municipal districts. We examine some problems in the implementation of administrative reforms at the municipal level, which are due to the lack of theoretical elaboration of a number of aspects related to institutional reforms in Russia and insufficient methodological support for the processes of innovative changes at the field level. The essence of innovative socially-oriented management approach aimed at ensuring the sustainable growth of the population's quality of life in a municipal district is defined. The market and non-market nature of the activities of municipal authorities is identified, thereby determining the scope of contradictions and problems in the implementation of their powers. The concepts of «human resources» of the municipal district and the «quality of life» are clarified. The role of a socially-oriented human resource management in the system of interaction of the subjects of socio-economic relations at the municipal level is noted. The characteristic features of municipal-private interaction are considered and the factor model for the management of life quality of the population is presented. The essence of innovative socially-oriented human resources management in municipal districts is identified, along with the most important areas of human resources management that ensure the improvement of life quality. An expert assessment of the conditions for attracting human resources to the economic activity of rural municipal districts is presented. Some problems in the management of human resources in rural municipal districts affecting the quality of life are revealed. Based on the results of our research, we can conclude that the mechanism of interaction between subjects of social and economic relationships inherent in socially-oriented approach to human resource management, is quite adequate to develop the trends for sustainable improvement of the quality of the population's life.

Keywords: innovative socially-oriented management, rural municipalities, subjects of social and economic relations, population's quality of life, municipal-private cooperation, human resources, conditions for attracting human resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.