ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 332.146.2
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
Е.Н. КАДЫШЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры отраслевой экономики
E-mail: [email protected] Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
И.В. ПЕТРОВА, ассистент кафедры экономики и менеджмента в производственной сфере E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный экономический университет, филиал в г. чебоксары
Закономерные проявления нестабильности макроэкономической среды стали в настоящее время в определенной степени влиять на условия управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Муниципальное образование, являясь открытой системой, динамично воспринимающей внешние воздействия, подвергается большому количеству новых, ранее неизвестных для нее импульсов, результат которых трудно поддается прогнозированию.
Факты ускорения наступления фаз цикла ввиду сокращения их длительности, усиления степени влияния кризисных событий и угрозы постоянства невыхода из кризисной фазы рассматриваются авторами как необходимость выработки и применения инновационных подходов к организации муниципального управления.
В качестве инновационного метода в муниципальном управлении предложено использовать процессный подход. В представленной статье на основе эмпирического метода проанализированы различные аспекты применения процессного подхода в достижении целей управления муниципальным социально-экономическим развитием.
Учитывая необходимость проведения мероприятий по совершенствованию муниципального управления, авторами рекомендовано переосмыслить значение административного регламента как инструмента повседневной деятельности муниципального служащего, повысить его информативность и полезность использования как самим муниципальным служащим, так и иными пользователями.
Отдельные результаты проведенного исследования при их внедрении в практику муниципального управления позволят обеспечить преемственность и последовательность принятия решений в различных областях и сферах муниципального менеджмента, уменьшить вероятность управленческих ошибок.
Авторами сделан вывод о том, что процессный подход может помочь субъектам муниципального управления реализовать согласование целей и ресурсов управления, а также обеспечить ориентацию муниципального управления на удовлетворение растущих потребностей общества при одновременном вовлечении населения в создание нового устойчивого типа муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальное образование, цикличность развития, местная администрация, муниципальное управление, процессный подход, административный регламент
На современном этапе развития экономических отношений в Российской Федерации становятся очевидными проблемы, связанные с муниципальными образованиями, особенно в части формирования адекватных управленческих структур и методов. В отечественной и зарубежной литературе имеется множество подходов и методов, определяющих различные формы управления муниципальными образованиями. При этом возникает необходимость учета ряда особенностей, связанных с изменениями отношений в сфере управления муниципальным хозяйством, вызванными действиями региональных факторов, складывающейся конъюнктуры, а также невозможностью достаточно определенно на какой-либо период прогнозировать развитие муниципального образования как конкретного объекта управления.
Муниципальное образование является весьма специфическим объектом управления, особенности которого определяются сложностью его структурирования, многофакторностью развития, абсолютной идентичностью таких образований, расположенных на одной территории. Поэтому становится очевидной необходимость четкой дифференциации муниципальных образований как объектов управления, классификации составляющих его структурных элементов по имеющимся социальным, юридическим, экономическим критериям, а также приближения к однозначному определению понятия муниципального образования как моноструктуры на макроуровне рассмотрения, так и широкой дисперсии дефиниций элементов муниципального образования на микроуровне изучения его внешних и внутренних мирохозяйственных связей.
Специфичность и уникальность каждого муниципального образования, характеризующие его содержание и сущность в качестве социально-экономической системы, подтверждаются присутствием в его развитии закономерностей цикличности, которые предполагают наличие принципов системно-эволюционного отбора при достижении социально-экономических целей развития, определяющих генетику самообразования, его особенную структуру, границы и состав элементов, необходимых и достаточных для формирования адекватных механизмов муниципального хозяйствования.
Цикличность как форма развития муниципального образования обусловливает множественность путей формирования муниципальной системы на разных этапах цикла, которая в итоге может характеризовать не только динамику и интенсивность развития системы, но и определять возможные позитивные и негативные условия, влияющие на формирование индивидуального экономического, юридического и социального статуса муниципального образования, его структуры, степень глобализации, интеграции в мирохозяйственное пространство, уровень замкнутости социально-экономических процессов, степень активности общества и бизнеса и воздействие мировой конъюнктуры на стратегию развития муниципального образования.
В современных экономических условиях необходимо определить сущность муниципального образования как объекта управления и его базовые характеристики для выработки объективных экономических механизмов управления, адекватных структуре и сущности объекта управления - муниципального образования.
В западной науке понятие «муниципалитет» в первую очередь носит юридический характер. С юридической точки зрения муниципальное образование рассматривается как субъект и объект права, что отражено в соответствующей правовой отрасли. Данную точку зрения разделяют и некоторые признанные отечественные ученые, в частности С.А. Авакьян, А.А. Замотаев, И.В. Бабичев, Е.С. Шугрина, И.И. Овчиников и др.
Территориальная сущность муниципального образования исследована О.В. Кожевиной и М.В. Сиротенко. Они рассматривают муниципальное образование как составную часть экономического пространства региона, «минимальный элемент экономической региональной системы, имеющий административные ресурсы управления и контроля» [3]. В свою очередь А.Г. Воронин рассматривает муниципальное образование как первичную производственно-управленческую базу, основой которой является городское хозяйство, а участниками - муниципальные предприятия и организации [2]. Проведя исследования работ А.Г. Воронина и других специалистов, рассматривающих муниципальное образование как «производственно-социальный комплекс», Т.А. Коркина обращает внимание на то, что при анализе природы муниципального образования ими ставится акцент на «раскрытии правоимущественной основы му-
ниципальных образований» (местном бюджете и муниципальной собственности) и предлагает собственное определение муниципального образования -«территориально-административная единица, управляемая органами местного самоуправления и самостоятельно удовлетворяющая большую часть потребностей населения в труде и социальных благах через использование наличных ресурсов» [4].
Наряду с муниципальной собственностью и местным бюджетом В.Б. Зотов в качестве основных признаков муниципального образования выделяет также населенную территорию, органы местного самоуправления и устав. Наличие органов власти (органов местного самоуправления и устава муниципального образования) предполагает осуществление властных полномочий [6].
По мнению П.А. Астафичева, муниципальное образование - это публичное территориальное объединение граждан, реализующих властные полномочия через местное самоуправление, что характеризует юридическую личность муниципального образования и позволяет говорить о муниципальном образовании как о юридическом лице публичного права, обладающем правосубъектностью и, следовательно, определенным юридическим статусом [1].
Каждый из авторов в зависимости от направленности исследовательской деятельности вносит в понимание сущности муниципального образования новые детали, позволяющие уточнить и углубить ее. Приведенные определения отражают особенные характеристики муниципального образования, которые позволяют изучать его природу в качестве субъекта и объекта управления, обосновать необходимость управления как внутри муниципального образования (самоуправление, муниципальное управление), так и извне (государственное регулирование социально-экономических процессов, происходящих внутри муниципального образования).
Свое определение дают Ю.И. Молотков и Н.Н. Москвина. Они предлагают рассматривать муниципальное образование как социально-экономический объект, который состоит из совокупности компонентов и элементов, входящих в этот объект, и системы связей, взаимосвязей, взаимозависимости с внутренней и внешней средой, объединенных целями, задачами и единым процессом целесообразной деятельности, направленных на достижение оптимального конечного результата местного самоуправления [5]. По мнению авторов, данное определение представляется наиболее полным, так
как оно отражает внутренние и внешние взаимосвязи муниципальных социально-экономических процессов, что важно с точки зрения цикличности развития, так как циклам подвержены в наибольшей степени открытые системы, к которым относится муниципальное образование.
Жизнедеятельность муниципального образования в соответствии с законодательством обеспечивается путем решения вопросов местного значения -ключевых направлений деятельности органов местного самоуправления. Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения [10]. Другими словами, законодательно определена территориальная сущность муниципального образования. Поскольку территориальная организованность является основой целостности государства, процессы, происходящие внутри его границ и за пределами, представляют особый интерес с точки зрения их влияния на облик и состояние территории. Следует отметить, что в редакции Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) территориальная составляющая понятия рассматривалась неразрывно с уникальной содержательной составляющей - местным самоуправлением, которое осуществляется в пределах данной территории посредством муниципальной собственности, местного бюджета на основе выборности органов местного самоуправления. Определение муниципального образования, данное в редакции 1995 г., представляется авторам более полным, так как в нем обозначены основы представлений о природе местного сообщества и способах его организации, в том числе территориально: «Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».
Для управления социально-экономическим развитием муниципального образования наибольший, по мнению авторов, интерес представляет особенность сокращения продолжительности экономических циклов, которая наблюдается в последние десятилетия [9]. Принимая во внимание тот факт, что наиболее короткий по продолжительности цикл, по Китчину, длится до 4 лет, а наиболее длинный для одного поколения, по Кондратьеву, - до 60 лет, можно сделать вывод о том, что в каждый фиксированный момент времени (любой исследуемый период) макроэкономическая система, а также социально-экономические системы, оказывающиеся под ее влиянием, находятся в той или иной фазе экономического цикла. И здесь наиболее важной является выработка политики и стратегии управления кризисными и посткризисными периодами в рамках единого, системного механизма управления развитием муниципального образования. Для конкретного муниципального образования, которое является самой маленькой социально-экономической единицей в системе государственности, это фактически вопрос продолжения существования и дальнейшего развития.
Поэтому, учитывая возрастание уровня неопределенности протекания важнейших социально-экономических процессов, увеличение продолжительности кризисных периодов и частоты их возникновения, с одной стороны, и необходимость обеспечения устойчивости развития систем, с другой - представляется целесообразным применение инновационных подходов в муниципальном управлении, которые определяют устойчивый тип социально-экономического развития региона [7].
Среди имеющихся инновационных методов и форм муниципального управления наиболее адекватным условиям функционирования муниципального образования является процессный подход. На основе представления муниципального управления в качестве системы, где явно выделяются объект управления - муниципальное хозяйство и управляющая часть - надстройка муниципального управления, в которой формируются предпосылки процессного подхода и определяются принципиальные требования к формированию процессной системы управления. Опираясь на труды основоположника школы административного управления А. Файоля [8], можно сказать, что сущность процессного подхода в муниципальном управлении состоит в выделении системы целей, построении последующей системы
совокупных процессов, представляющих собой прямые и обратные связи элементов, реализующих цели и задачи муниципального управления, которые в конечном итоге приводят к достижению целей муниципального управления. По мнению авторов, существует множественность путей достижения целей муниципального управления, которые должны быть реализованы в рамках процессного подхода. Учитывая сложность объекта управления, необходимо ранжировать множественность процессов по уровням муниципального управления, по отраслевой специфике управленческих воздействий, по длительности управленческих процессов как во времени, так и в пространстве муниципального образования.
Одним из главных принципов процессного подхода в муниципальном управлении является наличие четко определенного сектора в объекте управлении, на который направлен тот или иной процесс. Таким образом, каждый процесс имеет свои конкретные цели, описанные в виде совокупности качественных и количественных параметров, характеризующих тот или иной участок муниципального хозяйствования. Следуя методологии процессного подхода, каждый процесс должен быть жестко закреплен за «владельцем процесса» -структурой муниципального управления, иметь регламент процесса, описывающий совокупность операций и их взаимосвязи в рамках реализуемого процесса, а также параметры операций, которые в итоге формируют общий результат.
Система процессов в рамках муниципального управления наиболее удобно может быть представлена в виде известного инструмента IDF0, предлагаемого в рамках системы ISO 9004 версии 2008 г. Сформированная таким образом модель процессного подхода в муниципальном управлении является материализованным выражением всей системы управления муниципальным образованием с учетом имеющихся особенностей индивидуальной специфики.
При этом основная роль в реализации особенностей процессного управления в местном самоуправлении принадлежит именно руководству местной администрации. Процессный подход позволит повысить компетентность органов местного самоуправления в целях своевременного выявления кризисных явлений в муниципальном образовании и принятия управленческих решений. Главным достоинством процессного управления является возможность проведения оптимизации управленческих
функций в органах местного самоуправления, которая в рамках процессного подхода позволит исключить дублирование функций, сократить количество уровней управления, увеличить эффективность принятия управленческих решений за счет увеличения их селективности и сокращения времени на принятие решений. Процессный подход позволит увеличить степень обратной связи, а также контроль за выполнением управленческих решений.
История возникновения процессного подхода в корпоративном управлении показывает, что деятельность сотрудников организации состоит из повторяющихся и уникальных действий. Первый вид активности называют процессами, второй - мероприятиями, проектами, программами» и пр.1. Необходимо отметить, что выполнение проектов, реализация мероприятий и программ в свою очередь состоят из отдельных процессов. Таким образом, можно говорить о том, что базовая иерархия системы управления организацией (муниципальным образованием) может быть построена в виде схемы: процессы - проекты - процессы.
Согласно Методическим рекомендациям по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденным распоряжением Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ, система управления органа исполнительной власти - это набор процессов и инструментов управления ресурсами, предназначенный для достижения целей органа исполнительной власти. При этом предполагается, что в рамках процессно-ориенти-рованной системы управления могут выполняться отдельные проекты, а в рамках проектно-ориенти-рованной системы управления будут существовать регулярные стандартизованные процессы.
Исходя из того, что конечным потребителем результатов выполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг является общество в лице каждого его члена, управление сетью процессов социально-экономического развития муниципального образования должно быть построено таким образом, чтобы итог выполнения каждого процесса оказывал влияние на повышение (неухудшение) качества жизни населения муниципального образования.
Процессный подход к муниципальному управлению позволяет представить схемы выполнения
1 Вишняков О., Дятлова И. Процессно-ориентированный подход в управлении организацией URL: http://proces.biz/ BuildBusiness/ProcessOrient/ProcessOrient.htm.
муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг в задаваемые субъектом управления (органом местного самоуправления) сроки. В упрощенной модели муниципального управления схемы выполнения муниципальных функций должны быть взаимоувязаны со схемами предоставления муниципальных услуг.
По мнению авторов, на данный момент единственной формой описания процессов муниципального управления являются административные регламенты. Поскольку в большинстве администраций муниципальных образований Российской Федерации завершаются процессы разработки и принятия административных регламентов, являющихся, на взгляд авторов, важнейшим элементом схематизации муниципального управления, следующим логическим шагом должно стать стыкование ключевых результатов выполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг и построение на их основе сетей процессов управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Из всех особенностей муниципального управления В.Б. Зотов выделяет пять [4], некоторые из которых, по мнению авторов, путем наложения на стандартизованные управленческие процессы, определяют принципиальные подходы к организации муниципального управления:
1) общество и каждый его член являются целью, субъектом, объектом и источником ресурсов управления;
2) необходимость решения тактических вопросов за счет имеющихся ограниченных ресурсов в ущерб стратегическим.
Вторая особенность актуальна для большинства российских муниципалитетов, которые в условиях конкуренции за человеческие ресурсы вынуждены совершенствовать систему муниципального управления применительно к конкретному муниципальному образованию.
По мнению В.Б. Зотова, особенностью муниципальных образований как социально-экономических систем является их принадлежность к категории целеполагающих, характерной чертой которых является непрерывная генерация целей и обеспечение их ресурсами [4]. Это означает, что муниципальное образование должно существовать и развиваться вместе с людьми и для людей.
В качестве логического заключения следует отметить, что реализация процессного подхода в ме-
ханизме муниципального управления, нацеленного на достижение социально-экономических приоритетов и улучшение качества жизни общества, приводит к необходимости формализации приоритета «человечности» в административных регламентах предоставления муниципальных услуг как формы выполнения функций муниципального управления в целях повышения эффективности реализации процессов и их адресности, которая может быть осуществлена посредством следующих действий.
1. Включение в административный регламент раздела «Взаимосвязь с результатами выполнения других муниципальных функций (предоставления других муниципальных услуг)».
Это в рамках системы муниципального управления позволит:
- повысить прозрачность принимаемых решений;
- улучшить адаптируемость органов местного самоуправления в сложившихся специфических условиях и повысить эффективность работы;
- оказывать муниципальные услуги в более короткие сроки и с меньшими издержками;
- увеличить степень вовлечения муниципальных служащих в разработку и принятие управленческих решений в рамках реализуемых ими процессов;
- повысить прозрачность муниципального управления со стороны внешнего окружения для адекватности восприятия обществом и бизнесом принимаемых управленческих решений.
2. Группировка административных регламентов по вопросам местного значения в виде отдельно выделенных процессов в качестве отдельных положений местного самоуправления, представляющих собой документ, подлежащий общественному обсуждению различными представителями гражданского общества.
Это позволит:
- повысить прозрачность схемы принятия управленческих решений со стороны бизнес-сообщества и населения муниципального образования;
- разобраться в особенностях функционирования конкретных подразделений;
- оценить эффективность и трудоемкость их деятельности;
- повысить степень доверия к органам местного самоуправления и вовлечь широкие слои общества в управление муниципальным образованием.
3. Формирование на основе актуализированных административных регламентов свода основных и вспомогательных процессов муниципального управления с выделением совокупности проектов, реализующих перспективные направления развития муниципального образования в ближайшем и отдаленном будущем.
Такое действие позволит определить качество текущих и будущих процессов с учетом цикличности развития муниципального образования на основе оценки его места и состояния на конкретном этапе жизненного цикла. Определение этапа развития в соответствии с жизненным циклом муниципального образования позволит объективно распределить инвестиционные ресурсы, выбрать адекватные цели развития, сформировать такой блок задач муниципального управления, который может быть реализован с учетом перспективных и текущих планов, формируемых в рамках механизма процессного управления муниципального образования.
Таким образом, реализация процессного подхода в рамках конкретного специфичного муниципального образования позволит соизмерить в одном экономическом пространстве цели и задачи, решаемые на стратегическом и тактическом уровнях, а также имеющиеся собственные и привлеченные ресурсы, возможности их получения в ближайшей и отдаленной перспективе. Такой механизм реализует не только согласование целей и ресурсов муниципального управления, но и ориентирует муниципальное управление и его процессы на удовлетворение растущих потребностей общества, а население - на более высокие цели, формирует интеллектуальное общество и бизнес-среду, способствующую созданию нового типа муниципального образования.
Список литературы
1. Астафичев П.А. Понятие, правовой статус и виды муниципальных образований в современной России: теоретико-методологические основы, опыт правового регулирования // Современные проблемы экономики, политики и права. 2007. № 1. URL: http://www.sprepp.ru/1_2007/5.php.
2. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие. М.: Дело, 1998. 127 с.
3. Кожевина О.В., Сиротенко М.В. Муниципальное образование как объект управления экономическим пространством региона // Известия
Алтайского государственного университета. 2021. № 2. С. 355-358. URL: http://izvestia.asu.ru/2011/2-2/econ/TheNewsOfASU-2011-2-2-econ-19.pdf.
4. Коркина Т.А. Муниципальное образование как объект управления // Вестник Челябинского университета. 2003. № 1. С. 102-104. URL: http:// www.lib.csu.ru/vch/7/2003_01/020.pdf.
5. Молотков Ю.И., Москвина Н.Н. Моделирование системного управления в муниципальном образовании городе Бердске Новосибирской области // Вопросы управления. 2011. № 4. URL: http://vestnik. uapa.ru/ru-ru/issue/2011/04/22/.
6. Система муниципального управления: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
7. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с.
8. Файоль А. Общее и промышленное управление: монография. М.: Контроллинг, 1992. 112 с.
9. Шуваев А.В. Система хозяйствования в контексте цикличности экономики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Ставрополь, 2002. № 8. С. 127-130.
Regional economics: theory and practice Problem. Research. Solution
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
SOCIALLY-ORIENTED MUNICIPAL MANAGEMENT BASED ON A PROJECT APPROACH
Evgenii N. KADYSHEV, Irina V. PETROVA
Abstract
Importance At the present time the natural manifestations of instability of the macroeconomic environment to some degree started to impact on the conditions of management of socio-economic development of the municipalities. The municipal education, as an open system, which dynamically perceives the external impact is exposed to a greater number of new, unknown impulses, which result is difficult to forecast. Objectives We discuss the fact of acceleration of the onset of the cycle phases due to the reduction of their duration, the enhancement of the degree of influence of crisis events and the threat of constancy of non-emergence from the crisis phase and consider the necessity to develop and to apply the innovative approaches to municipal management
Methods As an innovative approach in municipal administration, we have proposed to apply the process approach. In the paper based on an empirical method, we are analyzing various aspects of the process approach application in achieving the objectives of management of municipal socio-economic development. Given the need for measures to improve the municipal governance, we recommend to reconsider the value of the everyday activities of an employee of municipality to
increase his informative value, as well as the usefulness of usage of both by an employee of municipality and other external users.
Results The separate results of the study during their implementation in practice of municipal management will ensure continuity and consistency of decision making in the various areas of municipal management . We emphasize that it will reduce the likelihood of managerial mistakes.
Conclusions and Relevance We make conclusions that the process approach can help the subjects of the municipal management to implement the approvals of objectives and resources of management and also to ensure the commitment of the municipal administration to meet the growing needs of society with the simultaneous involvement of the population in the creation of the new sustainable type of municipal formation.
Keywords: municipal entity, cyclical development, local administration, municipal management, process approach, administrative procedure
References
1. Astafichev P.A. Ponyatie, pravovoi status i vidy munitsipal'nykh obrazovanii v sovremennoi
Rossii: teoretiko-metodologicheskie osnovy, opyt pravovogo regulirovaniya [Concept, legal status and types of municipalities in modern Russia: theoretical and methodological foundations, the experience of legal regulation]. Sovremennye problemy ekonomiki, politiki i prava - Modern problems of economy, policy and law, 2007, no. 1. Available at: http://www.sprepp. ru/1_2007/5.php. (In Russ.)
2. Voronin A.G., Lapin V.A., Shirokov A.N. Osnovy upravleniya munitsipal'nym khozyaistvom [Fundamentals of municipal economy management]. Moscow, Delo Publ., 1998, 127 p.
3. Kozhevina O.V., Sirotenko M.V. Munitsipal'noe obrazovanie kak ob"ekt upravleniya ekonomicheskim prostranstvom regiona [Municipality as an object of control over the economic space of a region]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta - News of Altai State University, 2001, no. 2, pp. 355-358. (In Russ.)
4. Korkina T.A. Munitsipal'noe obrazovanie kak ob"ekt upravleniya [Municipality as an object of management]. Vestnik Chelyabinskogo universiteta -Bulletin of Chelyabinsk State University, 2003, no. 1, pp. 102-104. Available at: http://www.lib.csu.ru/ vch/7/2003_01/020.pdf. (In Russ.)
5. Molotkov Yu.I., Moskvina N.N. Modelirovanie sistemnogo upravleniya v munitsipal'nom obrazovanii gorode Berdske Novosibirskoi oblasti [Modeling of system management of Berdsk municipality of the Novosibirsk region]. Voprosy upravleniya - Manage-
ment matters, 2011, no. 4. Available at: http://vestnik. uapa.ru/ru-ru/issue/2011/04/22/. (In Russ.)
6 . Sistema munitsipal'nogo upravleniya: ucheb-nik dlya vuzov [The municipal management system: a college textbook]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 512 p .
7. Uskova T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona [Managing sustainable development of the region]. Vologda, ISEDT RAS Publ., 2009, 355 p.
8. Fayol H. Obshchee ipromyshlennoe upravlenie [Administration Industrielle et Générale]. Moscow, Kontrolling Publ., 1992, 112 p.
9. Shuvaev A.V. Sistema khozyaistvovaniya v kon-tekste tsiklichnosti ekonomiki [An economic system in the context of a cyclical economy]. Sbornik nauchnykh trudov SevKavGTU - Collection of research papers of NCSTU, 2002, no. 8, pp. 127-130.
Evgenii N. KADYSHEV
Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation [email protected]
Irina V. PETROVA
St. Petersburg State University of Economics, Cheboksary Branch, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation [email protected]