Научная статья на тему 'Социально-образовательный проект как социальное действие'

Социально-образовательный проект как социальное действие Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1327
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / SOCIAL DESIGN / SOCIOLOGY OF EDUCATION / SOCIOLOGY OF YOUTH / STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS / SOCIAL ACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амбарцумян Роман Михайлович

Вводится категория социально-образовательного проекта как особого типа социальных проектов, направленных на решение какой-либо конкретной проблемы посредством использования образовательных технологий. Предпринимается попытка их анализа с позиций концепции социального действия М. Вебера и Т. Парсонса, а также исследования их места, роли и особенностей реализации в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EDUCATIONAL PROJECT AS SOCIAL ACTION

In this paper, we introduce the category of the social and educational project as a special type of social projects aimed at solving a particular problem through the use of educational technologies. An attempt is made to analyze such projects from the standpoint of M. Weber's and T. Parsons' concept of social action and to examine their place, role and implementation features in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательный проект как социальное действие»

108 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 2 (46), с. 108-112

УДК 316

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ © 2017 г. Р.М. Амбарцумян

Амбарцумян Роман Михайлович, аспирант кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского e-mail: pobeda1616@mail.ru

Статья поступила вредащию 21.11.2016 Статья принята к публикаоии 19.04.2017

Вводится категория социально-образовательного проекта как особого типа социальных проектов, направленных на решение какой-либо конкретной проблемы посредством использования образовательных технологий. Предпринимается попытка их анализа с позиций концепции социального действия М. Вебера и Т. Пар-сонса, а также исследования их места, роли и особенностей реализации в современной России.

Ключевые слова: социальное проектирование, социология образования, социология молодежи, структурно-функциональный анализ, социальное действие.

Система образования является одним из основных институтов социализации человека в обществе, формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, а также важным фактором в осуществлении задач социально-экономического и культурного развития общества. В этой связи первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на запросы общества, учитывая основные тенденции его развития. Они обостряют потребность в более эффективных способах получения информации, формирования навыков, самоопределения, выработки собственной позиции.

Объективные тенденции модернизации образования, переход к компетентностной модели определили широкий и всесторонний интерес к проектированию как к методу, так как базовая характеристика компетенции связана со способом ее формирования: она формируется и проявляется только в процессе деятельности. Поэтому на метод проектов в образовании стали возлагать большие надежды, связанные с его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность применять знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач.

Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Следует отметить, что в первую очередь сами обучающиеся заинтересованы в получении такого образования, которое поможет им адаптироваться и идентифицироваться в быстро меняющемся мире, а также интегрироваться в новые социальные условия. Подобное повышение социальной субъектности индивидов в вопросах обучения не только заставляет их быть более критичными

к существующим формам подачи информации, но и подталкивает к необходимости овладения новыми технологиями получения знаний и осмыслению своей новой роли в этом процессе. Это выражается в распространении самообразования, реализующегося, в том числе, в форме участия в различных социально-образовательных проектах (СОП).

Под СОП мы понимаем особый тип социальных проектов, направленных на решение какой-либо конкретной проблемы посредством использования образовательных технологий. Последний пункт представляет собой основной элемент научной новизны нашего подхода, поскольку образовательный компонент выступает не только содержательной, но и технологической основой всей работы, сочетая в себе теоретические положения и эмпирическую практику социологии управления, социологии образования и социальной политики. Исходя из представленных обстоятельств, на современном этапе развития науки и социальной практики СОП следует рассматривать и как вид инновационной деятельности, механизм для запуска социальных преобразований, потенциальную возможность интеграции научного знания и практических потребностей для эффективной работы и развития государственных и общественных институтов. При этом особый интерес представляют проекты, ориентированные на молодежь как на наиболее перспективную социальную группу с точки зрения решения проблем, стоящих перед государством и обществом.

Круг проблем, решаемых через реализацию СОП, чрезвычайно широк и охватывает вопросы от повышения информированности отдельных индивидов в каких-либо сферах жизнедеятельности до формирования политической

культуры или электоральных предпочтений на уровне целых регионов. Реализация СОП является ответом на запрос о социальной модернизации, способствует решению или смягчению социальных проблем. Проектирование образовательных и социально-педагогических проектов - это и средство повышения качества жизни в целом. В сфере решения общегосударственных задач СОП вырабатывают идеологическую повестку дня, удовлетворяют потребности в новых условиях формирования элит, облегчают поиск социальных акторов для продвижения инноваций, отвечая тем самым на запросы государства на модернизацию.

Широк круг акторов СОП, в который входят институты гражданского общества, политические партии, бизнес, образовательные учреждения, органы государственной и муниципальной власти, а также различные формы государственно-частного партнерства. Конкретным результатом реализации СОП должно стать усиление социальной интеграции, возникшее на основе формирования общности интересов различных социальных групп, сглаживания противоречий, а также снижения социальной сегрегации и эксклюзии.

Анализ процесса и результатов реализации СОП затруднен в силу имеющейся широты их тематического пространства. Абстрагирование от содержательной конкретики позволяет обратиться к концепциям М. Вебера и Т. Парсонса и рассмотреть СОП как инновационную форму социального действия с присущей ему целера-циональной и ценностно-рациональной ориентацией, структурой, функциями и местом в социальной системе. Следуя логике Т. Парсонса, это позволит, с одной стороны, придать СОП системные характеристики, а с другой - показать его конкретно-прикладной характер как единичного действия, направленного на решение отдельных социальных проблем.

О социальном действии как таковом следует сказать подробнее. В центр социологического анализа социальное действие поместил М. Ве-бер, он же предложил первую и наиболее известную его типологию, включающую аффективные, традиционные, ценностно-рациональные и целе-рациональные действия. По преобладанию тех или иных действий можно судить об уровне социального прогресса конкретного общества, а господство двух последних типов является критерием отнесения его к числу наиболее развитых. «Социальность» действия выражается не только в его интеграции в процессы межличностного взаимодействия, но и в ориентированности его акторов на ответные реакции участников интеракций, их оценки и расчет возможных

последствий. Отождествление возрастающей рационализации с прогрессом является результатом проникновения в социологическую теорию экономических сюжетов, в развитие которых М. Вебер также внес заметный вклад [1, 2]. Одновременно можно заметить и полемичность его воззрений с господствующим в те же годы бихевиоризмом, объясняющим поведение с психологических позиций и фактически отрицающим рациональный и социальный компоненты в действиях человека.

Роль образования в жизни индивида и общества исследуется М. Вебером не только в социальном, но и в культурно-историческом контексте на примере сравнения ближневосточных и западных цивилизаций. Образование, по сути, уже тогда делило все население Китая и Индии на грамотных, способных следовать жизненным примерам мудрецов, интернализуя их опыт, и необразованную массу, руководствовавшуюся в повседневности преимущественно магическими ритуалами [3, р. 199]. В Европе к концу XIX -началу XX в. образование становится одним из важнейших факторов социальной стратификации, приобретение которого носит черты целе-рационального действия.

Осознанию важности образования для вертикальной социальной мобильности способствует и формирующаяся доктрина протестантизма, отказавшаяся от традиционного для христианства противопоставления богатства и праведности. Хотя это обстоятельство придает образовательному процессу черты ценностно-рационального действия, М. Вебер и в этом случае признает, что «принадлежность к определенному вероисповеданию выступает не как причина экономических явлений, а до известной степени как их следствие. Выполнение определенных экономических функций предполагает либо обладание капиталом, либо наличие дорогостоящего образования, а большей частью то и другое» [4, с. 60-61]. Можно сделать вывод, что круг предпринимателей формировался в основном из числа наиболее интеллектуальных граждан, имеющих возможность инвестировать в образовательные ресурсы и понимающих важность подобных вложений наряду с другими возможностями помещения капитала. Очевидно, именно образование стало основным фактором формирования новой модели экономического поведения, его субъекта и нового типа социальной элиты. Очевидно и то, что культурно-исторический контекст веберов-ской эпохи не требовал массового внедрения СОП в нашем сегодняшнем понимании, но однозначно указывал на значение образования как важнейшего фактора социальной дифференциации и прогресса.

Концепция социального действия М. Вебера получила развитие в работах Т. Парсонса, представившего его как систему, имеющую сложную структуру.

Ее первым элементом является актор - активный субъект, реализующий само действие в соответствии с имеющейся идеей. Понятие субъекта здесь далеко не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Сам Т. Парсонс отмечал: «Актором может быть либо индивид, либо какая-то коллективная единица. В обоих случаях актор в соответствующей системе будет рассматриваться как действующий в ситуации, состоящей из других действующих единиц, относящихся к той же референтной системе, которые рассматриваются как объекты. Система в целом, между тем, функционирует (а не «действует» в техническом смысле) по отношению к своей среде» [5, с. 42]. Применительно к тематике СОП обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, возможность существования коллективного актора, в роли которого могут выступать различные социально-политические объединения, чаще всего инициирующие реализацию СОП. Во-вторых, направленность последних на объекты, являющиеся частью самой системы, что формирует потенциал ее изменений.

Актор в процессе совершения действия должен учитывать следующие обстоятельства, составляющие вместе с ним в своей совокупности целостную структуру действия. Социальное действие отличает телеологический характер, сфокусированность на конечном результате, в силу чего актором прежде всего удовлетворяются собственные интересы и потребности, конструирующие содержательную и технологическую сторону СОП. Далее необходимо учитывать интересы социального окружения или остальных элементов системы, поскольку предлагаемые СОП могут вызывать мотивированное сопротивление со стороны других акторов. Это обусловливает необходимость принятия консолидированных решений относительно целей и средств их достижения с целью избегания подобных проблем. Наконец, необходимо учитывать интересы социума в целом, находящие выражение в культуре, нормативной системе, а также господствующей государственной идеологии и общественных ценностях. Проектирование СОП должно основываться не только на удовлетворении потребностей или решении проблем отдельных социальных групп, но и на попытках консолидации их интересов с запросами макросоциального контекста - культуры и общества, гармонизации взаимодействия на основе понимания общности глобальных ценностей.

В настоящее время в России существует большое количество проектов различных уровней, которые могут быть квалифицированы как молодежные СОП. Отнесение того или иного проекта к данной группе также представляет известную проблему, поскольку образовательная составляющая может присутствовать практически во всех социальных инициативах, но при этом не быть основной. Авторские исследования спектра СОП позволяют сделать вывод о растущей потребности в политической дискуссии, в учете мнений и интересов различных элит. Это происходит на фоне крайне вялого диалога между различными политическими идеологиями и даже открытой дискредитации некоторых из них, например, наблюдается формирование у населения негативных установок относительно либерализма, фактическое «отречение» от него некоторых знаковых политических деятелей.

Поскольку дискредитация идеологии является лишь верхушкой айсберга, а основной удар наносится по группам, чьи интересы она выражает, то одной из наиболее эффективных защитных стратегий станет формирование образовательных проектов с целью трансляции необходимых ценностей. Среди акторов подобных СОП особо следует выделить Комитет гражданских инициатив - «сообщество экспертов, объединившихся вокруг идеи модернизации страны и укрепления демократических институтов» [6], основанный в 2012 г. и возглавляемый А.Л. Кудриным. Основной целью Комитета они провозгласили «объединение профессионалов, совокупный авторитет которых поможет донести позицию экспертного и гражданского сообщества до любого уровня власти» [6]. Одновременно образовательные материалы, размещенные на сайте Комитета, доступны широкой аудитории. Сам факт концентрации обучающих и информационных материалов в сети Интернет косвенно свидетельствует о преимущественной ориентации на молодежную аудиторию.

Ориентация на достижение цели в процессе реализации СОП реализуется в формулировке конечных результатов (при возможности четких и измеряемых, например освоение выделенных объемов финансирования): от проведения честных выборов [7] до построения гражданского общества и решения иных социальных проблем. Требование учета интересов социального окружения при реализации СОП выражается в поиске возможностей совместной деятельности, нежели в конфронтации с действующими властными институтами. Для молодежи как объекта СОП большое значение имеет формирование политической культуры, разъяснение механизмов реализации власти, а также прояснение своей гражданской роли в жизни страны.

Одним из наиболее важных индикаторов, позволяющих судить о направлениях активности в сфере молодежных социальных проектов, является тематика заявок, поданных для соискания финансирования и поддержанных Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежью) и частными фондами. Например, из 2659 заявок, допущенных в 2016 г. в рамках третьего этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов, к категории СОП могут быть непосредственно отнесены 28%, из которых почти 30% были поддержаны. По данному показателю группа проектов социально-образовательной направленности находится в числе лидеров [8]. Из частных акторов, наиболее активно организующих СОП, следует выделить Благотворительный фонд «ЛУКойл» [9], чья деятельность является частью социальной политики нефтяной компании в регионах присутствия и отсылает нас к более широкой теме социальной ответственности бизнеса.

Наличие универсальной структуры действий не означает их однообразия. Напротив, Т. Парсонс предлагает собственную типологию социальных действий, основанную на соотношении их моти-вационного и ценностно-нормативного компонентов, определяющих в своей совокупности многообразие человеческого поведения. Т. Пар-сонс выделяет интеллектуальное, экспрессивное, моральное и инструментальное действие. Последнее при этом является наиболее сложным, поскольку сочетает в себе моральную оценку цели и когнитивную оценку средств и напоминает ценностно-рациональное действие, описанное М. Ве-бером [10, с. 225-226]. Принимая во внимание соотношение ценностных и мотивационных компонентов, заметим, что СОП присущи черты практически всех видов действий за исключением экспрессивного, имеющего самую слабую связь с социальной системой. Моральный аспект СОП как действия заключается в его ориентации на интересы более широкой социальной системы, интеллектуальный - в получении знаний, инструментальный - в их подготовительном характере для решения других задач.

Чтобы сохранять и поддерживать собственную функциональность, система социального действия должна соответствовать ряду требований, носящих имманентный характер. Их совокупность традиционно носит название AGIL по первым буквам их английских названий: адаптация, целеполагание, интеграция и латент-ность. Применительно к тематике СОП адаптация отражает их реактивный характер, нацеленность на приспособление к внешней ситуации и возможность выступать в качестве средства решения социальных проблем. Многообразие адаптивных стратегий обусловливает актуальность СОП в каждый конкретный момент времени, а гибкий характер проектных форм рабо-

ты позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Целеполагание является основным действенным компонентом, обеспечивающим интен-циональный характер активности любой системы. Вопрос о внешнем или внутреннем характере целеполагания остается открытым, поскольку субъект реализации СОП не всегда очевиден, равно как не до конца могут быть ясны и его цели. В любом случае, определенность целей системы является залогом ее жизнеспособности, что обусловлено и возможностями их модификации в зависимости от условий. Не менее важными обстоятельствами являются способность к достижению поставленных целей и наличие соответствующих ресурсов, также заключающиеся в данном требовании.

Следующим условием существования социальной системы является ее интеграция. Т. Парсонс отмечал, что «интеграция в общество его членов подразумевает наличие зоны взаимопроникновения между социальной и личностной системами» [11, с. 21], что обусловливает наличие взаимной заинтересованности и потенциала изменений. Потребность в интеграции как в условии существования системы и принципе взаимодействия с внешней средой выражается, во-первых, в стремлении преодолевать дезорганизацию и внутренние разногласия, возникающие в процессе реализации СОП, и, во-вторых, в выполнении функций установления социального порядка на основе акцептации общих ценностей или юридического принуждения. Примат идеи социальной гармонии у Т. Парсонса вносит определенные ограничения в возможности анализа нашего предмета, поскольку схожие по содержанию СОП могут инициироваться антагонистическими акторами.

В качестве примера можно привести работу, ведущуюся разными политическими партиями с противоположными идеологиями. Неэффективность пропаганды и традиционной рекламы в политической сфере делает СОП единственной возможностью эффективного информирования о партийных программах и привлечения молодых сторонников. Каждая из партий, представленных на российской политической сцене, осознает важность работы с молодежью, развития соответствующих структур и программ. Среди наиболее известных - ВОО «Молодая Гвардия Единой России» [12], Ленинский коммунистический союз молодежи РФ [13], «Справедливая сила» [14].

Наконец, последним условием сохранения функциональности социальной системы является так называемая латентность, представляющая собой не просто фундаментальные культурные основы, регулирующие жизнь в конкретном обществе, но и постоянное стремление

системы следовать им и воспроизводить их. Поскольку эти основы скрыты от непосредственного наблюдения (что и дало название данному условию), следование этим образцам представляется акторам естественным процессом, особенно в условиях высокой внутренней интеграции общества. Принципиальная важность данного компонента обусловлена необходимостью самосохранения системы, угроза которому заключается в ее постоянном имманентном стремлении к изменениям в результате целеполагания. Отсутствие подобного фундаментального основания и воспроизводства культурных образцов привело бы к качественной трансформации системы с непредсказуемыми последствиями. Например, СОП в сфере здоровья формируют не только практики здорового образа жизни, но и представления о здоровье как социальной норме, моде и необходимости; в противном случае нормой могли бы стать различные популярные увлечения с сомнительными последствиями для здоровья. Роль СОП в поддержании культурных образцов в политической сфере также чрезвычайно значима; они не только прививают молодежи чувство ответственности за свое будущее и вовлекают ее в политические отношения, но и способствуют сохранению традиций российской политической культуры, консолидации общества вокруг действующих властных элит. Выражаясь языком Р.К. Мертона, это является латентной функцией СОП, важной не столько для индивида, сколько для социальной системы.

В заключение отметим, что обращение к теории социального действия Т. Парсонса при исследовании СОП представляется целесообразным в силу следующих обстоятельств. Понимание социально-образовательных проектов как инновационной формы взаимодействия и системы, имеющей связи с внешней средой, актуализирует потребность в структурно-функциональном анализе для понимания их места и роли в социальной системе. В силу синтетической природы СОП, заимствующей положения социологии образования, молодежи, политики, обращение к интегральным теоретическим подходам, опирающимся на положения

социологии, психологии, экономики (каким и является подход Т. Парсонса), оправданно. Непосредственная практическая ценность работы заключается в общей интенции подхода - поиске путей достижения социального равновесия и анализе условий, при которых оно возможно.

Список литературы

1. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии в 4 томах. М.: Высшая школа экономики, 2016. 448 с.

2. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // В сб.: Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юристъ, 1994. 704 с.

3. Bendix R. Max Weber: An Intellectual Portrait. University of California Press, 1977. 573 p.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Директ-медиа, 2011. 178 с.

5. Парсонс Т. Социальные системы // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II. Вып. 1(2). С. 38-71.

6. Официальный сайт Комитета гражданских инициатив. URL: https://komitetgi.ru (дата обращения: 15.11.2016).

7. Официальный сайт открытого проекта по наблюдению за выборами. URL: http://rfchoice.ru (дата обращения: 15.11.2016).

8. Объявлены победители III этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов / Официальный сайт Росмолодежи. URL: https://fadm.gov.ru/activity/grant (дата обращения: 15.11.2016).

9. Официальный сайт НО «Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ». URL: http://bflukoil.ru. (дата обращения: 18.11.2016).

10. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002. 511 c.

11. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

12. Официальный сайт ВОО «Молодая Гвардия Единой России». URL: http://www.molgvardia.ru (дата обращения 18.11.2016).

13. Официальный сайт общественной молодежной организации «Ленинский коммунистический союз молодежи Российской Федерации». URL: http:// komsomolrf.ru/ru/ (дата обращения: 18.11.2016).

14. Официальный сайт СДСМ «Справедливая сила». URL: http://spravsila.ru. (дата обращения: 18.11.2016).

SOCIAL EDUCATIONAL PROJECT AS SOCIAL ACTION R.M. Ambartsumyan

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

In this paper, we introduce the category of the social and educational project as a special type of social projects aimed at solving a particular problem through the use of educational technologies. An attempt is made to analyze such projects from the standpoint of M. Weber's and T. Parsons' concept of social action and to examine their place, role and implementation features in modern Russia.

Keywords: social design, sociology of education, sociology of youth, structural-functional analysis, social action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.