Научная статья на тему 'Социальные проекты как механизм вовлечения молодежи в общественную активность'

Социальные проекты как механизм вовлечения молодежи в общественную активность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1811
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ДРУЖБА / YOUTH / SOCIAL GROUP / SOCIAL ACTIVITY / TRAINING MECHANISMS / INTERACTION OF YOUTH ASSOCIATIONS / YOUTH GROUPS / INTERNATIONAL FRIENDSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баканач Анастасия Олеговна

В данной статье рассматривается молодежь как социальная группа. Ее социальная активность определяется как участие в социальных практиках. Произведен анализ существующих молодежных объединений. На примере кейса социального проекта «СОЮЗ Наследники Победы» рассматривается интернациональная дружба как механизм воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баканач Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECTS AS A MECHANISM FOR THE INVOLVEMENT OF YOUTH IN PUBLIC ACTIVITY

The article discusses how young people as a social group. Its social activity is defined as participation in social practices. The analysis of existing youth organizations. On the example of the case social project "UNION Heirs of the Victory" is considered as the International Friendship Youth training mechanism

Текст научной работы на тему «Социальные проекты как механизм вовлечения молодежи в общественную активность»

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕХАНИЗМ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ

Аннотация. В данной статье рассматривается молодежь как социальная группа. Ее социальная активность определяется как участие в социальных практиках. Произведен анализ существующих молодежных объединений. На примере кейса - социального проекта «СОЮЗ - Наследники Победы» рассматривается интернациональная дружба как механизм воспитания молодежи.

Ключевые слова: молодежь, социальная группа, социальная активность, механизмы воспитания, взаимодействие молодежных объединений, молодежные объединения, интернациональная дружба.

SOCIAL PROJECTS AS A MECHANISM FOR THE INVOLVEMENT OF YOUTH IN PUBLIC ACTIVITY

Annotation. The article discusses how young people as a social group. Its social activity is defined as participation in social practices. The analysis of existing youth organizations. On the example of the case - social project "UNION - Heirs of the Victory" is considered as the International Friendship Youth training mechanism. Keywords: youth, social group, social activity, training mechanisms, interaction of youth associations, youth groups, international friendship.

В российском обществе молодежь как социальная группа имеет противоречивый статус. Опираясь на исследования информационно-аналитического еженедельника о деятельности политических организаций России, молодежь характеризуют как социально незрелую и политически индифферентную общность [2]. Так же молодежь - это социально инновационный ресурс и субъект общественных преобразований. Как отмечает в своей работе доктор социологических наук Д.В. Кротов, российская молодежь не ассоциативна, не видит в социальной активности смысла, не интересуется тем, что выходит за пределы личной жизни, слабо участвует в экологических движениях, не озабочена в отличие от ее зарубежных сверстников проблемами безопасности и социальной несправедливости; не просматривается позиция молодежи в борьбе с социальными болезнями современного российского общества [3].

Социальная активность предполагает мотивационно-ценностные установки современной молодежи.

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, в процессе мотивации актуализируется система способов взаимодействия личности с обстоятельствами ее жизнедеятельности, т. е. реализуется избранный субъектом способ осуществления жизни [1]. Мотивы деятельности субъекта связаны с ценностной ориентацией, которые определяют способы и средства удовлетворения жизненных потребностей. Американский социолог-теоретик Т.О. Парсонс в работе «О структуре социального действия» утверждал, что нормы - регулируют, а ценности - мотивируют. Под «нормой» Парсонс

УДК 316.454.3 А.О. Баканач

Anastasia Bakanach

© Баканач А.О., 2016

понимает социально одобряемые способы и модели поведения. Они определяют способ взаимосвязи между остальными компонентами действия, в частности, определяют выбор средств достижения цели из возможного круга альтернативных способов ее достижения. «Норма» в понимании Парсонса содержит ценностный компонент, совмещая в себе как понятие «нормы» в чистом виде, так и понятие «ценности» [5].

Еще один известный социолог П.А. Сорокин давал широкое определение ценностям, куда входят нормы и смыслы. Люди влияют на интеграцию ценностей посредством того, разделяют ли они их или не разделяют. Когда ценности становятся интегрированными, они начинают обладать своеобразной властью над социальными процессами, но следует подчеркнуть, что сами люди, прежде всего, влияют на процесс интеграции ценностей [9].

Объединяет теории Т.О. Парсонса и П.А. Сорокина то, что они оба соглашаются во мнении, что «ценности должны быть желаемы».

В целом дискуссия о ценностях нашла свое отражение в значительном количестве соответствующих публикаций. Например, стоит упомянуть работу Рокича ^океаЛ), которая стала весьма популярной среди специалистов по проблеме ценностной ориентации. Рокич осуществил детальный анализ ценностей, и его определение понятия «ценности» не содержит отнесения к долженствованию: «Ценность - это устойчивое убеждение о том, что определенный способ поведения ... является лично или социально предпочтительным по отношению к противоположному способу» [10].

С точки зрения социологического измерения социальная активность молодежи определяется как участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо: участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества. Социальная активность может быть низкой, средней, высокой. Е.Л.Омельченко и ее коллеги по научно-исследовательскому центру «Регион» полагают, что в качестве объединяющих факторов молодежного активизма выступают особенности жизненного стиля, отличающие людей и атмосферу данного сообщества от остальных [4]. Как показывают исследования, молодых людей привлекает возможность в деятельности различных молодежных групп воздействовать (реально или лишь мнимо) на окружающий мир и людей, выразить свою индивидуальность. Привлекательность социальной деятельности для молодых людей основана на использовании практик, предлагающих нечто оригинальное, необычное, дающее новые ощущения. Как только деятельность превращается в рутину и воспроизводит одно и то же, интерес к ней снижается. Обязательной составляющей активного поведения выступает целеполагание: четкие и ясные ориентиры сами по себе являются мощным стимулом к действию. Сфера активности не имеет значения. По мнению Е. Л. Омельченко, не совсем корректно говорить о пассивности современной молодежи, скорее следует искать для нее новые формы самовыражения.

Как показал анализ интернет-контента, в России множество формальных и неформальных молодежных объединений. Как правило, они имеют разные цель и задачи: экологической, политической, военно-патриотической направленности и другие. Сейчас, в 2016 г., Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, насчитывает в новой редакции всего 16 организаций [7].

Масштабных проектов и организаций, которые бы объединяли молодежь на международном уровне нет. Конечно, есть международные фестивали, фото-выставки, конкурсы танцев и песен. Номинально они имеют исключительно культурные цели, но и могут нести в себе политический подтекст. Среди всех других молодежных международных проектов отметим Международный молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «СОЮЗ -Наследники Победы» (далее, как Сбор), который ставит перед собой явной (открытой) целью формирование интернациональной дружбы и солидарности молодежи постсоветского пространства.

Социальные структуры, институты и процессы

В 2016 г. Сбор внесен в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [8].

Проект «Союз - Наследники Победы», реализацию которого осуществляет Региональное общественное движение поддержки защитников Родины «Доблесть Отечества» и Межрегиональная федерация воинского многоборья «Русь», был запущен в 2007 г. Его основная цель - патриотическое воспитание детей и молодежи в традициях народа-победителя. Задачи проекта: продвижение исторических знаний, воссоздание культурных ценностей, интеллектуальное развитие, физическое воспитание, способствующие гуманитарной интеграции как внутри России, так и среди стран СНГ. Все компоненты проекта увязываются с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., являющейся самым мощным и ярким примером единения народов.

В течение 10 дней участники Международного молодежного образовательного сбора военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «СОЮЗ - Наследники Победы» - (около 400 подростков в возрасте от 14 до 17 лет) участвуют в различных видах интеллектуальных и спортивных соревнований: обустройство базового лагеря, выживание в горно-лесистой местности, марш-бросок, метание ножей, снайперская стрельба, фехтование, преодоление полосы препятствий, оказание первой медицинской помощи, пейнтбол, силовое тестирование. Финальным состязанием проводится военно-тактическая игра, по окончании которой всем ребятам вручается медаль участника и военная фляжка с символикой Сбора. Участники Сбора на мастер-классах могут попробовать себя в дипломатии, журналистике, актерском мастерстве. Проводятся различные школы, к примеру школа космонавтики, которую проводит летчик-космонавт, герой России С.Ш. Шарипов, школа военного разведчика, школа информационных образов страны и многое другое.

Сбор объединил усилия, специалистов самого высокого ранга в различных сферах деятельности - неравнодушных людей. Мастер-классы и школы проводят профессора ведущих ВУЗов страны, герои-России и специалисты в различных областях. Каждый день Сбора включает в себя патриотические и культурно-просветительные мероприятия: это дни культуры народов стран бывшего Советского Союза - участников Сбора; фото - выставка участников Сбора «Мой прадед - победитель», военно-историческая викторина.

В рамках Сбора проводились исследования, которые показывают отношения между молодежью. Интересно было наблюдать динамику развития межнациональных отношений, зарождения интернациональной дружбы и конфликтов. Уже в 2013 г. ощущалась напряженность отношений в более старшей группе молодежи (взводные 18-21): нежелание общаться на русском языке (Сбор международный и все общение между командами проходит на русском языке), искажение исторических знаний (которая выявила историческая викторина), явное расхождение в трактовке исторических событий, было у всех 100 % представителей украинских взводных. Но дети 14-17 лет были подвержены этому значительно меньше, только 1 % ребят был настроен более агрессивно. После 10 дней, проведенных на Сборе, эмоциональный фон значительно сменился, стала преобладать интернациональная дружба, на первый план вышли взаимовыручка, взаимопонимание.

Другое исследование проходило в 2015 г. в Армении, на Сборе «СОЮЗ - Наследники Победы», который проходил в Цахкадзоре. На первый план вышли проблемы взаимоотношений респондентов из Армении и России. По итогам исследования, выяснилось, что это обусловлено незнанием менталитета и культуры, в частности с российской стороны. Проявления армянского дружелюбия, воспринималось остальными, как агрессивное и навязчивое поведение.

На утверждение «При выборе друга, мне все равно, какой он национальности, главное, чтобы был хорошим человеком» в каждой группе представителей определенной национальности, согласилось большее количество человек.

Это говорит о том, что даже 10 дневные сборы внесли положительное зерно в сознание молодежи, если бы в течение года была возможность проведения проекта хотя бы еще 2 раза, то в охваченной группе подростков посеять зерно раздора будет крайне сложно.

Ведь проблема во взаимоотношениях идет от незнания объективной картины. Поэтому, чем больше будут проводиться подобные проекты, тем больше шансов будет у России создавать добрососедские отношения сплачивать вокруг себя страны и народы. Нужны полномасштабные государственные действия и проекты, направленные на укрепление русского языка, на сохранения исторической справедливости, на укрепление дружбы и межнационального согласия, на мир, развитие и созидательную энергию.

Такие проекты в наше время социально востребованы. По своей сути они являются механизмом вовлечения молодежи в социальную активность и создания солидарной межнациональной молодежной среды.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Электронный ресурс] / К. А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299с. - Режим доступа : http://www.studmed.ru/view/abulhanova-slavskaya-ka-strategiya-zhizni_9584dd05e41.html (дата обращения : 07.05.2016).

2. Коргонюк Ю. Молодежная политика современных российских партий: теория и практика [Электронный ресурс] / Ю. Коргонюк // Информационно-аналитический еженедельник «Партинформ». -Режим доступа : http://www.partinform.ru/articles/molod.htm (дата обращения : 05.05.2016)

3. Кротов, Д. В. Социальный капитал российской молодежи. монография / Д.В. Кротов. - Ростов н/Д., 2009. - 226 с.

4. Омельченко Е. От пофигистов до прагматиков: поколения молодежной солидарности постперестроечной России. / Е. Омельченко // Неприкосновенный запас. - 2008. - № 5 (61).

5. Парсонс, Т.О. О структуре социального действия [Электронный ресурс] / Т. О. Парсонс. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/pars/ (дата обращения : 06.05.2016).

6. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 7 июня 2013 г. N 154 "Об утверждении Федерального реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70308334/ (дата обращения : 05.05.2016).

7. Пополнился список молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://fadm.gov.ru/news/29746#! (дата обращения : 07.05.2016).

8. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения : 07.05.2016).

9. Harding, S. Contrasting values in Western Europe: unity, diversity and change / S. Harding, D. Phillips, M. Fogarty. - London: Macmillan, 1986. - P. 2.

10. Rokeach, M. The nature of human values / M. Rokeach. - New York : The Free Press, 1973. P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.