такой экологической культуры, которая бы соответствовала современной экологической ситуации. Необходимы кардинальные решения в данной сфере по развитию экологической культуры, основы которых должны заключаться в принципиальном изменении характера отношений человека к природе. Особое значение приобретает поиск механизмов и средств социально-культурной сферы растущего человека, соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному ее пониманию и поведению.
Все это препятствует восприятию экологических проблем как личностно значимых. Одна из важнейших причин этого - недооценка педагогами возможностей применения натуральных объектов в обучении, особенно при организации социально-культурной деятельности.
1. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный
обзор. Новосибирск, 1993.
2. ЯблоковА.В. Эволюционное учение. М., 2004.
3. Лихачев Д. С. Экология культуры. Работы
разных лет: в 3 т. СПб., 2006. Т. 2. С. 309-325.
4. Вернадский и современное представление о
биосфере // Знание / отв. ред. Н. Филиппов-ский. М., 1978.
Поступила в редакцию 2.02.2009 г.
Stromova A.V. Basic scientific-theoretical approaches of teenagers’ ecological culture formation. The basic scientific-theoretical approaches of teenagers’ ecological culture formation are considered. Necessity of revealing and a substantiation of importance of ecological culture and ecological education, a harmony of relations of the person and the nature, influence of human activity on the environment is proved.
Key words: ecological culture, teenagers, social and cultural activity.
УДК 374
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Ж.В. Муравьева
В статье подчеркивается, что рекреационно-оздоровительная деятельность обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей, индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и укрепление семьи.
Ключевые слова: семья, семейный досуг, свободное время, рекреативно-оздоровительные технологии, культура быта, укрепление семьи.
Существующие сегодня тенденции в социально-экономическом, социально-демографическом и социально-культурном развитии России привели к разрушению привычного уклада жизни. В прошлое уходит то, что еще недавно составляло смысл бытия: ценности, идеалы, и человек зачастую остается беспомощным в новых условиях.
Современный социум создает напряженную ситуацию для семьи по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супру-
жеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми.
Тем не менее на фоне культурной разно-гласицы семья неизменно выполняет важнейшие функции по передаче глубинных культурных традиций народа, придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения.
В современных условиях модернизации российского общества потребность в осмыслении множественных аспектов развития семьи как основы общества находит отражение в деятельности государственных, законодательных и муниципальных органов власти,
общественных организаций, основных религиозных конфессий и т. д.
В настоящее время Правительством РФ реализуется государственная программа семейной политики, предусматривающая социальную и материальную поддержку семьи. Можно констатировать существование множества целевых программ, разработанных в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации: «О федеральной целевой программе «Дети России» (2002 г.), «Положение детей в РФ» (1998 г.), «Положение детей в России (социальный портрет)» (1994 г.), «Конвенция ООН о правах ребенка», Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Характерной особенностью начала XXI в. является рост социально обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркомания и т. д.). Важно отметить объективные причины ухудшения здоровья населения на современном этапе: экономическое положение в ряде регионов России, недостаточный объем медицинской помощи, недостаточная координация действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебнопрофилактических, общеобразовательных
учреждений и др., что отрицательно сказалось на состоянии здоровья граждан Российской Федерации.
Очевидно, сегодня необходим новый взгляд на социально-экологическую и здоровьесберегающую системы, имплицитно и явно решающие совместно с задачами образования и воспитания вопросы целенаправленного воспитания здорового поколения россиян в широком понимании этого слова. Эти задачи определены в Конституции РФ, законе «Об образовании», Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» (2006 г.), в федеральных и региональных программах и многих других отечественных и международных документах, а также в научно-исследовательских работах ученых, врачей, педагогов, работающих в этой области.
Проблема здоровья личности, формирования здорового образа жизни россиян фокусирует в себе опасные вызовы цивилизационного развития человечества, ответы на которые не могут быть найдены без изменения системы общественных отношений и самого человека.
Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться задачи сохранения здоровья населения, является досуг. Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов охраны здоровья и пробуждение личностной инициативы индивида в самосохранении на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация ее свободного времени, которая включает в себя семейный досуг. Досуг и отдых - одна из наиболее динамично развивающихся сфер повседневной жизни большинства россиян.
В этом контексте важнейшей задачей становится укрепление физического здоровья, пропаганда здорового образа жизни, повышение качества педагогической работы в сфере активного отдыха.
Особое место в системе формирования здорового образа жизни молодежи занимают рекреативно-оздоровительные технологии,
способствующие физической и духовной реабилитации человека, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимающие физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность и создающие оптимальные условия для творческого самовыражения личности.
Все это позволяет рассматривать рекреативно-оздоровительные технологии как
средство формирования здорового семейного досуга, как проблему, важную для теории и практики социально-культурной деятельности, пока еще не получившую должного рассмотрения в педагогических исследованиях.
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т. д.
Нам представляется правомерной точка зрения Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильнико-
ва, по мнению которых в основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей [1].
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
Досуг в семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи - динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь.
Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.
Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности.
Рекреационный досуг сегодня рассматривается как добровольно избираемый и осуществляемый человеком в свободное время вид деятельности, производящий восстановительный и оздоравливающий эффект, включающий социально оправданные виды занятий.
Рекреационно-оздоровительная деятельность представляет собой деятельность, которая обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни [3].
Под рекреативными технологиями, в первую очередь, понимается организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-вторых, это ориентация на деятельность, направленную на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Различают несколько уровней рекреативной деятельности, отличающихся друг от друга степенью социальной значимости, интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности, физической и духовной активности личности.
Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает простое расслабление, отдых от трудового дня, снятие эмоционального напряжения.
Второй уровень - «активный» - направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Этот уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия - игры, танцы, праздники и т. д.
Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Именно этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.
Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.
На основании вышеизложенного нами выявлена сущность организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий, которая представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс, предполагающий осуществление деятельности в свободное время в соответствии с рекреационными потребностями каждого члена семьи, результатом которого является восстановление физического и психического баланса человека.
Нами также выявлена специфика организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий, которая определяется построением деятельности на добровольной основе, выбором социально приемлемых рекреационных видов деятельности, способствующих развитию индивида и общества, а также объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса.
Кроме того, нами определены следующие социально-культурные условия, позволяющие организовать семейный досуг средствами рекреативно-оздоровительных технологий:
- выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса организации семейного досуга;
- удовлетворение разнообразных рекреационных потребностей членов семьи с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей каждого;
- использование различных видов рекреационной деятельности, позволяющих
воспитывать культуру разумных ограничений, пропагандировать валеологические ценности, поддерживать семейные отношения;
- добровольность при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;
- осуществление целевого воздействия
на личность при ее активной включенности в рекреационно-оздоровительную деятель-
ность за счет смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего;
- осуществление деятельности на основе разработанной нами досуговой программы, предполагающей вовлечение в зре-
лищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды досуговых форм.
Любой потенциал может быть реализован лишь при условии тщательно продуманной целостной научно-методической системы действий и мероприятий, гарантирующей достижение поставленной цели в реальной жизненной практике.
Результатом нашей педагогической деятельности по организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных
технологий является восстановление физического и психического баланса членов семьи, что способствует выполнению важнейших семейных функций по передаче глубинных культурных традиций народа, придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения.
1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004. С. 145.
2. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. М., 1998. С. 37.
Поступила в редакцию 5.02.2009 г.
Muravyova J.V. The social and cultural conditions of the organisation of family leisure by means of recreational and health-improving activity. The article accentuates that the recreational and health-improving activity has the large opportunities of displaying person’s activity depending on age features, interests, physical abilities and individual preferences and is oriened on the increase of culture of a life and strengthening of family.
Key words: family, family leisure, free time, recreational and health-improving activity, culture of everyday life, strengthening of family.