ART 470081 УДК 316.334.56
Гацук Сергей Юрьевич,
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Самарский государ ственный институт культуры», г. Самара [email protected]
Социально-культурные принципы развития современного города
Аннотация. В данной статье город показан как сложный социальный объект всестороннего изучения различного рода наук: философии, социологии, культурологии и ряда других. Особое место уделено рассмотрению некоторых вопросов социально-культурного влияния на формирование современного горожанина. Также отмечается, что социокультурная составляющая представляет собой общественное сознание как сознание социально-психологическое людей, объединенных пространственно, исторически и экономически организованных. Социальность горожанина формируется, транслируется из поколения в поколение средствами деятельности социально-культурных институтов (правовых, религиозных, образовательных, досуговых и иных).
Ключевые слова: социально-культурные принципы, социальное развитие горожанина, городское пространство, семиотика пространства, массовое сознание, пространство личности, социальная ситуация, политика развития. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
В мировом социально-культурном процессе тема развития городов занимает особое положение, так как, в современной культуре город занял центральное (основное) центральное место расселения землян. По данным социологических исследований, в половине субъектов Российской Федерации доля городского населения превышает 70%, а каждый третий житель страны проживает в субъектах, где доля горожан достигает 80% [1]. В этой связи следует говорить не только о социально-экономической, но и о социокультурной экспансии крупных российских городов.
Анализируя ретроспективу социально-культурного развития городских пространств необходимо отметить, что до XIX века включительно города основывались «как символы власти, как центры торговли, как портовые города». Да и с приходом эры капитализма длительный период города сооружались как показатель индустриализации, как центры освоения природных ресурсов.
В конце XIX века французский архитектор Т. Гарнье и английский урбанист Э. Ховарда предложили концепции, которые основывались на теории разделения городов на несколько зон: промышленную, жилую, зону отдыха, обслуживания и рекреации [2].
Становление города (в широком смысле) предполагает реализацию не столько в масштабах общества, сколько на всех уровнях. Важное значение город приобретает как социально-экономическое территория, объединяющая интересы разных социальных институтов: творческих коллективов, учреждений, организаций, увлечения самой личности как единицы социума.
XX век связан с массовым возникновением городов. Это связано с процессом урбанизации, который вовлек в этот процесс почти все индустриально развитые регионы. В соответствии с чем, большинство населения сконцентрировалось в городских населенных пунктах. Важно отметить, что градообразующими факторами стали не
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
только наука и сосредоточение развитой промышленности, но и досуговая деятельность, включающая праздничную культуру и повседневную рекреацию.
Такая же ситуация происходила и нашей стране, где процесс градостроительства происходил в колоссальных масштабах.
В настоящее время социальная трансформация городов связана еще и с тем, что сегодня в них проживает большинство населения страны.
Кроме всего перечисленного процесс образования городов связан с научно-техническим прогрессом, который обусловливает переход от старого типа расселения -точечный город-село - к новому - агломерациям и урбанизированным районам. Крупные и сверхкрупные агломерации в нашей стране, такие как московская, уральская, самарская, нижегородская выявляют принципиально новые социальные проблемы, которые вызваны решением вопроса перенаселения ограниченной территории - города.
Функционирование современных городов и агломераций связано с решением разного рода проблем как общих, так и специфических. Центральное место среди обозначенных проблем занимают адаптация и социализация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, целесообразная организация повседневной жизни людей, организация социально-культурной деятельности на основе национально-религиозных и государственно-общественных традиций. Сегодня важной проблемой является то, что социально-культурное развитие города рассматривается как второстепенное дело, неполноправная проблемы, зачастую отходящая на задний план, так как долгое время экономический фактор был главенствующим в политике развития территории.
В связи с этим, немало жизненных вопросов возникает в городах, где отсутствуют необходимые условия для целесообразной организации повседневной жизни населения. Это вызывает неудовлетворенность людей местом работы и жительства и приводит их к вынужденной миграции.
Возможно, успешное решение обозначенных социальных городских проблем связано с обеспечением его стабильными квалифицированными кадрами. Наряду с такими показателями как, обеспеченность медицинскими учреждениями, предоставление условий для повышения образования (развитая система образования), возможность занятий спортом, чувствуется острый недостаток различных социально-культурных учреждений. Недостаточный акцент делается на социальные аспекты - поддержание традиционных норм поведения, «фундаментализация» существования городской территории.
Однако же нужно сказать, что имеются достаточно эффективные способы решения названных проблем на данном уровне: территориальное развитие и совершенствование используемых форм и методов в организации досуга, а также в просветительной и оздоровительной работах и т. д.
Осуществление экономической реформы, которая предъявляет современные требования к практической стороне функционирования городов, к решению вопроса оптимального сочетания территориальных интересов и производственных организаций и населения - актуализировало социальный аспект развития городов.
Для решения проблемы формирования благоприятной жизнеобеспечивающей среды важным является правильный выбор путей и методов, которые позволят эффективно решить социально-экологические, жилищные, торгово-бытовые, коммунальные, а также проблемы рациональной организации досуга.
научно-методический электронный журнал
Градообразующие факторы показывают взаимодействие города и социума, определяют количество рабочих мест, виды приложения труда, квалификацию кадров, т. е. все социальные аспекты, создающие условия функционирования городского жителя в его трудовой и повседневной жизнедеятельности.
Город рассматривается с различных позиций - архитектурно-градостроительной, географической, политической, экономической. Но в процессе функционирования городов необходимо учитывать не только технические и архитектурные характеристики, но и ориентироваться на социальный облик, создавать такие условия, которые дают возможность обеспечения рациональной жизнедеятельности, улучшают окружающую среду, удовлетворяют потребности социума, т. е. основной проблемой социально-культурного развития городов становится организация оптимальной жизнедеятельности городского населения.
Учитывая целостную характеристику города, его материальную и духовную составляющие, организацию подготовки кадров, имеющиеся рекреационные зоны, обеспечение охраны здоровья и защиты окружающей среды, реализацию социального обеспечения населения и охрану общественного порядка, осуществляемую общественную деятельность, можно определить направления социокультурного развития всего общества и отдельной личности.
Социально-культурная ситуация существенно влияет на жизнь горожан. Недостатки в социальном продвижении города не дают шансов на социально-культурное развитие городского пространства, вызывает ухудшение социального настроения, растет число конфликтных ситуаций, снижается уровень потребления и производства, возникают проблемы в использовании трудовых ресурсов. Так, имея специфические особенности, город как особая социальная система решает проблему рационального использования людских ресурсов в социальных образованиях, то есть город обеспечивает подготовку индивида к социально-культурному взаимодействию.
В связи с этим, необходимо отметить, что в городе как социальном пространстве должно учитываться не только промышленная составляющая, а в большей мере социально-культурная деятельность - учебные и научные учреждения, культурная среда, городское пространство как творческий потенциал, т. е. все то, что отражает уровень удовлетворенности городского населения жизнью.
С учетом всех городских проблем значимыми становятся социальное самочувствие горожан, их настроение и возможность воплотить в жизнь все свои желания. Центральной фигурой социокультурной урбанистики становится человек как городской житель, а важнейшей задачей - организация его жизнедеятельности. Социокультурный потенциал, духовное пространство города создаются жителями, которые имеют общую и специальную подготовку. Для постоянного развития культурной среды города необходимо заботиться об увеличении их количества.
Современный город нельзя воспринимать без постоянного совершенствования социально-культурной сферы.
Именно поэтому одной из важнейших остается проблема эффективной организации свободного времени, предполагающее саморазвитие личности, а при неблагоприятных условиях является фактором его деградации. Социальное формирование города определяет пути реализации мер по систематическому решению негативных проблем - поступки антиобщественного характера.
Остается уязвимой стороной жизни городов - введение современных методических форм работы и улучшение культуры быта.
научно-методический электронный журнал
Анализ публикаций по теме исследования позволил выявить, что имеется несколько подходов в изучении феномена «город»: эволюционный, исторический, типологический, социологический, культурологический, контекстуальный. Реализуются различные принципы исследования этого понятия: историко-генетический, феноменологический, теоретико-дефинитивный, структурно-функциональный, компаративистский. Социокультурное осознание феномена «город» имеет в своей основе изучение осуществляющихся в нем процессов. С этой точки зрения рассматриваемая проблема «город как объект исследования» может раскрываться в соответствии со следующими аспектами: 1) рассмотрение города как части исторического процесса, сам объект (город) является данностью этого процесса и формирует его; 2) город в определенных исторических границах представляется как социально-культурное пространство с его определенным содержанием и структурой.
Социокультурный подход включает в себя методологический и системный подходы. Его суть заключается в попытке рассмотрения общества в единстве культуры и социальности, которые образуют и преобразуют деятельность человека. В соответствии с принципом системного подхода, единство создаст целое, однако его характеристики не выводятся из свойств отдельных частей. С точки зрения социокультурного подхода сама личность рассматривается во взаимосвязи с культурой общества (совокупность норм и ценностей) и с выстроенной системой социальных отношений. Социокультурный подход базируется на актуальных принципах, которыми руководствуется исследователь. Принцип рассматривается как исходное положение теоретического знания, как основа категориального строя той или иной системы знания [1]. Иными словами, введение принципов определяет наличие основных утверждений в соотношении с окружающей средой, в зависимости от характеристик и особенностей исследуемой действительности. Принципы позволяют исследователю решить имеющиеся концептуальные противоречия, отобрав из имеющегося комплекта начальных теоретических положений, формируемых при анализе сложных социальных феноменов, именно тот, который более соответствует поставленным целям и задачам исследования. Выявим основные принципы социокультурного подхода:
1. Принцип homo activus - человек рассматривается как био-социо-культурное существо, которое осознает свои действия как компонент взаимодействия с другими субъектами общества.
2. Принцип эволюции логически развивает предыдущий принцип. Принцип эволюции связан со способностью системы к развитию и делает возможным утверждение о возникновения качественно новых по характеру социально-культурных явлений в процессе развития социума.
3. Основополагающий принцип социокультурного подхода - антропосоциен-тальное взаимодействие. Оно дает возможность выявить движущие силы эволюции социума и определить в этой деятельности роль homo activus.
В настоящее время реализация социокультурного подхода дает возможность моделировать несколько вариантов социокультурной динамики страны:
1. Окончание процесса либерализации и становление рационального общества - попытка признать теорию М. Вебера.
2. Возврат к традиционной социальной модели (не как социокультурной системы, а как модели выстроенной на фундаменте «общинного идеала»).
3. Осуществление жизнедеятельности в рамках промежуточной цивилизации (А.С. Ахиезер). Несмотря на плодотворную реализацию социокультурного подхода в период преобразующих процессов современной России. По мнению ученых-социологов, реализация этого подхода привела к кризису.
научно-методический электронный журнал
Суть вышесказанного можно обобщить в виде следующих тезисов:
1. Анализ реалий российского общества, проведенный исследователями с помощью социокультурного подхода, демонстрирует критическое видение современного российского социума и алармизм. Это предполагает неоднозначность прогнозов на будущее.
2. Социокультурный подход может определить пути, связывающие общество и культуру. Это взаимодействие дает возможность стабилизации культурных механизмов и позволяют сохранить целостность общества. Методологическая ограниченность социокультурного подхода вытекает из поставленных целей и задач его использования.
3. Реализация социокультурного подхода сталкивается с конкретными проблемами, возникающими при попытке типологизации и классификации российского общества и его элементов.
4. В работах С. Н. Гаврова и А. С. Ахиезера принцип эволюции является философским критерием, а не социологическим и не культурологическим, так как его основа рассматривается через метафизическую идею («раскол» или «модернизация»), что не всегда совпадает с оценкой современников [3].
Таким образом, в развитии города значимым является социально-культурный принцип, который не противоречит экономическим, технологическим, психологическим и другим факторам, а принимает их через призму детерминирующего фактора -культуры. Безусловно, нельзя рассматривать социально-культурный подход как панацею, способную раскрыть все стороны общественных отношений, объяснить сущность общественного развития. Такие исследования - это попытка к решению важных вопросов социально-культурного развития городов с разных позиций. Продолжение исследований по данной проблеме может обогатить знания о городском сообществе.
Ссылки на источники
1. Близнюк О. В. Динамика социальной структуры современного крупного российского города: дис... канд. социол. наук: 22.00.04. - Саратов, 2005. - 164 с.
2. Буссальи М. Энциклопедия архитектуры. - М.: БММ, 2011. - 384 с.
3. Эниклопедический словарь по культурологии. - М.: «Центр», 1997. - С. 369.
Sergey Gatsuk,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Samara State Institute of Culture, Samara [email protected]
Socio-cultural principles for the development of the modern city
Abstract. This paper shows the city as a complex sotsialny object comprehensive study of various sciences: philosophy, sociology, cultural and others. Particular attention is given to the consideration of certain issues of social and cultural influence on the formation of the modern city dweller. It is also noted that the socio-cultural component is a social consciousness as consciousness of social and psychological, people, united space, historically and economically organized. Sociality townspeople formed, transmitted from generation to generation by means of the social and cultural institutions (legal, religious, educational, recreational and other). Key words: social and cultural principles (s) for social development dweller, urban space, semiotics, space, mass consciousness, a space personality, social situation, policy and development.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 22.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 27.03.17 Опубликована Published 29.03.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Гацук С. Ю., 2017
www.e-koncept.ru
977230412017340