Научная статья на тему 'Публичный лекторий как форма интеллектуального досуга современного горожанина в креативных пространствах города'

Публичный лекторий как форма интеллектуального досуга современного горожанина в креативных пространствах города Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1403
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ / КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛЕКТОРИЙ / ПУБЛИЧНОЕ ЧТЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ТРАНСЛЯЦИЯ ЗНАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГОРОЖАНИНА / INTELLECTUAL LEISURE / CREATIVE SPACE / PUBLIC TALK / PUBLIC READING / PERSONALITY’S SELF-REALIZATION / KNOWLEDGE TRANSLATION / URBAN DWELLER’S VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермакова Лариса Ивановна, Суховская Дарья Николаевна

Настоящая статья посвящена анализу формы трансляции актуального научного знания через один из наиболее популярных видов интеллектуального досуга жителей современных российских городов образовательный лекторий, выявлению причин его возрастающей популярности и анализу его влияния на личность современного горожанина. В статье представлен анализ взаимного влияния коррелирующих между собой лектория, как формы проведения досуга современного горожанина, и ценностных ориентаций, формирующихся в среде города. Научная значимость работы заключается в определении тенденций диалектической взаимозависимости между креативной личностью, присущими ей ценностными ориентациями и креативными досуговыми практиками (на примере лектория).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ермакова Лариса Ивановна, Суховская Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC TALK AS A FORM OF MODERN URBAN DWELLERS’ INTELLECTUAL LEISURE IN CREATIVE SPACES OF THE CITY

The article is devoted to the analysis of a form of current scientific knowledge translation through one of the most popular types of intellectual leisure of modern Russian cities inhabitants educational public talk, revealing the reasons for its growing popularity and the analysis of its influence on the personality of a modern urban dweller. The authors present the analysis of mutual influence of public talk as a form of leisure time for the modern urban dweller and value orientations that are formed in the city environment, correlating with each other. Scientific significance of the work is in determining the tendencies of dialectical interdependdence between the creative personality, his/her value orientations, and creative leisure practices (by the example of public talk).

Текст научной работы на тему «Публичный лекторий как форма интеллектуального досуга современного горожанина в креативных пространствах города»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.19

Ермакова Лариса Ивановна, Суховская Дарья Николаевна

ПУБЛИЧНЫЙ ЛЕКТОРИЙ КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА СОВРЕМЕННОГО ГОРОЖАНИНА В КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ ГОРОДА

Настоящая статья посвящена анализу формы трансляции актуального научного знания через один из наиболее популярных видов интеллектуального досуга жителей современных российских городов - образовательный лекторий, выявлению причин его возрастающей популярности и анализу его влияния на личность современного горожанина. В статье представлен анализ взаимного влияния коррелирующих между собой лектория, как формы проведения досуга современного горожанина, и ценностных ориентаций, формирующихся в среде города. Научная значимость работы заключается в определении тенденций диалектической взаимозависимости между креативной личностью, присущими ей ценностными ориентациями и креативными досуговыми практиками (на примере лектория). Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972018/6/19.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 6(92) C. 80-84. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М.: Мысль, 1974-1977.

5. Герцен А. И. Собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Правда, 1975. Т. 2. 399 с.

6. Дильтей В. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. Т. 1. 762 с.

7. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

8. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003. 792 с.

9. Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с.

10. Линьков Е. С. Лекции разных лет: в 2-х т. СПб.: Грант-Пресс, 2012. Т. 1. 494 с.

11. Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. Петроград: Учитель, 1922. 109 с.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Едиториал УРСС, 2003. 240 с.

13. Руткевич А. М. Немецкая философия во Франции: Койре о Гегеле // История философии. 2001. № 8. С. 3-28.

14. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ-Москва, 2009. 925 с.

15. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ; ЗАО НПП «Ермак», 2004. 588 с.

WORLD UNITY PROBLEM IN THE PERSPECTIVE OF HEGELIAN PHILOSOPHY'S ANTHROPOLOGICAL INTERPRETATION: CRITICAL EVALUATION

Dubrovskikh Aleksandr Aleksandrovich

Voronezh Regional Museum of Local History, Geography and Culture aleksander.dubrovsckih@yandex.ru

The article aims to consider the logical and historical-philosophical validity of anthropological interpretation claims for adequate disclosure of Hegelian philosophy's meaning and content. It is proposed to accept the possibility of solving the problem of the world unity as an evaluation criterion. The author shows fundamental difference in approaches to ontological problems between classical Hegelian dialectics and its anthropological interpretation. The paper reveals the presence of insurmountable obstacles to the disclosure of the universal unity of being in the cases of adopting an attitude toward consistent anthropologiza-tion of the German classic's philosophy.

Key words and phrases: space; time; nature; history; substance; subject; Absolute Idea; dialectics; existential region; ontological dualism.

УДК 124.5 Дата поступления рукописи: 26.04.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.19

Настоящая статья посвящена анализу формы трансляции актуального научного знания через один из наиболее популярных видов интеллектуального досуга жителей современных российских городов - образовательный лекторий, выявлению причин его возрастающей популярности и анализу его влияния на личность современного горожанина. В статье представлен анализ взаимного влияния коррелирующих между собой лектория, как формы проведения досуга современного горожанина, и ценностных ориентаций, формирующихся в среде города. Научная значимость работы заключается в определении тенденций диалектической взаимозависимости между креативной личностью, присущими ей ценностными ориентациями и креативными до-суговыми практиками (на примере лектория).

Ключевые слова и фразы: интеллектуальный досуг; креативное пространство; лекторий; публичное чтение; самореализация личности; трансляция знания; ценностные ориентации горожанина.

Ермакова Лариса Ивановна, д. филос. н., профессор Суховская Дарья Николаевна, к. филос. н.

Пятигорский государственный университет miano@pglu.ru; Daria.sukhovskaya@yahoo.com

ПУБЛИЧНЫЙ ЛЕКТОРИЙ КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА СОВРЕМЕННОГО ГОРОЖАНИНА В КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ ГОРОДА

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-33-00035-ОГН ОГН-МОЛ-А1.

Научно-техническая и информационная революции ХХ-ХХ1 вв. привнесли значительные изменения в систему знаний и технологии их трансляции. Количественные и качественные изменения в структуре знания, накопленного человечеством, достигли небывалого уровня. Традиционные информационные каналы передачи знания в глобальном социуме претерпевают значительные изменения и сегодня еще не в состоянии решить проблему адекватного воспроизводства знания, образованности, воспитания. Молодое поколение не научилось в должной мере использовать научно-технические достижения для общественного блага в силу значительного отставания в развитии духовно-нравственной, интеллектуальной сферы человеческого бытия.

Активная поддержка образовательных проектов в современной России выражается не только в финансово-экономических и административных комплексах мер, но и в массовой популяризации научного знания через доступные населению формы презентации.

В настоящей работе мы понимаем под лекторием (в англоязычной практике - "Public talk") форму передачи специфического знания от профессионалов (представителей научного, культурного, творческого сообщества или реального сектора экономки) заинтересованным лицам в максимально доступном для понимания виде в форме публичного чтения.

Современные социологические и социально-философские исследования досуговых предпочтений современных горожан свидетельствуют о росте интереса жителей города к интеллектуальным формам досуга, к числу которых мы относим и лектории [3, с. 51]. При этом исследователи отмечают, что при организации интеллектуального досуга как элемента социально-культурной деятельности на первый план должны выступать ценностные ориентации личности.

Научная проблема исследования заключается в том, что креативные досуговые практики современного города, одной из которых является публичный лекторий, выступают наиболее значимыми площадками реализации креативного (творческого) потенциала личности и потенциальными источниками формирования ее ценностных ориентаций. Задачей работы является исследование состояния диалектической взаимозависимости между личностью-творцом, присущими ей ценностными ориентациями и креативными досуговыми практиками (на примере лектория).

История лектория

Традиция проведения публичных лекций сложилась в России еще полтора века назад, во времена правления Александра III. В 20-е годы XIX века лекции профессоров Московского университета были открыты для всех желающих.

Анализируя работу М. В. Грибовского, посвященную формату публичных лекций университетских профессоров как явления городской жизни в России на рубеже XIX-XX веков, выполненную в рамках государственного задания Минобрнауки России (проект № 33.1687.2017/4.6), мы приходим к выводу о том, что в XIX-XX вв. публичные лекции на научно-популярные темы составляли значимую часть профессиональной деятельности большинства российских университетских профессоров, особенно в крупных городах, где население стремилось к просвещению и проявляло заметный интерес к публичным выступлениям специалистов [1, с. 60].

Особенно заметно влияние публичных лекций на городскую среду было в Дерпте, Томске, Казани, в небольших городах, отличавшихся сконцентрированным университетским компонентом, «не размытым» неуниверситетскими элементами столиц и крупных городов Российской империи - Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Одессы, Киева.

Идея организации лекториев в период социализма обрела массовость и новый импульс, активно использовалась в целях воспитания всесторонне развитого советского человека. Разнообразие тематик и направлений работы лекториев советского периода позволяло активно проводить идеологическую, политическую, культурно-просветительскую, оздоровительную, спортивно-массовую работу через организацию лекториев по интересам с различными социальными и возрастными группами, трудовыми коллективами, общественными организациями.

В практике работы лекториев использовались различные формы и методы: наиболее актуальная тематика, политическая информация, диспуты, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями творческой интеллигенции, научными работниками, преподавателями вузов. Обсуждались новые литературные и музыкальные произведения, театральные постановки и кинопремьеры.

Массовое вовлечение населения в работу лекториев позволило значительным образом поднять общекультурный уровень, формировать индивидуальное и массовое сознание, мировоззрение советских людей, пробудить интерес к самообразованию и саморазвитию различных социальных групп, при том что методы вовлечения носили часто формальный, обязательный, авторитарный характер, что и привело к утрате доверия и интереса к этой форме культурного просвещения на четверть века.

Современный лекторий

С точки зрения современной социальной философии «живые» лекции как жанр сохранили свою популярность в настоящее время в связи с тем, что в массовом сознании лекция - неизменный продукт, живой диалог с профессионалом по теме, интересной потенциальному слушателю.

Лекторий, как форма познания, особо ценится в городской среде, подвергшейся кардинальной реформе общения, - sms-переписка, мессенджеры, социальные сети. Благодаря онлайн-платформам и деятельности современных блогеров, каждый пост которых может считаться публикацией, статус письменного донесения информации до потребителя массового интеллектуального продукта значительно снизился. Лекторий победил идею об актуальности исключительно мультимедийных проектов и сети Интернет [6].

На наш взгляд, популярность лекториев обусловлена рядом причин. Среди первостепенных необходимо выделить так называемую «моду на ум» как способ самоидентификации современного человека, обуславливающий рост интереса к интеллектуальному досугу. Главным принципом, мотивирующим на посещение лектория, становится принцип заинтересованности личности в познании нового, способный переключить внимание с эмоциональной составляющей досуга на предметную область конкретной темы лектория [10, p. 338].

Второй причиной роста популярности лекториев мы считаем высокую эффективность способа трансляции информации и высокую оценку ее достоверности слушателями лекции. В современном обществе, насыщенном информацией, вычленение сути изучаемого вопроса может представлять сложность ввиду перегруженности информационных потоков. Лекторий (традиционная форма проведения лекции) позволяет сконцентрировать внимание слушателей на конкретной проблеме, стимулировать мышление.

Лекторы, являясь представителями научного сообщества, выступают в качестве легитимного источника объективного знания, презентуя общественности определенный тип достоверной информации. Выступление

лектора и достоверность информации, представленной в лектории, объясняются «дефицитом научности» в заявлениях рядовых граждан. В упомянутой логике «дефицита» то знание, которое получено из повседневного опыта, не может являться достаточным, так как неученый по определению не может быть экспертом [9, р. 348].

Третьей причиной мы считаем формирование нового способа социального взаимодействия в процессе проведения лектория.

В современных исследованиях социального бытия горожан подчеркивается, что наиболее продуктивной формой интеллектуального досуга является групповая форма, характерная в том числе и для проведения лекториев.

Именно в групповой форме интеллектуального досуга возможна четкая фиксация признаков полисубъект-ности:

- когнитивность - свойство человека воспринимать и перерабатывать информацию;

- направленность интеллектуальной деятельности на развитие себя и другого;

- центрация - принцип главенствования доминирующего интереса, перешедшего в потребность.

Еще одной причиной возросшей популярности лектория принято считать снижение интеллектуального, общекультурного потенциала современных медиа, в частности телевидения и радиовещания. Среди других причин можно выделить восприятие лектория как формы «национальной самотерапии» - борьбы нации с искусственным оглуплением.

Корреляция ценностных ориентаций современного горожанина с новой формой досуговой практики - лекторием

Нами проведен анализ взаимного влияния коррелирующих между собой лектория как формы проведения досуга современного горожанина и ценностных ориентаций, формирующихся в среде города.

Настоящее исследование позволяет нам выявить причинно-следственные связи, обуславливающие как возрастающую популярность лектория, так и формирование ценностных ориентаций личности современного горожанина.

Современное городское сообщество отличается тенденциями, которые можно охарактеризовать как повышение индивидуализации личности, отчужденности горожанина, снижение ценностей семейно-родственных связей и приоритет эгоцентрического мышления индивида.

Одной из актуальных черт современного горожанина многие авторы склонны считать стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, независимости и автономии, основывающимся на желании использования дохода на удовлетворение собственных потребностей [2; 5; 7]. Перечисленные тенденции описаны и проанализированы в предыдущих работах авторского коллектива настоящей статьи [8; 10].

Основываясь на выводах, полученных в предшествующих исследованиях, в том числе, касающихся доминирования в социуме ценностей индивидуализма и материализма, перейдем к социально-философскому анализу влияния городских трендов развития на личность горожанина, позволяющих обосновать возросшую популярность лекториев как формы проведения досуга.

Тенденция 1. Город как площадка расширения личностных компетенций и личностной осведомленности. Информационное поле города представлено бесконечным пространством циркулирующих в нем информации, знаний, новостей. В информационном обществе информация представляет собой наиболее ценный ресурс, что побуждает горожанина к достижению высокого уровня образования и получению разноплановых знаний. Высокий интеллектуальный потенциал городского жителя характеризуется компетентностью в различных областях научного знания, высокой осведомленностью о последних технологических новшествах, что позволяет ему эффективно адаптироваться к инновационным процессам за счет гибкости мышления и способности быстро и точно находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

При этом необходимо отметить, что город, являясь фокусом процессов модернизации, регулярно накапливает неоднородные и постоянно обновляющиеся информационные потоки, способные перегружать индивида своим разнообразием. Растущие объемы беспредметных и малосодержательных знаний и новостей, которые необходимо воспринять и усвоить, засоряют разум горожанина, истощают его интеллектуальный ресурс, рассредоточивают внимание, способствуют умственному и духовному регрессу.

Тенденция 2. Город как новое коммуникационное пространство. Современный город является площадкой модификации коммуникативного пространства. Современное городское коммуникативное пространство характеризуется растущей ролью средств массовой информации и повсеместным распространением мультимедийных технологий. Указанные процессы оказывают влияние на формирование новой ментальности горожанина с характерными проявлениями процессов массовизации и виртуализации.

Благодаря повсеместному распространению цифровых технологий массовая городская культура активно транслируется населению, навязывая горожанам знания, представления, ценностные ориентиры и модели поведения.

Современное городское коммуникативное пространство направлено на гомогенизацию культурно-просветительских запросов горожан через трансляцию принципов гедонизма и индивидуализма, массовый характер транслируемой культуры не отвечает эстетическим потребностям горожан и стремлению к духовному самосовершенствованию [4, с. 36]. Поверхностный характер информации, транслируемой СМИ, лишает индивида способности критически мыслить и анализировать получаемую информацию, а значит, и формировать собственное мнение относительно происходящих событий.

Ситуация с городским коммуникативным пространством осложнена активным включением средств массовой коммуникации в виртуальное пространство города с целью распространения массовой культуры.

Глубоко внедрённые в городское тело технологии мультимедиа способствуют виртуализации сознания и мышления современного горожанина. Иллюзорность городского пространства снижает устойчивость сознания горожанина, способствует его разобщению с реальной средой существования.

Абсолютное погружение в виртуальное пространство города трансформирует сущность социального и культурного бытия горожанина, личность «растворяется» в виртуальном мире города, создаётся новое «Я» горожанина - медиагорожанин.

Значительная часть жизни современного жителя города протекает внутри или посредством виртуального пространства, через информационные ресурсы сети Интернет, онлайн-сервисы, социальные сети, сайты электронной коммерции, которые позволяют обеспечивать жизнедеятельность индивида удаленно. Исходя из этого, у горожан пропадает потребность взаимодействовать с естественной окружающей средой города, а также с другими индивидами посредством живого общения, нарастают тенденции разрыва с природой и социального отчуждения, нарушаются структура и функциональность всей социальной системы города.

В современном городском социуме возрастает необходимость минимизации вовлеченности горожан в искусственную (виртуальную) среду и повышения уровня внутренней согласованности городского сообщества.

Необходимо также отметить стремительный процесс поглощения сознания и мышления современного горожанина массовой культурой, которая способна стереть не только индивидуальность отдельной личности, но и исторически сформированное своеобразие города в целом. Только органично существующий, единый социум, который богат нравственно и культурно, заключенный в живое духовное пространство, способен быть здоровым и деятельным, совершенствоваться и процветать.

Тенденция 3. Город как площадка возрастающей мобильности горожанина и динамичности его социального статуса. Современное социальное пространство города характеризуется интенсификацией горизонтальной мобильности и быстрой сменой интересов и предпочтений горожан, постоянными трансформациями состава социального окружения.

Результатами подобных перемещений в социальном пространстве являются динамичность и неустойчивость социального статуса индивида, что способствует постоянному поиску новых путей для самореализации личности, но при этом негативно отражается на эмоциональном и физическом состоянии горожанина, способности сохранять качественный набор ценностей и установок, а также выстраивать долговременные жизненные стратегии [Там же, с. 41].

Рассмотрев лекторий как направление интеллектуального досуга современного горожанина, в заключение необходимо отметить результаты такой деятельности, удовлетворяющей основному критерию досуга, а именно - получению удовольствия от него. Лекторий как форма интеллектуального досуга в полной мере отвечает мировым тенденциям организации свободного времени современного горожанина, носит индивидуализирующий характер и позволяет сформировать пространство самости личности, делает ее значимой для самого индивида. Однако формирование осознанного времени «для себя» опосредуется культурой массового потребления, что проявляет важность первого уровня досуговой деятельности. Свободное время воспринимается как знак принадлежности к определенной социальной группе, формируя стереотипное мышление, навязываемое на этапах пассивного потребления (рекламное мышление, выработка потребительских установок, готовые картинки «красивой (праздной) жизни»), усиленное эксплуатационно-потребительским «хочется все и сразу». Следовательно, ключевой проблемой организации досуговой деятельности становится не только развитие личности в процессе этой деятельности, но и формирование потребности в интеллектуальном досуге.

К результатам участия в лекториях мы относим: феномен самоупорядочивания личности, формирование феномена воли и ориентированности горожанина на саморазвитие.

Самоупорядочивание понимается нами как способность приводить свои мысли и действия в соответствие со свойствами окружающего мира, то есть феномен целеполагания.

Формирование феномена воли включает актуализацию способности субъекта самостоятельно выступать причиной изменений, происходящих в субъектном мире личности, а также возможность управления собственной жизнью.

Феномен саморазвития позволяет сформировать способность личности к адаптации в условиях постоянно трансформирующейся городской среды, способность человека ставить цели.

Лекторий, как эффективный инструмент интеллектуального, духовно-нравственного воспитания, имеет в современных условиях значительный потенциал, способный служить продвижению высоких культурных и морально-нравственных основ общественного сознания, трансляции важных ценностных знаний современности, продвигать лучшие достижения в сфере образования и культуры, формировать образ достойного будущего.

Глоссарий

Public talk - формат публичных встреч и интервью с известными людьми или со специалистами в какой-либо области.

Виртуализация общества - процесс замены реальных социальных отношений их виртуальными образами.

Информационное общество - общество, в котором большинство трудящихся задействовано в процессах производства, хранения, переработки и реализации информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Лекторий - новая форма научно-популярной коммуникации в жизни современного города.

Массовизация общества - процесс, связанный с расширением сферы воздействия какого-либо явления в обществе.

Медиагорожанин - человек, всецело включенный во все пространства современного города и управляемый медиапространством, которое сформировано современными коммуникационными каналами.

Список источников

1. Грибовский М. В. Публичные лекции университетских профессоров как явление городской жизни в России на рубеже XIX-XX веков // Новый исторический вестник. 2017. № 2 (52). С. 57-72.

2. Жирикова А. А. Досуговые практики жителей средних и малых городов России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4 (126). С. 91-98.

3. Интеллектуальный досуг: актуальные проблемы и перспективы: материалы Второго регионального симпозиума / отв. за вып. Е. А. Ноздренко. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 74 с.

4. Климова Э. Н., Климова Т. В. X-people: новый тип потребителя или новая ценность // Креативная экономика. 2014. № 4 (88). С. 34-41.

5. Матвеев О. В. Досуговое пространство южнороссийского города: страницы истории // Наследие веков. 2017. № 2 (10). С. 75-77.

6. Почему в России стало популярно ходить на платные лекции [Электронный ресурс] // Официальный сайт центральной деловой газеты Санкт-Петербурга «Деловой Петербург». URL: https://www.dp.rU/a/2017/01/19/Umnie_ v_gorode (дата обращения: 24.04.2018).

7. Селезнева Т. А., Батина С. И. Бизнес индустрии развлечений и социальная ответственность: эволюция позиций // Бизнес и стратегии. 2017. № 2 (07). С. 51-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Суховская Д. Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности: дисс. ... к. филос. н. Краснодар, 2016. 198 с.

9. Bucci M., Neresini F. Science and Public Participation // Handbook of Science and Technology Studies. MIT, 2008. 450 p.

10. Ermakova L. 1, Sukhovskaya D. N. Creative industries and areas as tools of global crisis management // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management / ed. by E. G. Popkova. Springer, 2017. P. 335-340.

PUBLIC TALK AS A FORM OF MODERN URBAN DWELLERS' INTELLECTUAL LEISURE IN CREATIVE SPACES OF THE CITY

Ermakova Larisa Ivanovna, Doctor in Philosophy, Professor Sukhovskaya Dar'ya Nikolaevna, Ph. D. in Philosophy Pyatigorsk State University miano@pglu.ru; Daria.sukhovskaya@yahoo.com

The article is devoted to the analysis of a form of current scientific knowledge translation through one of the most popular types of intellectual leisure of modern Russian cities inhabitants - educational public talk, revealing the reasons for its growing popularity and the analysis of its influence on the personality of a modern urban dweller. The authors present the analysis of mutual influence of public talk as a form of leisure time for the modern urban dweller and value orientations that are formed in the city environment, correlating with each other. Scientific significance of the work is in determining the tendencies of dialectical interdependence between the creative personality, his/her value orientations, and creative leisure practices (by the example of public talk).

Key words and phrases: intellectual leisure; creative space; public talk; public reading; personality's self-realization; knowledge translation; urban dweller's valuable orientations.

УДК 167.7 Дата поступления рукописи: 07.05.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.20

В статье рассматривается идеально-типическая модель Макса Вебера в социально-гуманитарном познании. На основании отличительных черт данной модели дается определение понятию «идеальный тип». Проводится сравнительный анализ между идеально-типической моделью и моделями, построенными с использованием внешних аналогий - социального организма, социального механизма и т.п. В результате сравнения выявлено, что моделирование посредством идеальных типов имеет большее эвристическое значение, чем моделирование с помощью физических или биологических моделей.

Ключевые слова и фразы: идеальный тип; модель; социальный организм; социальный механизм; внешние аналогии; социально-гуманитарное познание.

Комиссаров Иван Игоревич, к. филос. н.

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского ivankomissar@list. ги

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ: ИДЕАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ МАКСА ВЕБЕРА

В рамках моделирования в социально-гуманитарном познании выделяется ряд актуальных направлений. Одно из них - это создание моделей с использованием внешних аналогий - заимствованных понятий из вспомогательных областей знания (это может быть физика, биология, геология и др.), с помощью которых интерпретируется социальная реальность. Другое направление не предполагает обращение к иным наукам, здесь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.