М. П. Голенок. Социально-культурное значение уличных граффити.
только работы и согласия. Но тут опять выходит загадка: кажется, уж совершенно гарантируют человека, обещаются его кормить, поить, работу ему предоставить - и за это требуют с него только самую капельку его личной свободы для общего блага... Нет, не хочет жить человек и на этих расчетах, ему и капелька тяжела. Ему все кажется сдуру, что это острог и что самому по себе лучше, потому - полная воля! И ведь на воле бьют его, работы ему не дают, умирает он с голоду и воли у него нет никакой, так нет же, все-таки кажется чудаку, что своя воля лучше» [18].
Думается, что сформулированные нами подходы и наблюдения позволяют заметить плодотворную взаимосвязь творчества В. Высоцкого с мировой и отечественной культурой.
Примечания
1. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях // Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 5. Л., 1981. С. 81.
2. Высоцкий В. С. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 27.
3. Там же.
4. Достоевский Ф. М. Письма // Полн. собр. соч. Т. 20. Л., 1979. С. 50.
5. Франк С. Л. Предсмертное. Воспоминания и мысли. М., 1990. С. 100.
6. Высоцкий В. Указ. соч. С. 444.
7. Там же. С. 464.
8. Там же.
9. Там же. С. 185.
10. Там же. С. 464.
11. Там же. С. 200.
12. Элиаде М. Космос и история. М., 1989. С. 30.
13. Высоцкий В. С. Указ. соч. С. 164.
14. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 178.
15. Высоцкий В. С. Указ. соч. С. 406.
16. Там же. С. 414.
17. Там же.
18. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях.
УДК 316.723(470.342)
М. П. Голенок
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЛИЧНЫХ ГРАФФИТИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР г. КИРОВА)*
В статье на примере уличных граффити г. Кирова рассматривается содержательный аспект неофициальной репрезентации социально значимой информации молодежных субкультур в соотнесенности с событиями социально-политического и культурного значения. Автор анализирует основные графические предпочтения неформалов, связанные с личной или коллективной презентацией, ценностями и идеологией группы в социокультурном контексте.
A meaningful aspect of informal representation of socially significant information of youth subcultures in correlation with the events of the social-political and cultural values is considered in the article by the street graffiti in Kirov. The author analyzes basic graphic preferences of members of an informal social group, associated with personal or collective presentation, values and group's ideology in the social-cultural context.
Ключевые слова: граффити, молодежная субкультура, неформальная молодежь, диалог.
Keywords: a graffiti, a youth subculture, a informal youth, a communication.
Феномен граффити - это устойчивое явление традиционной культуры, исторически связанное с жизнью различных народов и имеющее свою специфику возникновения и развития, свои формы репрезентации. Сам термин «граффити» (от итал. graffiare - царапать), введенный археологами для обозначения древних эпиграфических надписей, стал гораздо более широким в своем значении. В настоящее время под граффити понимают «различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены» [1], разнообразные по стилю, тематике и уровню исполнения - от личных автографов до сложных сюжетных композиций.
«Настенные росписи» все большую популярность приобретают в среде молодежи, становясь устойчивой социально-художественной практикой. В обращении к подобной изобразительной деятельности молодежи ученые усматривают «символичную форму протеста» в отношении к ценностям официальной культуры и социально признанным нормам общества. Истоки такого отношения к граффити восходят к историческим
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках международного российско-эстонского проекта РГНФ-ЭФН «Язык молодежных субкультур: региональный аспект» (№ 09-04-95404 а/Э).
© Голенок М. П., 2010
реалиям времен студенческих волнений 1960-х гг., когда улицы были расписаны различными лозунгами. Наиболее известный из них гласил: «Будьте реалистами - требуйте невозможного!».
Новым толчком распространению граффити послужила «бунтарская» хип-хоп культура конца 1970-х гг., для которой разрисовывание стен также стало протестным актом. Если говорить о российской традиции, то всплеск интереса к уличным росписям приходится на время политических перемен 1980-1990 гг., одновременно с модой на брейк-данс и увлечением рок-музыкой, что и зафиксировал на примере московских граффити профессор Д. Бушнелл [2].
На сегодняшний день в исследовательской литературе граффити рассматривается как средство коммуникации молодежных субкультур с выявлением знаковой и символической природы граф-фитийного текста (Е. В. Бажкова, М. Л. Лурье, Т. Б. Щепанская, К. Э. Шумов, А. Слуцер-Сарно), как способ социализации (Ю. А. Клейберг), источник информации о социальной группе (Т. Б. Щепанская, И. П. Башкатов) и др.
Уличные граффити общепризнанно являются уникальным источником информации, стиль и содержание которых дают представление о духовном состоянии не только отдельной группы исполнителей, но и в целом городской культуры, свидетельствуя о реальных ценностях и интересах общества. Многие авторы, говоря о граффити как явлении традиционной культуры, подчеркивают его «неразрывность с культурным контекстом» (И. Головаха), что предполагает вписанность данной изобразительной формы в определенный социокультурный фон и возможность на примере надписей проследить реакцию на те или иные общественные события [3].
В настоящей работе исследовательская задача сводится к систематизации и анализу эмпирического материала с целью осмысления содержательного аспекта молодежных граффити как формы неофициальной репрезентации социально значимой информации. К числу основных проблем относится выявление связей графических надписей и рисунков той или иной субкультуры с событиями социально-политического и культурного значения.
Объектом изучения стали уличные граффити одного из областных центров Приволжского федерального округа - города Кирова. Это рисунки и надписи на улицах Красноармейской, Ленина и Карла Маркса, входящих в состав центрального района города.
По обыкновению, территорией распространения граффити традиционно являются публичные пространства (фасады домов, рекламные щиты, ограждения строек, заборы, тумбы, вывески магазинов, асфальтовое покрытие), обеспечивающие
возможность широкой демонстрации. Своеобразная «галерея» граффити располагается во дворе многоэтажного торгово-офисного центра «Квадрат» как одного из популярных мест тусовок неформальной молодежи. Как показывает типология граффити (по тематике, содержанию, символике), ее авторами преимущественно являются представители субкультур панков, скинхедов, антифа, стрейт-эдж (Straight Edge).
По технике исполнения изображения представляют собой простые надписи, символы и реже рисунки, выполненные чаще одним цветом (черный, белый, реже красный, желтый, голубой) спреем или маркером, часть из которых представлена в трафаретной технике. В тематически-смысловом аспекте в граффити нашли выражение различные предпочтения молодежи: личностные, музыкальные, общественно-политические, социально-бытовые.
Уличные граффити представляют собой определенный полифункциональный знаково-симво-лический текст, который обеспечивает возможность коммуникации как внутри группы, так и между родственными субкультурами, маркирует ценности неформального сообщества в публичном пространстве, а также выражает отношение к общекультурным ценностям и событиям.
В кировских граффити сохраняется устойчивая тенденция, в рамках которой подавляющее большинство надписей составляют граффити-тэги. Но в отличие от традиционных «автографов», написанных в жанре «здесь был...», авторские знаки молодежных субкультур «шифруются» латиницей в виде аббревиатуры (ТНС) или слов, не имеющих перевода (COREK, CORK, CORKE, TEKER и другие, чаще не прочитываемые надписи), выполненных в стилизованной форме под bubble. Используя подобные приемы, авторы тем самым маркируют свою принадлежность к субкультурному сообществу, оставляя за рамками «случайные» надписи подростков, не знающих граффитийный код неформалов. Являясь своеобразным «ником», тэг, написанный вне контекста дополнительных надписей или рисунков, не высказывает принадлежность автора к той или иной неформальной субкультуре, а скорее выполняет функцию личностной репрезентации - сообщает о графических возможностях автора, его стилевых пристрастиях, статусе в неформальной среде. С позиции граффитийной культуры автор стремится повысить свою популярность, добиться известности в пределах своей субкультурной группы, поэтому одни и те же авторские знаки многократно повторяются на различных носителях (фасадах общественных зданий, рекламных щитах, вывесках магазинов). Нельзя не учитывать еще один аспект функционирования граффити-тэга - это обозначение присутствия, «отвоевывание» своей
M. П. Голенок. Социально-культурное значение уличных граффити.
территории в городском пространстве, как это делал еще в 60-е гг. прошлого столетия известный американский подросток Таки, оставляя в Нью-Йоркском метро отметку «TAKI 183».
Часто можно наблюдать не только одиночные изображения тэгов, но и групповые. Поскольку они не пишутся друг на друга, можно предполагать, что это знаки одной или близкой по идеологии неформальной группы. В кировских граффити встречаются тэги на различных табличках с текстами запретительного или рекомендательного характера. Публичность размещения авторского знака делает его заметным - на него обязательно обратят внимание. Надпись же, нанесенная на официальный текст, позволяет манифестировать протестный жест, как в отношении любых запретов или регламентирующих предписаний (например, тэг на табличке «Пожарный проезд. Машины не ставить» или дорожном знаке «Въезд запрещен»), так и ценностей масскульта (автографы на рекламных щитах, витринах, дверях магазинов). Известно, что в неписаном кодексе граффити-культуры нанесение тэгов на чужой текст рассматривается как оскорбительное действие.
Среди «классических» надписей выделяется тэг в виде трех рядом расположенных геометрических фигур - равностороннего треугольника, квадрата, круга, которым часто подписывается изображение или авторский знак, обыгрывается как рисунок, что создает своеобразный визуальный каламбур. Граффитчик «играет» с формами вентиляционных решеток, труб и других элементов городской системы коммуникации, придавая им растительные или антропоморфные образы. Появление подобного граффити можно рассматривать как альтернативную реакцию на всплеск интереса в молодежной среде к он-лайн играм. Социальный смысл граффитийной деятельности сводится к тому, что граффити выводит игру (не случайно один из тэгов включен в рисунок игровой приставки) за рамки виртуального пространства в реальный городской пейзаж, «оживляя» серые стены и конструкции.
В отличие от теггинга музыкальная тематика граффити адресована «посвященным», поэтому основной массив надписей и рисунков располагается на стенах торгово-офисного центра «Квадрат», выходящих во двор. С одной стороны, это решает прагматические задачи - сохранение самих надписей на более длительное время и обеспечение большей безопасности граффитчику, с другой - выстраивает дискуссионное поле для визуальных и вербальных состязаний сторонников того или иного музыкального стиля. В вербальном и визуальном тексте отражены интересы поклонников альтернативной музыки, связанные с популярными панк-, рок-группами (NITRO, StIGMAtA,
HDG, DMC, V.H.C.C, AC, AK-47), различными музыкальными стилями (ska, хардкор, ROC, рэп).
Несколько неожиданно для небольшого и отдаленного от центра России города выглядят тексты, маркирующие субкультуру растаманов (Вавилон, ЭФИОП, AFRO). K этому же ряду можно отнести и изображение чернокожего актера Мистера Ти. Еще лет десять-пятнадцать назад Н. Сосновский рассматривал культуру растафа-ри как «экзотический изыск», известный лишь узкому кругу субкультурной элиты [4]. Можно лишь предполагать, что интерес кировских неформалов к «черной культуре» проявляется скорее на уровне увлечения музыкой рэгги, нежели восприятия самой идеологии культуры афроаме-риканских гетто. В отношении молодежных граффити исследователи отмечают, что часто авторы надписей сами до конца не понимают смысла написанных ими знаков. Культурное «реноме» граффити, как отмечает М. Лурье, тяготеет к фор-мульности, а это означает, что основной корпус текстов, связанных с субкультурной традицией, сохраняет устойчивость в определенный период, при этом исполнители граффити являются просто трансляторами [5].
В целом граффити показывают, что кировские неформалы адаптируют американскую музыкальную культуру к традициям собственной культуры, используя в том числе визуальную знаковую систему. Свидетельством тому является многочисленная вариативность и повторяемость в простых надписях и сложных композициях название кировской группы «Горилла mob», исполняющая музыку в стиле хардкор-панк.
Одной из важных функций граффити является функция манифестации личностных и групповых ценностей через их утверждение или отрицание враждебных (М. Лурье) [6].
На территории торгово-офисного центра «Квадрат» присутствуют высказывания и диалоги на сексуальные, любовные, бытовые темы по своему характеру социальной репрезентации больше соответствующие граффити подъездов, школьных парт и коридоров, а не публичным местам. Возможно, не случайно своеобразная переписка адресатов часто пресекается, записывается сверху словами типа «bastarás» (ублюдки), нередко используется нецензурная лексика, встречаются антропоморфные изображения (или знак пацифик), тем самым выстраивается новый контекст - контекст противостояния ценностных ориентиров респондентов или их примирения.
Из часто встречающихся надписей особенно выделяются вариативные высказывания от слова «лох»: «лохи», «лохушки», «Ксюша лох», «ANI LOHI». На сайте сленга неформалов представлено несколько интерпретаций слова «лох»: человек, живущий не по понятиям, не член корпо-
рации; объект планируемого преступления (ограбления или мошенничества), простак; человек, занимающий вторую ступень (после опущенных) в воровской иерархии [7]. В настоящее время слово «лох» обрело особую популярность в среде бытового общения как обозначение определенной категории людей, а в интернет-среде - выяснения смыслов и сферы использования. Небезызвестная светская леди Ксения Собчак в 2010 г. издала книгу «Энциклопедия лоха», в которой провела типологию лохов, описала их привычки, проиллюстрировав историями из личного опыта общения. Повсеместность использования слова «лох» весьма показательна для современного исторического этапа, характеризующегося кардинальной сменой ценностных установок и все большим проникновением воровской лексики в повседневность не только молодежи, но и взрослой аудитории. Исполнитель граффити, сохраняя уничижительное смысловое ядро слова «лох», может маркировать им, как представителя иной субкультуры, так и всех, кто вообще вне субкультуры.
Анализ кировских граффити показывает, что основной массив надписей составляют лозунги и символы, в которых выражена идеология группы, приверженность определенному политическому движению. Можно констатировать большую популярность в среде неформальной молодежи антифашистских идей («Встань на войну против», «No фашизм», «Фашизм не пройдет», «Rasist? Fuck off!!!») в сопровождении анархистских посланий («Анархизм не продается», «Идею не купить», «антикапитализм»), идей эко-движения и вегетарианства («Купил шубу стал душегубом», «100 причин не носить мех», «Мясо еда трупое-дов», «No meats», VEGAN). Актуальны также ценности стрейт эдж (sXe), идейной основой которого является отказ от наркотиков, алкоголя, курения и свободного секса (трафарет «Это не любовь», повторяющиеся многократно траффи-ти символики движения).
Граффитийная символика дает представление о внутренней дифференциации субкультурных групп. Скинхеды-антирасисты (аббревиатура SHARP в сопровождении троянского шлема) мирно сосуществуют с Красными и анархо-скин-хедами (R.A.S.H., в круге три параллельные стрелы - знак солидарности), не разделяя левых идей последних. Оппозиционную группу с экстремистскими идеями представляют наци-скинхеды (NS, фашистская символика) с вербальной формулой «Верю в себя, верю в друзей» в противопоставление известному политическому лозунгу правящей партии Единой России: «Верю в Россию! Верим в себя».
Граффити не просто носят констатирующий характер обозначения события или выполняют
функциональную роль присутствия в духе «здесь были мы», они на визуальном уровне эксплицируют противостояние антифашистов и нацистов. Об этом позволяет говорить четко выраженная тенденция исправления контркультурных высказываний, в результате чего изменяется смысл надписи или рисунка на противоположный или нейтральный. В качестве примера можно привести граффити, в котором изображение свастики стилизовано под детский рисунок: свастика трансформирована в танцующего человека с воздушным шаром в руке, хотя при этом структура символа легко прочитывается, что выстраивает своеобразный поединок смыслов. Устоявшимся и часто встречающимся приемом является перечеркивание чужой символики с различными вербальными дополнениями, что привносит в граффити-текст позитивные или негативные коннотации, изменяя первоначальный текст.
Появление в городе новых лозунгов и рисунков часто связано с определенными событиями общественно-политического характера. Так, появление в Кирове многочисленных траффити «Свободу химкинским заложникам» можно объяснить активной позицией местных антифа в поддержку активистов движения Максима Со-лопова и Алексея Гаскарова, которым были предъявлены обвинения в участии и организации погромов здания администрации Химок. Известно, что накануне судебных заседаний в ряде городов России и за рубежом прошли акции в защиту «химкинских заложников». Пикеты и митинги с 17 по 20 сентября 2010 г. состоялись в Москве, Петербурге, Ижевске, Саратове, Ярославле и других городах. Соратников по антифашистскому движению поддержали в Германии, Греции, Франции, Великобритании, Швеции, Италии, США [8].
В кировских граффити нашло отражение событие общероссийского характера: ежегодный молодежный марш «Антикапитализм», организованный леворадикальными группами и поддержанной рядом неформальных групп. В Кирове он прошел 10 октября под лозунгами «Капитализм опасен для вашего здоровья!», «Бойтесь заразы капитализма!» [9] Антиглобалистские и антивоенные идеи не чужды панкам, антифа, протестные жесты которых достаточно часто визуализируются на мусорных баках (изображение военного вертолета).
В кировских граффити нашел отражение и вопрос о переименовании города Кирова в Вятку, который перманентно возникает на протяжении последних десяти-пятнадцати лет. Особенную актуальность ему придал новый губернатор Н. Ю. Белых, по распоряжению которого в феврале 2009 г. была создана рабочая группа с целью проведения социологических исследований
Н. И. Поспелова. К проблеме изучения молодежных субкультур: синергетический аспект
по вопросу общественного мнения в отношении изменения или сохранении имени города. В результате работы комиссии в июне 2010 г. было принято решение о необходимости проведения референдума, который запланирован на 2012 г. [10] Активная фаза обсуждения на сегодняшний день осталась в прошлом, но городские стены сохранили графические послания как сторонников (коронация слова «Вятка»), так и противников переименования города («Мы за Киров»).
Следует признать, что граффити заняли определенное место в современном городском пространстве, являясь отражением тех или иных процессов, происходящих в обществе. Граффитийный дискурс показывает, что интересы кировских неформалов обращены к сфере личностных, музыкальных, социальных и общественно-политических тем. Молодежные граффити как форма существования традиций городской субкультуры сохраняет протестный характер, альтернативность официальной культуре. Независимо от формы воплощения граффити - это всегда знак коллективного творчества, знак социальной зрелости его авторов; это послание, которое обращено к обществу, к здесь-и-сейчас переживаемому событию. Оно тем ценно и значимо, что содержит огромный диалогический потенциал, дешифрующий человека и отсылающий к полюсу культурных истоков, с одной стороны, и к феноменологическим формам - с другой.
Примечания
1. Большой энциклопедический словарь. М., 2006.
2. См: Bushnell J. Moscow Graffiti: Language and Subculture. Boston, 1990; Бушнелл Д. Грамматика настенных надписей // Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп. М., 1990. С. 93-106.
3. Головаха И. Социальное значение асоциальных граффити (бытование и функции современных киевских граффити) // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 2. С. 66.
4. Сосновский Н. Покидая Вавилон налегке. Ч. 1. URL: http://flowerhip.narod.ru/rasta.html. Ч. 2. URL: http://flowerhip.narod.ru/ rasta2.html
5. Лурье М. Граффити: коммуникация и самопрезентация. URL: http://www.eu.spb.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=329&Itemid=248.
6. Бажкова Е. В., Лурье М. А., Шумов К. Э. Городские граффити // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 435-437.
7. Сайт сленга неформалов. URL: http:// teenslang.su/content/%EB%EE%F5
8. URL: http://khimkibattle.org/
9. Сайт кировского отделения КПРФ. URL: http:// www.vkprf.ru/ taxonomy/ term/ 341
10. Вятский наблюдатель. 2010. 4 окт. URL: http:// www.nabludatel.ru/index.php?modul=news&id=56259
УДК 316.723:167
Н. И. Поспелова
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ*
В статье рассматриваются возможности применения синергетического подхода к анализу молодежных субкультур на основе анализа самоорганизующихся, неформальных молодежных групп, их активностей, социального дискурса, изменяющихся форм, когнитивных ресурсов, взаимодействия с господствующей культурой.
The article devote to possibility application synergetic method to analysis the youth subcultures on the base of informal youth groups, its activities, social discourse, mobile forms, cognitive resources, interaction with ruling culture.
Ключевые слова: молодежные субкультуры, синергетика, творческие активности, коммуникации, массовая культура, идентификация.
Key words: youth subcultures, synergetic, activities, creative work, communication, mass culture, identification.
Субкультурный мир - это космос коммуникаций. Его контекст многолик и разнообразен. В отличие от мира господствующей культуры, детерминированной нормами, идеологической вы-веренностью, преемственностью традиций, изучать его непросто, но интересно и важно. Интересно потому, что он предстает в текучей изменчивости рождающихся и постоянно ускользающих (а иногда исчезающих) форм. Важно - потому, что эти формы не отлиты в законченные и наследуемые конструкты, а влияние их на общество в его историческом, социокультурном, динамическом охвате чрезвычайно велико.
I
Начнем с того, что перед нами - объект, представляющий собой, во-первых, сверхсложную систему (если применять общенаучный подход к изучению любого объекта), а во-вторых, систему, в которой действует антропный принцип, обнажающий проблему взаимоотношений человека и мира.
По мнению исследователей, современная «ситуация человека» такова, что человек стал «исключительно самопроблематичен» [1], и это привело к рождению рефлексивных форм (философских и культурных), с одной стороны, а с дру-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках международного российско-эстонского проекта РГНФ-ЭФН «Язык молодежных субкультур: региональный аспект» (№ 09-04-95404 а/Э).
© Поспелова Н. И., 2010