УДК 327.7
DOI: 10.31249/snsn/2023.03.09
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН - УЧАСТНИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ
(Обзор)
Младший научный сотрудник Отдела Ближнего и Постсоветского Востока Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ГУЗАЕРОВ РАЗИЛЬ ИЛШАТОВИЧ
Аннотация. В обзоре показаны этапы становления современного тюркского пространства. Рассматриваются особенности и направления взаимодействия стран - участниц Организации тюркских государств, отмечается активная роль Турции в поддержке туркоцентричной интеграции в русле данной организации. Отмечается, что на фоне сложностей политического и экономического регионального развития Анкара уделяет особое внимание социально-культурному сближению тюркских государств, которое является одним из ключевых направлений деятельности Организации тюркских государств.
Ключевые слова. Организация тюркских государств; Турция; туркоцентричная интеграция; социально-культурное сотрудничество.
Для цитирования. Гузаеров Р.И. Социально-культурное взаимодействие стран - участниц Организации тюркских государств. (Обзор) // Социальные новации и социальные науки. - 2023. -
№ 3. - С. 143-151.
URL: http s://sns-j ournal. ru/ru/archive/
DOI: 10.31249/snsn/2023.03.09
Рукопись поступила 21.03.2023. Принята к печати 10.08.2023.
Вместо введения: становление современного тюркского пространства и роль Турции
Современная Турция активно формирует собственную региональную подсистему на тюркском пространстве. Данная задача предполагает активное становление тюркских институтов, которые будут осуществлять универсализацию общественной жизни тюркского мира на основе турецкого примера [Аватков, 2021]. Анкара делает особый акцент на осуществлении культурно-образовательной, гуманитарной деятельности в тюркских государствах для продвижения турецких идей и создания обширной сети туркоориентированных лоббистских структур [Аватков, Сбитне-ва, 2022].
Первый этап активизации турецкой политики в современном тюркском пространстве (с начала 1990-х годов) ознаменовался созданием Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TiKA, 1992) и Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ, 1993). Первая организация занималась координацией отношений Турции с тюркскими государствами в различных областях. Деятельность ТЮРКСОЙ была направлена на развитие общей тюркской культуры и литературы. Организация объединяла деятелей культуры тюркских стран, предоставляя им площадки для выступлений и коммуникации, а также способствовала «духовной консолидации братских тюркских народов». Однако на деле главной целью ТЮРКСОЙ было объединение лояльных Турции элит в тюркских государствах [Грозин, 2021].
Позднее, в 2008 г., по озвученному им в 2006 г. предложению президента Казахстана Н.А. Назарбаева, была создана Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА). Заявляется, что цели ТюркПА -это развитие политического диалога, гармонизация законодательств и содействие развитию более тесного взаимодействия между странами-членами [About TURKPA, 2023]. Следует предположить, что унификация законодательства была особенно необходима Турции, во-первых, для углубления экономических отношений в регионе, во-вторых, для возможности создания единого или союзного тюркского государства под эгидой общей организации в долгосрочной перспективе.
Продолжением данной политики стало создание Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) после подписания Нахичеванского соглашения [Нахичеванское соглашение ... , 2009]. Участниками ССТГ стали Турция, Азербайджан, Казахстан и Киргизия, а в 2019 г. к ним присоединился Узбекистан. Структура организации включала в себя Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Комитет старших должностных лиц, Совет старейшин. В Нахичеван-
ском соглашении также были определены следующие цели ССТГ: укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поддержание мира в регионе; координация решений по внешнеполитическим вопросам; расширение сотрудничества и взаимодействия во всех областях, от политической до военно-технической, и т.д. [Нахичеванское соглашение ... , 2009].
Создание ССТГ придало импульс процессу институционализации туркоцентричной интеграции, которая, однако, не шла с той скоростью, которую предполагала турецкая сторона. Из достижений организации можно назвать создание Международной Тюркской академии, а также оформление институциональной базы, которая могла бы стать основным инструментом продвижения туркоцентричной интеграции [Парубочая, 2011].
Особого внимания заслуживает стамбульский саммит, прошедший в ноябре 2021 г., на котором ССТГ был переименован в Организацию тюркских государств (ОТГ), что стало началом нового этапа целеполагания во внешней политике Турции [Yuce, 2022]. Несмотря на то, что Анкара не может конкурировать с Россией и Китаем по уровню взаимодействия с тюркскими государствами в сфере экономики и безопасности, инструменты «мягкой силы» позволяют Турции усиливать свое влияние, наращивая социально-культурное сотрудничество в рамках ОТГ [Турецкий дискурс ...].
Последующая трансформация ОТГ способствовала продвижению туркоцентричных идей. Помимо пяти основных членов (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция, Узбекистан) к организации присоединились два наблюдателя - Венгрия и Туркменистан. Структура организации осталась неизменной, поэтому можно предположить, что ребрендинг был необходим для того, что чтобы дать второе дыхание туркоцентричной интеграции. Сразу после создания ОТГ была сформулирована стратегия развития организации, которая предполагает укрепление отношений между государствами-членами во всех областях, но особый интерес вызывают перспективы социальной и культурной политики ОТГ.
«Видение тюркского мира - 2040»
Основополагающим документом, в котором определены траектории развития Организации тюркских государств, является «Видение тюркского мира - 2040» (далее «Видение») [Turkic world vision ... , 2021]. Что немаловажно, третий пункт данной стратегии (англ. «People-to-people cooperation») подразумевает усиление взаимодействия государств - членов ОТГ в социально-культурной, гуманитарной областях.
Так, в сфере культуры предлагается увеличить количество совместных мероприятий, что позволит найти еще больше общих культурных черт и усилить чувство единства тюркских народов. Страны - участницы ОТГ договорились о создании общего перечня культурного наследия тюркского мира. Более того, подразумевается создание механизма возвращения объектов тюркского культурного наследия в страну их происхождения.
145
В сфере образования и науки предусмотрены процессы гармонизации учебных программ, активизации научно-исследовательской деятельности в сфере общей тюркской истории, культуры, языка, литературы, географии и т.д., а также создания «Сети аналитических центров тюркского мира» для объединения научного потенциала тюркских государств.
Помимо всего этого «Видение» предусматривает унификацию молодежных политик государств - членов ОТГ, создание молодежной платформы - зонтичной организации для неправительственных организаций (НПО) в сфере молодежной политики, взаимодействие и мобилизацию потенциала диаспор, укрепление сотрудничества частных и государственных СМИ, поощрение создания фильмов и сериалов, продвигающих общетюркские ценности и пр.
Следует также отметить, что «Видение» предполагает не только активизацию сотрудничества в социальной и гуманитарной сферах, но и объединение стран - участниц ОТГ на основе некой «общей тюркской культуры», особая роль в формировании которой отводится Турции, которая, как упоминалось выше, поддерживает и продвигает идею туркоцентричной интеграции, в первую очередь в области образования и СМИ.
Попытки возрождения единого тюркского алфавита
После того, как страны - члены ОТГ приступили к постепенной реализации «Видения» в разных сферах, в тюркском мире оживился интерес к вопросам языкового единства.
Так, в ноябре 2022 г. в Бурсе (Турция) состоялся «Семинар по общему алфавиту тюркского мира». На семинаре под председательством Г. Гюльсевина, главы Турецкого лингвистического общества (тур. Türk Dil Kurumu), ученые из тюркских государств затронули вопросы, связанные с историей развития тюркских алфавитов. Главный вывод, к которому пришли участники семинара -общее тюркское письмо может послужить фактором, который ускорит интенсификацию культурных и экономических связей тюркских государств.
По итогам обсуждений было предложено сформировать «Комиссию по созданию единого алфавита» (далее Комиссия), которая действовала бы при ОТГ. Первое заседание Комиссии состоится в Киргизии, где эксперты начнут работу по созданию общей письменности и предоставят доклад Совету старейшин ОТГ.
Вопрос о создании общей письменности стоял на повестке дня еще в начале 1990-х годов. Но первые шаги в данном направлении не привели к какому-либо успеху, а переход на латинский алфавит в ряде тюркских государств столкнулся с серьезными проблемами [Космарский, 2003]. Однако это не значит, что Турция отказалась от своих планов. Создание Комиссии может способствовать тому, что Анкара снова возобновит свои попытки по «отуречиванию» тюркских алфавитов, но уже в контексте совместной деятельности стран - членов ОТГ.
Гузаеров Р.И.
Социально-культурное взаимодействие стран - участниц Организации тюркских государств Создание единых учебников и учебных программ
В ходе ноябрьского Самаркандского саммита ОТГ 2022 г. президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность изучения и систематизации имеющихся исторических и лингвистических источников. Для этого необходимо активное взаимодействие научных институтов и образовательных учреждений стран ОТГ, а результаты данного сотрудничества, по мнению президента Казахстана, необходимо представлять широкой мировой общественности [Кривцанова, 2022].
В данном ракурсе Турция приняла на себя обязательства в сфере обменных программ. Так, в июне 2022 г. в Анкаре и Стамбуле была организована первая программа для специалистов в области образования из государств-членов и наблюдателей ОТГ, в ходе которой были рассмотрены вопросы внедрения турецкой системы образования в других государствах ОТГ.
В этом же направлении была проведена работа по созданию единых учебников. Эксперты Международной Тюркской академии разработали учебники общей тюркской истории, географии, литературы. На семинаре в Стамбуле были утверждены итоговые варианты учебных материалов. Причем Турция и Азербайджан планируют включить дисциплины по новым материалам в общий школьный учебный план, а в Казахстане и Киргизии пока предусмотрены факультативные курсы [Семененко, 2022].
Следует констатировать, что с помощью образовательных ресурсов может быть создано единое видение тюркскими народами своей роли и места в мире, а общее историческое и культурное прошлое - стать объединяющим фактором всего тюркского пространства через выделение тюрок из общего массива истории.
Взаимодействие в сфере СМИ
Уже достаточно продолжительное время Турция ведет работу по развитию своей сетки вещания в тюркских государствах. Среди СМИ, активно транслирующих протурецкие нарративы, следует выделить TRT, Anadolu Ajansi. Теперь данная деятельность активно развивается в рамках ОТГ.
В мае 2022 г. медиаплатформа «Тюркский мир» (англ. Turkic World), созданная Агентством международной информации Trend (Азербайджан) и турецкой медиагруппой Albayrak при поддержке Х. Гаджиева, заведующего отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Азербайджана, отметила свою первую годовщину. Платформа была официально презентована в рамках медиафорума Тюркского совета в октябре 2021 г.
К деятельности платформы уже подключились информационные агентства из Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Туркменистана. Платформа вещает на языках всех государств - членов ОТГ, а также на русском и английском. По словам Я. Топчу, главного советника Президента Тур-
147
ции, важность платформы заключается в том, что она помогает тюркским народам доносить свой голос до остального мира [Проект «Тюркский мир» ... , 2022].
В декабре 2022 г. в Астане при поддержке ОТГ и Международной Тюркской академии прошел Первый Центрально-Азиатский медиафорум, главной целью которого стало обсуждение тенденций и перспектив развития медиасферы [I Central Asian ... , 2022]. В программе медиафорума вызывает интерес панельная сессия «Перспективы формирования единой платформы». Присутствие на форуме спикеров из Турции наталкивает на мысль, что география единой медиаплатфор-мы выходит за пределы государств Средней Азии.
В октябре 2022 г. в Баку прошло первое совещание регулирующих органов аудиовизуальных СМИ стран - членов ОТГ, в рамках которого участники обсудили возможности и перспективы создания институциональной основы для их сотрудничества. Для достижения этой цели было принято решение о создании Форума регулирующих органов вещания [Türk Devletleri Te§kilati Görsel ... , 2022]. Следует отметить, что в добавок к этому в рамках ОТГ было создано и Объединение журналистов ее государств-членов [Türk devletleri te§kilati dokuzuncu ... , 2023].
Таким образом, создаются постоянные площадки и форматы взаимодействия представителей медиасферы стран ОТГ. Подобное объединение представителей СМИ необходимо для создания единого информационного пространства, недопущения разночтения тех или иных событий, формирования единого взгляда на происходящие события.
Первые итоги сотрудничества стран ОТГ
Промежуточные успехи сотрудничества в рамках Организации тюркских государств были закреплены в ходе первого, упомянутого выше саммита ОТГ, который прошел в Самарканде (Узбекистан) 11 ноября 2022 г. Саммит проводился под громким лозунгом «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию» [Саммит ОТГ ... , 2022]. Участники обсудили широкий спектр вопросов сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной сферах.
По итогам саммита была принята Самаркандская декларация (далее Декларация) [Samarkand declaration ... , 2022], в которой были отмечены основные успехи организации с момента ее преобразования, выражающиеся в том, что (помимо рассмотренных выше достижений):
- высоко оцениваются встречи мусульманских религиозных представительств ОТГ, призывающих продолжать сотрудничество на основе идей тюрко-исламской солидарности, духовно-нравственных и культурных ценностей тюркских народов;
- поддерживается инициатива создания единой сети тюркских памятников;
- выражена удовлетворенность рядом спортивных мероприятий, проведенных под эгидой ОТГ и т.д.
Особое внимание уделяется работе с диаспорами стран ОТГ. В частности, выработаны стратегия и план совместной деятельности тюркоязычной диаспоры. Для организации контактов между диаспорами были организованы международные форумы и программы обмена опытом. Таким образом, можно предположить, что государства стремятся объединить потенциал собственных диаспор для создания сильных лоббистских структур.
Также в Декларации указана необходимость укрепления сотрудничества между Парламентской ассамблеей тюркоязычных стран, Международным фондом тюркской культуры и наследия, а также Международной Тюркской академией. Последние две организации в 2022 г. смогли получить полноценное финансирование бюджета со стороны ОТГ. Начинается постепенная настройка финансирования различных организаций, которые будут продвигать «общие тюркские ценности» в научной и культурной областях.
Также в ходе самаркандского саммита была принята Стратегия развития ОТГ на период 2022-2026 гг. [Исламов, 2022], которая в первую очередь направлена на достижение целей, указанных в «Видении». Что не менее важно, было принято решение о создании Тюркского инвестиционного фонда размером в 500 млн долл., который будет пополняться равными взносами со стороны государств-членов. Создание подобного фонда представляется важным для Турции с точки зрения диверсификации источников финансирования тюркских проектов.
Представляется, что основная проблема ОТГ на данный момент заключается в том, что организация имеет ограниченные возможности по финансированию собственных проектов и программ, а государства пока не готовы вкладывать большие средства в деятельность этого международного института. Турция стремится решить данную проблему и снять с себя определенную часть экономического бремени. Так, в ходе внеочередного саммита стран ОТГ в Анкаре 16 марта 2023 г. государства подписали Соглашение о создании Тюркского инвестиционного фонда [На саммите ОТГ ... , 2023], что постепенно приближает организацию к формированию общего бюджета в необходимых объемах.
Заключение
На текущий момент страны - участницы ОТГ активизируют сотрудничество в различных областях, в том числе в социально-культурной. Турция, как ведущее государство объединения, постепенно инициирует все более активное взаимодействие между членами организации. Однако, учитывая актуальное состояние конъюнктуры тюркского региона, в ближайшей перспективе не представляется возможным наладить полноценные экономические и политические взаимоотношения. ОТГ в этом плане придется пройти трудный и долгий путь.
Тем не менее Турция традиционно использует сильные стороны своей внешней политики и делает особый акцент на социально-культурном сотрудничестве в рамках ОТГ, которое может
способствовать формированию единого социального и культурного тюркского пространства. Создаются единые площадки для коммуникации и координации действий представителей культуры, СМИ, духовенства и т.д., на которых формируются новые форматы взаимодействия и обмена опытом.
Особо следует отметить успехи в области создания единых учебников и единого тюркского алфавита. В данном случае происходит не просто координация деятельности государств - членов ОТГ, а ее унификация. Итогом подобных разработок может стать становление единого мировоззренческого пространства на основе общих представлений об исторической неразрывности развития тюркских народов.
С высокой долей вероятности можно предположить, что деятельность в социально-культурной сфере будет оставаться одним из ключевых направлений в рамках сотрудничества в рамках ОТГ. Именно успехи в данной области будут прикрывать неудачи или проблемы интеграции в других сферах, например экономической или политической. Турция же будет стремиться получить наибольшие выгоды от сотрудничества и расширять масштабы туркоцентричных интеграционных проектов, вовлекая в них все большее число участников.
Список литературы
1. Аватков В.А. Постсоветское пространство и Турция: итоги 30 лет // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2021. - Т. 14. № 5. - С. 162-176. - URL: https://www.ogt-journal.com/jour/article/view/859 (дата обращения 20.03.2023).
2. Аватков В.А., Сбитнева А.И. Новый национализм Турецкой Республики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. - 2022. - Т. 24, № 2. - С. 291-302.
3. Грозин А.В. Политика Турции в постсоветской Азии: подходы, институты, перспективы // Постсоветский материк. -
2021. - № 2(30). - С. 25-48. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/politika-turtsii-v-postsovetskoy-azii-podhody-instituty-perspektivy (дата обращения 20.03.2023).
4. Исламов Д. Саммит Организации тюркских государств в Самарканде: между иллюзией и реальностью // РСМД. -
2022. - 23.11. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/sammit-organizatsii-tyurk skikh-gosudarstv-v-samarkande-mezhdu-illyuziey-i-realnostyu/ (дата обращения 02.02.2023).
5. Космарский А.А. Смыслы латинизации в Узбекистане (конец XX - начало XXI века) // Вестник Евразии. - 2003. -№ 3. - С. 62-85.
6. Кривцанова К. Токаев: Казахстан решительно поддерживает территориальную целостность всех государств // NUR.KZ. - 2022. - 11.11. - URL: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1996742-tokaev-kazahstan-reshitelno-podder zhivaet-territorialnuyu-tselostnost-vseh-gosudarstv/ (дата обращения 18.01.2023).
7. На саммите ОТГ в Турции президенты подписали 3 документа // Sputnik Кыргызстан. - 2023. - 16.03 - URL: https://ru.sputnik.kg/20230316/otg-turtsiya-3-dokumenta-podpisanie-1073643050.html (дата обращения 12.03.2023).
8. Нахичеванское соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (г. Нахичевань, 3 октября 2009 года) // Online.Zakon.KZ. - 2010. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30486433 (дата обращения 18.03.2023).
9. Парубочая Е.Ф. Саммиты тюркских государств (2006-2010 гг.): реальная платформа для сближения стран // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2011. - № 2. - С. 98-105. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sammity-tyurkskih-gosudarstv-2006-2010-gg-realnaya-platforma-dlya-sblizheniya-stran (дата обращения 18.03.2023).
10. Проект «Тюркский мир» (Turkic.World) - очень важная и ценная медиаплатформа, которая принесет пользу региону и миру - Ялчин Топчу // Trend news agency. - 2022. - 25.05. - URL: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/ 3600314.html (дата обращения 19.01.2023).
11. Саммит ОТГ в Самарканде: новая страница в интеграции тюркского мира // TRT. - 2022. - 11.11. - URL: https:// www.trtrussian.com/mnenie/sammit-otg-v-samarkande-novaya-stranica-v-integracii-tyurkskogo-mira-10834488 (дата обращения 28.01.2023).
12. Семененко И.С. Тюркский мир в школьном учебнике: ближние рубежи, дальние горизонты... // ИМЭМО РАН. -2022. - 23.08. - URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/the-turkic-world-in-a-school-textbook-near-frontiers-distant-horizons (дата обращения 17.01.2023).
13. Турецкий дискурс для Центральной Азии: пределы возможностей и перспективы роста (Часть 2) // Информационно-аналитический центр МГУ. - URL: https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/turetskiy-diskurs-dlya-tsentralnoy-azii-predely-vozmozhnostey-i-perspektivy-rosta2/ (дата обращения 16.01.2023)
14. I Central Asian Media Forum // MediaForum. - 2022. - URL: https://ca-mediaforum.org/ru#partners (дата обращения 19.01.2023).
15. About TURKPA // Parliamentary Assembly of Turkic States (TURKPA). - URL: https://turk-pa.org/en/content/about_ turkpa (дата обращения 20.01.2023).
16. Samarkand declaration of the ninth summit of the Organization of Turkic States // Türk Devletleri Te§kilati. - 2022. -11.11. - URL: https://turkicstates.org/assets/pdf/haberler/samarkand-declaration-2679-165.pdf (дата обращения 20.01.2023).
17. Türk devletleri te§kilati dokuzuncu zirvesi Semerkant bildirisi // Türk Devletleri Te§kilati. - URL: https://www.turkicsta tes. org/assets/pdf/temel_belgeler/9-zirve-bildirisi-16-tr.pdf (дата обращения 20.01.2023).
18. Türk Devletleri Te§kilati Górsel-i§itsel Medya Düzenleyicileri Birinci Toplantisi Azerbaycan'da gergekle§tirildi // Türk Devletleri Te§kilati. - 2022. - 29.10. - URL: https://turkicstates.org/tr/haberler/turk-devletleri-teskilati-gorsel-isitsel-medya-duzenleyicileri-birinci-toplantisi-azerbaycanda-gerceklestirildi_2665 (дата обращения 20.01.2023).
19. Turkic World Vision - 2040 / Türk Devletleri Te§kilati. - 2021. - 12.11. - 17 р. - URL: https://avim.org.tr/public/ images/uploads/files/turkic-world-vision-2040-2396-97.pdf (дата обращения 19.01.2023).
20. Yüce M. Türkiye - türk dünyasi ili§kileri // 2022'de Türkiye. SETA. - istanbul, 2022. - Р. 168-180.
SOCIO-CULTURAL INTERACTION OF THE MEMBER STATES OF THE ORGANIZATION OF TURKIC STATES (REVIEW)
Razil Guzaerov
Junior researcher of the Department of Middle and Post-Soviet East Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia),
e-mail: [email protected]
Abstract. The review shows the stages of formation of the modern Turkic space. Considers the features and directions of interaction between the member countries of the Organization of Turkic States, as well as the active role of Turkey in supporting the Turkish-centric integration in line with this organization. It is noted that against the background of the difficulties of political and economic regional development, Ankara pays special attention to the socio-cultural rapprochement of the Turkic states, which is one of the key activities of the Organization of Turkic States.
Keywords. Organization of Turkic States; Turkey, turkocentric integration; social and cultural cooperation.
For citation: Guzaerov R.I. Socio-cultural interaction of the member states of the Organization of Turkic States (Review) // Social Novelties and Social Sciences. - 2023. - N 3. - P. 143-151.
URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2023.03.09