Научная статья на тему 'Социально-культурная сфера как важнейшая составляющая бренда Санкт-Петербурга'

Социально-культурная сфера как важнейшая составляющая бренда Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / БРЕНД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашкус В. Ю., Булина А. О.

В статье анализируются проблемы управления социально-культурной сферой в условиях «новой экономики», а также влияние социально-культурной сферы на бренд Санкт-Петербурга. Затронуты вопросы «звездных» статусов и ориентации на бренды в условиях риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная сфера как важнейшая составляющая бренда Санкт-Петербурга»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 339.138, 332.146.2

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БРЕНДА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В. Ю. ПАШКУС, доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Б-таП: pashkus@pisem.net

А. О. БУЛИНА, магистрант кафедры экономической теории и экономической политики Е-таП: bulina.anna@gman.com Санкт-Петербургский государственный университет

В статье анализируются проблемы управления социально-культурной сферой в условиях «новой экономики», а также влияние социально-культурной сферы на бренд Санкт-Петербурга. Затронуты вопросы «звездных» статусов и ориентации на бренды в условиях риска.

Ключевые слова: социокультурная сфера, новая экономика, учреждения культуры, бренд Санкт-Петербурга.

В современных условиях сбалансированное развитие регионов России и рост их инвестиционной привлекательности требуют формирования комплексной стратегии, учитывающей не только экономические и природные особенности региона, но и особенности формирования его человеческих ресурсов. На региональном уровне человеческие ресурсы определяют:

- кадровый потенциал предприятий региона;

- их стратегические возможности;

- характеристики потребительского рынка.

Тем самым от качества человеческих ресурсов

региона зависит его экономический потенциал.

В то же время это качество обеспечивается общественным сектором экономики. Учреждения данного сектора осуществляют формирование человеческих ресурсов за счет их образования, медицинского обслуживания, культурного развития, т. е. качество человеческих ресурсов находится в прямой зависимости от качества услуг учреждений общественного сектора, оказываемых населению региона.

При этом «...изменение внутренней структуры национальных экономических систем, развитие новых функциональных связей и изменение качества взаимодействия элементов этих систем способствует возникновению качественно иных отношений в экономике» [3]. Классическая структура общественного сектора экономики и классические подходы к обеспечению конкурентоспособности организаций этого сектора неприменимы в новых экономических условиях. Общественный сектор не справляется с возложенными на него обязанностями и не соответствует тем функциональным требованиям, которые предъявляет к нему новая экономическая среда (в ней очень высоко влияние факторов неопределенности и риска). Что же пред-

ставляется необходимым изменить в управлении социально-культурной сферой, для того чтобы она стала вполне соответствовать новым реалиям?

Управление социально-культурной сферой в «новой экономике». Новые экономические условия характеризуются:

- высокой динамикой окружающей среды;

- требованиями высокой инновационности, клиентоориентированности, адаптивности организации;

- смещением акцентов в сторону оказания услуг и повышения значимости нематериальных активов организаций.

Следовательно, в «новой экономике», для того чтобы обладать высокой конкурентоспособностью, необходимо развивать:

1) ресурсный потенциал. Отметим, что следует обратить особое внимание на формирование и эффективное развитие неощутимых активов (имидж, бренд, человеческий капитал);

2) адаптивность организаций, которая может быть достигнута как за счет развития персонала, так и за счет совершенствования ее структуры (с точки зрения реализации стратегических приоритетов);

3) систему стратегического управления организацией, направленной на внедрение и реализацию инновационных конкурентных стратегий (в том числе прорывных), причем систему гибкую, учитывающие связи со стейкхолдерами1;

4) инновационность процессов организации, которая позволит достичь высокого конкурентного потенциала;

5) финансовые механизмы, адекватные задачам стратегического развития организации общественного сектора, которые бы позволили осуществить как привлечение, так и аллокацию ресурсов;

6) механизмы, с помощью которых можно было бы реализовать управление неопределенностью и рисками в организации;

7) информационное обеспечение деятельности организации;

8) включение потребителей (стейкхолдеров) в цепочки формирования ценностей. Получается, что для обеспечения необходимого

в условиях «новой экономики» уровня конкурентоспособности, следует уделять особое внимание [1]:

1 Группы, организации или индивидуумы, на которые влияет

компания и от которых она зависит.

- применению новых инструментов развития ресурсного потенциала;

- выявлению ключевых компетенций организаций общественного сектора и формированию стратегий, основанных на этих компетенциях;

- применению новых инструментов формирования имиджа учреждений общественного сектора, построения и укрепления их бреда;

- применению современных инструментов анализа и управления неопределенностью и рисками;

- применению новых инструментов управления человеческими ресурсами;

- применению новых инструментов информационной поддержки деятельности организации и формирования единого информационного пространства с партнерами и потребителями общественных услуг;

- применению новых финансовых механизмов функционирования учреждений и обеспечения доступности общественных услуг;

- применению новых инструментов формирования интегрируемых систем в общественном секторе.

Использование указанных инструментов возможно только при соблюдении следующих условий:

- планомерный и всесторонний анализ внутренней и внешней среды организации;

- исследование динамических характеристик ее конкурентной среды;

- изучение динамики социальных, институциональных и общественных приоритетов, оказывающих косвенное влияние на деятельность и конкурентоспособность организаций общественного сектора.

Анализ внешней среды должен учитывать влияние конкурентоспособности страны, сферы, региона и общественного кластера в целом, которое отражается и на типичных характеристиках конкурентоспособности конкретного учреждения кластера, а также обратную связь в обеспечении конкурентоспособности. Чем выше конкурентоспособность страны, сферы или региона, тем лучше будут частные показатели конкурентоспособности организаций и их услуг.

В то же время даже в высококонкурентоспособной экономике общественный сектор, как правило, слабее коммерческого, так как его деятельность управляется противоречивыми требованиями государственных и общественных приоритетов, приоритетов финансового и организационного преуспевания. Часто эти приоритеты вступают в противоречие между собой. Ведь для обеспечения общественных приоритетов

необходимо ориентироваться на реальное качество услуг, а для обеспечения организационных и финансовых приоритетов - на воспринимаемое. Требования государства в общественном секторе и сами по себе содержат значительные противоречия, так как сформированные стратегические приоритеты порой не содержат реальных механизмов реализации. В соответствии с индивидуальными особенностями и конкурентоспособностью коммерческие организации могут в большей или меньшей степени быть самостоятельными и, следовательно, в большей или меньшей степени игнорировать существующие противоречия.

Получается, что выйти на высокий базовый уровень конкурентоспособности в общественном секторе значительно сложнее, чем в коммерческом. Но и положение ведущего в своем кластере гораздо устойчивее (даже в новых экономических условиях).

Сильные в конкурентном отношении учреждения общественного сектора имеют более значимый вес и при реализации обратной связи, так как их конкурентный потенциал оказывает более значимое воздействие и на конкурентоспособность всего кластера, и на конкурентоспособность региона и страны. Надо отметить, что влияние отдельных учреждений общественного сектора сильнее на регион и страну, но не на кластер организаций данного сектора. Особенно заметно это прослеживается при оценке влияния сильных учреждений социально-культурной сферы (музеев, театров, вузов) на развитие экономики региона и национальной экономической системы (с учетом их конкурентоспособности). Наличие сильных региональных учреждений культуры фактически позволяет создать вокруг них уникальные источники конкурентных преимуществ региона:

- научно-производственный консорциум, интегрирующий инновационные процессы в регионе [5];

- уникальный туристический комплекс [6].

Все это в конечном итоге способствует конкурентоспособности региона в целом [2]2.

Получается, что социально-культурная сфера должна являться одним из фокусов региональной экономической политики, а внедрение новых инструментов и использование новых возможностей позволят активно развивать ее роль в экономике

2 Отметим, что конкурентоспособность территории может существенно вырасти при развитом (в рамках данной территории) арт-рынке. В качестве примера можно привести французский город Сен-Поль де Ванс (регион Прованс-Альпы-Лазурный Берег), который славится своими мастерскими художников, бутиками и художественными галереями.

города. Однако не все организации социально-культурной сферы в состоянии воспринять новые методы управления, не все имеют (или могу привлечь) соответствующих ключевых сотрудников. Что же лежит в основе дифференциации социально-культурной сферы в Санкт-Петербурге? Дать ответ на данный вопрос достаточно просто - бренд.

Подчеркнем, что все учреждения культуры можно разделить по степени известности бренда3 [6]. Таким образом, в сфере культуры активно применима так называемая «теория звездности»4. Уже развитым, существующим, и тем более «звездным», учреждениям поддержка оказывается в наибольшей степени, хотя постулируются поддержка и развитие начинающего, молодого искусства. «Звездные» заведения нередко соответствуют доминирующим вкусам, пристрастиям правящих классов, но часто развиваются скорее по инерции, так как нацелены в лучшем случае на сохранение собственного положения и консервацию вкусов, а не на прорывное, экспериментальное движение вперед. Такие учреждения культуры обладают некоторой репутацией, которая является гарантией качества для потенциальных потребителей и оберегает их от рисков встречи с новым, но не качественным. Но что определяет звездность города или территории?

Как отмечает Б. Фрей [7], относительно сферы культуры потребители не согласны заменять менее известным и, предположительно, менее талантливым исполнителем более известного и звездного даже при существенно более низкой цене. Это связано в том числе с распространением информации о выдающихся артистах (художниках), социальной составляющей потребления культурных услуг, а также с ограниченностью когнитивных возможностей, выражающейся в первую очередь в невозможности помнить большое количество имен художников, артистов и соотносить с особенностями их творчества. Характеристики звездности (звездного статуса) обнаруживаются не только у отдельных деятелей культуры, но и у целых институтов. Музеи, драматические или оперные театры также могут обладать выдающимся статусом, из-за которого посетители будут их предпочитать

3 Все бренды в сфере культуры можно условно разделить на четыре группы по силе воздействия: глобальные («звезды»), национальные, региональные (иногда дополнительно выделяют еще и муниципальные бренды). Большую часть организаций в России составляют организации, у которых бренда нет. Их перспективы в России сомнительны.

4 Данная концепция относится как к отдельным людям и

организациям в сфере культуры, так и к весьма крупным объектам (города-звезды).

другим подобным учреждениям и даже специально приезжать издалека (в таком случае звездность может выступать как основа туризма)5. В соответствии с уровнем звездности и наличием бренда организации культуры привлекают больше или меньше внимания со стороны любителей искусства, а также денежные средства не только от властей, но и от меценатов.

Бренд Петербурга. Но не только отдельные люди, группы людей или учреждения культуры являются особенными или привлекательными. Даже такие сложные и комплексные явления, как города, могут являться звездами в определенных сферах. Можно даже скорее говорить о брендах городов и территорий. Хрестоматийными примерами являются органично развившийся бренд святого города Иерусалима и созданный бренд мирового казино - Лас-Вегаса. Тенденция брендирования городов находит свое подтверждение также в разработке бренда Йоханнесбурга (ЮАР), выполненная Интербрендом [11].

В построение бренда города, его развитие и распространение так или иначе вовлечены различные группы и институты. Это и жители районов города, и гости, и власти всех уровней.

Если национальный бренд, по мнению Э. Пот-тера из университета Оттавы [9], является видом национальной мягкой силы, то подобная мягкая сила мегаполиса проявляется и на государственном уровне (лоббирование), и на международном. можно говорить о конкуренции городов на различных международных рынках, начиная от туристических и заканчивая рынками финансовых инвестиций.

Исследование City Brand Barometer [8], проводимое британским агентством Saffron, оценивает силу городского бренда по следующим четырем показателям:

- количество/сила позитивных/приятных ассоциаций - 25 %;

- узнаваемость видов - открыточный тест -25 %;

- ценность в беседе - 25 %;

- упоминание в медиа - 25 %.

Сила актива оценивается по семи пунктам:

- достопримечательности и историческая привлекательность - 20 %;

- кухня и рестораны - 15 %;

- легко исследовать пешком или на общественном транспорте - 15 %;

5 Одними из самых посещаемых объектов в мире являются Эйфелева башня, замок Нойсванштайн и Венеция, к которым данная характеристика хорошо применима.

- цены - 10 %;

- погода - 10 %;

- шопинг - 10 %;

- экономическое процветание - 20 %6.

В исследовании не представлены российские города7, но примерно оценить и позиционировать Санкт-Петербург на основе предложенных параметров вполне возможно.

Образы, неразрывно связанные с Санкт-Петербургом, могут быть рассмотрены как элементы его бренда. Например, в уставе города закреплены визуальные образы, являющиеся его официальными символами. Это кораблик на шпиле Адмиралтейства, ангел на шпиле Петропавловского собора, Медный всадник. Санкт-Петербург обладает собственным специфическим звучанием. И, если на официальном уровне это представлено гимном великому городу Глиэра, то для различных групп горожан и внешнего восприятия это могут быть песня «Город над вольной Невой» или «Ленинградская симфония» Шостаковича соответственно. Элементом бренда также может являться форма: пожалуй, одной из важнейших «линий» для Санкт-Петербурга является его небесная линия. В имперский период помимо небесной линии (которая воспринималась и оценивалась несколько иначе) важна была и так называемая красная линия -ряд дворцовых фасадов, формирующих исторический центр города. Все это помогает определить не только, что брендировано в Санкт-Петербурге (органически и намеренно/стратегически), но и как этот бренд представляется, позиционируется.

Однозначно определен бренд города для «дальних» гостей (в какой-то степени и для гостей из России, стран СНГ)8. Ассоциации с музеем под

6 Методология приводится по отчету за 2011 г.

7 Как правило, российские города в исследованиях такого рода не фигурируют. Интересным проектом, в котором учитывается хотя бы один российский город (Москва), является индекс «Города возможностей», который рассчитывается сетью аудиторских и консалтинговых компаний Прайс Вотерхаус Куперс. Санкт-Петербург в нем не представлен, но в 2011 г. в него был включен Нижний Новгород. Поэтому перспективы оценки брендов у российских городов есть.

8 Внешний и внутренний бренды города могут различаться. Например, небезызвестная Лапеэнранта имеет два бренда: для внешних «потребителей» (как правило - русских) - как город, куда ездят за покупками и гуляют в крепости (по данным интернет-опроса, в 2010 г крепость Лапеэнранты стала самой посещаемой туристической достопримечательностью мира, почти в два раза обогнав Эйфелеву башню). Бренд для внутреннего употребления - экологически чистый, университетский город.

открытым небом, с городом, сохраняющим свою уникальность, но не слишком развивающимся. Можно привести мнение директора Эрмитажа М. Пиотровского, оспаривающего положение о том, что «Санкт-Петербург - это город-музей, а в музее жить нельзя». Он утверждает, что «.жить в музее не так уж и плохо!») [4].

Отметим, что в России бренд Санкт-Петербурга продвигается достаточно активно. Город заявляет о себе как о «культурной столице»: это уже определенная концепция бренда. Культурной столице необходима развитая культурная сфера, для того чтобы соответствовать заявленному образу. Отметим, что действия на самых разных уровнях предпринимаются, но эти меры не скоординированы и часто имеют краткосрочный характер (несмотря на достаточно приличный бюджет), так как долгосрочные программы несут отпечаток декларативных (популистских) заявлений. Похоже, что понимание необходимости развития сферы культуры в «культурной столице» сводится к формуле «так нужно, так принято». На самом же деле социально-культурная сфера сама по себе (а в сочетании с сильным культурным брендом - особенно) способна оказывать значительное воздействие на экономику. Это касается не только туристической отрасли, но и инвестиций (развитие инвестиционной привлекательности города/региона) и многих других сфер. Если обратиться к существующим зарубежным примерам, становится очевидным то многообразие возможностей, которые открываются для экономики при сбалансированном подходе к развитию города или территории9.

Заключение. Итак, можно полагать, что сфера культуры имеет влияние на факторы производства или непосредственно связанные с ними сферы человеческой деятельности10:

- создает рабочие места и потоки налоговых поступлений;

- привлекает туристов;

- стимулирует развитие окружающих бизне-сов (не только сами художники или изготовители подрамников и кисточек, но и огромное количество

9 Сюда относится и специфическая «специализация» разных городов/регионов, вплоть до экзотической. Например, лучшая инфраструктура для проведения различных конференций и заседаний создана в Монако. В оборот даже вошел термин «научный туризм».

10 Например, развитие так называемых «креативных про-

странств», занимающих места, освобожденные выведенными производствами, выгодно и для капитала, и для «активной

молодежи».

других: строители, изготовители и продавцы разнообразной техники, управленцы, уборщицы и т. д.);

- улучшает качество жизни;

-укрепляет «связь поколений» через наследие и искусство.

Развитая социокультурная сфера оказывает позитивное влияние и на инвестиционную привлекательность региона, так как позволяет создать среду, способствующую гармоничным экономическим отношениям всех субъектов рынка. Тем самым, конкурентоспособность региональных учреждений социокультурной сферы и сила их бренда непосредственно влияют на конкурентоспособность региона как такового.

Сфера культуры в современных условиях может работать как локомотив при выходе из кризиса на локальном уровне. Часто организациям культуры на самом деле нужны не столько деньги, сколько институциональная среда - проработка законодательства (передвижение, использование собственности и/или полученных в распоряжение активов и т. д.). Существует достаточно много примеров превращения городов с закрывающимся градообразующим предприятием в культурные центры притяжения (локальные и международные) 11. Бренд позволяет начать процесс возрождения городов, стать основой стратегии их развития, использовать пустующие и оживлять общественные пространства. Сюда относится и поддержание сел и поселков, в том числе создание там рабочих мест, сети развлекательных учреждений - досуговой альтернативы алкоголю12.

Брендовые города привлекают не только туристов, но и предпринимателей различных сфер, которым хочется жить интересно, в знаковом месте и иметь доступ к современным благам, уникальным объектам и впечатлениям [10]. Бренд дает некую «изюминку», которую можно продвигать и которая позволяет привлекать наиболее квалифицированные кадры, так как кроме заработной платы и социального пакета место работы и удовольствие от нее очень важны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Хорошим примером является регион Эльзас. Вывод за его пределы или закрытие многих производств (в основном -тяжелой и добывающей промышленности), а также закрытие ряда военных баз НАТО привели регион в сложное положение. Однако активное развитие брендов территории, привлечение туристов стали хорошими возможностями для развития.

12В сумме с подростками - снижение социальной напряженности и улучшение показателей здоровой продолжительности жизни.

Список литературы

1. Пашкус В. Ю. Конкурентоспособность учреждений общественного сектора в новых экономических условиях (на примере вузов). СПб. 2012.

2. Пашкус М. В. Инвестиции в произведения искусства: возможности и проблемы // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. Т. 7. 2013. Вып. 2.

3. Пашкус Н. А. Инновационность реформ образования в России: методология исследования, оценка эффективности и рисков. СПб. 2007.

4. Пиотровский М. Б. Взгляд из Эрмитажа. Город-музей? Это хорошо и выгодно // Санкт-Петербургские ведомости. 28.06.2007.

5. Рыбаков Ф. Ф. Промышленная политика: инновационная и инвестиционная составляющие // Инновации. 2011. № 2.

6. Социально-культурная сфера: сущность, структура, тенденции развития. СПб.: ОЦЭиМ. 2009.

7. Frey B. S. Arts & Economics. Analysis & Cultural Policy. Berlin: Springer-Verlag. 2003.

8. Hildreth J. The Saffron European City Brand Barometer. Revealing which cities get the brands they deserve. 2011. URL: http://www. macrame. tv/storage/ Saff_CityBrandBarom. pdf.

9. Porter E. H. Branding Canada: Projecting Canada's Soft Power trough Public Diplomacy. McGill-Queen's Universitety Press. 2009.

10. City of Johannesburg. URL: http://www. interbrand. com/en/our-work/City-of-Johannesburg. aspx.

11. Cities of Opportunity. 2012. Pricewaterhouse Coopers LLP. URL: http://www. pwc. com/us/en/cities-of-opportunity/index. jhtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.