Научная статья на тему 'Социально-культурная обусловленность развития художественного творчества студентов в профессиональной подготовке хореографов'

Социально-культурная обусловленность развития художественного творчества студентов в профессиональной подготовке хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAINING OF CHOREOGRAPHERS / ARTISTIC CREATIVITY / SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХОРЕОГРАФОВ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касиманова Л. А., Юзова Е. А.

В статье рассматривается феномен социально-культурной обусловленности развития художественного творчества студентов, анализируются понятия «обусловленность», «социально-культурная обусловленность». Авторы представляют развитие художественного творчества студентов в профессиональной подготовке хореографов и социально-культурную обусловленность этого развития. Система развития художественного творчества студентов опирается на учение РДж. Штинберга об интеллекте успеха, который выделяет творческий интеллект, аналитический интеллект и практический интеллект. Авторами представлено содержание образования профессиональной подготовки хореографов в связи с социально-культурной обусловленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVITY OF STUDENTS IN TRAINING CHOREOGRAPHERS

The article deals with a phenomenon of social and cultural conditioning of art students, аnalyzes a concept of “conditionality”, “socio-cultural conditioning”. The authors present development of the artistic creativity of students in vocational training of choreographers and socio-cultural conditioning of this development. The artistic development of a student is shown as a system, based on a teaching theory of R. Stinberg about intelligence success, in which the scientist distinguishes three types of intelligence: creative intelligence, analytical intelligence and practical intelligence. The authors of the article present the contents of training for education of future choreographers in connection with the socio-cultural conditions.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная обусловленность развития художественного творчества студентов в профессиональной подготовке хореографов»

10. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность: 031000 Педагогика и психология.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование».

12. Захарова Г.П. Основная образовательная программа подготовки бакалавра: опыт и оценка перспектив. Педагогика. 2012; 3: 70-75.

13. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2010.

References

1. Zvezdova A.B. Kompetentnostnyj podhod v vysshem professional'nom obrazovanii. Available at: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdo-va_oreshkin.pdf

2. Schelina T.T. Model' i tehnologii psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya professional'nogo samoopredeleniya studentov v sisteme vysshego gumanitarnogo obrazovaniya. Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2013.

3. Begancova I.S. Osobennosti professional'nogo samoopredeleniya studentov-gumanitariev: problema, diagnostika, rezul'taty. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: trendy iperspektivy. Krasnodar: ANO «Centr social'no-politicheskih issledovanij «Prem'er», 2012; Kn. 2.

4. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ Redakciya ot 21.07.2014. Konsul'tant-plyus, 2013.

5. Bakalavriat v Rossii: plyusy i minusy. Available at: http://edugid.ru/novosti/novosty-obrazovaniya-v-rf/89-bakalavriat-v-rossii-plusi-i-minusi

6. Bordovskij G.A. Osobennosti razvitiya sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika. 2010; 5: 60 - .

7. Vypuskniki-bakalavry snizhayut sobstvennye shansy na trudoustrojstvo. Available at: http://www.jobsmarket.ru/?get_page=239&content_ id=14024630

8. Orlov A.A. Modernizaciya pedagogicheskoj podgotovki studentov pedvuzov. Pedagogika. 2010; 5: 88-95.

9. Belinskaya T.V. Sovremennoe sostoyanie processa realizacii kompetentnostnogo podhoda (v hode vnedreniya FGOS VPO razlichnyh napravlenij). Psihologiya v vuze. 2013; 3: 37 - 45.

10. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandart Vysshego professional'nogo obrazovaniya. Special'nost': 031000 Pedagogika i psihologiya.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravlenie podgotovki: 050400 «Psiholo-go-pedagogicheskoe obrazovanie».

12. Zaharova G.P. Osnovnaya obrazovatel'naya programma podgotovki bakalavra: opyt i ocenka perspektiv. Pedagogika. 2012; 3: 70 - 75.

13. Zavrazhnov V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya buduschih pedagogov-psihologov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2010.

Статья поступила в редакцию 30.03.16

УДК 378

Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Yuzova E.A., senior teacher, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVITY OF STUDENTS IN TRAINING CHOREOGRAPHERS. The article deals with a phenomenon of social and cultural conditioning of art students, analyzes a concept of "conditionality", "socio-cultural conditioning". The authors present development of the artistic creativity of students in vocational training of choreographers and socio-cultural conditioning of this development. The artistic development of a student is shown as a system, based on a teaching theory of R. Stinberg about intelligence success, in which the scientist distinguishes three types of intelligence: creative intelligence, analytical intelligence and practical intelligence. The authors of the article present the contents of training for education of future choreographers in connection with the socio-cultural conditions. Key words: training of choreographers, artistic creativity, social and cultural conditions.

Л.А. Касиманова, канд. пед. наук, зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] Е.А. Юзова, ст. преп. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХОРЕОГРАФОВ

В статье рассматривается феномен социально-культурной обусловленности развития художественного творчества студентов, анализируются понятия «обусловленность», «социально-культурная обусловленность». Авторы представляют развитие художественного творчества студентов в профессиональной подготовке хореографов и социально-культурную обусловленность этого развития. Система развития художественного творчества студентов опирается на учение РДж. Штин-берга об интеллекте успеха, который выделяет творческий интеллект, аналитический интеллект и практический интеллект. Авторами представлено содержание образования профессиональной подготовки хореографов в связи с социально-культурной обусловленностью.

Ключевые слова: профессиональная подготовка хореографов, художественное творчество, социально-культурная обусловленность.

Анализ понятия «обусловленность» показал, что существует большое количество определений данного термина. Толковый словарь С.И. Ожегова определяет термин как «Причинно-следственная связь, а также вообще зависимость». Новый толковый словообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой трактует этот термин как «зависимый от каких-либо условий, обстоятельств». Словарь синонимов русского языка приводит следующие сходные по значению слова: зависимый, вызванный, продиктованный, детерминированный, казуальный и т. д.

В информационном пространстве встречается термин «социальная обусловленность». Материалы свободной энциклопедии - Википедии [1] гласят: «Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности».

Влияние социальной обусловленности огромно, но оно, как правило, относится к социальным структурам: образованию, работе, развлечению, духовности, нравственности, религии, семье

и т. д. Социально-культурная обусловленность играет большую роль в открытых системах, какой является творческая личность студента, обучающегося художественным специальностям. Социально-культурная обусловленность проявляется в действиях, поступках, желаниях, творчестве человека, которые вызваны уровнем развития его сознания, воспитания, креативности, творчества и т. д. Влияние социально-культурной среды на развитие личности уже рассматривалось нами [2; 3].

Мы остановимся на развитии художественного творчества студентов в профессиональной подготовке хореографов и социально-культурной обусловленности этого развития. Широкий диапазон выбора содержания хореографического образования позволяет приобретать и совершенствовать навыки практической реализации своих идей и творческих замыслов. Очень важен индивидуальный подход к каждому участнику воспитательного процесса, поэтому для создания условий для деятельного самовыражения, педагоги осуществляют индивидуализацию обучения на основе возрастных психологических особенностей с учётом их личных, характерных и рефлексивных проявлений. Все виды художественного творчества, в которых заняты студенты, требуют от них самовыражения, сценического перевоплощения, владения различными видами художественного творчества.

Социально-культурная обусловленность и возможность свободы выбора позволяет каждому студенту выражать в профессии индивидуальные особенности своей личности. В реальной педагогической практике понятие свободы выбора, более распространено как понимание профессиональной свободы. Потребность в художественном творчестве у студентов проявляется в желании не только выбирать из того, что рекомендуется и предлагается в процессе обучения, но и инициативно и креативно получать новые возможности обучения извне и создавать их самим, под влиянием социально-культурных установок.

Системный и поэтапный подход к художественному творчеству студентов обеспечивает эффективное содержание понятия обучения и профессионального воспитания, и позволяют оперировать полученными знаниями и умениями на уровне интеграции различных областей творчества с другими науками.

Системообразующим звеном при этом выступает социально-культурная обусловленность, ибо культурологический компонент заложен в содержании каждого предмета. Не трудно заметить, что при этом используются не только дидактические возможности учебных предметов, направленные на реализацию гуманистической концепции образования, но и воспитывающие и развивающие функции социально-культурной среды вуза.

Включение студентов в систему новых для них социально-культурных отношений, способствует определению своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, стимулируя, таким образом, вариативное проектирование своего поведения. Здесь действительно, художественное творчество во всех его проявлениях как система знаний, вид деятельности и интеллектуальный потенциал может выступать интегратором всех блоков дисциплин, способствуя формированию соответствующих взглядов.

Особенность социально-культурно обусловленной образовательной системы, направленной на создание «ситуации успеха», состоит в её открытости, динамичности, вариативности, достигаемых с помощью форм и методов обучения, а так же методики организации учебной ситуации. Специфика предлагаемой системы занятий в том, что они требуют особой организации обучения в течение всего учебного года. При решении поставленных задач, как необходимое условие были выделены следующие требования создания «ситуации успеха».

Опираясь на исследования РДж. Штинберга [4, с. 68], мы формулируем понятие интеллект успеха, и выделяем несколько характеристик, которые отличают творческих людей, обладающих данным интеллектом. Первым и наиболее важным аспектом художественного творчества является творческий интеллект, который проявляется в способности принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Однако творческий интеллект далеко не то же самое, что творческие способности, имеющие гораздо более важное значение для процесса художественного творчества.

Второй аспект творческих способностей - это аналитический интеллект, способность анализировать и оценивать идеи, решать проблемы и принимать решения. К сожалению, у всех творческих людей, идеи бывают более и менее удачными, и умение анализировать свои идеи и оценивать их достоинства - важное умение творческой натуры.

Третий аспект творческих способностей - практический интеллект - заключается в умении превращать теорию в практику, а абстрактные идеи в конкретные цели. «Успех в жизни определяется практичностью и творческой силой интеллекта». Р.Дж. Штинберг [4, с. 96] относит к практическому интеллекту:

1) обладателей интеллекта успеха активно ищущих примеры для подражания, а потом сами становятся ролевыми моделями,

2) обладателей интеллекта успеха оспаривающих укоренившиеся принципы и вдохновляют на это других,

3) знающих, когда проявить настойчивость в достижении цели,

4) умеющих «выжать» максимум возможностей из своих творческих способностей,

5) ищущих себе и другим задачи, требующие проявления творческих способностей,

6) переводящих свои мысли в практическую плоскость, давая себе и другим время для творческого мышления,

7) всегда ориентированных на результат, доводят начатое дело до конца,

8) инициативны по своей натуре,

9) не боящихся потерпеть неудачу, преодолевая трудности личного характера,

10) учащихся контролировать свои творческие порывы,

11) сосредотачивающих своё внимание исключительно на достижении своих целей.

Все эти качества отражаются как в личных качествах, так и на продуктивности обучения и процесса художественного творчества под влиянием социально-культурной обусловленности.

Современное содержание образования необычайно многолико. Одна из приметных черт его динамичного развития - достижение содержательной вариативности на базе синтеза общего и профильно-ориентированного образования. Учебный план изначально создавался на основе синтеза общеобразовательных и художественных предметов, но реализация его была недостаточно последовательна, поскольку, как показала динамика изменения содержания образования, в его развитии наблюдалось приоритетное отношение то к одному, то к другому виду образования. Гармония - понятие универсальное. Как идеал воспитания она имеет непреходящую ценность уже на протяжении двух тысячелетий. Конечно, художественное творчество содержит в себе много иррационального, связанного изначально с творческим потенциалом личности. И в сфере обучения художественному творчеству гармония присутствует как одна из значительных категорий, имея непосредственное отношение ко всем аспектам педагогической науки.

По нашему мнению, развитие общекультурной подготовки студента приводит к накоплению культурного потенциала личности, что связано с процессом осмысления жизнедеятельности. Вопрос о потенциальных возможностях художественного творчества студентов - это, по сути, вопрос о создании условий для культивирования неповторимых, индивидуальных свойств каждого студента под влиянием социально-культурной обусловленности. Поскольку в том, как он действует, какие профессиональные способы и пути выбирает и использует для достижения цели, а, следовательно, какова доля его личного вклада в развитие человеческой культуры, и может быть выражена его творческая уникальность.

Творческие способности реализуются подсознательно, при этом, затрагивая психофизиологические особенности, способствуя саморазвитию, самообразованию, что в конечном итоге приведёт к самореализации личности. С учётом всех характеристик, мы определяем принципы обучения и профессионального воспитания с использованием художественного творчества:

1. Функциональная полнота учебного плана, это требование означает, что содержание образования должно гарантировать широту развития личности, представленность в учебном плане всех направлений образования в соответствии с образовательными стандартами.

2. Стандартизация, как базового общего, так и специализированного образования. Реализация данного требования позволяет значительно оптимизировать совокупность дисциплин учебного плана и избежать неминуемого дублирования содержания сопоставимых предметов общего и художественного образования.

3. Признание равнозначности общеобразовательного и художественного компонентов и определение их баланса.

4. Соответствия всех совокупных видов учебной нагрузки нормативным требованиям.

5. Соответствие состава и объёма профилирующих дисциплин спектру имеющихся способностей и интересов студентов. В этих принципах заложены основы гармонизации содержания образования в художественном творчестве.

Таким образом, объективный процесс воспитания профессиональной культуры будущего хореографа требует развития уникальных профессиональных способностей каждого студента и во многом зависит от социально-культурной обусловленности.

Если обучение - в основном процесс формирования конкретных знаний, то воспитание - как процесс тоже предполагает получение результатов, выявление эффективности, но всё это весьма неопределённо. Сегодня важно определить научно обоснованную стратегию поиска эффективных форм, создать средства и механизмы, позволяющие «задействовать» в социально-культурной среде вуза весь комплекс воспитательных установок, и ценностных ориентаций на всестороннюю подготовку высококвалифицированных профессионалов. Для этого необходимо постепенно скоординировано вводить в практику технологично разработанную программу развития социально-культурной среды вуза, направленную на профессиональное воспитание средствами художественного творчества и с учетом социально-культурной обусловленности. Это позволит раскрыть интеллектуальный и духовный потенциал студентов.

Библиографический список

Логика включения студентов в процесс формирования профессионального воспитания предполагает поиск и выявления системы средств художественного творчества, обеспечивающих развитие интеллектуальных, коммуникативных и художественных способностей. В процессе формирования профессионального воспитания на первом году обучения, мы старались выработать у студентов профессиональное отношение ко всему, что составляет процесс учебного труда. Превращение будущего педагога в творца, мастера, человека тонко чувствующего красоту - одна из задач профессионального воспитания студентов.

Анализ педагогического опыта показал, что наиболее оптимальной, воздействующей на все компоненты обучения и профессиональное воспитание студентов является система художественного творчества, включающая творческие задания, дискуссии, спектакли, творческие показы, мастер-классы. Данные средства были апробированы нами в экспериментальной работе. Студентами обсуждались проблемы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Преемственность на стыке начального профессионального и высшего профессионального образования должна быть реальной в работе с учащимися, которые входят в сферу профессионального и профессионально-педагогического мастерства посредством конкретных творческих презентаций. Важную роль при этом играет социально-культурная обусловленность образовательной среды вуза.

1. Социальная обусловленность. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 179 - 181.

3. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Психолого-педагогические особенности влияния социально-культурной среды на человека. Перспективы развития и инновации гуманитарного образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013: 82 - 89.

4. Штинберг Р.Дж. Воспитание интеллектом. Москва, 1997.

References

1. Social'naya obuslovlennost'. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Izuchenie vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na lichnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 179 - 181.

3. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na cheloveka. Perspektivy razviti-ya i innovacii gumanitarnogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013: 82 - 89.

4. Shtinberg R.Dzh. Vospitanie intellektom. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 373.3/5

Kuzina N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Andragogy, Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Bolgar N.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy of Education Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MEDIATION AS A METHOD OF CONFLICT RESOLUTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article discusses features of conflicts in adolescent students, the possibility of mediation as a method of conflict resolution, mediation stages, factors of efficiency of conflict resolution. The authors give a theoretical analysis of the nature and causes of adolescent conflicts and conflicts arising in the educational environment. The study of methods of dealing with conflicts helps to find effectiveness of a method of mediation. The authors reveal each of several stages of the mediation process: an introduction, a stage of submission of the parties, a stage of work with emotions, a stage of making proposals; a stage of preparation of an agreement or implementation of measures; closing the stage of mediation; a post-conflict phase. The authors determine features of a mediator as a leading participant of a reconciliatory process. Key words: conflict, mediation, mediator, stages of mediation, factors of successful mediation.

Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогики, Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

Н.Н. Болгар, канд. филос. наук, доц. каф. философского образования Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются особенности конфликтов у учащихся подросткового возраста, возможности медиации как метода разрешения конфликтов, этапы медиации, факторы эффективности разрешения конфликтов. Авторы дают теоретический анализ сущности и причин подростковых конфликтов, а также конфликтов, возникающих в педагогической среде. Рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.