НОВЫЕ КНИГИ
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^
С
ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. — Изд. 2-е, исправ. и доп. — Москва : МГУКИ, 2013. — 456 с. — ЬЬп 978-5-94778-300-1
Ф
В российской науке о социально-культурной деятельности до сих пор отсутствовали общеисторические и теоретико-методологические работы обобщающего характера. Таковым, по нашему мнению, является вышедший в 2013 году труд доктора педагогических наук, профессора Н.Н. Ярошенко «История и методология теории социально-культурной деятельности». В этом учебнике на основе большого числа источников и системного подхода рассматриваются историко-методологические основы теории социально-культурной деятельности. Нам представляется, что данная работа в значительной степени восполняет выше-упомятый пробел, потому что она обладает не только учебно-педагогическими свойствами, но и монографическими. Хотя эта функция и менее выражена в учебнике, но при отсутствии крупных обобщающих работ это свойство только повышает его значение, характеризует автора не только как опытного педагога, но и как крупного ученого. Учебник оригинальный, не имеющий предшественников, ни по своему многообразию содержания, ни по охвату проблем, ни по характеру и хронологии их раскрытия. К сожалению, социально-культурная деятельность не всегда воспринимается как важнейшая сфера, видимо, по этой и другим причинам она ещё не стала объектом пристального исследования. Хотя в методических рекомен-
#
^ Новые книги
дациях Министерства культуры РФ по реализации Закона РФ № 131 отмечается, что 98% учреждений культуры РФ находятся в муниципальной собственности, где большую часть из них составляют учреждения досуговой сферы (клубы, библиотеки, парки культуры и отдыха, музеи и т.д.), а по итогам Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения 87% опрошенных считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга.
Учебник Н.Н. Ярошенко является первой попыткой рассмотреть весь комплекс проблем, связанных с историей, теорией и методологией социально-культурной деятельности. Поставленные проблемы не новы для автора, защитившего по этой теме докторскую диссертацию. По данной тематике он неоднократно выступал на международных симпозиумах, научно-практических конференциях, публиковал учебные пособия и научные статьи. Н.Н. Ярошенко находится в постоянном научном поиске, учитывает и использует достижения других наук.
Учебник имеет большое научное и познавательное значение, написан с учетом современных достижений философских, педагогических, социологических и культурологических наук. Содержание учебника опирается на глубокую преемственность научных изысканий теоретиков и практиков предшествующих периодов истории социально-культурной деятельности: от зарождения сферы (С.О. Серополко, Э.О. Вахтеров, В.И. Чарнолуский, Е.Н. Медынский), начала советского периода (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С .Т. Шацкий, А.У. Зеленко), последующих этапов (Ю.А. Стрельцов, А.В. Сасыхов, В.Е.Триодин, Ю.Д. Красильников, М.А. Ариарский, Д.М. Генкин) и до представителей современного этапа (Т.Г. Киселева, В.В. Туев, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.А. Сукало, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков, Т.К. Солодухина, В.И. Солодухин, В.С. Садовская, В.Е. Новаторов, В.Я. Суртаев, Н.А. Паршиков, Н.Н. Ярошенко и др.).
Учебник предназначен для студентов вузов культуры и искусств, обучающихся по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность», квалификация — магистр, соответствует требованиям ФГОС ВПО третьего поколения и состоит из семи разделов.
В первом разделе «Научный статус теории социально-культурной деятельности» рассматривается теория социально-культурной деятельности в общем контексте истории и методологии науки, раскрывается сущность понятия «социально-культурная деятельность», объект, предмет и место теории социально-культурной деятельности в системе знаний.
На наш взгляд, положительными моментами в этом разделе является не только глубина рассматриваемых теоретических аспектов за счет представления различных точек зрения многих авторов, но и то, что социально-культурную деятельность автор рассматривает, прежде всего, как педагогическое явление.
Второй раздел «Методологические основы теории социально-культурной деятельности» посвящен рассмотрению методологических исследований в педагогической науке, сущности и научного статуса методологии теории социально-культурной деятельности, предмета методологии — теории социально-культурной деятельности как науки, как самостоятельной системы знаний, обоснования процесса и результатов исследования педагогических явлений в социально-культурной сфере, предмета теории как целенаправленного воспитательного процесса в условиях социально-культурной деятельности.
Третий раздел «Парадигмы социально-культурных исследований» посвящен рассмотрению понятия «парадигма» как господствующей системы идей, научных представлений, которая позволяет решать мировоззренческие и практические задачи, служит эталоном научного мышления. Также рассматривается понятие «парадигма» в социально-культурном исследовании как обобщающая модель методологической, теоретической и прикладной деятельности научного сообщества.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^
Четвертый раздел «Генезис теории социально-культурной деятельности» раскрывает возникновение теории социально-культурной деятельности, динамику её предметной области и периодизацию. Также раскрываются факторы, определяющие формирование парадигм, методологии и теории: интеллектуальная философско-педагогическая традиция; социально-культурный контекст; преобладающие ценностные ориентации исследователей.
Пятый раздел «Парадигма частной инициативы» посвящён рассмотрению становления теории внешкольного образования как обобщающей педагогической теории внешкольного образования. Показано также влияние на процесс её формирования философии, антропологии, психологии, психофизиологии и других наук, отмечены преодоление позитивистского подхода к воспитанию как научению, становление идеи развития личности и конкретизация её на уровне теории внешкольного воспитания и в научной парадигме частной инициативы.
В шестом разделе «Парадигма педагогического воздействия» раскрываются: становление теории и практики политико-просветительной работы; парадигма социального воздействия как основа теории политико-просветительной работы; педагогический принцип социального воздействия в теории культурно-просветительной работы; фундаментальные исследования и развитие теории культурно-просветительной работы в 1970—1980 годах.
Седьмой раздел «Парадигма социальной активности личности» посвящен рассмотрению современных тенденций видоизменения методологии социально-культурной деятельности; педагогических принципов методологии научного познания в современной теории социально-культурной деятельности; роли научных дискуссий как источника обновления научного знания. Также рассматриваются современные научные школы и перспективы развития теории социально-культурной деятельности.
Отмечая большое значение выхода первого учебника для подготовки магистров, следует сказать, что он не лишен определенных недостатков, потому что, будучи первым, не может быть идеальным, поэтому некоторые положения, по нашему мнению, носят дискуссионный или незавершённый характер. Так, например, в первом разделе, при рассмотрении понятия «социально-культурная деятельность», по нашему мнению, автору следовало развернуто представить свою точку зрения на сущность социально-культурной деятельности, которую он высказал на международном симпозиуме в Республике Корея: «современная социально-культурная деятельность в России — это оригинальная педагогическая концепция, которая соответствует ментальности постсоветского человека, не противоречит его представлениям о сущности и технологиях воспитания, ибо, по сути, надстраивается над традиционными педагогическими практиками, придавая им качественно иное звучание в изменяющемся социальном контексте в соответствии с либеральными ценностями»1. К сожалению, в этом разделе после цитирования определений данного понятия, автор не сделал обобщающего вывода о педагогической сущности социально-культурной деятельности, создав тем самым некую неопределенность, хотя эта точка зрения Н.Н. Ярошенко проходит «красной нитью» через весь учебник. По нашему мнению, есть основания дискутировать и по другим аспектам.
Но всё это не умоляет достоинств данной работы Н.Н. Ярошенко. Учебник имеет большое научное и познавательное значение и является крупным вкладом в историю, теорию и методологию социально-культурной деятельности.
Е. В. Литовкин,
доктор педагогических наук, профессор Рязанского заочного института (филиала) МГУКИ
1 См.: Ярошенко Н. Н. Основные тенденции развития теории социально-культурной деятельности в современной России // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новый «шёлковый путь» к культуре без границ : сборник статей международного симпозиума (Республика Корея, Ёнгволь, 20—21 мая 2009 г.). — Москва, 2009. — С. 563.
Ф