Наш журнал стремится к расширению круга авторов, и нам очень приятно, что среди них и молодые начинающие ученые, и маститые общепризнанные в своей отрасли авторитеты. Один из последних - В. Е. Триодин, труды которого внесли весомый вклад в теорию и историю социальнокультурной деятельности. Ученый публикуется у нас впервые и в сопроводительном письме пишет: «Если будет организована дискуссия, прошу Вас не ограничивать, не сдерживать и не смягчать суждения самых отчаянных оппонентов. Я готов ответить на любые критические высказывания».
Редакционный совет надеется, что статья Владимира Евгеньевича вызовет желание представителей самых разных научных дисциплин вступить с ним в полемику, и эта дискуссия обогатит научное сообщество новым знанием.
УДК 374 В. Е. Триодин
доктор пед. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ НОВОГО ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА
В настоящее время мир переживает период перелома, характеризующийся дестабилизацией социальной системы.
Происходящие изменения фиксируют все сферы жизни (на уровне языка, экономики, внутренней политики страны, международных отношений). Формируется новая мировоззренческая концепция, которая позволит задать тон духовному развитию последующих тысячелетий. Есть все основания полагать, что на рубеже третьего тысячелетия в России зарождается новое осевое время.
История используется в политических целях. Политизация общества требует и политизации специально организованной социально-культурной деятельности. Необходимо переформирование внутренней структуры социально-культурной деятельности, выдвижение на первый план политпросветработы.
Как ключевой деятель новой России, социально культурный работник должен принимать самостоятельную, продуманную программу действий, а приоритетным направлением должны стать открытая полемика, публичное отстаивание государственной культурной политики.
Социально-культурная деятельность не может существовать в отрыве от задач развития государства. К сожалению, работники социокультурной сферы часто не видят в человеке активно действующего субъекта, живое творчество масс подменено творчеством профессионалов, что развивает у населения социальный инфантилизм, формирует патерналистическое сознание.
Социально-культурным работникам необходимо готовить себя к новому времени, времени больших дел.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, работник социально-культурной деятельности, осевое время, Россия, мировоззренческая концепция, историческая политика, консюмеризм
Для цитирования: Триодин, В. Е. Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома / В. Е. Триодин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 3 (43). - С. 169-178.
1. Осевое время России
«Русская весна» (так называют воссоединение Крыма с Россией) расколола мировое сообщество. В воздухе запахло грозой. Стали появляться «черные» списки деятелей культуры, перед которыми захлопнули дверь в европейские страны, перечни запрещенных фильмов, книг («забрать все книги бы да сжечь»).
Лингвистика фиксирует происходящие в языке перемены. Русско-украинский словарь неологизмов ежедневно пополняется новоязом. Словом года (2014) стал «Крым наш». Появилась новая социально-культурная общность «крымнашисты».
В жизненный обиход вошел отвратительный язык, пропитанный ненавистью: колорады - про-
169
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
российско настроенные люди (оранжево-черный цвет георгиевских ленточек какому-то извращенному сознанию напомнил колорадского жука); бандерлоги - вымышленный обезьяний народ из «Книги джунглей» Киплинга. Теперь некоторые публицисты бандерлогами называют украинских националистов, последователей идеолога и теоретика украинского национализма Степана Бандеры (1909-1959).
Петр I прорубил окно в Европу. Европа, кажется, навешивает на него тяжелые скрипучие ставни.
Поздно. Россия во весь голос заявила о самостоятельной политике внутри страны и на международной арене. Ушло в прошлое обожествление Запада. «Европейская мечта» потеряла свой блеск.
Россия обретает национальный духовный код. Формируется новая мировоззренческая концепция, затрагивающая основы основ российской жизни.
Речь прежде всего идет об изменении правового поля, обеспечении юридического суверенитета России.
Председатель Следственного комитета РФ А. Бастрыкин предложил исключить из Конституции те положения, в которых приоритет имеют международные нормы. Речь идет о статье 15 (пункт 4). Ее за глаза называют «колониальной», она ставит государство в положение «страны-протектората».
Еще пример. Петербургский экономический форум когда-то с придыханием называли петербургский Давос. Сегодня становится очевидным, что он не придаток швейцарского Давоса, а самостоятельная фабрика экономической политики.
И в гуманитарной сфере идет активный процесс формирования нового типа жителя планеты.
Когда-то Достоевский говорил, что русский человек тем более русский, чем более он европеец. Блок в полемическом задоре выбросил: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами».
Увы, приходится корректировать крайности и Достоевского, и Блока. Русский человек тем более русский, чем более он евразиец.
Формула Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток» - вчерашний день. На повестке дня не разделение Запада и Востока, а их взаимообогащение, рождение нового планетарного организма - евразийского мира.
Немецкий философ Карл Ясперс (18831969) ввел понятие осевое время. Осью называют стержень для поддержания вращающихся частей какого-либо механизма, например, колеса машины. В расширенном плане это центр тяжести какого-либо тела, ядро, определяющее характер и последовательность действий. В этом смысле говорят об оси событий.
Осевым временем К. Ясперс обозначил исторический период с VIII по II в. до н. э. -своеобразный хронологический стержень, начало начал современной цивилизации. На протяжении этих шести веков произошел великий прорыв, появился человек современного типа. Религиозные, философские, художественные системы (Заратустра, Будда, Конфуций, Платон, Гомер) задали тон духовному развитию последующих тысячелетий.
Есть все основания полагать, что на рубеже третьего тысячелетия в России зарождается новое осевое время.
2. Гроздья гнева
Мир политизируется. Идет открытая информационная война.
Политизируется и Россия. Появился новый термин geschichtspolitik - историческая политика (введен в Германии в 80-е гг. прошлого века). Это война памяти. Интерпретация прошлого в борьбе с оппонентами. Использование истории в политических целях.
Татаро-монгольское иго, к примеру, теперь будет именоваться системой зависимости русских земель от ордынского хана.
Но ось событий - 2017 год, предстоящее столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Впрочем, выяснилось, таковой не было. Была Великая Российская революция. Она включила в себя и Февральскую, и Октябрьскую революции, и гражданскую войну.
Ну и, конечно, СССР. Вариации оценок: от анафемы до аллилуйи.
170
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
Тем временем ширятся круги советского ремейка. СССР оказался всплывающей Атлантидой. Возвращаются звания героя труда, ГТО, народные дружины. Детишек принимают в пионеры около Мавзолея. В социологических опросах Сталин неизменно оказывается в первой тройке самых выдающихся деятелей всех времен. С его изображением в формате иконы появляется перед массовой аудиторией писатель и публицист Проханов. И даже в одном из храмов под Петербургом появилась икона со Сталиным.
Темпы движения постсоветского общества к СССР можно определить как два шага назад -шаг вперед.
«Страна шумит, как непогода» (Есенин). Чужая смута перерастает в собственную. Общественное движение «Антимайдан» -первый звонок подготовки к силовому противостоянию.
Майдан - арабское слово. Означает площадь. Так названа площадь в Киеве. На этой площади начались события, которые привели к отставке законного президента Украины. Сегодня оно ассоциируется с силовым противостоянием действующей власти, разрушением существующего строя, по существу, вооруженным переворотом.
«Антимайдан» ставит перед собой задачу - не допустить в России повторения «киевского сценария», «цветных революций».
Противники «Антимайдана» сравнивают его с черносотенцами, сто лет назад защищавшими монархию от революционеров. Идеологи «Антимайдана» считают, что надо пересмотреть взгляды на черносотенцев, изучать историю более глубоко. Черносотенцы, по их версии, делали нужные дела.
В моменты кризисов радикализируется и обостряется сознание. Люди обожжены болью, рубят правду-матку, возводят между собой пограничные столбы.
Н. Михалков начал издавать журнал «Свой». «Свои» - просвещенные консерваторы. Остальные, в первую очередь радикальные либералы, - чужие. Молодежное движение «Наши» подчеркивает, что прочие моло-
дежные объединения не наши. Вот уж как прав был Высоцкий: «И людей будем долго делить на своих и врагов».
Яркой иллюстрацией происходящей в стране политизации общества может служить ситуация с некоммерческими организациями (НКО).
В России более 220 тысяч НКО. Часть из них внесена Министерством юстиции в список «иностранных агентов». «Иностранными агентами» по закону считаются те НКО, которые проводят на поступившие из-за границы деньги политическую деятельность. «Агент» предполагает человека, который выполняет чужую волю, «иностранный» - волю иностранного государства.
Лейбл «иностранный агент» не означает закрытия организации. Но негативная окраска деятельности резко снижает ее имидж, вызывает неприятие со стороны общества.
В. В. Путин считает, что понятие это введено не напрасно. На сайте Общества защиты прав потребителей появилась «Памятка по посещению Крыма». В ней сказано, что Крым - оккупированная территория. Для его посещения россияне должны получать разрешение у властей Украины. В. В. Путин оценил деятельность этого общества как обслуживание интересов иностранных государств в отношении России.
Вместе с тем Президент согласился, что некоторые вещи в законе об НКО - «иноагентах» требуют дополнительной корректировки.
Пример тому - острый конфликт вокруг фонда «Династия».
«Династия» создана на деньги крупного в прошлом бизнесмена Д. Б. Зимина. 82-летний Зимин - физик, доктор наук, лауреат Госпремии СССР. В 2001 г. он продал бизнес и занялся благотворительной деятельностью, создал фонд для помощи науке и просвещению. В 2015 г. получил премию Минобрнауки России «За покровительство российской науке».
Деньги свои Зимин вывел из России, держит их за границей. Соответственно, деньги на «Династию» шли «оттуда». Поэтому фонд был внесен минюстом в список «иностранных агентов».
Зимин прекратил финансировать фонд. Если минюст отменит решение и принесет
171
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
ему свои извинения, он подумает о возобновлении работы фонда.
Политической деятельностью занимаются организации, которые борются за власть. «Династия» проводит научные конференции. Больше половины научно-популярных книг издавалось при поддержке этого фонда. Фонд выдавал гранты и стипендии молодым физикам.
Прекращение деятельности фонда - ощутимый удар по просветительству в России.
В стороне от зарубежного финансирования, к сожалению, не остались и некоторые вузы. Так, например, ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев принимал финансовую помощь от ряда запрещенных в России зарубежных организаций (в конце мая 2013 г. Гуриев покинул Россию и перебрался во Францию). РЭШ была своеобразным маяком либерального экономического знания. Летом нынешнего года бывший ректор РЭШ написал статью для The Washington Post , в которой призвал западные страны разработать план по восстановлению экономики России.
Совет Федерации утвердил стоп-лист зарубежных организаций, чья деятельность нежелательна на территории России.
В данный список входят Фонд Сороса, Национальный фонд демократии (NED), Международный республиканский институт и др.
Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) еще в 2004 г. перестал официально выдавать гранты российским организациям. Однако созданные при содействии Фонда Сороса структуры активно работают до сих пор.
Фонд подключает к Интернету учреждения культуры, помогает грантами, книгами, лекциями библиотекам, вузам, музеям. Фонд комплектует российские библиотеки, в том числе вузовские, создает при них Центры социально значимой информации. Они представляют собой современную модель деятельности библиотек в области правовой информации, повышения правовой культуры и правосознания населения.
Разумеется, под эгидой благотворительности, просвещения и образования Фонд Сороса активно внедряет нужную идеологию.
Так, например, в книгах о Второй мировой войне роль СССР принижена. Учащимся навязывается мысль, что ведущей силой в разгроме фашистской Германии были США при поддержке СССР.
Крайний вариант противостояния представляет так называемая карта ненависти. Правозащитники разработали интерактивную карту Москвы и Московской области, где отмечены места нападения по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти.
3. Возвращение
политико-просветительной работы
Социально-культурная деятельность не вещь в себе. Она не может развиваться в отрыве от тех вызовов, с которыми сталкивается общество. И в социально-культурной сфере противостояние приближается к критической массе.
Персонами нон грата для Европы оказываются артисты, поддерживающие ополченцев Новороссии (Кобзон, Валерия, Газманов).
И наоборот. Двери российских учреждений культуры закрываются для сторонников Майдана.
Некоторые артисты превращают свои концерты в политические манифестации. На рок-фестивале в Тбилиси в июле 2015 г. Земфира выступила с украинским флагом.
Дело дошло до того, что к министру культуры обращаются с просьбой указывать на концертных афишах и билетах политические взгляды исполнителей.
Противостояния сплошь и рядом переходят в потасовки. В туалете Киевского вокзала Москвы появились портреты Макаревича, Быкова, Акунина, Шендеровича.
На официальном сайте Грушинского фестиваля было опубликовано известие о том, что Макаревич убит. Через несколько часов сам певец эту новость опроверг.
Бунинские «окаянные дни» все отчетливее пробиваются сквозь толстый социальнокультурный слой новейшей истории.
Беспрецедентно острая дискуссия развернулась вокруг предстоящего в 2018 г. юбилея А. И. Солженицына. Главный редактор «Ли-
172
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
тературной газеты» Ю. Поляков призывает не лепить из Солженицына культовую фигуру. «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо», считает он, нецелесообразно включать в школьную программу. Нерв дискуссии - формирование положительного образа советской истории.
Актер Е. Миронов обвинил Ю. Полякова в низости и назвал подлецом.
Политическая деятельность в сфере культуры не может плыть по воле волн. Ориентиры ей заданы в законе «Основы государственной культурной политики», в основах молодежной политики на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ).
Какой же вывод можно сделать из этого для социально-культурной деятельности?
Политизация общества требует и политизации специально организованной социально-культурной деятельности.
Исторически социально-культурная деятельность стоит на плечах таких гигантов, как внешкольное образование, политпросветработа, культурно-просветительная работа. Все это и есть социально-культурная деятельность. Только в разные периоды на первый план выступает то одна, то другая составляющая.
Современная ситуация требует переформирования внутренней структуры социально-культурной деятельности, выдвижения на первый план политпросветработы.
Здесь очень важно обратить внимание на то, что просветить - не значит обучить, дать систему знаний, а высветить в человеке то лучшее, что в нем есть.
Социально-культурный работник сам должен светиться фаворским светом, чтобы иметь возможность передавать его своей аудитории. Социально-культурный работник, несущий свет, - ключевой деятель новой России.
4. Мудрость выбора
Сложившаяся в социально-культурной сфере ситуация не знает однозначных решений. Социально-культурный работник не безропотный исполнитель воли вышестоящего чиновника. Он должен иметь смелость и му-
жество принимать самостоятельную, продуманную программу действий.
Известный артист Андрей Макаревич выступил с концертом в Святогорске (Донецкая область), который находился под контролем украинских силовиков. Российские учреждения культуры сразу же захлопнули перед ним двери. И теперь ему в России не исполнить ни «Синюю птицу», ни «Марионеток». В Новосибирске ему не позволили даже лекцию о красоте прочитать.
Но вот Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге посчитала возможным дать слово опальному артисту. Директор З. В. Чалова считает, что библиотека должна предоставлять читателям возможность высказывать на своей площадке разные точки зрения. В споре рождается не только истина, но и вырабатываются убеждения. Конечно, пришлось преодолеть определенное административное давление, взять всю полноту ответственности на себя.
Речь в данном случае идет не об оценке поступка З. В. Чаловой, а о том, что прошли времена бездумного исполнения распоряжений вышестоящих чиновников («Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». «Будь готов - всегда готов»). Еще Л. Н. Толстой выступал против рабского подчинения себя тем, кто во власти.
Отстаивать свою позицию становится небезопасно для жизни. В конце мая 2015 г. библиотека запланировала диспут украинского депутата и журналиста Мустафы Найема и публициста Владимира Познера. Однако в адрес его организаторов стало поступать множество угроз. В правоохранительных органах дали понять, что не смогут обеспечить безопасность участников мероприятия. Диспут в задуманном формате пришлось отменить. Организаторы заявили, что каждый из них готов рисковать и идти до конца лично, но не имеет права подвергать опасности жизнь и здоровье тех, кто придет на мероприятие.
И все-таки, какова должна быть линия поведения социально-культурного работника в подобной ситуации?
173
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
Традиционно просветители шли в народ с пропагандой своих идей, ценностей. Христианские проповедники силой слова, личного поведения обращали язычников в новую веру.
Народники столкнулись с невосприимчивостью крестьянами той культуры, которую они несли. Степняк-Кравчинский с котомками книг пытался догнать крестьянина на повозке. Крестьянин одним кнутом хлестал лошадь, другим отбивался от протянутых пропагандистом книг.
Народников арестовывали, казнили, отправляли в ссылки, а они шли, шли и шли.
«Я была тогда с моим народом...», - писала А. Ахматова. Эта модель поведения должна быть взята на вооружение и современными просветителями.
Общественные обсуждения, как правило, выявляют не изжитую до сих пор репрессивную составляющую отечественного менталитета. В последнее время особенно заметно вырос градус общественной агрессивности. Чаша зла оказывается полнее чаши добра. Покарать, изгнать, запретить - вот нехитрый набор механизмов социального управления. Но к чему это, в конечном счете, приводит?
Инакомыслящие были всегда. В обозримом будущем их численность не уменьшится. Запреты вновь загонят их на кухню, сформируют скрытую оппозицию.
Сегодня дан толчок общественной мысли. Общество вышло из спячки, произошла интеллектуальная активизация. И потому открытая полемика, публичное отстаивание государственной культурной политики, а не костер инквизиции должны стать приоритетным направлением социально-культурной деятельности.
В социально-культурной деятельности определяющее слово - «социальность». Главный признак социального явления - взаимодействие. Поэтому не противопоставление «свое - чужое», а активный поиск соприкосновения с иным. «Перемешать общечеловеческое тесто», как писал Толстой. И в этом замесе совместно искать истину.
Еще один пример. Оренбургские школьницы исполнили новомодный танец тверкинг. Он характеризуется динамичными движения-
ми в тазобедренной области. И потому ревнители нравственности присвоили ему ярлык хореопорнографии.
В содержательном плане в танце пчелки атакуют Винни-Пуха. Пчелки имеют желточерную раскраску. «Патриоты» увидели в этом глумление над георгиевской лентой. Придется выводить новый вид пчел.
Теперь о «вовлечении детей в непристойность». Разгадка здесь, скорее, в области этнографии, а не морали. Современная танцевальная культура все больше впитывает в себя восточные элементы, в том числе архаичные танцы африканских племен. Суть этих танцев в том, чтобы женщина могла показать свою пригодность к деторождению, здоровье. Мужчина в боевом танце мог бы проявить себя как охотник, воин, наездник. Отсюда резкие движения, энергичные покачивания тазом, напряжение тех мышц, которые заставляют думать о чем-то неприличном. Когда продукт определенной культуры, психологии, мифоритуальных представлений механически транслируется в совсем другую культурную среду, остается примитивное «попокручение».
Нельзя в чужой монастырь идти со своим уставом. И культуру других времен и народов оценивать по современным меркам.
Другой разговор - следует ли воспроизводить эту культуру. У папуасов нормально, когда женщины ходят с открытой грудью. Но если кому-то так хочется жить - надо переселяться в джунгли.
Цивилизованный мир захватила настоящая тату-лихорадка. В тату-салонах - бум. Татуирование уходит в мир первобытного человека, имеет глубокий религиозно-мистический смысл. Но те, кто разрисовывают свое тело, вряд ли думают об этом. Сегодня мода правит бал. И потому внешнее дикарство плавно переходит во внутреннее.
Тверкинг родился на улицах Нового Орлеана и немыслимо быстро перекочевал в Россию. Его защитники говорят, что культура не имеет границ. Это так. Но культура имеет корни. Россияне, воспитанные в отсутствии культурного суверенитета, в иных культурных
174
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
традициях, вряд ли захотят сохранить политический суверенитет страны. Культурный суверенитет должен шагать в ногу с политическим.
5. Казус Вари Карауловой в увеличительном зеркале социально-культурной деятельности
История неудавшегося побега российской девушки Вари Карауловой в «Исламское государство» в мае 2015 г. получила широкий резонанс. Выяснилось, что ее поступок - лишь видимая часть айсберга. На самом деле он всего лишь звено в цепи массового исхода молодых девушек и парней в ИГИЛ. По некоторым данным на стороне самой жестокой террористической организации планеты находится уже до 2 тысяч россиян. По оценкам экспертов, опасность распространения идей мусульман-
экстремистов среди жителей России в ближайшее время грозит только усилиться. Нельзя не обратить внимания на то, что в ИГИЛ сбегают учащиеся элитных учебных заведений.
Это требует глубокого анализа явления, заставшего общество врасплох. К сожалению, в стороне от громких дискуссий оказались социально-культурные работники. Между тем, именно им есть о чем задуматься.
В день принятия рокового решения Варваре было 19 лет. Она студентка философского факультета МГУ. Школу окончила с золотой медалью. Полиглот. Знает английский, немецкий, французский, арабский, латынь. Любит спорт. Занимается единоборствами. Общалась с футбольными фанатами.
Родители Варвары не живут вместе. У них свои семьи. Из-за их непростых отношений девушка испытывала психологический дискомфорт.
Конечно, проблема не только в самой Варваре. Бегство из «русского мира» связано с изъянами самого этого мира. Его и надо в первую очередь перестраивать и совершенствовать.
Но это не исключает субъективного взгляда на действительность. Пусть весь мир показался Варваре ложью - в молодости это бывает. Но при этом она не поняла, что выход из опутавшей ее лжи может сам по себе оказаться ложным.
Увы, отечественная философия, литература, искусство канонизировали порывы молодых людей устанавливать в чужих странах порядок по своему образу и подобию. Достоевский «всемирную отзывчивость» русского человека возвел в ранг высшей благодати. Писатели, поэты показывали неисчерпаемость форм всемирной отзывчивости.
Вронский в «Анне Карениной» Толстого уходит помогать сербам. В стихотворении М. Светлова «Гренада» один из красных бойцов «хату оставил, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Блок отравлял неокрепшие умы будоражащими стихами: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
И истоки терроризма коренятся в отечественной истории. В дореволюционной России такие же, как Варя, девушки уходили в «Народную волю». Они стреляли, бросали бомбы. А их объявляли святыми мучениками. Потом на месте, где одни пролили кровь, другие возвели храм. В народе он получил название «Спас на крови». Странное название. «Если кровь - то спасу нет, ставь хоть церковь на крови» (Н. Коржавин).
Целое поколение советских людей выросло на доктрине Ленина «поощрять энергию и массовидность террора».
В 1960-1970-е гг. на Западе в моде были молодые люди, уходившие в левый террор. Че Гевара, решив все проблемы на Кубе, отправился строить счастливую жизнь в Латинской Америке. В Советском Союзе его портреты во многих домах висели, как иконы, в красных углах.
Эта сторона прошлой жизни не получила до сих пор исчерпывающей оценки. И поэтому по невидимым капиллярным сосудам она подпитывает и день сегодняшний.
Как-то никто не обратил внимания на то, что у участниц панк-молебна в Храме Христа Спасителя были не менее лихие предшественники. Только они канонизированы отечественной историей, и педагоги учебных заведений представляют их как властителей дум, рыцарей просвещения.
В далеком 1853 г. в переполненной церкви пели Символ Веры («Верую во единого Бо-
175
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
га Отца»). Внезапно на амвон взошел писатель В. А. Слепцов и сказал: «А я не верю».
После пасхальной заутрени писатель Костомаров поприветствовал по православной традиции Н. Г. Чернышевского: «Христос Воскресе». «Это еще надо доказать», - ответил сын священника.
Это было какое-то духовное бретерство. Они уверовали, что им дано право лихо отвешивать пощечины «темному царству». Панк-группа «Пусть стирают» (Pussy Riot) освоила эту манеру общественного поведения. Но светлое царство никогда не выстраивается на фундаменте надругательства над святынями предков.
Казус Вари Карауловой высветил еще одну крупную проблему. Силовикам в одиночку без профессоров вузов, учителей школ с новобранцами, неофитами не справиться. Между тем воспитательную функцию из образовательных учреждений выбросили сразу после перестройки, объявив ее частью идеологии.
В результате появился новый тип школьника - бандит-отличник. Еще не поросла травой история, как московский школьник-отличник расстрелял своего учителя и полицейского. Случай, увы, не единственный.
В Санкт-Петербурге шестиклассник, бывший курсант Нахимовского училища с криком «хенде хох!» ударил учительницу ножом.
Лидер «Пусть стирают» Надежда Толоконникова (прозвище Толокно) с золотой медалью окончила школу. Поступила на философский факультет МГУ. И бес культуры овладел студенткой самого элитного вуза страны.
Все это результат того, что педагоги дистанцируются от всего, не связанного с занятиями. В личную жизнь студентов они не вникают. Жизненные сценарии не исследуют. Образование перестало быть синонимом зрелости.
Варя ходила на учебу в хиджабе. Преподаватели могли бы поинтересоваться, почему студентка так приходит на лекции. Но в их прямые обязанности это не входит. Они не заметили ни внешнего, ни внутреннего преображения девушки.
Знаниевая парадигма порождает особый тип личности. Фигура знаменитого ученого у
Маяковского представлена как удивительное, необыкновенное зрелище. Смотрит - и ни одного человеческого качества. Зато он может ежесекундно извлекать квадратный корень.
Такие люди смертельно опасны для общества. Маяковский говорил, что если на технику не надеть эстетического намордника, она перекусает все человечество. Но формулу поэта можно трактовать шире. Знание, действительно, сила. Великая сила. И если ее не обуздать воспитательным намордником, она уничтожит человечество.
Зов времени, кажется, услышан. Академик РАН Анатолий Торкунов предложил возродить политинформацию в школах. Госдума выносит на обсуждение вопрос о возложении на проректоров вузов работы по борьбе с экстремизмом. В их обязанности должна входить профилактика вовлечения студентов в террористические организации.
Минобороны предлагает обучать противодействию «цветным революциям» студентов всех направлений, а не только учащихся военных кафедр в военных вузах. Новый предмет поможет выработать у молодежи иммунитет к воздействию политических технологий.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов направил обращение министру образования и науки Дм. Ливанову с просьбой усилить работу по профилактике вербовки студентов в ряды экстремистских организаций.
Общественные организации предлагают организовать в вузах службу профилактики радикальных настроений, формировать антитеррористическую личную позицию.
6. От колокольчиков - к колоколам
Социально-культурная деятельность не вещь в себе. Она не может развиваться в отрыве от задач развития страны, от тех вызовов, с которыми сталкивается государство.
Казус Вари Карауловой выявил острейшую проблему: люди стремятся приложить свои силы к чему-то социально важному. И не находят значимой для себя деятельности.
Когда-то СССР конвертировал пассионарный порыв молодежи в осуществление
176
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
грандиозных проектов - освоение целинных земель, строительство крупнейших электростанций (Братская ГЭС), прокладку железных дорог (БАМ).
И люди росли вровень с Братской ГЭС, БАМом.
Сегодня нет завораживающих проектов, позволяющих молодежи выбросить адреналин. «Колокола, - пел Александр Башлачев, -сбиты и расколоты». Настало время колокольчиков. Ренессанс малых дел. Поэтому героизм уходит на квазигероику типа купания с акулой, зацепинг (катание на крышах вагонов, сцепках электричек), бейсджампинг (прыжки со специальным парашютом с заводских труб, башен, вышек). Или на переустройство мира по законам добра, справедливости, красоты (феномен Вари).
Во многие молодежные субкультуры проникла бацилла эскапизма (уход от действительности). Наиболее полно эскапизм вобрали в себя толкинисты (по имени доктора сказочных наук Толкиена). Толкинисты через ролевые игры моделируют вымышленный мир, осознают виртуальную жизнь как высшую ценность. Они могут сказать по Пушкину: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».
Еще острее проблема эскапизма обнаруживается в философии и образе жизни готов. Пессимизм, тяга к мистицизму, пристрастие к сверхъестественному - их опознавательные знаки. Загробная жизнь как альтернатива земной не противоречит их мировоззрению. Самоубийства среди готов встречаются чаще, чем в других социальных группах.
Есенин перед смертью вскрыл себе вены и кровью написал последнее стихотворение. Оно заканчивалось так: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».
Маяковский ответил ему: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней».
В словах Маяковского концентрированно выражена целая программа для социальнокультурных работников: сделать так, чтобы реальная жизнь оказалась интереснее вирту-
альной, чтобы люди не прятались в духовных катакомбах, не сбегали в ИГИЛ.
Байкеры живут по Высоцкому: «Но мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа». Долгое время этот «трудный путь» понимался своеобразно, например, на большой скорости пролететь мимо гаишника и ногой выбить из его рук жезл.
Но вот байкеры стали принимать участие в социально значимых делах: в юбилее Сталинградской битвы; в мотопробеге Москва -Берлин (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).
Теперь они позиционируют себя как патриоты, регулярно участвуют в провластных акциях. «Ночные волки» - ведущая сила Антимайдана, Хирург (Александр Залдастанов) -один из его лидеров.
С «Ночными волками» неоднократно встречался В. В. Путин.
Нравится это кому-то или не нравится, но «Ночные волки» стали политическим клубом, нашли себя в политической жизни, изменили свой статус. Они воспринимают себя как реальную силу, на которую опирается власть.
Современный человек живет в эпоху консюмеризма (от англ. consumer - ‘потребитель’). Дома человек потребляет воду, свет. В магазине - продукты. В поликлинике пользуется услугами врачей. Пассажир, читатель, зритель, покупатель, больной - разные ипостаси консюмеризма.
Производители товаров и торговцы ищут способы подчинить себе волю потребителя, превратить его в шопомана. Шоп - магазин. Правильнее бы было сказать, что шоп - это голова, ориентированная на магазин. Такая голова провоцирует серьезное заболевание - шо-поголизм (зависимость от торговых центров).
Всякая болезнь нуждается в лечении. Оно не сводится к негативной оценке консюмеризма, преданию его анафеме.
Человек - не богато упакованная, раскормленная плоть. Обладание вещами не выражает его сути. Человек наиболее полно выражает свою природу в творчестве, а не потреблении. И в христианском учении чело-
177
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Е. Триодин
Социально-культурная деятельность в эпоху нового Великого Перелома
век создан по образу и подобию Божию. Но Бог и Творец - синонимы.
Творчество - форма человеческой активности, самодеятельность, направленная на создание новых результатов деятельности.
К сожалению, социально-культурные работники перестали видеть в человеке активно действующего субъекта. Он для них только сервисный человек, объект попечения.
Появились новые понятия: культурные, образовательные услуги. Социально-культурные работники превратились в мамок-нянек, которые приглашают население на подготовленные ими «мероприятия». Живое творчество масс подменено творчеством профессиональных социальнокультурных работников. Учреждения культуры стали институтами услуг, «скованной самодеятельности», симулякрами самодеятельности. Они развивают у населения социальный инфантилизм, формируют патерналистское сознание.
Патернализм захватил все сферы жизни. Исчез, например, формат дворовой культуры,
где дети сами создавали себе жизненное пространство, учились общаться и действовать (играть) вместе с другими детьми. Сегодня ребенок шага не может ступить без взрослых. Но когда рядом с ребенком взрослые - это регламентированное общение. Скажут, что ребенка небезопасно оставлять одного на детской площадке. Это так. Стало быть, надо сделать такую систему безопасности, которая бы делала надзор родителей излишним.
И дети, и взрослые, ощущающие социальную значимость своей деятельности, воспринимающие самих себя как творцов, - самые счастливые люди. Им не нужен ни берег турецкий, ни чужая земля. У них разбитые мечты обретают силу высоты.
Значимая социально-культурная деятельность становится компонентом счастья.
Время колокольчиков уходит. Наступает время колоколов. Время больших дел, осевое время. К нему и надо готовить и перестраивать себя социально-культурным работникам.
Получено 08.09.2015
V. Triodin
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Saint Petersburg Institute of Culture E-mail: [email protected]
SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE NEW GREAT BREAK
Abstract. The world is now experiencing a period of fracture, characterized by the destabilization ofthe social system.
All spheres fix changes of life (at the level of language, economy, domestic policy, international relations). A new ideological concept is formed, which will set the tone for the spiritual development of the next millennium. There is every reason to believe that at the turn of the third millennium in the Russian emerging new axial time.
History is used for political purposes. The politicization of society requires politicization of a specially organized social and cultural activities.
As a key figure of the new Russia, the cultural and social worker should take an independent, thought out program of action, and priority should be an open debate, a public defense of the state cultural policy.
Social and cultural activities can not exist in isolation from the problems of the state. Unfortunately, the sociocultural sphere workers often do not see in a person actively acting subject, living creativity of the masses spoofed creative professionals that develops public social infantilism, generates paternalistic consciousness.
Social and cultural workers need to prepare ourselves for a new time, a time of great deals.
Keywords: social and cultural activities, employee of social and cultural, axial time, Russia, the concept of worldview, historical policy, consumerism
For citing: Triodin, V. Social and Cultural Activities in the New Great Break / V. Triodin // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 169-178.
Received 08.09.2015
178
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)