Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность государства и гражданского общества'

Социально-культурная деятельность государства и гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
466
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЯ / СТЕЙТСМЕН / ПАТРИОТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / RUSSIA / STATESMAN / PATRIOT / CIVIL SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Триодин Владимир Евгеньевич

Государство обладает монополией на легальное применение силы для охраны порядка на своей территории и защиты от внешних воздействий, при этом существует для того, чтобы «не допустить ада» (Н. Бердяев). Однако не всегда государству удается предотвратить, исключить некоторые негативные явления, в том числе политически обусловленные как репрессии, теракты, коррупцию, техногенные и экологические катастрофы и др. Государство становится вездесущим (занимается политикой, экономикой, охраной языка, морали, нравственности, психического здоровья и т. д.), чему во многом способствует научно-технический прогресс. В связи с этим остро встает вопрос о защите личной информации. Величие государства определяет наличие такой «психологической структуры», как стейтсмен (государственник, патриот). Государственная социально-культурная политика может быть дискредитирована примерами псевдопатриотизма. Социально-культурная деятельность (по природе своей самодеятельность) охватывает все сферы человеческой деятельности, способность к социальной организации роднит ее с гражданским обществом. Живое взаимодействие государства и общественных организаций непременно даст положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY OF A STATE AND A CIVIL SOCIETY

A state possesses the monopoly on the legal usage of power for the protection of law and order within its territory and defense from external actions, and exists “not to admit hell” (according to N. Berdyaev) at that. However a state not always succeeds in avoidance and elimination of such negative phenomena including those politically stipulated as repressions, terrorist attacks, corruption, anthropogenic and ecological catastrophes etc. A state is becoming ubiquitous (being engaged in politics, economy, language protection, morality, mental health etc) mostly due to the scientific-technological advance. In this respect the issue of personal information security is especially burning. Greatness of a state is determined by such “psychological structure” as statesman (patriot). State social-cultural policy can be discredited by the examples of pseudo-patriotism. Social-cultural activity being amateur by nature embraces all spheres of human activities; its ability to social organization brings it closer together with the civil society. Vivid interaction of a state and public organizations will by all means be affirmative.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность государства и гражданского общества»

Научный журнал «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств» представляет вниманию читателей вторую статью из серии материалов В. Е. Триодина о социально-культурной деятельности. В первой, опубликованной в выпуске 3 (43), констатировалось, что социально-культурная деятельность не может существовать в отрыве от задач развития страны в целом и как своеобразная «примета времени» обозначена политизация общества.

Тема взаимодействия государства и институтов социально-культурной деятельности продолжена на страницах текущего номера.

УДК 374

В. Е. Триодин

д-р пед. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культурыi E-mail: bonicat@list.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО общества

Государство обладает монополией на легальное применение силы для охраны порядка на своей территории и защиты от внешних воздействий, при этом существует для того, чтобы «не допустить ада» (Н. Бердяев). Однако не всегда государству удается предотвратить, исключить некоторые негативные явления, в том числе политически обусловленные - как репрессии, теракты, коррупцию, техногенные и экологические катастрофы и др.

Государство становится вездесущим (занимается политикой, экономикой, охраной языка, морали, нравственности, психического здоровья и т. д.), чему во многом способствует научно-технический прогресс. В связи с этим остро встает вопрос о защите личной информации.

Величие государства определяет наличие такой «психологической структуры», как стейтсмен (государственник, патриот). Государственная социально-культурная политика может быть дискредитирована примерами псевдопатриотизма.

Социально-культурная деятельность (по природе своей самодеятельность) охватывает все сферы человеческой деятельности, способность к социальной организации роднит ее с гражданским обществом. Живое взаимодействие государства и общественных организаций непременно даст положительные результаты.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, Россия, стейтсмен, патриот, гражданское общество, государство

Для цитирования: Триодин, В. Е. Социально-культурная деятельность государства и гражданского общества / В. Е. Триодин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. -№ 2 (46). - С. 143-152.

1. Не допустить ада

Государством принято называть страну, находящуюся под управлением социально-политической организации. Она обладает государственным суверенитетом - верховенством на всей территории и независимостью в международных отношениях.

Общими признаками государства являются публичная власть, специальный аппарат управления, налоговые сборы, территория в определенных границах.

При определении государства, как правило, подчеркивают его монополию на легальное применение силы для охраны порядка на своей

территории и защиты ее от внешних воздействий. Только государство имеет законные основания для того, чтобы ограничивать права и свободы населения. Для этих целей у него есть специальные силовые структуры, включая армию, полицию, суды, тюрьмы.

Концепция силовой функции государства постоянно корректируется. «Жесткой силе» противостояла «мягкая сила». На смену ей пришла «умная сила», сочетающая в себе «мягкие» и «жесткие» элементы.

Отражением права государства на применение силы является яркая формула Н. Бердяева: государство существует не для того,

143

чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы не допустить ада.

Россия прошла через серию испытаний построения земного рая. Петр I бредил государством-парадизом (парадиз - рай). Грезы о коммунальном жизнеустройстве довели Н. Г. Чернышевского до Сибири. После выхода в свет его романа «Что делать?» вирус коммуностроения поразил общество.

А впереди маячил великий эксперимент. В. И. Ленин клятвенно обещал своему поколению жизнь при коммунизме. Хрущев даже наметил точную дату - 1980 год. Народу «возвышающий обман» оказался дороже «тьмы низких истин» (А. С. Пушкин). Он терпеливо ждал и, скорее всего, продолжит ждать светлое будущее. Беранже этот социально-психологический парадокс объяснил так: «Господа! Если к правде святой / Мир дорогу найти не сумеет, / Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золотой».

Так что с раем пока что ничего не получилось. Но и ад государству не всегда удается предотвратить.

Сущим адом были советские политические репрессии. В. В. Путин назвал эту страницу отечественной истории одной из самых трагических. Она не менее поучительна, чем победы и триумфы, потому что несет важнейший урок нынешним и будущим поколениям. Президент подписал Указ о возведении мемориала в Москве в память о жертвах политических репрессий (победил проект скульптора Георгия Франгуляна «Стена скорби»).

И в постсоветской России государство не всегда справляется с функцией охраны порядка.

В 1999 г. Москву сотрясли взрывы жилых домов. В 2002 г. - теракт на Дубровке. В 2009 г. -взрыв «Невского экспресса».

В 2004 г. государство допустило масштабный теракт в одной из школ Беслана. Погибли 333 человека, из них 186 детей, 800 человек получили ранения (72 ребенка и 69 взрослых стали инвалидами). Это была одна из самых трагических страниц современной истории, самая кровавая операция спецслужб.

В разных городах России установлены памятники жертвам Беслана. О теракте вспо-

минают и за рубежом. Так, во Флоренции есть «Площадь мальчиков и девочек Беслана».

Страну не перестают сотрясать громкие заказные расправы. Мир становится похож на войну. В 1995 г. был убит тележурналист Владислав Листьев, в 1997 г. - вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Маневич, в 1998 г. -депутат Госдумы Галина Старовойтова. Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская была расстреляна 7 октября 2006 г. - в день рождения Президента.

Вязанкой дров, брошенной в костер криминального беспредела, стал демонстративный расстрел политика Бориса Немцова в двухстах метрах от Кремля. «Это позорная страница в нашей современной истории», - так В. В. Путин сказал об убийстве Б. Немцова.

Государство не справляется с коррупцией даже в самых высоких эшелонах власти. Каста неприкосновенных (депутаты, главы республик, губернаторы) все чаще оказываются на тюремных нарах. И даже экс-министр обороны А. Сердюков угодил на скамью подсудимых.

Самая опасная форма коррупции - сращивание высокопоставленного чиновничества и организованной преступности. Впервые в истории современной России главу региона (Вячеслав Гайзер - глава Республики Коми) обвинили в создании организованной преступной группировки.

Любопытен портрет коррупционера. Когда-то милого узнавали по походке, теперь -по элитным часам на руке стоимостью эдак в миллион долларов. Часы - самый раскрученный маркер успешности. У В. Гайзера их 150 штук. Вряд ли кто-нибудь возьмется объяснить, зачем нужно столько часов. Это психология человека с измененным сознанием. У него с часов начинается разрушение личности.

Уважающий себя взяточник-чиновник пишет канцелярской ручкой из чистого золота. Драгоценности теперь измеряются не в долларах и рублях, а в килограммах (60 кг у В. Гайзера). Домов, земельных участков и в своем отечестве, и за рубежом - не счесть.

Вот только счастливее от этого изобилия люди не становятся.

144

В духовных академиях есть дисциплина «Введение в аскетику» (наука о самоограничении). Не худо бы и чиновникам овладеть этим предметом.

Сама территория проживания человека оказалась в зоне риска. Земля в больших городах отравлена свинцом и бензопиреном. Бен-зопирен - канцероген (вещество, способствующее возникновению злокачественных опухолей), относящийся к первому классу опасности с очень высокой степенью воздействия на окружающую среду. Экосистема в таком случае разрушается необратимо.

Лесопожарная катастрофа 2015 г. привела к тому, что только в Бурятии сгорело 700 тыс. га леса, в Иркутской области - более 400 тыс. га. Горят деревни, гибнут люди.

Байкал - крупнейшее и глубочайшее собрание пресных вод. Придет время, когда богатство страны будет измеряться пресной водой. На Байкал молятся. Это нерукотворная икона планеты. «Славное море - священный Байкал» сегодня помутнел от пепла сгоревших лесов, зарос водорослями.

Таким, каким Байкал был, он уже не будет.

2. Человеческое лицо государства

Этатизм - направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

Этатизм признает приоритет государства во всех сферах общественной жизни. В первую очередь оно создается для того, чтобы совершенствовать формы общежития людей, обеспечивать достойный социально-экономический уровень их жизни, формировать государственный менталитет населения, соединять интересы государства и общества. Это и есть социальное государство.

В статье 7 Конституции сказано, что политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Высокая инфляция привела к рекордному падению реальных доходов работников. Достойная жизнь стала чем-то напоминать горизонт. Кажется, вот он рядом, рукой подать. Но чем быстрее к нему идешь, тем проворнее он отодвигается.

В стране более 20 млн человек с доходом ниже прожиточного минимума. В самое последнее время появилась еще одна категория -«новые бедные».

Новая бедность проявляется не в недостатке еды, плохой одежде и даже не в уровне медицины. Это самоощущение человека на фоне неравенства и социальной разобщенности. У одних растущее не по дням, а по часам изобилие, у других - тающая на глазах зарплата, непомерные счета ЖКХ, угроза безработицы. «Новые бедные» испытывают комплекс неполноценности, стыдятся и прячутся от старых друзей, родственников, в конечном счете, от самих себя.

Государство стремится поправить очевидные просчеты. В начале февраля 2015 г. Президент потребовал от правительства немедленно вернуть отмененные в некоторых регионах пригородные поезда. «Вы что, с ума сошли, что ли? Это касается тысяч людей, производств», - непривычно резко отчитывал правительство В. В. Путин.

Укрепление власти должно иметь разумные пределы. В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что государство становится вездесущим. Оно занимается не только политикой, но и доминирует в экономике; берется за охрану языка, морали, нравственности, культуры, психического здоровья, физической культуры. Силовыми министерствами стремятся стать все. Если так пойдет, то и комитеты народного образования и культуры захотят обзавестись своей «тяжелой артиллерией». Вот показательный пример. В одной из школ Петербурга прокуратура со служебными собаками проверяла школьников на наркотики. Публичной унизительной процедуре были подвергнуты все, кем заинтересовались собаки.

Научно-технический прогресс создает новые возможности для проникновения государства во внутренний мир каждого человека. С 2005 г. в стране действует система персонального учета населения (СПУН). На каждого россиянина с момента его рождения заводится электронная база данных. В ней фиксируются сведения о рождении, вступлении в

145

брак. Из экономической информации в СПУН помещены данные о налогах населения и системе социального страхования. Военные получают информацию о призывниках, политики - о списках избирателей. До сих пор эти данные собирались ведомствами разрозненно. И одна из задач СПУН - объединение всех ведомственных баз данных.

СПУН дает возможность каждому гражданину вести свои взаимоотношения с государством - в том числе регистрироваться по месту жительства, становиться на учет в военкомате, оплачивать налоги и т. д. - по принципу «одного окна», а в будущем вообще не выходя из дома, сидя за своим домашним компьютером.

Вместе с тем очевидно, что электронная база данных нуждается в особой системе защиты информации. Негативные последствия утечки информации из такой системы могут разом перечеркнуть все достоинства разработки.

Перечень обязательных сведений о каждом гражданине, заносимых в компьютеры государства, может быть сокращен или расширен. И нельзя не понимать, что в зависимости от того, кто и как будет пользоваться этой базой данных, какое законодательство будет принято, жизнь каждого отдельного человека может быть осложнена или облегчена.

Еще один сложный вопрос, порожденный научными достижениями последнего времени. Расшифровка генома человека привела к принципиальной возможности создания генетического паспорта. Эти данные будут заноситься в медицинскую карту и даже (наряду с группой крови) в паспорт.

Совмещение жизненно важных данных о человеке с правилами конфиденциальной информации остается острейшей проблемой современности.

3. Государственный человек

Государства таковы, каковы люди. Они произрастают из человеческого характера.

Высшая цель государства - формирование государственника, государственного человека (стейтсмена). Речь идет не о госу-

дарственной должности, а о некой психологической структуре, в которой интересы государства превалируют над интересами человека, и он может сказать о себе словами популярной песни: «раньше думай о родине, а потом - о себе». Если говорить кратко, носитель государственности - патриот. Именно он определяет стабильность, величие и могущество государства. Есть патриот - есть государство. Нет патриота - нет государства.

В. В. Путин в одном из своих выступлений цитировал С. Есенина: «Если крикнет рать святая: / "Кинь ты Русь, живи в раю!" / Я скажу: "Не надо рая, / Дайте родину мою"».

«Человек русского мира, - считает Президент, - есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало».

В начале октября 2015 г. В. В. Путин встретился в Сочи с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015». Ему был задан вопрос: «Что может быть нравственным ориентиром общенационального характера для современного подростка?». Глава государства ответил, что много размышлял на эту тему, но кроме патриотизма, любви к Родине все равно ничего не придумать.

Вырабатывается новая политическая стилистика. Патриотизм рассматривается как ведущая духовная скрепа, консолидирующая общество. Некоторые политологи (Александр Дугин) говорят, что в России произошла патриотическая революция.

Посыл Президента - квинтэссенция государственной социально-культурной политики.

Для ее реализации государство открывает специальные учебные заведения - государственные вузы культуры, где готовят профессиональных социально-культурных работников. Государство выстраивает сеть социально-культурных учреждений (библиотек, музеев, домов и дворцов культуры, парков культуры и отдыха и т. д.). Наконец, государство разрабатывает стратегию социально-культурной деятельности и контролирует результативность проделанной работы.

Критерий эффективности один - появление нового поколения государственных лю-

146

дей, патриотов, настоящих, а не сводных детей великой России.

Государственную социально-культурную политику легко дискредитировать симулякром деятельности. Есть категория организаторов социально-культурной деятельности, для которых ведущим мотивом выступает не любовь к Родине, а самоутверждение любой ценой. Они пытаются обратить на себя внимание откровенным ерничеством, стать притчей во языцех через патриотические наклейки на стеклах автомобилей, инициирование еще одного выходного (его можно было бы назвать Днем патриотизма), майки с изображением Президента. В Петербурге тату-мастер делает бесплатные татуировки с портретом В. В. Путина. В патриотическом угаре депутаты призывают хранить деньги в рублях, а не в долларах, готовят закон, обязывающий в меню общепита иметь не менее пятидесяти процентов блюд русской кухни. Народные избранники бьются за ограничение в кинотеатрах показа иноземных блокбастеров. Кажется, это про них сказал С. Есенин: «Напылили кругом. Накопы-тили. / И пропали под дьявольский свист».

Это и есть то, о чем предупреждал Президент: «нужно научиться отделять истинно культурное от субкультурного, которое не представляет ценности».

4. Понятие гражданского общества

Гражданское общество, как правило, определяют как совокупность неправительственных, негосударственных объединений, союзов, ассоциаций. Они функционируют по принципам самоорганизации, самоуправления, самофинансирования. К ним относятся -независимый бизнес, свободные средства массовой информации, семья, религиозные организации, союзы, клубы, объединения, ассоциации, негосударственные учреждения культуры, образования и т. д.

Местное самоуправление по Конституции не входит в систему органов государственной власти. Оно самостоятельно в пределах своих полномочий. Местное самоуправление - самоорганизованная власть шаговой доступности, одна из ипостасей гражданского общества.

Гражданское общество принципиально не организуемо ни в какую партию. У него нет стремления завоевать государственную власть.

Гражданское общество - система горизонтальных связей и отношений. Они складываются независимо от властной вертикали, существуют помимо нее. В союзе «общество - государство» общество первично.

Уже ни один здравомыслящий руководитель высшего ранга не может сказать: государство - это я. От власти уходит сакраль-ность. Не надо ее обожествлять.

Общество рождает власть, чтобы она его обслуживала, а не наоборот. Власть принадлежит миллионам, а не миллионерам. Власть всего лишь наемный орган общества. От общества, которое служит государству, надо переходить к государству, которое служит обществу.

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник» - это, по существу, повесть о взаимоотношениях государства и гражданского общества. Слабая попытка Евгения шепнуть могущественному властелину судьбы, державцу полумира «Ужо тебе!..» привела к немедленному подавлению бунта.

В современной России об образе государства как Левиафана (огромное морское чудовище) напоминает одноименный фильм А. Звягинцева.

Но государство не может и не должно претендовать на роль Большого брата, покровителя, кормильца гражданского общества. Оно не должно с тяжелым топотом скакать за согражданами.

У гражданского общества должен быть собственный голос. Когда «народ безмолвствует» (А. С. Пушкин), гражданского общества не существует. Когда «улицы корчатся безъязыкие, им нечем кричать и разговаривать» (В. В. Маяковский) - гражданского общества нет.

5. Масштаб гражданского общества

Объективные данные о масштабах гражданского общества отсутствуют. Лидеры оппозиции оценивают «марши миллионов» в 100 тысяч, 150 тысяч, даже в полмиллиона. И это напоминает хлестаковские «десять тысяч одних курьеров». Но и оценки ГУВД явно занижены.

147

В России зарегистрировано более 350 тысяч самоорганизованных институтов. Конечно, есть среди них самоорганизации-симулякры, фактические «рога и копыта» Ильфа и Петрова.

Значительная часть негосударственных организаций опирается на государственные костыли или просто огосударствлены. Это клонированные государством общественные организации, государственные общественники.

Среди организаций гражданского общества есть немало «очарованных странников», загипнотизированных очертаниями власти. Это летаргия гражданского общества, видеоряд для иностранных туристов, для рекламы, а не индикатор свободы, демократии.

И. Бродский в Нобелевской лекции говорил, что подлинной опасностью для писателя является не столько возможность преследования со стороны государства, сколько возможность оказаться загипнотизированным его очертаниями. Все превращается в имитацию. «Дай Бог не вляпаться во власть» (Е. Евтушенко).

По подсчетам Центра стратегических разработок, синдромом социальной беспомощности, патернализмом, гражданским инфантилизмом страдает около 70 % населения.

За вычетом этого большинства остается так нужное сегодня меньшинство. Между тем, по оценкам специалистов, для построения гражданского общества должен вырасти слой граждан в 20-30 % от населения страны.

Сегодня в становлении гражданского общества происходят существенные перемены.

Новый невиданный масштаб гражданскому обществу придает Интернет. Он стал «неорганическим телом человека» (К. Маркс). Это новый механизм ускорения гражданского общества. Возможность людей через Интернет в считанные часы самоорганизоваться несет в себе огромный социальный потенциал. Прокатившиеся события на Ближнем Востоке, в странах ближнего зарубежья специалисты называют «электронной революцией».

В стране появилось множество починов: Союз пассажиров, «Синие ведерки», «Хрюши против», «СтопХам». Граждане участвуют в охране общественного порядка и профилакти-

ке правонарушений. В России зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений правоохранительной направленности. В них состоит свыше полумиллиона человек.

Активно пополняют свои ряды добровольные пожарные общества. Ярко заявляют о себе экологические объединения. Возникают самоорганизации граждан в жилищной сфере.

Набирает обороты волонтерство - подлинная школа гражданского общества, одна из основ, на которой оно держится. «Мурзики», «Служба ангелов», «Брат за сестру» (спортивные молодые люди сопровождают в позднее время девушек домой), «Театральная неотложка» (выступления артистов перед больными детьми в больницах) -интересные разветвления волонтерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яркая форма проявления гражданского общества - «Бессмертный полк». Полк формировался ко Дню Победы. Всем, кому дорога память о своем фронтовике, делали транспаранты с портретами своих отцов, дедов, родных, близких. Движение «Бессмертного полка» охватило более 400 городов и весей. На улицы вышли 12 млн человек. К «Бессмертному полку» с фотографией своего отца присоединился Президент. Ничего подобного в стране не было за последние 20 лет. Это честная и сугубо частная инициатива. В ней нет ни денег, ни политики. В «Бессмертный полк» вступали по велению души, он стал общенародной и персональной историей, подлинно народной летописью.

6. Гражданином быть обязан

Центральное звено гражданского общества - гражданин.

С формально-юридической точки зрения граждане - это население, наделенное рядом прав и свобод, обремененное определенными обязанностями. Словом, у кого на руках паспорт, тот и гражданин.

Но уже античные мыслители понимали, что люди, достойные именоваться «гражданами», должны обладать особыми качествами, особыми добродетелями (Аристотель). Гражданское общество и сообщество граждан - не тождественные понятия.

В отличие от прав и обязанностей, добродетели граждан не записаны ни в Консти-

148

туции, ни в других нормативных актах.

Тем не менее они существуют.

Гражданское общество может состояться тогда, когда произошел коренной переворот в сознании, поведении, менталитете человека, претендующего стать гражданином. Когда человек осознал великую миссию гражданина: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н. А. Некрасов). Когда человек с гордостью может сказать: «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан» (К. Ф. Рылеев).

Антитеза гражданина герой песни-шлягера «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».

Гражданин - человек, освобожденный от диктатуры чиновника. Гражданин, как пушкинский волхв, не боится могучих владык. Княжеский дар ему не нужен. В плоть и кровь гражданина вошло положение о том, что не человек существует для государства, а государство для человека. Конституция, кстати, гарантирует приоритет прав человека.

Гражданин - человек, по капле выдавливающий из себя раба (А. П. Чехов), переставший быть «тварью дрожащей» (Ф. М. Достоевский), убивший в себе поклонение идолу-государству, государству-Левиафану, понимающий, что «свобода лучше, чем несвобода» (Д. А. Медведев).

7. Социально-культурная деятельность как самодеятельность

Сегодня самодеятельность расколота глухой непроницаемой стеной на две неравные части. Меньшую часть, суженную до художественной самодеятельности, пестуют мамки-няньки в клубах, домах культуры как когда-то барышень в институтах благородных девиц. Ухоженная, наряженная в костюмы, пошитые на бюджетные средства, она снова и снова водит хороводы, упоительно поет «Подмосковные вечера». Но даже густой грим марша энтузиастов не может скрыть усталость десятилетиями эксплуатируемых форм.

Со «скованной самодеятельностью» есть еще одна проблема. В ней сильно развит патернализм. Она делегировала свои права руководителям, педагогам. С них и спрос за все. Чем больше заражены исполнители социаль-

ным инфантилизмом, тем ниже у них уровень гражданской ответственности.

Дублирование профессионалов заложено самой природой патронируемой самодеятельности. Вторичность является ее органическим качеством.

К такой самодеятельности относятся снисходительно-покровительственно, как к детям, играющим во взрослую жизнь.

Но есть и альтернативная точка зрения на природу и сущность самодеятельности. Ее назначение не повторять, а вырабатывать новые художественные формы. Самодеятельность иначе, чем профессионалы, видит и показывает мир, прорабатывает различные варианты завтрашнего дня. Это легкая кавалерия культурной разведки (А. В. Луначарский).

Исследователи тридцатых годов прошлого века склонялись к мысли, что профессионализм консервативнее, осторожнее, расчетливее самодеятельности.

Не умаляя роли и значения профессионалов в прокладывании столбовой дороги науки, воздадим должное и подлинной самодеятельности. Трою открыл немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман, азбуку Морзе создал американский художник Самуил Морзе. Австрийский монах Грегор Мендель стал основоположником генетики. Четверка непрофессиональных музыкантов из Ливерпуля положила начало эпохе рок-музыки. Химик-органик Александр Бородин получил всемирное признание как великий композитор. Купец Константин Алексеев (Станиславский) основал МХАТ, разработал систему перевоплощения актера (система Станиславского).

Конечно, самодеятельность, прокладывающая путем проб и ошибок новые маршруты на необитаемые острова, должна стать значимой для общества.

Социально-культурная деятельность по своей природе и есть самодеятельность. Это активность человека, направленная на достижение цели не под каким-либо давлением извне (экономическим, юридическим, административным и т. д.), а по внутренней готовности, предрасположенности. В сущности, социально-

149

культурная деятельность - синоним свободной деятельности. В психологическом плане она доставляет человеку удовольствие.

Большая часть самодеятельности, которая не вместилась в учреждения культуры, а главное, переросла наставников в понимании своего назначения, выплеснулась на улицы, площади, набережные и заговорила их языком. Паблик-арт (искусство в городской среде) завоевывает социально-культурное пространство. Появились арт-проспекты, художественные мили; набирают обороты open air (опен-эйры) - вечеринки на свежем воздухе, воркаутеры (фитнес-клубы на открытом воздухе), библиотеки под открытым небом, концерты, фильмы, спектакли на открытых площадках, гайд-парки. На Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге по выходным дням собираются любители латиноамериканских танцев. Сальса, хастл, бачата сплетают человеческие тела в страстные и прекрасные движения. Тамаре Эйдельман (дочь выдающегося историка) нет дела до казенных учреждений культуры. Она читает лекции об истории гражданского сопротивления на Чистых прудах в Москве.

Нет такой сферы человеческой деятельности, в которую бы не проникла самодеятельность и не создала свое движение, - экономика, управление, экология, искусство, педагогика, даже наука, медицина и, конечно, политика. Она отвоевывает различные возрастные группы, прежде всего молодежь. Самодеятельность встала с колен, расправила плечи.

Способность самодеятельности к социальной организации роднит ее с гражданским обществом. Можно сказать определеннее -это и есть гражданское общество.

8. Выращивание гражданского общества

Гражданское общество нельзя создать Указом Президента. Его можно вырастить, оно должно прорасти.

Как музыку создает народ, композиторы ее только аранжируют (М. И. Глинка), так и гражданское общество создает народ, социально-культурные работники его только аранжируют.

Материальной основой гражданского общества является частный сектор экономики.

Нерыночный сектор страны занимает сегодня порядка 45 % ВВП. Поборники либеральной экономики настаивают на его сокращении.

Современный бизнес становится социально ответственным. Частный капитал активно формирует сегодня социально-культурное пространство, утверждает корпоративную этику, вкладывает средства в образование, спорт, искусство, воспитывает новое сообщество преданных корпорации людей.

Свободные средства массовой информации - важнейший инструмент гражданского общества, его зеркало.

С 2013 г. в России работает Общественное телевидение. Оно ставит перед собой задачу взращивать ростки гражданского общества.

Создана целая система негосударственных учреждений культуры (лофты, антикафе, фитнес-клубы, вотервили, кидбурги, тор-гово-развлекательные центры, мультиплексы и т. д.), формируются новые сообщества (ко-воркинг, кохаузинг). Они проращивают гражданское общество.

Специально организованная деятельность по развитию гражданского общества необходима. Ничем не сдерживаемая самодеятельность гражданского общества ведет к хаосу, к восприятию его как праздника непослушания, к силовым акциям (захват зданий административных учреждений, пикетирование улиц, железных дорог). Самодеятельность без ответственности порождает гуляй-поле.

Оголенные нервы футбола - фанаты - превращают игру в войну. Социальные санитары -скинхеды - разрастаются как раковая опухоль. Они «очищают» славянское государство от инородцев. Россия, по их версии, - государство для русских. Дети подземелья - диггеры - хозяйничают в запретной зоне - подземных коммуникациях. Новые Карлсоны - руферы - пытаются крышелазание сделать брендом Петербурга.

Нужны серьезные исследования, чтобы понять что с нами происходит, ответить на вековой российский вопрос «Что делать?».

И здесь выяснилось, что традиционная педагогика оказалась неспособна к анализу

150

сложившейся ситуации и выработке конструктивных предложений.

Исчерпала себя и сформировавшаяся система профессиональной подготовки кадров социально-культурной деятельности.

Главный изъян профессиональной подготовки социально-культурных работников состоит в неприспособленности их к жизни в гуще народных масс, в неумении уловить и выразить настроение площади, неспособности не только управлять уличной стихией, но и контактировать с ней. Свято место пусто не бывает. Улица сама стала растить своих харизматичных лидеров, вождей нового поколения. Это люди-манифесты. Они меняют ткань социума. У них дар притягивать к себе людей, раскрывать в людях их потаенные качества. В их слове содержится энергия. Они способны разогнать тромбы в социально-культурных венах населения.

Но все свои незаурядные способности они направляют не на конструктивный диалог с властью, а на демонстрацию враждебности к государству, конфронтацию с ним, не на снятие, а на нарастание напряжения. Амбициозность, фрондерство, нарциссизм - двигательная сила их поступков.

Свою популярность новые лидеры рассматривают как цель, а разгоряченную толпу как средство ее достижения. Есть серьезная опасность, что они выведут протестное движение на тропу смуты.

Где же выход? В новой модели общественно-государственного управления и на ее основе принципиально новой системе подготовки кадров социально-культурных работников.

9. Общественно-государственная система управления (сочетанная власть)

Исторический опыт учит, что централизация власти в руках государства - путь к тоталитаризму. Приватизация власти общественными организациями ведет к хаосу.

А. И. Солженицын обращает внимание на то, что в огромной и разнообразной России одна лишь центральная правительственная власть, изливаемая сверху вниз, не может обеспечить благоденствие народа. Необходимо встречное - снизу вверх - влияние.

Требуется новая общественно-государственная модель управления страной: сора-ботничество, сотрудничество, взаимодействие, партнерство. На языке философии - общественный договор (Ж.-Ж. Руссо). Но еще в Московской Руси (XVI в.) существовала система договорных грамот между местом (поселком, местностью) и вышестоящей властью.

А. И. Солженицын земскую систему рассматривал как форму народного самоуправления. Он определял земство как внеполити-ческое, внепартийное, вненациональное объединение людей.

Он выдвигал идею ступенчатой системы самоуправления (4 ступени: местная, уездная, областная, всероссийская). Вершинная система земства - Общероссийское земское собрание. Россия все это уже проходила. В ее истории были Земские соборы. В Московской Руси Земские соборы не противостояли царю, а сотрудничали с ним.

В сущности, земства как форма самоорганизации, самоуправления и есть гражданское общество. Формулу А. И. Солженицына о со-четанной власти - государственно-земском строе - правильно использовать и применительно к гражданско-государственному устройству, государственно-земскому строю.

Россия постепенно осваивает механизм сочетанной власти. Примером сотрудничества, соработничества общества и государства могут служить общественные советы при министерствах и службах. Важно, чтобы состав таких советов формировался не чиновниками, а общественностью.

После распада СССР произошел раскол в едином Союзе писателей. Вновь возникшие союзы не оказали заметного влияния на общественную жизнь страны. В конце ноября 2013 г. администрация президента организовала Литературные собрания в Москве, на которые были приглашены писатели, поэты, публицисты, книгоиздатели и др. На этой встрече В. В. Путин заявил, что рынок не способен должным образом регулировать сферу литературы и литераторов. Президент предложил создать механизм живого общения чиновников с литераторами.

151

Принципиально важное значение приобретает установка В. В. Путина на соблюдение разумной дистанции между общественной организацией и государством. Участие в подобных объединениях, - говорит Президент, -должно быть только техническим и технологическим, иначе государство и писательское сообщество обвинят в ненужном сближении.

Ростки педагогики соработничества государства и общественных организаций особенно заметны во взаимоотношениях государства и молодежных субкультур. В августе 2010 г. В. В. Путин отправился на байк-шоу в Новороссийск во главе мотоколонны на «Харлее». Рядом с ним ехал Александр Залдастанов, лидер байк-клуба «Ночные волки», более известный как «Хирург». С байкерами В. В. Путин общался так: «Хочу обратиться к вам, братья».

Под влиянием Президента байкеры стали проводить масштабные созидательные мероприятия. Одна из последних их акций - реконструкция символа Сталинграда - фонтана «Детский хоровод» и проведение патриотического шоу в год 70-летия Сталинградской битвы. В. В. Путин открыл возрожденный легендарный фонтан вместе с А. Залдастановым, который после из рук Президента получил орден Почета за активную работу по патриотическому воспитанию моло-

дежи. Байкеры из «Ночных волков» выросли в общественно значимый мотоклуб.

Городская власть помогает руферам легализовать и обезопасить их рискованные увлечения. В Санкт-Петербурге для них выделено несколько специально оборудованных крыш многоэтажных домов. Граффитчики (от греч. 'писать') всегда считались особой кастой. Это настенные летописцы - неуловимые, неутомимые. Райтеры (граффитчики) «работают» несанкционированно, порождают проблемы от эстетических до юридических. Но вот и с ними государство нашло точки соприкосновения. Райтеры стали принимать участие в конкурсах по оформлению брандмауэров - глухих стен. На одном брандмауэре появился портрет рок-музыканта Виктора Цоя. Еще на одном - портрет великой балерины Майи Плисецкой. К райтерам присматриваются музеи, галереи. Мастеров уличной живописи приглашают на выставки. Создаются линии одежды для почитателей уличного стиля. Появляются специализированные граффити-магазины.

Механизм живого общения государства и общественных организаций заведен и дает свои обнадеживающие результаты. Можно, пожалуй, и вспомнить крылатую фразу одного из былых руководителей государства: «Наши цели определены, задачи ясны. За работу, товарищи».

Получено 05.11.2015

V. Triodin

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Saint Petersburg Institute of Culture E-mail: bonicat@list.ru

SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY OF A STATE AND A CIVIL SOCIETY

Abstract. A state possesses the monopoly on the legal usage ofpower for the protection of law and order within its territory and defense from external actions, and exists "not to admit hell" (according to N. Berdyaev) at that. However a state not always succeeds in avoidance and elimination of such negative phenomena including those politically stipulated as repressions, terrorist attacks, corruption, anthropogenic and ecological catastrophes etc.

A state is becoming ubiquitous (being engaged in politics, economy, language protection, morality, mental health etc) mostly due to the scientific-technological advance. In this respect the issue of personal information security is especially burning.

Greatness of a state is determined by such "psychological structure" as statesman (patriot). State social-cultural policy can be discredited by the examples of pseudo-patriotism.

Social-cultural activity being amateur by nature embraces all spheres of human activities; its ability to social organization brings it closer together with the civil society. Vivid interaction of a state and public organizations will by all means be affirmative.

Keywords: social-cultural activity, Russia, statesman, patriot, civil society, state

For citing: Triodin V. 2016. Social-cultural activity of a state and a civil society. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (46): 143-152.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.