помогает студенту как будущему специалисту сферы культуры и искусства корректировать свой творческий процесс исполнительской деятельности, активно его преобразуя. Это общее положение выступает основным принципом профессионального самосознания личности, протекающего на основе сплава двух процессов - усвоения социального опыта и его воспроизведения.
В заключение следует отметить, что понимание особенностей инициируемых личностью процессов ("самопроцес-сов") представляет собой сложную задачу для вуза, поскольку активность студента должна находить поддержку и соответст-
Библиографический список
вующие условия. В то же время в ситуации неподкрепления самопроцессов со стороны педагогического коллектива может негативно повлиять на процесс самореализации личности будущего хореографа, вокалиста, музыканта в условиях профессионального обучения.
Технологизация учебно-воспитательной работы вуза не может быть эффективной, если остаются без внимания инициативы личности, важные для нее "самопроцессы", что для современного этапа развития высшего профессионального образования является актуальным и требующим дальнейшего исследования.
1. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления: пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.
2. Локк Д. Мысли о воспитании // Антология по истории и теории социальной педагогики / автор И.Н. Андреева. - М.: Академия, 2000.
3. Писарев, Д. Как научить любить прекрасное // Мудрость воспитания / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров [и др.]. - М.: Педагогика, 1989.
4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗИАК, 2003.
5. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.,1982.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.
7. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского [и др.]. - М.: Политиздат, 1990.
8. Кон, И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978.
9. Гершунский, Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. - М.: Флинта, 1999.
10. Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.
Статья поступила в редакцию 04.04.10
УДК 374.2:65.012.613
Н.А. Шабалина, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Действующее с 1995 г. федеральное законодательство России в сфере некоммерческих организаций определяет социально-культурное направление всех НКО. Региональное законодательство Алтая регулирует работу НКО на территории края. Некоммерческое партнерство "Ассоциация женщин-сибирячек", созданное по инициативе автора, активно сотрудничает с органами региональной власти в решении проблем этнической и социальной толерантности.
Ключевые слова: федеральное законодательство, местное законодательство, некоммерческие организации, социально-культурная деятельность, некоммерческое партнерство "Ассоциация женщин-сибирячек”.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" принят Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г. За истекший период в Закон внесены десятки поправок и изменений, в том числе повлиявшие на принятие 12 января 1996 г. модернизированного и дополненного варианта закона [1]. Интенсивность законодательного обновления свидетельствует о востребованности легитимных решений, регулирующих социальное партнерство и деятельность одного из новых субъектов в правовом поле Российской Федерации - некоммерческих организаций (НКО).
Для оценки потенциала социально-культурной деятельности, осуществляемой силами некоммерческого сектора, концептуальное значение имеет указание закона на целевые установки НКО, создаваемых "для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ". Еще более способствуют конкретизации социальнокультурной природы некоммерческих организаций положения закона, признающие НКО добровольными объединениями граждан, "на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей".
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение регулируются не только законом "О некоммерческих организациях", но и еще двумя Федеральными Законами "Об общественных объединениях" и "О политических партиях". Значимость закона "Об общественных объединениях", принятого ранее всех перечисленных, состоит в легитимности курса на организацию обще-
ственных инициатив граждан на некоммерческой основе [2]. Закон устанавливает перечень организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Закон "Об НКО" распространяет действие этих форм на некоммерческие организации, признав, что кроме общественных объединений, могут быть частные и государственные (организации, учреждения, компании, фонды и т. п.).
Конкретизация спектра возможных направлений деятельности НКО, связанных с социально-культурной сферой, а также положительное позиционирование социальных и культурных приоритетов следует оценивать в качестве тех концептуальных положений, которые позволяют рассматривать вопросы институализации НКО в содержательных рамках социально-культурной сферы. Федеральное законодательство, указывая на социально-культурный вектор деятельности всех общественных некоммерческих организаций за принятым исключением, позволяет таким образом скорректировать распространенное мнение, что социально-культурная деятельность свойственна только отдельным, специализирующимся в этой области некоммерческим общественным организациям.
Г.Х. Калимуллина, исследуя практику современных российских некоммерческих организаций, указывает на детерминированность ее содержания соответствующим законодательством территорий [4]. Закон Алтайского края (2007 г.) "Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты" поддерживает сотрудничество НКО и власти с точки зрения государственных интересов [6].
Важным средством продвижения информации о контактах подобного вида, регулируемого, в частности, Управлением по работе с обращениями граждан и общественными объединениями Алтайского края, является раздел на официальном сайте органов управления Алтайского края. С 2007 г. на Управление возложены задачи по организации конкурса грантов Администрации края в сфере деятельности общественных объединений [5]. Поддержка оказывается социально значимым проектам. Глубокое понимание ценности для местного сообщества конструктивного и взаимовыгодного диалога позволило органами власти поддержать программы некоммерческих организаций, направленные на улучшение социального климата в регионе.
Некоммерческое партнерство (НПО) "Ассоциация жен-щин-сибирячек" стремится к осуществлению постоянной и разноплановой деятельности в крае, этническое пространство которого представлено 140 национальностями. Учреждениями культуры, образования, рядом культурных центров ведется определенная работа по улучшению этнического и социального климата в крае. Представителями национальных общественных объединений, научной общественности, сотрудниками органов власти с 200б г. обсуждается вопрос о создании в Барнауле Дворца дружбы, выпуска информационно-справочного издания "Этническая панорама Барнаула в прошлом и настоящем". В 2008 г. в Алейске прошел фестиваль "Родники вдохновения России", в рамках которого был организован "круглый стол" по проблемам этнотолерантности "Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве". Все мероприятия имеют большое значение, в том числе в качестве целенаправленных профилактических мер по формированию толерантных отношений в обществе, для предотвращения проявлений ксенофобии и экстремизма на национальной почве.
НПО "Ассоциация женщин-сибирячек" имеет определенный опыт в освоении разнообразных форм деятельности, реализация которых направлена на повышение уровня информированности о проблеме толерантности. В частности, освоена практика проведения общественных просветительских кампаний, семинаров, организации конференций, лекций, выставок, "круглых столов. Уже более десяти лет уделяется пристальное внимание исследованию социальных механизмов, действие которых направлено на формирование конструктивного диалога в российском обществе. Безусловно, практика исследовательской деятельности некоммерческой организации детерминирована ее общим функциональным профилем.
Являясь представителем гендерно-ориентированной аудитории, НПО "Ассоциация женщин-сибирячек" заинтересована в лоббировании роли женщины в общественной жизни, опираясь на ценность ее социальных приоритетов для прогрессивного развития макрорегиона Сибири и Дальнего Востока. Считая повышение социальной активности этой титульной для России социальной аудитории необходимым условием развития гражданского общества, организация консолидирует усилия участников некоммерческой организации и ее волонтеров для решения важных проблем социального развития, к числу которых, несомненно, относится освоение норм и практики толерантности.
Некоммерческая организация успешно осуществляет издательскую деятельность, работая над созданием методического комплекса, материалы которого направлены на распространение просветительной методики в области этнотоле-рантности. С этой целью ведется разработка буклетов, создание учебно-методических пособий, публикация материалов научно-практических конференций, проводимых НПО "Ассоциация женщин-сибирячек". Общественные акции публичного характера, опирающиеся на потенциал публичного диалога, оказывают значимое влияние на консолидацию сил, усилия которых направлены на улучшение этнокультурной ситуации в Российской Федерации и странах СНГ.
Специалисты "Ассоциации женщин-сибирячек" уделяют внимание разработке методических подходов к оценке материальных и интеллектуальных ресурсов для выявления "ри-перных" точек, точек роста. Дифференциация комплексной проблемы этнической толерантности позволила реализовать просветительский проект, который предусматривал изучение навыков здорового образа жизни, как технологии решения демографических проблем в среде малочисленных народов в селах агропромышленного Алтайского края, в том числе в местах их компактного проживания.
Повышение уровня информированности о такой ценности гражданского общества как здоровый образ жизни было адресовано кумандинцам, единственному коренному малочисленному народу Алтайского края, компактно проживающих в г. Бийске, Красногорском, Солтонском и Смоленском районах края. Ввиду многообразия требующих решения проблем в системе исполнительной власти Алтайского края уже формируется комплексная программа поддержки жизнедеятельности официально зарегистрированных 1663 кумандин-цев, профилактики их ассимиляции. Заинтересованность представителей власти в решении отмеченных вопросов позволила приступить к разработке и реализации программы, содействующей позитивному развитию демографических процессов в среде малочисленных народов Алтайского края.
Цели проекта включили консолидацию действий лидеров местного сообщества, некоммерческих организаций и Администрации Алтайского края по интеграции навыков здорового образа жизни и основ мультикультурализма. Осуществление программы позволило говорить о повышении уровня информированности коренного населения и заинтересованных лиц относительно действующих механизмов решения этносоциальных проблем. Популяризация идеи этнической толерантности была позиционирована в роли важного фактора социальной консолидации на территории Алтайского края. Поддержка социальных инициатив кумандинцев отразилась в организации и проведении Фестиваля социальных проектов.
Пилотными площадками для внедрения инновационных технологий, обобщения опыта, активного распространения идей этнической толерантности были определены территории городов Барнаула, Бийска, Новоалтайска и районного центра Смоленское. Библиотеки централизованных библиотечных систем и школ как очаги культуры в сельской местности стали опорными центрами проектных мероприятий.
Специалисты НПО "Ассоциация женщин-сибирячек" подготовили методическое обеспечение и распространили его в ходе семинаров, адресованных педагогам школ и учреждений дополнительного образования, специалистам муниципальных комитетов по культуре, библиотекарям, работникам музеев, представителям комитетов по делам молодежи. В рамках программы Летней школы студентов факультета социологии АлтГУ были организованы лекции и дискуссии, посвященных механизму внедрения инновационных технологий на примере социального партнерства в мероприятиях по этнической толерантности.
Промежуточные итоги деятельности по проекту обсуждались в ходе рабочих встреч с представителями власти и социально ответственного бизнеса, СМИ, общественными сельскими объединениями. Одна из плодотворных общественных апробаций проекта состоялась на съезде кумандинцев. Разделяя озабоченность малых коренных народов вопросами социальной идентичности, специалисты некоммерческой организации способствовали сохранению национального языка, содействуя распространению русско-кумандинского разговорника "Учимся говорить по-кумандински", просветительских буклетов "Ты и те, кто тебя окружает", "Национальное согласие" и др. По просьбе кумандинцев и администрации города Бийска проведены обучающие семинары по социальному проектированию. Плодотворные контакты с руководством общины кумандинцев легли в основу договора о сотрудничестве, намечены планы долгосрочного партнерства.
23б
Форма просветительского фестиваля используется в качестве одной из базовых моделей работы по профилактике этнических конфликтов. В 2007 г. были проведены два фестиваля по этнической толерантности "Истоки. Единой семьей на Алтае живем", "Солнце общее для всех". Поддержка инициатив некоммерческой организации Управлением по работе с общественными объединениями и обращениями граждан Администрации Алтайского края, представителя социально-ориентированного бизнеса создали консолидирующий эффект, необходимый для развития программы дальнейшего сотрудничества.
Результаты проекта, ориентированного на гуманитарную поддержку малочисленных народов Сибири, были представлены участникам международной научно-практической конференции "Социокультурные аспекты миграции в Сибири и на Дальнем Востоке", в повестку работы которой вошли региональные проблемы этнической толерантности. Конференция состоялась при поддержке администрации края, заинтересованность продемонстрировали представители самых крупных национально-культурных объединений Алтая.
Активная позиция "Ассоциации женщин сибирячек" в межнациональном диалоге во многом подготовлена собственным участием в осуществления социальных проектов по продвижению норм гражданского общества, к числу незыблемых ценностей которого, несомненно, принадлежит толерантность как принцип международной практики. Интернациональный характер накопленных инициатив позволил НКО использовать практические разработки зарубежных коллег для формирования банка социальных технологий. В рамках программы "Национальное согласие" в настоящее время ведется активная просветительская и информационная кампания с привлечением не только детей, но и членов их семей, так называемых "референтных взрослых", направленная на изучение методик распространения идей этнической толерантности (резильент-ность, ассертивность, "песчинка"). Эта программа имеет общественный резонанс. Она востребована в сельской местности благодаря сотрудничеству некоммерческой организации с муниципальными учреждениями культуры, образования, органами социальной зашиты.
Высоко оценивая потенциал механизма социального партнерства в распространении принципов этнической толерантности, поддерживая сложившееся мнение о существенной роли и важном месте общественных организаций в этом процессе, НПО "Ассоциация женщин-сибирячек" развивает плодотворные контакты с учебными заведениями и учреждениями культуры края, ориентируясь на содержание программных документов федеральной и муниципальной власти.
Базовым вектором своих программ "Ассоциация жен-щин-сибирячек" справедливо полагает расширение информа-
Библиографический список
ционной компетенции социума в среде действующего проблемного поля. Технология социальной анимации, плодотворно введенная в проекты НКО, гармонизирует приобщение к культурным традициям и знакомству с реалиями сегодняшнего дня представителей разных национальностей, проживающих в регионе. Таким образом, деятельность НПО "Ассоциация женщин-сибирячек" в толерантном контексте позволила выработать системный подход в планировании содержания и выборе форм работы, наиболее адекватно содействующих информированности социума в целях предотвращения конфликтов на этнической почве и укрепления основ гражданского общества в макрорегионе Сибири и Дальнего Востока.
Политика в области национальных отношений является неотъемлемой и одной из самых важных частей внутренней политики такого многонационального государства, как Россия. Гармонизация национальных отношений на региональном уровне направлена на решение общей задачи обеспечения экономического и социального прогресса Алтайского края и его краевого центра.
Высоко оценивая потенциал социального партнерства в решении задач развития социума средствами культуры, НПО "Ассоциация женщин-сибирячек" активно формирует связи с учреждениями культуры и образования, считая, что в современных условиях вновь актуализируются теоретические положения Н.К. Пиксанова [3, с. 52]. Призывая к формированию очагов региональной культуры - "культурных гнезд", он ориентировался на консолидацию гуманитарных сил социума. В Алтайском крае жизнеспособность локального развития в экономической сфере связывают с кластерной политикой.
Как формат кластера в социально-культурном пространстве, культурные гнезда требуют консолидации усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон. Изучая подходы к созданию подобных программ, "Ассоциация женщин-сибирячек" указывает на значимость легитимности деятельности в современных условиях. Среди известных институтов социальнокультурной деятельности специализированное законодательство федерального и регионального уровней существует, кроме НКО, в области библиотечного дела (1994) и в целом для сферы культуры (1992) [7].
Немаловажным в продвижении нового пути сотрудничества, активным субъектом на социально-культурном пространстве которого может стать некоммерческая организация, необходимо признать ценность экспертиз программ НКО со стороны органов власти еще на стадии планирования. Полагаем, что партнерство в социально-культурной сфере всех заинтересованных сторон внесет положительный импульс в организацию и содержание СКД.
1. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" [Э/р]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/.
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" [Э/р]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164186.htm/.
3. Пиксанов, Н.К. Областные культурные гнезда: историко-краеведный семинар. - М.; Л.: Госиздат, 1928.
4. Калимуллина, Г. Х. Социальные и организационно-педагогические условия формирования гражданской культуры участников общественных объединений // Основные технологии культурно-досуговой деятельности / науч. ред. Р. З. Богоудинова [и др.]; сост. Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.
5. Департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества [Э/р]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://altairegion22.ru/rus/gov/administration/isp/request/.
6. Закон Алтайского края от 27.12.2007 № 153-ЗС "Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты" [Э/р]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://altai.news-city.info/docs/sistemse/dok_iegxai.htm
7. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2004.
Статья поступила в редакцию 26.04.10