УДК 37.013.75
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-3-22
В. О. Савостьянов
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПАУЛУ ФРЕЙРЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. В истории и философии образования зарубежных стран Паулу Фрейре признан одним из выдающихся педагогов XX в. Представление о развитии педагогической мысли не может быть полным без понимания факторов, повлиявших на формирование и развитие концепции Фрейре. Цель работы - привести основные положения педагогических взглядов Фрей-ре и проанализировать социально-исторические условия их формирования.
Результаты. Проанализировано социально-историческое положение Бразилии середины ХХ в. Показана связь между социальной и экономической ситуацией и формированием педагогических взглядов Паулу Фрейре.
Выводы. Экономический спад в Бразилии середины ХХ в., социальное расслоение и культурное отчуждение одних групп бразильского населения от других имели непосредственное влияние на формирование педагогических взглядов Паулу Фрейре. Их более детальный анализ и перспективы адаптации в современной России будут рассмотрены в последующих статьях и диссертационном исследовании.
Ключевые слова: критическое сознание, Паулу Фрейре, история и философия образования в Южной Америке.
V. O. Savost'yanov
SOCIOHISTORICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF PEDAGOGICAL VIEWS OF PAULO FREIRE
Abstract.
Background. The article presents the basic concepts of Paulo Freire's pedagogical views, as Freire is not widely known among educators in the Russian Federation. Also the article focuses on social, historical and economic factors that influenced the formation and development of the pedagogical views of Paulo Freire in the middle of the XX century (Brazil).
Results. The author has researched the above-mentioned conditions of the XX century Brazil and pointed out the relationship between the social and economic situation and the formation of pedagogical views of Paulo Freire.
Conclusions. The economic slowdown in the XX century in Brazil, social stratification and cultural alienation of some groups of the Brazilian population had a direct impact on the pedagogical views of Paulo Freire.
Key words: critical consciousness, Paulo Freire, history and philosophy of education in South America.
Паулу Реглус Невес Фрейре родился в 1921 г. в одном из самых бедных городов Латинской Америки Ресифи, столице северо-восточной провинции Бразилии Пернамбуку. Несмотря на то что Фрейре вырос в семье среднего класса, он живо интересовался образованием бедных людей родного региона. Получив диплом юриста, Паулу Фрейре разработал педагогическую концеп-
цию для всех уровней образования. Он был дважды заключен в тюрьму в своей стране, а за ее пределами прославился. Впоследствии он получил признание и в Бразилии. Сегодня Паулу Фрейре можно назвать одним из самых известных теоретиков педагогики двадцатого века. Однако, несмотря на широкое изучение его наследия в странах Европы и Америки, Фрейре остался малоизвестен в России.
Сущность его концепции составляет образовательный процесс, сфокусированный на окружающей обучающихся среде. Фрейре полагает, что обучающиеся должны понимать собственную реальность как часть своей образовательной деятельности. Важное место в философско-педагогической концепции Фрейре занимает «критическое мышление». Недостаточно того, что ученик может прочитать фразу «Ева увидела виноград»: обучающийся должен учиться видеть Еву в ее социальном контексте, выяснять, кто произвел виноград и кто получил выгоду от такой работы.
Основные понятия педагогической концепции Фрейре можно выделить из его работ, центральной из которых является «Педагогика угнетенных», впервые опубликованная в 1968 г. на португальском языке.
Практика (действие/размышление) - людям недостаточно собираться и дискутировать, чтобы узнать что-либо о своей социальной реальности. Необходимо совместно действовать, преобразовывая собственное окружение.
Генеративные темы - по Фрейре, каждая эпоха характеризуется набором идей, концептов, надежд, сомнений, ценностей и испытаний, находящихся в диалектическом взаимодействии со своими противоположностями и стремящихся к завершению [1]. Их конкретное представление составляют определенные «темы». Например, мы можем сказать, что в нашем обществе такой темой является бюрократический контроль или социальное исключение пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. При социальном анализе данные темы могут быть раскрыты в конкретном представлении, при этом раскрывается и противоположная тема (т.е. каждая тема взаимодействует со своей противоположностью).
Опыт перерождения - Фрейре считает, что те, кто сознательно посвящает себя людям, должны постоянно исследовать себя заново. Подобное перерождение настолько радикально, что исключает любое сомнительное поведение. Посвящение себя людям требует глубокой трансформации. Те, кто проходит ее, должны принять новую форму существования; они больше не могут оставаться тем, кем были раньше [1].
Диалог - ведение диалога предполагает равенство участников. Каждый должен спрашивать, что известно ему/ей, и понимать, что через диалог существующие мысли изменятся и появится новое знание.
Критическое осознание - процесс развития критического отношения к социальной действительности через размышление и действие. Паулу Фрей-ре утверждает, что каждый человек воспринимает социальные мифы, которые затем доминируют в его сознании. Поэтому обучение - критический процесс, предполагающий раскрытие реальных проблем и нужд.
Кодирование - это способ сбора информации с целью создания картины (кодирования) реальных ситуаций и людей. Декодирование - процесс, при котором группа людей начинает идентифицировать себя с различными аспектами ситуации до тех пор, пока не почувствует себя частью ситуации, что
в свою очередь позволит критически анализировать ее. Этот процесс можно сравнить с фотографом, настраивающим фокусировку.
Банковская концепция образования - концепция образования, в которой «знание - это дар, преподнесенный теми, кто считает себя знающими, тем, кто, по мнению первых, не знает ничего» [1].
По утверждению Фрейре, любая философско-педагогическая система является глубоко историчной, т.е. применимой (полностью) только в конкретный исторический период в определенном месте. Сюда же Паулу Фрейре причислял и собственные педагогические взгляды, сформированные, разумеется, под влиянием той исторической, социальной, политической и экономической ситуации, в которой он и его народ находились в середине XX в.
После 1930 г. полуфеодальная, аграрная структура бразильского общества, которая служила базой для структуры политической, начала разрушаться. Происходил спад сельскохозяйственного экспорта, постепенно развивался городской, промышленный сектор и появлялись новые центры политического влияния, представленные городскими предпринимателями и рабочими организациями. Однако участие рабочего класса в политической и общественной жизни затруднялось законом того времени, который наделял правом голоса только грамотное меньшинство жителей Бразилии.
В середине ХХ в. на Северо-Востоке Бразилии проживало около 25 миллионов человек. Две трети из них работали на земле. В то время у населения не было собственных политических организаций, поэтому они не могли требовать улучшения условий собственной жизни. Подавляющее большинство было неграмотным.
Большая часть населения проживала на узкой прибрежной полосе шириной 80-90 километров, где находились сахарные плантации, созданные там португальцами в XVI в.
«Usina» (фабрика) - типичная форма организации предприятий по сбору и переработке сахарного тростника - состояла из 4-5 сельскохозяйственных единиц (engenhos), где проживали около 10 тысяч человек. В центре usina находилось производство, в котором были заняты 5-8 % рабочих плантации. Остальные крестьяне сажали, обрабатывали, собирали и перевозили сахарный тростник - сельское хозяйство было основным занятием usina. До 1963 г. рабочие отношения этих людей не имели никакого юридического оформления. Их жизнь в поместьях феодального типа не позволяла принимать никакого участия в общественно-политической жизни социума и страны, осознавать и понимать собственные права. Впоследствии это оказало большое влияние на философско-педагогические взгляды Паулу Фрейре [2].
Будучи, по сути, отрезанными от внешнего мира, рабочие usina проводили всю жизнь, работая на плантации. В 1950-е гг. ситуация начала меняться, а актуализировался процесс только в 1960-е. В 1960-1962 гг. ежедневной зарплаты крестьянина едва хватало, чтобы купить хотя бы небольшое количество маниока (пищевое корнеплодное тропическое растение).
Подобное положение жителей Бразилии не могло не найти отклика в идеях и работах Паулу Фрейре, который горячо переживал за судьбу собственного народа. В своей автобиографической работе «Letters to Cristina» («Письма к Кристине») Фрейре описывает трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в детстве и подростковом возрасте. Он поясняет, что
вспоминает об этом не просто из ностальгии, а для того, чтобы получить ценные уроки из прошлого: «Я вспоминаю свои ранние годы не из сентиментальности, не из нелепой ностальгии и не как тот, кто представляет свое непростое детство и отрочество, как некие революционные предпосылки» [3, с. 13]. Далее Фрейре продолжает: «В моем случае, трудности детства и отрочества вызвали во мне не конформизм и соглашательство перед лицом испытаний, а открытость и любопытство к миру. Я никогда не мог принять реальность такой, какой она была, даже когда еще не понимал истинных причин, стоящих за трудностями моей семьи. Я никогда не думал, что все в жизни предопределено и что лучшее, что мы можно сделать перед лицом трудностей, - это принять их. Напротив, даже в самом раннем детстве, я думал, что мир необходимо изменить, что с миром что-то не так и так не должно быть дальше. Возможно, я хотел изменений в мире из-за негативной ситуации, в которой оказалась моя семья. Оказавшись в окружении трудностей, с которыми не сталкивались мои сверстники, я научился сравнивать свою жизненную ситуацию и их, это привело меня к выводу о том, что мир нужно как-то исправить. Такая активная позиция привела впоследствии к двум важным убеждениям:
1) я никогда не позволял себе поддаваться фатализму, так как испытал бедность;
2) так как я родился в христианской семье, я никогда не принимал нашу сложную ситуацию как выражение воли Бога. Напротив, я начал понимать, что с миром что-то действительно не так и это необходимо исправить» [3, с. 13-14].
Многие западные исследователи предполагали, что радикальность Фрейре связана с его трудным детством, что его не любили собственные родители или что между ними были сложные, напряженные отношения. Отвергая подобные утверждения, Фрейре заявляет, что его радикальность можно обосновать только ясными фактами исторического момента: социальной ситуацией в Бразилии того времени, ее недемократической основой, расовым и классовым разделением и т.д. Фрейре говорит: «Мое детство и отрочество проходили в условиях зависимого общества... именно ужасающая сущность этого общества сформировала мою радикальную позицию. Было бы ошибкой считать мою радикальность (которая никогда не была крайней) выражением чувств ребенка, которого не любили и который чувствовал себя одиноким»
[3, с. 14].
Еще одним последствием тяжелой экономической и социальной ситуации в Бразилии стал голод, также оказавший значительное влияние на Паулу Фрейре. Он вспоминает: «Надежность и забота в нашей семье помогали нам преодолевать реальную проблему, с который мы сталкивались на протяжении больше части моего детства, - проблему голода. Это был реальный и конкретный голод, у которого не было определенной даты начала и конца. Хотя мы никогда не голодали так сильно, как некоторые, я знал, что это был не такой голод, который испытывают люди после удаления миндалин или сидящие на диете. Напротив, наш голод приходил внезапно и неожиданно и оставался надолго. Голод, который мог изменить наши тела до угловатой формы, сделать руки и пальцы тощими. <...> Многие мои одноклассники испытывали этот голод, и сегодня он продолжает убивать миллионы Бразильцев ежегодно» [3, с. 15].
Часто голод одолевал Фрейре во время выполнения домашних заданий, и он засыпал прямо за столом. Пытаясь побороть голод и вызванную им сонливость, Фрейре широко открывал глаза и читал научные и исторические тексты в своих учебниках для средней школы. «Казалось, что слова превращались в куски пищи» [3, с. 18].
Фрейре упоминает и другие условия того периода, повлиявшие на формирование и развитие его философско-педагогических взглядов: «Для нас наша география (местоположение) - это не конкретная география, если я могу так выразиться, но география, имеющая особое значение. В нашем положении мы интерпретировали два мира, в которых активно жили: мир детей (в котором мы играли в футбол, плавали и запускали воздушных змеев) и мир взрослых (в которых мы сталкивались с проблемой нехватки еды и голода в наших семьях)» [3, с. 19]. «У нас были свои друзья в обоих мирах, - объясняет Фрейре, - некоторые из них не знали, что значит провести целый день, питаясь куском хлеба, чашкой кофе и горстью риса и бобов, или что значит искать фрукты в чьем-нибудь дворе. Даже если кто-то из них помогал нам красть из чужих дворов, они делали это по другим причинам - из солидарности, чувства приключения. Но для нас это было нечто гораздо более важное -необходимость утолить голод» [3, с. 21].
Рождение Фрейре в семье среднего класса, которая оставалась таковой до экономического кризиса в Бразилии и Великой Депрессии, также отчасти препятствовало комфортной жизни Фрейре. «К своему одиннадцатому дню рождения я полностью осознавал шаткое финансовое положение моей семьи, но не имел возможности помочь, устроившись на доходную работу. Как и отец, я не мог просто распрощаться со своим галстуком, который был больше, чем просто выражение мужественности. Галстук представлял мое классовое положение, которое не позволяло, к примеру, работать носильщиком на еженедельных ярмарках или заниматься грязной работой в домах других людей» [3, с. 23].
Как и тысячи других семей по всему миру, семья Фрейре пострадала от экономического кризиса 1929 г., периода Великой Депрессии. Будучи общительным ребенком, Фрейре контактировал как с детьми из состоятельных семей, так и с детьми бедняков. Несмотря на то что обе группы объединяло чувство голода, они были разделены социально и культурно. Фрейре вспоминает: «Несмотря на голод, который был общим и для нас, и для детей с бедных окраин города, объединявший нас в поиске путей для выживания, наши игры, по сравнению с детьми из бедных семей, отмечали нас как людей из другого мира, которые случайно оказались в их мире» [4].
Такое разделение проявлялось еще сильнее в культурном уровне семей. В доме Паулу Фрейре стояло немецкое фортепиано, на котором Лурдес, одна из его теток, играла Моцарта, Шопена и Бетховена. Одного пианино было достаточно, чтобы провести границу между его классом и классом Дуардо, Реджиналду, Байша и другими семьями, с которыми Фрейре дружили в то время.
Таким образом, социальный, культурный и исторический контекст, описанный выше, подтверждает объяснение Паулу Фрейре о причинах формирования собственных взглядов: социальное расслоение, несправедливость, недемократичность бразильского общества.
Педагогические идеи Фрейре формировались в сложный период перехода бразильского общества от полуфеодального к индустриальному. Этот переход сопровождался бурными изменениями как в экономической жизни Бразилии (индустриализация), так и в политической (появление новых политических партий, вовлечение народных масс в политику и управление государством) [5]. С этим связана определенная радикальность и политизированность педагогических идей Фрейре. По его мнению, образование не может быть нейтральным, это всегда политическое действие. Впоследствии такая позиция найдет выражение в конкретных действиях Паулу Фрейре по реализации собственных идей.
Список литературы
1. Freire, Paulo. Pedagogy of the oppressed / Paulo Freire. - New York : Herder & Herder, 1970.
2. Buarque, S. Engenhos e usinas / S. Buarque. - URL: http://www.sebraerj.com.br/ custom/pdf/cam/acucar/05_EngenhosEUsinas.pdf
3. Freire, Paulo. Letters to Cristina / Paulo Freire. - New York ; London : Routledge, 1996.
4. Freire, Paulo. Pedagogy of Hope / Paulo Freire. - New York : Continuum, 1998.
5. Freyre, Gilberto. The Masters and the Slaves / Gilberto Freyre. - New York : Alfred A. Knopf, 1970.
References
1. Freire Paulo. Pedagogy of the oppressed. New York: Herder & Herder, 1970.
2. Buarque S. Engenhos e usinas [Machines and factories]. Available at: http://www. sebraerj.com.br/custom/pdf/cam/acucar/05_EngenhosEUsinas.pdf
3. Freire Paulo. Letters to Cristina. New York; London: Routledge, 1996.
4. Freire Paulo. Pedagogy of Hope. New York: Continuum, 1998.
5. Freyre Gilberto. The Masters and the Slaves. New York: Alfred A. Knopf, 1970.
Савостьянов Виктор Олегович аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: victsav@gmail.com
Savost'yanov Viktor Olegovich Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 37.013.75 Савостьянов, В. О.
Социально-исторические условия формирования педагогических взглядов Паулу Фрейре / В. О. Савостьянов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). -С. 214-219. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-3-22