Научная статья на тему 'Социально-исторические и философские основания информатизации иноязычного образования'

Социально-исторические и философские основания информатизации иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОННЕКИВИЗМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / PHILOSOPHY OF EDUCATION / CONNECTIVIZM / CONSTRUCTIVISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых Наталия Юрьевна, Барсова Оксана Ивановна, Еныгин Дмитрий Викторович, Зарудная Мария Владимировна

В статье рассматривается актуальный вопрос информатизации образования в целом и иноязычной профессиональной подготовки в частности. Авторы проводят параллель между информатизацией общества и образования, на основе изучения теоретических источников характеризуют информационное общество, обращаются к новым направлениям философии образования. Также в статье обоснованы исторические, социальные и философские предпосылки информатизации обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоминых Наталия Юрьевна, Барсова Оксана Ивановна, Еныгин Дмитрий Викторович, Зарудная Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-historical and philosophical foundations of informatization of foreign language education

An extremely actual problem of informatization of education in general and informatization of foreign language teaching in particular is studied in the article. The authors demonstrate the connection between information society and informatization of education, the information society is characterized on the basis of theoretical study, some new philosophy of education directions are described. Historical, social, and philosophical suppositions of informatization of education are grounded as well.

Текст научной работы на тему «Социально-исторические и философские основания информатизации иноязычного образования»

- социально-экономическая компетентность, включающая знание основ современной экономики, менеджмента, права, процессов развития цивилизации и функционирования современного общества;

- креативность, предполагающая нестандартное мышление, адаптацию к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности [6,79-106].

Реалии XXI века вызывают необходимость включения в содержание подготовки бакалавров и магистров формирование методологической культуры, содержащей познавательную, профессиональную, коммуникативную и ценностные компоненты, то есть социокультурную компетенцию. Высшая школа создает интеллектуальный ресурс, который далее инвестируется во все сферы общества. Он формируется под руководством не просто преподавателя, а педагога, обладающего как профессиональной, так и социально-личностной и межличностной компетентностью.

Литература:

1. Виландеберк A.A., Шубина Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. -168 с.

2. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. - РГГУ, 2005.

3. Матушанский Г.У., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентно-стного подхода в высшем профессиональном образовании : монография. - Казань : КГЭУ, 2010.

- 136 с.

4. Косарев А.П., Федорова Ж.В. Мировоззрение и философия: диалектика взаимодействия // Проблемы современного педагогического образования. Сб.статей. - Ялта : РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 7. -С. 190-196.

5. Пронин В.В. Система ценностей в современном образовании: поиск новых подходов // Вопросы методического обеспечения профессиональной подготовки кадров по коммуникативно-отриен-тированным специальностям. - Казань : КФУ, 2015.

- 180 с.

6. Матушанский Г.У. Преподаватель высшей школы: моделирование деятельности и личности : монография. - Казань: КГЭУ, 2017. - 119 с.

SOCIO-HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF INFORMATIZATION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Fominykh Natalia Yurievna, DSc of Pedagogical sciences, Associate Professor

E-mail: fominyh.NY@rea.ru

Barsova Oksana Ivanovna, Senior Lecturer

E-mail: barsovw2@maii.ru

Enigin Dmitry Viktorovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: yenygen@gmaii. com

Zarudnaya Maria Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov, Moscow, Russia E-mail: marya_ zarudnaya@maii. ru

An extremely actual problem of informatization of education in general and informatization of foreign language teaching in particular is studied in the article. The authors demonstrate the connection between information society and informatization of education, the information society is characterized on the basis of theoretical study, some new philosophy of education directions are described. Historical, social, and philosophical suppositions of informatization of education are grounded as well.

Keywords: informatization of education; information society; informatization of foreign language teaching; philosophy of education; connectivizm; constructivism.

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается актуальный вопрос информатизации образования в целом и иноязычной профессиональной подготовки в частности. Авторы проводят параллель между информатизацией общества и образования, на основе изучения теоретических источников характеризуют информационное общество, обращаются к новым направлениям философии образования. Также в статье обоснованы исторические, социальные и философские предпосылки информатизации обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: информатизация образования; информационное общество; информатизация обучения иностранным языкам; философия образования; коннекивизм; конструктивизм.

УДК372.881.Ш.1.004 ВАК РФ 13.00.01

© Фоминых Н.Ю., 2017 © Барсова ОМ, 2017 © Еныгин Д.В., 2017 © Зарудная М.В., 2017

Трансформационные процессы, которые происходят в мире и Российской Федерации, неизбежно приводят к новому типу философских и мировоззренческих основ общества, построенная техническая цивилизация ставит задачу переосмыслить свои целевые ориентиры, мотивы и жизненные смыслы деятельности. Важной чертой современного этапа социально-экономического развития общества является формирование особой отрасли производства, которая характеризуется не только развитием материальной базы, но и системой специфических технологий, которые принято называть информационно-коммуникационными [22]. В течение ближайших лет благодаря революции в области систем связи, слиянию на основе цифрового представления и совместимых протоколов всех средств коммуникации, распространения средств компьютерной презентации, сжатию мультимедийной информации все сферы жизнедеятельности человека будут подвергаться дальнейшим глобальным изменениям. Изобретение микропроцессорной техники стало основой информационной революции, когда произошло кардинальное изменение онтологического статуса информации, а информационные процессы предстают на основе собственных закономерностей, в полной завершенности и целостности.

Глубокий анализ работ Р.Ф. Абдеева [1 ], И.Ю. Алексеевой [2], O.A. Артемьевой [3], Е.В. Едомских [7], Я.Н. Засурского [8], М.М. Комар [10], А.Н. Кочетова [11 ], Г.М. Маклюэна [12], Л. Мамфорда [13], И.А. Негода-ева [15], А.И. Олейника [16], М.В. Оноприенко [17], В.И. Пожуева [18], А.И. Ракитова [19], Д. Тапскота [20], Ф. Уэбстера [21], А.Е. Шадрина [24], К. Шеннона [25], X. Шрайдера [26],У.Р. Эшби [27], D. Bell [28], Loren R. Graham [31], M. Heidegger [32], A. Toffler [35] засвидетельствовал, что ведущей тенденцией социального развития на данный момент и ближайшую перспективу является информатизация общества, которая носит объективный характер и имеет социальную сущность. Взаимная обусловленность социальных и информационных процессов выражается в том, что социальные процессы по своей сути являются информационными, а информатизация, в свою очередь, есть не технический, а социальный феномен, который заключается в интенсификации создания, распространения, хранения, обработки, передачи информации. Социальный характер информатизации общества также выражается в том, что скорость, содержание, разнообразные проявления указанного процесса, его эффективность, характер и направленность находятся в органической зависимости от социальных обстоятельств. Наконец, мы приходим к выводу о том, что социальные преобразования имеют большее влияние на процесс информатизации общества, чем технические изобретения и инновации, но, с другой стороны, информатизация является одним из доминирующих факторов общественного развития.

Сегодня человечество переживает этап перестройки на основе более полного применения достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех звеньях общественной деятельности, что влечет за собой глубокие экономические и социально-культурные преобразования. Это позволяет говорить о переходе современного общества от индустриальной стадии развития к информационной, где информация является стратегическим ресурсом и товарным продуктом экономики. Современное состояние научно-технического прогресса характеризуется информационным кризисом - противоречивым влиянием значительного роста потоков научно-технической информации, которая нуждается в обработке. Научный и социальный прогресс невозможны без информационно-

-О X

9

со

CU

си

s

71

ФОМИНЫХ Наталия Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент

fominyh. NY@rea. ru

БАРСОВА Оксана Ивановна, старший преподава тель bar so vw2@mail. ru

ЕНЫГИН Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент

yenygen@gmail. com

ЗАРУДНАЯ Мария Владимировна, старший преподава тель marya_ zarudnaya@mail. ru

кафедра Иностранных языков, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

го роста, но одновременно с этим увеличение объемов информации препятствует прогрессу.

Попытки теоретического осмысления и обоснования фактов взаимовлияния новейшихтех-нических разработок, информатизации и общественного развития привели к возникновению понятий Lifelong Learning Society (общество пожизненного обучения) (Donald A. Schön), Digital Society (цифровое общество), Electronic Digital Society (электронно-цифровое общество) (Д. Тапскотт), Net-Intellect Society (общество сетевого интеллекта) (Manuel Castells), Global Society (глобальное общество), Silicon Society (кремниевое общество) (David Lyon), однако наиболее распространенным является термин Information Society (информационное общество) (А.И. Ракитов, А. Шадрин [24], D. Bell, Y. Masuda, Т. Stonier, A. Toffler) [19; 28; 35]. Группа Мартина Бангеманна, созданная по требованию Еврокомиссии в 1993 для исследования распространения информационных технологий и выяснения проблем, возникающих в этом процессе, своим докладом обосновала возникновение европейского информационного общества, когда дала основные определения, и охарактеризовала его признаки.

Наиболее существенными признаками информационного общества являются:

- ценность информации, которая является атрибутом и важным свойством всех жизненно важных процессов;

- продуцирование, использование, распространение, хранение, переработка, обмен, распространение информации, как главный фактор общественного развития;

- обеспечение равного доступа всех индивидов к надежным источникам информации;

- избавление человечества от рутинной работы, высокий уровень автоматизации производства;

- занятость большей части населения в сфере информационной деятельности и обслуживания;

- значительная масса незанятого населения, обусловленная внедрением компьютерной техники;

- необходимость приспосабливаться к новым информационно значимым условиям труда на основе переподготовки на базе компьютеризации образования;

- радикальное изменение культуры, системы социальных связей, семейно-бытовых отношений, организации власти, социальной психологии;

- производство информационного продукта как движущая сила образования и развития общества;

- увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга информационно емкого продукта;

- господство высоко развитой информационной технологии;

- критическая интеллектуализация общества на основе применения информации;

- безотносительность к тому, в какой социальной системе информатизация реализуется.

Итак, информационное общество, развитие которого осуществляется в России, как во всем мире, предполагает преобразование цельного комплекса средств и условий протекания информационных процессов, создание современной технической базы, модернизацию организационно-экономических факторов развития общества и, прежде всего, выдвигает новые требования к человеку, касающиеся профессиональной сферы, а именно: изменение структуры занятости населения; появление новых форм организации труда; преобразование содержания профессиональной деятельности; пересмотр требований к квалификации и профессиональной подготовке специалистов. Доминантами развития информационного общества является знание, поскольку именно оно определяет направленность социально-экономического развития. При этом процесс информатизации общества сопровождается ускоренной оборачиваемостью знаний. Радикальные изменения в структуре общественного производства требуют постоянного обновления знаний и умений для овладения новыми технологиями, повышения требований к уровню общекультурной и общенаучной подготовки всех индивидов. В системе знаний современного специалиста можно определить два блока: первый - конкретная профессиональная подготовка, умение выполнять определенные профессиональные действия, второй - метазнания (сведения о механизмах деятельности, понимание ее структуры) и метаумения (умения учиться, усваивать правила любой деятельности). Бесспорно, что для индивида в условиях постоянного обновления знаний второй блок является определяющим для существования в информационном обществе, именно метазнания и метаумения можно рассматривать в качестве методологии информационного оперирования, так как они позволяют человеку быстро адаптироваться в условиях частой смены научной парадигмы, производственных и социальных условий, нарастающего объема информации. Наибольшую ценность для информационного общества приобретают специалисты, способные к приобретению новых знаний, принятию нетриви-

альных решений и разработке новых идей. Это позволяет говорить о метаквалификации специалиста, под которой понимаем комплекс знаний, умений и навыков для успешной деятельности в своей профессиональной сфере, а также для приобретения новых познаний, а иногда и изменения направления профессиональной деятельности.

Указанные научно-технические и социально-экономические преобразования и трансформации требуют практического и теоретического осмысления этих процессов педагогической наукой, которая, к сожалению, отстает от темпов развития новейших технологий. Однако общеизвестно, что для того чтобы соответствовать времени, образование должно носить инновационный характер, по ряду показателей обгонять его (время), идти впереди тех требований, которые общество поставит перед личностью уже через несколько лет. Все это требует разработки новых образовательных парадигм с прогрессивным типом обучения, обновленным способами получения знаний, целевыми принципами образования, представлениями о природе знания, и создания образовательных сред различного типа, направленных на подготовку специалистов с инновационным типом мышления.

Размышляя над возросшей ролью образования, И.Г. Фомичева основным критерием могущества страны считает "количественное и качественное владение новыми технологиями, скорость их распространения, тесно связанные с уровнем развития науки" [23, с. б]. Однако современный прогресс информатизации общества требует гуманистической трансформации жизнедеятельности человека и социума. Такая трансформация должна основываться на беспрекословном приоритете человека в процессе внедрения информационно-ком-муникационныхтехнологий вучебно-воспита-тельный процесс. То есть главное богатство любой страны - человек, а главный способ повышения могущества и благосостояния общества - повышение уровня образования населения, развитие творческих способностей каждой личности.

Однако очевидно, что в меняющемся мире система подготовки личности к жизни вынуждена также меняться. Какое образование должен получить современный человек, чем должен руководствоваться при выборе профессии, чтобы стать достойным соучастником тех процессов, которые происходят в мире и стране - решение этих и других вопросов

требует кардинальных изменений во всей системе образования. Необходимость разрешения этой проблемы обуславливает пристальное внимание к философии образования, являющейся основой современной образовательно-педагогической доктрины, поскольку образование и образованность являются элементами культуры, ее составной частью, в том числе и культуры философского мышления. В этом контексте уместно упомянуть слова А.И. Ракито-ва: "философия, которая не соприкасается со своей эпохой и не размышляет над ней, становится ненужной" [19, с. 8]. Заслуживает внимания также мнение В.А. Возчикова о том, что "способность образования чутко улавливать цивилизационные изменения и своевременно реагировать на них является показателем ее жизнедеятельности, соответствия общественным ожиданиям и потребностям" [5, с. 21 ]. Следовательно, социальные трансформации,: обусловленные бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, становлением информационного общества, мировой глобализацией требуют решительных действий со стороны философии образования, которая должна найти определенную философскую платформу и парадигму для обоснования процессов информатизации образования и решения возникающих в ходе этого процесса проблем.

Катализатором развития информатизации образования стал Интернет, поскольку именно глобальную сеть считают наиболее ярким продуктом информационного общества. На современном этапе уже невозможно не учитывать существования Интернета как фактора социального бытия, но сегодняшняя сеть больше не является только хранилищем информации с возможностями поиска или транспортной системой информации, поскольку современные пользователи Интернета работают с большим количеством информационных ресурсов одновременно и требуют постоянной связи и реакции на свои действия со стороны других лиц, они готовы создавать собственные источники информации и перерабатывать существующие сетевые информационные продукты. На основе обозначенных изменений глобальной сети появляется новое направление в философии образования - кон-нективизм (S. Downes, G. Siemens) [30; 33], принципам которого отнесены:

- знание и обучение основывается на разнообразии мнений;

- обучение - это процесс объединения специальных узлов и источников информации,

-О X

9

со

CU

си

S

73

которые существуют в связях, отношениях и развитии;

- обучение не требует человеческого присутствия, это процесс создания сети узлов, которые подключаются человеком в виде различных источников информации;

- ключевая компетентность современности - способность видеть связи между различными отраслями знаний, идеями, концепциями;

- способность познавать новое более значима, чем способность сохранять уже известно;

- личные знания каждого участника сети поддерживают ее существование и развитие;

- современность и новизна знания являются целью обучения;

- обучение - это процесс принятия коллективного решения;

- перспектива выбора, чему учиться;

- возможность рассмотрения информации, поступающей к ученику через призму постоянно изменяющейся реальности (решение, которое было верным вчера, может быть ошибочным завтра);

- обучение, происходящее в голове человека, является формированием внутренней нейронной сети.

Таким образом, сеть перестает быть средой передачи информации или транспортным каналом доставки знания, а превращается в место постоянного пребывания людей, где они решают проблемы коллективно, в то время, как физическое местонахождение личности теряет свою релевантность. Основным источником создания, обработки и распространения информации являются пользователи Интернета, которые развивают информационное пространство. Инструменты социальных сервисов предоставляют возможность индивидам учиться совместно, при этом позволяют им самим распоряжаться собственным временем и пространством, управлять присутствием, активностью, отношениями с другими участниками. Однако следует отметить, что в условиях избытка информации студенту очень трудно выстроить вокруг себя учебную социальную сеть, которая в нужный момент предоставит доступ к необходимым ресурсам, данным и контактам с другими людьми.

Поскольку центральным элементом любой социальной сети является человек, то на первый план выходят интересы пользователя, а, говоря об учебном процессе - потребности ученика. Обучение в социальном Интернете -это не просто использование библиотеки разнообразного контента, а процесс информаци-

онного наполнения сети путем коллективных усилий и группового взаимодействия в сочетании с безграничным доверием каждому участнику, то есть, контент глобальной сети становится ценным, а процесс его производства личностно значимым для всех членов сообщества. Иными словами, это новая образовательная модель, которая означает тектонические сдвиги в обществе, где обучение уже не является внутренней, индивидуалистической деятельностью человека, а представляет собой коллективный труд, массовое взаимодействие, общее дело.

Объединение социальных сетей сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты - инфосферы. Среди создателей инфосферы уже властвует новый способ мышления, другая этика и культура взаимодействия. Информационно-коммуникационные технологии являются нетолько усилителями интеллекта, они открывают новые измерения сознания, а живая коммуникация, неотделимая от ИКТ, связывает эти измерения в единое целое, создавая упорядоченную систему знаний.

Еще одним направлением современной философии образования является конструктивистская познавательная парадигма (А.Е. Ми-сечко, J. and М. Brooks, D. Thanasoulas) [14; 29; 34], которая характеризуется отношением учащихся к образованию, как к активной деятельности конструирования собственной системы знаний, в отличие от получения или приобретения. Конструктивизм акцентирует внимание на процессе учения, а не обучения, поощряет ученическую автономию, способствует развитию любознательности и заинтересованности, воспитывает у учащихся силу воли и целеустремленность, формирует личностную мотивацию, собственное мнение, мировоззренческую позицию. В западной научно-методической литературе синонимом конструктивизма является понятие "authentic pedagogy" (аутентичная педагогика), которая предусматривает конструирование новых знаний в процессе взаимодействия с окружающей средой.

К основным характеристикам конструктивистской образовательной парадигмы относятся:

-ученикявляется самостоятельным субъектом создания своих знаний на основе сочетания уже известного и проверенного с новым опытом;

- индивидуальный опыт студента, его представление, культура и мировоззрение имеют непосредственное влияние на понимание и толкование новых идей и событий;

- новые знания возникают не путем навязывания их снаружи, а благодаря конструированию в процессе взаимодействия с окружающей средой и другими индивидами;

- фокусирование учебного процесса вокруг ученика, на его учении;

- поощрениеученической автономии, опора на личностную мотивацию, мнение и позицию;

- содействие развитию природной любознательности индивида;

- возложение на ученика важной роли, в исполнении которой ему следует проявлять силу воли и целеустремленность;

-усвоение не раздробленных по отдельным учебным дисциплинам фактов,а целостных областей наук;

- социально-полезный характер знания, которое не ограничивается учебным использованием, а имеет направленную в будущее эстетическую, практическую и личную ценность;

- возложение на учителя ответственности за формирование каждого ученика как индивидуальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глубокий анализ трудов, направленный на осмысление особенностей философии образования в условиях информационного общества (Р.Ф. Абдеев [1], В.П Андрущенко, А.И. Бойко, В.И Вернадский [4], В.А. Возчиков [5], Б.С. Гер-шунский [6], М.М. Комар [10], Г.М. Маклюэн [12], А.Е. Мисечко, А.И. Олейник [16], М.В. Оноприенко [17], А.И. Ракитов [19], Л.В. Рыжко, И.Г. Фомичева [23], Б.А. Фуркин, D. Bell), позволил определить круг вопросов, разрешение которых требует немедленной реакции со стороны всех педагогов, а именно:

- Информатизация образования. Информатизация образования является неотъемлемой составляющей информатизации общества, ее основные цели - обеспечение функционирования человека в условиях существующего современного техноинформационного пространства, ориентация развития образования на внедрение во все звенья учебно-воспитательного процесса информационно-коммуникативных технологий. Современный молодой человек получает значительное количество информации, но ему не всегда удается осмыслить ее, сделать необходимые выводы. В этой связи чрезвычайно важны вопросы воспитания грамотных потребителей продукции компьютерных информационных источников и подготовка педагогических кадров соответствующего уровня. Кроме того, информатизация образования сегодня выступает основой

зарождения национального рынка интеллектуальных продуктов и равноправной интеграции страны в глобальную информационную инфраструктуру.

- Ускорение обновления технологий и знаний в различных сферах жизнедеятельности. В условиях научно-технического прогресса, всесторонней интеграции и глобализации во всех областях, постоянных социально-экономичес-кихтрансформаций знания устаревают все быстрее, а традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, не успевает за темпами их накопления. Сегодня не хватает школьного и даже высшего образования на длительный период времени, а приобретенные учащимися и студентами знания не обеспечивают развития жизненно важных качеств для эффективного самоопределения в мировом сообществе, принятия обоснованных решений по выбору своего будущего, собственной жиз-: ненной траектории в информационном обществе. Итак, современные знания - не самоцель, а путь, способ формирования поведения и деятельности человека. Это означает наличие острой потребности современности в гибких, адаптивных системах обучения, саморазвития, самосовершенствования на любом отрезке жизни человека. Такие системы должны не только передавать сумму накопленных готовых знаний по определенным дисциплинам, а развивать познавательную, продуктивную, творческую, интеллектуальную, поисковую деятельность будущих обитателей общества будущего, потому что, поскольку объем знания продолжает расти и развиваться, то получить доступ к необходимой информации - важнее, чем то, чем человек уже обладает и знает.

- Междисциплинарность современного образования. Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической базы, накопление эмпирического материала объективно приводят к интеграции научного знания по различным дисциплинам. В этом контексте будет уместным процитировать В.И. Вернадского: "рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой, - расширять его охват со всех точек зрения" [4, с. 67]. Таким образом, система образования, ориентированная на дисциплинарное разграничение знания на автономные, замкнутые системы хранения информации, не может удовлетворить потребностям современного общества,

-О X

9

со

CU

си

S

75

поскольку оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реалиям процесса глобальных изменений современного мира. С позиции именнотакого понимания современных образовательных процессов особую значимость приобретает проблема гуманитаризации образования, позволяющая сделать обучение частью формирования человеческой личности и способствующая благоприятному преодолению односторонности и фрагментарности знаний человека, расширению его общекультурного кругозора. Именно гуманитаризация призвана обеспечить в образова-тел ьномплане си нтез гу ма н ита р н ых, техн и чес-ких и естественнонаучных дисциплин на основе многоуровневой интеграции всего комплекса знаний. Нарастающая тенденция полного научного знания, которая проявляется в переходе от акцентирования внимания на отдельныхдисциплинахкусилению междисциплинарных связей, требует качественно новых подходов ксодержанию образования и переориентации в методах преподавания.

- Поиск новых подходов к обучению. Новая интеллектуальная среда, основанная на компьютерных сетях, Интернет-цивилизация в корне изменили жизнь общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность, но и усложнив и трансформировав мир так, что осмыслить его в рамкахтра-диционных подходов стало довольно сложно. Поскольку технократизм, ежедневно растущие темпы накопления информации и динамика развития технических средств ее обработки обуславливают необходимость выработки человеком индивидуальных стратегий жизнедеятельности в современных и будущих условиях, то в центре внимания образования должны находиться не массовые приоритеты индивидов сусредненными характеристиками, а личность каждого человека, единственная и неповторимая, с только ей присущими чертами, склонностями, привычками и интересами. Вот почему одной из современных тенденций образовательных процессов должно быть усиление внимания к личности, развитие ее сознания и самосознания, культурного и профессионального потенциала. Показательным является тот факт, что XXI век назван ЮНЕСКО "веком человеческого фактора" [9]. В связи с этим, центральной проблемой современного образования является поиск новых адекватных способов формирования личности информационного общества, а именно таких подходов к обучению, чтобы

образование воспринималось каждым индивидом как ценность (государственная, общественная, личная) (Б.С. Гершунский). Кроме того, определяющим в контексте нашего исследования считаем мнение В.А. Возчикова о том, что "становление информационного общества является процессом становления диалогической личности, человека знаний, информации и высоких технологий" [5, с. 22] Итак, новые подходы, методы, технологии образования должны обеспечивать свободу выбора, индивидуальность образовательной траектории каждому ученику; отказ от шаблонных действий; переход к новому типу гуманистически-инновационного образования, что будет способствовать росту интеллектуального, культурного, духовного потенциала личности и общества в целом; осознанию значимости получения образования каждым индивидом. Эти подходы, безусловно, должны базироваться на широком применении информационно-коммуникационных технологий, реализация которых способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей учеников, их личностных качеств; формированию познавательных потребностей, стремлению к самосовершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естественными, техническими и гуманитарными науками; постоянному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания.

- Определение цели современного образования. Нельзя не согласиться со словами Б.С Гер-шунского о том, что приоритеты системы образования XXI века должны кардинально измениться "от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся до в основном творческого, поискового начала на всехэтапахучебного процесса, от жесткой унификации, единообразия методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития до индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности учащихся" [6, с. 214]. Достаточно близким к этой позиции является мнение В.А. Возчикова [5] о том, что цель образования XXI века - указание направления или пути, по которому ученик должен двигаться; содержание образования - не предмет, а процесс. Учитывая вышесказанное, делаем вывод, что целью современной системы образования должно стать интеллектуальное, нравственное развитие личности ученика; повышение уровня его креативности, способностей к альтернативному и критического мышлению; форми-

рование умений разработки стратегий поиска решения практических задач, видения и творческого разрешения возникающих проблем; обеспечение социальной адаптации ученика в условиях мировой глобализации; воспитание самостоятельной, любознательной, независимой, самодостаточной, мобильной на рынке труда личности, которая способна успешно оперировать информацией.

- Новая роль преподавателя. В условиях постоянно растущего информационного потока и открытого доступа к различным удаленным источникам информации роль преподавателя кардинально меняется. Информационно-коммуникационные технологии помогают преподавателю научить учеников находить, оценивать, получать, хранить информацию; выступают в роли наставников, репетиторов, контроллеров; а задачи, ориентированные на использование ресурсов сети Интернет, могут научить их сотрудничать с другими студентами, экспертами, специалистами. Таким образом, обучение становится менее ориентированным на учителя, который перестает быть единственным источником информации, а ученик берет на себя ответственность за свои знания, за процесс их получения, поскольку он должен организовывать время учебы, определить, какие материалы могут быть использованы для выполнения задания, в какой форме будут представлены результат и собственная точка зрения. Педагог превращается в помощника или наставника, наблюдает и умело направляет работу ученика по пути формирования навыков самообразования и получения знаний по предмету. Функция современного учителя - не только преподавать, но и заряжать интересом, захватывать, помогать, делиться опытом. При этом конкурентоспособным в та ких условиях может тол ько тот педа гог, который сам умеет приобретать новые знания, занимается самообразованием, что будет способствовать его дальнейшему профессиональному росту.

- Интеграция образования. Важной особенностью развития образования является его глобальность. Эта черта является отражением интеграционных процессов в современном мире, интенсивности взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование от категории национальных приоритетов высоко развитых стран постепенно переходит в категорию мировых приоритетов. Нельзя не согласиться с мнением А.И. Бойко о том, что наряду с известными системами образования (американской, япон-

ской) в мировом образовательном цивилиза-ционном пространстве появились российская, украинская, белорусская системы, которые сохраняют лучшие традиции тоже хорошо известной в мире советской системы. Но в сложных условиях глобализации и интеграции обозначенные системы образования должны решить такой круг проблем, как гармоничность глобализации и регионализации; опасность потери уникальности каждого человека, его способности реализовать свой потенциал в богатстве собственной культуры; превращение человека в гражданина мира, цивилизации без потери собственных корней и при условии активного участия в жизни своей нации и регионального общества; связь глобализации и образования в решении задачи распространения национальных культур. Итак, интеграция образования России в международное образовательное пространство должно бази-: роваться на принципах приоритета национальных интересов, сохранения и развития интеллектуального потенциала нации, миротворческой и культурообразующей направленности международного сотрудничества, ориентации на национальные, европейские и общечеловеческие фундаментальные ценности, сотрудничества развивающего, системного и взаимовыгодного характера,а такжетолеран-тности в оценке и восприятии зарубежных систем образования.

По словам Г.М. Маклюэна [12], становление и развитие электронного сообщества постепенно способствует слиянию индивидов, наций и рас в единое коммуникативное общество. Кроме того, в атмосфере глобализационных процессов, условиях экономических трансформаций и развития единого образовательного пространства, стратегическими задачами государственной образовательной политики являются: выход российского образования на рынок мировых образовательных услуг; углубление международного сотрудничества; расширение участия учебных заведений, педагогов, студентов и ученых в проектах международных организаций и сообществ; обеспечение равного доступа к мировым информационным источникам; возможность получения качественного образования в своей стране и за рубежом. При таких обстоятельствах особое значение приобретает изучение иностранных языков. В плоскости тенденций развития мирового сообщества ключевые вопросы иноязычного образования усматриваются нами в разработке особых моделей, технологий, средств, методов, подходов к

-О X

9

со си

си

Ё

77

преподаванию иностранных языков, которые должны отвечать следующим требованиям:

- использование языка в реальном контексте;

- формирование функциональных умений и видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);

-решение психолого-педагогических задач использования ИКТ в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного образования и информационными технологиями;

- формирование дидактически целесообразной информационно-образовательной среды;

- переход к системе открытого иноязычного образования.

Таким образом, информатизация иноязычного образования - это не просто дань моде, а жизненная необходимость, обусловленная философскими, историческими и социальными предпосылками и требует пересмотра всех структурных звеньев иноязычного образования, а именно: концепции, целей, содержания, средств обучения, а также видов и форм учебной деятельности. Это, в свою очередь, ставит перед системой образования задачу проектирования иноязычной образовательной среды инновационного характера, основанной на последних достижениях науки и техники, интегрирующейся в глобальное образовательное пространство.

Примечания:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации/ Р.Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.

2. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества / И.Ю. Алексеева // Информационное общество. - 1999. - № 1. - С. 3035.

3. Артемьева O.A. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / O.A. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Мильруд. - Тамбов: ТГТУ, 2005.- 160 с.

4. Вернадський В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадський. - М.: Наука, 1991. -271 с.

5. Возчиков В.А. Философия образования и меди-акультура информационного общества : дис. ... д-ра философ, н. - СПб., 2007. - 413 с.

6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 432 с.

7. Едомских Е.В. Информатизация общества - становление инфорынка / Е.В. Едомских // Компьютер - человек - общество: труды по социальным проблемам кибернетики. - Тарту : ТГУ, 1999. - С. 93-94.

8. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский // Информационное общество. - 1999. - № 1. - С. 3640.

9. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании (Информационный меморандум). - Институт ЮНЕСКО по нформационным технологиям, 2005. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ¡¡te.unesco.org/pics/pubMcations/ru/files/3214639. pdf (17.04.2015)

Ю.Комар M.M. Особиспсть в умовах ¡нформати-зацм ocbîth (софально-фшософський аспект) : ав-тореф. дис.... канд. фтос. наук. - Одесса, 2007. - 20 с.

11.Кочетов А.Н. Влияние Интернета на развитие общества / А.Н. Кочетов // Информационное общество. - 1999. - № 5. - С. 43-48.

12.Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн пер. с англ. В. Николаева . - М., 2003. - 464 с.

13.Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества, [перевод с английского: Т. Азарко-вич, Б. Скуратов] / Льюис Мамфорд // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ laboratory/basis/3115 (17.01.2017)

14.Мисечко О.С. Фтософт конструктивЬму в и вщношенш до змкту i процесу сучасноУ профес-шноГ пщготовки вчителя в УкраУш / О.С. Мисечко // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// librar.org.ua/sections_load.php?s=culture_ science_education&id=7843 (17.04.2015)

15.Негодаев И.А. Информатизация культуры / И.А. Негодаев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polbu.ru/negodaev_informculture/ (16.04.2016)

1б.Олшник A.I. 1нформацшш технологи як основа i зааб реалЬаци ¡нновацшних процеав в су-чаенш оевт: автореф. дис. ... канд. фтос. наук. -К., 2008. - 20 с.

17.0H0npieHK0 M.B. 1нформатизацт в контексп фтософсько-методолопчного дослщження ¡нформатики : автореф. дис.... канд. фтос. наук. -К., 2006. - 20 с.

18.Пожуев B.I. Проблеми ¡нформатизацм суспть-ства в трансформацшних умовах / B.I. Пожуев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.zgia.zp.ua/gazeta/VISNIK_34_1.pdf (16.09.12)

19.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции/ А.И. Ракитов. - М. : Политиздат, 1991. - 286 с.

20.Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество / Д. Тапскотт. - М. : 2003. - 436 с.

21.Уэбстер Ф. Теория информационного общества / Ф. Уэбстер. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

22.Фоминых Н.Ю. Сущность и структура понятия "Информационно-коммуникационные технологии" / Н.Ю. Фоминых, О.И. Барсова, М.В. Зарудная // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы . сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа : Омега-Сайнс, 2016. - С. 216-220.

23.Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г. Фомичева. - Новосибирск : СО РАН, 2004. - 242 с.

24.Шадрин А.Е. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу / А.Е. Шад-

рин 11 Информационное общество. - 1999. - № 2.

- С. 27-33.

25.Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. - М.: Мир, 1968. - 260 с.

26.Шрайдер X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль. - М., 1998. - 236 с.

27.ЭшбиУ.Р. Введение в кибернетику /У.Р. Эшби. -М.: ИЛ, 1958.- 185 с.

28.Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting / David Bell. - N.Y.: Basic Books, 1973. - 234 p.

29.Brooks J.G. In search of understanding the case for constructivist classroom / J.G. Books, M. G. Brooks.

- Pearson Longman, 2000. - 192 p.

30.Downes S. E-Learning 2.0 / Stephen Downes // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// elearnmag.acm.org/featured.cfm?aid = 1104968 (10.07.2016)

31.Graham Loren R. What Have We Learned about Science and Technology from the Russian Experience? / Loren R. Graham. - Stanford University Press Stanford California, 1998. - 196 p.

32.Heidegger M. Die Frage nach der Technik / M. Heidegger// Die Künste im technischen Zeitalter. München, 1954. - S. 70-108.

33.Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age / George Siemens // International Journal of Instructional Technology & Distance Learning. - 2005. - Vol. 2, № 1. - P. 3-10.

34.Thanasoulas D. Constructivist Learning / D. Thana-soulas // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www3.telus.net/linguisticsissues/constructivist. html (17.04.2015)

35.Toffler A. The Third Wave / A. Toffler. - New York, 1980. - 25 p.

О

CU

-О X

9

со cu

си

SYSTEMATIC APPROACH OF INFORMATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT IN MANAGEMENT

Chekin llya Anatolievich, PhD of Pedagogical sciences, Department of General Academic Disciplines, Russian Saint-" Petersburg Investigative Committee, Saint-Petersburg, Russia E-mail: sch304<s>center-edu.spb.ru

The article raises several issues on systematic approach throughout the informational activity of management. The author reveals the essence of systematic approach, which, to the author's judgment, is always aimed at the activity's optimization, effectiveness and nature and develops the masterpiece in the profession through the appliance of creative strategy.

Keywords, informational activity; systematic approach; management; the subject under management and effectiveness of activity.

s

79

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ

Статья поднимает некоторые вопросы системного подхода в процессе информационной деятельности управленца. Автор раскрывает суть системного подхода, который, по его мнению, всегда направлен на оптимизацию эффективности деятельности и проявляется в использовании уровневой стратегии. Системный подход, используя уровневую стратегию, позволяет рассматривать вопросы информационной деятельности на разных этапах становления личностной зрелости управленца, достижения мастерства в профессии, максимальной творческой самореализации.

Ключевые слова: информационная деятельность; системный подход; управление; субъект управления; доступность информации; динамика деятельно-

УДК 37.013.46 ВАК РФ 13.00.01

© Чекин И.А., 2017

Управление по своей природе представляет особый вид человеческой деятельности информационного характера, которая обусловливается кооперацией труда и предполагает целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Управление преследует достижение определенной цели в условиях действия совокупности политических, социальных и экономических отношений.

Системный подход всегда направлен на оптимизацию, эффективность, характер деятельности и проявляется в использовании уровневой стратегии, стратегии выделения различных факторов и прослеживания их прямого или многократно опосредованного воздействия.

ЧЕКИН Илья А на тольевич,

кандидат педагогических наук, кафедра Общеакадемических дисциплин, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ, Санкт-Петербург, Россия

5сЬ304@сеп 1ег^и. 5рЬ. г и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.