Социально- инвестиционная модель регионального управления в российском обществе: концептуальные установки и перспективы социологического изучения
Месхи Бебури Бесикович, аспирант Института социологии и регионоведения ЮФУ, Южный федеральный университет E-mail: [email protected]
В статье предлагается авторская концепция исследования регионального управления в России в контексте его ориентированности на инвестиции в социальную сферу регионального пространства и, соответственно, в развитие человеческого потенциала. Данная проблематика может предстать в различных концептуальных границах и исследована с позиций разнообразных методологических установок и стратегий. Однако, автор предлагает подойти к ее изучение с помощью моделирования как сложившейся в социологии методологической традиции, позволяющей не только объяснять те или иные управленческие реалии, задавая их параметры в соответствии с изучаемыми явлениями, но и достигать управленческих целей и задач, формируя желаемый образ, тип управленческих процессов с учетом имеющихся тенденций и ресурсов в управленческой сфере конкретного регионального социума. Предложенная в статье социально-инвестиционная модель регионального управления предстает как становящаяся в современном региональном пространстве России, что определяет необходимость оценки условий и препятствий (барьеров) ее становления с учетом специфики регионального пространства страны и факторов регионального неравенства. Данные обстоятельства определяют долгосрочные перспективы социологического исследования регионального управления в координатах предложенной модели.
Ключевые слова: региональное управление, модель, социальное моделирование, управление, социальные инвестиции, социально-инвестиционная модель регионального управления.
Российское общество имеет различные индикаторы региональной дифференциации, и региональное неравенство - один из них. Особенно значимо проявляется он в период социальных потрясений, конфликтов, кризисов, когда различные условия жизнедеятельности региональных сообществ в контексте незавершенности интеграционных процессов в региональном пространстве РФ, становятся фактором усиления регионального неравенства. Так, COVID-19 продемонстрировал всему России и российским регионам, насколько значимы ключевые показатели человеческого развития (прежде всего, здоровье, образование, уровень дохода населения) от статуса региона, его социального капитала и уровня экономического развития. И не удивительно, что, согласно экспертным оценкам и прогнозам, данным еще на период начала пандемии коронавируса, относительно безболезненно преодолеть ее последствия смогут далеко не все регионы страны, и к ним относят Москву, Санкт-Петербург, Рязанскую, Новосибирскую, Тюменскую, Нижегородскую, Самарскую области, а также Красноярский край, тогда как адаптационные ресурсы других регионов более ограниченны [1].
В данной ситуации чрезвычайно остро на повестке дня стоит вопрос о значимости человеческого фактора, человеческого развития как одного индикатора регионального развития и благополучия регионального пространства. Особенно актуально данный вопрос проявляет себя в эпоху глобальной цифровизации - ценность человеческого фактора повышается пропорционально цифровизации социальности.
Безусловно, указанный спектр проблем может быть исследован с позиций различных подходов, похожим об-
208
разом отражающих логику и стратегию изучения региональных явлений и процессов с помощью метода моделирования с учетом того, что и сам термин «модель» интерпретируется самым широким образом (норма, тип, образец, стандарт, аналог и др.), и, как отмечают специалисты, «не существует жестких правил построения моделей, их форма более-менее свободна» [2, С. 261]. И с этой точки зрения социально-инвестиционный формат регионального управления может быть исследован как тип, стиль, вид управления региональными процессами и объектами. Однако, для российской социологии управления, известной своими наработками в области моделирования региональных процессов и явлений [3,4, С. 76-77], выбранный нами ракурс исследования, связанный с введением социально-инвестиционной модели регионального управления, представляется актуальным как с точки зрения научной перспективы, так и социальной практики.
Значимым фактором актуализации именно данного тематического направления выступает перспектива решения проблемы формирования целостного регионального пространства российского общества на основе интеграции интересов субъектов регионального управления вокруг целей и задач социального инвестирования и повышения уровня жизни всего российского общества.
Указанные обстоятельства определяют не только актуальность обозначенного ракурса исследования особенностей регионального управления в России, но и перспективы дальнейшего социологического изучения региональных управленческих процессов в координатах методологии социального моделирования.
Подходя к разработке данной стратегии исследования, в указанных методологических границах, мы исходили из следующих исследовательских позиций. Запрос на реализацию социально-инвестиционной модели регионального управления с точки зрения состояния
социальной сферы российских регионов, уровня их человеческого развития и наличия субъектов социального инвестирования, идентифицирующих себя с таковыми, можно считать сформировавшимся. Однако на современном этапе можно говорить только о становлении данной модели, с различной степенью выраженности и эффективности проявляющей себя в неоднородном пространстве российских регионов. Для того, чтобы определить основные барьеры и перспективы ее развития в российских регионах, необходимо иметь некий образец, нормативную модель, адекватную современным социальным и управленческим реалиям.
Итак, признавая тот факт, что в условиях вызовов и рисков современного мобильного социума переход к социально-инвестиционной модели регионального управления является наиболее перспективной стратегией реализации инновационной траектории регионального развития, мы предлагаем отнестись к ней, как, во многом, перспективному проекту, а потому применимо восприятие модели как образа, аналога, идентифицирующего реальный объект (явление, процесс) в ретроспективном, актуальном (современном) и перспективном (прогностическом) аспектах [5, С. 40].
Теоретическими основами предлагаемой модели и сконструированной понятийной матрицы выступают пространственный подход к изучению региона, теория управления и социологической диагностики, интегральный подход к управлению, деятельностно-активистский подход. Управленческая теория как базис концептуальной части модели социально-инвестиционного регионального управления строится на теоретических позициях В.В. Щербины [6, С. 58], в которых он отталкивался от понимания управления как ориентированного на планируемые изменения посредством регулятивных воздействий с целью изменения состояния социальных объектов или процессов, а также интегрального подхода к региональному управлению. В последнем
209
синтезируются положения системного и коммуникативного подходов с акцентом на влиянии коммуникативных практик (между обществом и властью) в развитии системы регионального управления, что определяет более высокую гибкость управленческой системы и переход к феномену общественного воздействия [3].
С указанных позиций региональное управление в предлагаемой методологической конструкции рассматривается как осознанная регулятивная деятельность в совокупности управленческих воздействий, направленных на изменение характеристик регионального социума, состояние его социальных объектов или региональных подпространств (социально-экономического, социокультурного, социально-политического). В границах социально-инвестиционной модели эти запланированные изменения как результат регионального управления (регулятивных воздействий) связаны с использованием такого ресурса общественного развития, как социальные инвестиции.
Целью реализации социально-инвестиционной модели регионального управления, соответственно, является повышение уровня и качества жизни регионального социума посредством решения ряда задач, таки как: концентрация ресурсов социума (управленческих, экономических, интеллектуальных и иных) на приоритетных направлениях развития регионального социума и проблемных социальных зонах; интеграция интересов разных групп населения вокруг решения социальных задач и проблем путем вложения в социальную сферу; формирование механизма общественного самовоспроизводства в режиме реализации и развития идеи социального инвестирования.
Основные субъекты инвестиционной деятельности в рамках управленческой региональной модели - органы власти, бизнес-структуры, образовательные организации, хотя среди прочих субъектов можно выделить также общественные организации, самих индивидов как самостоятельных ак-
торов инвестиционной деятельности. «Власть-образование-бизнес» как триада связанных между собой субъектов взята за основу в контексте базового подхода - пространственного, в рамках которого выделятся три ключевых подпространства в региональном пространстве - социально-политическое, социокультурное и социально-экономическое, определяющие механизм социального воспроизводства региона [7, С. 83].
Ключевую роль среди субъектов регионального управления играет высшее образование (университеты). Именно вузы посредством образовательной и социализационной деятельности выступают основным инвестором в социальную сферу, механизмом воспроизводства человеческого потенциала региона. В этом заключается их миссия. Однако эффективность ее выполнения зависит не только от вузов. Значение имеют связи, характер взаимодействий, сложившихся между вузами и региональной властью, между вузами и бизнес-структурами.
Оценка социального эффекта от социально-инвестиционной модели регионального управления предполагает применение социологических показателей. Они подразделяются на два основных блока: 1) механизм реализации модели и 2) методика отслеживания результатов реализации как механизм обратной связи. В основе второго - методы социологической диагностики, которые традиционно и активно применяются в социологии управления и особенно в контексте моделирования, поскольку процедура социологического диагноза в обязательном порядке предполагает наличие представлений о норме (в явной форме или латентной) [8]. При этом за основу берется ситуационно-нормативный подход, который иначе подходит к должному при описании социальной реальности, прокладывая мостик между идеальными конструкциями изменений социальной реальности и реально функционирующими элементами социальной системы [8, С. 38].
210
Итак, социально-инвестиционная модель регионального управления, под которой, в соответствии с заданными методологическими параметрами мы понимаем осознанную регулятивную деятельность в совокупности управленческих воздействий, направленных на повышение уровня и качества жизни регионального социума, отдельных социальных групп посредством вложений (материального и нематериального характера) в социальную сферу, в авторском построении сочетает в себе два базовых структурных элемента: концептуальный и технологический.
Концептуальный элемент модели, как было показано выше, содержит описание идейно-смыслового пространства в виде цели, задач, объекта, субъектов регионального управления, включенных в социально-инвестиционную деятельность, а также теоретическую интерпретацию базовых понятий и обоснование эмпирических индикатив.
Технологический элемент предлагаемой модели раскрывает методику социологического сопровождения оценки изучаемых процессов, явлений, основных акторов социального взаимодействия, субъектов реализации предлагаемой модели в пространстве реальных управленческих практик.
В заключении стоит подчеркнуть следующее.
Эволюция социологической традиции в изучении регионального управления демонстрирует появление теоретических конструкций моделей регионального управления как теоретических платформ для появления адекватной для новой социальной реальности модели управления, базирующейся на принципах социально-инвестиционного деятельности.
Границы реализации и перспективы развития социально-инвестиционной модели регионального управления в России определяются генетическими и функциональными характеристиками регионального управления, которые, с одной стороны, выступают барьером для любых инновационных форм, методов и моделей регионального управле-
ния, а, с другой, - могут рассматриваться как источник запроса на преодоление этих препятствий, тормозящих региональное развитие в инновационном формате, предполагающем повышение управленческой самоорганизации регионального сообщества, его консолидации для решения острых социальных проблем.
На последнем обстоятельстве, детерминирующем возможности и барьеры успешной реализации социально-инвестиционной модели регионального управления в России, необходимо особенно концентрировать внимание в процессе социологических замеров с учетом сложившейся ситуации в региональном пространстве России. А она заключается в том, что при наличии определенных ориентиров, целевых установок на социально-инвестиционные параметры регионального управления [9] социально-инвестиционная модель как целостный механизм управления регионом в российских условиях еще не сложилась, и речь идет о начальном этапе ее становления, о перманентном характере развития. Переход к модели регионального управления, ориентированной на повышение качества жизни регионального социума в рамках инвестиций в социальную сферу, требует формирования базовых институциональных условий.
Таким образом, актуальной повесткой социологического исследования выступает определение функциональности институциональной среды, регулирующей экономическую и социальную жизнь регионального социума с точки зрения перспектив формирования и закрепления социально-инвестиционной модели регионального управления в России. На данный момент эту модель следует рассматривать не в качестве стабильно воспроизводимой, а как перманентную трансформацию, происходящую в российской системе регионального управления под влиянием внешних и внутренних факторов. В основе этой аргументации лежит вполне реальная потребность системы государственного управления по возрож-
211
дению человеческого потенциала, накопленного в предшествующий период для сильного модернизационного рывка российского общества.
Литература
1. Падение индекса человеческого развития в 2020 году эквивалентно семи годам прогресса. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/padenie-indeksa-celoveceskogo-razvitia-v-2020-godu-ekvivalentno-semi-godam-progressa-27118
2. Быстрянцев С.Б. Модели в социологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 118. С.260-267.
3. Воржецов А.Г., Владимирова К.А. Социологическое моделирование системы регионального управления в контексте современности // Вопросы управления. 2017. № 3(46). С.104-109.
4. Маркин В.В., Нелюбин А.А. Социальное моделирование пространственных трансформаций. Мониторинг региональных органов власти // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 8. М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 76-90.
5. Маркин В.В. Региональная политика: инновационный вектор социального моделирования // Инновации. 2011. № 1 (147). С. 38-44.
6. Щербина В.В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 56-66. DOI: 10.31857/S013216250009420-5.
7. Маркин В.В. Социальное пространство России в региональном измерении: социологический анализ, моделирование, мониторинг // Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 12-13 октября
2017 г.) / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: ФНИСЦП РАН, 2017. С. 82-87.
8. Щербина В.В. Социолого-диагнос-тические технологии в управлении: теоретико-методологические аспекты развития и применения // Социологические исследования. № 3. 2007. C. 30-42.
9. Управление развитием территории: региональный аспект: монография / под науч. ред. А.А. Зюськина, И.Н. Свистуновой. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. 212 с.
SOCIO-INVESTMENT MODEL OF REGIONAL MANAGEMENT IN RUSSIAN SOCIETY: CONCEPTUAL SETTINGS AND PROSPECTS FOR SOCIOLOGICAL RESEARCH
Meskhi B.B.
Southern Federal University
The article proposes the author's concept of the study of regional governance in Russia in the context of its focus on investments in the social sphere of the regional space and, accordingly, in the development of human potential. This problem can appear in different conceptual boundaries and is investigated from the standpoint of various methodological attitudes and strategies. However, the author suggests approaching its study with the help of modeling as a methodological tradition that has developed in sociology, which allows not only to explain certain managerial realities, setting their parameters in accordance with the phenomena studied, but also to achieve managerial goals and objectives, forming the desired image, type of managerial processes, taking into account existing trends and resources in management the sphere of a specific regional society. The socio-investment model of regional governance proposed in the article appears to be emerging in the modern regional space of Russia, which determines the need to assess the conditions and obstacles (barriers) of its formation, taking into account the specifics of the country's regional space and factors of regional inequality. These circumstances determine the long-term prospects of the sociological study of regional governance in the coordinates of the proposed model.
Keywords: regional management, model, social modeling, management, social investment,
212
socio-investment model of regional management.
References
1. The fall in the human development index in 2020 is equivalent to seven years of progress. [Electronic resource]. URL: https:// ac.gov.ru/news/page/padenie-indeksa-celoveceskogo-razvitia-v-2020-godu-ekvivalentno-semi-godam-progressa-27118
2. Bystryantsev S.B. Models in sociology // Proceedings of Herzen Russian State Pedagogical University. 2009. № 118. P.260-267.
3. Vorzhetsov A.G., Vladimirova K.A. Sociological modeling of the regional management system in the context of modernity // Questions of management. 2017. № . 3(46). P. 104-109.
4. Markin V.V., Nelyubin A.A. Social modeling of spatial transformations. Monitoring of regional authorities // Russia is reforming. Yearbook / Ed. by M.K. Gorshkov. Issue 8. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2009. P. 76-90.
5. Markin V.V. Regional policy: innovative vector of social modeling // Innovation. 2011. № . 1 (147). P. 38-44.
6. Shcherbina V.V. Sociology of management as a special socio-regulatory theory: genesis, growth, prospects // Sociological research. 2020. № 5. P. 56-66. DOI: 10.31857/S013216250009420-5.
7. Markin V.V. The social space of Russia in the regional dimension: sociological analysis, modeling, monitoring // Russia and the world: global challenges and strategies of socio-cultural modernization. Materials of the International scientific and practical conference (Moscow, October 12-13, 2017) / Ed. A.V. Tikhonov. M.: FNISCP RAS, 2017. P. 82-87.
8. Shcherbina V.V. Socio-diagnostic technologies in management: theoretical and methodological aspects of development and application // Sociological Research. № . 3. 2007. P. 30-42.
9. Management of territory development: regional aspect: monograph / under the scientific editorship of A.A. Zyuskin, I.N. Svis-tunova. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg University of Management and Economics, 2015. 212 p.
213