Научная статья на тему 'Социально-инновационная деятельность - базис реформирования образовательной системы'

Социально-инновационная деятельность - базис реформирования образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / PEDAGOGICAL IDEA / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PERMANENT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Виктор Васильевич

В статье рассматривается сущность инновации как социальный механизм, который не только обеспечивает импульс, но и вызывает к жизни способ развития. Изучение закономерностей взаимодействия инновации с различными социальными системами показывает отличие процессов, поддерживающих стабильность систем, от иных процессов, которые приводят к новому состоянию системы. Речь идёт о взаимодействии инновации и образования как социального института и процесса, ибо образование (наряду с наукой) становится важнейшим ресурсом развития. Инновационный тип развития обусловил особенности формирования человеческого капитала, т. е. связь образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни в рамках системы непрерывного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-Innovative Activity as the Basis of Educational System Reforming

The article considers innovation as a social mechanism which not only gives an impulse, but also calls to life a way of development. Studying the laws of interconnection of innovation with different social systems shows the difference of processes which support system stability, from other processes which lead to a new state of systems. Education as social institute and a process is interconnected with innovation, for it (side by side with science) is a major resource of development. The innovative type of development has determined the specific features of forming the human capital, that is, the connection of education with production activities in the period of all working life within the system of permanent training.

Текст научной работы на тему «Социально-инновационная деятельность - базис реформирования образовательной системы»

УДК 131.5

В. В. Морозов

СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -БАЗИС РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматривается сущность инновации как социальный механизм, который не только обеспечивает импульс, но и вызывает к жизни способ развития. Изучение закономерностей взаимодействия инновации с различными социальными системами показывает отличие процессов, поддерживающих стабильность систем, от иных процессов, которые приводят к новому состоянию системы.

Речь идёт о взаимодействии инновации и образования как социального института и процесса, ибо образование (наряду с наукой) становится важнейшим ресурсом развития. Инновационный тип развития обусловил особенности формирования человеческого капитала, т. е. связь образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни в рамках системы непрерывного обучения.

The article considers innovation as a social mechanism which not only gives an impulse, but also calls to life a way of development. Studying the laws of interconnection of innovation with different social systems shows the difference of processes which support system stability, from other processes which lead to a new state of systems.

Education as social institute and a process is interconnected with innovation, for it (side by side with science) is a major resource of development. The innovative type of development has determined the specific features of forming the human capital, that is, the connection of education with production activities in the period of all working life within the system of permanent training.

Ключевые слова: инновация, традиция, социальная система, образование, развитие личности, непрерывное обучение, педагогическая идея, педагогические технологии.

Keywords: innovation, tradition, social system, education, personality development, permanent training, pedagogical idea, pedagogical technologies.

Гибкость и динамичность как важное интегральное свойство системы образования находит свое выражение в постоянно развивающихся и оперативно перестраивающихся ее звеньев и подсистем. Это связано с разработкой и апробацией в экстремальных звеньях новых технологий обучения, управления процессом обучения. Чем более масштабны преобразования в педагогической системе, тем большую значимость приобретает их научное обеспечение - педагогическое, психологическое, методическое. Новые внешние условия функционирования системы образования приводят к разработке новых организационных форм.

© Морозов В. В., 2012 48

Для понимания сущности социально-инновационной деятельности важно рассмотреть единство трех составляющих, имеющих принципиальное отношение к проблеме «образование - общество»: 1) сам человек как носитель конкретного жизненного опыта; 2) система образования как институт, ориентированный на какую-то совокупность требований, называемых социальным заказом; 3) будущее, предполагающее набор проблем и поиск путей их решения.

Если говорить о сущности инновации как социальном механизме, который обеспечивает не только импульс, но и вызывает к жизни способ развития, то необходимо основательно изучить закономерности взаимодействия инновации с различными социальными системами именно под этим углом зрения, поскольку следует отличать процессы, поддерживающие стабильность систем, от иных процессов, которые приводят к новому состоянию системы, которое должно описываться в терминах, фиксирующих изменение первоначальной структуры [1].

Показатели, по которым можно судить о возможностях инновационного развития образовательной системы, часто носят амбивалентный характер. Важно в первую очередь определить качество, в котором система образования рассматривается во взаимоотношении с другими социальными системами - сервисное обслуживание по социальному заказу или структура, определяющая развитие, т. е. ресурс развития. В первом случае сама система адаптируется к социальному заказу, а отношение к системе образования строится на затратном принципе, во втором - с её помощью изменяется социальная действительность, а это обеспечивает инвестиции в развитие, что предполагает её соответствующую трансформацию. В связи с этим возникают новые проблемы, поскольку превращение образования в особый вид практики общественного развития является кардинально новой постановкой вопроса о том, как должно быть организовано такое образование [2].

В сборнике «Педагогические технологии в современной школе» рассматриваются актуальные вопросы проектирования инновационных педагогических технологий, их научное и методическое основание, технология авторских учебных программ, основание педагогических знаний, диагностирование развития личности учащегося [3]. Для получения нужного результата в инновационной деятельности необходимо четко разработать алгоритм - последовательность действий преподавателя при разработке инновационных технологий.

Ускоряющийся ход общественного развития, начиная с доиндустриальной эпохи, постоянно нарушал равновесие между потребностями об-

щества и возможностями удовлетворить эти потребности, что заставляло отказываться от явно устаревших способов человеческой предметно-преобразующей деятельности, создавать и совершенствовать новые уровни отношений с окружающим миром на основе накопленного значимого опыта. Эта способность общества восстанавливать, а затем и поддерживать на новом уровне равновесие с природой опирается на культу-ротворческую деятельность людей, которая может быть определена как непрерывный процесс синтеза традиций и новаций.

Установившиеся на определенном этапе развития человеческой культуры традиции ограничены рамками прошлой деятельности. Эти границы, программы деятельности перестают в некоторый момент обеспечивать осуществление и регуляцию жизнедеятельности общества. Тогда потребность общества в развитии выдвигает на первый план созидательный аспект культуры, которая находит свое выражение в инновации. Суть последней заключается в выработке таких механизмов, способов деятельности, которые позволяли бы обществу и отдельному индивиду адаптироваться к непредвиденной традицией ситуации. Определяющим признаком инновации являются преодоление имеющихся стереотипи-зированных программ поведения и созидание новых оригинальных культурных форм в процессе как индивидуального, так и коллективного творчества.

Другим важным свойством, присущим традиции на всех этапах ее функционирования, является вариабельность. Изменяющиеся условия среды, неизбежные преобразования компонентов окружающей среды постоянно нарушают связи структурной детерминации, в итоге по мере увеличения массовости подобных отклонений возрастает не только неопределенность традиционных программ деятельности, но и нередко происходит их отклонение от ранее утвердившихся стереотипов. Когда подобные изменения достигают таких масштабов, что имеют несколько вариантов программы предметнопреобразующей деятельности, наблюдается процесс формирования новой традиции.

При этом не следует забывать, что сущностным ядром всего процесса образования и воспитания является «педагогическая идея», обозначающая стержень, концептуальное начало. Это то, что выражает дух педагогики как таковой и обеспечивает её целостность при смене и разнообразии заимствуемых педагогикой из других наук фундаментальных представлений, а также при смене педагогических парадигм.

Инновационные образовательные процессы в современном российском обществе выносят на суд широкой педагогической общественности

адекватные требованиям времени разработки, которые вполне конкурентоспособны в сравнении с западным образовательным опытом. Однако груз проблем самого широкого спектра, внимание, уделяемое преимущественно ступеням (циклам) организации образования, не способствуют тем усилиям со стороны педагогической общественности, которые необходимы для внедрения нового. Внедрение новых технологий обучения, как правило, предполагает существенные усилия по повышению квалификации педагогов. Нередко инновационный опыт предусматривает комплекс достаточно специфичных образовательных условий, предполагающих понимание и существенную организационную поддержку со стороны руководства учебного заведения.

Что касается педагогической теории, то ее содержание не способствует формированию подлинной педагогической культуры преподавательских кадров. Педагогика абстрагировалась от норм научной, диалектической философии. Так, определение ее предмета и изложение принципов дидактики, по сути дела, не претерпели качественных изменений со времен Я. А. Комен-ского. Из поля зрения этой науки выпали такие требования диалектики, как принцип историзма, совпадение исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, объективность рассмотрения и др. Педагогика «забыла» суть закона единства (тождества) противоположностей, т. е. не учит искусству выявления и разрешения противоречий в излагаемом материале. Педагогика при разработке своих проблем вращается в рамках чисто рассудочной, формальной логики, что часто приводит к догматизму, софистике, эклектике и схоластике.

Специфика исследуемых отношений заключается в том, что речь идёт о взаимодействии, с одной стороны, инновации, с другой - образования как социального института и процесса, который, в свою очередь, рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития, ибо если нет развития человека, его способностей и его творческих сил без образования, то и образование (наряду с наукой или вместе с ней) становится важнейшим ресурсом развития [4].

В современных условиях общественного развития, когда глобализационные процессы охватили все страны мира, первое направление интенсификации особое внимание уделяет развитию способностей, универсальным особенностям деятельности обучающегося, в частности самостоятельности, самоорганизации, приемам оптимизации жизнедеятельности. Затраты учебного времени при этом компенсируются возросшей продуктивностью познавательной деятельности в целом. Второе направление интенсификации предусматривает целенаправленное развитие лич-

ностных качеств в совокупности с достижением учебно-воспитательных целей в конкретной области знания. Таким образом, педагогическое воздействие в рассматриваемом случае стремится к такому содержанию, которое обеспечивало бы и всестороннее развитие личностных качеств обучающегося, и эффективное достижение учебно-воспитательных целей. Ко второму направлению интенсификации может быть отнесено большинство современных систем обучения (развивающее, проблемное обучение).

При реализации, прежде всего, второго направления интенсификации наиболее остро заявляет о себе проблема разработки таких подходов к обучению, которые доступны для освоения преподавательским составом, и благодаря этому технологичны и эффективны в ходе их применения. Острота проблемы во многом обусловлена стремлением совместить учебный процесс и диагнос-тичное развитие способностей обучающегося, что приводит к сложности и громоздкости попыток технологизировать инновационную практику. При этом все равно не удается избежать высоких требований к педагогическому мастерству, интуиции, креативным способностям педагога.

В основу новой гуманистической парадигмы закладывается мощный гуманитарный компонент, который способен изменить человека, его мировоззрение, систему ценностей, моральные установки и нравственность, интеллект и образованность.

Смысл любых педагогических нововведений, так же как и нынешних реформ российской системы образования, может быть правильно понят лишь путем прояснения их философских предпосылок, философских оснований. К таким основаниям, т. е. причинам и условиям, порождающим различные направления реформационной деятельности в сфере образования, принадлежат философские представления о человеке, его бытии и познании, об обществе, о культуре, о свободе, индивидуальном и историческом творчестве людей [5].

Инновационный тип развития обусловил особенности формирования человеческого капитала. Прежде всего, это неразрывная связь образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни специалиста, и здесь решающую роль должна играть система непрерывного обучения, где на первый план выходит творческий элемент.

Радикальная реформа отечественного образования, а не паллиативные решения в виде различных «модернизаций» и «оптимизаций» существующего - необходимое условие для того, чтобы наше общество стало конкурентоспособным во всех сферах общественного бытия, не утратив при этом своей самобытности, оригинальности,

своеобразия, благодаря которому мы сможем сохранить свою уникальную культуру. Следовательно, образование - основной источник формирования социального капитала, важнейшая ступень развития личности.

Рынок труда в постиндустриальном информационном обществе принципиально изменился. Современный человек вынужден менять свою специальность в среднем каждые пять лет. Вместе с тем, как показывают современные исследования, успех в какой-либо деятельности практически не зависит от полученной специальности [6].

В общих чертах социальный заказ образованию на подготовку новых специалистов - творцов будущего был дан лидерами восьми ведущих государств в 2006 г. на саммите в Санкт-Петербурге. В принятом здесь документе «Образование для инновационных обществ XXI в.» провозглашено намерение уже в ближайшем будущем построить глобальное информационное общество. Основные итоги саммита следующие:

- новые стандарты образования и перестройка образовательных систем;

- новая иерархия в содержании образования (с усилением роли математической, инженерной и естественнонаучной подготовки);

- новые преподавательские кадры и новая педагогика, ориентированные на использование современных технических средств;

- активные формы и методы обучения;

- новый образовательный продукт, ответственный за результаты деятельности, готовый к постоянному инновационному творчеству, самосовершенствованию, успешной партнерской деятельности.

Важной характеристикой современного образования, претендующего на мировой статус, является реализация новых приоритетов, целей инновационного образования с усилением его воспитательной функции. В триаде традиционного образовательного цикла «знания - умения -навыки» время властно требует поставить на первое место политические, нравственные и культурные ценности, международные нормы и правила поведения людей. Недооценка или игнорирование социальной составляющей личности человека-творца в условиях глобализации становятся исключительно опасными для выживания человечества [7].

Отличительной чертой современности является динамизм процессов, происходящих во всех сферах жизни общества, стремительно изменяющих образовательные практики. Можно выделить следующие основные тенденции изменений:

- новая миссия образования - создавать целостность образовательного пространства;

- мировая тенденция поиска новой парадигмы образования (ограниченность классической

модели образования; разработка новых фундаментальных идей; появление новых форм образовательных практик);

- использование в международной практике образовательного индекса в качестве критерия оценки уровня развития страны;

- формирование открытого образовательного пространства (компьютеризация, информатизация и гуманитаризация образования; создание системы непрерывного образования; свободный выбор профиля обучения; практика образовательных обменов; развитие международных образовательных связей и пр.);

- расширение парадигмы обучения - от созерцания к деятельности, от деятельности к личности (обучать мышлению, способам деятельности, рефлективным представлениям);

- смена представлений о месте человека в образовательной практике: от роли «винтика» к «личности» и на современном этапе - к ее «сущности». Личность, наделенная субъективными свойствами (автономностью, зависимостью, способностью к выбору, рефлексии, саморегуляции и т. п.), а не только социальными качествами, становится системообразующим фактом педагогического процесса.

В целом, процессы модернизации образования сходятся на личности, и в центре новых процессов - изменения в понимании роли образования в современном мире, который рассматривается как мир возможностей, целостности и смысла, в который вводятся усилиями индивидуального действия - разума, эмоций, воли, в котором активность и право выбора принадлежат индивиду [8].

При всем многообразии инновационных проектов и попыток диверсифицировать школу основной «проблемный узел» борьбы традиций и инноваций лежит в плоскости фундаментального противоречия образования - между интересами социума и личности. Наиболее ярко это противоречие выражается в противопоставлении двух систем образования: так называемой «знаниевой», которая нацелена, прежде всего, на передачу новым поколениям богатого культурного наследия предшествующих поколений с целью адаптации их к жизни в социуме и воспроизводства самого социума, и развивающей системы, которая призвана служить задачам развития каждого человека как индивидуальности [9].

Известно, что человек входит в мир образования, являясь носителем определенного социокультурного опыта, представленного в виде имеющихся, часто неосознанных, знаний, аккумулированных на уровне каких-либо местных ценностей. Это требует от педагогического центра федерального уровня более тесного отслеживания региональных потребностей в области образовательных инициатив. В то же время посте-

пенно происходит перенос акцента с обучения на учение и самообразование. Это связано с представлением об образовании как средстве приобщения к знаниям о том, как разрешить те или иные проблемные ситуации.

В процессе социализации человек усваивает знания, нормы и регулятивные принципы, в том числе и такие, которые определяют научное мировоззрение, являющееся основополагающим, базисным в нашу эпоху. Это позволяет утверждать, что освоение научной реальности составляет неотъемлемую часть социализации. В процессе социализации интериоризируются основные правила не только поведения, но и мышления. Уже на уровне первичной социализации происходит определенное соприкосновение с научной реальностью, а наука во многом определяет современное мировоззрение.

Социальный заказ, который стоит перед системой образования сегодня, можно сформулировать в самой общей форме как формирование инициативной, предприимчивой, самостоятельной личности, открытой для постоянного самообразования, готовой к новациям и изменениям. Однако этот заказ обычно отдает предпочтение традиционным формам обучения, поэтому он не отражает личностной ценности образования, индивидуально-мотивированного отношения человека к собственному образованию. Образование в меняющемся и усложняющемся мире выступает в качестве особой ценности, в обмен на которую можно получить многие блага. Система образования целостно и автономно встроена в систему «параметров порядка» цивилизации. Циклы взаимодействия этих систем развиваются в настоящем времени при помощи причинно-следственных каузальных, непосредственных связей, а в прошлом и будущем времени - при помощи синхронных, опосредованных связей. Система образования - это, пожалуй, единственная социальная система, которая связывает судьбу личности и других субъектов истории с судьбой цивилизации [10].

Примечания

1. Парсонс Т. Функциональная теория изменения// Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 466.

2. Рубцов В. В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. С. 36.

3. Беляева В. А. Основы проектирования инновационных педагогических технологий в современной школе // Педагогические технологии в современной школе. Рязань: Изд-во РГПУ, 1996.

4. Маркович Д. Ж. Образование как ресурс развития // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. С. 14-15.

5. Стрельченко В. И. Рациональность и гуманистические идеалы образования // Credo. 2006. № 1. С. 141, 157.

6. Высшее образование в России: состояние и направление развития: аналит. докл. / под ред. В. Л. Гла-зычева. М.: Наследие Евразии, 2006. С. 10.

7. Панарин А. С. Глобализация в условиях современного мира // Философия образования. 2008. № 4(25). С. 238.

8. Иванкина Л. И. Дискурс образовательных практик: тенденции изменений // Философия образования. 2005. № 2(13). С. 83.

9. Куницкая Ю. И. Педагогическая позиция: паритет адаптивной и развивающей функций образования // Философия образования. 2005. № 2(13). С. 105.

10. Каширин В. И. Метарефлексия и метаобразо-вание // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: сб. науч. ст. Ставрополь, 2001. С. 149-158.

УДК 316.083

В. В. Наумов

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ИНТЕРНЕТА

В статье рассматривается новый тип социального расслоения, возникающий в связи с распространением новой формы коммуникации - коммуникации Интернет. В статье выделяются основания расслоения и социальные группы, формирующиеся по этому основанию.

The article discusses a new type of social stratification, arising from the proliferation of new forms of communication - communication on the Internet. The article highlights the basis of the stratification and the social groups formed in accordance with it.

Ключевые слова: социальное пространство, социология Интернет, социальные группы, социальная стратификация.

Keywords: social space, Internet sociology, social groups, social stratification.

Одним из важнейших достижений, кардинально изменивших образ жизни человечества, является создание и развитие Всемирной паутины, или сети Интернет. Но еще в 1969 г., официально считающемся годом его зарождения, американские военные не могли и предположить, что компьютерная сеть, созданная для надежной передачи данных в случае военной агрессии со стороны Советского Союза, впоследствии образует глобальное информационное пространство, охватывающее уже к 2008 г. более 1,5 млрд пользователей по всему миру (более четверти населения планеты) и продолжающее динамично развиваться и по сей день.

С невероятной скоростью Интернет распространился и в России, так или иначе охватив бо-

© Наумов В. В., 2012 52

лее 70% населения страны, прочно войдя в нашу жизнь и став таким же обыденным явлением, как телефонная связь или телевизионное вещание. Этот новый феномен социального взаимодействия и социального общения с недавнего времени стал представлять большой социально-экономический интерес, однако, к сожалению, в Российской Федерации полномасштабные исследования социальной структуры аудитории Интернета проводились в достаточно ограниченном объеме. В социологической науке, за редким исключением, до сих пор господствует пренебрежительное отношение к Интернету и его аудитории. Во всяком случае, регулярных исследований социальных процессов в сети Интернет проводится крайне мало, а опросы, предлагаемые сегодня на большей части сайтов, имеют к научным исследованиям косвенное отношение. Исключением выступают отдельные эмпирические исследования, проводимые с 2007 по 2010 г. ВЦИОМ и в середине «нулевых» годов ФОМ и КОМКОН. Однако и здесь интерес представляет вовлеченность различных социальных страт реального мира в интернет-взаимодействие, но не стратификация, возникающая в интернет-сообществе и ее влияние на социальную структуру реальности.

Вместе с тем Интернет в России из сферы до-суговой и коммуникативно-развлекательной все более превращается в одно из ведущих социальных пространств, охватывающих, по экспертным оценкам, почти треть взрослых россиян. В интернет-пространство перемещают свои действия крупные и средние компании, политические партии, средства массовой информации. Столь массовое перемещение социальных и экономических факторов в новое коммуникативное пространство приводит к усилению его неоднородности. Возникает естественное расслоение интернет-аудитории. Однако структура этого социального расслоения и его влияние на стратификацию до сих пор не стали предметом специального научного исследования. Отсутствие систематически организованных позитивных исследований этой проблемы в нашей стране (до настоящего времени здесь господствуют философы) приводит к росту неопределенности и в разработке бизнес-стратегий, и в наших представлениях о социальной структуре общества в целом, формах организации групповой солидарности.

Представляется, что в Российской Федерации сложилась ситуация, когда Интернет воспринимается россиянами, во-первых, как источник информации, во-вторых - как средство связи, в-третьих - как мощный инструмент развития бизнеса и деловой активности и, наконец, в-четвертых -как источник развлечения [1].

В то же время практически нет специализированных социологических исследований в об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.