Литература:
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.garant.ru/ products/ ipo/prime/doc/71837200/(дата обращения - 08.06.2019).
2. Антипова, О.В., Игдырова, С.В., Мукминов, Р.Р. Предметные олимпиады как фактор одарённости учащейся молодежи в условиях взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы / О.В. Антипова, С.В. Игдырова, Р.Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. -Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч.5. - 328 с. - С. 9-16.
3. Антипова, О.В., Мукминов, Р.Р. Педагогические условия совершенствования предпрофильной подготовки в рамках взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы / О.В. Антипова, Р.Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. - Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч.1. - 498 с. - С. 13-17.
Педагогика
УДК: 378.147:811
доктор педагогических наук, профессор Ариян Маргарита Анастасовна
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород)
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматриваются пути реформирования современной образовательной парадигмы. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учебная дисциплина "Иностранный язык" рассматривается как средство формирования личности студентов. Иностранный язык, обладая значительным социализирующим потенциалом, позволяет студентам овладевать механизмами, нормами, стратегиями и тактиками социального взаимодействия. Исследование показало, что проблема личностного развития студентов должно быть тесно связано с развитием их гуманитарной культуры.
Ключевые слова: образовательная парадигма, формирование личности студента, социализирующий потенциал, механизмы социального развития, гуманитарная культура.
Annotation. This article looks at ways of modern educational paradigm reforming. According to new Federal State Educational Standards the academic subject "Foreign language" is viewed as a powerful means of forming a student's personality. A foreign language, having a great socializing potential, allows students to obtain mechanisms, norms, strategies and tactics of social interaction. Research shows that the problem of students' personal development should also be associated with the development of their humanitarian culture.
Keywords: educational paradigm, forming a student's personality, socializing potential, mechanisms of social development, humanitarian culture.
Введение. Ориентированность системы российского образования на вхождение в мировое образовательное пространство создаёт предпосылки для повышенного внимания к проблемам языкового образования в различных типах учебных заведений, в том числе, в неязыковых вузах. В современном изменчивом, многоязычном, поликультурном и неспокойном мире владение иностранными языками представителями различных профессиональных сообществ создаёт основу для сближения людей, стран, цивилизаций. Усиление взаимопонимания в значительной степени способствует предотвращению межэтнических, межкультурных конфликтов, обеспечению межнационального мира.
Решение задач, связанных с реализацией этой высокой миссии, предполагает непрерывный поиск путей совершенствования образовательной парадигмы. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения направлены на реализацию новой языковой политики, в основе которой требование достижения не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов. Языковое образование в неязыковом вузе должно создавать благоприятные условия для успешного профессионального роста и интеллектуального потенциала личности, её социального и гуманитарного развития.
В последние годы отмечается динамичная смена востребованных обществом профессий и соответствующих им компетенций. И это ставит перед системой отечественного образования новые серьезные задачи, решение которых должно быть обеспечено в процессе усвоения всей совокупности учебных дисциплин, включая иностранный язык. Изучение иностранного языка как средства овладения социальным опытом человечества может способствовать и овладению целым рядом важнейших стратегий: решение сложных проблем и принятие самостоятельных решений, управление людьми и сотрудничество, восполнение дефицита языковых средств при помощи мимики и жестов, учет межкультурных особенностей и др. Правильная организация процесса обучения иностранным языкам может также обеспечить условия для совершенствования способности критического мышления, развития эмоционального интеллекта, инициативности и когнитивной гибкости. Основными направлениями реформирования содержания образования принято считать его гуманизацию, экологизацию и социализацию.
Гуманизацию образования, которая рассматривается как важнейший фактор усиления гуманистических начал в обществе, связывают, прежде всего, с приоритетным изучением тематики, отражающей глобальные проблемы мирового сообщества на современном этапе его развития: отношения между странами и народами в культурном, моральном, гражданском аспектах и др. Понятие "гуманизация" применительно к учебному процессу по иностранному языку предполагает также особый благожелательный и доверительный климат на занятиях, демократический стиль общения, широкое использование гуманистических технологий и коллективных форм работы.
Экологизация образования направлена на создание в образовательном процессе условий, позволяющих молодежи осознавать и искать решение проблем взаимодействия человека и природы, человека и космоса,
использования природных ресурсов, зависимости выживания цивилизации от степени научной обоснованности действий и нравственности людей, действующих в этих сферах.
Социализация образования предполагает такое его реформирование, которое обеспечит обучающимся условия для усвоения элементов культуры, системы социальных норм и ценностей, приобретение социально ценных качеств и на этой основе их полноценное включение в общественную жизнь.
Изложение основного материала статьи. Изучение научной литературы по обозначенным проблемам позволяет говорить о разработанности научно-теоретических и организационно-методических основ образовательного процесса, обеспечивающих условия для подготовки в стенах университетов профессионалов нового поколения не только как носителей современной научно-технической информации, компетентных исследователей, но и специалистов, отличающихся гибкостью мышления, способностью самостоятельно ставить цели и намечать пути их достижения, творческим подходом к решению профессиональных задач, социальной ответственностью, инициативностью и способностью к саморазвитию.
В связи с изменившимся запросом общества в лингводидактике и методической науке в целом переосмысливаются ценности, цели, содержание, принципы, методы, средства и формы обучения иностранным языкам. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дисциплина "иностранный язык" стала рассматриваться как одно из приоритетных направлений высшего профессионального образования.
Полипредметная природа дисциплины "иностранный язык" делает возможной междисциплинарную организацию содержания обучения, позволяет осваивать законы общества, техники, природы на основе системного мышления. Используя приемы и технологии обучения, ориентированные на освоение методологии творческой деятельности, преподаватель иностранного языка может создать условия для формирования инновационных способностей личности, которые в наибольшей степени востребованы в настоящее время.
В новой парадигме высшего образования формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции осуществляется в логике контекстного обучения с использованием кейсовой технологии. Как известно, основой данной технологии выступает иноязычная коммуникативная деятельность, детерминированная определенным профессиональным контекстом. Повышение творческой активности и самостоятельности обучающихся осуществляется в ходе поиска путей решения актуальных проблем профессионального характера, презентации и обсуждения результатов исследования и, по справедливому утверждению М.И. Клюевой, в частности, "достигается за счет перехода от объяснительно репродуктивных к продуктивным и далее исследовательским кейсам, которые являются разновидностями коммуникативно-познавательных кейсов" [4, ^ 11]. Компетентностный и контекстный подходы к иноязычному образованию позволяют формировать в процессе обучения иностранному языку умения ставить и решать задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
Современный специалист должен обладать полноценной иноязычной профессионально-коммуникативной компетенцией, включающей владение умениями, необходимыми для понимания воспринятых на слух сообщений профессионального характера на иностранном языке, выражения собственных мыслей в устной и письменной формах, адекватного и уместного использования профессиональной терминологии в ходе делового и межличностного неформального общения, подготовки докладов и сообщений на профессиональные темы. Для эффективного формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в университетах создаётся информационно-образовательная среда, включающая материально-технический, организационно-содержательный и виртуальный компоненты), разрабатываются системы смешанного обучения, сочетающие ресурсы системы управления обучением Мудл и педагогические технологии, исследуются возможности, связанные с использованием социальных сетей на основе формирования учебной самостоятельности обучающихся и многое другое [6].
Все это призвано сделать выпускников университетов конкурентноспособными и востребованными на рынке труда.
Однако, как было отмечено выше, в общей профессиональной подготовке студентов современного неязыкового вуза должна присутствовать и другая значимая составляющая, которая характеризуется как гуманитарная. В соответствии с требованиями новых ФГОС одним из важнейших результатов высшего образования является личностное становление выпускника, связанное с утверждением гуманитарных ценностей, способности к взаимодействию и сотрудничеству, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Выделение этой составляющей повлекло за собой смену ориентиров в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Произошел переход от утилитарно-прагматических к гуманистическим целям образования, что связывают с формированием и развитием нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма. И это привело к осознанию учебной дисциплины "Иностранный язык" в структуре учебного плана как одной из наиболее значимых и востребованных.
В научно-педагогической литературе традиционно фиксируется высокий потенциал данной дисциплины в отношении личностного развития студентов. В последние годы в результате проведённых исследований стало очевидным, что обучение иностранным языкам должно выступать как механизм личностного развития студентов, в которое на правах компонента входит социальное развитие. Последнее означает, что в ходе овладения иностранным языком студенты осваивают принятые в том или ином культурном сообществе модели поведения. Это позволяет им накапливать опыт социального взаимодействия и приобретать качества, необходимые для социально адекватного общения в целях решения личностно и профессионально значимых задач.
В связи с этим в структуре профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов особое место заняла социальная компетенция, под которой следует понимать " готовность и способность к социально-адекватному взаимодействию с воображаемыми или реальными речевыми партнёрами, в том числе носителями изучаемого языка в условиях учебной или естественной языковой среды" [2, с. 13-14]. Иностранный язык, обладая значительным социализирующим потенциалом, предоставляет студентам широкие возможности для овладения основными приёмами и нормами, стратегиями и тактиками социального взаимодействия. В целом владение иностранным языком обеспечивает представлениям студентов о социальной действительности необходимую "объемность".
Социальное развитие личности студента протекает как процесс "совершенствования социально-ценных качеств личности по мере накопления, интеграции и активного воспроизводства социального опыта в рамках родной и иной культур, обеспечивающий возможность эффективной деятельности в социальной сфере" [2, с. 22]. Исследования в области социальной психологии показали, что нравственное, эстетическое, культурное, интеллектуальное и эмоциональное развитие осуществляется и "приобретают завершённый характер" только процессе социального развития. М.И. Бобнева отмечает: "Свидетельством роста личности в указанных направлениях является проявление соответствующих свойств в социальном поведении человека" [3].
Социально-развивающее обучение студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка базируется на следующих принципах:
а) вариативности условий социального взаимодействия студентов в учебной и естественной языковой среде;
б) преобладания самостоятельной, творческой учебной деятельности студентов, обеспечивающей возможность принятия ответственных решений, в том числе в социальной сфере;
в) отбора интересного, личностно и профессионально значимого содержания обучения иностранным языкам, способствующего расширению каталога деятельностей студентов;
г) организации овладения иностранными языками как процесса социального взаимодействия в ситуациях межкультурного общения;
д) приоритета приёмов и технологий, направленных на обогащение в ходе иноязычного общения социального опыта студентов.
Как известно, в психологической литературе отмечается зависимость направленности личности и динамики её развития от характера эмоциональных переживаний (Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.). Развитие происходит далеко не во всякой деятельности, а лишь в той, которая пронизана элементами творчества и вызывает у студента эмоциональный отклик. Поэтому обучение предполагает не только присвоение знаний, навыков, умений, формирование компетенций, но и изменения в эмоциональной сфере студента. Эмоциональные переживания личности являются одним из важнейших источников познания окружающего мира, формирования речемыслительной и интеллектуальной активности. Общение включает обмен эмоциональными состояниями и делает возможным установление необходимого эмоционального контакта. Полноценность иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции личности определяются, в частности, её способностью к эмоциональному общению, эмоциональной выразительности, которые, в свою очередь, свидетельствуют о коммуникативной состоятельности личности. В связи с этим отмечается особое значение использования эмоциогенных проблемных учебно-речевых ситуаций, которые стимулируют эмоциональный подъем, обогащают палитру переживаний студентов и обеспечивают условия для развития их эмоциональной сферы [1].
Проблему личностного, в частности, социального развития студента вуза в последние годы связывают также с развитием его гуманитарной культуры. Последняя понимается как "интегральная характеристика социально зрелой личности, которая включает систему гуманистических ценностных ориентаций и наиболее значимые проявления личности (коммуникативность, владение культурой мышления, художественная восприимчивость, способность к рефлексии, социальная субъектность), определяющие активно-деятельностное отношение личности к окружающему миру и человеку, её ключевые компетенции непрерывного самообразования, саморегуляции, самосовершенствования" [5, с. 16]. Гуманитарное развитие студентов требует построения учебного процесса по овладению иностранным языком в соответствии с принципами гуманизации, аксиологизации и ценностно-смысловой рефлексии.
Принцип аксиологизации обучения иностранным языкам предполагает отбор такого содержания обучения, которое позволяет погружать студента в социально-заостренные ситуации проблемного характера, требующие обозначения собственной социально-нравственной позиции. В таких ситуациях происходит формирование позитивных ценностных ориентаций студентов, нравственных представлений, взглядов и убеждений.
Сопоставление и сравнение системы ценностей родной и иноязычной культур создаёт благоприятные условия для формирования у студентов российской идентичности, а также иммунитета к разного рода манипулятивным воздействиям. Ценностно-смысловая рефлексия осуществляется в ходе обсуждения на занятиях по иностранным языкам широкого спектра личностно и социально значимых проблем.
Развивающее обучение студентов неязыкового вуза иностранным языкам осуществляется наиболее успешно в условиях непрерывной образовательной среды как средства выбора обучающимся собственной жизненной и образовательной траектории, что обеспечивает возможность иного восприятия окружающего мира, выхода на новый уровень взаимоотношений с ним в дальнейшем, в послевузовский период.
Выводы:
1. На современном этапе развития методической науки дисциплина "Иностранный язык" в системе вузовского образования рассматривается как мощный фактор социально-гуманитарного развития студентов, а соответствующие компетенции являются значимыми компонентами иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции специалиста.
2. В современной образовательной парадигме предъявляются очень высокие требования к профессионализму преподавателя иностранного языка. Необходимость реализации высокого потенциала данной дисциплины в отношении социально-гуманитарного развития студентов исключает бездумное прохождение учебника, формальное отношение к использованию информационных технологий, выполнение учебных действий, смысл и цель которых не осознаются в полной мере ни студентами, ни преподавателем. Полноправными авторами учебного занятия являются именно преподаватель, который хорошо понимает, какие цели он стремится реализовать на данном занятии, и его студенты, которые эти цели понимают и принимают. В ходе совместной деятельности они в состоянии "вдохнуть жизнь"в разнообразные средства обучения, целенаправленно и уместно пользоваться учебниками, а также информационно-коммуникационными технологиями не для "украшения" занятия, а для реализации конкретных, осмысленных практических и личностно-формирующих целей.
Литература:
1. Ариян М.А. Социально-эмоциональное развитие обучающихся средствами иностранного языка / Язык и культура. Научный журнал - 2017. - № 38. - С. 138-152.
2. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам: проектирование и реализация: Автореферат дис. ...д-ра пед наук. - Н. Новгород, 2009. - 43 с.
3. Бобнева, М.И. Социальное развитие личности: Психологическая проблема / М.И. Бобнева // Общественные науки. - 1980. - № 1. - С. 89-101.
4. Клюева, М.И. Коммуникативно-познавательные кейсы как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся в вузе по направлению подготовки "Туризм": Автореферат дис. ...канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2016. - 26 с.
5. Павлова, Л.В. Методическая система развития гуманитарной культуры студентов бакалавриата в компетентностной парадигме иноязычного образования: Автореферат дис. ...д-ра. пед. наук. - Н. Новгород, 2016. - 45 с.
6. Присмотрова, О.С. Формирование профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов нелингвистического вуза Автореферат дис. ...канд. пед. наук. -Н. Новгород, 2018. - 26 с.
Pedagogy
UDC: 796.925
candidate of Pedagogic Sciences, professor Akhatov Azat Munirovich
Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan); candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor Volchkova Venera Ildusovna Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan); candidate of Physical and Mathematical Sciences, associate Professor Akhmadiev Marat Gabdulbarovich Kazan National Research Technological University (Kazan)
PEDAGOGICAL ORGANIZATION OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF STUDENT-
ATHLETES IN WRESTLING ON BELTS
Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогической организации технико-тактической подготовки студентов-спортсменов в борьбе на поясах. Исследуются возможности формирования классификации технических элементов данного вида борьбы, которая дает представление о педагогической организации преемственности обучения разнообразным техническим приемам в борьбе на поясах не только относительно уровней, но и групп элементов.
Ключевые слова: педагогическая организация, борьба на поясах, техническая подготовка, тактическая подготовка в борьбе на поясах, студенты-спортсмены, технические приемы в борьбе на поясах.
Annotation. The article is devoted to the problem of the pedagogical organization of technical-tactical training of student-athletes wrestling on belts. The possibilities of forming the classification of technical elements in this type of fight, which gives an idea of the pedagogical organization of the continuity of training in various techniques in wrestling on belts, not only in relation to levels, but also groups of elements, are explored.
Keywords: pedagogical organization, wrestling on belts, technical training, tactical training in belt wrestling, student-athletes, techniques in wrestling on belts.
Introduction. Belt wrestling has long been known in the international arena as a sport uniting many national wrestling. In 2003, in order to bring the belt wrestling to the international arena, "uniform rules" were developed, based on the principle: to use techniques that do not lead to the injury of an opponent. Since December 2003, Championships, Cups and Championships of Russia, Continental Championships, Championships, Cups, Universiade and World Championships are held annually. The increased popularity of belt wrestling in many countries of the world is forcing specialists to reconsider their views on the pedagogical organization of wrestling techniques to improve the quality of the training process. In conditions of tough competition on the world stage, the criterion of the effectiveness of the pedagogical organization of training athletes is its effectiveness, which can be improved by searching for and implementing the optimal technique of technical and tactical training, which is of certain importance for the integrated training of athletes-students in wrestling. This question becomes the most relevant in the existing psychological and pedagogical conditions.
Formulation of the purpose of the article. The purpose of the article is to study the ways of the effectiveness of the pedagogical organization of technical and tactical training of student-athletes in wrestling on belts.
Objectives of the study:
1. To identify the most effective throws of students - athletes in the conditions of competition in wrestling.
2. Identify and group throw combinations.
3. Identify the conditions of execution of throws and their combinations.
4. To develop a methodology for the pedagogical organization of technical and tactical training of athletes-students.
5. To test the effectiveness of the developed methodology in a pedagogical experiment.
In the course of a long analysis of scientific and methodological literature, we reviewed the systems that are recommended for use in the process of pedagogical organization of teaching students technical and tactical actions. We analyzed programs for youth schools and schools for various types of wrestling; we developed a system of training sequence and improving the pedagogical organization of technical and tactical actions, taking into account the peculiarities of the rules of Greco-Roman, free-style wrestling, sambo and judo.
The novelty of the research lies in the fact that based on the methodology of the pedagogical organization of technical and tactical training of students-athletes of the Sports Academy there are studies of the technical and tactical activities of high-class athletes to identify the conditions for successful implementation of throw combinations in wrestling.
Presentation of the main material of the article. In our opinion, technical and tactical actions are considered learned when an athlete easily performs them in the ring with an equal or superior rival in terms of fitness. Therefore, the main tool of the pedagogical organization of improving and consolidating the mastered technical-tactical action as the main attacking action is its use in training and competitive fights. The modern system of pedagogical organization