Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТОРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербинская Е.С., Сычик С.И., Косова А.С., Ключенович В.И.

Модернизация социально-гигиенического мониторинга в Республике Беларусь предусматривает применение индикаторов управленческих решений на основе сравнительного территориально-ориентированного эпидемиологического анализа неинфекционной заболеваемости и интегральной индикации уровня здоровья на административной территории. Это позволяет давать комплексную характеристику окружающей среды и факторов, детерминирующих риски здоровью на популяционном уровне, и разрабатывать межсекторальные планы действий по профилактике болезней и формированию здорового образа жизни для достижения целей устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербинская Е.С., Сычик С.И., Косова А.С., Ключенович В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND HYGIENIC MONITORING AND ITS ROLE IN IMPLEMENTING THE GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The modernization of socio-hygienic monitoring in the Republic of Belarus provides for the use of indicators of management decisions based on a comparative territorially oriented epidemiological analysis of non-infectious morbidity and an integral indication of the level of health in the administrative territory. This allows a comprehensive characterization of the environment and factors that determine health risks at the population level, and the development of intersectoral action plans for disease prevention and healthy lifestyles to achieve the Sustainable Development Goals.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 614.2/.4

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Щербинская Е.С.1, Сычик С.И.1, Косова А.С.2, Ключенович В.И. 2

1Республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр гигиены»,

Минск, Республика Беларусь 2ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»,

Минск, Республика Беларусь

Модернизация социально-гигиенического мониторинга в Республике Беларусь предусматривает применение индикаторов управленческих решений на основе сравнительного территориально-ориентированного эпидемиологического анализа неинфекционной заболеваемости и интегральной индикации уровня здоровья на административной территории. Это позволяет давать комплексную характеристику окружающей среды и факторов, детерминирующих риски здоровью на популяционном уровне, и разрабатывать межсекторальные планы действий по профилактике болезней и формированию здорового образа жизни для достижения целей устойчивого развития. Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, цели устойчивого развития, индикаторы управленческих решений.

Для цитирования: Щербинская Е.С., Сычик С.И., Косова А.С., Ключенович В.И. Социально-гигиенический мониторинг и его роль в реализации целей устойчивого развития. Медицина труда и экология человека. 2020; 4:141-146

Для корреспонденции: Щербинская Елизавета Сергеевна, младший научный сотрудник клинической лаборатории профилактической медицины государственного предприятия «НПЦГ», e-mail: lizashcherbinskaya@gmail.com.

Финансирование: исследование выполняется при финансовой поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2411 -3794-2020-10419

SOCIAL AND HYGIENIC MONITORING AND ITS ROLE IN IMPLEMENTING THE GOALS

OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT Shcherbinskaya L.S. 1, Sychik S.I. 1, Kosova A.S.2, Klyuchenovich V.I. 2

Scientific and Practical Centre of Hygiene, Minsk, Belarus 2Republican Center of Hygiene, Epidemiology and Public Health, Minsk, Belarus

The modernization of socio-hygienic monitoring in the Republic of Belarus provides for the use of indicators of management decisions based on a comparative territorially oriented epidemiological analysis of non-infectious morbidity and an integral indication of the level of health in the administrative territory. This allows a comprehensive characterization of the environment and factors that determine health risks at the population level, and the development of intersectoral action plans for disease prevention and healthy lifestyles to achieve the Sustainable Development Goals.

Key words: socio-hygienic monitoring, The Sustainable Development Goals, indicators of management decisions.

Citation: Shcherbinskaya E. S., Sychik S. I., Kosova A. S.1, Klyuchenovich V. I. Social and hygienic monitoring and its role in implementing the goals of sustainable development. Occupational Health and Human Ecology. 2020; 4:141-146

Correspondence: Elizaveta S. Shcherbinskaya, Junior Researcher, Clinical Laboratory of Preventive Medicine, State Enterprise "NPTsG", e - mail: lizashcherbinskaya@gmail.com Financing: The study is carried out with the financial support of the Ministry of Health of the Republic of Belarus.

Conflict of interest: The authors declare no conflict of interest. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2411 -3794-2020-10419

Устойчивое развитие - это гармония со средой обитания, когда при использовании любого социального и природного ресурса учитываются, в первую очередь, не экономические интересы, а факторы и условия, способные повлиять на человека, его здоровье, условия его жизнедеятельности и экологию [1].

С присоединением к глобальным целям устойчивого развития (ЦУР) и взятым по ним обязательствам для Республики Беларусь открываются новые возможности в области сохранения и укрепления состояния здоровья населения. В рамках реализации цели №3 -обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте Министерству здравоохранения Республики Беларусь (МЗ РБ) делегированы 13 показателей, достижение которых контролируется и отслеживается с помощью 27 национальных индикаторов. При определении модели устойчивого развития территории в области управления общественным здравоохранением интегрируются три составляющие: первая - это достижение медико-демографической устойчивости территории; вторая - это реализация на территории государственной политики по оздоровлению среды обитания, профилактике болезней и формированию у населения здорового образа жизни (ЗОЖ); третья - это обеспечение устойчивости функционирования самого сектора здравоохранения.

Для реализации данной модели инвестиции в здравоохранение, медицинскую профилактику и снижение поведенческих и биологических факторов рисков здоровью должны становиться важной частью эффективной социальной политики государства [2] при обеспечении обязательного тесного межведомственного взаимодействия всех партнеров в государственной, экономической, социальной и природоохранной сферах.

Разработка на этой основе комплекса мер, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний, включающих мощные социальные механизмы для мотивации населения к ЗОЖ, и будет способствовать повышению устойчивости развития административной территории [3].

Реализация потенциала межведомственного взаимодействия наиболее эффективно может быть обеспечена путем усиления роли административного ресурса в части планирования здоровьесберегающих мероприятий, их финансового и правового обеспечения, что позволит повысить эффективность выполнения комплекса мер по предупреждению распространения неинфекционных заболеваний, а теперь и в контексте достижения ЦУР.

В соответствии с вышеуказанными задачами МЗ РБ проводит модернизацию социально-гигиенического мониторинга (СГМ). Технологически модернизация предусматривает применение принципа анализа складывающейся социально-гигиенической ситуации по индикаторам управленческих решений с поэтапным внедрением современных технологий интегральных оценок уровня здоровья.

Цель работы - разработать теоретическую базу для применения индикаторов управленческих решений для административных территорий в области мероприятий по первичной профилактике и формированию ЗОЖ.

Материалы и методы

Индикаторы управленческих решений - это показатели, получаемые по утвержденным и апробированным на официальном уровне методикам сбора информации из официальных статистических данных, которые ориентированы на достижение эффективности управления в том случае, если управленческие решения на соответствующей административной территории будут основаны на результатах оценки величины этих показателей, их динамики, выводов и прогноза по выбранным критериям [4].

Для подготовки предложений по управленческим решениям в области мероприятий по первичной профилактике и формированию ЗОЖ используются индикаторы, рассчитанные по результатам идентификации факторов риска распространения болезней, комплексной оценки состояния здоровья населения и степени распространенности поведенческих и биологических факторов риска.

Центры гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) в настоящее время используют два блока индикаторов: для управленческих решений, направленных на улучшение здоровья населения на популяционном уровне, и для обоснования направленности мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2018 году для достижения ЦУР МЗ РБ инициировало проведение научных исследований в области методологии комплексной оценки состояния здоровья населения при проведении СГМ на основе оценки территориальной однородности демографических и эпидемических процессов с применением методов дискретного пространственного моделирования в интеграции с анализом социально-экономических показателей.

В рамках данных исследований на основе теоретического анализа статистических характеристик, необходимых для применения при разработке методики интегральной оценки уровня здоровья, будет научно обоснован априорный перечень социально-гигиенических параметров, подлежащих агрегированию в интегральный индекс, прогнозирующий состояние здоровья населения, проживающего на административной территории.

Применение индикаторов управленческих решений и методов эконометрического измерения уровня общественного здоровья для обоснования таких решений обеспечивает социально-гигиеническую паспортизацию административных территорий. При этом повышается эффективность использования результатов СГМ в системе работы по достижению имеющих отношение к здоровью населения конкретных показателей ЦУР. Такой поход позволит системе здравоохранения в качестве организационной платформы для улучшения здоровья населения предлагать местным органам власти и ведомствам проекты планов действий по профилактике болезней и формированию ЗОЖ.

Подготовка таких планов закладывает реальные механизмы управления ответственностью субъектов социально-экономической деятельности за недопущение распространения болезней и поведенческих рисков среди населения как важной составляющей достижения социально-экономической устойчивости развития административной территории.

В рамках модернизации дальнейшее развитие СГМ определено по четырем составляющим: организационная, аналитическая, информационная и технологическая [5]. Организационные решения и методические подходы, используемые в процессе модернизации СГМ, легли в основу нормативного правового акта МЗ РБ, утвердившего систему работы органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, по реализации ЦУР (далее - система) (рис. 1).

С ОШ1 ^1ЬНО-Г11ГГ1ЕШГ1ГС К1Ш ПАСПОРТ АЛ^ ШНИСТРАПШНОЙ ЕЕ КРИТ ОРИИ (МДС + С± _М + зпидйшпн: НПЗ + оценка поЕе^енческнх рнсков) ■-1-1-

ИНДИКАТОРЫ ^ПР.1В.ТГНЧЕ сългх РЕШЕНИЙ |ТТ>Т| ИНДЕКС ЦОРОВЬЯ -1-1-, ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧ1СКНХ РИСКОВ

ИНТЕГТ.^ТЬНЫЙ ИНДЕКС

1 ГРУППИРОВКА ИУ1Н

Показэт елн Ц ел ей устойчивого развития: ГЧЪЗ, ЛЪ-б^ .74? Т, 6К1 УЗЗ-о-*м. С 7 012.

пр о е ест План а л ейств ий по прпфила ест ике Яолез ней в формированию здорового образа жизни Ф'ЮЖдля достижения Целе й у с той ч н во го р а з в п т ия

Рис. 1. Система работы органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, по реализации ЦУР

Система устанавливает следующий порядок интеграции работы ЦГиЭ с задачами по достижению показателей ЦУР. В рамках осуществления СГМ специалистами территориальных центров гигиены и эпидемиологии на основании эпидемиологического анализа неинфекционной заболеваемости, расчета интегральных индексов уровня здоровья и анализа социально-экономической информации определяется медико-демографический статус территории и устанавливаются территориальные риски здоровью.

Затем на основе индикаторов управленческих решений, сгруппированных по каждому делегированному для мониторинга показателю ЦУР, готовится проект Плана действий для внесения на рассмотрение и принятие в установленном порядке Советом депутатов территории. Дальнейшая работа с Планом действий осуществляется в рамках дифференцированного государственного санитарного и эпидемиологического надзора, а также санитарно-эпидемиологического аудита.

Основным документом, объединяющим базу данных СГМ с банком данных предельных значений показателя, является «Программа достижения показателя Целей устойчивого развития» (далее - Программа). Программа состоит из трех разделов.

Раздел I «Стартовые позиции Республики Беларусь по достижению показателя ЦУР» включает характеристику (описание назначения) показателя ЦУР и задачи, решаемые в

области устойчивого развития при его реализации, а также динамическую статистическую характеристику показателя ЦУР с 2012-2013 годов по настоящее время.

Раздел II «Проблемный анализ достижения показателя ЦУР» содержит проблемные вопросы и анализ причин, определяющих наличие (создающих условия) данной проблемы («дерево» проблемы), а также предлагает логистическую схему и уровни действий (проведения мероприятий) в рамках каждой проблемы и причин, ее создавших.

В разделе III «Анализ прогресса (этапов) достижения показателя ЦУР на период до 2030 года» проводится группировка индикаторов управленческих решений и сопоставляется достигнутый уровень прогресса по показателю ЦУР в территориально-распределенном формате, определяется потенциал территории по степени достижимости показателя ЦУР, проводится сравнительная характеристика потенциала территории с международными трендами, определяются этапы (краткосрочный, долгосрочный, перспективный), интервалы по времени достижения (годы) и целевые уровни (в цифровом формате) движения к достижению показателя ЦУР до 2030 года. Заключение

Осуществление СГМ с применением индикаторов управленческих решений, основанных на территориально-ориентированном анализе складывающейся социально-гигиенической ситуации, идентификации рисков распространения неинфекционных болезней среди населения и расчете интегральных индексов уровня здоровья населения, повышает эффективность планирования и реализации профилактических мероприятий на популяционном уровне, а также мероприятий по формированию ЗОЖ среди населения для достижения ЦУР Республики Беларусь.

Список литературы:

1. Мельниченко П.И. [и др.] Общая гигиена. Социально-гигиенический мониторинг: учеб. для вузов; под ред. П.И. Мельниченко. М.: Практ. медицина, 2015: 511.

2. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2015 года. Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1. Дата доступа: 29.07.2019.

3. Неинфекционные заболевания и психическое здоровье. Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. План действий на 20132020 гг. Женева: Всемирная организация здравоохранения. 2014: 114.

4. Ключенович В. И. Общественное здоровье: подходы к моделированию системы управления. Минск: «Бел НИЦ «Экология». 2012: 240.

5. Стартовые позиции Беларуси по достижению Целей устойчивого развития: сб. материалов. Минск: РИФТУР ПРИНТ. 2014: 131.

6. Шарабчиев Ю.Т. Общественное здоровье нации и индивидуальное здоровье личности. Медицинские новости. 2015; 3: 18-25.

References:

1. Melnichenko P.I., et al. General hygiene. Social and hygienic monitoring: textbook for universities. M.: Practice medicine; 2015: 511.

2. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development [Electronic resource]: Resolution of the UN General Assembly on September 25, 2015. Mode of access: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1. Date of access: 29.07.2019.

3. WHO. Non-communicable diseases and mental health. Global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases. Action plan for 2013 - 2020. Geneva; 2014: 114.

4. Klyuchenovich V. I. Public health: approaches to modeling the management system: monograph. Minsk: "Bel Research Center" Ecology "; 2012: 240.

5. Starting positions of Belarus in achieving the Sustainable Development Goals [editorial]. Minsk: RIFTUR PRINT; 2014:131.

6. Sharabchiev Yu.T. Public health of the nation and individual health of the individual. Medical News. 2015; 3:18-25.

Поступила/Received: 02.10.2020 Принята в печать/Accepted: 23.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.