Научная статья на тему 'Социально-гигиеническая характеристика школьников и дошкольников с цефалгическим синдромом'

Социально-гигиеническая характеристика школьников и дошкольников с цефалгическим синдромом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ЦЕФАЛГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕСТ ЛЮШЕРА / ТЕСТ ШУЛЬТЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ АНАМНЕЗ / КОНФЛИКТНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толмачев Денис Анатольевич, Бадерутдинова Исламия Ранифовна, Султанова Регина Рамзиловна

В статье исследуются причинно-следственная связь и частота встречаемости цефалгического синдрома у современных дошкольников и школьников, оценка эффективности работоспособности у дошкольников и школьников с цефалгическим синдромом, в зависимости от психоэмоционального состояния и социального анамнеза, выясняется связь головных болей с социальным анамнезом, с интернет-зависимостью, выявляется связь цефалгического синдрома с конфликтностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толмачев Денис Анатольевич, Бадерутдинова Исламия Ранифовна, Султанова Регина Рамзиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиеническая характеристика школьников и дошкольников с цефалгическим синдромом»

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКОВ И ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕФАЛГИЧЕСКИМ

СИНДРОМОМ Толмачев Д.А.1, Бадерутдинова И.Р.2, Султанова Р.Р.3

'Толмачев Денис Анатольевич — доцент;

2Бадерутдинова Исламия Ранифовна — студент;

3Султанова Регина Рамзиловна - студент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, педиатрический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ижевск

Аннотация: в статье исследуются причинно-следственная связь и частота встречаемости цефалгического синдрома у современных дошкольников и школьников, оценка эффективности работоспособности у дошкольников и школьников с цефалгическим синдромом, в зависимости от психоэмоционального состояния и социального анамнеза, выясняется связь головных болей с социальным анамнезом, с интернет-зависимостью, выявляется связь цефалгического синдрома с конфликтностью.

Ключевые слова: цефалгический синдром, работоспособность, тест Люшера, тест Шульте, психоэмоциональное состояние, социальный анамнез, конфликтность, успеваемость.

Работоспособность - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Нарушения умственной работоспособности наиболее ярко проявляются в клинической картине цефалгического синдрома, проявляющегося повышенной утомляемостью, истощаемостью нервно-психических процессов. В результате этого нарушается нормальное течение познавательных процессов. На первый план выходят нарушения произвольного внимания: нарастают рассеянность, отвлекаемость, затрудняется сосредоточение. Появляется функциональное затруднение запоминания и активного воспроизведения, сочетающееся с затруднением осмысления материала.

Поведение таких детей отличается нетерпеливостью, быстрым истощением целенаправленной активности, что сопровождается неустойчивостью способов деятельности, недоведением начатого дела до конца.

Цель нашей работы: провести исследование школьников и дошкольников на базе неврологического отделения Республиканской детской клинической больницы и Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики Детской городской больницы № 3 «Нейрон». Выявить как часто неблагоприятный социальный анамнез и психоэмоциональная перенапряженность является этиологическим возникновением фактора цефалгического синдрома и как часто цефалгический синдром выступает следствием снижения эффективности работоспособности.

Задачи:

1. Оценить работоспособность с цефалгическим синдромом у школьников и дошкольников.

2. Оценить психоэмоциональное состояния.

3. Проанализировать социальный анамнез у школьников и дошкольников.

Материалы и методы обследования: Проанализировали истории болезни 90 детей с синдромом цефалгии с 2016 по 2017 г находившихся на стационарном лечении в Республиканской детской клинической больницы неврологическом отделении и Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики Детской городской больницы №3 «Нейрон». Провели тестирование Шульте и Люшера для определения эффективности работоспособности и психоэмоционального состояния дошкольников и школьников и провели анкетирование для определения конфликтности, успеваемости в школе и оценить социальный анамнез.

Результаты исследования: В ходе исследования были выявлены следующие данные: из 90 исследованных: мальчики составили 41%, девочки 59%. Анализируя данные анкеты, мы выявили 3 параметра: успеваемость в школе, конфликтность и социальный анамнез. 67% детей имеют плохую успеваемость в школе, 12% имеют конфликтность с родителями, друзьями и с учителями в школе, 21% имеют неблагополучный социальный анамнез. По данным теста Люшера у 47%

незначительная тревожность (оценивается от 1 до 2б), у 40% наблюдается эмоциональная напряженность (оценивается от 3 до 6 баллов), у 13% состояние дезадатации (7-10б), и с результатом крайней дезадаптации детей не встречалось. По тесту Шульте оценивали эффективность работоспособности, и результаты таковы: у 10% работоспособность оценивается как отличная, у 6% результат хорошо, у 49% удовлетворительно, у 4% неудовлетворительно, и есть дети с очень плохой эффективностью работоспособности, что составляет 31%.

Подводя итоги нашей работы, выяснилось, что цефалгический синдром сопровождается снижением работоспособности у детей, а так же выяснили, что определенную в роль в развитии цефалгического синдрома играет неблагополучие социального анамнеза и психоэмоционального состояния, в связи с этим хотим предоставить следующие рекомендации [1, с. 356].

1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать.

2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть.

3. Чередование умственной и физической работы, занятия спортом и прогулка на свежем воздухе ежедневно.

4. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.

5. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы постизометрической релаксации, и неотъемлемой частью профилактики цефалгического синдрома является проведение в школах между уроками гимнастических упражнений.

Список литературы

1. Петрухин A.C. Детская неврология. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. С. 356-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.