Научная статья на тему 'Особенности цефалгического синдрома у дошкольников и школьников'

Особенности цефалгического синдрома у дошкольников и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕФАЛГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / КОНФЛИКТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ АНАМНЕЗ / ТЕСТ КИМБЕРЛИ ЯНГ / ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толмачев Денис Анатольевич, Бадерутдинова Исламия Ранифовна, Султанова Регина Рамзиловна

В статье исследуются причинно-следственная связь и частота встречаемости цефалгического синдрома у современных дошкольников и школьников. В зависимости от их образа жизни и социального анамнеза, выделяются наиболее часто встречаемые типы головных болей, выясняется связь головных болей с социальным анамнезом, с интернет зависимостью, выявляется связь цефалгического синдрома с конфликтностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толмачев Денис Анатольевич, Бадерутдинова Исламия Ранифовна, Султанова Регина Рамзиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности цефалгического синдрома у дошкольников и школьников»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕФАЛГИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ

1 2 3

Толмачев Д.А. , Бадерутдинова И.Р. , Султанова Р.Р.

1Толмачев Денис Анатольевич - доцент;

2Бадерутдинова Исламия Ранифовна - студент;

3Султанова Регина Рамзиловна - студент, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, педиатрический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ижевск

Аннотация: в статье исследуются причинно-следственная связь и частота встречаемости цефалгического синдрома у современных дошкольников и школьников. В зависимости от их образа жизни и социального анамнеза, выделяются наиболее часто встречаемые типы головных болей, выясняется связь головных болей с социальным анамнезом, с интернет зависимостью, выявляется связь цефалгического синдрома с конфликтностью.

Ключевые слова: цефалгический синдром, конфликтность, социальный анамнез, тест Кимберли Янг, интернет зависимость, стандартизированный опросник.

Здоровье детей и подростков является богатством нации. Формирование здорового поколения является обязанностью взрослого поколения. В формировании здоровья ребенка особое место занимают школьные факторы, его окружение т.к. в период обучения дети подвергаются различным психическим, психологическим, физическим нагрузкам которые при неправильной организации обучения, несбалансированного режима труда и отдыха оказывают негативное воздействие на состояние школьников и дошкольников. В последние годы в статистических данных наблюдается рост детей с цефалгическим синдромом, чаще всего причиной становится интернет зависимость. Цефалгический синдром является одной из значимых проблем школьного периода, распространенность ее колеблется в широком диапазоне от 6,8% до 70%.

Цель нашей работы: провести исследование школьников и дошкольников на базе неврологического отделения Республиканская Детская Клиническая Больница и Бюджетное учреждение Здравоохранения Удмуртской Республики Детская Городская Больница №3 «Нейрон» с головными болями, оценить возрастно-половую структуру и изучить причинно-следственную связь.

Задачи:

1. Выявить этиологические факторы головных болей.

2. Выявить зависимость между головными болями с образом жизни и интернет зависимостью.

3. Оценить социальный анамнез у школьников и дошкольников.

Материалы и методы обследования: Проанализировали истории болезни 90 детей с синдромом цефалгии с 2016 по 2017 г., находившихся на стационарном лечении в Республиканской детской клинической больнице в неврологическом отделении и в Бюджетном учреждении Здравоохранения Удмуртской Республики в Детской Городской Больнице № 3 «Нейрон». Провели тестирование Кимберли Янг для определения интернет зависимости дошкольников и школьников и провели анкетирование для определения конфликтности, успеваемости в школе и оценить социальный анамнез, продемонстрировали детям стандартизированный опросник для выявления типов ГБ

Результаты исследования: В ходе исследования были выявлены следующие данные: из 90 исследованных: мальчики составили 41%, девочки 59%. Из всех типов головных болей среди обследованных по стандартизированному опроснику выяснилось, что

105

наиболее часто встречается 5 типов головных болей, но с разной частотой встречаемости. Это мигрень, головные боли напряжения, сосудистая вертеброгенная головная боль, органическая патология и кластерные головные боли. Самая высокая частота встречаемости у ГБ типа мигрень, что составило 58%, сосудистая вертеброгенная 23%, на долю ГБН приходится 10%, органическая патология составляет 7%, кластерные 2%. Выходя из истории болезни у 28% детей имеется наследственная предрасположенность. По данным теста Кимберли у обследованных нами детей с головными болями у 79% имеется интернет-зависимость, 21% детей интернет зависимости не имеют. Анализируя данные анкеты, мы выявили 3 параметра: успеваемость в школе, конфликтность и социальный анамнез. 67% детей имеют плохую успеваемость в школе, 23% имеют конфликтность с родителями, друзьями и с учителями в школе, 59% имеют неблагополучный социальный анамнез [1, с. 145].

Подводя итоги нашей работы, выяснилось, что цефалгический синдром в большинстве случаев является следствием неправильного несбалансированного режима труда и отдыха, а также особую роль играет интернет-зависимость и неблагополучие социального анамнеза, в связи с этим хотим предоставить следующие рекомендации:

1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать.

2. В школе, совместно с психологом, провести тесты для определения интернет зависимости, и провести мероприятия помогающие выйти из этой ситуации.

3. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть.

4. Чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.

5. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.

6. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы постизометрической релаксации, и неотъемлемой частью профилактики цефалгического синдрома является проведение в школах между уроками гимнастических упражнений.

Список литературы

1. Сергиенко М.Б., Бондаренко И.Б. Математическая статистика в клинических

исследованиях. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007. С. 145-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.