Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
374
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ПОСТКОВИДНЫЙ МИР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ КОНТРОЛЬ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крайнов Андрей Леонидович

В статье проводится социально-философский анализ влияния пандемии коронавируса на бытие человека. Рассматриваются разные взгляды на данный феномен, как положительные, основанные на вере в научно-технический прогресс и развитие новых нано- и биомедицинских информационных и когнитивных технологий, с помощью которых вирус будет побежден, так и отрицательные, базирующиеся на предубеждении о мировом заговоре и цифровом тоталитаризме, о деградации человечества под воздействием новых информационных технологий. До сих пор нет единого мнения по поводу данного явления: как оно возникло и какие перспективы ожидают человечество. Затянувшаяся пандемия коренным образом изменила привычный миропорядок в глобальном масштабе. Особенно настораживают прогнозы о постоянном возобновлении болезни, что означает изменение социального бытия не в количественном, а в качественном аспекте. Новые социальные нормы сформируют новое социальное поведение и со временем институционализируют его. Пандемия явилась катализатором цифровизации во всех сферах общественной жизни: от обучения и досуга до производственной деятельности. Дистанционный способ социального бытия порождает новые социальные стереотипы, создает новую социальную реальность. Данные тенденции нуждаются в философском осмыслении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Крайнов Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF A HUMAN EXISTENCE IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The article provides a socio-philosophical analysis of the impact of the coronavirus pandemic on human existence. Various views on this phenomenon are considered, both positive, based on the belief in scientific and technological progress and the development of new nanobiomedical information and cognitive technologies, with the help of which the virus will be defeated, and negative, based on the prejudice of a global conspiracy and digital totalitarianism, of the degradation of humanity under the influence of new information technologies. There is still no consensus about this phenomenon: how it arose and what prospects await humanity. The protracted epidemic has radically changed the usual world order on a global scale. The forecasts of a constant recurrence of the disease are especially alarming, which means a change in social life not in a quantitative, but in a qualitative aspect. New social norms will shape new social behavior and institutionalize it over time. The pandemic has been a catalyst for digitalization in all spheres of public life: from education and leisure to production activities. The distant way of social life gives rise to new social stereotypes, creates a new social reality. These tendencies require philosophical understanding.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

Л. Л. Крайнов. Социально-философское осмысление бытия человека в условиях пандеми

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 143-147 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 143-147

Научная статья УДК 101.1:316

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-143-147

А. Л. Крайнев

Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл., д. 1

Крайнов Андрей Леонидович, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук, krainoval@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0002-2129-0065

Аннотация. В статье проводится социально-философский анализ влияния пандемии коронавируса на бытие человека. Рассматриваются разные взгляды на данный феномен, как положительные, основанные на вере в научно-технический прогресс и развитие новых нано- и биомедицинских информационных и когнитивных технологий, с помощью которых вирус будет побежден, так и отрицательные, базирующиеся на предубеждении о мировом заговоре и цифровом тоталитаризме, о деградации человечества под воздействием новых информационных технологий. До сих пор нет единого мнения по поводу данного явления: как оно возникло и какие перспективы ожидают человечество. Затянувшаяся пандемия коренным образом изменила привычный миропорядок в глобальном масштабе. Особенно настораживают прогнозы о постоянном возобновлении болезни, что означает изменение социального бытия не в количественном, а в качественном аспекте. Новые социальные нормы сформируют новое социальное поведение и со временем институционализируют его. Пандемия явилась катализатором цифровизации во всех сферах общественной жизни: от обучения и досуга до производственной деятельности. Дистанционный способ социального бытия порождает новые социальные стереотипы, создает новую социальную реальность. Данные тенденции нуждаются в философском осмыслении.

Ключевые слова: пандемия коронавируса, постковидный мир, информационные технологии, цифровой контроль, самоизоляция, дистанционное обучение, дистанционное образование

Для цитирования: Крайнов А. Л. Социально-философское осмысление бытия человека в условиях пандемии коронавируса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 143-147. https://doi. org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-143-147

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-143-147

Social and philosophical understanding of a human existence in the context of the coronavirus pandemic A. L. Kraynov

Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov, 1 Theatre Squ., Saratov 410012, Russia Andrey L. Kraynov, krainoval@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0002-2129-0065

Abstract. The article provides a socio-philosophical analysis of the impact of the coronavirus pandemic on human existence. Various views on this phenomenon are considered, both positive, based on the belief in scientific and technological progress and the development of new nano-biomedical information and cognitive technologies, with the help of which the virus will be defeated, and negative, based on the prejudice of a global conspiracy and digital totalitarianism, of the degradation of humanity under the influence of new information technologies. There is still no consensus about this phenomenon: how it arose and what prospects await humanity. The protracted epidemic has radically changed the usual world order on a global scale. The forecasts of a constant recurrence of the disease are especially alarming, which means a change in social life not in a quantitative, but in a qualitative aspect. New social norms will shape new social behavior and institutionalize it over time. The pandemic has been a catalyst for digitalization in all spheres of public life: from education and leisure to production activities. The distant way of social life gives rise to new social stereotypes, creates a new social reality. These tendencies require philosophical understanding. Keywords: coronavirus pandemic, post-covid world, information technology, digital control, self-isolation, e-learning, e-education

For citation: Kraynov A. L. Social and philosophical understanding of a human existence in the context of the coronavirus pandemic. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 143-147 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-143-147

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Социально-философское осмысле! бытия человека в условиях пандемии коронавируса

© Крайнов Л. Л, 2021

Актуальность исследования обусловлена сложной эпидемиологической обстановкой во всем мире. Пандемия коронавируса не только влияет на физическое состояние человека, превращая здорового в больного, но и способствует глобальным социальным изменениям, имеющим неуклонную тенденцию к трансформации их в норму. В практику повседневности социального бытия вошли такие новшества, как обязательное ношение масок и соблюдение социальной дистанции, постоянное измерение температуры и дезинфекция рук, увеличение доли удаленной учебы и работы. С учетом того, что ученые не могут прогнозировать дату окончательной победы над коронавирусом, данные новшества имеют все основания для частичной или полной институци-онализации.

Цель исследования - анализ влияния пандемии коронавируса на бытие человека.

Новизна исследования заключается в философском осмыслении возможных позитивных и негативных сценариев дальнейшего развития человечества. На данный момент невозможно предугадать степень влияния эпидемии на общество, что порождает неопределенность как в оценке данного феномена, так и в социальном прогнозировании. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке курсов по социальной философии.

Охватившая мир пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в социальное бытие. Активно заявляют о себе понятия «пост-ковидное общество» и «постковидный мир», что свидетельствует об укоренении в общественном сознании новых социальных норм [1, с. 118]. Постоянное экзистенциальное ожидание повторяющихся волн эпидемии формирует новые паттерны социального поведения в сознании человека. Они не только усиленно транслируются в СМИ или местах продаж, но и активно применяются в наружной социальной рекламе. В центре Саратова появилось граффити «против коронавируса» в стиле стрит-арт, на котором изображено женское лицо в защитной медицинской маске [2]. Оно нарисовано краской на торце девятиэтажного жилого дома во всю высоту, что означает долговечность проекта, следовательно, рассчитано на формирование нового стандарта социального поведения. Идея граффити - не забывать носить маски даже после окончания эпидемии. Медицинская маска, таким образом, становится неотъемлемой частью постковидного мира, нормой социального поведения, а ее отсутствие приравнивается к девиации.

К другим новшествам постковидного бытия человека относятся: социальная дистанция,

деглобализация в экономике, запрет массовых мероприятий, цифровой контроль. Введенные в повседневное бытие человека данные меры настолько чужды традиционному межличностному общению, что породили массу конспирологиче-ских теорий. Противники новшеств наибольшую угрозу для человечества видят в переходе на дистанционные способы учебы и работы, полагая, что данная тенденция приведет к необратимым социальным последствиям: к деградации в первом случае и массовыми сокращениями во втором. Все это будет происходить под неусыпным цифровым контролем, идея развития которого получила мощный импульс в виде пандемии.

Действительно, вынужденная самоизоляция послужила толчком к развитию информатизации и цифровизации общества, поставив человечество в новые условия существования, детерминированные уровнем совершенствования цифровых технологий, с одной стороны, и знаниями, умениями и навыками работы человека с ними, с другой. Таким образом, постковидная реальность продолжила философский спор между техническими оптимистами и пессимистами с новой силой.

Основные риски тотальной информатизации общества представители технического пессимизма связывают главным образом с идеей цифрового контроля. Она воплощается в отслеживании потенциальных носителей коронавируса по мобильным устройствам, введении СМС-пропусков, мониторинге активности обучающихся и преподавателей в электронной образовательно-информационной среде, увеличении количества камер распознавания лиц и станций связи стандарта 50 в городской инфраструктуре, возникновении Интернета вещей, создании умной пыли и разбрасывании ее с самолетов. Если последняя позиция является пока больше предметом научно-технической фантастики, хотя активно разрабатывается, то все остальное постепенно и успешно внедряется в повседневную жизнь человека, не без основания вызывая опасения.

Сегодня в СМИ и научную литературу прочно вошло понятие цифрового тоталитаризма как апофеоза применения цифрового контроля над обществом [3]. Источником применения и распространения данной технологии большинство журналистов и ученых склонны считать Китай - как страну-лидер в области цифрови-зации, успешно реализовавшую систему социального кредита. По мнению М. Р. Арпентьевой, люди, не вписывающиеся в китайскую систему социального кредита, выбраковываются, ста-

А. Л. Крайнов. Социально-философское осмысление бытия человека в условиях пандемии

новятся неугодными государству и лишаются ряда прав и привилегий [4, с. 18-19]. Л. Н. Гарас считает, что цифровой тоталитаризм нужен для того, чтобы сделать человека пластичным для политического манипулирования [5, с. 14].

Применение китайской модели цифрового контроля стало очень востребовано многими государствами и Россией в период пандемии коронавируса, чем Китай активно пользуется, экспортируя свои системы видеонаблюдения с технологией распознавания лиц по всему миру. Но не приведет ли цифровое новшество к росту социальной напряженности? Дело в том, что западный мир и Россия, воспитанные в духе христианских ценностей, совсем по-другому воспринимают цифровую слежку, нежели китайцы. В отличие от европейцев и россиян у них нет внутреннего самоконтроля, страха перед Богом, чувства греха. Если китайцев принудительно не контролировать, это может привести к необратимым последствиям, у них есть только понятие стыда и вины перед обществом, страх «потерять лицо» перед соседом. Воспитывающиеся в духе атеизма и коммунистических ценностей, современные китайцы не знают понятий «личное пространство» и «личная свобода». Чем больше за ними наблюдают, тем безопаснее они себя чувствуют, все остальное не имеет значения. «Китаец может умереть за семью, за своего руководителя, за народ и правителя, а свобода сама по себе - это абстракция, которая не имеет воплощения» [3].

Представители технического оптимизма, напротив, видят в пандемии коронавируса отличное условие для диверсификации своих знаний и освоения новых профессий в Интернете. В свое время Д. Белл, Э. Тоффлер и ряд других известных ученых предсказывали становление информационного общества, считая его неизбежным и закономерным этапом общественного развития. В связи с этим вынужденная изоляция есть не что иное, как его катализатор, способствующий продвижению цифровой экономики, цифрового образования и цифрового досуга. Надо просто принять данный факт и пересмотреть свою деятельность, ориентируясь на максимальное включение в нее элементов цифровой среды.

Н. Э. Бунина считает, что электронные образовательные платформы меньше утомляют студентов, повышая их интерес и мотивацию к образовательному процессу [6, с. 2]. Также к существенным преимуществам дистанционного обучения относят возможность гибкого совмещения его с работой, экономию на переездах в другой город на сессию, открытость и доступность,

технологичность и эффективность. По мнению Ю. В. Зарубиной, в условиях пандемии цифрови-зация выступает в качестве одного из направлений развития бизнеса, которое позволяет повысить его эффективность и снизить издержки [7, с. 330]. К конкурентным преимуществам предприятий, перешедших на цифровизацию, можно отнести улучшенное качество обслуживания заказчиков, использование новых рыночных возможностей, оптимизацию бизнес-процессов и расширение охвата целевой аудитории. А. Е. Ямковая показывает в своем исследовании все преимущества удаленного управления организацией в современных условиях, констатируя, что дистанционный менеджмент неизбежен и намного эффективнее традиционного [8, с. 59].

Еще одним положительным эффектом от глобальной эпидемии ученые называют самоочищение и восстановление природы от техногенной деятельности человека [9]. К ним относятся: резкое сокращение выбросов в атмосферу углекислого газа за счет уменьшения наземного и воздушного траффика, возвращение животных в пригородные места обитания из-за снижения уровня шума и самоочищения водоемов. Правда, по прогнозам экологов, данное улучшение может оказаться временным, если человек не пересмотрит свое отношение к проблеме мусора и не откажется от полного или частичного использования пластика, которым на данный момент загрязнена вся биосфера планеты. Тем не менее отмечается, что именно в период пандемии ко-ронавируса человечество пришло к осознанию экологической проблемы, видя повсеместно растущие горы мусора (особенно медицинских масок и перчаток), имеющие все перспективы оказаться в живой природе [10]. Решение проблемы замусоривания планеты пластиком в ООН видят в более активном использовании альтернативных нетоксичных и биоразлагаемых материалов: стекла, керамики, материалов из натуральных волокон, бумаги и картона.

Проведенный анализ бытия человека в условиях пандемии коронавируса показывает, что самым главным фактором, влияющим на диаметрально противоположные мировоззренческие позиции, выступает неопределенность, подкрепляемая томительным ожиданием очередных вспышек болезни. К сожалению, сейчас рано говорить о предполагаемом окончании мировой эпидемии, однако можно сделать ряд прогнозов о дальнейшей судьбе человека в постковидном обществе.

С большой долей вероятности можно предположить, что дистанционные способы орга-

низации социальной жизнедеятельности будут только увеличивать свое присутствие, часть из них будет институционализирована и станет новой моделью социального взаимодействия.

Медицинские маски и социальная дистанция, скорее всего, в течение продолжительного времени будут оставаться социальной нормой для предотвращения возможных заболеваний.

Человеку придется осваивать информационные технологии, так как от их знания и умения работать с ними будет зависеть не только его трудоустройство и карьерный рост, но и повседневное бытие.

Пандемия коронавируса стала своеобразным импульсом к глобальной переоценке ценностей, указав человеку на ряд проблем, которые он раньше не замечал или которым не придавал значения. Сегодня у человечества есть возможность работать над ошибками, чтобы исправить и улучшить будущую жизнь.

Список литературы

1. Некрасов С. Н. Цифровизация общества и виртуализация культуры как тупики истории // Наука и просвещение : актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Пенза : Наука и просвещение, 2020. Ч. 1. С. 116-119.

2. В центре Саратова появилось граффити с корона-вирусом. URL: https://saratov.aif.ru/society/v_cen-tre_saratova_poyavilos_graffiti_s_koronavirusom (дата обращения: 04.12.2020).

3. Что такое цифровой тоталитаризм и возможен ли он в России. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/ 5e8efb879a79471cf805f2b3 (дата обращения: 04.12.2020).

4. Арпентьева М. Р. Цифровизация системы образования : опасный шаг к «Системе социального кредита» // Модернизация российского общества : стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы ХХ Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием). Таганрог : Таганрогский институт управления и экономики, 2019. С. 16-21.

5. Гарас Л. Н. «Человек информационный» как антропологическая основа для политического манипулирования? // Социум и власть. 2018. № 5 (73). С. 7-17.

6. Бунина Н. Э. Риски и преимущества дистанционного образования // Современные тенденции развития системы образования : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары : ООО « Издательский дом «Среда», 2020. С. 55-58.

7. Зарубина Ю. В. Применение принципов цифрови-зации в процессе оптимизации бизнес-моделей //

Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2020. Т. 1, № 17. С. 330-333.

8. Ямковая А. Е. Особенности управления персоналом в условиях организации дистанционной работы // Научные достижения студентов и учащихся : сборник статей II Всероссийского научно-исследовательского конкурса. Пенза : Наука и просвещение, 2020. С. 58-60.

9. Постковидный мир : ожидания и реальность. URL: https://1-engineer.ru/postkovidnyi-mir-ozhidaniya-i-realnost/ (дата обращения: 04.12.2020).

10. Заразили планету : маски и перчатки стали проблемой для экологии. URL: https://iz.ru/1041510/kirill-senin/ zarazili-planetu-maski-i-perchatki-stali-problemoi-dlia-ekologii (дата обращения: 04.12.2020).

References

1. Nekrasov S. N. Digitalization of society and virtualization of culture as dead ends of history. Nauka i prosvesh-chenie: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sbornik ststei v 2 ch. [Science and Education: Current Issues, Achievements and Innovations. Collection of Articles of the II International Scientific and Practical Conference. In 2 parts]. Penza, Nauka i prosveshchenie Publ., 2020, pt. 1, pp. 116-119 (in Russian).

2. V tsentre Saratova poyavilos graffiti s koronavirusom (Graffiti with Coronavirus Appeared in the Center of Saratov). Available at: https://saratov.aif.ru/society/v_ centre_saratova_poyavilos_graffiti_s_koronavirusom (accessed 4 December 2020) (in Russian).

3. Chto takoe tsifrovoy totalitarizm i vozmozhen li on v Rossii (What is Digital Totalitarianism and Whether it is Possible in Russia). Available at: https://trends.rbc.ru/ trends/industry/5e8efb879a79471cf805f2b3 (accessed 4 December 2020) (in Russian).

4. Arpenteva M. R. Digitalization of the education system: A dangerous step towards the "Social Credit System". Modernizatsiya rossiyskogo obshchestva: strategii upravleniya, voprosy pravoprimeneniya i podgotovki kadrov. Materialy ХХ Vserossiyskoy nauchnoy kon-ferentsii (natsionalnoy s mezhdunarodnym uchastiem) [Modernization of Russian Society: Management Strategies, Issues of Law Enforcement and Training. Materials of the 20 All-Russian Scientific Conference (National with International Participation)]. Taganrog, Taganrog-skiy institut upravleniya i ekonomiki Publ., 2019, pp. 16-21 (in Russian).

5. Garas L. N. Is "Information Man" an anthropological basis for political manipulation? Sotsium i vlast [Society and Power], 2018, no. 5 (73), pp. 7-17 (in Russian).

6. Bunina N. E. Risks and benefits of distance education. In: Sovremennye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii [Modern Trends in the Development

А. Л. Крайнов. Социально-философское осмысление бытия человека в условиях пандемии

of the Education System. Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Cheboksary, OOO Izdatelskiy dom "Sreda", 2020, pp. 55-58 (in Russian).

7. Zarubina Yu. V. Application of digitalization principles in the process of optimizing business models. Sbornik nauchnykh trudov Angarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Collection of Scientific Papers of the Angarsk State Technical University], 2020, vol. 1, no. 17, pp. 330-333 (in Russian).

8. Yamkovaya A. E. Features of personnel management in the context of the organization of remote work. Nauchnye dostizheniya studentov i uchashchikhsya. Sbornik statey II Vserossiyskogo nauchno-issledovatelskogo konkursa

[Scientific Achievements of Students. Collection of Articles of the 2 All-Russian Scientific Research Competition]. Penza, Nauka i prosveshchenie Publ., 2020, pp. 58-60 (in Russian).

9. Postkovidnyy mir: ozhidaniya i realnost (Post-Covid World: Expectations and Reality). Available at: https://1-engineer.ru/postkovidnyi-mir-ozhidaniya-i-realnost/ (accessed 4 December 2020) (in Russian).

10. Zaraziliplanetu: maski iperchatki staliproblemoy dlya ekologii (The Planet is Infected: Masks and Gloves Have Become a Problem for the Environment). Available at: https://iz.ru/1041510/kirill-senin/zarazili-planetu-maski-i-perchatki-stali-problemoi-dlia-ekologii (accessed 4 December 2020) (in Russian).

Поступила в редакцию 05.08.2020, после рецензирования 19.09.2020, принята к публикации 15.03.2021 Received 05.08.2020, revised 19.09.2020, accepted 15.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.