Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕВОЛЮЦИИ 4.0'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕВОЛЮЦИИ 4.0 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
революция 4.0 / цифровая идентичность / цифровая идентичность как знаково-символическая система / симулякры цифровой идентичности / revolution 4.0 / digital identity / digital identity as a symbolic system / simulacra of digital identity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Екатерина Андреевна Тен

Осмысливаются последствия влияния промышленной революции 4.0 на понимание человеком себя, своего место и роли в контексте новой социо-экономической реальности. Исследуются особенности цифровой идентификации личности с тем, чтобы разработать рекомендации по повышению эффективности управления личным цифровым контентом. Проанализированы разные научные подходы к идентификации личности в цифровой среде; прояснена сущность понятия «цифровая идентичность». Цифровая идентичность представлена как знаково-символическая система, в рамках которой выявлена особая роль симулякров. Разработаны практические рекомендации для создания цифрового личного контента и управление его безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Екатерина Андреевна Тен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-philosophical problems of digital identity in the context of the 4.0 revolution

The relevance of the research is connected to the socio-scientific analyse the consequences of the impact of the industrial revolution 4.0 on a person's understanding of him|her-self, his/hir place and role in the context of a new socio-economic reality. The purpose of the article is to analyze the features of digital identity in order to develop recommendations for improving the effectiveness of personal digital content management. As a result of the research, various research approaches to personal identification in the digital environment were analyzed; the essence of the concept of "digital identity" was clarified. Digital identity is presented as a symbolic system within which the special role of simulacra is revealed. The practical recommendations have also been developed for creating digital personal content and managing its security.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕВОЛЮЦИИ 4.0»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 316.354

doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-45-49

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕВОЛЮЦИИ 4.0

© Екатерина Андреевна Тен

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия 225337@fa.ru

Аннотация. Осмысливаются последствия влияния промышленной революции 4.0 на понимание человеком себя, своего место и роли в контексте новой социо-экономической реальности. Исследуются особенности цифровой идентификации личности с тем, чтобы разработать рекомендации по повышению эффективности управления личным цифровым контентом. Проанализированы разные научные подходы к идентификации личности в цифровой среде; прояснена сущность понятия «цифровая идентичность». Цифровая идентичность представлена как знаково-символическая система, в рамках которой выявлена особая роль симулякров. Разработаны практические рекомендации для создания цифрового личного контента и управление его безопасностью.

Ключевые слова: революция 4.0, цифровая идентичность, цифровая идентичность как знаково-символическая система, симулякры цифровой идентичности.

Для цитирования: Тен Е.А. Социально-философские проблемы цифровой идентичности личности в контексте революции 4.0 // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 45-49. doi: 10.18522/20701403-2024-103-2-45-49.

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

Socio-philosophical problems of digital identity in the context of the 4.0 revolution

© Ekaterina A. Ten

Financial university under the government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation 225337@fa.ru

Abstract. The relevance of the research is connected to the socio-scientific analyse the consequences of the impact of the industrial revolution 4.0 on a person's understanding of him|her-self, his/hir place and role in the context of a new socio-e -conomic reality. The purpose of the article is to analyze the features of digital identity in order to develop recommendations for improving the effectiveness of personal digital content management. As a result of the research, various research approaches to personal identification in the digital environment were analyzed; the essence of the concept of "digital identity" was clarified. Digital identity is presented as a symbolic system within which the special role of simulacra is revealed. The practical recommendations have also been developed for creating digital personal content and managing its security. Key words: revolution 4.0, digital identity, digital identity as a symbolic system, simulacra of digital identity. For citation: Ten E.A. Socio-philosophical problems of digital identity in the context of the 4.0 revolution. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 45-49. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-45-49.

Введение

Актуальность настоящего исследования связана с тем, что в новейшую эпоху революции 4.0 проникновение информационных и инновационных технологий во все практически сферы жизни оказывает значительное воздействие на индивидуальное развитие человека. При этом аспекты социо-философского характера изменения системы идентичности человека в современном обществе в условиях новой цифровой экономики находятся в стадии разработки. Наибольшее влияние информационной среды на себе испытывает современная молодежь, которая погружена в информационно-коммуникационные потоки сети Интернет в большей степени, чем поколения, рожденные в XX в.

Молодые поколения более открыты и восприимчивы к использованию новейших информационно-коммуникативных технологий и средств общения в информационной среде, более гибки и адаптивны к изменению образа и стиля жизни под влиянием нового экономического уклада и социального образа жизни. Как указывают эксперты, под влиянием новой промышленной революции идет изменения и в идентификационных процессах идентификации людей, социальных групп и общностей [3, с. 189]. Усложняется процесс идентификации личности в обществе и экономике, в которой личность начинает открывать для себя новые возможности для формирования «множественности идентичностей» [3]. Человек словно попадает в «лабиринт идентичностей» [5].

В современной социо-экономической системе каждый индивид вынужден формировать цифровую идентичность в плане пользования как различного рода услугами, представляемых государством (например, портал госуслуг, ФНС и др.), коммерческими организациями (банками, маркетплейсами и т.д.), так и в плане общения в социальных сетях и электронных мессенджерах. Представленность в плане виртуальной среды становится одним из условий успешной социализации индивида в обществе 4.0.

Цель исследования - анализ особенностей цифровой идентификации личности с тем, чтобы разработать рекомендации по повышению эффективности управления личным цифровым контентом. Задачи исследования: проанализировать различные научные подходы к идентификации личности в социальной цифровой среде; прояснить сущность понятия «цифровая идентичность», рассмотреть понятие цифровая идентичность; разработать практические рекомендации для создания цифрового личного контента и управление его безопасностью.

Автор исходит из междисциплинарного подхода: заимствует и развивает понятия и категории, теории и методы из философии, психологии и социологии. Используются такие методы как анализ, синтез, сравнение, аналогия, а также принципы феноменологического, дея-тельностного, символического и аксиологического подходов.

Обсуждение

Философы с древнейших времён, а в современный период - вся армия представителей гуманитарных и социальных наук пытаются зафиксировать, описать и объяснить сущность уникального феномена, который возник только во второй половине XX в. - «цифровая идентичность». Действительно, «цифровая идентичность» - понятие постиндустриальной информационной эпохи. Иными словами, до появления социальных сетей и собственно самого явления как Интернет в науке не было представлений о возможном конструировании идентичности человека в виртуальном пространстве. Философский подход заставляет нас задуматься над тем, насколько цифровизация социо-экономического бытия человека в мире, влияет на изменения самого человека, его понимания самого себя и осознания своего места и роли в мире?

Анализ научной литературы и использование различных подходов (феноменологического, деятельностного, символического и аксиологического) позволили сделать следующие обобщения. Феноменологический анализ позволяет ввить и описать сущность понятия «цифровая идентичность». Это понятие складывается в эпоху активного внедрения и широко использования новых технологий и средств коммуникаций. Деятельностный подход помогает осуществить анализ цифровой идентичности как проекта бытия человека в мире, обществе. Символический подход дает представление о цифровой идентичности как о знаково-симво-лическом конструкте. Аксиологический подход помогает выявлению ценностных смыслов и ориентиров, которые формируются в виртуальном пространстве функционирования и развития цифровой идентичности.

Обобщения научно-теоретических источников по анализу сущности феномена «цифровая идентичность», позволяет заключить, что цифровая идентичность - сложная система, через символы и образы которой человек представляет свой внутренний мир, особенности своего представления о себе, о своих качествах и характеристиках, с целью презентации себя в социально-культурном и экономико-деятельном пространстве своей жизнедеятельности. Обращаясь к наследию экзистенциализма, цифровую идентичность можно представить как сво-

его рода «проект бытия» личности уже в современных условиях промышленной революции и социокультурных изменений во всем мире. В цифровом обществе личности приходится самой решать, как и кем ей быть. На свой страх и риск изобретать свою сущность, смысл своего существования, потому что они у него появятся, только если он их изобретет (создаст, выдумает, выберет). Человек, по мысли философа Ж.-П. Сартра, есть проект бытия. Он сам выбирает, чем он будет и стремится этим стать.

Таким образом, цифровая идентичность может быть представлена как проект личности в виртуальном мире. Виртуальное пространство предполагает, что в нем личность находит свое отражение посредством определенных знаков и символов. Виртуальная реальность позволяет моделировать новый мир и конструировать новую идентичность, обладающую идеальным набором качеств и характеристик. Данный процесс значительно упрощается благодаря тому, что «идеальное Я» выстраивается из готового набора виртуального материала и им же наполняется: содержание виртуальной идентичности представляет собой совокупность знаков, из которых конструируются аспекты нового [4].

В XXI в. инновационные информационно-коммуникативные технологии в значительной степени расширяют возможности для конструирования индивидом себя самого, собственных образа, имиджа, бренда биографии, идентичности. Формирование цифровой идентичности осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Это позволяет рассматривать ее как всю совокупность семиотических компонентов сетевого облика человека, как разновидность текстов культуры, специфичный визуальный текст общения [7, с. 313-314].

По сути цифровая идентичность - это знаково-символическая система, значения и смыслы которой формируются в контексте определенного общества и культуры, а выражаются и интерпретируются субъектами интеракции в цифровой среде. В виртуальном пространстве личность - «это банк данных, информация, сумма букв, картинок и звуков, представленных цифровым кодом» [1, с. 3].

Таким образом, можно прийти к выводу, что происходит стирание границ между истинным "Я" и искусственно созданным образом личности, фактически между социальным и виртуальным мирами. Личность уже начинает рассматриваться не просто как член общества, а как часть мирового информационного сообщества, в котором действуют определенные правила поведения, запреты, нормы коммуникаций. Безусловно, в цифровом пространстве происходят те же самые процессы и акты взаимодействия, устоявшиеся в обществе. Однако данное взаимодействие переходит на новый уровень [2]. Привычные нам сделки с экономическими агентами теперь происходят на базе цифровых программ и серверов, отношения гражданина и государства также упрощаются благодаря веб сайту госуслуг. Однако в видоизмененной социальной реальности возникают определенные этические вызовы по отношению к"виртуальному человеку".

Во-первых, человек сам создает свою базу данных и управляет личным цифровым контентом. Он формирует личную потребительскую корзину и становится просто находкой для контент-маркетологов. На основе наших предпочтений, нашей страницы в социальных сетях с помощью специальных алгоритмов анализа Больших данных можно спроецировать наш психологический портрет, включающий особенности темперамента, зависимостей и слабостей, которым в итоге воспользуются рекламодатели для публикации контекстной рекламы.

Во-вторых, в социо-экономической информационной среде наши персональные данные становятся уязвимыми не только в отношении рекламодателей, а также и для различного рода мошенников, что особенно актуально сегодня в контексте реализации проекта сбора биометрических данных. Мы видим, что наши личные данные становятся объектом «купли-продажи» в сети. С одной стороны, данный проект позволяет быстро и эффективно дистанционно приобретать финансовые услуги с помощью биометрии. Однако с другой стороны, биометрические данные легко сфальсифицировать. Особенно в большие ловушки новой цифровой реальности попадают молодые люди, которые еще не являются зрелой личностью, чтобы грамотно потреблять цифровой контент.

Изучение вопроса о специфике процесса идентификации личности в цифровом контексте позволяет прийти к выводу, что, с одной стороны, сетевая идентичность молодых людей характеризуется негативными характеристиками, среди которых - плюралистичность, фрагментарность, мозаичность идентификации. Молодому человеку недостаточно опыта, чтобы понять механизмы и последствия конструирования собственной цифровой идентичности, и у многих нет достаточного опыта эффективного управления своим контентом в сетевом пространстве коммуникаций. Быть постоянно online, играть своими ролями и репрезентациями, не будучи зафиксированным в пространстве - вот новые грани текучей современности, мозаичной идентичности, виртуализировавшейся социальности [6, с. 63]. В пространстве виртуального мира, люди часто надевают «маски», для того чтобы реализовать какие-либо свои цели. При этом эти цели могут носить криминальный характер. Так, молодые люди в силу своей доверчивости принимают других пользователей за таких же как они, не задумываясь над тем, что это мошенники, которые, представляясь другим человеком, способны ввести в заблуждение доверчивых субъектов электронной среды.

Опираясь на идеи постмодерниста Ж. Бодрийяра, можно заключить, что цифровая идентичность конструируется чаще всего за счет симулякров. Дело в том, что симулякр в отличие от символа не несет неизменные значения для определенного социокультурного исторического контекста. Симулякры более подвижны в системы наполнения значений. Субъекты коммуникаций в виртуальном пространстве, благодаря повышению компетентности в сфере цифровой безопасности, должны учитывать, как раз, различия между симулякрами символами. Если личность научится на основе повышения своей компетентности в разных сферах своей деятельности, распознаванию симулякров, которые не несут истинный смысл за своей формой, то ей/ему станет легче выстраивать взаимодействие в цифровом мире.

Можно выделить и позитивные черты способа формирования сетевой идентичности. Так, Интернет-пользователи способны к свободному конструированием своей личностей. У молодых людей есть возможность для реализации творческих идей, обмена мнениями, оценками. При этом, если опираться на концепцию Й. Хейзинги "человека-играющего", то благодаря как раз Интернету и новым технологиям в сфере массовой культуры и медиа, человек получает возможность игры в контексте безграничных возможностей для взаимодействия с социальным миром. Одна из стратегий индивида в сетевых коммуникациях, это Я-играющее. Трудно определить в виртуальной реальности, где находится Я-индивида, а где - уже не Я, хотя в обоих случаях это тоже «Я» [6, с. 65].

Цифровая идентичность ряда пользователей наполнена скрытыми смыслами, маскирующими реальные символы идентификации личности, т.е. является симулякрами. Таким образом, изменяется привычная знаково-символическая система коммуникаций. В сети наблюдается большая тенденция к самоидентификации как идеального образа, часто оторванного от реальности. В этой связи возникают проблемы доверия в социальной сети, искажения понимания личности, искусственность общения и другие коммуникационные барьеры.

Выводы

Современному молодому человеку следует развивать цифровую компетентность, которая включает цифровую грамотность, умение создавать цифровой контент; знание этических норм и правил коммуникации, методов и способов цифровой безопасности, основ эстети-ко-этической презентации себя как личности; способность нести ответственность за свои поступки в цифровом мире. В рамках данного исследования можно предложить создание электронного онлайн курса для студентов вузов о методах способах и принципах конструирования своей сетевой идентичности, вкл. этику и философию самопрезентации. Также предлагается идея организации дискуссии со студентами и преподавателями на тему особенности создания и продвижения на цифровых платформах своего личного бренда как основы для успешной траектории профессиональной карьеры.

Список источников

1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-Медиа к Я-Медиа: Трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3-21.

2. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. № 3. С. 207-218.

3. ЛиствинаЕ.В., ОрловМ.О., Рязанов А.В. Социокультурные аспекты современных идентификационных процессов // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 4. С. 188-193.

4. Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы / /Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 105-124.

5. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 13-22.

6. Уханов Е.В. Идентичность в сетевых коммуникациях // Философские науки. 2009. № 10. С. 59-71.

7. Фленина Т. Семантическое пространство понятия «сетевая идентичность» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 310-314.

References

1. Asmolov A.G., Asmolov G.A. From We-Media to I-Media: Transformations of identity in the virtual world // Questions of psychology. 2009. No. 3. P. 3-21.

2. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Digital identity, digital self-identification, digital profile: problem statement // Bulletin of the RUDN. Series: Informatization of education. 2019. No. 3. P. 207-218.

3. Listvina E.V., Orlov M.O., Ryazanov A.V. Sociocultural aspects of modern identification processes // Logos et Praxis. 2023. Vol. 22. No. 4. P. 188-193.

4. Soldatova E.L., Pogorelov D.N. The phenomenon of virtual identity: the modern state of the problem / /Education and science. 2018. Vol. 20. No. 5. P. 105-124.

5. Trufanova E.O. A man in the labyrinth of identities // Questions of philosophy. 2010. No. 2. P. 13-22.

6. Ukhanov E.V. Identity in network communications // Philosophical Sciences. 2009. No. 10. P. 59-71.

7. Flenina T. Semantic space of the concept of "network identity" // Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2014. No. 171. P. 310-314.

Статья поступила в редакцию 02.03.2024; одобрена после рецензирования 24.03.2024; принята к публикации 24.03.2024.

The article was submitted 02.03.2024; approved after reviewing 24.03.2024; accepted for publication 24.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.