УДК 101.1 : 316
Заморкин Антон Алексеевич
аспирант кафедры социологии и политологии Северо-Кавказского федерального университета
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Zamorkin Anton Alekseevich
PhD student, Social and Political Sciences Department, North Caucasian Federal University
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL APPROACHES TO VIRTUAL COMMUNICATION STUDY
Аннотация:
Современное постиндустриальное общество сейчас невозможно представить без компьютеров, объединенных в глобальную сеть посредством интернета. На сегодняшний день каждый третий житель планеты регулярно использует Сеть в своей повседневной жизни. Итогом этих процессов становится переход в виртуальное пространство многих видов профессиональной и социокультурной деятельности. Именно это делает проблему изучения и комплексного анализа виртуальных коммуникаций столь важной в современной социальной философской науке.
Ключевые слова:
виртуальная коммуникация, киберпространство, постиндустриальное общество, интернет, симуляция, символы, постмодернизм, гиперреальность.
Summary:
Currently any contemporary post-industrial society is hardly thinkable without computers coalesced into a global network by the Internet. Today one in three on the planet uses internet access regularly in everyday life. As a result, many professional and sociocultural activities transit to the virtual space. Because of these processes the complex research of the virtual communications is such an important task in the modern social philosophical science.
Keywords:
virtual communication, cyberspace, post-industrial society, Internet, simulation, symbol, postmodernism, hyperreality.
Сегодня около 2,7 млрд людей пользуются сетью Интернет, что составляет почти 33 % населения всего мира. За последние 5 лет число активных пользователей Глобальной сети увеличилось в 2 раза, чему во многом способствовало развитие широкополосного и мобильного интернета [1].
Интенсивное развитие глобальной компьютерной сети привело к появлению новой социокультурной ситуации, в которой виртуальные практики становятся неотъемлемой составляющей всех сфер жизни общества. Развитие компьютерных технологий определило базовые изменения в традиционных формах коммуникации. Происходит их глобальная виртуализация, что ведет к расширению возможностей социализации, усложнению способов формирования идентичности и процессов построения моделей субъективности.
Всякая социокультурная коммуникация возникает в результате обмена информацией между социальными субъектами с помощью определенной знаково-символической системы, созданной в процессе развития человеческого сообщества, транслирующейся от поколения к поколению и постоянно модифицирующейся. Однако с общим количественным ростом коммуникаций в современном глобализирующемся обществе происходит парадоксальное явление: культур-трансляционные процессы ослабевают, инновации начинают превалировать над традициями, что не может не вести к снижению общественной значимости социокультурной коммуникации. Данные тенденции приводят к качественному регрессу социальных коммуникаций, фиксируемому в концепте массовой культуры. Именно это обуславливает необходимость многогранного анализа феномена виртуальной коммуникации в рамках современного социальнофилософского познания.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных концепций «виртуальности» и виртуальных коммуникаций. Однако в современной социальной философии все они, существующие параллельно, неразрывно связаны с проблемой компьютерно-смоделированных «миров». Данный контекст соотносится с историей применения термина в современной науке, обусловленного изучением имитированных посредством технических устройств сред. Но, несмотря на единую основу, у каждой из концепций есть свои характерные черты, которые играют важную роль в процессе всестороннего осмысления феномена виртуальной реальности и взаимодействия индивидов в ее рамках.
В рамках первого подхода понятие «виртуальная реальность» рассматривается как особый вид символических реальностей, возникающих на базе компьютерной и некомпьютерной техники, и обязательно предполагает наличие обратной связи, поэтому этот подход называют
технологическим. Данное определение характерно для инженерно-семиотической концепции. Яркими ее представителями являются такие исследователи, как Е.В. Ковалевская, В.М. Розин, Ф. Хэмит и М. Хайм. В своих работах они формулируют принципы функционирования данной реальности. Ключевыми из них можно считать следующие:
1. Виртуальная реальность, по их мнению, обязательно предполагает применение так называемой «системы погружения». Данная система включает в себя технические средства для воспроизведения «объемного» звука и стереоскопического изображения, способных напрямую воздействовать на органы чувств человека.
2. Высокий уровень символичности и знаковости образов, используемых для моделирования виртуальной реальности.
3. Функционирование данной реальности возможно лишь через прямое взаимодействие субъекта (человека) и моделируемого пространства. Это подразумевает мгновенную реакцию виртуальной среды на поведение индивида и непрерывное осмысление и «достраивание» объектов реальности для их полного совпадения с воспринимаемой человеком реальностью.
При этом в рамках данной гипотезы формулируется тезис о ключевой роли нового вида коммуникаций - виртуальной коммуникации - как основополагающего фактора формирования и развития киберреальности. Вне контекста виртуального общения отрицается сам факт существования виртуальных миров.
В основу второго подхода к исследованию проблемы «виртуальности» легло изучение социальной реальности через призму языка. Эту концепцию обычно называют символической концепцией «виртуальности». И.Г. Корсунцев, Б.С. Сивиринов, Н.А. Носов, Р.Г. Янковский и другие современные философы и социологи внесли заметный в клад в развитие данной теории [2]. В своих работах исследователи утверждают, что любая социальная реальность включает в себя признаки виртуальности. Для подтверждения данного тезиса они указывают на тот факт, что любая реальность так или иначе воспринимается через определенные символы и знаки, которые всегда наделяют реальные объекты и явления неким дополнительным смыслом, отличным от их строго-семантического значения. Фактически, каждый человек существует и действует в «достроенном» им самим мыслимом информационном пространстве. Данная среда складывается из теорий, знаний, эмоций, стереотипов образов и оценок данного индивида и является своеобразными «виртуальными ресурсами», без которых существование данного человека немыслимо.
Так, психологическая виртуальная реальность является центральной темой в трудах
Н.А. Носова. «Понятие виртуальной реальности, - считает исследователь, - в его общем виде приложимо ко всем видам реальности: и физической, и технической, и психологической и т.д., поскольку в широком контексте, а именно как философская категория, категория виртуальности предлагает единую онтологическую парадигму не только для естественных и технических дисциплин, но и для гуманитарных». Психика любого индивида включает реальные и виртуальные составляющие. Примером взаимодействия данных частей являются ученые, так крепко связанные со своей профессией. В большинстве своем исследователи осознанно погружаются в смоделированный ими же компьютерный мир для работы над интересующими их проблемами. И постепенно эта сформированная реальность заменяет собой их действительность.
Само понятие виртуальности, по мнению сторонников второго подхода, преобразуется в так называемую «социальную квазиреальность». Данное понятие подразумевает символический характер построения суждений об окружающем субъекта мире. Индивид стремится к полноценному воссозданию действительного мира посредством его переосмысления в символах и образах новой реальности.
Таким образом, в рамках второго подхода виртуальная коммуникация является логическим развитием виртуальности, неразрывно связанной с развитием глобальной сети интернет. Трансформация форм общения и взаимодействия между индивидами, с появлением необходимых технических средств, является естественным процессом развития общества в целом.
В рамках социального постмодернизма была сформирована еще одна концепция «виртуальности» и виртуальных коммуникаций, которую называют социально-психологической. По мнению сторонников этого подхода, виртуальная реальность формируется в процессе создания социальной действительности на основе какой-либо философской концепции. Таким образом, можно утверждать, что данный подход базируется на принципе символического удвоения реальности, сформированном на основе предыдущих двух концепций. При этом процесс формирования новой реальности неразрывно связан с особого рода коммуникацией, главной целью которой становится структурирование моделируемой действительности. В данном случае философский дискурс приводит к возникновению как социального, так и политического взаимодействия. Сам термин «дискурс» в рамках данной концепции необходимо рассматривать как точку зрения индивида в сформированном пространстве символов и знаков.
Таким образом, целью философского дискурса становится выстраивание новой социальной реальности на основе собственных представлений и восприятий. По мнению таких исследователей как Ф. Гварттари и Ж. Делез, дискурс, рассматриваемый как особый взгляд, обладающий властью, трансформируется в идеологию. В процессе возрастания авторитета некоторой точки зрения, она постепенно наделяется способностью быть реализованной в действительности. Эта возможность позволяет расширять границы заключенной в ней философской концепции, делать ее трансцендентной.
Выход концепции за рамки отдельно взятой социальной реальности приводит к построению «топоса». Под данным термином в современной науке принято понимать особое пространство, некая мыслительная, а не действительная область, сформированная философским дискурсом. Таким образом, «топос» - это утопия, потенциальная сфера, лишь возможность, а не действительная реальность. Квинтэссенция мыслительного конструкта и существующей среды образует возможный, утопический мир, которого не существует. Этот мир не является частью реальности, но, несмотря на это, он существует в момент своего выражения.
Выражение наделяет философский «концепт» характеристиками реальности. При этом каждый новый концепт рассматривается отдельно от своих предшественников, является «другим». В рамках рассматриваемой концепции, под «другим» понимается иной, возможный мир, реальность которому придает речевое выражение. Таким образом, утопия становится неким трансцендентным пространством, в котором выражается виртуальность социальной реальности.
Новый философский «концепт» влечет за собой возникновение нового «топоса», формирование новой идеологии. Толчком для нового «концепта», в свою очередь, является появление новых проблем, новых взглядов и идей, которые невозможно осмыслить в рамках существующей реальности. Некоторые исследователи называют этот процесс «ретерриторизаци-ей». Когда философский «концепт» избавляется от территориальных границ, появляются границы связанного с ним дискурсивного пространства. Определяющим фактором в этом процессе является речь. Воплощение философских взглядов в рамках сформированной утопии приводит к моделированию новой социально-политической реальности. Большое внимание этому феномену уделено в трудах Ж. Бодрийяра. В основу его концепции легло понятия «симуляция» и «симулякр». Последний термин впервые в своих работах использовал Ж. Батай. Симулякр -это копия, символ, лишенный оригинала в реальной действительности. Их значение формируется на основе сопоставления с другими образами и моделями, а не с независимыми, базовыми объектами или явлениями существующего мира. По своей сути симулякр является результатом трансформации образа. В современной социальной философии принято выделять следующие этапы данного преобразования:
1. Образ как отражение некой идеи, философской концепции.
2. Образ, изменяющий и преобразующий социальную реальность в процессе своего с ней взаимодействия.
3. Образ, скрывающий отсутствие действительности как таковой.
4. Образ, лишенный какой-либо связи с социальной действительностью.
При этом в рамках постмодернистского течения особая роль отводится противодействию между традиционным обществом и формами коммуникации в нем и технологиями, обусловившими формирования виртуальных коммуникаций в рамках киберпространства. Это направление отличает особая акцентировка проблем технологической интервенции в различные сферы культурной жизни и лакуны повседневности. В основных теоретических исследованиях о культурных особенностях современного постиндустриального общества затрагивается вопрос культурного значения технологий и новых видов коммуникаций как определяющих катастрофический разрыв с предыдущей эпохой.
Так Ж. Бодрийяр говорит о новых технологиях как факторе устранения реальности в имплозии различных культурных сред и пространств. В своих наиболее известных трудах - «Символический обмен и смерть», «Симуляции» и «Экстаз коммуникации», исследователь указывает на феномен избыточности реальности, обусловленной новыми средствами коммуникации и взаимодействия между индивидами. Формируется гиперреальность, включающая в себя собственную симуляцию, свое отражение в виртуальном пространстве глобальной сети.
Другой философ и исследователь Пол Вирильо еще сильнее связал феномен формирования виртуальной реальности и возникновения новых форм взаимодействия между людьми с самим электронным процессом коммуникации. В своем труде «Информационная бомба» Вири-льо формирует теорию скорости как физического субстрата. По мнению ученого, достижение техническими средствами (в том числе и используемыми в процессе общения) определенных скоростей предопределяет культурную динамику [3]. Постиндустриальный мир, посредством новых высокоскоростных средств обмена информацией, формирует качественно новую реаль-
ность для человеческого взаимодействия, ключевой характеристикой которого становится отчужденность от традиционных понятий времени и пространства.
Виртуальные коммуникации отличаются от традиционных форм взаимодействия между индивидами и (или) группами. Непременная опосредованность приводит не только к нивелированию пространственно-временных ограничений, но и возможности формирования собственного виртуального образа, основываясь лишь на своих желаниях. Анонимность интернет-общения с одной стороны позволяет преодолеть психологические и физические барьеры, ведь традиционные критерии для оценок - такие как возраст, пол, занимаемая должность, внешность - не играют здесь роли. С другой стороны, создается иллюзия вседозволенности, приводящая к воплощению на просторах интернета бессознательных и подавляемых в действительном мире страхов и желаний.
Эту проблему в своих работах затрагивают приверженцы канадской школы критицизма -А. Крокер и М. Вайнстайном. В рамках своей теории виртуального класса понятия центральную роль играет «воля к виртуальности». По мнению исследователей, виртуализация социального опыта провоцируется новым классом - создателями и владельцами «информационной супермагистрали», которая объединяет в себе все современные каналы распространения информации. Этот процесс актуализирует новый импульс нигилизма - «воля к власти» как «воля к виртуальности».
Рассмотренные в рамках данной статьи, ключевые подходы к изучению феномена виртуальной реальности и виртуальной коммуникации обладают своей спецификой. Однако, все исследователи данной проблематики едины во мнении о том, что вириальные коммуникации являются качественно новой формой взаимодействия между индивидами и (или) целыми сообществами, а появление данного феномена является одной из ключевых характеристик современного постиндустриального общества. Виртуальные коммуникации, благодаря своей опосре-дованности, стали это является причиной так называемого «культурного серфинга», предполагающего взаимодействие норм и культурных ценностей, между представителями которых происходит общение. Взаимодействие индивидов в виртуальном пространстве приводит к возникновению и развитию универсальных и приемлемых для всех участников стилей и способов взаимодействия и постепенной утрате их связей со своей традиционной культурой.
Итогом этих процессов становится переход в виртуальное пространство многих видов профессиональной и социокультурной деятельности. С каждым днем формируются новые смыслообразующие центры, изменяется образ мышления и шкала приоритетов. Именно поэтому понятия «виртуальная коммуникация» и «гиперпространство» можно считать одними из ключевых понятий современной социальной философии. А выделенные в рамках этой работы теории о возникновении данных феноменов предоставляют необходимую теоретическую основу для более глубокого осмысления и анализа новой формы коммуникации в современном обществе.
Ссылки:
1. Мир в 2013 году: факты и цифры, касающиеся ИКТ. М., 2013. URL: http://www.itu.int/en/ITU-
D/Statistics/Pages/facts/default.aspx (дата обращения: 12.12.2013).
2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002. 224 с.
3. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. СПб., 1998. 120 с.