Научная статья на тему 'Социально-философские и правовые взгляды Конфуция'

Социально-философские и правовые взгляды Конфуция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воззрение / ценности / Конфуций / Китай / конфуцианство / государство / право / семья / цивилизация / современность / view / values / Confucius / China / Confucianism / state / law / family / civilization / modernity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муталимов А. Э.

Данная работа посвящена изучению социально-философских и правовых взглядов Конфуция. Учение Конфуция основывается на человеколюбии, проявлении уважения к традициям и ритуалам, поскольку сам Конфуций, «всем сердцем любивший древность», уделял большое внимание нравственно-этическим нормам. Центром философской системы Конфуция стала проблема этики и воспитания, а главным понятием была гуманность. Суть философских размышлений Конфуция, можно сформулировать следующими словами: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and legal views Confusion

This work is devoted to the study of the philosophical and legal views of Confucius. The doctrine of Confucius is based on philanthropy, a manifestation of respect for traditions and rituals, since Confucius himself, “who loved antiquity with all his heart,” paid great attention to moral and ethical standards. The center of the philosophical system of Confucius was the problem of ethics and education, and the main concept was humanity. The essence of Confucius’s philosophical reflections can be formulated in the following words: “What you don’t wish for yourself, don’t do that to others.”

Текст научной работы на тему «Социально-философские и правовые взгляды Конфуция»

Муталимов А.Э.

Доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», г. Махачкала.

Социально-философские и правовые взгляды Конфуция*

Аннотация. Данная работа посвящена изучению социально-философских и правовых взглядов Конфуция. Учение Конфуция основывается на человеколюбии, проявлении уважения к традициям и ритуалам, поскольку сам Конфуций, «всем сердцем любивший древность», уделял большое внимание нравственно-этическим нормам. Центром философской системы Конфуция стала проблема этики и воспитания, а главным понятием была гуманность. Суть философских размышлений Конфуция, можно сформулировать следующими словами: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим».

Ключевые слова: воззрение, ценности, Конфуций, Китай, конфуцианство, государство, право, семья, цивилизация, современность.

Mutalimov A.E.

PhD of sociology, Professor of the Department of Humanities and Socio-economic Disciplines. The North-Caucasian Institute (branch) RSUJ "All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)" in Makhachkala.

Philosophical and legal views Confusion

Abstract. This work is devoted to the study of the philosophical and legal views of Confucius. The doctrine of Confucius is based on philanthropy, a manifestation of respect for traditions and rituals, since Confucius himself, "who loved antiquity with all his heart," paid great attention to moral and ethical standards. The center of the philosophical system of Confucius was the problem of ethics and education, and the main concept was humanity. The essence of Confucius's philosophical reflections can be formulated in the following words: "What you don't wish for yourself, don't do that to others."

Key words: view, values, Confucius, China, Confucianism, state, law, family, civilization, modernity.

ВВЕДЕНИЕ

От человека, как части природы, зависит счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута, утверждал Конфуций, но человек рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы.

Необходимо воздействовать на него с помощью воспитания и закона [9, с. 277]. К закону он имел свою философскую точку зрения, отдавая предпочтение ритуалам и долгу. Совокупность общеобязательных правил как права, для Конфуция выражается посредст-

* © Муталимов А.Э., 2024.

Социально-философские и правовые взгляды Конфуция

вом традиций, обычаев и ритуалов. В этом смысле философские и правовые взгляды Конфуция имеют тесную взаимосвязь друг с другом, представляя собой неразрывную систему понятий. Человек не обособлен от государства, а находится в прямой взаимосвязи с ним, являясь его началом и движущейся силой. Воззрения Конфуция имеют, место быть и по сей день. Обусловлено это важностью его учения, во взаимосвязи с другими учениями, повлиять на циви-лизационные процессы в обществе. По мнению Конфуция, государство - это большая семья, в которой власть императора отождествляется с властью отца, а народ есть «простые люди», т.е. младшие члены в семье. Таким образом, император или отец должен заботиться о младших, своём народе и опекать их, а народ, в свою очередь, должен слушаться отца и подчиняться императору.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Восточные модели человека зачастую предполагают в качестве оптимального варианта поведения человека, реализации линии его жизни, полное слияние с реальностью, растворение в ее структурах как в собственных принципах самоорганизации, что позволяет использовать даже противостоящие объекты в собственных целях. В Китае, в учении даосизма, одним из основателей которого является Лао-Цзы (VI в. до н. э.), главным принципом деятельности человека было следование Дао. Дао рассматривался как источник происхождения всего сущего и одновременно как всеобщий закон управления миром. Дао - это своего рода русло движения событий. Оно выполняет свои функции естественно, не принуждая расти или изменяться ни одно существо и, не вмешиваясь в его жизнь, оно постоянно пребывает в недеянии, но нет ничего в

мире, чего бы оно не делало. По мнению Лао-Цзы, следуя Дао, правитель должен очищать свое сердце, делать его пустым и не желать слишком многого. Причиной всех общественных катаклизмов являются знания, желания, а также закон и правила поведения. Поэтому управление страной при помощи знания - это несчастье. А управление без помощи знаний - счастье.

Как понять китайского мыслителя? Он исходит из того, что любое знание человека кроме истины включает и момент заблуждения. Реализуя истинное содержание знания, человек лишь правильно отражает русло развития, следует Дао. Реализуя заблуждение, человек нарушает сложившийся ход событий и получается, что «хотели как лучше» ... Если же человек не знает, как поступать, он никак не поступает, т. е. пребывает в недеянии. Это не означает остановки всякого движения; развитие продолжается, но уже исходя из принципа недеяния - возникает естественный ход событий.

Другой китайский мыслитель - Конфуций, также родившийся в VI в. до н. э., в отличие от Лао-Цзы, позитивно оценивал роль знаний и обучения в общественной жизни. Конфуций делил людей на великих и очень мудрых, обладающих знаниями от рождения и тех, кто обладает знаниями, благодаря учению. Себя Конфуций относил ко второй категории людей. он писал, что в пятнадцать лет он начал учиться, в тридцать стал самостоятельным, в сорок - освободился от сомнений, в пятьдесят - познал волю неба, в шестьдесят - научился отличать правду от неправды, в семьдесят - стал следовать желаниям своего сердца, не нарушая при этом ритуала. Таким образом, Конфуций устанавливает парадигму человека, являющуюся одной из до-

минирующих в Китае и на Востоке в целом и в настоящее время. согласно этой парадигме, человек непрерывно развивается всю жизнь до глубокой старости, реализуя свои все новые и новые характеристики.

Интересно, что Конфуций противопоставляет регулирование общественной жизни через правовые законы и указы самоорганизации общества с помощью обычаев и ритуалов. Законы и указы принимаются конкретными личностями под влиянием обстоятельств и эмоций. обычаи и ритуалы - это регуляторы жизни, выросшие естественным путем. В отличие от законов и указов, которые защищают чьи-то интересы, обычно интересы меньшинства, обычаи и традиции - более объективные регуляторы; перед ними в действительности все равны - и землепашец и император. обычаи и ритуалы нельзя отменить, их действия нельзя приостановить, поскольку они нигде официально не приняты.

соотнести всю государственную систему можно следующим образом: народ - лошадь, император - всадник, а чиновники и законы - узда, то есть важное звено между ними. Для хорошего урегулирования отношений в государстве, нужно правильно держать узды, наблюдать за силами лошадей и их бегом. При таких условиях не придётся даже хлопать и «подгонять лошадей», поскольку при хорошем всаднике, лошадь сама пойдёт. Носитель власти в таком государстве должен быть примером сочетания моральных качеств, проявлять гуманность и не интересоваться материальной стороной дела[1, с. 44].

«Казнить людей, не наставив их на путь истинный-это бесчеловечно», считал Конфуций. на юге Китая в школе для госслужащих существуют особые занятия, которые помогают преодолеть

желание брать взятку. Занятие совмещает физический труд и элементы медитации. Важную роль здесь играют правила поведения и самовоспитание [2, с.239-245].

Социально-философские и правовые взгляды Конфуция имеют тесную взаимосвязь друг с другом, представляя собой неразрывную систему понятий. Человек не обособлен от государства, а находится в прямой взаимосвязи с государством, является его началом и движущейся силой. Воззрения Конфуция актуальны и по сей день. Обусловлено это, прежде всего, важностью его учений во взаимосвязи с современными представлениями о государстве и праве. Изучение учения конфуцианства позволяет провести сравнение традиционных и современных ценностей.

созданная многие столетия назад философская школа конфуцианства оказывала большое влияние на разные стороны общественной жизни Китая и продолжает играть главную роль и сейчас.

Учения Конфуция основываются на человеколюбии, проявлении уважения к традициям и ритуалам, поскольку сам Конфуций «всем сердцем любивший древность» уделял большое внимание нравственно-этическим нормам [3]. Кроме того, Конфуций стремился создать государство, которое исходило бы не из силы, принуждения и подавления, а опиралось, прежде всего, на добродетель. Однако, ему не удалось воплотить в реальность свою мечту и этот замысел он передал своим последователям, а последние в свою очередь, сохранили и передали эти учения будущим поколениям. Благодаря этим и другим учениям, мыслителя стали называть святым, а некоторые даже отождествляли с божеством [4].

В центре философской системы

Конфуция стояла проблема этики и воспитания, а главным понятием явилась гуманность или жэнь. Жэнь определяло социальные и этические взаимоотношения людей. Суть этого закона заключалась в следующих словах: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Это учение более известно под названием «золотое правило нравственности».

Мыслителя интересовали другие вопросы, связанные с человеческой сущностью, смыслом жизни человека, началом всех стремлений и желаний, идеальным государством. Изучению этих и других вопросов Конфуций уделил всю жизнь, прежде всего, опираясь на свой личный опыт.

По мнению Конфуция, государство - это большая семья, в которой власть императора отождествляется с властью отца, а народ есть «простые люди», т.е. младшие члены в семье. Таким образом, император или отец должен заботиться о младших, своём народе и опекать их, а народ, в свою очередь, должен слушаться отца и подчиняться императору.

Сравнивать всю государственную систему можно следующим образом: народ - лошадь, император - всадник, а чиновники и законы - узда, то есть важное звено между ними. Для хорошего урегулирования отношений в государстве, нужно определить, как правильно держать узды, наблюдать за силами лошадей и их бегом. При таких условиях не придётся даже хлопать и «подгонять лошадей», поскольку при хорошем всаднике, лошадь сама пойдёт. Носитель власти в таком государстве должен быть примером сочетания моральных качеств, проявлять гуманность и не увлекаться собственной материальной стороной дела. Только так можно достигнуть идеального государства: без коррупции, преступлений и злоупотре-

блений среди правящих людей [5].

В России подобная политическая система возможна только в случае достижения идеала, к которому остаётся только стремиться. Бытует мнение, что правящий круг в России изначально воспитан в духе произвола. Кроме того, менталитет таков, что каждый, попав в верхний эшелон власти, старается для себя, а не для народа и страны. Это и есть ключевая проблема нашего государства. Для исключения данной проблемы необходимо с детства внедрять в общественное сознание чувство государственника, способного пожертвовать собственными интересами ради общего дела. Например, человек, стремящийся к государственной службе должен быть готов нести ответственность не только перед законом, но и в духовно-нравственном плане. Его духовно-нравственный настрой должен соответствовать правильному патриотическому воспитанию.

В самом Китае конфуцианство, а именно его принципы оказывали большое влияние на центральную власть, а так же на существовавшие там могущественные кланы и корпорации, а именно различные объединения, в том числе торговые и ремесленные, секты, тайные общества и т.д. Именно поэтому, в период ослабления центральной власти, они позволяли воссоздать новую власть с теми же принципами конфуцианства, как неизменной идеологии и опоры.

Конфуцианство заключает в себе и политику, и административную систему, и регулятор всех социальных, и экономичных процессов, в целом. Кроме того, оно выступает основой всего китайского образа жизни и организует всё китайского общество, на основе своих принципов. именно благодаря конфуцианству, всем культом древности, который превозносит Кон-

фуций в своих учениях и стремлением к консерватизму, китайское государство, вместе с обществом просуществовало больше двух тысяч лет. Однако, несмотря на то, что революционный XX век хоть и покончил с конфуцианством, как официальной идеологией и системной доктриной, пока не может считать себя победителем над конфуцианством и всячески питается соками его традиций.

Конфуцианство долгое время оказывало существенное влияние на убеждения, чувства, воззрения людей. Влиянию также поддавалось поведение, мышление, речь и умы китайцев [6]. Подобное влияние оказывали и продолжают оказывать и другие религии. В этом плане, конфуцианство не уступало никакой другой религии, а кое в чём и превосходило их. Культура Китая также многое переняла из этого учения. Китайцы, а также другие народы, кто хоть как-то исторически был причастен к конфуцианской цивилизации, переняли многие положительные привычки [7].

К таковым относятся: трудолюбие, стремление к знаниям, постижению нового, саморазвитию и самосовершенствованию. сюда также можно отнести прочность и крепость семейных отношений, что редко можно видеть в европейских странах. Немало важным является стремление занять более высокое положение по сравнению с другими. Эти и другие качества способствовали тому, что многие страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии стали одна за другой поражать своими успехами [8]. Учение Конфуция во многом предопределило Путь Китая.

В России подобная политическая система возможна только в случае достижения идеала, к которому остаётся только сильно стремиться. Менталитет

управленцев в России сформирован в большей степени в духе произвола. Кроме того, в современных условиях хозяйственной деятельности каждый старается в большей степени для себя, а не для народа и страны. Это и есть ключевая проблема нашего государства. Для исключения данной проблемы, необходимо с рождения вести беседы, прививать качества, необходимые для носителя власти, чувство патриотизма и др. Воспитание правосознания должно быть не факультативным, а реальным, системным и постоянным [9, с. 103].

существует притча, по которой учитель, согнув спину ежедневно, пропалывает сорняки в своём цветнике. сорняки вырастают ещё и ещё раз. За всем происходящим наблюдал ученик. Как-то раз не выдержав, он обратился к учителю. Ответь мне, о мой мудрый Учитель», - спросил Ученик. - «Зачем ты каждый день вырываешь сорняки? В твоей работе нет пользы. сколько бы ты не трудился и не пропалывал сорняки, на следующий день свежая трава опять появляется из земли. Тебе их не преодолеть».«Ты прав, и не прав», - ответил Учитель. - «Я, и в самом деле, никогда не смогу победить сорную траву. но если я перестану её вычищать, то она укрепится, разрастётся, и сгубит мой любимый цветник. Поэтому это нескончаемая работа, но я не могу перестать её выполнять».

Для законодательства Китая характерна жесткая антикоррупционная политика. Там знают, что она была, есть и будет всегда, пока существует человеческое общество. но если физически не «выщипывать» постоянно коррупционеров, то они крепко засядут на своих местах и погубят всё вокруг. В частности, за взятку здесь применяется самая карательная мера наказания. с 2000

года в КНР за коррупцию были расстреляны примерно 10 тысяч чиновников, это около трех чиновников в день. За взятку наказывали и отсечением руки.

именно благодаря конфуцианству, всем культом древности, который превозносит Конфуций в своих учениях и стремлением к консерватизму, китайское государство, вместе с обществом, просуществовало больше двух тысяч лет. однако, несмотря на то, что революционный XX век хоть и покончил с конфуцианством, как официальной идеологией и системной доктриной, пока не может считать себя победителем над конфуцианством и всячески питается соками его традиций [10, с.122-134].

Конфуцианство долгое время оказывало существенное влияние на убеждения, чувства, воззрения людей. Влиянию также поддавалось поведение, мышление, речь и умы китайцев [11, с. 266-270]. Подобное влияние оказывали и продолжают оказывать и другие религии. В этом плане, конфуцианство не уступало никакой другой религии, а кое в чём и превосходило их.

ВЫВОДЫ

Культура Китая многое переняла из учения Конфуция. Китайцы, а также другие народы, кто хоть как-то исторически был причастен к конфуцианской цивилизации, переняли многие положительные привычки из неё [6, с. 495].

К таковым относятся: трудолюбие, стремление к знаниям, постижению нового, саморазвитию и самосовершенствованию. Сюда также можно отнести прочность и относительную нерушимость семейных отношений, что редко можно видеть в европейских странах. Также важным является стремление занять более высокое положение в обществе по сравнению с другими. Эти и

другие качества способствовали тому, что многие страны восходящего солнца и Юго-Восточной Азии стали одна за другой поражать и удивлять других своими успехами [7, с. 394-397].

Таким образом, учение Конфуция предопределило Путь Китая и позволило провести сравнение традиционных и современных ценностей, к которым нам остается лишь стремиться [8].

References

[1] Alekseev V.M. Chinese literature. - M.: 2002. P. 576.

[2] Demenenko I.I. - Confucius. - M.: 1995. P. 240.

[3] Ancient Chinese philosophy: Collection of texts in two

volumes. [comp. Voloshin A.V]. - M.: ASPECT PRESS, 1972. P. 1200.

[4] Malyavin V.V. Confucius. - M.: 2007. P. 400.

[5] Perelomov L.S. Confucius: life, teaching, fate. - M.: 1993.

P. 478

[6] Maslov A.A. Judgments and conversations - Ed. 2nd. -

Rostov n/d: 2006. P. 304.

[7] Alekseev V.M. Chinese literature. - M.: 2002. P. 546.

[8] Vasiliev L.S. History of the East / L.S. Vasiliev. In 2 vol-

umes - M.: Higher. school, 1998. - P. 896.

[9] Perelomov L.S. - The Word of Confucius. - M.: 1992.

P. 526.

[10] Malyavin V.V. Confucius. - M.: 2007. P. 122-134.

[11] Perelomov L.S. Confucius: life, teaching, fate. - M.: 1993. P. 266-270.

[12] Philosophical Encyclopedic Dictionary, 1983. P. 277.

Список литературы

[1] Алексеев В.М. Китайская литература. - М.: 2002.

C. 576.

[2] Демененко И.И. - Конфуций. - М.: 1995. С. 240.

[3] Древнекитайская философия: Собрание текстов в

двух томах. [сост. Волошин А.В]. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1972. С. 1200.

[4] Малявин В.В. Конфуций. - М.: 2007. С. 400.

[5] Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. -

М.: 1993. С. 478

[6] Маслов А.А. Суждения и беседы - Изд. 2-е. - Ростов

н/Д: 2006. С. 304.

[7] Алексеев В.М. Китайская литература. - М.: 2002.

С. 546.

[8] Васильев Л.С. История Востока / Л.С. Васильев. В 2

т. - М.: Высш. шк., 1998. - С. 896.

[9] Переломов Л.С. - Слово Конфуция. - М.: 1992. С. 526.

[10] Малявин В.В. Конфуций. - М.: 2007. С. 122-134.

[11] Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. -М.: 1993. С. 266-270.

[12] философский энциклопедический словарь, 1983. С. 277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.