Научная статья на тему 'Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса'

Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ СЗИ РАНХИГС / КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СЗИ РАНХИГС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов Альберт Федорович

Статья освещает главные итоги межкафедрального методологического семинара на тему «Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса», который подготовили и провели кафедра философии и кафедра менеджмента СЗИ РАНХиГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса»

А.Ф. ИЗМАЙЛОВ A.F. IZMAYLOV

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВТОРОЙ ВОЛНЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE SECOND WAVE OF GLOBAL ECONOMIC CRISIS

Ключевые слова:

мировой экономический кризис, межкафедральный методологический семинар, кафедра философии СЗИРАНХиГС, кафедра менеджмента СЗИ РАНХиГС

Статья освещает главные итоги межкафе-дрального методологического семинара на тему «Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса», который подготовили и провели кафедра философии и кафедра менеджмента СЗИ РАНХиГС.

Кафедра философии и кафедра менеджмента СЗИ РАНХиГС подготовили и провели межкафедральный методологический семинар на тему «Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса».

С докладом, посвященным причинам возникновения мирового финансово-экономического кризиса и его сущности, выступил заведующий кафедрой философии, профессор, доктор философских наук Г.Г. Филиппов, который обратил внимание на следующие аспекты обсуждаемой темы.

Главным содержанием мирового экономического кризиса 2008—

Key words:

world economic crisis, inter-chair methodological seminar, the Chair of Philosophy of NWAPA, the Chair of Management of NWAPA

The paper highlights the progress and the main outcomes of the inter-chair methodological seminar “Social and philosophical aspects of the second wave of global economic crisis”, which was prepared and conducted by the Chair of Philosophy and the Chair of Management of the North-West Academy of Public Administration (NWAPA).

2009 гг. стал финансовый кризис, суть которого заключалась в перепроизводстве финансового продукта (дериватов всех видов) в мировом масштабе. Перепроизводство дериватов было вызвано не ошибками в финансовой политике нескольких крупных американских банков и не криминальными действиями отдельных банкиров, как утверждалось в экономической публицистике и политической риторике.

На самом деле операции (и особенно — спекуляции) с ценными бумагами стали ко времени кризиса намного прибыльнее производства товаров и услуг. Трудоемкость фи-

Измайлов А.Ф. Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса

Научная жизнь

нансовой деятельности снизилась за счет компьютерной оснащенности, а условия «финансового труда» стали легче, чище, привлекательнее. Торговля ценными бумагами, рисками их ликвидности, рисками рисков их быстрой перепродажи и реализации стала больше игрой, нежели трудом.

Когда объем дериватов превысил на порядок их обеспеченность реальными товарами, а ликвидность дериватов резко упала, и случился кризис. Сначала, естественно, в США, где сосредоточена большая масса дериватов, а затем — и в других странах, в том числе в России.

На преодоление финансового кризиса были брошены крупные денежные ресурсы многих национальных банков, но с разным результатом. Ко второй половине

2009 г. кризис был как будто бы остановлен, поскольку банки восполнили свои потери за счет усвоения государственных ресурсов и возможностей налогоплательщиков. Экономические показатели стабилизировались и даже начали улучшаться, но в стоимостном, именно в стоимостном выражении.

Россию кризис затронул сильнее всего в кластере стран, к которым она стремится принадлежать по политическим притязаниям ее руководителей (к странам БРИК). Падение ВВП составило 8,5%, а происходящее восстановление со-

ставляет около 4%. В то же время остальные страны этого кластера в ходе кризиса имели неуклонный экономический рост много более 4 % [5].

Тем не менее, основания мирового экономического кризиса никуда не исчезли, они сохранились. К началу 2009 г. стоимость дериватов, обращающихся на мировых финансовых рынках, возросла и более чем в десять раз превысила величину мирового ВВП [1, с. 22]. При этом значительную и быстро растущую часть реальных продуктов, обеспечивающих дериваты, составили продукты виртуальные: услуги игрового и развлекательного характера на основе новейшей техники электронной связи, услуги шоу-бизнеса, а также инновационные технологические разработки, практическое применение которых в настоящее время имеет преимущественно потенциальный характер.

Закономерным следствием усиливающегося дисбаланса финансовых дериватов, чреватого неликвидностью, и реальных продуктов стала новая волна мирового экономического кризиса. Она выразилась в ряде характерных проявлений. Так, произошел резкий скачок цен на продовольствие в мировом масштабе, что лишь отчасти обусловлено неблагоприятными погодными условиями. Прежде всего, сказался рост населения, в том числе в стра-

нах БИК, и исчерапание возможностей «зеленой революции», которая увеличила обеспеченность продовольствием на 11%, но привела к непоправимому снижению естественного плодородия почвы и ухудшению качества продуктов питания [3, с. 21].

Кроме того, на мировых рынках обнаружился стабильный рост цен на невозобновляемые энергетические ресурсы. Надежды на огромные резервы возобновляемых источников энергии исчезли, поскольку технико-экономические расчеты показали ограниченность возможностей их получения и достаточно высокую стоимость их выработки. Попытки увеличения масштабов производства биотоплива блокируются ограниченностью земельных площадей для получения биомассы. Возникает жесткая альтернатива: земля — для выращивания биомассы или земля — для производства продуктов питания людей и животных.

Возрастание уровня безработицы при увеличении числа незанятых рабочих мест стало постоянным явлением для постиндустриальных стран. Пособие по безработице позволяет не заниматься низкоквалифицированным производительным трудом с неблагоприятными условиями труда.

В мировом масштабе (во всех странах мира) продолжается неуклонный разрыв между бедными

и богатыми слоями населения: в некоторых странах он достиг соотношения 1 : 5001.

Соответственно стали проявляться социально-экономические последствия второй волны мирового экономического кризиса.

Во-первых, выявилась неадекватность инструментов экономической статистики и ее выводов. Созданная по инициативе Президента Франции Н. Саркози Комиссия Дж.Ю. Стиглица подготовила к

2010 г. аналитический доклад по вопросу об измерении экономического развития и социального прогресса. Она констатировала, что принятые экономические показатели не отражают адекватно реальность. Так, показатели ВВП на душу населения не корреспондируются с уровнем реального благосостояния населения и уровнем реальных доходов домохозяйств [2, с. 83—86]. В Российской Федерации ВВП на душу населения составлял на 2004 г. 9 902 доллара в год, при этом 45,3% населения жили на 4 доллара в день. В Республике Беларусь в это же время ВВП на душу населения составлял 6 970 долларов, а на 4 доллара жили только 15,9 % населения, т. е. почти в 3 раза меньше [4, с. 114].

Во-вторых, сократились возможности социального прогресса не только для стран второго и тре-

1 Караганов С. Труд и капитал // Российская газета. 2008. 6 февраля.

Измайлов А.Ф. Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса

Научная жизнь

тьего мира, но и для стран «золотого миллиарда», которые до сего времени улучшали свое положение за счет остального мира. Расширился круг крупных стран, которые переходят к производству инновационных технологий и производству утонченных развлекательных услуг. Они уже передают трудоемкие и непривлекательные производства в другие, менее развитые страны. Так делают Китай, Индия, Бразилия.

В-третьих, вновь подтвердилась несостоятельность и бесперспективность либеральной модели социально-экономического развития, прежде всего в Российской Федерации. Российская экономика оказалась на перепутье между ужесточением бюджетной политики и бюджетным стимулированием развития. Первый путь ведет к непопулярным мерам, росту социальной напряженности и конфронтации населения и власти, хотя сулит какие-то перспективы в отдаленном будущем. Второй — позволяет сохранить социально-политическую стабильность, но грозит тяжелыми проблемами в краткосрочной и среднесрочной перспективе [6, с. 21].

В-четвертых, обнаружился грозный фактор нестабильности

всего социального порядка — утрата привлекательности содержания производительного труда молодым поколением, ориентированным на виртуальную деятельность с элементами игры и эскалацию личного потребления. Утрата определяющей роли труда в онтогенезе человека ведет неизбежно к истощению социальных связей и замене их биологическими.

В-пятых, платить пособия по безработице оказалось выгоднее, чем осуществлять инвестирование в создание высокотехнологических рабочих мест. Это делает экономический прогресс невыгодным для собственников средств производства, а политический и культурный прогресс — сегментарным и спорадическим.

В обсуждении доклада участвовали доценты А.Б. Бочаров, Л.П. Абрамова, А.Д. Куликов, А.А. Козырев и др. В итоге был сделан следующий вывод: вторая волна мирового экономического кризиса породила не только отрицательные экономические следствия застойного характера, но и тенденции политической нестабильности в глобальном масштабе.

1. Ганьков В. Глобализация экономики: quailes es et quo vadis? // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 12.

2. Иванов Ю. О докладе Комиссии Дж.Ю. Стиглица по вопросу об измерении экономического развития и социального прогресса // Российский экономический журнал. 2010. № 6.

3. Ковалев Е. В. Мировой продовольственный кризис: эскалация проблем // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 4.

4. Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М., 2009.

5. Леонова Т., Цапенко И. Феномен БРИК или «феномен БИК»? // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 12.

6. Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. 2011. № 11.

References

1. Gankov V. Globalizatsiya ekonomiki: quailes es et quo vadis? // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010. № 12.

2. Ivanov Yu. 0 doklade Komissii Dzh.Yu. Stiglitsa po voprosu ob izmerenii ekonomicheskogo razvitiya i sotsialnogo progressa // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2010. № 6.

3. Kovalev E. V. Mirovoy prodovolstvennyy krizis: eskalatsiya problem // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010. № 4.

4. Korotaev A. V., Khalturina D. A. Sovremennye tendentsii mirovogo razvitiya. M., 2009.

5. Leonova T., Tsapenko I. Fenomen BRIK ili «fenomen BIK»? // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010. № 12.

6. Mau V. Ekonomicheskaya politika 2010 goda: v poiskakh innovatsiy // Voprosy ekonomiki. 2011. № 11.

Измайлов А.Ф. Социально-философские аспекты второй волны мирового экономического кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.