Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕК / SOCIETY / SOCIAL PHILOSOPHY / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / NATIONAL SECURITY CULTURE / MUSEUM / MUSEUM CULTURE / MAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Руденко А.М.

В статье раскрывается социально-философская сущность музейной культуры и ее значение в развитии исторического сознания. Подчеркивается, что современный музей является минимоделью мира, помогающей человеку ориентироваться в реальном мире, а историческое сознание воспитывается не только на уроках истории, но и в музее. Автор отмечает, что музейное пространство выступает для мыслящего человека условием развития растущих потребностей с последующим их необходимым удовлетворением. Музейная культура и развивающееся под ее воздействием историческое сознание выступают мощными средствами социализации личности, позволяющей ребенку и подростку стать человеком, воспринятым миром. Историческое сознание на основе приобщения к музейной культуре, основанное на изучении памятников прошлого, выступает прочной основой, помогающей извлекать из истории уроки для будущего. Развитие исторического сознания как части сознания требует неустанного творчества для воскрешения чистоты событийности в условиях смены времен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL ESSENCE OF MUSEUM CULTURE AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE FORMATION OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS

The article reveals the socio-philosophical essence of museum culture and its significance for the development of historical consciousness. It is emphasized that a modern museum is a minimodel of the world that helps people navigate the real world; the historical consciousness is brought up not only in history lessons but also in museums. The author notes that museum space is a condition for a thinking person to develop growing needs with their subsequent necessary satisfaction. Museum culture and historical consciousness developing under its influence are powerful means of socialization of the individual, which allows a child and a teenager to become a person perceived by the world. Historical consciousness based on familiarization with museum culture based on the study of the monuments of the past is a solid Foundation that helps to draw lessons from history for the future. The development of historical consciousness as part of consciousness requires relentless creativity to resurrect the purity of eventfulness in the conditions of changing times.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»

УДК 069.1.316.42

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

А.М. Руденко

SOCIO-PHILOSOPHICAL ESSENCE OF MUSEUM CULTURE AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE FORMATION OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS

А.М. Rudenko

Аннотация. В статье раскрывается социально-философская сущность музейной культуры и ее значение в развитии исторического сознания. Подчеркивается, что современный музей является минимоделью мира, помогающей человеку ориентироваться в реальном мире, а историческое сознание воспитывается не только на уроках истории, но и в музее. Автор отмечает, что музейное пространство выступает для мыслящего человека условием развития растущих потребностей с последующим их необходимым удовлетворением. Музейная культура и развивающееся под ее воздействием историческое сознание выступают мощными средствами социализации личности, позволяющей ребенку и подростку стать человеком, воспринятым миром. Историческое сознание на основе приобщения к музейной культуре, основанное на изучении памятников прошлого, выступает прочной основой, помогающей извлекать из истории уроки для будущего. Развитие исторического сознания как части сознания требует неустанного творчества для воскрешения чистоты событийности в условиях смены времен.

Abstract. The article reveals the socio-philosophical essence of museum culture and its significance for the development of historical consciousness. It is emphasized that a modern museum is a minimodel of the world that helps people navigate the real world; the historical consciousness is brought up not only in history lessons but also in museums. The author notes that museum space is a condition for a thinking person to develop growing needs with their subsequent necessary satisfaction. Museum culture and historical consciousness developing under its influence are powerful means of socialization of the individual, which allows a child and a teenager to become a person perceived by the world. Historical consciousness based on familiarization with museum culture based on the study of the monuments of the past is a solid Foundation that helps to draw lessons from history for the future. The development of historical consciousness as part of consciousness requires relentless creativity to resurrect the purity of eventfulness in the conditions of changing times.

Ключевые слова: общество, социальная философия, историческое сознание, культура национальной безопасности, музей, музейная культура, человек.

Keywords: society, social philosophy, historical consciousness, national security culture, museum, museum culture, man.

Современный век призывает подрастающее поколение жить «в отсеке сегодняшнего дня», что воспитывает по отношению ко всему культурно-историческому наследию человечества потребительское отношение. Это

приводит к ценностному нигилизму, утрате исторической памяти, неразвитости исторического сознания, утрате здорового чувства патриотизма как гордости за свою страну, ее историю, ее достижения. Кроме того, все эти факторы не способствуют формированию у современного человека продуктивной творческой установки на сохранение и преумножение социокультурных достижений российского общества. В связи с этим одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивое поступательное развитие современного российского общества, является формирование у человека музейной культуры, поскольку музей является пространством осуществления культурно-исторического диалога и ключевой формой приобщения человека к культурным ценностям.

Отмеченные тенденции в обществе требуют качественных изменений социально-экономических, политических и духовных сфер жизни общества с улучшением сферы образования и культуры потребления. Необходимо, чтобы современное общество было ориентировано на заботу о будущем человека, что связано с необходимостью формирования социального оптимизма для достижения сменяемых целей. Достижение этого предполагает развитие музейной культуры.

Исследования в области социальной философии, музеологии1, культурологии, музейной педагогики и психологии, посвященные музейной культуре, позволяет выделить два основных подхода к ее трактовке:

1) музейная культура как музейный фонд, как набор музейных предметов и нематериальных ценностей (М.Е. Кайлен, А.А. Сундиева, Т.А. Соколова, Л.М. Шляхтина и др.) [11, с. 64]. Близким к этому подходу является определение А.А. Никоновой, которая определяет музейную культуру как способ существования, или процесс существования музея в обществе, а также как «совокупность всех составляющих музейного профессионализма и музейной деятельности, специфическую форму общения людей» [6]. По мнению А.А. Никоновой, в то время как музейный мир представляет собой внешнюю сферу сопричастности музея и общества, музейная культура отражает внутреннюю сферу институциональной деятельности музея, отражающую его специфику среди других институтов памяти. При таком подходе основой музейной культуры является профессионализм музейного сотрудника, который определяет не только достижение высоких показателей по обслуживанию посетителей музея, но и особенности его мотивации, система его устремлений, ценностей и смыслом труда. При таком подходе более точно следовало бы использовать не понятие «музейная культура», а понятие «культура музея», поскольку любой музей (и его материалы) является носителем культуры человечества в рамках музейного пространства, что является в свою очередь фактором личностного становления человека за счет его приобщения к ней. Это порождает второе трактование данного понятия;

1 Музеология, или музееведение, - это научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

2) музейная культура как интегративное качество личности, характеризующееся такими свойствами, как «развитость интереса к музею до потребности, бережное отношение к памятникам культуры, нетерпимость к вандализму, осознание предмета в его связях с прошлым и настоящим, понимание изменчивости не только материальных ценностей, но и идеалов, способность извлекать информацию из первоисточника» [7, с. 74]. В этом смысле целесообразно говорить о музейной культуре человека как личности. Такого подхода к трактованию музейной культуры придерживаются: Е.Г. Ванслова, Е.Б. Медведева, Б.А. Столяров, С.О. Петрикова-Агафонова, А.А. Харитонова, Т.В. Чумалова и др.

Музейная культура человека в узком, музеологическом значении -это уровень подготовленности посетителя музея к восприятию музейной информации, включающей собрание экспонатов, редчайших предметов, созданных предыдущими поколениями для совершенствования жизнедеятельности человека и общества в процессе смены эпох. Одним из критериев развитости музейной культуры в этом смысле выступает осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, а также умение ориентироваться в музейной среде.

Музейная культура человека в широком, социально-философском значении - это особое ценностное отношение человека к действительности, к предметам окружающего мира как объектам музейного значения, проявляющееся в бережном отношении к материальным и духовным ценностям. Важнейшим критерием развитости музейной культуры в этом смысле является подлинное уважение к истории и умение выявлять в реальной жизни предметы музейного значения. Безусловно, подобное отношение к миру требует не только когнитивной составляющей (наличие представлений и знаний о музеях, их многообразии, музейных экспонатах), но и эмоционально-ценностного (наличие интереса, проявление положительных эмоций и формирующееся на основе этого бережное отношение к культуре повседневной жизни), и деятельностного (проявление культуры, творчество, реализация умений самоутверждения) аспектов.

Музейная культура человека играет одну из важнейших ролей в развитии исторического сознания, поскольку современный музей является мини-моделью мира, помогающей человеку ориентироваться в реальном мире. Музеи хранят величайшие памятники культуры, созданные в различные исторические эпохи существования человечества, непосредственное знакомство с которыми в процессе посещения музея призвано развивать у человека интерес к истории.

Становлению музейной культуры человека как фактора развития исторического сознания способствует развитие музееведения, которое представляет собой научную дисциплину, которая изучает «специфическое музейное отношение человека к действительности и феномен музея, порожденный этим отношением» [5, с. 5]. Музееведение способствует развитию исторического

сознания тем, что исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации с помощью музейных предметов, музейной деятельности и музейной культуры в целом. Не случайно в структуре музееведения, наряду с теорией музееведения, музейным источниковедением, музеографией, прикладным музееведением, музейной педагогикой, музейной психологией, музейной информатикой и музейной социологией, одним из разделов традиционно выступает история и историография.

То, что цель истории заключается в формировании исторического сознания, не вызывает сомнений. Важно указать на то, что в этом отношении огромная роль принадлежит музею и музейной культуре, которая является и фактором, и процессом и результатом ее формирования одновременно.

Историческое сознание, согласно А.А. Радугину, представляет собой одну из сторон общественного сознания, заключающуюся в совокупности представлений общества в целом и его отдельных социальных групп о своем прошлом и прошлом всего человечества [3, с. 10]. Более точно о функциональном содержании исторического сознания пишет Ю.А. Шестаков, отмечая, что историческое сознание, сводящее воедино прошлое, настоящее и будущее нации на основе аккумуляции исторического опыта, позволяет принимать «.. .наиболее оптимальные решения в настоящем и осуществлять адекватное смыслу существования нации целеполагание относительно будущего» [9, с. 54]. Важно подчеркнуть при этом, что историческое сознание человека имеет значение не только для настоящего, но и для будущего. Планирование жизнедеятельности должно всегда осуществляться на основе исторического опыта, с учетом его достижений и ошибок. Невозможно оценить настоящее, не соотнося его с прошлым и будущим. Невозможно оценить какое-либо достижение в рамках какого-либо явления или события действительности в системе поступательного социокультурного развития, если не знать его уровня развития в прошлом.

Историческое сознание воспитывается не только на уроках истории, но и в музее. Развитая музейная культура человека вносит колоссальный вклад в становление «.исторического сознания, которое способно сформировать личность россиянина как носителя культуры национальной безопасности, управляющую историческим процессом» [8, с. 51-56]. Она позволяет привить любовь к своей стране, к ее истории и выработать четкие позиции в оценке важнейших исторических событий. Стоит согласиться с Ю.А. Шестаковым, который убежден, что историческое сознание выступает важнейшей основой культуры национальной безопасности: «Вне исторического сознания невозможно познание ни культурно-специфического своеобразия формирования национальной безопасности, ни трансисторической ценностно-смысловой сущности национально-государственного или (как в случае с Россией) совпадающего с ним цивилизационного социума, ни оригинальности взаимоотношений личности, общества и государства в рамках соответствующего национально-государственного либо цивилизационного образования, ни сущности

развития конкретной цивилизации на фоне цивилизации мировой» [10, с. 23]. Музей, являющийся уникальным явлением истории и культуры человечества, является овеществленным хранилищем времени, которое выступает одной из фундаментальных основ формирования исторического сознания человека, понимаемого как рефлектирование во временном континууме в системе «прошлое - настоящее - будущее».

Музейное пространство выступает для мыслящего человека условием развития растущих потребностей с последующим их необходимым удовлетворением. Сохраняемые в музее предметы старины привлекательны для познания человека потому, что позволяют разжигать в человеке неиссякаемый источник обогащения личности. Это дает прочную основу для спасения человека от ошибочных действий в его жизнедеятельности и становится фактором познания не только историко-культурного наследия, но и самого себя. В сознании человека и его поведении начинает прослеживаться логика учета процессов наследственности и преемственности. Все это побуждает человеческое устремление к достижению культуры национальной безопасности и защиты от современных рисков и угроз [12, с. 1-15].

Музейная культура и развивающееся под ее воздействием историческое сознание выступают мощными средствами социализации личности, позволяющей ребенку и подростку стать человеком, воспринятым миром. Отсутствие музейной культуры и развитого исторического сознания может иметь печальный результат: человек может стать изгоем, оказавшимся в ценностном вакууме. Стать полноценным человеком, быть принятым в среду воспитанных, грамотных, образованных, высококультурных, творческих и интеллигентных людей - очень важная цель любого человека, решаемая с помощью всестороннего познания окружающего мира и самого себя, которая, безусловно, требует также обширных исторических познаний. Достижение данной цели требует изучения современности в системе прошлого, настоящего и будущего (что должно становиться фактором уверенности в завтрашнем дне). Наряду с этим необходимо решать проблему самореализации личности. Чтобы жизнь состоялась, человеку следует избавляться от мистического восприятия жизни и встать в ряд самодостаточных людей. Для этого в познании окружающего мира нельзя останавливаться на достигнутом. Продолжая овладевать мудростью прошлого, необходимо помнить сократовский тезис: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это должно служить импульсом к постоянному саморазвитию, накоплению богатого личностного потенциала и его последующей самореализации в личностных достижениях, которые, возможно, через определенное время станут ценностями сокровищницы мировой культуры. И не исключено, что они также будут иметь статус музейных экспонатов или обладать музейной ценностью.

В современном понимании музей (от греч. museon и от лат. museum -храм муз) - это «научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение, которое хранит, изучает, выставляет, популяризирует произведения

искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности и сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей» [2, с. 8]. Музей - это храм нашей памяти и в то же время фундаментальный исторический источник познания. Ценность этого источника, на наш взгляд, в современной культурной ситуации, призывающей «жить в отсеке сегодняшнего дня», недостаточно осознана. Далеко не все современные музеи популярны. Далеко не все люди систематически и с интересом посещают музеи, что представляется крайне печальным, поскольку «.. .нет человека, который бы не нашел для себя экспоната, выставки или музея по душе, ориентируясь на глубокий или спонтанный интерес» [2, с. 7]. Каждый музей имеет свои особенности, свой уникальный стиль, свои секреты и ресурсы в развитии и обеспечении страны духовным богатством. Но это богатство необходимо знать, понимать и ценить.

Историческое сознание на основе приобщения к музейной культуре, основанное на изучении памятников прошлого, выступает прочной основой, помогающей извлекать из истории уроки для будущего. Не случайно музей «как институт базируется на идее ценности культуры, историческом видении мира, основанном на внимании к прошлому и стремлении восстановить его во всей возможной полноте» [4, с. 215]. Развитие исторического сознания как части сознания требует неустанного творчества для воскрешения чистоты событийности в условиях смены времен. Диалектическая идея «все течет, все изменяется» порождает процесс распыленности в оценках исторических событий и вытесняется обновленными действиями человека в условиях повседневности. Фальсификация прошлого, к сожалению, имеет место в современном социокультурном пространстве. Она продуцируется в массовое сознание отдельными социальными группами и преподносится в суррогатных формах псевдоисторических фактов, начищая «металл для блеска» и ослепляя им глаза для восприятия. Стереотипность восприятия исторического прошлого со стороны массового сознания происходит из-за исторической неграмотности, потому что массовому человеку все время не хватает времени, чтобы углубляться в изучение истории.

Развитая музейная культура человека, формируя историческое сознание, дает человеку подтверждение идеи о цикличности и поступательности исторического процесса. В жизни все рано или поздно возвращается на круги своя, но имеет при этом определенные новшества. Многие события из века в век повторяются. Отечественные музеи дают прекрасный иллюстративный и фактологический материал, подтверждающий эту идею на примере исторического процесса российской истории ХХ века, в которой можно найти общие черты и с предыдущими веками:

- нулевые годы связаны с напряжением, оставленным предыдущими историческими явлениями, где угас идеал прожитых лет;

- десятые годы посвящены поиску идеала, который необходимо подкреплять;

- двадцатые годы отстаивают избранный ценностный мир, предполагаемый обновленными, более благополучными достижениями, чем в веке минувшем;

- образ жизни 30-х годов связан с проявлением подъема масс за достигнутые цели, и в них бушует энтузиазм;

- в течение 40-х годов - пролитие крови за идеал, при этом раскрываются многие теоретические положения в их несоответствии ожидаемым результатам;

- 50-е годы связаны с тем, что излечиваются ран и забывается цена идеала;

- 60-е годы возвращают эпоху трезвого восприятия истории;

- 70-е годы обнаруживают несоответствия между теорией и практикой, причем страна входит в кризис, показателем которого является расцвет бюрократии с переоценкой имеющихся возможностей, далеких от научного аналитического характера познания;

- 80-е годы - период духовной опустошенности, в котором анализу противостоит лакировка (обман, фальсификация) прошлого;

- 90-е годы - период, когда формируются затяжные противоречия тотального характера.

История имеет свойство пополняться действиями обновленных поколений, которые порой игнорируют уроки прошлого. События ушедших лет так быстро вынуждены покидать настоящее, не успевая оправдать лучшие достижения для будущего. Обращение к минувшему происходит в сложных противоречивых ситуациях, тогда возникает устремленность к тому, что из прошлого необходимо «взять огонь, а не пепел». Но вопреки всему, во все времена возрождалась историческая наука. Ее ближайшей опорой в ее службе человечеству выступали и продолжают выступать музеи, хранящие предметы старины (коллекции прошлых поколений любителей познания). Они вставали на защиту ценностей уходящих эпох.

Таким образом, музейная культура человека играет ключевую роль в становлении исторического сознания. Утрата историчности сознания человека наносит непоправимый ущерб культурному наследию, созданному ушедшими поколениями, снижая оптимальность и полноценность условий для обогащения его будущего. В музейных же экспонатах полноценно и целостно раскрывается историческое прошлое, связанное жизнедеятельностью предков и их вкладом в социокультурное пространство предыдущих эпох. Не случайно в цивилизованных странах представители различных наций гордятся созданием и сохранением памятников глубокой старины. Они прекрасно осознают, какова их роль в образовании подрастающего поколения и развитии способности беречь ценности прошлого и настоящего во имя будущего. Все это вносит свой колоссальный вклад в формирование исторического сознания, которое выступает фактором развития общества, в котором сохраняется возможность, несмотря ни на какие постмодернистские лозунги, отстаивать вечные ценности и бессмертие человеческого гения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ворожко, Ю. Н. Философия самореализации личности в современной культуре : монография / Ю. Н. Ворожко, Е. Е. Несмеянов, А. М. Руденко ; под общ. ред. А. М. Руденко. - Новочеркасск : Лик, 2015. - 168 с. - Текст : непосредственный.

2. Дашкова, Е. В. Музееведение : учебное пособие для вузов / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина. - Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - 197 с. - Текст : непосредственный.

3. История России (Россия в мировой цивилизации) : курс лекций / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М. : Центр, 2001. - 352 с. - Текст : непосредственный.

4. Колесникова, А. Г. Социология культуры : учебник / А. Г. Колесникова, А. В. Матецкая, С. И. Самыгин ; под общ. ред. С. Н. Епифанцева. - М. : КНОРУС, 2017. - 246. - Текст : непосредственный.

5. Музееведение : учебное пособие для студентов специальности 031502 -музеология / Л. Г. Гужова [и др.] ; под ред. Н. В. Мягтиной ; Владимирский государственный университет. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с. -Текст : непосредственный.

6. Никонова, А. А. Музейная культура: pro et contra / А. А. Никонова. - Текст : электронный // Миссия музея в мультикультурном мире. Международный музейный форум. - Казань, 2015. - URL: https://pureportal.spbu.ru/en/publications/.

7. Харитонова, А. А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников / А. А. Харитонова. - Текст : непосредственный // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 3. - С. 73-77.

8. Шестаков, Ю. А. Детерминанты исторического сознания личности в контексте формирования культуры национальной безопасности / Ю. А. Шестаков. -Текст : непосредственный // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2017. - № 1 (92). - С. 51-56.

9. Шестаков, Ю. А. Историческое сознание как фактор стратегического противодействия угрозам национальной безопасности России / Ю. А. Шестаков. -Текст : непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 5. -С.58-69.

10. Шестаков Ю.А. Методологические основания исторического сознания как фактора формирования культуры национальной безопасности Текст : непосредственный // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 6 (91). -С. 22 - 26.

11. Шляхтина, Л. М. Музейно-педагогическая мысль в России : исторические очерки / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница. - СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2006. -271 с. - Текст : непосредственный.

12. Kovalev V. V. Administrative and public risks of the institute of city management, according to experts of the republic of Adygea / V. V. Kovalev, A. V. Dyatlov, A. M. Rudenko, A. A. Semenov, A. B. Ponamarev, S. I. Samygin // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. - 2019. - Т. 6. - Special Edition. - № 142. - P. 1-15.

REFERENCES

1. Vorozhko Yu. N., Nesmeyanov E.E., Rudenko A.M. Filosofiya samorealizatsii lichnosti v sovremennoy kul'ture [The Philosophy of Self-Identity in Modern Culture]. Novocherkassk, Lik, 2015. 168 p.

2. Dashkova E. V. Ivushkina E.B. Muzeyevedeniye [Museology]. Shakhty: SRSUES Publishing House, 2009. 197 p.

3. Radugin A. A. Istoriya Rossii (Rossiya v mirovoy tsivilizatsii) [The History of Russia (Russia in the World Civilization)]. Moscow, Center, 2001. 352 p.

4. Kolesnikova A. G. Sotsiologiya kul'tury [The Sociology of Culture]. Moscow: KNORUS, 2017. 246 p.

5. Muzeyevedeniye [Museology]. Ed. by N. V. Myagtina. Vladimir, Vladimir State University Publishing House, 2010. 116 p.

6. Nikonova A. A. Muzeynaya kul'tura: pro et contra. Missiya muzeya v mul'tikul'turnom mi-re. Mezhdunarodnyy muzeynyy forum [Museum culture: pro et contra. Mission of the Museum in the multicultural world. International Museum Forum]. Kazan, 2015. Available at: https://pureportal.spbu.ru/en/publications/ (In Russian).

7. Kharitonova A. A. The formation of museum culture in senior school students. Nachal'naya Shkola Plyus Do i Posle = Elementary School Plus before and after, 2011, No. 3, pp. 73-77. (In Russian).

8. Shestakov Yu. A. Determinants of historical consciousness of the individual in the context of the formation of the culture of national security. Gumanitarnyye i Sotsial'nyye Nauki = Humanities and Socio-Economic Sciences, 2017, No. 1(92), pp. 5156. (In Russian).

9. Shestakov Yu. a. Historical consciousness as a factor of strategic counteraction to threats to national security of Russia. Gumanitarnyye i Sotsial'nyye Nauki = Humanities and Socio-Economic Sciences, 2016, No. 5, pp. 58-69. (In Russian).

10. Shestakov Yu. a. Methodological foundations of historical consciousness as a factor in the formation of national security culture Gumanitarnyye i Sotsial'nyye Nauki = Humanities and Socio-Economic Sciences, 2016, No. 6(91), pp. 22-26. (In Russian).

11. Shlyakhtina L. M. Muzeyno-padagogicheskaya mysl' v Rossii: Istori-cheskiye ocherki [Museum-Pedagogical Thought in Russia: Historical Essays]. SPb, SpbSUKA Publishing house, 2006. 271 p.

12. Kovalev V.V., Dyatlov A.V., Rudenko A.M., Semenov A.A., Ponamarev A.B., Samygin S.I. Administrative and public risks of the institute of city management, according to experts of the republic of Adygea. Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores, 2019, vol. 6, No. 142, pp. 1-15.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Руденко, А. М. Социально-философская сущность музейной культуры и ее значение в становлении исторического сознания / А. М. Руденко. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. -2020. - № 3. - С. 97-105.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Rudenko A. M. Socio-philosophical Essence of Museum Culture and Its Significance for the Formation of Historical Consciousness / A. M. Rudenko // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2020, No. 3, pp. 97-105. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.