Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / капитализм / экономика / индустриализация / транспортная инфраструктура / урбанизация / socio-economic development / capitalism / economy / industrialization / transport infrastructure / urbanization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжов Д.Д., Емельянова И.Ф.

Данная статья посвящена исследованию социально-экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков. В ней рассматриваются ключевые аспекты индустриализации, развитие транспортной инфраструктуры, рост городского населения и связанные с этим социальные изменения. Особое внимание уделяется экономическим реформам и политике правительства, направленным на модернизацию экономики и улучшение финансовой системы страны. Анализируются результаты этих преобразований и их влияние на общественные и экономические процессы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA AT TURN OF XIX-XX CENTURIES

This article is devoted to the study of the socio-economic development of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries. It examines key aspects of industrialization, the development of transport infrastructure, urban population growth and related social changes. Special attention is paid to economic reforms and government policies aimed at modernizing the economy and improving the country's financial system. The results of these transformations and their impact on social and economic processes in Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ»

УДК 93 Рыжов Д.Д., Емельянова И.Ф.

Рыжов Д.Д.

студент 6 курса гуманитарного факультета Донецкий государственный педагогический университет (г. Горловка, Россия)

Емельянова И.Ф.

канд. экон. наук, доцент кафедры философии и истории Донецкий государственный педагогический университет

(г. Горловка, Россия)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Аннотация: данная статья посвящена исследованию социально-экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков. В ней рассматриваются ключевые аспекты индустриализации, развитие транспортной инфраструктуры, рост городского населения и связанные с этим социальные изменения. Особое внимание уделяется экономическим реформам и политике правительства, направленным на модернизацию экономики и улучшение финансовой системы страны. Анализируются результаты этих преобразований и их влияние на общественные и экономические процессы в России.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, капитализм, экономика, индустриализация, транспортная инфраструктура, урбанизация.

В конце XIX — начале XX вв. мир вступил в новую фазу своего развития, сопровождавшуюся переходом к империализму - высшей стадии капитализма. Россия вступила в стадию империализма почти одновременно с передовыми странами запада. Причиной этому способствовал ряд факторов: использование опыта и оказание помощи развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства.

Правительство Российской империи на рубеже XIX-XX веков проводило ряд экономических реформ, направленных на модернизацию экономики и улучшение финансовой системы. Важную роль в этом процессе сыграл министр финансов Сергей Юльевич Витте, который в 1890-х годах проводил политику протекционизма и активного привлечения иностранных инвестиций. Введение золотого стандарта в 1897 году стабилизировало российскую валюту и способствовало росту доверия к экономике со стороны иностранных инвесторов. Это, в свою очередь, позволило привлечь значительные капиталы для развития промышленности и инфраструктуры.

Отмена крепостного права в середине XIX в. открыла дорогу активному развитию капитализма, прежде всего, в промышленности. К 1900 году Россия стала одной из ведущих промышленных держав мира. Темпы роста промышленного производства составляли в среднем 8% в год, что сопоставимо с уровнями индустриализации в других крупных европейских странах. Значительные инвестиции в промышленность привлекались как из внутренних, так и из внешних источников. В 1909-1913гг. экономика страны сделала резкий скачок, объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу [3].

Монополизация российской экономики получил новый импульс. Кризис, возникший в начале века (1900-1903 гг.), ускорил процесс концентрации промышленного производства. В это же время происходило развитие акционирования предприятий. В итоге, на смену предпринимательским объединениям 1880-1890-х годов пришли мощные монополии — в основном картели и синдикаты. Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп, которые в свою очередь укрепляли связи с промышленностью, в результате возникали новые объединения: концерны и тресты. Экспорт капитала из России не получил особого размаха, так как был недостаток финансовых ресурсов, а также необходимость освоения огромных колониальных районов империи. Россия включилась в передел сфер влияния в

мире, но при этом наряду с интересами российской буржуазии значительную роль играли военно-феодальные устремления царизма [4].

Развитие железнодорожной сети стало важным фактором экономического роста. К 1905 году длина железных дорог в России достигла более 60 тысяч километров. Транссибирская магистраль, строительство которой началось в 1891 году, связала Европейскую часть России с Дальним Востоком, значительно улучшив транспортное сообщение и способствуя экономическому развитию отдаленных регионов.

Железнодорожное строительство стало катализатором развития Юга России, богатого железной рудой и коксующимся углем. Переворот в металлургии Донецкого бассейна состоял в производстве стали, а не железа как раньше. В новом регионе налаживалось крупное рельсопрокатное производство. Англичанин Юз получил из казны 500 тыс. руб. ссуды, бесплатный участок с залежами угля и концессию на постройку железной дороги. Он основал металлургический завод, получив выгодный правительственный заказ. Все заводы в Донецком бассейне на основе паевой собственности принадлежали иностранцам (бельгийцам, французам, англичанам) и только два металлургических завода построили русские предприниматели [3].

Развитие железных дорог способствовало росту товарооборота и укреплению экономических связей между различными частями страны. Это также способствовало увеличению экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, что приносило значительные доходы государству.

Наиболее высокими темпами развивались горнозаводская, металлургическая, машиностроительная отрасли, что стимулировало увеличение добычи угля, нефти.

Быстрыми темпами развивалось отечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения по производству паровозов, вагонов, пароходов стали Сормово, Луганск и Коломна.

Быстрый рост промышленности привел к увеличению численности городского населения. В 1897 году доля городского населения составляла около 13% от общего населения страны, а к 1913 году она увеличилась до 18%. Этот процесс сопровождался значительными социальными изменениями, включая урбанизацию, рост числа рабочих и формирование нового социального класса -промышленного пролетариата [4].

Следует отметить, что российский империализм имел ряд особенностей, главнейшими из которых были сохранение феодальных пережитков. К феодальным пережиткам относятся: самодержавная форма правления, помещичье землевладение и сословное деление общества. Форма правления России охраняла и поддерживала интересы и привилегии дворянства, обрекая формирующуюся буржуазию на политическое прозябание. В хозяйстве страны значительное место отводилось государственному сектору, который включал Государственный банк, большую часть железных дорог, промышленные, военные предприятия и огромный земельный фонд. Частный сектор контролировался сверху через государственные заказы, создание казенных монополий и действие акцизов на сахар, табак и пр. [2, с.1276].

Социальная структура российского общества становилась все более сложной. Помимо традиционного крестьянства и дворянства, увеличивались слои мелкой буржуазии, интеллигенции и рабочих. Это приводило к усилению социальной напряженности и росту классовой борьбы.

Таким образом, социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX веков было сложным и многогранным процессом. Индустриализация, развитие транспортной инфраструктуры, рост городского населения и социальные изменения значительно изменили облик страны. Однако не смотря значительные успехи, достигнутые в промышленности, дореволюционная экономика России отличалась многоукладностью. Наряду с развитием крупной и средней промышленности, сохранялось мелкотоварное, ремесленное и даже патриархальная формы производства.

Капитализм в России развивался «вширь», то есть затрагивал новые отрасли и территории. Появление парламента открыло надежду на формирование демократических институтов и не только экономическую, но и политическую трансформацию правящего режима. Однако первая мировая война перечеркнула все планы и надежды на эволюционный путь развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лаверычев, В. Я. Военный государственно-монополистический капитализм в России / В. Я. Лаверычев, Отв. ред. В. И. Бовыкин, АН СССР, Инт истории СССР. - Москва : Наука, 1988. - 335 с;

2. Муравьева Л.А. Экономическое развитие России во второй половине XIX

- начале XX века // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - Т. 20- № 21.

- С. 1271 - 1286. https://doi.org/10.24891/ia.20.21.1271;

3. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 15'е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. - 424 с;

4. Шумилов, М. И. История России: конец XIX - начало XXI века : [учеб. пособие для вузов] / М. И. Шумилов, М. М. Шумилов. - Изд. 2-е, испр. и доп. -Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 639 с

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НА УКИ» № 5 (74) Том 4. МАЙ 2024 г. Ryzhov D.D., Emelyanova I.F.

Ryzhov D.D.

Donetsk State Pedagogical University (Gorlovka, Russia)

Emelyanova I.F.

Donetsk State Pedagogical University (Gorlovka, Russia)

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA AT TURN OF XIX-XX CENTURIES

Abstract: this article is devoted to the study of the socio-economic development of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries. It examines key aspects of industrialization, the development of transport infrastructure, urban population growth and related social changes. Special attention is paid to economic reforms and government policies aimed at modernizing the economy and improving the country's financial system. The results of these transformations and their impact on social and economic processes in Russia are analyzed.

Keywords: socio-economic development, capitalism, economy, industrialization, transport infrastructure, urbanization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.