Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие региона как фактор успешности политики «Мягкой силы»(на примере продвижения русского языкаи образования на русском в Латинской Америке)'

Социально-экономическое развитие региона как фактор успешности политики «Мягкой силы»(на примере продвижения русского языкаи образования на русском в Латинской Америке) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
633
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МНОГОПРИЗНАКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / РОССОТРУДНИЧЕСТВО / ГЕОПОЛИТИКА / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MULTIFACTORAL CLASSIFICATION / LATIN AMERICA / RUSSIAN LANGUAGE / EDUCATION / ROSSOTRUDNICHESTVO / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Должикова А.В., Массарова А.Р., Холина В.Н.

В статье проанализированы современные тенденции социально-экономического развития стран Латинской Америки c точки зрения потенциала продвижения русского языка и образования на русском в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Русский язык» в 2011-2015 гг. Доказано, что в современных сложных геополитических и экономических условиях Латинская Америка остается традиционным партнером России, при этом взаимное сотрудничество, в том числе в сфере образования, расширяется. В работе с использованием методики многопризнаковой классификации выявлены ключевые страны для продвижения русского языка и образования на русском. Определены основные факторы, способствующие достижению поставленных целей с максимальной эффективностью или, напротив, оказывающие сдерживающее влияние и создающие риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL POLICY OF SOFT POWER(on the example of promotion of russian language and education in russian in Latin America)

The article highlights the current trends of social and economic development of Latin American countries, describes the region’s position in the world rankings in terms of the promotion of educational programs in Russian language within the federal target program “Russian language” for 2011-2015. It is proved that in today’s complicated geopolitical and economic conditions, Latin America remains a traditional partner of Russia and cooperation, as well as in education, is expanding. Key countries for the promotion of Russian language and education in Russian were identified using the methodology of multifactorial classification. The major factors, which contribute to the achievement of the objectives efficiently or, on the contrary, provide the dissuasive impact and create the risks.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие региона как фактор успешности политики «Мягкой силы»(на примере продвижения русского языкаи образования на русском в Латинской Америке)»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» (на примере продвижения русского языка и образования на русском в Латинской Америке)

А.В. Должикова, А.Р. Массарова, В.Н. Холина

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье проанализированы современные тенденции социально-экономического развития стран Латинской Америки c точки зрения потенциала продвижения русского языка и образования на русском в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Русский язык» в 2011—2015 гг. Доказано, что в современных сложных геополитических и экономических условиях Латинская Америка остается традиционным партнером России, при этом взаимное сотрудничество, в том числе в сфере образования, расширяется. В работе с использованием методики многопризнаковой классификации выявлены ключевые страны для продвижения русского языка и образования на русском. Определены основные факторы, способствующие достижению поставленных целей с максимальной эффективностью или, напротив, оказывающие сдерживающее влияние и создающие риски.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, многопризнаковая классификация, Латинская Америка, русский язык, образование, Россотрудничество, геополитика

Постановка исследовательской задачи

Экономическая и политическая нестабильность и усилившаяся конкуренция ведущих держав осложняет позиции Российской Федерации в мире, но вместе с тем является вынужденным обстоятельством для расширения применения «мягкой силы» во внешней политике. Одним из инструментов формирования позитивного имиджа РФ в странах и регионах мира является российское образование. Таким образом, важно определить, какие страны готовы положительно воспринимать действия, направленные на распространение русской культуры, русского языка и образования на русском.

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), финансирует проекты по популяризации русского языка и образования на русском в рамках Федеральной целевой про-

граммы «Русский язык». Проводимые мероприятия способствуют преодолению культурных барьеров, негативных стереотипов и других препятствий на пути к развитию международного сотрудничества [8].

Выявление стран, в которых реализация проектов была бы наиболее успешной, — важная научная задача, решение которой повысит эффективность проектов.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в Российском университете дружбы народов и обсужденного на экспертном совещании «Позиции русского языка в мире» (сентябрь 2015 г.).

Степень изученности вопроса и методология исследования

Вопросы продвижения русского языка и анализ деятельности институтов по поддержке его преподавания и изучения за рубежом являются актуальной темой исследования, о чем свидетельствует значительное число публикаций.

В изучении различных аспектов данной тематики особенно выделяются публикации в журнале «Русский язык за рубежом», издаваемом Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина: здесь опубликованы работы, посвященные повышению статуса русского языка в целом [4; 16], а также статьи с результатами исследований позиций и мер по его продвижению в отдельных странах мира — преимущественно в странах Восточной Азии [3; 11]. Систематически публикуются материалы по итогам проведения программы «Продвижение русского языка и российского образования за рубежом», осуществляемой в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» в 2011—2015 гг. [6; 7]. Кроме того, есть работы, где проводится оценка возможностей продвижения русского языка через политические действия, исследования перспектив формирования позитивного образа страны у иностранцев как составляющей политики «мягкой силы» России [1; 5].

Тем не менее работ, которые позволили бы выявить фокусные страны для продвижения образовательных проектов с учетом факторов социально-экономического развития стран, влияющих на успешную реализацию сотрудничества, на сегодняшний день нет. Методологической основой работы стали классификационные и типологические исследования применительно к региональному развитию — труды российских ученых Л.В. Смирнягина [9; 10], В.Е. Шувалова [18] и зарубежных авторов: Б. Берри [21], В. Бунге [2], Т. Кшиш [23], П. Хаггета [17; 25; 26], Д. Харвея [12].

Основным инструментом, использованным авторами для решения поставленной задачи, стала методика многопризнаковой классификации, основу которой составляет выявление ключевых показателей уровня и качества жизни стран региона, их ранжирование, сопоставление и анализ суммы рангов [14; 15]. Для анализа были выбраны показатели, оцениваемые экспертно и количественно. Экс-пертно оценивались такие показатели классификации, как геополитическое положение, развитие политических отношений с РФ, а также наличие и интенсивность историко-культурных связей, интенсивность торговый и политических взаимоотношений с РФ.

Некоторые показатели численности населения и уровня жизни в странах Латинской Америки, 2015 г.

Страна/регион Численность населения, тыс. чел. Численность населения в возрасте 0—14 лет Численность населения в возрасте 15—24 лет Доля городского населения,% ВВП по ППС ВВП на душу населения по ППС

% тыс чел. % тыс чел. Объем, млрд долл. США Доля в ВВП региона Доля в мировом ВВП Место в мире Объем, долл. США Место в регионе Место в мире

Антигуа и Барбуда 91 24,6 22 16,9 15 24,2 1,9 0,02 0,00 194 20 797 6 77

Аргентина 42 980 24,0 10 045 16,0 6 894 91,6 947,6 10,18 0,91 26 22100 3 78

Багамские о-ва 383 21,0 80 16,0 61 82,8 8,6 0,09 0,01 160 22411 2 68

Барбадос 283 18,8 54 13,5 38 31,6 3,7 0,04 0,00 176 12 951 14 98

Белиз 352 33,4 113 18,8 66 44,1 2,9 0,03 0,00 185 8100 26 142

Боливия 10 562 34,5 3 743 20,2 2135 68,1 66,7 0,72 0,06 94 6 320 30 158

Бразилия 206 078 23,6 47 739 16,2 33 470 85,4 3113,8 33,46 3,00 8 15110 12 101

Венесуэла 30 694 28,2 8710 17,8 5468 88,9 514,2 5,53 0,50 35 16751 9 88

Гаити 10 572 34,6 3615 20,3 2151 57,4 17,5 0,19 0,02 145 1 652 33 207

Гайана 764 35,3 284 17,1 130 28,5 5,3 0,06 0,01 174 6 886 29 154

Гватемала 16015 40,1 6 354 20,3 3 253 51,1 113,9 1,22 0,11 79 7111 28 151

Гондурас 7 962 34,8 2 871 21,6 1 723 54,1 34,8 0,37 0,03 113 4 372 32 173

Гренада 106 26,6 28 22,6 24 35,6 1,2 0,01 0,00 199 11 395 18 121

Доминика 72 22,0 16 16,1 12 69,3 0,7 0,01 0,00 206 10 207 20 129

Доминиканская республика 10406 29,9 3149 18,7 1 942 78,1 131,7 1,41 0,13 74 12 653 16 114

Колумбия 47 791 27,3 13 375 18,8 8 986 76,2 609,0 6,54 0,59 32 12 743 15 111

Коста-Рика 4 758 23,1 1 141 18,0 859 75,9 67,7 0,73 0,07 93 14 232 13 104

oo

Страна/регион Численность населения, тыс. чел. Численность населения в возрасте 0—14 лет Численность населения в возрасте 15—24 лет Доля городского населения,% ВВП по ППС ВВП на душу населения по ППС

% тыс чел. % тыс чел. Объем, млрд долл. США Доля в ВВП региона Доля в мировом ВВП Место в мире Объем, долл. США Место в регионе Место в мире

Куба 11 379 15,9 1 791 12,8 1 454 77,0 128,5 1,38 0,12 76 10 200 21 131

Мексика 125 386 27,9 34 599 16,2 20 325 79,0 2 042,2 21,95 1,97 12 16 287 11 92

Никарагуа 6014 32,3 1 995 21,5 1 292 58,5 28,2 0,30 0,03 125 4 692 31 172

Панама 3 868 27,9 1 097 16,3 631 66,3 77,1 0,83 0,07 91 19 934 7 82

Парагвай 6 553 32,1 2 221 20,7 1 354 59,4 55,6 0,60 0,05 104 8485 25 138

Перу 30 973 28,4 8 733 18,3 5 673 78,3 354,3 3,81 0,34 48 11 438 17 119

Сальвадор 6108 29,3 1 872 22,9 1 396 66,3 48,6 0,52 0,05 107 7 957 27 143

Сент-Винсент и Гренадины 109 24,9 27 19,0 21 50,2 1,1 0,01 0,00 202 10132 22 127

Сент-Китс и Невис 55 21,0 12 15,1 8 32,0 1,2 0,01 0,00 200 21 627 5 83

Сент-Люсия 184 23,6 43 16,5 30 18,5 1,8 0,02 0,00 195 9915 23 124

Суринам 538 26,9 146 14,7 79 66,1 9,2 0,10 0,01 159 16 600 10 94

Тринидад и Тобаго 1 354 20,8 280 14,9 202 8,6 43,2 0,46 0,04 111 31 300 1 54

Уругвай 3420 21,6 740 15,2 520 95,2 68,1 0,73 0,07 95 19 924 8 80

Чили 17 763 20,8 3 699 16,1 2 861 89,4 390,4 4,20 0,38 44 21 980 4 76

Эквадор 15 903 29,6 4 734 16,8 2 675 63,5 172,2 1,85 0,17 64 10 828 19 123

Ямайка 2721 26,5 721 19,8 539 54,6 24,1 0,26 0,02 135 8 700 24 136

Латинская Америка 626 270 26,5 164776 17,0 106 288 79,6 9 305,4 100,00 8,98 - 14 858 - 4

Мир 7 260 652 26,2 1881296 16,4 1190747 53,4 103 635,0 - 100 - 14 274 - -

td

о о

а

S «

Й Й

Д

«

0 а

1

к ?!

а

to

Некоторые показатели уровня жизни и развития образования в странах Латинской Америки, 2015 г.

Страна/регион Индекс человеческого развития Государственные расходы на образование Доступ к Интернет (на 100 чел.) Уровень грамотности, % Индекс глобальной конкурентоспособности

Значение Место в мире Группа Доля от ВВП, % Объем, млн долл. США Объем на душу населения, долл. США Значение Место в мире

Антигуа и Барбуда 0,774 61 Высокий уровень 2,6 49,2 541 64 99 - -

Аргентина 0,808 49 Очень высокий уровень 6,3 59 698,8 1 389 65 98 3,79 104

Багамские о-ва 0,789 51 Высокий уровень - - - 77 96 - -

Барбадос 0,776 59 Высокий уровень 5,6 205,5 725 77 100 4,36 55

Белиз 0,732 84 Высокий уровень 6,6 191,4 544 39 77 - -

Боливия 0,667 113 Средний уровень 6,9 4 605,5 436 39 96 3,77 105

Бразилия 0,744 79 Высокий уровень 5,8 180 600,5 876 58 91 4,34 57

Венесуэла 0,764 67 Высокий уровень 6,9 35 476,6 1 156 57 96 3,32 131

Гаити 0,471 168 Низкий уровень - - - 11 61 3,14 137

Гайана 0,638 121 Средний уровень 3,2 168,3 220 37 88 3,65 117

Гватемала 0,628 125 Средний уровень 3,0 3416,6 213 23 77 4,10 78

Гондурас 0,617 129 Средний уровень - - - 19 87 3,82 100

Гренада 0,737 79 Высокий уровень 3,9 47,3 444 37 96 - -

Доминика 0,717 93 Высокий уровень 1,1 7 761,8 340 63 94 - -

Доминиканская республика 0,700 102 Высокий уровень 2,2 2 896,6 278 50 92 3,82 101

Колумбия 0,711 98 Высокий уровень 4,4 26 796,3 561 53 95 4,23 66

Коста-Рика 0,763 68 Высокий уровень 6,3 4 265,8 897 49 98 4,42 51

Куба 0,815 44 Очень высокий уровень 12,8 16 448,0 1 445 30 100 - -

о

Страна/регион Индекс человеческого развития Государственные расходы на образование Доступ к Интернет (на 100 чел.) Уровень грамотности, % Индекс глобальной конкурентоспособности

Значение Место в мире Группа Доля от ВВП, % Объем, млн долл. США Объем на душу населения, долл. США Значение Место в мире

Мексика 0,756 71 Высокий уровень 5,1 104150,5 831 44 94 4,27 61

Никарагуа 0,614 132 Средний уровень 4,6 1 298,0 216 18 83 3,82 99

Панама 0,765 65 Высокий уровень 3,3 2 544,2 658 45 95 4,43 48

Парагвай 0,676 111 Средний уровень 4,8 2 668,8 407 43 95 3,59 120

Перу 0,737 82 Высокий уровень 2,8 9919,7 320 40 95 4,24 65

Сальвадор 0,662 115 Средний уровень 3,4 1 652,5 271 30 87 4,01 84

Сент-Винсент и Гренадины 0,719 91 Высокий уровень 5,1 56,5 517 56 96 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сент-Китс и Невис 0,750 73 Высокий уровень 4,2 49,9 908 65 98 - -

Сент-Люсия 0,714 97 Высокий уровень 4,1 74,7 407 51 90 - -

Суринам 0,705 100 Высокий уровень - - - 40 96 3,71 110

Тринидад и Тобаго 0,766 64 Высокий уровень 3,2 1 382,4 1 021 65 99 3,95 89

Уругвай 0,790 50 Высокий уровень 4,5 3 065,9 897 61 98 4,04 80

Чили 0,822 41 Очень высокий уровень 4,5 17 568,9 989 72 98 4,60 33

Эквадор 0,711 98 Высокий уровень 4,4 7 576,6 476 43 93 - -

Ямайка 0,715 96 Высокий уровень 6,1 1470,1 540 41 88 3,98 86

Латинская Америка - - - - - - 50 - - -

Мир - - - - - - 41 - - -

ш

о о

а

S «

Й Й

Д

to «

0 а

1

к ?!

а

to

Источник: рассчитано авторами по [29].

Количественно оценивались показатели, характеризующие уровень социально-экономического развития стран и качество жизни населения (ВНД на душу населения, индекс человеческого развития, доля населения, живущая менее чем на 1,9 долл. США), емкость образовательного рынка (численность кагорты в возрасте 0—24 лет, доля городского населения, доступность Интернета), развитие системы образования (государственные расходы на образование, уровень грамотности).

Использование методики многопризнаковой классификации является единственно-возможной для решения поставленных задач, так как оценка по одному из этих показателей может дать искаженную картину: так, выбор стран для продвижения программ с учетом только политических факторов может негативно сказаться на перспективах долгосрочного сотрудничества и привести к потере инвестиций при смене правительств и геополитического курса (табл. 1, 2). С другой стороны, учет только экономических показателей также даст искаженную картину, поскольку благоприятной «почвы» для реализации программ в выбранных странах может и не быть.

Следует отметить, что исследование перспектив продвижения русского языка и образования на русском через призму оценки уровня социально-экономического развития стран региона проводится с применением методики многопризнаковой классификации проводится впервые.

Вызовы современного этапа экономического роста и основные ориентиры развития Латинской Америки

Латинская Америка — динамично развивающийся регион, обладающий крупным людским, природным и экономическим потенциалом. Регион включает в себя 33 суверенных государства, суммарный ВНД (по ППС) которых составляет 9,3 трлн долл. (9% мирового ВНД), общая численность населения — 626 млн человек (8,6% мирового населения). При высокой степени включенности в международное разделение труда и очевидной зависимости от глобальной экономики Латинская Америка обладает практически всем необходимым для самостоятельного развития. В регионе сосредоточена значительная часть мировых природных ресурсов, в том числе нефти (20% мировых запасов), газа (4%), меди (46%), железной руды (20%), никелевой руды (20%), оловянной руды (27%), серебра (47%), золота (18%) [22; 28].

С начала XXI в. экономика Латинской Америки росла высокими темпами, превышая показатели развитых стран—членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в среднем в 2 раза. Тем не менее, с 2010 г. отмечается замедление темпов роста (в 2014 г. — минимальные за последние пять лет), связанное во многом с внешними факторами и усилением вовлеченности региона в глобальные процессы мировой экономики [27]. Снижение темпов роста экономик стран Латинской Америки свидетельствует о необходимости в структурных и качественных переменах, которые позволят выйти на новые и более высокие уровни участия в мировой экономике. Ключевым фактором для достижения более динамичного и всестороннего роста является инновационная технологическая трансформация экономики региона, основу которой должно со-

ставить развитие образования, приобретение населением качественных навыков и распространение инноваций.

Таким образом, образование становится главным ориентиром развития Латинской Америки, так как повышение его доступности, распространенности и уровня позволит диверсифицировать экономику, развивать инновационные отрасли с высокой добавленной стоимостью и увеличить долю наукоемких товаров в экспорте.

В последние десятилетия, несмотря на географическую удаленность, сотрудничество РФ со странами Латинской Америки развивается достаточно успешно и становится особенно актуальным в условиях экономических санкций Запада в отношении РФ и антиамериканских настроений в некоторых странах Латинской Америки. В перспективе расширение межгосударственных взаимодействий будет способствовать снижению внешнеэкономических и внешнеполитических рисков как для РФ, так и для многих латиноамериканских стран.

В 1995—2014 годах товарооборот между РФ и Латинской Америкой вырос в 10 раз, при этом максимальный рост показателя наблюдался в 2007—2008 гг., и хотя в кризисный 2009 г. уровень товарооборота между РФ Латинской Америкой упал на 45%, в большей степени это произошло за счет сокращения импорта продукции из РФ. Российский спрос на латиноамериканскую продукцию в 2009 г. сохранился на значительно более высоком уровне. И в 2011 г. объем товарооборота превысил докризисный уровень и составлял 15 млрд долл., но именно с этого года отмечается спад темпов роста внешнеторговых показателей вследствие общемировой напряженной политической и экономической обстановки (рис.).

18000

• Экспорт РФ в ЛА ■ Импорт РФ в ЛА й Товарооборот

Рис. Основные показатели внешней торговли РФ с Латинской Америкой, 1995—2014 гг., млн долл. США

Источник: составлено по [29].

С 2000-х годов заметны усилия по продвижению российских интересов: так, в 2004 г. в ходе официального визита В. Путина в Бразилию была поставлена за-

дача формирования «технологического альянса» между Бразилией и Россией, что стимулировало бы обмен высокотехнологичной продукцией и развитие сотрудничества на более высоком качественном уровне [20].

С ростом диверсификации внешнеторговых связей между Россией и Латинской Америкой возрастает число представительств российских компаний в странах региона. Так, реализация контрактов на поставки в Мексику вертолетной техники привела к открытию в стране представительства ОАО «Авиазапчасть». Филиалы крупных российских корпораций («Газпром», «Лукойл» и «Русал») создаются в тех странах, где отечественный бизнес реализует долгосрочные проекты, связанные с разработкой полезных ископаемых и строительством объектов электроэнергетики и производственной инфраструктуры (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана). Шагом вперед в международной информационной деятельности российского высокотехнологичного бизнеса явилось создание Ар-гентино-Российского центра научного и технологического сотрудничества (СЕН-ТАР), в задачу которого входит продвижение отечественных достижений на рынок страны. Именно СЕНТАР стал в мае 2006 г. организатором первого семинара-выставки российских высокотехнологичных компаний в Буэнос-Айресе [27].

РФ и Венесуэлой сделаны значительные шаги к сотрудничеству во многих областях, в том числе в образовании и культуре. В 2001 году был подписан акт о создании Межправительственной комиссии высокого уровня (С1А^, которая действует на постоянной основе между странами и разрабатывает комплексные предложения о сотрудничестве в сфере политики, экономики, торговли, науки, культуры, образования. Заседания комиссии проходят с 2004 г. поочередно в РФ и Венесуэле и являются плодотворными для двусторонних отношений.

Сотрудничество РФ и Венесуэлы как стран — производителей нефти также активно развивается: важную роль в установлении экономических отношений составляет деятельность российской компании «Роснефть» в Венесуэле (участие в разработке венесуэльских месторождений нефти с 2013 г.).

В 2010 году президент России Д. Медведев во время официального визита в Аргентину отметил, что Россия вернулась в Южную Америку, сделала это достаточно энергично и теперь активно развивает отношения с латиноамериканскими партнерами [27].

Все это создает благоприятные условия для интенсификации взаимного сотрудничества в сфере образования, в том числе для продвижения русского языка.

Типология стран Латинской Америки по степени эффективности

реализации планируемых программ: рекомендации для продвижения русского языка и образования на русском

В результате проведенного анализа 33 страны Латинской Америки были разделены на пять групп: с высоким и низким потенциалом реализации программ по продвижению русского языка, с потенциалом выше и ниже среднего и без перспектив продвижения.

В группу стран с высоким потенциалом продвижения образовательных программ входят многонаселенные (ключевые) страны региона с высокими и средними показателями развития образования, интенсивно развивающимся научно-

техническим и культурным сотрудничеством с Россией: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Чили. Эти страны могут быть рассмотрены как субрегиональные базы для создания специализированных центров изучения русского языка и поддержки продвижения образования на русском.

Для этой категории стран были разработаны конкретные рекомендации. Создание центров изучения русского языка — наиболее экономически целесообразно в странах с большой численностью населения. Так, в Мексике предлагается создать субрегиональный центр изучения русского языка, работающий с использованием возможностей дистанционного обучения в странах Карибского бассейна, где активно работают принадлежащие российскому бизнесу оффшоры и которые весьма привлекательны для российских туристов.

Основными направлениями расширения сотрудничества России с Бразилией в продвижении программ может стать создание центров обучения русскому языку при ведущих университетах страны, развитие Центра славянской культуры в г. Рио-де-Жанейро (ныне самая крупная школа русского языка по численности учащихся в Латинской Америке) и формирование новых программ (организация стажировок, обмен студентами и т.д.), активизация приема студентов на программы бакалавриата в российские вузы, создание совместных магистерских программ, развитие дистанционного обучения.

Важным фактором для выбора Аргентины является большая по численности община русских эмигрантов и растущая, в условиях взаимных экономических санкций Запада, торговля, прежде всего сельскохозяйственной продукцией. С одной стороны, Венесуэла является ныне важным партнером РФ в регионе, особенно с учетом большого числа проектов в нефтяном секторе, с другой стороны, относительно низкий уровень социально-экономического развития и нестабильность политической обстановки могут негативно повлиять на устойчивое развитие сотрудничества в области образования.

В рамках сотрудничества России со странами с высоким потенциалом продвижения образовательных программ по русскому языку и образования на русском рекомендуется проведение имиджевой рекламной компании в СМИ, сотрудничество с ведущими университетами и создание на их базе специализированных программ, совместных программ магистратуры и бакалавриата, курсов русского языка, в т.ч. дистанционных, реклама и пропаганда обучения в России. Важное значение имеет организация школ с углубленным изучением русском языка с последующей ориентацией выпускников на обучение в России.

К группе стран с потенциалом для продвижения образовательных программ выше среднего были отнесены Колумбия, Доминиканская Республика, Куба, Перу, Уругвай. Особенности географического положения и социально-экономического развития этих стран способствуют достижению задачи: в сферу влияния Аргентины может войти соседний относительно малонаселенный Уругвай (3,4 млн человек), где проживают дети и внуки наших соотечественников, которые прибыли туда в начале XX в.; для них, кроме изучения русского языка, важным может стать реклама образования в российских вузах.

В Доминиканской Республике на базе Автономного университета Санто-Доминго создан и функционирует центр изучения русского языка в рамках межву-

зовского Соглашения о сотрудничестве с РУДН; в сферу его влияния может войти Куба, в 1960—1990-е гг. находившаяся в сфере геополитического влияния СССР.

В этих странах важным фактором продвижения русского языка должно стать проведение очных мероприятий (круглых столов, конкурсов), дистанционное образование.

Базой для продвижения русского языка в Колумбии является кафедра русского языка в Национальном университете Колумбии и Институт русской культуры «Л. Толстой».

К странам с потенциалом для продвижения образовательных программ ниже среднего относятся Эквадор, Боливия, Парагвай, Коста-Рика, Панама, которые отличают средние и низкие показатели уровня образования (и/или небольшая численность населения, т.е. низкая емкость потенциального рынка). Государства Центральной Америки (Коста-Рика и Панама) могут войти в сферу влияния субрегионального центра в Доминиканской Республике, Эквадор и Боливия — в сферу влияния центра, создаваемого в Колумбии, а Парагвай, в котором проживают потомки русских мигрантов, — в сферу влияния субрегионального центра в Аргентине.

Позитивным фактором продвижения русского языка в Эквадоре является активная деятельность Ассоциации эквадорско-русской дружбы (ассоциация выпускников российских вузов), сотрудничество с Высшей школой инженерии «Литораль» в г. Гуаякиль и с Центральным университетом Эквадора, в которых работают преподаватели, получившие образование с СССР и России.

В Коста-Рике и Панаме в результате развития двусторонних связей с РФ в последнее время возрос интерес к изучению русского языка. В этих странах должны начать работу курсы русского языка при национальных университетах, в том числе дистанционные.

Как инструменты продвижения русского языка хорошо зарекомендовали себя дни русской культуры и языка, организация событийных мероприятий для студентов вузов.

В категорию стран с низким потенциалом для продвижения вошли страны с невысокой численностью населения, низкими показателями уровня развития образования, в том числе уровня грамотности, распространения Интернета. К этой категории отнесены страны Центральной Америки — Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор; страны Карибского бассейна — Гаити, Ямайка, а также Суринам и Гайана. Несмотря на то, что некоторые из этих стран имели тесные связи с СССР и Россией (Никарагуа, Сальвадор и Гондурас; Гайана, президентом которой в 1999—2011 гг. был выпускник экономического факультета РУДН Бхар-рат Джагдео), показатели уровня социально-экономического развития являются сдерживающими для продвижения образовательных программ на русском языке и резко повышают финансовые затраты на их реализацию.

К странам, в которых, по нашим оценкам, нет перспектив распространения русского языка и образования на русском относятся небольшие по численности населения, обладающие высокими подушевыми доходами и индексом человеческого развития, но не имеющие исторических связей с РФ островные государства Карибского бассейна (Тринидад и Тобаго, Багамские острова, Барбадос, Антигуа

и Барбуда, Гренада, Сент-Китс и Невис, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Белиз).

Выводы

Уровень социально-экономического развития, оцениваемый через систему макроэкономических показателей, дополненных экспертными оценками особенностей геополитического положения и интенсивности торговых и экономических связей с РФ, является определяющим при составлении рейтинга стран, представляющих наибольший интерес для эффективного продвижения русского языка и образования на русском.

Выявлено, что в условиях сложной современной геополитической обстановки важнейшим приоритетом развития стран Латинской Америки становится повышение уровня качества образования, а это, в свою очередь, является благоприятным условием и дополнительным стимулом для интенсификации взаимного сотрудничества в сфере образования. Важно использовать сложившуюся ситуацию максимально эффективно для формирования позитивного имиджа и мощного бренда с позиционированием России как центра, обладающего и экспортирующего образовательные услуги высокого качества.

Выявлены группы стран Латинской Америки, обладающие различным потенциалом для продвижения русского языка и образования на русском; для каждой группы предложены конкретные шаги по реализации проекта.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ардатова Е.В. Продвижение позитивного образа страны в современных учебниках по русскому языку для иностранцев как составляющая «мягкой силы» России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №7-1. С. 222—226.

[2] Бунге В. Теоретическая география. М.: Прогресс, 1967. 281 с.

[3] Иванова О.Ю. Мероприятия по продвижению русского языка и российского образования во Вьетнаме // Русский язык за рубежом. 2012. № 2. С. 126—127.

[4] Митрофанова Э.В. Деятельность Росзарубежцентра по поддержке и продвижению русского языка за рубежом // Русский язык за рубежом. 2006. № 5. С. 4—8.

[5] Ниязова Г.Ю. Политическая деятельность Российской Федерации по продвижению и укреплению позиций русского языка на постсоветском пространстве // Вестник Академии права и управления. 2012. № 26. С. 136—143.

[6] Продвижение русского языка и российского образования за рубежом // Сборник материалов по итогам проведения программы «Продвижение русского языка и российского образования за рубежом» в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011—2015. М.: Фонд развития социальных инициатив «Новые перспективы», 2012. 82 с.

[7] Продвижение русского языка и российского образования за рубежом // Сборник материалов по итогам проведения программы «Продвижение русского языка и российского образования за рубежом» в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011—2015. М.: Фонд развития социальных инициатив «Новые перспективы», 2013. 90 с.

[8] Россотрудничество // Официальный сайт. URL: http://rs.gov.ru/

[9] Смирнягин Л.В. Районирование общества: теория, методология, практика: на материалах США: дисс. ... д-ра геогр. наук. 2005. 296 с.

[10] Смирнягин Л.В. Узловые вопросы районирования // Известия Российской академии наук, серия географическая. 2005. № 1. С. 5—16.

[11] Толорая Н. Русский язык и российская культура в Корее: опыт распространения // Русский язык за рубежом. 2012. № 2. С. 86—89.

[12] Харвей Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 1974. 504 с.

[13] Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А. География. Углубленный уровень. Атлас. М.: Дрофа, 2015. 80 с.

[14] Холина В.Н. География. Углубленный уровень. Ч. 1. М.: Дрофа, 2015. 320 с.

[15] Холина В.Н. География человеческой деятельности. М.: Просвещение, 1995. 352 с.

[16] Холина В.П. Межведомственное рабочее совещание по вопросам продвижения русского языка, поддержки его преподавания и изучения за рубежом // Русский язык за рубежом. 2013. № 6. С. 120—121.

[17] Чорли Р., Хаггет П. Модели в географии: сб. ст. М.: Прогресс, 1971. 383 с.

[18] Шувалов В.Е. Районирование в российской социально-экономической географии: современное состояние и направления развития // Региональные исследования. 2015. № 3 (49). С. 19—30.

[19] Эйхенгрин Б. Непомерная привилегия: Взлет и падение доллара. URL: https://fcc2b9c7e3 03249ee25db4f6ed72f447b8623c18.googledrive.com/host/0B6AlMDjS4SwaZHlJOTZoVFFiS Ws/triller/nepomernaya-privilegiya-vzlet-i-padenie-dollara-ejhengrin-b-b-ejhengrin.html

[20] Яковлев П.П. «Россия — Латинская Америка: новый этап» // Фонд исторической перспективы, 2010. URL: http://www.perspektivy.info/rus/desk/rossija_latinskaja_amerika_

novyj_etap_2010-05-14.htm

[21] Berry B.J.L. A note concerning methods of classification // Annals of the Association of American Geographers. 1958. № 48. P. 300—303.

[22] Commodity Statistics and Information // U.S. Geological Survey, 2015. URL: http://minerals. usgs.gov/minerals/pubs/commodity

[23] Czyz T. The Application of Multifactor Analysis in Economic Regionalization // Geographia Polonica. 1968. Volume 15. P. 115—134.

[24] Education Statistics // World Bank. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports. aspx?source=education-statistics-~-all-indicators

[25] Haggett P. Geography: a modern synthesis // Harper & Row: Series in Geography. 1979. 627 p.

[26] Haggett P. Revolutions and quantitative geography: some personal reflections on the bicentennial // Spatial analysis and population dynamics. ed. / D Pumain. John Libbey Eurotext. 1991. P. 19— 31.

[27] Kholina V., Massarova A. Latin America from crisis to sustainable growth: image change and new development paradigms // Miscellanea Geographica: Regional Studies on Development. Volume 17. Issue 2. P. 12—19.

[28] Statistical Review of World Energy // British Petroleum, 2015. URL: www.bp.com

[29] World Development Indicators // World Bank. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports. aspx?source=world-development-indicators

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL POLICY OF SOFT POWER (on the example of promotion of russian language and education in russian in Latin America)

A.V. Dolzikova, V.N. Kholina, A.R. Massarova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article highlights the current trends of social and economic development of Latin American countries, describes the region's position in the world rankings in terms of the promotion of educational programs in Russian language within the federal target program "Russian language" for 2011—2015.

It is proved that in today's complicated geopolitical and economic conditions, Latin America remains a traditional partner of Russia and cooperation, as well as in education, is expanding. Key countries for the promotion of Russian language and education in Russian were identified using the methodology of multifactorial classification. The major factors, which contribute to the achievement of the objectives efficiently or, on the contrary, provide the dissuasive impact and create the risks.

Kew words: socio-economic development, multifactoral classification, Latin America, Russian language, education, Rossotrudnichestvo, geopolitics

REFERENCES

[ 1] Ardatova E.V Prodvizhenie pozitivnogo obraza strany v sovremennykh uchebnikakh po russkomu yazyku dlya inostrantsev kak sostavlyayushchaya «myagkoi sily» Rossii [Promotion of country's positive image in modern textbooks on Russian language for foreigners as part of "soft power" of Russia]. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems humanities and natural sciences]. 2015. № 7-1. S. 222—226.

[2] Bunge V. Teoreticheskaya geografiya [Theoretical geography]. M.: Progress, 1967. 281 s.

[3] Ivanova O. Meropriyatiya po prodvizheniyu russkogo yazyka i rossiiskogo obrazovaniya vo Vetname [Activities for promoting Russian language and Russian education in Vietnam]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2012. № 2. S. 126—127.

[4] Mitrofanova E.V. Deyatelnost' Roszarubezhtsentra po podderzhke i prodvizheniyu russkogo yazyka za rubezhom [Roszarubezhtsentr activities in supporting and promoting Russian language abroad]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2006. № 5. S. 4—8.

[5] Niyazova G. Politicheskaia deiatelnost Rossiiskoi Federatsii po prodvizheniyu i ukrepleniyu pozitsii russkogo yazyka na postsovetskom prostranstve [Political activities of the Russian Federation on promoting and strengthening the position of Russian language in the post-Soviet space]. Vestnik Akademii prava i upravleniya [Journal of the Academy of Law and Management]. 2012. № 26. S. 136—143.

[6] Prodvizhenie russkogo yazyka i rossiiskogo obrazovaniia za rubezhom [Promotion of Russian language and Russian education abroad]. Sbornik materialov po itogam provedeniya programmy «Prodvizhenie russkogo yazyka i rossiiskogo obrazovaniia za rubezhom» v ramkakh Federalnoi tselevoi programmy «Russkii yazyk» na 2011—2015 [Collection of materials on the results of the program "Promotion of Russian language and Russian education abroad" within the federal target program "Russian Language" in 2011—2015]. M.: NO «Fond razvitiia sotsial>nykh initsiativ «Novye perspektivy»», 2012. 82 s.

[7] Prodvizhenie russkogo iazyka i rossiiskogo obrazovaniia za rubezhom [Promotion of Russian language and Russian education abroad]. Sbornik materialov po itogam provedeniia programmy «Prodvizhenie russkogo iazyka i rossiiskogo obrazovaniia za rubezhom» v ramkakh Federal>noi tselevoi programmy «Russkii iazyk» na 2011—2015 [Collection of materials on the results of the program "Promotion of Russian language and Russian education abroad" within the federal target program "Russian Language" in 2011—2015]. M.: NO «Fond razvitiya sotsialnykh initsiativ «Novye perspektivy»», 2013. 90 s.

[8] Rossotrudnichestvo: Ofitsialnyiy sayt [Rossotrudnichestvo: official website]. Available at: http:// rs.gov.ru/

[9] Smirnyagin L.V Rayonirovanie obschestva: teoriya, metodologiya, praktika: na materialah SShA [Regionalization of society: theory, methodology, practice: on the materials of the United States]. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora geograficheskih nauk [Thesis for the degree of Doctor of Geography]. 2005. 296 s.

[10] Smirnyagin L.V. Uzlovyie voprosyi rayonirovaniya [Key issues of regionalization]. Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk, seriya geograficheskaya [Izvestiya of Russian Academy of Sciences. Series: Geography]. 2005. № 1. S. 5—16.

[11] Toloraya N. Russkiy yazyk i rossiyskaya kultura v Koree: opyt rasprostraneniya [Russian language and Russian culture in Korea: experience of distribution]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2012. № 2. S. 86—89.

floAwUKoea A.B., Maccapoea A.P., XoAUHa B.H. Соцнмвно-экономнцеское pa3BHTHe peruoHa.

[12] Harvey D. Nauchnoe obyasnenie v geografii [Scientific explanation in geography]. M.: Progress, 1974. 504 s.

[13] Kholina YN., Naumov A.S., Rodionova I.A. Geografiya. Uglublennyy uroven. Atlas [Geography. Advanced level. Atlas]. M.: Drofa, 2015. 80 s.

[14] Kholina V.N. Geografiya. Uglublennyy uroven. Chast 1 [Geography. Advanced level. Part 1]. M.: Drofa, 2015. 320 s.

[15] Kholina V.N. Geografiya chelovecheskoy deyatelnosti [Geography of human activity]. M.: Prosveschenie, 1995. 352 s.

[16] Kholina V.P. Mezhvedomstvennoe rabochee soveshchanie po voprosam prodvizheniya russkogo yazyka, podderzhki ego prepodavaniya i izucheniya za rubezhom [Inter-agency working meeting on the promoting of Russian language, supporting teaching and studying of it abroad]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2013. № 6. S. 120—121.

[17] Chorli R., Hagget P. Modeli v geografii [Models in geography]. Sbornik statey [Collection of articles]. M.: Progress, 1971. 383 s.

[18] Shuvalov V.E. Rayonirovanie v rossiyskoy sotsialno-economicheskoy geografii: sovremennoe sostoyanie i napravleniya razvitiya [Regionalization in the Russian socio-economic geography: the current state and development trends. Regionalnie issledovaniya [Regional Studies]. 2015. № 3 (49). S. 19—30.

[19] Eyhengrin B. Nepomernaya privilegiya: Vzlet i padenie dollara [Exorbitant privilege: rise and fall of the dollar]. URL: https://fcc2b9c7e303249ee25db4f6ed72f447b8623c18.googledrive.com/ho st/0B6AlMDjS4SwaZHlJ0TZoVFFiSWs/triller/nepomernaya-privilegiya-vzlet-i-padenie-dollara-ejhengrin-b-b-ejhengrin.html

[20] Iakovlev P.P. Rossiya — Latinskaya Amerika: novyi etap [Russia — Latin America: a new stage]. Fond istoricheskoi perspektivy, 2010 [Fund of historical perspective, 2010]. URL: http://www. perspektivy.info/rus/desk/rossija_latinskaja_amerika_novyj_etap_2010-05-14.htm

[21] Berry B.J.L. A note concerning methods of classification. Annals of the Association of American Geographers. 1958. № 48. P. 300—303.

[22] Commodity Statistics and Information. U.S. Geological Survey, 2015. URL: http://minerals. usgs.gov/minerals/pubs/commodity

[23] Czyz T. The Application of Multifactor Analysis in Economic Regionalization. Geographia Polonica. 1968. Volume 15. P. 115—134.

[24] Education Statistics // World Bank. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports. aspx?source=education-statistics-~-all-indicators

[25] Haggett P. Geography: a modern synthesis // Harper & Row: Series in Geography. 1979. 627 p.

[26] Haggett P. Revolutions and quantitative geography: some personal reflections on the bicentennial. Spatial analysis and population dynamics. ed. / D Pumain. John Libbey Eurotext. 1991. P. 19— 31.

[27] Kholina V., Massarova A. Latin America from crisis to sustainable growth: image change and new development paradigms. Miscellanea Geographica: Regional Studies on Development. V. 17. Issue 2. P. 12—19.

[28] Statistical Review of World Energy. British Petroleum, 2015. URL: www.bp.com

[29] World Development Indicators // World Bank. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports. aspx?source=world-development-indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.