Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / сельские территории / муниципальные образования / муниципальные округа / городские округа / социально-экономическое развитие / показатели социально-экономического развития / метод рейтинговых оценок / дифференциация сельских территорий / regional economy / rural territories / municipalities / municipal districts / urban districts / socio-economic development / indicators of socio-economic development / method of rating assessments / differentiation of rural areas

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова Ирина Алексеевна

В социально-экономическом развитии сельских территорий имеются существенные различия, в связи с чем возникает реальная необходимость выявления уровня их дифференциации для определения направлений их развития. В статье приведены результаты комплексного анализа социально-экономического развития сельских муниципальных округов Удмуртской Республики с помощью метода рейтинговых оценок, который позволил выделить муниципальные округа (центры роста), интенсивно развивающие свою социально-экономическую деятельность на основе эффективного развития сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственного сырья, районы, занимающие средние позиции в рейтинге муниципальных округов, и находящиеся в экономическом кризисе сельские территории. Описана методика и этапы проведения анализа социально-экономического развития методом рейтинговых оценок. Информационную базу исследования составили данные территориального органа Росстата. Полученные результаты являются важным элементом системы дальнейшего планирования социально-экономического развития сельских территорий, поскольку эффективное социально-экономическое развитие может быть осуществлено только после выявления возможных направлений преобразования, также рейтинговую оценку сельских территорий можно учитывать при разработке целевых программ по выравниванию социально-экономического развития отстающих территорий до уровня лидеров. Предложены подходы к интенсификации социально-экономического роста в районах, находящихся в кризисном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS OF THE UDMURT REPUBLIC

There are significant differences in the socioeconomic development of rural areas, and therefore there is a real need to identify the level of their differentiation in order to determine the directions of their development. The article presents the results of a comprehensive analysis of the socioeconomic development of rural municipalities of the Udmurt Republic using the method of rating assessments, which made it possible to identify municipal districts (growth centers) intensively developing their socioeconomic activities based on the effective development of agricultural production and processing of agricultural raw materials, areas occupying average positions in the ranking of municipal districts, and rural territories in economic crisis. The methodology and stages of the analysis of socioeconomic development by the method of rating assessments are described. The information base of the study was made up of data from the Rosstat territorial body. The results obtained are an important element of the system of further planning of socioeconomic development of rural territories, since effective socioeconomic development can be carried out only after identifying possible areas of transformation, and the rating assessment of rural territories can be taken into account when developing targeted programs to equalize the socioeconomic development of lagging territories to the level of leaders. Approaches to the intensification of socioeconomic growth in areas in crisis are proposed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

475

УДК 322.122(470.51X045) И.А. Чиркова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В социально-экономическом развитии сельских территорий имеются существенные различия, в связи с чем возникает реальная необходимость выявления уровня их дифференциации для определения направлений их развития. В статье приведены результаты комплексного анализа социально-экономического развития сельских муниципальных округов Удмуртской Республики с помощью метода рейтинговых оценок, который позволил выделить муниципальные округа (центры роста), интенсивно развивающие свою социально-экономическую деятельность на основе эффективного развития сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственного сырья, районы, занимающие средние позиции в рейтинге муниципальных округов, и находящиеся в экономическом кризисе сельские территории. Описана методика и этапы проведения анализа социально-экономического развития методом рейтинговых оценок. Информационную базу исследования составили данные территориального органа Росстата. Полученные результаты являются важным элементом системы дальнейшего планирования социально-экономического развития сельских территорий, поскольку эффективное социально-экономическое развитие может быть осуществлено только после выявления возможных направлений преобразования, также рейтинговую оценку сельских территорий можно учитывать при разработке целевых программ по выравниванию социально-экономического развития отстающих территорий до уровня лидеров. Предложены подходы к интенсификации социально-экономического роста в районах, находящихся в кризисном состоянии.

Ключевые слова: региональная экономика, сельские территории, муниципальные образования, муниципальные округа, городские округа, социально-экономическое развитие, показатели социально-экономического развития, метод рейтинговых оценок, дифференциация сельских территорий.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-475-480

Введение

Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от развития входящих в ее состав территорий. Особое место в этом отношении занимают сельские территории, которые, по данным Росстата [1], занимают две трети площади страны, где проживает около 30 % населения страны в более 150 тыс. сельских населенных пунктах. Кроме того, сельские территории имеют большой ресурсно-сырьевой, экономический, демографический, трудовой и духовно-нравственный потенциал, эффективное использование которого способно обеспечить устойчивое развитие этих территорий, достойный уровень и качество жизни сельского населения. Также наблюдается тенденция разрыва социально-экономического развития как между субъектами РФ, так и отдельными территориями внутри региона, которая приводит к ослаблению и даже разрушению небольших муниципальных образований. Главной проблемой, конечно же, является снижение численности сельского населения за счет миграционного оттока в большие города, что ведет к диспропорциям в структуре населения, к снижению эффективности развития сельских территорий и даже вымиранию российских деревень. При изучении проблем сельских территорий и выявления новых точек роста с целью разработки стратегий устойчивого развития региона и принятия управленческих решений необходимо проводить анализ их социально-экономического развития. В отечественных и зарубежных исследованиях и в практике регионального и муниципального управления применяются различные подходы к оценке социально-экономического развития [2], однако, следует заметить, что в настоящее время отсутствует единый (унифицированный) подход к оценке уровня социально-экономического развития региона и сельских территорий. Для решения данной проблемы может быть использован метод рейтинговых оценок, который позволяет выделить как успешно развивающиеся, так и находящиеся в экономическом кризисе сельские территории.

Материалы и методы

Для изучения актуальности проблем социально-экономического развития сельских территорий Удмуртской Республики нами проанализированы показатели социально-экономического развития му-

ниципальных образований Удмуртии на основе официальных источников, представленных в сети Интернет, на официальных сайтах органов государственной власти, администраций муниципальных образований, органов государственной статистки.

При выполнении исследования использован метод рейтинговых оценок.

Первые рейтинги были опубликованы агентством Moody's (США) в 1909 г. применительно к облигациям американских железных дорог [3]. Вслед за США система национальных рейтинговых агентств была создана в Канаде, Европе, Австрии, Австралии, Латинской Америке [4].

В современном мире рейтинги широко используются в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Рейтинги смартфонов, автомобилей, самых вредных продуктов и полезных продуктов для здоровья, качества жизни в регионах, вузов и т. д. - это лишь малый список тех рейтингов, к которым обращаются люди в обычной жизни. Среди рейтингов, используемых специалистами в профессиональной деятельности, можно отметить рейтинги кредитоспособности, рейтинги предприятий по ряду экономических показателей (чаще финансовому состоянию), рейтинги надежности банков и др. В примерах представлены рейтинги из области экономики и это не случайно, т. к. одна из главных задач этой сферы - это выбор наилучшего и наиболее эффективного объекта, а методика рейтинговой оценки как раз и решает задачу ранжирования объектов.

В региональной экономике рейтинг как универсальный инструмент стал впервые применяться при исследовании инвестиционной привлекательности регионов России с 1996 г.

Проведя выборку из десятка экономических словарей, приходим к выводу, что в общем понимании рейтинг (от англ. rating - оценка, порядок, классификация) - термин, обозначающий субъективную оценку явлений, объектов по заданной шкале, представляющей собой количественные отображения совокупности явлений (объектов) с помощью их усредненной групповой оценки, позволяющие в итоге распределить изучаемые явления и объекты по степени выраженности общего для них свойства.

Рейтинг представляет собой индивидуальный количественно-качественный показатель величины, интенсивности и устойчивости изучаемого явления (объекта) в определенном промежутке времени. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация исследуемых социально-экономических объектов.

Кроме того, рейтинги представляют особый интерес в пространственном разрезе, исследуя особенности развития территорий в зависимости от их местоположения в регионе.

В региональной экономике важным методом исследования многочисленных, широко распространенных объектов, явлений, процессов во времени и пространстве, как показывают исследования Анимицы П.Е., Новиковой Н.В., Ходуса В.В. выступает систематизация (систематика) как процесс расположения, объектов, явлений на основе определенных закономерностей, принципов или правил [5]. Обосновывается это необходимостью сравнения территорий РФ друг с другом, а, следовательно, и выявления сложившихся групп, классов, типов, т. е. проведения систематизации в целях проведения адекватной региональной политики. Выделяют следующие методы систематизации: группировка, ранжирование, рейтингование.

Для отображения множества характеристик уровня социально-экономического развития регионов многие специалисты и ученые опираются на мнение А. Г. Гранберга, который указывает на существование трех основных подходов: сравнение по одному индикатору, выделенному в качестве главного; сравнение по нескольким индикаторам, выделенным как приоритетные (целевые); построение системы интегрированных (сводных) социально-экономических индикаторов [6].

Существует несколько видов метода рейтинговых оценок [7-10].

В проведенном нами исследовании использован метод создания рейтинга с помощью ряда показателей, т. к. он является относительно простым и основан на ранжировании объектов в соответствии со значениями отобранных для анализа ключевых показателей на основании данных официальной статистики, публикуемых регулярно.

После чего объекты по каждому из выбранных показателей ранжируются, в результате каждый объект имеет набор самых разных рангов. Далее ранги по всем выбранным показателям суммируются и устанавливается итоговый рейтинг, позволяющий разделить объект исследования на группы по уровню социально-экономического развития.

Для обработки результатов рейтинговой оценки использованы компьютерные программы.

Результаты исследований

Характеризуя территориальную организацию местного самоуправления Удмуртской Республики, необходимо отметить, что и ее затронула одна из основных тенденций реформирования местного самоуправления в последние годы - объединение муниципальных образований. На начало 2022 года в составе Удмуртской Республики выделено пять городских округов и 25 муниципальных округов, включающие 302 сельских и 1 городское поселение [11].

Муниципальные округа (преимущественно сельские территории) компактно расположены на площади 41 448 кв. м., что составляет 99 % территории республики. По состоянию на начало 2022 года численность населения Удмуртской Республики составляет 1 484,460 тыс. человек, в том числе 500,3 тыс. чел. (33,7 %) проживает в сельской местности. Средняя плотность составляет 35,3 чел./ м2 [12].

Далее проведем анализ основных социально-экономических показателей 2021 года муниципальных образований Удмуртской Республики. При проведении анализа остановимся на совокупности показателей, публикуемых Федеральной службой государственной статистики в рамках ежегодно издаваемого сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» [1].

Чтобы оценить результативность социально-экономического развития и при этом не учитывать различные единицы измерения показателей, применим метод рейтинговых оценок значений показателей социально-экономического развития, позволяющий через количественные оценки в агрегированном виде представить качественное состояние изучаемых объектов. Затем выбрали основные социально-экономические показатели, доступные в статистических изданиях и на официальных сайтах Росстата и его территориальных органов, по которым осуществляли ранжирование сельских территорий [2].

Авторский (максимально сокращенный) набор и анализ показателей социально-экономического развития: численность населения на конец года, тыс. чел.;

- естественный прирост (+), естественная убыль (-) населения за год, чел.;

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по предприятиям обрабатывающей промышленности, тыс. руб.;

- среднесписочная численность работников организаций, чел.;

- среднемесячная начисленная заработная плата, руб.;

- инвестиции в основной капитал, тыс. руб.;

- оборот розничной торговли, тыс. руб.;

- оборот общественного питания, тыс. руб.;

- объем производства продукции сельского хозяйства, тыс. руб.; ввод жилья в эксплуатацию, м2 общей площади;

- численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец отчетного периода), чел.;

- сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий, тыс. руб.;

- удельный вес убыточных организаций, %.

Далее выбранные показатели упорядочены от лучшего к худшему, где 1 - наилучшее значение показателя, а 25 - самое наихудшее значение показателя.

В случае если значения показателей равны, муниципальным округам присваивается одинаковый рейтинг, а при расчете суммы рейтинговых баллов учитывается среднее значение баллов.

Например, если муниципальные образования делят 19-е и 20-е места, их рейтинг отображается «19-20», а при расчете суммы рейтинговых баллов учитывается 19,5 баллов.

Завершающим этапом исследования посчитана сумма рейтинговых баллов по всем выбранным показателям (рис. 1), на основе которой установлен итоговый рейтинг (рис. 2) результативности социально-экономического развития муниципального округа, позволяющий дифференцировать муниципальные округа Удмуртской Республики на группы, отличающиеся по уровню социально-экономического развития.

Применив метод статистических группировок, на основании данных исследования установили три типа социально-экономического развития. В первую группу (результат расчетов до 128 баллов) относим районы-лидеры с высоким уровнем социально-экономического развития. Ко второй группе (от 129 до 189 баллов) отнести районы, имеющие средний уровень социально-экономического развития. К третьей группе (более 190 баллов) - отстающие районы, находящиеся в «экономическом кризисе».

300 250 200 150 100 50 0

227

247

210

242

220

243,5

202

87,5

я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я )Я я

о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о я о

ж ж )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я

<й <й Й й Й Й Й й й Й Й Й й Й Й й Й Й Й Й Й Й о Й

а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а я а

« « )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я )Я « )Я )Я « « « )Я )Я я | д )Я

к к я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я я ч я

« « « « « « « « « Q «

о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о № о

а ЬЙ я й я и и о и я а я ^ а и а я я л я я я я я а

я о я о о 'V о я й я си и о о я я ч я я я Й

^ и Й рр « ^ ч 1-1 * ю ч ^ ю ч я о и и и ^ н о и й

ж ч < н о рр а си * л и й 00 и к ^ и ^ а й и ^ я и я и о я о Й а и а ^ я о 3 * о % я й а о ч о Е 2 о а в й 9 а

Рис. 1. Сумма рейтинговых баллов по районам Удмуртской Республики

25 20 15

10 -8

6

21

18

12

10

11

5 0

4

23

■ I

16

14

19

20

17

13

7

55

II

1

15

^oVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVV^

<Г <г # <Г <Г <г <г

^ ^ ^ ^ ^СЛ лР* ^ ^

Рис. 2. Итоговый рейтинг социально-экономического развития

На основании проведенного анализа социально-экономического развития можно сформулировать следующие выводы:

1. Лидерами социально-экономического развития среди муниципальных округов Удмуртской Республики, имеющими высокую результативность, являются Увинский (68 баллов), Завьяловский (69 баллов), Игринский (113 баллов), Воткинский (127 баллов) районы.

2. Средние позиции в рейтинге муниципальных округов занимают Вавожский (138 баллов), Ма-лопургинский (138 баллов), Сарапульский (138 баллов), Алнашский (139 балов), Шарканский (139 баллов), Якшур-Бодьинский (139 баллов), Можгинский (143,5 балла), Балезинский (146 баллов), Кезский (152 балла), Глазовский (170 баллов), Дебесский (186,5 балла) районы.

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

3. Отстающими в социально-экономическом развитии муниципальные округа с низкой результативностью социально-экономического развития являются: Граховский (197 баллов), Селтинский (200 баллов), Кизнерский (201 балл), Ярский (202 балла), Каракулинский (210 баллов), Сюмсинский (220 баллов), Камбаркский (227 баллов), Красногорский (242 балла), Юкаменский (243,5 балла), Кия-совский (247 баллов) районы.

При исследовании социально-экономического развития сельских территорий необходимо учитывать специфику производственной деятельности, т. к. она играет большую роль в формировании жизненной среды сельского населения. Из данных анализа сельских муниципальных округов можно выделить Завьяловский, Глазовский, Можгинский, Вавожский, Малопургинский, Сарапульский, Увинский, Алнашский, Шарканский, Воткинский и Малопургинский районы, интенсивно развивающие свою экономическую деятельность на основе эффективного развития сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственного сырья, а участие большинства трудоспособного населения в сельскохозяйственном производстве является одним из основных признаков сельского населенного пункта. Однако ряд сельских районов (Ярский, Каракулинский, Сюмсинский, Камбаркский, Красногорский, Юкаменский, Киясовский) находятся в экономическом кризисе и представляют своеобразные «экономические дыры» на территории Республики, в связи с чем необходимо направить механизмы государственного регулирования на развитие этих районов. Необходимо заметить, что сегодня государством осуществляется много мер по поддержке сельских территорий, разработаны программы, направленные на их устойчивое развитие, которые в основном нацелены на освоение выделенных финансовых средств, а не на поиск путей развития и использование имеющегося потенциала сельских территорий.

С целью интенсификации социально-экономического развития в районах, находящихся в экономическом кризисе, можно использовать два подхода: естественный, который происходит под воздействием самопроизвольных факторов и искусственный, связанный с выбором и принятием проектных и управленческих решений, направленных на развитие социально-экономического роста. При искусственном подходе необходимо использовать практики лидирующих сельских районов, инновационный менеджмент и активную региональную политику с внедрением методов стратегического планирования.

Наиболее применимым подходом к развитию социально-экономического роста в сельских районах Удмуртии будет искусственный подход. Он реализуется с применением инструментов инновационного менеджмента, с привлечением органов управления регионом и муниципальными округами, образовательных учреждений, предприятий и организаций, заинтересованных в социально-экономическом развитии сельских территорий, данная кооперация даст возможность реализовать масштабные проекты социально-экономического развития сельских территорий, влияющих на качество жизни сельского населения Удмуртской Республики.

Заключение

Поводя итог, отметим, что в России в настоящее время отсутствуют четкие методические рекомендации по проведению оценки социально-экономического развития сельских территорий. Описанная процедура анализа комплексного социально-экономического развития методом рейтинговых оценок может быть полезна при проведении исследований социально-экономического положения сельских территорий с последующей их дифференциацией и применена для разработки мер по повышению уровня жизни сельских жителей и программ социально-экономического развития региона. Данной методикой могут пользоваться не только органы местной власти, но и непосредственно жители сельских территорий для решения вопросов социально-экономического развития территории на которой они непосредственно проживают.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральная служба государственной статистики. URL: http//www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2022).

2. Антипин И.А., Власова Н.Ю. Оценка стратегического планирования в муниципальных образованиях: методические, практические и управленческие аспекты // Управленец. 2022. Т. 13, № 5. С. 67-84.

3. Карминский А.М., Пересецкий А.А. Рейтинги как мера финансовых рисков. Эволюция, назначение, применение // Журнал Новой экономической ассоциации. 2009. № 1-2(1-2). С. 86-103.

4. Энциклопедия рейтингов: экономика, общество. Спорт: монография / А.М. Карминский, А.А. Полозов. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. 446 с.

5. Анимица П.Е., Новикова Н.В., Ходус В.В. Типология как метод исследования социально-экономического развития регионов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. Т. 23, № 1. С. 52-59.

6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / Гос. ун-т Высшая школа экономики. Москва: ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.

7. Буренина И.В., Быль Е.А. Рейтинговая система оценки устойчивого развития территориальных субъектов: российский и мировой опыт // Науковедение. 2016. Т. 8, N° 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/99EVN216 (дата обращения: 01.12.2020).

8. Гонова О.В. Социально-экономическое развитие региона: модели рейтинговой оценки // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2010. № 3. С. 40-46.

9. Чистопольская Е.В., Щербань Е.Г. Формирование методики рейтинговой оценки комплексного социально-экономического развития муниципальных образований региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, № 3. С. 305-313.

10. Трофимец Е. Н. Общие математические подходы к формированию интегральной рейтинговой оценки предприятий / Е. Н. Трофимец // Наука. Исследования. Практика: сбор. статей по материалам Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 26 августа 2020 года. СПб.: Нацразвитие, 2020. С. 120-122.

11. ОКТМО Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК 033-2013 ОКТМО с изменениями вступ. в силу 01.01.2023 // Класс. Информ.ру URL: https://classinform.ru/oktmo/ kod.html?ysclid=lcq5iktxd5459723988 (дата обращения:10.01.2023).

12. Сведения об объектах инфраструктуры муниципальных образований Удмуртской Республики по состоянию на 31 декабря 2021 года. Ч. 1. (Муниципальные и городские округа): стат. бюл. // Федер. служба гос. статистики. Ижевск, 2022. URL: https://udmstat.gks.ru/main_indicators (дата обращения: 01.12.2022).

Поступила в редакцию 27.02.2023

Чиркова Ирина Алексеевна, старший преподаватель кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: chirkova140706@yandex.ru

I.A. Chirkova

SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS OF THE UDMURT REPUBLIC

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-475-480

There are significant differences in the socioeconomic development of rural areas, and therefore there is a real need to identify the level of their differentiation in order to determine the directions of their development. The article presents the results of a comprehensive analysis of the socioeconomic development of rural municipalities of the Udmurt Republic using the method of rating assessments, which made it possible to identify municipal districts (growth centers) intensively developing their socioeconomic activities based on the effective development of agricultural production and processing of agricultural raw materials, areas occupying average positions in the ranking of municipal districts, and rural territories in economic crisis. The methodology and stages of the analysis of socioeconomic development by the method of rating assessments are described. The information base of the study was made up of data from the Rosstat territorial body. The results obtained are an important element of the system of further planning of socioeconomic development of rural territories, since effective socioeconomic development can be carried out only after identifying possible areas of transformation, and the rating assessment of rural territories can be taken into account when developing targeted programs to equalize the socioeconomic development of lagging territories to the level of leaders. Approaches to the intensification of socioeconomic growth in areas in crisis are proposed.

Keywords: regional economy, rural territories, municipalities, municipal districts, urban districts, socio-economic development, indicators of socio-economic development, method of rating assessments, differentiation of rural areas.

Received 27.02.2023

Chirkova I.A., Senior lecturer of the Department of Development and Exploitation of Oil and Gas Deposits

Udmurt State University.

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: chirkova140706@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.