Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
150
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MUNICIPAL FORMATION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колебакина К.В.

В статье рассматриваются подходы к содержанию и сущности понятия «социально-экономическое развитие территорий, а также вопросы развития муниципального образования с принятием нового «майского» указа Президента РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

The article considers approaches to the content and essence of the concept of «social and economic development of the territories», as well as issues of the development of the municipal formation with the adoption of the new «May» decree of the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 332.145

Колебакина К.В. студент магистрант 2 курса Высшая школа экономики, управления и права Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Россия, г. Архангельск СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к содержанию и сущности понятия «социально-экономическое развитие территорий, а также вопросы развития муниципального образования с принятием нового «майского» указа Президента РФ.

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическое развитие.

Kolebakina K. V. magistracy student, 2 course Higher School of Economics, of Management and Law North (Arctic) federal University named after М. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

Abstract. The article considers approaches to the content and essence of the concept of «social and economic development of the territories», as well as issues of the development of the municipal formation with the adoption of the new «May» decree of the President of the Russian Federation.

Keywords: municipal formation, social and economic development

В современной России в связи с разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти основную нагрузку по социально-экономическому развитию территории приняли на себя органы местного самоуправления.

На законодательном уровне социально-экономическое развитие муниципальных образований закреплено за органами местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].

В связи с подписанием нового указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», ориентиром которого выступают осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий

и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, перед органами местного самоуправления будут поставлены новые социально значимые задачи [2].

Чтобы разобраться с тем, что же будет требоваться от органов местного самоуправления необходимо изучить сущность и содержание понятия «социально-экономическое развитие территории».

В теории выделяют три похода к содержанию и определению сущности данного понятия.

Первый подход заключается в том, что под комплексным социально-экономическим развитием территории понимают максимально эффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения гармоничного и стабильного развития экономики и социальной сферы муниципального образования.

Парахина В.Н. под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования подразумевает управляемый, эффективный и рациональный процесс изменений в различных областях жизни, который направлен на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования.

Второй подход заключается в том, что муниципальное развитие территории рассматривается в рамках его устойчивого развития.

Так, коллектив авторов в учебном пособии «Основы управления муниципальным хозяйством» считает, что устойчивое развитие муниципального образования это такой процесс формирования устойчивой экономической основы муниципального образования при котором достигается гармония с окружающей средой и учитывается интересы и потребности будущий поколений.

В третьем подходе социально-экономическое развитие муниципального образования рассматривается как деятельностный или процессный подход к муниципальному управлению, при этом на муниципальном уровне происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, и повышается качество его жизни.

В изданиях фонда «Институт экономики города» под муниципальным экономическим развитием муниципального образования понимают комплексный процесс изменений в экономике и социальной сфере способствующий улучшению качества жизни на данной территории [3, с. 2325].

Таким образом, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования это процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, который будет направлен на достижение определенного уровня развития в условиях временных и ресурсных ограничений, а также с наибольшим удовлетворением потребностей населения и интересов государства.

На основании вышеизложенного, а также анализируя указ Президента Российской Федерации можно сделать вывод о том, что органам местного

самоуправления необходимо будет обеспечить улучшение показателей в области демографии и здравоохранения, в том числе повышение ожидаемой продолжительности жизни, рост коэффициента рождаемости, увеличение доли граждан ведущих здоровый образ жизни.

Социальная политика органов местного самоуправления должна быть направлена на обеспечение роста реальных доходов населения, снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий для населения, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды.

В рамках обеспечения экономического развития необходимо улучшить условия ведения предпринимательской деятельности, снизить административную нагрузку на бизнес.

В сложившихся условиях перед органами местного самоуправления стоят две масштабные задачи: эффективное управление текущей деятельностью, целью которой выступает решение оперативных задач в рамках социально-экономического развития территории, а также управлением социально-экономическим развитием муниципального образования в целом в долгосрочной перспективе с применением современных методов планирования.

Решению данных задач будет способствовать применение технологии управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, включая разработку и реализацию (или же корректировку) стратегии (концепции, программы или плана) социально-экономического развития муниципального образования.

Значительное изменение условий социально-экономического развития муниципальных образований будет наблюдаться по всей России, и здесь речь идет о качественных сдвигах, которые будут происходить в социальной и экономической сферах. Приоритетами развития муниципальных образований будут являться повышение уровня и качества жизни населения, а центральным звеном будут поставлены потребности человека.

Подводя итоги вышесказанному, можно прийти к выводу, что на сегодняшний момент перед органами местного самоуправления стоит важная задача адаптации к новым складывающимся условиям, и для достижения намеченных целей развития на федеральном уровне, необходимо в ближайшей перспективе предусмотреть разработку или корректировку документов стратегического и текущего планирования.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW44571/ (дата обращения: 01.05.2018)

2. Российская Федерация. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата

обращения: 01.05.2018)

3. Ворошилов, Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. -196 с.

УДК 311.312

Кондакова Е.В. студент 2 курса

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, институт экономики и управления АПК

Россия, г. Москва ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ДАННЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ

Аннотация: В данной статье рассматривается содержание понятия ресурсного потенциала сельского хозяйства, его составляющие, а также возможность использования данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи для его анализа.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, перепись, Всероссийская сельскохозяйственная перепись

Kondakova E. V.

Student of second year Russian State Agrarian University -Moscow Timiryazev Agricultural Academy Russian Federation, Moscow THEORETICAL FOUNDATIONS OF ESTIMATION OF THE RESOURCE POTENTIAL OF AGRICULTURE ON THE DATA OF THE

AGRICULTURAL CENSUS

Annotation: This article considers the meaning of the concept of the resource potential of agriculture, its components, as well as the possibility of using the data of the All-Russian agricultural census for its analysis is considered.

Keywords: resource potential, census, All-Russia agricultural census

Аграрная политика, являясь частью государственной социально-экономической политики, ставит перед собой цель устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий. Одним из направлений аграрной политики, становящимся все более перспективным на данный момент, является развитие сельского хозяйства за счет максимально полного и эффективного использования его ресурсного потенциала.

Ресурсный потенциал сельского хозяйства составляют производственные ресурсы вместе взятые, т.е. совокупность трудовых,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.