ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
36 (93) - 2010
социально-экономическое развитие смоленской области: ПРОБЛЕМы, преимущества и перспективы*
(пресс-конференция губернатора смоленской области с. в. антуфьева в пресс-центре РБК).
Начиная пресс-конференцию, губернатор Смоленской области С. В. Антуфьев справедливо отметил, что у каждого региона РФ есть свои особенности и преимущества. Такими преимуществами наделена и Смоленская область — самый западный субъект РФ, транзитный регион, граничащий с пятью областями России и с Белоруссией. Преимущества области, которые широко известны, заключаются прежде всего в истории, — героической, содержащей очень много событий, связанных с русской государственностью. Так, 4 ноября страна отметила День народного единства. А ведь праздник состоялся благодаря тому, что в 1609 г. именно жители Смоленска в течение 20 месяцев держали оборону города и не позволили польскому королю Сигизмунду III прибыть в Москву и поставить своего сына Владислава на московское царствование. И за это время, почти за два года, было собрано первое ополчение под Ярославлем и затем второе ополчение в Нижнем Новгороде. Поэтому сегодня можно с гордостью говорить о том, что русская государственность прошла свое испытание на прочность Смутным временем, а Смоленская земля приняла в этом самое непосредственное участие.
Говоря о социально-экономическом развитии Смоленщины, очень важно использовать именно туристический потенциал региона, потому что область богата памятными местами, уникальными храмами, историческими событиями. Смоленск — единственный в России город, на территории которого сохранилось три храма XII в. Здесь находятся и уникальные исторические места, связанные с Отечественной войной 1812 г., в том числе памятник, установленный в XIX в. и сохраненный в первозданном виде (единственный из 5 памятников, установленных на местах самых ожесточенных боев в середине позапрошлого века).
* Публикуется в сокращении.
Туристический потенциал — это очень мощный стимул для развития Смоленской области. Неслучайно выгодное географическое положение подталкивает к тому, чтобы в перспективе получили развитие транспортно-логистические проекты. По территории области проходят три федеральные трассы, в том числе самая напряженная трасса М-1: «Москва — Смоленск — Минск — Варшава — Берлин — Париж». По ней проходит 30 % всего потока грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Кроме того, по области проходят две крупные железнодорожные трассы.
Кроме того, область богата лесами, которые занимают 42 % ее территории. Сегодня расчетная лесосека используется только на 30 %. Поэтому здесь хороший потенциал для развития лесоперерабатывающей промышленности. Подтверждает это тот факт, что в городе Гагарине построен один из крупнейших в Европе фанерных заводов. Сейчас в Смоленской области реализуется крупный проект стоимостью более 7 млрд руб. по строительству предприятия, которое будет выпускать древесно-волокнистую плиту для мебельной промышленности.
Также через территорию Смоленской области проходит трасса Балтийской трубопроводной системы, строится нефтепровод Унеча — Усть-Луга общей протяженностью более 1 тыс. км, причем из них более 300 км проходит через территорию Смоленщины. Это также повышает инвестиционную привлекательность региона.
В ходе пресс-конференции губернатор Смоленской области Сергей Владимирович Антуфьев рассказал, как решаются в регионе сложные социально-экономические проблемы и реализуются скрытые резервы потенциала области.
— Сергей Владимирович, как Вы оцениваете социально-экономическое развитие Смоленской области?
— Для Смоленской области характерны очень многие факторы, с которыми сталкивается экономика России в целом, да и экономика регионов в отдельности. Тут и последствия мирового экономического кризиса, и неожиданно аномальная жара прошедшего лета — все это, безусловно, наложило определенные отпечатки на состояние экономики, а значит, и на самочувствие людей. Если брать среднедушевые доходы жителя Смоленской области, то они сейчас по результатам 10 месяцев 2010 г. чуть больше 14 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом очевиден рост 17 %.
Резервы, конечно, есть, и нуждаются в реализации. Сегодня пока не оправились от экономического кризиса крупные предприятия, в частности заводы автомобильной промышленности, а в Смоленской области два крупных автоагрегатных завода, заводы системы АМО-ЗИЛ. Безусловно, те трудности, с которыми сталкивается автомобильная промышленность страны в целом, сказываются и на этих предприятиях.
Накануне кризиса был целый пакет инвестиционных предложений как со стороны российских инвесторов, так и со стороны зарубежных. 2009 г. заставил многих инвесторов взять паузу, и это сегодня сказывается на динамике развития региона. Хотя, если брать в абсолютных цифрах капитальные инвествложения, то они по итогам 9 месяцев текущего года составили почти 24 млрд руб. Это прирост на четверть к уровню прошлого года. Однако не следует обольщаться этой цифрой, потому что львиную долю этого прироста составила БСТ (Балтийская трубопроводная система). Все-таки следует больше оценивать инвестиционную привлекательность региона по проектам, которые реализуются в агропромышленном комплексе, в сфере машиностроения, в индустрии лесоперера-ботки и в целом ряде других отраслей экономики. Поэтому есть повод для сдержанного оптимизма, мы сегодня преодолеваем последствия экономического кризиса и начинаем смотреть вперед.
— Расскажите, пожалуйста, о туристическом потенциале Смоленской области. Как развитие этой сферы скажется на экономике вашего региона?
— Развитие туристического бизнеса мы начинаем с создания сети гостиниц. Сейчас количество гостиничных мест в Смоленске в два раза меньше, чем установлено среднестатистическими нормативами. Поэтому мы сегодня предложили через Интернет 7 площадок только в городе Смоленске для строительства гостиниц. Две площадки уже осваиваются. По моему мнению, это крайне мало.
Тем более что в рамках развития туризма в Смоленской области мы реализуем и проект, который благословил патриарх Кирилл, — по созданию православного паломнического центра. Мы сегодня подготовили проект этого центра, он будет включать три муниципальных образования: это Смоленск с уникальным кафедральным Свято-Успенским собором, где находится крупнейший в мире православный иконостас. Также проект будет включать Болдинский монастырь в Дорогобужском районе, это один из древнейших монастырей православной церкви, и город Вязьму — один из славных исторических городов Руси. При царе Алексее Михайловиче Тишайшем город Вязьма был столицей государства в течение года. Когда в Москве была чума, царский двор жил в Вязьме. Там есть уникальная церковь иконы Божией матери Одигитрии, многошатровая, единственная в своем роде. Решено эти три места посещения православными паломниками объединить в единый маршрут. Задача состоит в том, чтобы этот маршрут подкрепить инфраструктурой, гостиницами, хорошими дорогами. Кстати, дорогами по этому маршруту мы занялись уже в прошлом году.
Отдельный блок — это тема Катыни, тема отношений между Россией и Польшей. Очень интересные темы — это «Смоленск как город-ключ», «Смоленщина как земля-защитница». Это связано с очень яркими страницами нашей истории. В 2012 г. мы будем отмечать 200 лет Отечественной войны 1812 г. В следующем году будем отмечать 50 лет со дня полета Юрия Гагарина в космос. Он наш земляк, родился в Смоленской области, в городе Гжатске, который был впоследствии переименован в город Гагарин. Там мы сегодня строим Музей первого полета. В городе есть Дом-музей Юрия Гагарина.
О туристическом потенциале Смоленщины можно говорить долго. Я хочу подчеркнуть, что однажды мы задались целью перечислить знаменитых людей нашей области, начиная с Михаила Ивановича Глинки, основателя классической музыки, вспомнили Юрьева, Докучаева, Пржевальского, дошли до известных актеров: Юрия Никулина, Людмилы Касаткиной, Анатолия Папанова. Как много на Смоленской земле талантливых людей! Я перечислил только некоторых наших земляков, имена которых широко известны в науке, искусстве, литературе. Надо вспомнить и об Александре Твардовском, 100-летие которого мы отмечали, Михаиле Исаковском, авторе знаменитой «Катюши». Кстати, единственный в России Музей песни находится в Смоленской области. Это музей песни
- 3
«Катюша», который рассказывает об истории написания стихов и музыки, на которую потом были положены эти стихи.
— Каковы, по Вашему мнению, приоритетные направления развития области?
— По моему мнению, главным приоритетом развития Смоленской области является как раз ее географическое положение, — это определяет наши сегодняшние транспортно-логистические возможности. Мы уже два года участвуем в международных выставках «Логистика и транспорт» в Мюнхене. Я сам презентовал Смоленскую область. В этом году были в Париже на специализированной выставке «Логистика и транспорт». Презентовали Смоленскую область в Российской торгово-промышленной палате в марте прошлого года. В этом году еще побывали на Украине в Донецке. Также участвуем в Сочинском экономическом форуме. Мы считаем, что под лежачий камень вода не течет, надо активно показывать экономические преимущества области и подавать сигналы бизнес-сообществу. В первую очередь, обращая внимание бизнеса на наши транспортно-логистические возможности, особенно следует сделать акцент на то, что с пуском на полную мощь морского порта в Усть-Луге (Ленинградская область) формируется новый транспортный коридор Север — Юг, который должен связать Балтику с Черным морем. И он как раз очень хорошо просматривается через территорию Псковской, Смоленской, Брянской и других областей до Ростова. Когда мы говорим о существующих транспортных потоках, то надо отметить, что они сегодня застряли в двух пробках — Санкт-Петербурге и Москве. Предлагается сместить этот транспортный коридор на запад, как раз через Псковскую и Смоленскую области мы можем сформировать хороший транспортно-грузовой коридор. Надо учесть, что сегодня мы уже имеем транспортный коридор Восток — Запад, который проходит через Смоленскую область, через дорогу М-1. А транспортный коридор Север — Юг будет идти через федеральную дорогу А-141. Эта дорога сегодня есть, но она требует модернизации. Формируется такой перекресток грузовых потоков именно на территории Смоленской области. Очевидно, что это сегодня наиболее привлекательно для бизнеса как нашей страны, так и зарубежных стран.
И, безусловно, говоря о потенциале Смоленской области, следует вспомнить о лесной промышленности, лесопереработке. Здесь нас в первую очередь интересует производство древесноволокнистых, древесностружечных плит для мебельной промышленности, потому что структура лесного
4 -
хозяйства Смоленской области такова, что у нас почти 70 % лесов — мягкие (лиственные) породы, которые востребованы при производстве мебели.
Еще раз отмечу, что есть резервы у туристического потенциала нашего региона. В Смоленской области туристический бизнес должен стать серьезной отраслью экономики. Поэтому мы и приняли концепцию развития туризма в Смоленской области, которая предусматривает развитие гостиничной сети, а также сети торгово-развлекательных предприятий. Главное, это тщательная подготовка объектов для посещения туристами. Вы знаете, что Смоленщина имеет особую страницу в отношениях с Польшей, под Смоленском находится мемориал Катынь, ежегодно его посещают десятки тысяч граждан Польши. После трагических событий лета этого года, когда под Смоленском разбился самолет, в котором находились президент Польши, руководители государства, внимание к Смоленску со стороны граждан Польши еще более возросло.
Еще могу сказать, что на территории области работает атомная электростанция, мы являемся энергоизбыточным регионом. Производим электроэнергии примерно в 4 раза больше, чем потребляем сегодня. Поэтому сегодня предлагаем инвесторам рассмотреть предложения по энергоемким производствам.
— Вы уже упомянули о приближающихся общегосударственных праздниках — 50-летии полета в космос Юрия Гагарина, 200-летии Отечественной войны 1812 года, 1150-летии первого летописного упоминания Смоленска. Как эти праздники будут отмечаться на Смоленщине?
— 1150-летие я приберег на завершение нашей встречи, но Вы уже его назвали. Я говорил, что история у нас богатая, город Смоленск является одним из первых русских городов. Историки спорят, было ли вначале четыре города или шесть, но в любом сочетании Смоленск присутствует как один из городов, стоявших у истоков русской государственности.
История подарила нам три крупных юбилейных события. В следующем году мы будем отмечать 50-летие первого полета человека в космос. Уже создан федеральный организационный комитет, его возглавляет премьер-министр Владимир Путин. В 2011 г. пройдут крупные мероприятия и в Москве, и в Королеве, и в Гагарине, и в Смоленске, и в Саратовской области, и в Люберцах, где учился первый космонавт планеты Земля.
В 2012 г. мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 г. Я люблю здесь акцентировать внимание на следующем. Мы все помним в связи
с войной 1812 г. стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино». Когда я глубже изучил историю этой войны, то оказалось, что основные сражения, которые переломили ход войны, произошли на территории Смоленской области. Тому есть доказательства: вспомним о пяти памятниках, которые были поставлены в 1912 г. к столетию войны. Один из памятников — на территории нынешней Белоруссии, в Полоцке, его сейчас восстановили, другой — в Бородино, третий — под Малоярославцем, в память о том, как французы отступали из сгоревшей Москвы, и два — на территории Смоленской области (один из них в Смоленске, другой — под поселком Красным).
Как известно, первые серьезные бои Отечественной войны 1812 г. начались именно под Смоленском. Уже третий год в августе мы проводим историческую реконструкцию сражений под Смоленском. И собираются десятки тысяч людей со всей страны, из-за рубежа — как члены военно-исторических клубов, так и простые зрители. В
2012 г. мы планируем провести очень интересное мероприятие. Безусловно, подготовка ведется серьезная. Организационный комитет по подготовке к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 г. возглавляет Президент России Дмитрий Медведев.
1150-летие первого летописного упоминания города Смоленска мы будем отмечать в сентябре
2013 г. Президент РФ издал указ о праздновании юбилея города Смоленска, премьер-министром РФ подписан план мероприятий, по которому в Смоленске планируется построить целый ряд важных социальных объектов. В частности, ряд мероприятий связан с реконструкцией жилищно-коммунального хозяйства. Мы готовим и массовые мероприятия. Туристам и гостям города будет интересно приобщиться к празднованию наших исторических событий. Заранее всех приглашаю на торжества.
— Каков, на Ваш взгляд, инвестиционный потенциал области? Что видится самым важным, куда можно будет пригласить инвесторов?
— Для инвесторов интересны будут несколько точек приложения в реализации бизнес-проектов. В частности, создание нефтеперегонного завода на территории Смоленской области. Мы берем пример с Калуги и стремимся под Смоленском создать своеобразный кластер: выкупили 92 га земли, обустраиваем ее, к этому участку земли подходит железная дорога. Этот участок граничит как раз с трассой М-1 Москва — Смоленск — Минск, есть газ. Мы считаем, что это хорошее инвестиционное
предложение для того, чтобы на этой площадке разместить несколько производств. На данный момент ведем переговоры с немецкой фирмой «Континенталь» (фирма производит шины), есть еще ряд фирм.
Мы сделали еще две площадки, одна из них в Сафоновском районе, где сегодня предлагаем совместно с белорусами проект строительства совершенно нового типа трактора. Это трактор, у которого есть дизельный двигатель, но этот дизельный двигатель запускает электрогенератор. Электрогенератор дает ток электродвигателям, которые расположены в колесах трактора, и эта конструкция работает уже как принципиально новая сельскохозяйственная машина. Экономия топлива — до 30 %, что очень важно в современных условиях, когда цена на нефть высока.
У нас формируется еще один интересный бизнес-кластер в Гагарине (который расположен в 170 км от Москвы), он вызывает к себе живой интерес. Там также подготовлена площадка для бизнес-предложений. Сегодня надо создавать определенные преференции, для того чтобы инвестор заинтересовался именно нашим регионом. Уже при формировании бюджета на 2011 г. закладываем средства для обустройства новых перспективных бизнес-площадок, таких у нас должно быть минимум шесть. Регион компактный, пронизанный федеральными дорогами, поэтому сегодня есть возможности такие бизнес-площадки оформить. Что это значит? Предстоит решить все проблемы с землей и с инженерными коммуникациями. Надеемся, что в ближайшее время Смоленская область будет замечена серьезными инвесторами. Планируем реализовать уже в ближайшие три года целый ряд крупных проектов.
— Какие производственные предприятия Смоленщины Вы считаете наиболее перспективными, если можно, в таких городах, как: Смоленск, Ярцево, Сафоново, Вязьма, Рославль?
— Хороший вопрос. Конечно, у нас есть предприятия, у которых не реализован потенциал. Я могу назвать такие предприятия, как Смоленский авиационный завод, у него хороший потенциал по строительству самолетов так называемой малой авиации, учебно-тренировочных машин. Также заслуживает внимания «Монолит-прибор», крупное объединение, которое занимается уникальными разработками газоанализаторов. Если брать Ярце-во, это по трассе от Смоленска в сторону Москвы, там у нас очень перспективный литейно-прокат-ный завод, а также проекты, которые мы реализуем вместе с правительством Москвы. В том числе про- 5
ект, по которому производится дефицитная сегодня строительная арматура из металлолома.
Сафоново был шахтерским городом, раньше у него были нелегкие времена, когда закрывались шахты. Сейчас можно сказать, что город пережил эти трудности, там есть очень хорошее предприятие в сфере химической промышленности, интересное предприятие оборонной промышленности. Я уже говорил о совместном проекте с белорусской стороной, по которому мы хотим создать новый трактор. У нас в Сафоново есть электромашиностроительный завод, где работают очень талантливые инженеры. Как раз их идея была, чтобы поставить на трактор электродвигатели, чтобы он работал от электрического тока, а не от двигателя внутреннего сгорания.
В Рославле работает вагоностроительный завод, на котором в этом году запущен уникальный цех-полуавтомат по производству вагонных осей. Заказов на заводе уже на год вперед. Он сумел увеличить объемы товарной продукции почти в два раза. Рославльский автоагрегатный завод сейчас переживает определенные трудности. Но у него есть перспективы работы вместе с белорусским автопромом по производству метизов.
Каждый город имеет ряд предприятий, которые являются если не индикаторами, то такими предприятиями, по которым люди оценивают состояние экономики. Если автоагрегатный завод работает, значит, все в порядке. Если работает авиационный завод, значит, есть перспективы и у других предприятий. Это предприятия-индикаторы, которые в конечном итоге и определяют самочувствие экономики Смоленской области.
— Каково состояние дорог в целом в вашей области и в Смоленске в частности? Какие средства предусмотрены областным бюджетом на строительство новых и ремонт старых дорог?
— Проблема дорог волнует жителей любого региона, потому что дороги в России всегда были притчей во языцех. Я уже сказал, что Смоленская область — транзитный регион. У нас по территории области проходит более 9 тыс. км дорог. Это очень серьезное хозяйство, которое требует и больших затрат. Федеральных дорог — около 700 км, а все остальное — областные, муниципальные. Поэтому требуются серьезные бюджетные вливания в поддержание дорог, причем для областного бюджета поддержание дорог является серьезной нагрузкой. Тем не менее за последние три года нам удалось ситуацию переломить, и не только в областном центре, но и в строительстве целого ряда дорог по области. В этом году даже
6 -
отремонтировали капитально два моста — один через реку Днепр (кстати, великая река Днепр берет начало в Смоленской области) и через Западную Двину (река тоже в Смоленской области). Это серьезные инженерные сооружения, они потребовали от нас больших бюджетных средств. Но мы эти два моста капитально отремонтировали, что убедительно показывает, что дорогами занимаемся системно. Ведь какой смысл строить дорогу, если через реку не будет моста? По нормативам, которые разработали специалисты-дорожники, на такую протяженность дорог — девять с лишним тыс. км — чтобы они были в нормальном состоянии, нужно тратить 20 с лишним млрд руб. в год. А у нас весь бюджет области — 24 млрд руб. Но есть надежда на то, что появляются новые технологии, новая производительная дорожная техника, повышается качество дорожных работ. Уже есть хорошие примеры, когда нам не надо через год возвращаться на эту же дорогу и опять ее ремонтировать или строить заново. Это вселяет оптимизм и уверенность, что мы все-таки с этой бедой справимся.
— Затронули ли ваш регион лесные пожары, которые потрясли этим летом практически всю страну, были ли погорельцы?
— Вся страна этим летом переживала за те регионы, где горел лес. Смоленская область относится к лесным регионам, но нам удалось избежать массовых пожаров. У нас было более двух десятков возгораний, однако удалось их быстро локализовать. Воспоминания о тех пожарах — это бессонные ночи, постоянные дежурства, мобилизация всех сил, техники. К сожалению, одной из больших бед является порой отсутствие дорог в нужном месте, если вдруг что-то загорается, то возникает проблема добраться до этого места.
Но хотя нас в основном миновала беда, мы, смоляне, откликнулись на те трагические события, которые происходили в целом ряде регионов. Жители области собирали пожертвования, эти средства направлялись в пострадавшие регионы. Извлекая урок из событий, я принял решение и подписал распоряжение о создании Лесной пожарной охраны. Сейчас решается вопрос и на федеральном уровне. Лето этого года должно научить тому, что надо иметь специализированную структуру по тушению лесных пожаров. Нельзя постоянно надеяться на то, что нас спасет МЧС. Так не должно быть. Поэтому мы и создали такую структуру. Выделено 80 млн руб. на приобретение специальной техники, с тем чтобы быть готовыми к тушению лесных пожаров.
— Сейчас среди губернаторов распространилось увлечение Интернет-блогами, которые используются для общения с жителями региона. Не возникало ли у Вас желания последовать за этим увлечением?
— Каждый губернатор хочет быть современным, но надо соизмерять современные подходы к управлению. Ведь Интернет сегодня — это одна из форм обмена мнениями, если хотите, обратная связь с жителями региона. И это очень удобно. У меня есть помощники, которые отслеживают ситуацию в Интернете.
— Каковы перспективы развития агропромышленного комплекса? Каким отраслям уделяется особое внимание?
— Когда мы говорим об агропромышленном комплексе, о сельском хозяйстве, то очень часто приводятся две полярные точки зрения — сельское хозяйство перспективно или сельское хозяйство бесперспективно. Когда говорят о развитии сельского хозяйства так называемой Нечерноземной зоны, куда относится и Смоленская область, то обычно отмечают: «У вас там тяжелые земли, переувлажненные, поэтому сельским хозяйством заниматься рискованно». Да, рискованно. Но я считаю, что сельским хозяйством заниматься надо, поэтому мы и приняли программу развития АПК Смоленской области до 2012 г. и планируем в рамках этой программы только из бюджета 1 млрд 600 млн руб. — это помимо привлечения инвесторов. Сельское хозяйство — это уклад жизни людей. У нас треть населения области живет в сельской местности. Если мы не будем поддерживать коллективное хозяйство, фермерское движение, то завтра у нас на селе некому будет жить.
Мы занимаемся сельским хозяйством, в этом году вкладываем в него из областного бюджета 740 млн руб., в общем получается более 1,5 млрд руб. Да, нет быстрой отдачи от АПК, но наши предки достаточно эффективно занимались молочным животноводством, льноводством. Смоленская область была самой развитой в плане выращивания льна, у нас было второе поле по площади после Тверской области. Так что мы будем заниматься сельским хозяйством, именно исходя из того, что треть населения области живет в селах. Не надо забывать и о продовольственной безопасности. Очевидно, что картофель, овощи, молоко, хлеб мы должны выращивать сами. Да, у нас не растут бананы и мандарины, но остальными продуктами питания мы должны обеспечивать себя полностью.
— Как протекает приграничное сотрудничество с Республикой Беларусь?
— Для Смоленской области Белоруссия — это особый регион, это наш самый крупный внешнеторговый партнер. Хотя область у нас небольшая и мы по территории, по экономическому потенциалу и по населению примерно на пятидесятом месте, но по внешнеторговому обороту с Белоруссией мы занимаем пятое место, потому что у нас самая протяженная граница (530 км общей границы). Смоленская область имеет соглашения об экономическом, культурном сотрудничестве со всеми субъектами Республики Беларусь. В Белоруссии шесть областей, и мы с каждой областью сотрудничаем. У нас исторически сложились добрососедские отношения. Я приведу еще один исторический факт: белорусская государственность была обнародована в Смоленске 30 декабря 1918 г. Тогда Минск был занят германскими войсками, и съезд народных депутатов Белоруссии проходил в Смоленске. Три дня правительство Белоруссии жило в Смоленске, а значит, столицей был Смоленск.
Если серьезно, то у нас в Смоленской области почти 400 совместных предприятий работают, и каждое третье СП — это российско-белорусское. Мы активно развиваем наши совместные проекты: уже упоминался новый трактор. Реализуем несколько проектов в АПК, в сфере деревопере-работки. Если брать к уровню прошлого года, то вышли сейчас по итогам 9 месяцев 2010 г. на 450 млн долл. — это почти на 40 % больше, чем было год назад во время кризиса. У нас в Смоленске открылось представительство посольства Белоруссии в России. Это как бы торговый представитель, аппарат которого помогает оживлению наших совместных планов и проектов.
С Белоруссией работаем очень тесно, и у нас хорошие перспективы дальнейшего развития. Эти отношения складывались на протяжении многих десятилетий, взаимовыгодность этих отношений очевидна.
— Какое развитие получит инфраструктура региона? К примеру, область не обладает сегодня аэропортом — есть ли перспективы его строительства?
— Есть перспективы по строительству аэропорта. В Смоленске есть военный аэродром Северный. Сейчас он находится в собственности Министерства обороны РФ. Когда Смоленскую область посещал премьер-министр Владимир Путин, я обратился к нему по поводу использования аэропорта. Премьер дал поручение Минобороны России. Сейчас прорабатывается проект совместного использования этого аэродрома. Это достаточно распространенная форма использования аэродро-
- 7
мов двойного назначения с учетом, что мы самый западный регион. На сегодня аэродром закрыт, он не эксплуатируется. Есть целый ряд инвестиционных предложений, чтобы использовать аэропорт Северный как грузопассажирский. С учетом, что область имеет транспортно-логистическую перспективу, мы могли бы через аэропорт Северный направлять грузы сразу за Урал.
Сейчас мы вместе с РЖД разрабатываем проект скоростной пассажирской ветки Москва — Смоленск — Минск. По расчетам специалистов, поезд будет идти до Смоленска меньше трех часов. До Минска — около 5 часов. У авиации появляется серьезная конкуренция со стороны железной дороги. Но вместе с тем для имиджа региона, для решения целого ряда вопросов аэропорт все-таки нужен. Сейчас решаются имущественно-правовые вопросы, связанные с тем, что раньше аэродром принадлежал Минобороны, а теперь должен стать совместной собственностью министерства и Администрации Смоленской области. В перспективе мы будем иметь хороший аэропорт. У него великолепная взлетно-посадочная полоса длиной 1600 м, которая принимает все типы самолетов.
— Какие инновационные проекты Вы планируете реализовать в регионе в ближайшие годы?
— Сегодня слово «инновация» не сходит ни со страниц СМИ, ни с экранов телевидения. Дело в том, что, когда мы говорим об инвестиционной деятельности, то инвесторы хотят понимать, куда вложить деньги, и что будет в конкретном регионе развиваться как конкурентоспособное производство.
Мы сегодня, когда говорим об инновациях, то ставим перед собой задачу исходя из потенциала экономики нашего региона, нашего научного сообщества. Сегодня уместно в третий раз вспомнить о сотрудничестве белорусских тракторостроителей и инженеров Сафоновского тракторостроительного
завода. Вот это инновация, совершенно новый трактор! И мы понимаем, что у этого проекта хорошая, ясная и понятная перспектива. У нас есть пример сотрудничества инженеров смоленского завода «Аналитприбор» в сфере современных газоанализаторов. Это как раз та проблема, которая мучает горную, угольную промышленности. Нужны приборы, которые регистрируют присутствие метана либо других газов во вредных производствах. Наши смоленские ученые сегодня создали такие замечательные приборы — газоанализаторы. Я сам инженер по образованию и был приятно удивлен новинкой. Вот здесь инновационный проект виден, потому что он востребован временем.
Я считаю, что, когда мы говорим об инновациях, должны понимать, какую задачу ставим перед собой исходя из наших возможностей, нашего потенциала. Можно еще несколько примеров привести. Однако говорить о том, что мы сейчас подпишем постановление об инновационной деятельности в Смоленской области и завтра, как грибы после дождя, появятся новые инновационые проекты, считаю не совсем правильным. Мы будем идти к этому последовательно и будем стремиться к тому, чтобы инновации были прикладными...
В заключение отмечу, что для меня очень важно, что сегодня много неравнодушных людей. Я уверен, что любую проблему можно решить, если ты чувствуешь понимание и поддержку со стороны общества. Чем больше будет неравнодушных людей, тем больше у нас перспектив решить те задачи, которые сегодня стоят и перед Смоленской областью, и перед Россией в целом.
— Большое спасибо за интересную беседу!
Вела беседу руководитель пресс-центра РБК Ольга ДОРОНИНА