УДК 338
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.4.44
И. И. МЕЛАМЕД*, А. Л. АБРАМОВ**, А. А. ДЯГИЛЕВ*, Г. Д. КУЗНЕЦОВА*, Н. Н. МАТВИЕНКО**
Социально-экономическое положение и перспективы развития Приморского края на период до 2024 г. (Часть II)***
МЕЛАМЕД Игорь Ильич - кандидат технических наук, генеральный директор. [email protected].
MELAMED I. I. - Candidate of Engineering Sciences , General Director of the International Center for Regional Development.
АБРАМОВ
Александр Львович - кандидат технических наук, профессор кафедры математических методов в экономике Школы естественных наук. [email protected].
ABRAMOV A. L. - Candidate of Engineering Sciences, Professor at the Department of Mathematical Methods in Economics of the School of Natural Sciences.
ДЯГИЛЕВ Алексей Александрович -заместитель генерального директора. [email protected].
DYAGILEV A. A. - Deputy Director General of the International Center for Regional Development.
В статье исследуется текущее социально-экономическое положение и проблемы Приморского края, особое внимание уделено основным моделям пространственного развития, управления и экономики; рассматривается новая модель развития региона с использованием возможностей человеческого капитала. Для преодоления проблем предлагается комплекс скоординированных мер, направленных на социально-экономическое развитие региона и учитывающих национальные приоритеты, сформулированные в Указе Президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Ключевые слова: Приморский край, социально-экономическое положение, развитие, модель, пространственное развитие, человеческий капитал, комплекс мер, экономика, социальная сфера, управление.
I. I. MELAMED, A. L. ABRAMOV, A. A. DYAGILEV, G. D. KUZNETSOVA, N. N. MATVIENKO
Social and Economic Situation and Perspectives of the Development of the Primorsky Territory for the Period to 2024 (Part II)
The authors explore the current social and economic situation and problems in Primorsky Krai and pay special attention to the basic models of spatial development,
* Международный центр развития регионов. 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, 13, а/я-3, офис 710. International Center for the Development of Regions. 13, post box 3, office 710, Academica Koroleva street, Moscow, 129515.
** Дальневосточный федеральный университет. 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. Far Eastern Federal University. 8, Sukhanova street. Vladivostok, 690091.
"* Часть I опубликована в №2 (83), 2018.
КУЗНЕЦОВА Галина Дмитриевна старший научный сотрудник. [email protected].
KUZNETSOVA G. D. - Senior Researcher, International Center for Regional Development.
МАТВИЕНКО
Николай Николаевич - сотрудник кафедры математических методов в экономике Школы естественных наук. [email protected].
MATVIENKO N. N. - Associate at the Department of Mathematical Methods in Economics of the School of Natural Sciences.
В первой части статьи было констатировано, что время простых решений для обеспечения планов социально-экономического развития Приморского края прошло [1; 4; 7; 8]. Для формирования стратегии и комплексной программы развития региона должны быть созданы и реализованы: новые модели управления регионом, новая экономическая модель, новые модели развития человеческого капитала и пространственного развития.
Для создания новой модели управления существующая экономическая модель развития края, основанная на использовании экстенсивных факторов роста сложившейся за десятилетия структуры экономики региона, должна быть адаптирована к изменяющимся условиям на внутренних и внешних рынках и дополнена системами непрерывного планирования. Существующая экономическая модель развития края, основанная на использовании экстенсивных факторов роста сложившейся за десятилетия структуры экономики региона, должна измениться [1].
В текущей модели физический объем валового регионального продукта Приморского края в 2016 г. составляет 736,89 млрд руб. (табл. 1), в 2017 г. (по предварительной оценке) - 767,35 млрд руб. Этот ВРП является одним из самых низких в пересчете на душу населения среди других регионов Дальнего Востока: Приморский край - 382,6, ДФО в целом - 607, Сахалинская область - 1 575,5, Чукотский автономный округ - 1 323,2, Магаданская область - 1 006,6, Республика Саха (Якутия) - 903,6, Камчатский край - 628,1, Хабаровский край - 478 тыс. руб. [1].
management and economics. The article highlights a new model of the development of the region based on using the possibilities of human capital. To overcome these problems a set of coordinated measures aimed at social and economic development of the region is proposed. The package of measures takes into account the national priorities formulated in Decree of the President of the Russia No. 204 of May 7, 2018 "On National Purposes and Strategic Development Challenges of the Russian Federation for the Period to 2024".
Keywords: Primorsky Krai, social and economic situation, development, model, spatial development, human capital, set of measures, economy, social sphere, management.
Таблица 1
Сравнение фактических показателей ВРП Приморского края в 2016 г. и прогнозных значений 2030 г. по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности Объем ВРП, млрд руб. (% к итогу) Изменение структуры, п.п. Среднегодовой темп роста, % Рост 2030 г. к 2016 г., %
2016 г. 2030 г.
ВСЕГО 736,9 (100,0) 1 915,9 (100,0) 106,6 260,0
Сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство 33,1 (4,5) 97,6 (5,1) +0,6 107,5 294,5
Рыболовство, рыбоводство 40,1 (5,4) 108,0 (5,6) +0,2 106,8 269,2
Добыча полезных ископаемых 9,4 (1,3) 21,3 (1,1) -0,2 105,6 225,1
Обрабатывающие производства 64,9 (8,8) 473,8 (24,7) + 15,9 114,2 730,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 26,6 (3,6) 41,4 (2,2) -1,4 103,0 155,8
Строительство 35,4 (4,8) 70,1 (3,7) -1,1 104,7 198,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 134,5 (18,3) 269,5 (14,1) -4,2 104,7 200,4
Гостиницы и рестораны 11,4 (1,5) 27,7 (1,4) -0,1 106,1 243,8
Транспорт и связь 177,8 (24,1) 469,2 (24,5) +0,4 106,7 263,9
Финансовая деятельность 1,9 (0,3) 8,0 (0,4) +0,2 110,0 415,7
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 73,7 (10,0) 119,9 (6,3) -3,8 103,3 162,6
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 50,3 (6,8) 58,3 (3,0) -3,8 101,0 116,0
Образование 22,7 (3,1) 47,9 (2,5) -0,6 105,1 210,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 37,3 (5,1) 70,6 (3,7) -1,4 104,3 189,3
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 17,7 (2,4) 32,6 (1,7) -0,7 104,2 184,0
Примечание. Рассчитано на основе [4-9] и на основе моделирования.
В структуре ВРП Приморского края в 2016 г. доля транспорта и связи составляла 24,1, оптовой и розничной торговли - 18,3, обрабатывающих производств - 8,8, сельского хозяйства - 5,4, доля рыбной отрасли - 5,4 %. Таким образом, в текущей модели треть ВРП Приморского края формировалась за счет деятельности транспорта и обрабатывающих производств (см. рисунок).
Прочие
Финансовый сектор
Добыча полезных ископаемых
Гостиницы и рестораны
Образование
Строительство
Произв-во электроэнергии, газа и воды
АПК и лесо-хозяйственный комплекс
Здравоохранение
Рыболовство, рыбоводство
Гос. управление
Обрабатывающие производства
Недвижимость
£
3;
Торговля
Транспорт и связь
0,3% 0,4%
1,3% 1,1%
,5%
,4%
4,5% 5,1%
5,4% 5,6%
24,1% 24,5%
□ 2016 г. □ 2030 г.
2,4%
1,7%
3,1%
2,5%
3,6%
5,1%
6,8%
8%
24,7%
10,0%
14,1%
Сравнение структуры ВРП Приморского края в 2016 г. с прогнозными значениями 2030 г. Рассчитано на основе [6] и результатов моделирования
К 2030 г. на территории края сформируется новая экономическая модель развития региона. В соответствии с ней физический объем валового регионального продукта Приморского края в 2030 г. составит 1 915,9 млрд руб., т. е. вырастет в 2,6 раза по сравнению с 2016 г. При этом структура экономики подвергнется значительным изменениям (табл. 1): почти в 7 раз вырастет обрабатывающее производство; в 4 раза финансовая деятельность; в 2,9 раза продукция сельского хозяйства; в 2,69 раза - рыболовство и рыбоводство; 2,63 раза - транспорт и связь, в 2,25 раза гостиничный и ресторанный бизнес и др. В целом все сектора экономики края вырастут, но темп их роста будет различным.
Таким образом, к 2030 г. будет создана новая модель экономики, в которой половина ВРП Приморского края будет формироваться за счет деятельности транспорта и обрабатывающих производств: 24,7 % составит доля обрабатывающих производств, 24,5 % - транспорта и связи, 14,1 % -оптовой и розничной торговли, 5,6 % - рыбной отрасли, 5,1 % - сельского хозяйства (см. рисунок).
В результате должна измениться структура краевого бюджета. Он будет разделен на две части, включающие бюджет функционирования и текущих расходов и бюджет развития, ориентированный по меньшей мере на двукратный рост ВРП к 2030 г.
Предполагается, что реализация новой Стратегии развития края - 2030 обеспечит устойчивый экономический рост, что повлечет за собой создание новых современных рабочих мест, увеличение доходов населения [1].
Модель развития региона с использованием возможностей человеческого капитала. Предполагается, что принятие новой стратегии социально-экономического развития региона позволит достичь одной из главных целей - формирование таких необходимых условий, при которых жителям Приморского края будет комфортно жить, создавать семьи, рождать и воспитывать детей, работать, учиться, творить и отдыхать.
Возникает естественный вопрос, являются такие условия достаточными для достижения этой цели?
Если в течение 2018-2024 гг. на территории края будет выполнена комплексная программа развития, включающая реализацию на территории края более 300 стратегических инициатив, 27 федеральных государственных программ, 18 государственных региональных программ, 684 инвестиционных проектов по приоритетным и перспективным направлениям экономики на общую сумму более 2 трлн руб., то в результате будет создано около 100 тыс. рабочих мест (табл. 2) [3].
Достаточен ли данный объем инвестиций (2,5 трлн руб.) для достижения одной из главных целей Российской Федерации в Приморском крае -обеспечение роста населения.
Таблица 2
Инвестиции и рабочие места, которые предполагается создать в экономике Приморского края на горизонте до 2030 г.
Сфера экономики Объем инвестиций Число новых рабочих мест
Нефтегазохимия и топливно-энергетический комплекс 1 трлн руб. 7,5 тыс.
Транспортно-логистический комплекс 496,4 млрд руб. 26,0 тыс.
Машиностроение 212,5 млрд руб. 12,6 тыс.
Агропромышленный комплекс 170,7 млрд руб. 25,0 тыс.
Туризм 268,7 млрд руб. 25,0 тыс.
Примечание. Рассчитано на основе [3].
Оценка соотношения стоимости человеческого капитала и основных фондов на территории Приморского края. Одной из главных предпосылок для развития Приморского края остается стабилизация и приумножение человеческого потенциала посредством эффективного внутреннего перераспределения населения, основанного на крупных инвестициях в социальную, производственную и транспортную инфраструктуру. Это может привлечь и закрепить здесь население, квалифицированных специалистов из других регионов России, из других стран. Чтобы это произошло, необходимо выдерживать определенное соотношение между стоимостью человеческого капитала и стоимостью физического и финансового потенциала территории.
Баланс стоимости человеческого капитала и основных фондов Приморского края является ключевым в вопросе планирования демографической и миграционной политики. По этому балансовому показателю Приморский край значительно проигрывает в конкуренции другим регионам России, располагающимся в европейской части страны (в частности, в Москве стоимость материальных активов в 2017 г. составляла 15-20 %, а стоимость человеческого каптала 75-80 %), и АТР (где аналогичное соотношение было 21 и 79 % соответственно).
В 2009 г. доля основных фондов в стоимости территории Приморского края составляла 2,4 %, остальное - стоимость человеческого капитала (97,6 %). В результате наблюдался значительный чистый (нетто) отток населения в европейскую часть страны и, в частности, в Москву, где доля основных фондов в стоимости территории в тот момент составляла 8,5 %. Кроме того, смертность в Приморском крае значительно превышала рождаемость.
Эти тенденции наблюдаются и сейчас: уменьшение численности населения в Приморском крае продолжается уже на протяжении последних 27 лет. Население региона сократилось с 1991 г. к началу 2018 г. на 16,8 % (386,6 тыс. чел.), хотя за это время в целом по стране население уменьшилось только на 1,1 %. В крае проживает почти треть населения всего Дальневосточного федерального округа. Уменьшение численности населения Приморского края, да и всего Дальнего Востока России является одной из ключевых угроз и делает регион уязвимым в геополитическом плане [1].
Сокращение населения в крае происходило, в основном, за счет значительного оттока населения в период 1992-2000 гг., при этом в первую очередь регион покидали наиболее мобильные и квалифицированные люди в активном трудоспособном возрасте. Это привело к ухудшению демографических показателей - рождаемости, смертности, заболеваемости, проблемам с обеспечением предприятий квалифицированными кадрами.
В 2017 г. сокращение численности населения Приморского края происходило как за счет естественной убыли населения (минус 4 324 чел.), так и за счет миграционного оттока (минус 5 591 чел.) [3; 5].
Наиболее негативной стороной демографического процесса в Приморском крае в ближайшие 10-15 лет станет резкое сокращение численности детей и подростков, что обусловлено сформировавшейся возрастной структурой населения. В крае, как и в ДФО, и в России в целом, снижение уровня рождаемости происходит на фоне сокращения с 2010 г. численности женщин в возрасте 20-29 лет, на долю которых приходится около 60 % всех рождений. Это, в свою очередь, может привести к сокращению рождений детей, даже в условиях ориентации на увеличение числа детей в семье [8].
Итогом изменения возрастной структуры населения Приморского края в ближайшие годы станет, во-первых, сокращение числа женщин наиболее репродуктивных возрастов, во-вторых, рост численности пенсионеров.
Для компенсации негативного влияния ухудшения половозрастной структуры населения края необходимо реализовать комплекс региональных мер по социальной поддержке семей в связи с рождением и воспитанием детей, скоординировав их с федеральными мерами. В майском Указе 2018 года Президентом Российской Федерации поставлена задача внедрения механизма финансовой поддержки семей при рождении детей в целях увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7.
По естественным причинам рост численности местного населения -предмет заботы домохозяйств. Только этот класс собственников человеческого капитала располагает возможностью физического воспроизводства людских ресурсов. Стимулирование рождаемости является здесь основной задачей управления. При этом в крае около половины рождений детей
приходится на первые роды. В связи с этим еще одним направлением (кроме рождения первенцев) является стимулирование создания положительного образа семьи среди жителей, усиление внимания к рождению двух и более детей.
На территории края располагаются и вступают во взаимодействие между собой следующие основные экономические агенты1: домохозяйства2, корпорации (компании) или фирмы, государственный сектор, задача которого состоит в регулировании экономики.
Главная экономическая функция домохозяйств состоит в репродукции и развитии (эмиссии) человеческого капитала. Домохозяйства - единственное место, где возникает этот столь необходимый всем остальным экономическим агентам ресурс. Через эмиссию человеческого капитала домохозяйства взаимодействуют с двумя другими экономическими агентами - государственным сектором и корпорациями, получая от них государственные услуги и блага в обмен на произведенный человеческий капитал.
В эмиссии человеческого капитала задействовано 4 внутренних функции домохозяйств:
- производственная - продуцирование материальных и нематериальных благ для внутреннего потребления в домохозяйстве;
- воспроизводственная (рекреационная) - восстановление потребительской мотивации всех членов домохозяйств и восстановление работоспособности тех членов домохозяйств, которые заняты в экономике;
- потребительская - прямое совместное потребление членами до-мохозяйств благ и услуг, созданных другими экономическими агентами, и приобретенных в обмен на человеческий капитал;
- сберегательная - формирование обменных резервов, необходимых для покрытия разрывов, возникающих при рассогласовании темпов потребления благ и темпов производства человеческого капитала.
Баланс денежных доходов и расходов населения (домашних хозяйств) отображает картину «оборота» человеческого капитала на территории Приморского края и позволяет наиболее полно оценить перспективы его социально-экономического развития. В простейшем случае эмиссию человеческого капитала принято отождествлять с воспроизводством потомства. С экономической же точки зрения само по себе деторождение таковой не является: человеческий капитал рассчитывается как функция
1 Экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
2 Домохозяйство - обособленная ячейка, в рамках которой происходит воспроизводство и развитие человека, а также производство общественного продукта и его потребление.
от численности населения и его структуры, продолжительности жизни и среднедушевых доходов3 (в простейшем случае, как произведение этих величин). Однако увеличение численности населения за счет рождения детей приводит к пропорциональному снижению среднедушевых доходов, и итоговое произведение остается неизменным4.
Экономически значимыми размеры эмиссии человеческого капитала становятся тогда, когда домохозяйства начинают вкладывать в него сбережения: денежные - банковские депозиты, инвестиционные бумаги, страховые инструменты и др.; материальные - закупленные заранее и отложенные на хранение запасы товаров, имеющих утилитарную ценность; нематериальные - услуги, оказываемые новым членам домохозяйства, направляемые на увеличение их человеческого капитала, права наследования и др.
Сказанное в равной степени касается как новорожденных, так и «старых» членов домохозяйств. Например, дополнительное образование с целью последующего получения более высокооплачиваемой работы точно так же требует привлечения сбережений, как и подготовка ребенка к школе.
Таким образом, для домохозяйств решение вопроса о выборе конкретной формы инвестирования в человеческий капитал (воспроизводить потомство или увеличивать стоимость уже живущих членов) имеет широкий спектр возможностей, ориентируясь в которых они следуют стратегии управления рисками.
3 Существует несколько методик измерения человеческого капитала, которые условно можно разделить на два класса: методики, связанные с вычислением затрат на эмиссию и обращение человеческого капитала - класс оценок по затратам; методики вычисления доходов будущих периодов, получаемых от инвестирования в человеческий капитал в текущих ценах размещения - класс оценок по дисконтированным доходам.
Каждая из методик имеет свои преимущества и недостатки. Выбор конкретного способа измерения определяется условиями решаемой задачи. Для целей анализа человеческого капитала территории оценка по дисконтированным доходам дает больше возможностей понимания природы человеческого капитала, сосредоточенного на территории края. Методика изложена в работе [11].
4 Эмиссионный эффект при деторождении все же имеется. Поскольку в расчетах человеческого капитала используется статистическая величина, характеризующая продолжительность жизни при рождении, которая обычно год от года растет, то при прочих равных условиях молодое поколение всегда более «капиталоемкое», чем старое. Появление ребенка на территории края, где в момент его рождения продолжительность жизни при рождении составляет, например, 75 лет, в семье родителей, родившихся в то время, когда продолжительность жизни при рождении была 70 лет, «автоматически» обеспечивает эмиссионный прирост человеческого капитала в размере 7,1 %. Не менее справедливо и обратное: эмиссионный эффект деторождения может быть отрицательным (рождение новых детей снижает совокупный человеческий капитал, расположенный на территории края), когда статистическая продолжительность жизни детей при рождении оказывается меньше, чем у родителей.
В Приморском крае экономика социального сектора менее развита, чем экономика остальных секторов. Такие сегменты, как общественная безопасность, здравоохранение, содержат высокие риски для человеческого капитала. В связи с этим инвестирование в долгосрочные инструменты развития человеческого капитала большинство приморских домохо-зяйств считает неоправданным. Рождение детей имеет длинный инвестиционный лаг (не менее 18 лет) по сравнению, например, с дополнительным образованием и повышением квалификации уже существующих членов домохозяйств (не более 5 лет). Кроме того, дополнительное образование позволяет домохозяйствам, не меняя гражданства, разместить инвестиции в человеческий капитал за рубежом, в более безопасной обстановке, где экономический эффект от такого размещения может быть выше.
Прогноз стоимости человеческого капитала. Линейный прогноз социально-экономического развития Приморского края - когда все основные показатели развиваются линейно в трендах предыдущего десятилетия - позволяет предположить, что к 2030 г. совокупный размер человеческого капитала, располагаемого на территории, составит величину, равную 105,1 трлн руб. (в ценах 2015 г.) (табл. 3).
Таблица 3
Значения стоимости человеческого капитала и активов экономики Приморского края за период 2015-2030 гг., трлн руб. в ценах 2015 г.
Показатель 2014 г. 2017 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Активы Приморского края 9,1 10,4 14,9 21,3 28,8
Стоимость человеческого капитала на территории Приморского края 38,8 55,5 71,3 87,8 105,1
Примечание. Рассчитано на основе [6; 11].
Этот расчет основан на следующих допущениях.
1. Располагаемые ресурсы членов домохозяйств Приморского края будут расти линейно с темпом по 3 % в год и достигнут к концу прогнозируемого периода величины, равной 42 065 руб. в месяц на 1 человека (в ценах 2015 г.)5.
2. Численность населения Приморского края в пределах нынешних границ достигнет к концу прогнозируемого периода величины, равной 2103 тыс. чел. (согласно результатам, полученным в стратегии развития региона до 2030 г.).
3. Продолжительность жизни при рождении в 2030 г. достигнет 72 лет.
5 Такой рост заложен в указах Президента Российской Федерации № 596-606 от 7 мая 2012 г.
Таким образом, за предстоящие 15 лет в Приморском крае ожидается дополнительный прирост человеческого капитала в размере 49,6 трлн руб. (в ценах 2015 г.). На эти цели домохозяйствами будет мобилизовано 6,3 трлн руб. денежных, материальных и нематериальных сбережений.
Мобилизуемые средства будут частично сформированы из собственных и привлеченных денежных сбережений домохозяйств, оцениваемых по состоянию на 1 января 2015 г. на уровне 0,6 трлн руб., имущественных сбережений и наследуемых имущественных прав на общую сумму 1,2 трлн руб., а также путем отвлечения из текущих доходов, которые составят за этот период примерно 12,9 трлн руб.
Иначе говоря, примерно половина располагаемых активов домохо-зяйств Приморского края (6,3 трлн руб. из 12,9 трлн руб., что составляет 48 %), возможно, будет истрачена за предстоящие 15 лет на инвестирование в человеческий капитал. Определить характер и цели этого инвестирования можно уже сейчас, опираясь на балансы денежных доходов и расходов домохозяйств6.
Срок 15 лет выбран не только в связи с горизонтом стратегического планирования, определенным в Стратегии - 2030 Приморского края, но и в связи с тем, что 15-20 лет - это время активной фазы трудовой карьеры. При заданных социальных нормах роста стоимости человеческого капитала в предстоящие 15 лет в Приморском крае он подорожает в 2,8 раза.
Баланс стоимости человеческого капитала и стоимости материальных активов территории. В регионах России, где баланс между стоимостью человеческого капитала и стоимостью материальных активов уменьшается, наблюдаются отрицательные демографические тенденции и отрицательная миграция. Иначе говоря, нормальный оборот человеческого капитала должен быть обеспечен материальными ресурсами.
Сопоставление динамики изменения соотношения стоимости совокупного человеческого капитала и материальных активов (основных фондов) показывает взаимосвязь периодов кризисных явлений с моментами переизбытка стоимости совокупного человеческого капитала в АТР.
Для достижения равновесия с материальной сферой такого, например, как в Азиатско-Тихоокеанском регионе (т. е. когда 21 % - это стоимость активов в материальной сфере и 79 % - стоимость человеческого капитала)
6 Территориальный орган федеральной службы Государственной статистики по Приморскому краю ежеквартально обследует 630 домашних хозяйств, из них 480 в городской местности и 150 - в сельской, что составляет примерно 1 % общего числа домохозяйств. Проводимые выборочные обследования позволяют оценить социально-экономическое положение населения, текущие денежные доходы и фактическое потребление, денежные сбережения, количество и качество накопленного домашнего имущества, обеспеченность жильем, условия и возможности доступа населения к услугам здравоохранения и образования.
[2; 10] или в Москве, необходимо, чтобы имущественный комплекс Приморского края до 2030 г. вырос в 3 раза в стоимостном выражении, т. е. достиг стоимости в 28 трлн руб. К этому времени стоимость человеческого капитала Приморского края станет равной 105 трлн руб. Чтобы получить такое же соотношение стоимости человеческого капитала и материальных активов, как в Москве или АТР, необходимы инвестиции в материальную экономику региона в размере не менее 19 трлн руб.
Для достижения такого результата объем инвестиций, который планирует осуществить в экономику края федеральный центр и государственные корпорации - 2,5 трлн руб. (табл. 2), явно недостаточен.
Однако общий объем инвестиций, который будет осуществлен всеми экономическими агентами, заинтересованными в развитии Приморского края (домашними хозяйствами, компаниями, всеми органами власти), на горизонте до 2030 г. составит еще 2,6 трлн руб. - вклад регионального и муниципальных бюджетов в развитие Приморского края за этот же период.
Таким образом, чтобы остановить отток населения и получить положительное демографическое сальдо, необходимо инвестирование в материальную экономику региона еще 13-14 трлн руб. в период до 2030 г.
Описанный выше рост экономики Приморского края не может быть реализован без изменения управления человеческим капиталом на территории, которое может быть основано [1]:
1. На механизмах увеличения и сохранения: укреплении здоровья населения, увеличении экономически активной фазы жизнедеятельности и росте ожидаемой продолжительности жизни, сокращении потерь суммарного рабочего времени населением вследствие утраты трудоспособности, сокращении потерь времени населением при получении государственных, муниципальных, социальных, бытовых услуг, на транспорте.
2. На механизмах накопления: повышении уровня образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения, соответствия структуры образования спросу в экономике региона, обеспечении гармоничного развития личности на основе развития сферы культуры, физической культуры и спорта, индустрии здорового образа жизни.
3. На механизмах привлечения: поддержки миграционных процессов, повышении эффективности системы удержания коренных жителей и привлечения в край новых жителей, улучшении качества трудовых ресурсов, создании новых высококачественных рабочих мест в секторах промышленности, транспорта, современной торговли, связи, сельского хозяйства, рыбоводства и рыболовства, лесного хозяйства, туризма и гостеприимства, здравоохранения, образования и телекоммуникаций, выпуска
инновационной продукции и разработки новых технологий, науки, искусства, спорта и др.
Мероприятия комплексной программы, направленные на развитие социальной сферы Приморского края. Если удастся реализовать намеченные меры по экономическому развитию Приморского края, повышению уровня и качества жизни населения в сферах здравоохранения, образования, труда и занятости, жилищного строительства и др., то можно ожидать стабилизации численности населения, кроме того, будут созданы предпосылки к последующему росту этого показателя [3].
Здравоохранение. Для повышения уровня и качества жизни населения края необходимо дальнейшее развитие сферы здравоохранения. В ожидаемых результатах реализации планов экономического и демографического развития региона, рекомендованных Минвостокразвития России, констатируется, что к 2025 г. показатель смертности населения края от всех причин должен быть снижен до 11,4 умерших на тысячу человек населения. Смертность от болезней системы кровообращения должна снизиться до 554,9 случаев на 100 тыс. населения, смертность от новообразований, в том числе от злокачественных, до 190 случаев на 100 тыс. населения, младенческая смертность до 5,2 случаев на одну тысячу родившихся детей.
В майском Указе 2018 года Президентом Российской Федерации были определены несколько иные целевые показатели (к 2024 г.), а именно [5]:
- снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения и смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения,
- смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения и младенческой смертности до 4,5 случая на одну тысячу родившихся детей.
Поэтому необходимо стремиться к показателям, установленным президентом.
Достижению этого результата может способствовать повышение результативности деятельности учреждений здравоохранения в крае, а также формирование системы мотивации здорового образа жизни среди населения всех возрастов и ответственного отношения людей к своему здоровью.
Для повышения доступности медицинской помощи, в том числе для жителей труднодоступных территорий, необходимо к 2024 г. завершить формирование сети современных медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи с использованием информационных технологий в сфере здравоохранения, технологий дистанционного оказания медицинской помощи.
Дальнейшее развитие в крае должно получить оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям региона за счет средств
обязательного медицинского страхования. При этом по качеству эта высокотехнологичная помощь должна быть сопоставима с той, что оказывается лучшими медицинскими центрами стран СВА.
Одной из первоочередных задач развития здравоохранения является преодоление нехватки медицинских работников во всех медицинских организациях, а также решение проблемы длительного ожидания приема в детских поликлиниках [7; 8]. К 2024 г. надо обеспечить систему здравоохранения края необходимым и достаточным количеством квалифицированных медицинских кадров.
Для выявления заболеваний на ранних сроках у населения края необходимо создать систему прохождения регулярной диспансеризации, а также своевременного обращения за медицинской помощью. Профилактика заболеваний, ведение здорового образа жизни, борьба с вредными привычками и факторами риска должны активно пропагандироваться среди жителей региона.
Население края независимо от возраста должно получить возможность проводить досуг активно и интересно, с пользой для здоровья.
В настоящее время в крае реализуется государственная программа «Развитие здравоохранения Приморского края», рассчитанная до 2020 г., поэтому для достижения к 2024 г. целей, сформулированных в майском указе, необходимо будет разработать новую госпрограмму.
Если будут правильно определены и реализованы все мероприятия (федеральные, региональные, муниципальные), влияющие на развития здравоохранения в регионе, то к 2024 г. край будет обладать развитой инфраструктурой здравоохранения для населения всех возрастов, способствующей снижению уровня смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
Образование. Образование в Приморском крае на всех уровнях и в различных формах должно быть доступным и качественным, способствовать созданию для людей равных возможностей и содействовать развитию человеческого потенциала. В сфере образования необходимо создать все условия для развития способностей и талантов у детей и молодежи, способствовать их профессиональной ориентации для максимальной реализации в дальнейшем в трудовой и иных сферах жизни. А как каждый конкретный человек распорядится этими возможностями, является его личным выбором, следствием его жизненной позиции, трудолюбия, энергии и предприимчивости. Во все времена актуальна поговорка «каждый человек сам кузнец своего счастья», естественно при исполнении государством и гражданином всех конституционных прав и обязанностей.
На государственном уровне Президентом Российской Федерации в майском Указе 2018 года к 2024 г. в сфере образования поставлены цели
обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
Начиная с дошкольного уровня образования, с самых ранних этапов развития, в Приморском крае для детей от 3 до 7 лет должно быть доступным образование в дошкольных образовательных организациях для всех желающих. Также необходимо создавать условия для развития детей от двух месяцев до трех лет, чтобы для всех детей этого возраста было доступно дошкольное образование, а тем родителям, чьи дети будут получать дошкольное образование в семье, будет оказываться психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь специально созданными для этих целей службами.
В ближайшие годы в Приморском крае необходимо увеличить обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях за счет строительства новых детских садов, реконструкции и ремонта уже имеющихся. Одной из назревших проблем региона является дефицит педагогических кадров в дошкольных учреждениях, и эту проблему надо решать в максимально короткие сроки путем повышения зарплат, улучшения условий труда. Реализация этих мер позволит решить еще одну проблему - снизить высокую нагрузку на педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Создание таких условий для дошкольного образования детей в Приморском крае будет способствовать возвращению их родителей к трудовой деятельности без потери квалификации, возможности их дальнейшего профессионального роста.
Развитие системы общего образования в Приморском крае будет направлено на обеспечение повышения его качества и доступности за счет создания новых мест в общеобразовательных организациях путем реконструкции, капитального ремонта уже существующих и строительства новых школ с применением современных архитектурно-планировочных решений.
В настоящее время в крае слишком высока доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, несоответствующих современным требованиям обучения, многие школы требуют капитального ремонта.
К 2024-2025 гг. все общеобразовательные организации региона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами должны вести образовательную деятельность в одну смену.
Общее образование в Приморском крае к 2024 г. должно соответствовать российским образовательным стандартам, проводиться по современным методам и образовательным технологиям обучения, с использованием
цифровой образовательной среды. Необходимо повышать мотивацию детей к обучению, помимо основного давать возможность получения дополнительного образования, ориентировать их в выборе профессии. Программами дополнительного образования, в том числе носящими характер профессиональных проб, к 2024 г. должно быть охвачено не менее 75 % детей и молодежи края в возрасте от 5 до 18 лет.
В настоящее время в Приморском крае нагрузка на учителей общеобразовательных организаций одна из самых высоких в стране в связи с дефицитом педагогических кадров. Для решения этой проблемы необходимо улучшать условия труда, материального обеспечения, проживания педагогических работников, чтобы профессия педагога была престижной. Уже даны поручения отработать механизмы обеспечения жильем специалистов дефицитных специальностей. С развитием общего образования особую актуальность приобретает профессиональный рост педагогических работников, поэтому в крае до 2024 г. будет продолжена модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогов [7; 8].
Экономическое развитие Приморского края, концентрация усилий на создании и развитии в базовых отраслях экономики региона конкурентоспособных высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов, основанных на современных технологиях, потребует обеспеченности края высококвалифицированными кадрами. Поэтому необходима дальнейшая модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, особенно в востребованных экономикой края профессиях и специальностях. Работающие в крае граждане должны получить возможность непрерывного образования, способствующего обновлению их профессиональных знаний и навыков, особенно в условиях цифровизации экономики. Это позволит, с одной стороны, предприятиям края получить необходимых специалистов, а с другой стороны, предоставит возможность карьерного и профессионального роста каждому конкретному человеку.
В майском указе 2018 года Президентом Российской Федерации [5] поставлена задача увеличения не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. Приморский край обязан внести существенный вклад в решение поставленной задачи, стать одним из лидеров экспорта образовательных услуг в стране, увеличивая количество студентов из стран Восточной Азии. Надо стремиться к тому, чтобы лучшие из иностранных студентов трудоустраивались в Приморском крае или соседних регионах России, а для этого предстоит наращивать предложение
таких мест, где выпускникам будет интересно работать и реализовывать себя, где они будут чувствовать перспективу.
Эффективность решения этих задач напрямую зависит от реализации возможностей формирования кластеров в области образования, в которые входят как образовательные учреждения, так и предприятия - потенциальные работодатели. Такой подход обеспечивает более четкое понимание выпускниками перспектив, которые открывает перед ними та или иная специальность, чтобы формировать стратегию своей жизни.
Для этого необходимо развивать формы и масштабы взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий кластера, которые должны иметь под собой разделяемые участниками единые цели. На сегодняшний день практика такого кластерного взаимодействия в Приморском крае представлена и развивается в сфере судостроения и судоремонта. Формы взаимодействия, обеспечивающие практическое обучение и трудоустройство на предприятие студентов, реализуется в крае с партнерами в сфере нефтехимии, энергетики, в машиностроении, выстраивается в аграрном секторе.
В настоящее время в регионе реализуется государственная программа «Развитие образования Приморского края», рассчитанная до 2020 г., поэтому предстоит разработать новую госпрограмму.
Культура и физическая культура. Приморский край будет развиваться в направлении усиления компетенций культурно-инновационного центра Дальнего Востока России, полноценно реализующего концепцию «Европа в Азии» для стран АТР [9]. Это означает, что наряду с поддержкой и развитием традиционных объектов сферы культуры (музеи, театры, школы искусств и др.), классических академических направлений и школ, развитие должны получить и новые современные черты культурного пространства Приморья, что особенно важно и в плане реализации молодежной политики, и в части привлечения туристского потока и создания новых центров притяжения туристов.
Вслед за мировыми тенденциями, с учетом опыта Москвы и Санкт-Петербурга, во многих регионах оформилась и получила успешное развитие практика создания новых культурных, общественных и деловых пространств на месте бывших промышленных объектов. Во Владивостоке тоже имеются несколько удачных примеров реализации такого подхода, и эта практика должна получить развитие.
Рассчитываем, что это будет способствовать выходу культуры и искусства Приморского края на мировой уровень, развитию современной многомерной культурной сферы, поддерживать и развивать культурные связи со странами АТР.
Приоритетом в сфере физической культуры и спорта будет формирование удобной для жителей, прежде всего семей с детьми, спортивной и физкультурной инфраструктуры, продвижение физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
Получат практическую реализацию отличные возможности Приморского края для развития, как традиционных, так и водных и технических видов спорта (центр водных видов спорта, гоночные трассы). Учитывая, что в международном олимпийском движении Россия участвует как европейская страна и не участвует в азиатских соревнованиях по олимпийским видам спорта, то для расширения связей со странами АТР в сфере спорта у Приморья есть замечательные возможности развивать неолимпийские виды спорта (например, альпинизм и скалолазание, спортивная рыбалка, бодибилдинг, бильярдный спорт и многих других, популярных как в Приморье, так и в АТР).
Повышение уровня физической культуры и спорта будет обеспечиваться, в частности, развитием индустрии здорового образа жизни, и осуществляться за счет:
- повышения уровня доступности и качества услуг в сфере физкультуры и спорта, поддержки организации мероприятий и соревнований международного, национального, регионального, муниципального и местного уровня по олимпийским и не олимпийским видам спорта;
- поддержки обеспечения в крае эффективной работы и создания новых спортивных залов, центров водных видов спорта, рекреационных и пляжных зон, тренажерных залов, плавательных бассейнов, яхт-клубов, спортивных ипподромов, горнолыжных трасс, аэроклубов, дайвинг-цен-тров, стрелковых тиров и др. вместе с гостинично-туристской деятельностью соответствующего профиля;
- поддержки обеспечения в крае эффективной работы и создания новых спа-салонов, косметических клиник, магазинов спортивной одежды, спортивного питания и инвентаря, образующего развивающийся сектор краевой экономики;
- инициализаци и поддержки в крае спортивного и медицинского (в области спорта) страхования, юридической и адвокатской деятельности, связанной со спортом;
- развития новой системы обращения финансов в сфере физкультуры и спорта: инициализация общераспространенных инструментов кредитования, страхования, бюджетных гарантий, и специфических, характерных для спорта, инструментов (лотереи, призовые ставки и др.).
Экология. Приморский край уникален по природным ресурсам и биологическому разнообразию как континентального, так и океанического
характера, является наиболее зеленым регионом Дальневосточного федерального округа с особо охраняемыми природными территориями и морскими акваториями. Поэтому для края актуальным является вопрос экологической безопасности, которая заключается, прежде всего, в рациональном использовании территории региона для обеспечения стандартов жизни и высоких качеств окружающей среды, воспроизводства и сохранения уникального природно-ресурсного потенциала и биоразнообразия.
Экологическая ситуация в Приморском крае в целом характеризуется как стабильная, но имеются очаги достаточно сильного напряжения и нагрузки на экосистемы.
В Приморье, как и на всем Дальнем Востоке России, в целях ускоренного развития реализуются масштабные инвестиционные проекты в различных отраслях экономики, оказывающие влияние на экологическую ситуацию в крае.
Крупные проекты, конечно же, несут с собой риски для окружающей среды. В то же время экологически благополучные территории и акватории - важнейший ресурс для повышения качества человеческого капитала, сохранения здоровья населения, привлечения туристского потока. Это ресурс, ценность которого будет только возрастать, и задача состоит в его бережном использовании.
Поэтому для обеспечения экологической безопасности, охраны природных ресурсов и их рационального использования в Приморском крае необходимы:
- создание и эффективное функционирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- ликвидация накопленного экологического ущерба;
- реализация комплекса мероприятий по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе с применением системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
- реализация комплекса мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов;
- повышение качества реализации органами исполнительной власти края контрольно-надзорных функций, в том числе совершенствование нормативно-правовой базы, внедрение новых методов работы;
- систематическое проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры населения;
- развитие экологического туризма;
- расширение площади особо охраняемых природных территорий, и реализация мероприятий по сохранению биологического разнообразия края и, особенно, редких видов животных и растений.
Таким образом, скоординированные меры, направленные на социально-экономическое развитие Приморского края, позволят обеспечить достижение национальных приоритетов, заложенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, и в первую очередь, что очень важно для Приморского края, подготовить условия для обеспечения устойчивого естественного прироста численности населения, повышения ожидаемой продолжительности жизни.
Конечным бенефициаром социально-экономического развития Приморского края являются его жители, из трудовых, предпринимательских и гуманитарных успехов которых складывается общественное благо всего края, что проявляется в устойчивом росте реальных доходов граждан, а также росте уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, кардинальном снижении уровня бедности и росте возможностей жителей по улучшению своих жилищных условий.
Для обеспечения этого в базовых отраслях экономики Приморского края, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, будут создаваться высокопроизводительные экспортно ориентированные сектора, развивающееся на основе современных технологий, что потребует соответствующего обеспечения высококвалифицированными кадрами, ускоренного технологического развития предприятий края, с увеличением количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % их общего числа, ускоренного внедрения цифровых технологий как в экономике, так и в социальной сфере.
Список литературы
1. Абрамов А. Л., Дягилев А. А., Кузнецова Г. Д., Меламед И. И. Социально-экономическое положение и перспективы развития Приморского края на период до 2024 г. (Часть I) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 2(83). С. 25-47.
2. Абрамов А. Л., Курилов В. И., Матвиенко Н. Н. Прогноз развития экономики АТР // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 1. Ч. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2018. С. 377-387. URL: Ьйр://икго8.ги/шр-соп1еп1/ир1оаа8/2018/02/ежегод-ник_БЕ_Ч_1^£ (дата обращения: 10.03.2018).
3. Материалы проекта стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года - 2018. URL: https://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/materialy-proekta-strategii-sotsialno-ekonomich eskogo-razvitiya-primorskogo-kraya-do-2030-goda.php (дата обращения: 02.03.2018).
4. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. URL: https://asi.ru/investclimate/rating (дата обращения: 02.03.2018).
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: https://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 02.03.2018).
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. М.: Росстат, 2017. 1402 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/region/reg-pok 17.pdf (дата обращения: 11.03.2018).
7. Рейтинг социально-экономического положения регионов России. Приморский край по итогам 2017 года. URL: http://riarating.ru/infografika/20180523/ 630091878.html (дата обращения: 02.03.2018).
8. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2017. URL: http://www.riarating. ru/infografika/20180214/630082471.html (дата обращения: 02.03.2018).
9. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции: монография: в 2 кн. Кн. 2 / [И. И. Меламед, А. Л. Абрамов, А. Г. Коржубаев и др.]; под ред. И. И. Меламеда. Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2011. 740 с. (Сер. «Россия в АТР» / под общ. ред. В. И. Курилова).
10. Abramov A. L., Kurilov V. I., Matvienko N. N. Trends of the development of the APR countries based on security of human capital by material assets // Asia-Pacific Region: Economics, Politics, Law. 2017. № 2-3. P. 23-42.
11. Jones R., Fender V. Human Capital Estimates, 2010. Office for National Statistics (ONS) UK. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/wellbeing/human-capital-estimates/2010/human-capital-estimates-2010.htm (accessed: 10.12.2018).
© Меламед И. И., Абрамов А. Л., Дягилев А. А., Кузнецова Г. Д., Матвиенко Н. Н., 2018 © Melamed I. I., Abramov A. L., Dyagilev A. A., Kuznetsova G. D., Matvienko N. N., 2018
Для цитирования:
Меламед И. И., Абрамов А. Л., Дягилев А. А., Кузнецова Г. Д., Матвиенко Н. Н. Социально-экономическое положение и перспективы развития Приморского края на период до 2024 г. (Часть II) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 4(85). С. 44-64.