Научная статья на тему 'Анализ социально-экономического развития Владивостокского городского округа в аспекте политики регионального управления'

Анализ социально-экономического развития Владивостокского городского округа в аспекте политики регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1314
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИТИЧЕ­СКИЙ МЕТОД / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY / MUNICIPAL UNIT / ANALYTICAL METHOD / VERTICAL ANALYSES / HORIZONTAL AND COMPARATIVE ANALYSES / INDEX OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьева Т. В., Мирошникова Т. К., Недолужко О. В.

В статье предлагается анализ результатов социально-экономического развития Владивостокского городского округа (ВГО), который включает в себя совокупность основных индикаторов с целью оценки уровня развития территории и стратегического развития. Исследуются показатели социальной, экономической сферы, муниципальных финансов как приоритетных при реализации управленческих воздействий на уровень социально-экономического положение региона. В процессе исследования использовался аналитический метод обработки статистической и отчетной документации Администрации городского округа. Методология исследования предполагает использование информационного подхода, что в свою очередь требует использования таких методов исследования как вертикальный, горизонтальный и сравнительный анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терентьева Т. В., Мирошникова Т. К., Недолужко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of socio-economic development of Vladivostok urban okrug from the perspective of the regional management politics (Russia, Vladivostok)

The article analyzes the results of socio-economic development of Vladivostok urban okrug that includes a complex of basic indices necessary for evaluation of the strategic territorial development. The authors focus on a range of indices such as social indices, indices of the economic sphere and municipal finances as priority marks for realization of managerial impact upon the socio-economic development of the region. The research is based on the analytical method of processing the statistic and reporting documentation generated by the Administration of the urban okrug. Research methodology is based on the informational approach, which in its own turn requires application of such research methods as vertical, horizontal and comparative analyses

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономического развития Владивостокского городского округа в аспекте политики регионального управления»

анализ социально-экономического развития владивостокского городского округа в аспекте политики регионального управления

Т.В. Терентьева,

профессор кафедры экономики и менеджмента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

доктор экономических наук [email protected]

Т.К. Мирошникова,

доцент кафедры экономики и менеджмента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

кандидат экономических наук [email protected]

О.В. Недолужко,

доцент кафедры экономики и менеджмента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье предлагается анализ результатов социально-экономического развития Владивостокского городского округа (ВГО), который включает в себя совокупность основных индикаторов с целью оценки уровня развития территории и стратегического развития. Исследуются показатели социальной, экономической сферы, муниципальных финансов как приоритетных при реализации управленческих воздействий на уровень социально-экономического положение региона. В процессе исследования использовался аналитический метод обработки статистической и отчетной документации Администрации городского округа. Методология исследования предполагает использование информационного подхода, что в свою очередь требует использования таких методов исследования как вертикальный, горизонтальный и сравнительный анализ.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие территории, регион, муниципальное образование, аналитический метод, вертикальный, горизонтальный и сравнительный анализ, индикатор социально-экономического развития.

УДК 332.146.2 ББК 65.04

Введение в проблему. Одной из приоритетных задач государственного регулирования российской экономики в рамках стратегического подхода к региональному управлению является оценка уровня социально-экономического развития регионов, что требует аналитической обработки показателей, раскрывающих основные тенденции и проблемные области регионального состояния. Актуальность данной задачи обусловлена наличием диспропорций в развитии по регионам в сочетании с высоким уровнем сложности субъектов Российской Федерации.

Представленный аналитический метод целесообразно использовать в отношении различных региональных субъектов, поскольку обеспечивает возможность модификации набора оценочных показателей в зависимости от данных, представленных в официальной статистической отчетности. Полученные аналитические результаты могут быть использованы при формировании проектных мероприятий муниципальных органов власти, в целях повышения эффективности управленческих воздействий на региональные процессы, что позволяет сформировать инструменты, позволяющие повысить эффективность управляющих воздействий при анализе социально-экономического развития.

Ряд методик предполагает выполнение достаточно объемных расчетов и обработку больших массивов статистической информации, что позволяет выполнять аналитическую оценку степени развития региональной экономики.

Продифференцируем существующие методические подходы к оценке социально-экономического развития:

1) методики, которые основываются на выделении одного показателя, рассматриваемого в качестве критерия уровня социально-экономического развития (М.А. Исакин [1], Т.Н. Мацкевич [2]).

2) методики, в которых в качестве приоритетных показателей уровня социально-экономического развития, предлагается использование ряда индикаторов (Б.Б. Педанов [3], В.П. Самарина [4], С.Н. Яшин, Е.Н. Пузов [5], Г.В. Гутман, А.А. Мироедов [6]).

3) методики, предполагающие построение системы сводных показателей уровня социально-экономического развития, в том числе разработанные на правительственном уровне (Н.В. Кузнецова [7]).

Цель представленного исследования состоит в том, чтобы сформировать методику аналитической обработки показате-

лей, позволяющих оценить уровень социально-экономического развития территории и выявить основные тенденции с целью стратегического управления развитием территории. Реализация поставленной в исследовании цели была осуществлена с использованием эмпирического материала региона Дальнего Востока РФ.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

- использование аналитического подхода к выбору целевых показателей для оценки уровня социально-экономического развития субъекта федерации на основе программных документов федерального и регионального уровня;

- сопоставление показателей и анализ их динамики, проведение сравнительного анализа;

- обоснование основных тенденций социально-экономического развития ВГО и разработка направлений социально-экономического развития территории.

В качестве объекта исследования рассматривается социально-экономическое положение ВГО как субъекта стратегического развития Приморья.

Методология исследования.

Методология исследования базируется на следующих основных положениях:

1. Социально-экономическое положение территории определяется комплексом показателей, характеризующих состояние социальной, экономической и финансовой деятельности региона (демографическая ситуация, уровень жизни населения, правонарушения, производство, инвестиции и строительство, потребительский рынок товаров и услуг, исполнение бюджета).

2. Каждый из рассматриваемых показателей может быть раскрыт с помощью: метода горизонтального анализа, позволяющего выявить тенденцию в его изменении; метода сравнения и индексного метода. Ряд показателей при этом может быть подвергнут вертикальному анализу, например, соотношение величины среднедушевых расходов на приобретение платных услуг к общей величине среднедушевых доходов.

Владивостокский городской округ, как наиболее заселенная часть Приморского края, представляет собой активно развивающийся и экономически прогрессивный регион Дальнего Востока. ВГО занимает территорию полуострова Муравьева-Амурского, полуостров Песчаный и около 50 островов зали-

187

ва Петра Великого. При планировании и ведении городского хозяйства, промышленного и гражданского строительства следует учитывать наличие большого количества транспорта и промышленных предприятий, полуостровное географическое положение города, гористость рельефа. Российская Федерация в настоящее время не имеет ни одного экономически значимого центра на Дальнем Востоке, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств. Фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией. Российская Федерация во многом обеспечивается за счет военного присутствия в регионе. В этой связи одной из важнейших задач политики России становится создание центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Город Владивосток — один из наиболее крупных экономически развитых городов российского Дальнего Востока. Город является крупнейшим транспортным узлом, через который проходят морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки. Рассматриваемый город и экономически ориентированная на него южная часть Приморского края имеют значительный потенциал, как в сфере развития транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, так и в сфере поддержки обрабатывающих производств, рыбного хозяйства и других. Хотя на долю Владивостока приходится всего 0,3 процента территории Приморья, он, как столица края, занимает ведущее место в его экономике [8].

На территории города зарегистрировано 24,6 тысячи предприятий, что составляет 57 процентов всех предприятий, фирм и организаций, работающих в Приморском крае. Они производят 41 процент объема краевой промышленной продукции, 57 — потребительских товаров, 52 — товарной пищевой продукции, 92 — рыбных консервов, 53 — макаронных изделий, 88 процентов пива [9].

Таблица 1

Доля города Владивостока по отдельным показателям в соответствии с приоритетными специализациями [9]

Специализация Влади-восток Приморский край Дальневосточный федеральный округ

Транспортно-логистический центр

Грузооборот морских портов транспортом, тыс.т, 2013 год 14500 73848 144800

Индустриальный центр

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям, млрд руб., 2013 год 110,501 212,094 1192,289

Сервисный центр

Оборот розничной торговли, млрд руб., 2013 год 129,797 247,232 865,313

Объем платных услуг населению, млрд руб., 2013 год 65,235 136,916 494,946

Логистика и транспорт имеют важное значение для разви-тий экономики Приморья, Дальнего Востока и всей России. В настоящее время широко обсуждается законопроект о создании «Свободного порта Владивосток» в силу его значимости. Сингапур и Гонконг стали мегаполисами мирового уровня во многом благодаря режиму свободных портов. Создание уникального для региона режима «Порто-франко» позволит улучшить логистику и транспортное сообщение между Россией и Азией. Создание эффективной транспортной системы города является необходимым условием его современного развития, повышения благосостояния населения, что представляется наиболее актуальным в современных экономических условиях [10]. 1 88

Владивосток — это транспортный узел, во многом определяющий состояние всей экономики не только края, но и других территорий Дальнего Востока. Это обеспечивается сосредоточением около 13,6 процента стоимости основных фондов, 9,2 процента занятого населения края. В общем объеме валового регионального продукта, создаваемого в крае, около 20 процентов обеспечивается именно транспортом. Структуру видов транспорта по уровню грузооборота можно представить следующим образом: на долю морского транспорта приходится 57,8 процента всех перевозок, железнодорожного — 41,85, автомобильного — 0,25 и воздушного транспорта — 0,11 процента.

Морские суда Дальневосточного морского пароходства ежегодно посещают более 300 портов в 60 странах мира. Крупнейшее акционерное предприятие, осуществляет заграничные и каботажные перевозки на север Дальнего Востока и в Арктику. Морской флот края представлен различными типами судов. Значительная часть их работает в режиме фрахта на международных линиях [8].

Актуальность формирования в округе транспортно-логис-тического центра определяется нахождением его в густонаселенном Азиатско-Тихоокеанском регионе, который является рынком сбыта и характеризуется: выгодным транспортным положением на пересечении транзитных путей сообщения; наличием крупного порта, способного принимать суда практически любого водоизмещения. В этой связи важным представляется обеспечение бесперебойного движения транспортных потоков с минимизацией затрат. Данное исследование включает анализ внешних и внутренних факторов, способствующих и препятствующих формированию эффективной транспортной системы г. Владивостока, а также разработку рекомендаций по снижению влияния факторов, действующих негативно на процесс создания сбалансированной системы.

Оборот крупных и средних организаций за 2014 год составил 579743,7 млн рублей или 109,1 % к итогу 2013 года. В структуре оборота наибольший удельный вес занимают:

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий, и предметов личного пользования (44,6 % или 258310,9 млн рублей);

- транспорт и связь (17,2 % или 99503,1 млн рублей);

- обрабатывающие производства (16,2 % или 93607,3 млн рублей);

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,6 % или 67495,9 млн рублей).

- здравоохранение и предоставление социальных услуг (1,9% или 10912,5 млн рублей) [9].

В таблице 2 представлена оценка уровня социально-экономического развития субъекта федерации на примере Владивостокского городского округа. Состав показателей представлен частью, определенной пунктом 1 Указа Президента РФ от 14.10.2012 N 1384 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607».

Основными индикаторами уровня социально-экономического развития территории являются показатели, характеризующие рост качества жизни населения, рост объемов промышленного производства, а также рост эффективности расходования бюджетных средств.

За рассматриваемый период 2010-2014 гг. наблюдается постоянный положительный рост динамики среднедушевых денежных доходов населения в месяц. Абсолютный прирост в 2014 году по отношению к 2010 году составил 8,96 тыс. руб. в месяц, а в относительном выражении — 137,86%. Этот рост сопоставим с официальным уровнем инфляции за данный период и можно говорить, что уровень жизни населения в рассматриваемом периоде существенно не менялся.

По показателю «Среднедушевые денежные доходы населения» администрацией г. Владивостока запланировано на 2015-2016 гг. поддержание доходов на прежнем уровне с ежегодным приростом в 7-8%, что несколько ниже официального прогноза уровня инфляции на рассматриваемый период. Это может говорить о снижении уровня жизни населения г. Владивостока.

Таблица 2

Сводные данные по целевым показателям Владивостокского городского округа за период 2010—2014 гг. [11]

ПОКАЗАТЕЛЬ 2010 2011 2012 2013 2014 Динамика 2014/2010

Х1 ХПЛ Х1 ХПЛ Х1 ХПЛ Х1 ■Х ХПЛ Х1 ■Х ХПЛ Темп прироста, % Абс. прирост, А

Среднедушевые денежные доходы населения, тыс. руб. в месяц 23,66 - 26,31 - 27,90 - 30,29 32,62 137,86 8,96

Соотношение величины среднедушевых расходов на приобретение платных услуг к общей величине среднедушевых доходов(%) 23,0 28 24,7 29 27,7 29 28,7 29 28,1 29 122,3 5,14

Годовой чистый прирост стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов всех форм собственности на территории города (%) Н.д. Н.д. 7,6 Н.д. 34,0 10,0 61,4 18,8 Н.д. 18,8 Н.д. Н.д.

Доля населения со среднедушевыми доходами в семье ниже прожиточного минимума (%) 13,5 8,7 12,5 8,7 11,5 8,7 12,6 8,3 11,4 8,5 (2,1) 84,4

Смертность населения в трудоспособном возрасте на 1000 человек населения 5,245 6,0 5,053 5,9 4,757 5,8 4,767 5,7 4,692 5,6 89,4 -0,553

Прирост населения города(%) -0,3 0,0 0,3 0,0 0,8 2,0 0,6 1,3 0,4 1,0 - 0,7

Величина миграционного прироста численности населения города (на 10 тыс. человек населения) -31,10 - 24,33 - 56,10 - 65,10 - 7,93 - - 39,03

Снижение доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в общем количестве преступлений (%) 1,00 1,1 0,90 1,02 0,71 0,94 0,75 0,86 Н.д. 0,78 - Н.д.

Соотношение величины среднедушевых расходов на приобретение платных услуг к общей величине среднедушевых доходов.

С 2010 по 2014 гг. в общих расходах по платным услугам наблюдается рост доли расходов населения на 22,3%, что на фоне роста среднедушевых доходов ВГО на 40,5 % и роста демографического показателя населения ВГО на 2,4 % свидетельствует о том что рост доли достигается не столько за счет показателей роста населения, сколько за счет увеличения стоимости услуг.

Соотношение величины среднедушевых расходов на приобретение платных услуг к общей величине среднедушевых доходов за период с 2010 по 2014 гг. увеличилось на 71,9%, что в абсолютных величинах составило 46800 рублей. Динамика показателя, стабильная в сторону увеличения, демонстрирует удорожание жизни населения, наиболее существенное изменение его в сторону роста наблюдалось в 2011 г., наиболее незначительные колебания по снижению в 2013 г. [12].

Графики, представленные на рис. 1-2, демонстрируют, что динамика роста целевого показателя является стабильной с изменяющейся структурой видового вложения по платным услугам.

В таблице 3 приведена оценка индексным методом статей расходов, влияющих на вложения населением ВГО с 20102014 гг., как следует из этой информации, происходит динамика

400000 300000

315927 ЗЗС727 М

1. д.

2010 2011 2012 2013 2014

1 Среднедушевые (исходы но приобретение плотных услуг 1руб.) [ Среднедушевые доходы населения руб.

397976

200000 100000

Рис. 1. Соотношение величин расходов на платные услуги и доходов (руб.)

[Источник: Составлено авторами] увеличения роста расходов, распределенная по видам услуг с учетом весомости влияния к 2014 году среди таких показателей как транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Наиболее существенные изменения, демонстрирующие снижение влияния в структуре общих показателей, можно отметить в отношении показателя расходов по платным услугам населения ВГО, в %:

- услуги связи — 3,9;

- прочие услуги — 1,8;

- санаторно-оздоровительные услуги — 0,4;

/V «/

2010

12011

2012

12013

Рис. 2. Структура состояния объема потребления платных услуг по Владивостокскому городскому округу за период 2010-2014 гг.

[Составлено авторами]

В период с 2010 по 2014 гг. наибольшие расходы наблюдались в транспортных услугах и составили 38151,18 руб. на одного жителя ВГО.

По показателю «Годовой чистый прирост стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов всех форм собственности натерритории города» прогнозировался темп роста в размере 110% в 2010 г., 174% в 2011 г., 110% в 2012 г. Фактические значения показателя за период 2012-2013 гг. показывают положительную динамику с опережением прогнозных значений (34% при прогнозируемом приросте 10%, 61% при прогнозируемом приросте 18% соответственно) [11].

Проанализируем удельный вес стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов всех форм собственности на территории города в стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов всех форм собственности на территории Приморского края. Показатель принимает различные значения в анализируемый период, наибольшего значения он достигает в 2010 г. (32,78%), наименьшего - в 2012 г. (16,12%). Инвестиции в основной капитал организаций города Владивостока в 2014 году составили 65993,9 млн руб. (87,0% к итогу 2013 года), в том числе крупных и средних предприятий — 52688,8 млн рублей. В составе источников инвестиций преобладают бюджетные средства — 62,1% [13].

По итогам анализа муниципальных программ, реализуемых во Владивостокском городском округе, можно сделать вывод, что большая часть программ оказывает прямое или опосредованное влияние на рассматриваемые индикаторы. В частности, на численность населения оказывают непосредственное воздействие такие программы, как муниципальная долгосрочная целевая программа «Строительство малобюджетного жилья для обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан города Владивостока, нуждающихся в улучшении жилищных условий» на 2010-2015 годы, долгосрочная целевая программа «Стимулирование жилищного строительства на территории Владивостокского городского округа» на 2012-2017 годы, долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке» на 2012-2015 годы и др. Часть программ оказывает косвенное влияние на величину данного показателя, например, долгосрочная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Владивостоке на 2011-2016 годы». Иная ситуация возникает в отношении показателей прироста стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов всех форм собственности на территории города и снижения доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними в общем количестве преступлений, однако количество программ, прямо или косвенно влияющих на эти показатели, значительно меньше. Косвенное воздействие на прирост стоимости основных фондов оказывают три программы — долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2013-2015 годы», долгосрочная целевая программа «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2009-2013 годы» и государственная программа Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» [12].

Общий анализ выполнения программ в период 2010-2014 гг. позволяет сделать вывод о том, что существует большое количество программ, влияющих на значения рассматриваемых индикаторов, по которым отсутствует или не полностью осуществляется финансирование. Высокий процент выполнения ряда других программ зачастую обусловлен тем, что изначально запланированные объемы финансирования подвергались корректировке в ходе исполнения бюджета. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программно-целевой метод, как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития Владивостока, в настоящий момент используется неэффективно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура годового чистого прироста стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов по Владивостокскому городскому округу и Приморскому краю за период 2010-2013 гг. представлена на рис. 3.

Доля населения со среднедушевыми доходами в семье ниже прожиточного минимума (%)

ОФ Приморск! край; 100

■ 2010 ■ 2011 ■ 2012 2013

Рис. 3. Структура годового чистого прироста стоимости основных фондов всех хозяйствующих субъектов по Владивостокскому городскому округу к Приморскому краю за период 2010-2013 гг. (%)

[Составлено авторами]

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению по Владивостокскому городскому округу ниже, чем по России (11,2% за 2014 г.) и значительно ниже, чем по Приморскому краю (14,7% за 2014 г.). Величина прожиточного минимума используется в качестве одного из критериев, характеризующих степень социального расслоения населения. 20

13 16

14 12 Ю

8 б Л 2 О

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению (план)

-Ф-

2010

2011

2012 2013

2014

Рис. 4. Доля населения со среднедушевыми доходами в семье ниже прожиточного минимума (%)

[Составлено авторами]

Основные факторы, влияющие на состояние целевого индикатора по Владивостокскому городскому округу за период 2010-2014 гг.:

- структурные изменения по возрасту в общей численности населения;

- рост численности пенсионеров;

- рост численности населения моложе трудоспособного;

- снижение численности трудоспособного населения;

- снижение темпов роста среднедушевого денежного дохода по сравнению с ростом стоимости потребительской корзины;

С 2010 по 2014 гг. наблюдается снижение смертности среди общего населения на 1000 населения на 9,9%, что на фоне роста демографического показателя населения ВГО на 2,4% свидетельствует о том, что снижение достигается показателями роста населения и другими факторами. Динамика снижения показателя является стабильной на фоне роста населения ВГО и снижения смертности. В период с 2010 по 2014 гг. наибольшее количество смертей наблюдалось в абсолютном показателе по причине

1 90

болезней кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм, онкологических заболеваний. Динамика численности населения г. Владивостока с 2010 по 2014 гг. показана на рис. 5.

2011 2012 2013

I Общее мзсслснис Вледиоосюка (Iыс.чел)

Рис. 5. Численность населения Владивостока с 2010 по 2014 гг. (%)

[Составлено авторами]

Наблюдается колебание значения показателя сначала в сторону снижения на 0,3% в 2010 г. относительно 2009 г., затем аналогичного увеличения в 2011 г при практически неизменных плановых значениях показателя. В период 2012-2014 гг. фактически достигнутые значения показателя ниже, чем прогнозные (0,8% при запланированном значении 2,0%, 0,6% при запланированном 1,3%. 0,4% при запланированном 1,0% соответственно). Вместе с тем, и плановые и прогнозные значения показателя при сохранении тенденции не обеспечивают достижение к 2020 г согласно Стратегии роста численности населения в 1,8 раза.

Изменение численности населения за рассматриваемый период времени определяется двумя основными параметрами: естественным движением населения, в свою очередь, зависящим от показателей рождаемости и смертности, и величиной миграционного прироста, формирующегося как разность между числом прибывших на территорию региона и числом выбывших с территории региона. В период 2010-2012 гг. смертность превышает рождаемость, в результате чего имеет место естественная убыль населения.

Тем не менее, далее наблюдается положительная динамика показателя, в результате чего в период 2013-2014 гг. имеет место превышение рождаемости над смертностью и возникает естественный прирост населения. Общая положительная динамика численности населения в первую очередь определяется миграционным приростом, который достиг наибольшего значения в 2011 г. и составил 7297 чел. Только в 2010 г. этот показатель имел отрицательное значение — 1785 чел., в остальные периоды он был положительным. Гистограмма динамики соотношения числа прибывших и выбывших человек ВГО за период с 2011-2014 гг. представлена на рис. 6.

Таким образом, общее увеличение численности населения достигается главным образом за счет существенного превышения числа прибывших на территорию региона над числом выбывших с нее, однако существующие темпы прироста численности населения однозначно не обеспечат его увеличение в 1,8 раза, как это предполагается в рамках стратегии Владивостока.

В 2010 г. наблюдалось отрицательное сальдо миграции в г Владивостоке. С 2010 по 2014 гг. динамика показателя составила 39,03 тыс. чел. на 10 тысяч населения. Резкий миграционный прирост численности населения произошел в 2012 году по сравнению с предыдущим годом, а в 2014 году, наоборот, наблюдается резкое снижение величины миграционного прироста численности населения г. Владивостока по сравнению с 2013 годом.

Данные межрегиональной и внешней по отношению к региону миграции свидетельствуют об оттоке населения из г Владивостока нарастающими темпами.

Анализ данных по возрасту мигрантов показал, что в 2014 году наибольшее количество мигрантов, прибывших в г. Владивосток, было в возрасте от 25 до 29 лет (867 чел. в год) и в возрасте 15-19 лет (815 чел. в год). Далее идут мигранты в возрасте 20-24 лет (576 чел. в год) и 30-34 лет (572 чел. в год). Эти данные свидетельствуют, что в город прибывает экономически активное население трудоспособного возраста.

УТЛ

■ Число прибысших, чел. ■ Число еыбысших, чел

Рис. 6. Гистограмма динамики соотношения числа прибывших и выбывших человек ВГО за период с 20112014 гг. (чел.)

[Составлено авторами]

По показателю «Снижение доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в общем количестве преступлений» наблюдается превышение фактических значений показателя над плановыми в 2010-2011 гг. (0,17% и 0,11% при запланированном значении в 0,08%). В 2012 г. показатель доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними, увеличился на 0,19%, что свидетельствует о негативной динамике показателя в этот период. В 2013 году достигнута положительная динамика, не обеспечивающая, тем не менее, достижение запланированного значения (0,04%, при плановом 0,08%) [14].

Владивосток имеет лидирующие экономические позиции среди городов Приморского края с численностью населения свыше 100 тыс. человек. Объёмы промышленного производства города формируются преимущественно за счёт обрабатывающих производств (75,7%), в структуре которых преобладают производство транспортных средств и оборудования (72,9 %) и производство пищевых продуктов, включая напитки (20,0%). Оборот крупных и средних организаций сформирован преимущественно за счёт оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий (44,6%), транспорта и связи (17,2%), обрабатывающих производств (16,2%), производства и распределения электроэнергии. По объёмам инвестиций в основной капитал Владивосток находится на втором месте среди городов-центров субъектов ДФО, уступая Хабаровску. Основным источником инвестиций выступают бюджетные средства, преимущественно — из федерального бюджета, при этом бюджет города является дефицитным, доходы формируются преимущественно за счёт налогов (51,2%) [15].

В 2014 г. существенно сократились объёмы городского промышленного производства при слабо выраженном росте показателя в среднем по РФ к уровню 2013 г. Отмечено устойчивое снижение темпов роста реальной заработной платы в городе за последние три года.

Выполненное исследование в рамках оценки эффективности органов власти и местного самоуправления, определяет ключевые социально-экономические проблемы, препятствующие развитию города Владивостока: высокая степень износа основных фондов коммунальных предприятий и инженерной инфраструктуры; недостаток финансовых средств (бюджетных и внебюджетных); демографическая ситуация (снижение численности населения: уровень смертности превышает уровень рождаемости); недостаточность квалифицированных кадров для реализации отдельных направлений развития города.

Заключение

Таким образом, в результате исследования, выполненного с привлечением методов горизонтального и вертикального анализа, сравнения, индексного метода в рамках аналитического подхода были получены следующие результаты. С помощью метода сравнительного анализа на основе статистических и отчетных данных проведен анализ ВГО в сопоставлении со среднероссийским уровнем. К преимущественным направлениям экономики Владивостока относится:

- обрабатывающая промышленность;

1 9 1

- оптовая и розничная торговля;

- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

- малое и среднее предпринимательство. Положительная динамика зафиксирована по показателям

оборота организаций, уровню жизни населения

В качестве одной из наиболее значимых проблем экономики региона может рассматриваться существенное ухудшение финансового результата организаций города вследствие резко возросшей доли убыточных организаций, а также демографическая и жилищная политика, сельское хозяйство.

В 2014 г. и в первые месяцы 2015 г. к факторам, оказывающим непосредственное системное воздействие на социально-экономическое положение страны и ее регионов, относятся внешние экономические и политические факторы и меры внутренней экономической политики. Вследствие данного прямого и косвенного влияния происходит ускорение темпов роста цен в конце 2014 — начале 2015 гг. на все основные подгруппы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину.

В качестве возможных способов решения проблем и повышения эффективности регионального управления предлагается формирование эффективной системы привлечения корпоративных инвестиций из стран АТР. На социально-экономическое развитие Владивостока будут влиять не только инвестиции, непосредственно размещаемые в черте ВГО, но и инвестиционные проекты на территории всей Владивостокской агломерации. Данные элементы позволят сформировать комплекс инструментов, позволяющих повысить эффективность управляющих воздействий. Ярким примером является поступление прямых иностранных инвестиции в объеме 1153,4 млн долл. из Японии в один из крупнейших совместных проектов с японскими инвесторами — строительство завода по сжижению природного газа «Владивосток СПГ», обеспечению благоприятного инвестиционного климата [13]. Можно констатировать, что наиболее существенными внешними факторами, оказывающими влияние на развитие ВГО, является реализация крупных инвестиционных проектов, таких как:

формирование транспортно-логистического центра, возрождение центров современного судостроения;

создание «Свободного порта Владивосток» (Владивосток — транспортный узел, определяющий состояние экономики);

развитие особой экономической зоны промышленно-про-изводственного типа на территории г. Владивостока на базе завода Соллерс (общая стоимость 15,5 млрд рублей).

создание высокотехнологичного Центра ядерной медицины на территории Дальневосточного Федерального университета» (инвесторы — Госкорпорация «Росатом», АО «Русатом оверсиз», ООО «Объединенная Инновационная Корпорация», ООО «Объединенная Инновационная Корпорация», объем инвестиций — 1,26 млрд рублей).

Кроме того, Владивосток лидирует среди городов ДФО по количеству малых (в том числе, микропредприятий) и средних предприятий, а также по сальдированному финансовому результату малых и микропредприятий. Поддержка хозяйствующих субъектов, ориентированных на производство продукции с экспортным потенциалом, с нашей точки зрения, обеспечит результативность регионального менеджмента и окажет непосредственное влияние на повышение роли Владивостока как центра международного сотрудничества России в АТР. Льготный налоговый и таможенный режимы, снижение административных барьеров для создания конкурентного инвестиционного климата и роста деловой активности представляются эффективными инструментами в настоящее время.

Экономическое и территориальное развитие Владивостока необходимо рассматривать во взаимодействии с соответствующими близлежащими муниципальными образованиями, что требует развития межмуниципального сотрудничества, согласования интересов территорий, а также учета тенденций их развития [16].

С целью развития города Владивостока по стратегическому направлению «развивающаяся эффективная экономика» целесообразно создание во Владивостоке и на прилегающей территории современного центра туризма. Конкурентные преимущества острова Русский — выгодное географическое положение, наличие свободных земельных участков, пригодных для освоения, экологически чистые морские акватории, делают Русский удобным местом для размещения объектов рекреационного назначения. Позиционирование города как конкурентоспособного центра туризма в АТР определяется имеющимся рекреационным потенциалом, своеобразием и уникальностью города.

Литература

1. Исакин М.А. Построение интегральных индикаторов качества жизни населения регионов // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 1. - С. 92-109.

2. Мацкевич Т.Н. Проблемы социально-экономического развития региона: монография. — Ставрополь: Аргус, 2004. — 120 с.

3. Педанов Б.Б. Разработка инструментария оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: автореф. дисс. ... к.э.н. — Краснодар, 2006. — 24 с.

4. Самарина В.П. Особенности оценки неравномерности социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 1(25).

5. Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. — 2006. — № 3(207).

6. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. — М., 2002.

7. Кузнецова Н.В., Перун М.А. Рейтинговая оценка регионов России с позиции концепции устойчивого развития экономики // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 6.

8. Меламед И.И. Стратегия развития Дальнего Востока России. Монография. — М.: «Современная экономика и право», 2008.

9. Федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/ munst/munst05/DBInet.cgi.

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс] Режим доступа: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/db/.

11. Сайт администрации Приморского края [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.primorsky.ru/.

12. Экономический мониторинг г. Владивостока за 2013, 2014 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.vlc.ru/city/social_ economic_development/ [Дата обращения: 02.06.2015].

13. Сайт администрации города Владивостока [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vlc.ru/city/social_economic_ development/http://www.vlc.ru/budget/.

14. Сайт думы Владивостока [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dumavlad.ru/about/statisticheskaya-informatsiya.

15. Сайт Медиахолдинга PrimaMedia [Электронный ресурс] Режим доступа: http://primamedia.ru/news/economics/19.02.201 4/337439/ob-em-inostrannih-investitsiy-v-ekonomiku-primorya-uvelichilsya-v-chetire-raza.htmlhttp://primamedia.ru/news/economics/ 19.02.2014/337439/ob-em-inostrannih-investitsiy-v-ekonomiku-primorya-uvelichilsya-v-chetire-raza.html.

16. Отчет о научно-исследовательской работе «Актуализация Стратегии и стратегического плана развития Владивостокского городского округа до 2020 года с продлением срока действия до 2030». Владивосток. 2015 г. ВГУЭС [для внутреннего пользования].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.