Известия ТРТУ
Тематический выпуск
РАЗДЕЛ II.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Боровская М. А.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В ходе преобразований, происходящих в нашей стране на этапе формирования рыночных отношений и возникновения относительно новой для нашей страны муниципальной формы собственности, все бремя решения социально-экономических проблем легло на плечи конкретных регионов и внутритерриториальных образований.
В докладе предпринята попытка исследования и выбора возможного варианта решения территориальных проблем с целью формирования социально-экономической инфраструктуры конкретных регионов.
Определяя методологический подход в решении социально-экономических проблем территорий, прежде всего следует отметить, что именно желание совершенствовать, поддерживать и развивать социально-экономическую сферу регионов явилось побудительным мотивом в формировании цели исследования региональных проблем.
В ходе исследования выдвинута, разработана и обоснована экономическая категория муниципальный ареал, которая характеризует территорию как относительно самостоятельную хозяйственную категорию, складывающуюся из территориально-географических, производственных, социально-экономических, экологических подсистем народно-хозяйственной целостности с присущими ей экономическими отношениями и интересами, занимающие определенное место в системе общественного воспроизводства и управленческо-нормативных разграничений предметов ведения.
Такая совокупность элементов формирует территориальный ареал как субъект, требующий научного изучения, обобщения и разработки стратегии развития.
Следует отметить, что такое органическое единство города и близлежащих сельскохозяйственных районов уже нашло свое отражение в экономической науке других стран. В Великобритании эта категория получила название "город-сад".
В США это так называемый метрополитенский округ — то есть город с населением свыше 50 тыс. чел. и близлежащих районов, урбанизированных, то есть тяготеющих к данному городу.
Это своего рода субрегион. По масштабу он представляет собой собственно город и комплексно связанную с ним хозяйственными и жизненными интересами прилегающую территорию.
Средний город с прилегающей хозяйственной территорией может тиражировать ареальный тип жизнедеятельности, администрирования, финансирования, производства.
Раздел II. Проблемы социально-экономического развития
муниципальных образований
Это вновь нарождающийся субъект.
Муниципальный ареал может быть представлен как замкнутый воспроизводственный цикл в социальной сфере и как часть целостной воспроизводственной структуры в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, то есть региона и страны в целом.
Экономическая сущность муниципального ареала строится на возникновении и закреплении за субрегиональными образованиями муниципальной собственности входящих в ареал субъектов, по характеристике и описанию это сравнительно новая экономическая категория для нашей страны.
Особенности муниципальной собственности состоят в том, что она является экономической базой, на которой формируется местное самоуправление и определяются экономические отношения по поводу пользования, владения и распоряжения землей, природными ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, находящемся в собственности муниципального ареала.
Подробный анализ отраслей социальной сферы с расчетом нормативных потребностей в социально-экономической инфраструктуре позволяет определить возможности развития Таганрогского ареала.
В докладе рассматривается концепция развития муниципального ареала, основные положения которой определены и будут разрабатываться в дальнейшей работе по развитию социально-экономической инфраструктуры.
В дальнейшем ходе исследования предполагается формирование модели развития муниципального ареала и определение функций Регионального совета и полномочий этого органа управления ареалом с определением доходной части, формирующей бюджет.
Все это позволит создать Таганрогский ареал на принципах самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, то есть структуру, способную к самостоятельному развитию.
Андреев А. А.
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В развитых странах самоуправление всегда входит как составная часть в общую систему управления и соответствует Европейской Хартии местного самоуправления. Россия присоединилась к ней в текущем году.
Конституция РФ (1993 год) и другие правовые акты говорят о самоуправлении, не определяя их юридической сути. Например, атмосферный воздух, животный, растительный мир, протекающие воды и т. д. фактически являются местными объектами, но в то же время регулируются федеральными законами, т. е. признаются объектами государственного права.
Показательным примером продуктивного раздела полномочий является законодательное отношение памятников истории и культуры на федеральные, областные (региональные) и местные. В 1996 году постановлением правительства был положен прецедент разграничения в вопросе ведения между государственной властью и местным самоуправлением путем законодательного отношения большинства памятников истории и культуры к местному значению и ведению. Тем самым эти группы объектов были переданы под юрисдикцию муниципальной власти, т. е. ее полное усмотрение. А это значит, что государство не финансирует, не