Научная статья на тему 'Социально-экономическое исследование муниципальных образований'

Социально-экономическое исследование муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
755
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое исследование муниципальных образований»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

РАЗДЕЛ II.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Боровская М. А.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В ходе преобразований, происходящих в нашей стране на этапе формирования рыночных отношений и возникновения относительно новой для нашей страны муниципальной формы собственности, все бремя решения социально-экономических проблем легло на плечи конкретных регионов и внутритерриториальных образований.

В докладе предпринята попытка исследования и выбора возможного варианта решения территориальных проблем с целью формирования социально-экономической инфраструктуры конкретных регионов.

Определяя методологический подход в решении социально-экономических проблем территорий, прежде всего следует отметить, что именно желание совершенствовать, поддерживать и развивать социально-экономическую сферу регионов явилось побудительным мотивом в формировании цели исследования региональных проблем.

В ходе исследования выдвинута, разработана и обоснована экономическая категория муниципальный ареал, которая характеризует территорию как относительно самостоятельную хозяйственную категорию, складывающуюся из территориально-географических, производственных, социально-экономических, экологических подсистем народно-хозяйственной целостности с присущими ей экономическими отношениями и интересами, занимающие определенное место в системе общественного воспроизводства и управленческо-нормативных разграничений предметов ведения.

Такая совокупность элементов формирует территориальный ареал как субъект, требующий научного изучения, обобщения и разработки стратегии развития.

Следует отметить, что такое органическое единство города и близлежащих сельскохозяйственных районов уже нашло свое отражение в экономической науке других стран. В Великобритании эта категория получила название “город-сад”.

В США это так называемый метрополитенский округ — то есть город с населением свыше 50 тыс. чел. и близлежащих районов, урбанизированных, то есть тяготеющих к данному городу.

Это своего рода субрегион. По масштабу он представляет собой собственно город и комплексно связанную с ним хозяйственными и жизненными интересами прилегающую территорию.

Средний город с прилегающей хозяйственной территорией может тиражировать ареальный тип жизнедеятельности, администрирования, финансирования, производства.

Раздел II. Проблемы социально-экономического развития

муниципальных образований

Это вновь нарождающийся субъект.

Муниципальный ареал может быть представлен как замкнутый воспроизводственный цикл в социальной сфере и как часть целостной воспроизводственной структуры в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, то есть региона и страны в целом.

Экономическая сущность муниципального ареала строится на возникновении и закреплении за субрегиональными образованиями муниципальной собственности входящих в ареал субъектов, по характеристике и описанию это сравнительно новая экономическая категория для нашей страны.

Особенности муниципальной собственности состоят в том, что она является экономической базой, на которой формируется местное самоуправление и определяются экономические отношения по поводу пользования, владения и распоряжения землей, природными ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, находящемся в собственности муниципального ареала.

Подробный анализ отраслей социальной сферы с расчетом нормативных потребностей в социально-экономической инфраструктуре позволяет определить возможности развития Таганрогского ареала.

В докладе рассматривается концепция развития муниципального ареала, основные положения которой определены и будут разрабатываться в дальнейшей работе по развитию социально-экономической инфраструктуры.

В дальнейшем ходе исследования предполагается формирование модели развития муниципального ареала и определение функций Регионального совета и полномочий этого органа управления ареалом с определением доходной части, формирующей бюджет.

Все это позволит создать Таганрогский ареал на принципах самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, то есть структуру, способную к самостоятельному развитию.

Андреев А. А.

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В развитых странах самоуправление всегда входит как составная часть в общую систему управления и соответствует Европейской Хартии местного самоуправления. Россия присоединилась к ней в текущем году.

Конституция РФ (1993 год) и другие правовые акты говорят о самоуправлении, не определяя их юридической сути. Например, атмосферный воздух, животный, растительный мир, протекающие воды и т. д. фактически являются местными объектами, но в то же время регулируются федеральными законами, т. е. признаются объектами государственного права.

Показательным примером продуктивного раздела полномочий является законодательное отношение памятников истории и культуры на федеральные, областные (региональные) и местные. В 1996 году постановлением правительства был положен прецедент разграничения в вопросе ведения между государственной властью и местным самоуправлением путем законодательного отношения большинства памятников истории и культуры к местному значению и ведению. Тем самым эти группы объектов были переданы под юрисдикцию муниципальной власти, т. е. ее полное усмотрение. А это значит, что государство не финансирует, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.