Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы территорий в фокусе внимания вологодских ученых'

Социально-экономические проблемы территорий в фокусе внимания вологодских ученых Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
408
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ / PROBLEMS OF TERRITORIES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / SCIENTIFIC SUPPORT / DEVELOPMENT OF TERRITORIES / METHODS AND TOOLS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ускова Тамара Витальевна

Процесс рыночной трансформации российской экономики в конце XX века сопровождался повышением самостоятельности территорий, становлением института местного самоуправления. В результате разграничения полномочий и предметов ведения на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению таких стратегически важных и социально значимых функций государства, как организация предоставления дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, физического воспитания, осуществление социальной политики, организация жилищно-коммунального обслуживания населения. Однако в нашей стране местное самоуправление находится в процессе своего становления, и лишь немногие муниципалитеты в состоянии самостоятельно выполнять все возложенные на них функции ввиду ограниченности бюджетных ресурсов. Поэтому имеет место множество проблем социально-экономического развития территорий, требующих разрешения, в том числе научно-методического обеспечения. В данной статье показаны основные этапы становления и развития в Институте социально-экономического развития территорий РАН научных задач по проблемам социально-экономического развития территорий. Подчеркивается, что тематика исследований в определяющей степени зависела от потребностей органов местного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Economic Issues of Territories in the Focus of Attention of Researchers in Vologda

Market transformation in Russia’s economy at the end of the 20th century was accompanied by the increase in the autonomy of its territories, and the establishment of the institute of local government. As a result of the separation of powers and responsibilities the local government has become responsible for strategically important and socially significant functions of the state such as preschool, primary, basic and secondary (complete) general education, physical education, social policy, organization of provision of housing and utilities services to the population. However, local government in Russia is in the process of formation, and only few municipalities are able to perform all their functions due to limited budgetary resources. Therefore there are a lot of problems in the socio-economic development of territories that need solving and that require scientific and methodological support as well. The paper describes the main stages of formation and development of scientific objectives with regard to the issues of socio-economic development of territories at the Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS. The author emphasizes that the scope of the research depends to a large extent on the needs of the local government.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы территорий в фокусе внимания вологодских ученых»

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

DOI: 10.15838^/2015.4.40.2 УДК 332.1(470.12), ББК 65.04(2Рос-4Вол)

© Ускова Т.В.

Социально-экономические проблемы территорий в фокусе внимания вологодских ученых

Аннотация. Процесс рыночной трансформации российской экономики в конце XX века сопровождался повышением самостоятельности территорий, становлением института местного самоуправления. В результате разграничения полномочий и предметов ведения на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению таких стратегически важных и социально значимых функций государства, как организация предоставления дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, физического воспитания, осуществление социальной политики, организация жилищно-коммунального обслуживания населения. Однако в нашей стране местное самоуправление находится в процессе своего становления, и лишь немногие муниципалитеты в состоянии самостоятельно выполнять все возложенные на них функции ввиду ограниченности бюджетных ресурсов. Поэтому имеет место множество проблем социально-экономического развития территорий, требующих разрешения, в том числе научно-методического обеспечения. В данной статье показаны основные этапы становления и развития в Институте социально-экономического развития территорий РАН научных задач по проблемам социально-экономического развития территорий. Подчеркивается, что тематика исследований в определяющей степени зависела от потребностей органов местного управления.

Ключевые слова: проблемы территорий, социально-экономическое развитие, научное обеспечение, развитие территорий, методы и инструментарий управления.

В декабре 1990 г. на Вологодской земле появилось академическое учреждение — Вологодский научно-координационный центр, ныне — Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Его становление проходило в период трансформации планово-распорядительного устройства российской экономики в рыночную. Специфическими особенностями этого этапа социально-экономического развития страны стали переход большей части государственной собственности в частные руки в ходе приватизации, возрастание роли малого бизнеса, формирование основ финансово-кредитной и банковской систем, институциональной, политической структур и др. Однако, наряду с положительными чертами того периода, реформирование сопровождалось значительными кризисными явлениями, в числе которых: глубокое расстройство механизмов воспроизводства; усиление дифференциации территорий; отсутствие собственной институциональной инфраструктуры для расширенного воспроизводства. С включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Одновременно с этим федеральными правительственными структурами провозглашалась экономическая самостоятельность регионов России, происходило становление института местного самоуправления. На места перекладывалась вся полнота ответственности за социально-экономическое развитие подведомственных территорий.

Но проводившаяся правительством социально-экономическая политика базиро-

валась на заимствовании «чужих рецептов» [3], не учитывала специфику развития страны в предыдущие десятилетия. Результатом такой политики стал ряд негативных тенденций как в экономике, так и социальной сфере новой России. Эти проблемы были характерны и для Вологодской области, переживавшей, как и другие регионы, весьма непростые времена.

Негативная динамика большинства социально-экономических показателей была следствием выбранной либеральной модели реформирования экономики, основным инструментом которой является ограничение роли государства как активного субъекта экономического влияния и ограничение его функций контролем за динамикой показателей денежной массы [3]. На самом высоком уровне власти провозглашалась идея необходимости отказа государства от целенаправленного регулирования социально-экономических процессов.

Вместе с тем функционирование национальной экономики в рыночных условиях, интеграция ее в мировое хозяйство требовали новых, научно обоснованных форм и методов управления социально-экономическими процессами. На научно-методическое обеспечение этих задач и была направлена деятельность отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах — ведущего научного подразделения Вологодского научно-координационного центра.

В настоящее время разработка научно-методических основ развития региональной экономики в условиях динамичной внешней и внутренней среды, методов и инструментария управления развитием территорий является приоритетным направлением экономических исследова-

ний, проводимых в ИСЭРТ РАН. В числе научных задач отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах — совершенствование теоретико-методологических основ и методического инструментария управления регионом, муниципальными образованиями (городами, районами, поселениями), хозяйствующими субъектами; вопросы организации регулярного социально-экономического мониторинга; научное обоснование факторов и методов управления устойчивым развитием территориальных систем; модернизация управления в регионе на новом этапе реформирования местного самоуправления и др.

Каковы же основные вехи становления и развития в ИСЭРТ РАН научных исследований по проблемам управления развитием территорий?

На наш взгляд, условно можно выделить три этапа.

Первый этап охватывает период 1991— 2000 гг. Основной научной задачей академического учреждения в то время являлась разработка методических рекомендаций и инструментария адаптации систем управления на региональном и местном уровнях власти к рыночным условиям хозяйствования.

В эти годы началось освоение сотрудниками Института теории и методологии управления социально-экономическими процессами, апробация имевшегося методического инструментария на материалах Вологодской области, формировалась исследовательская база, происходило становление тематики исследований. Руководствуясь рекомендациями, изложенными в трудах таких ведущих отечественных ученых-экономистов, как

Л.И. Абалкин, А.Г. Гранберг, А.Е. Когут, Д.С. Львов, А.И. Татаркин, В.Н. Лаженцев и др. [4, 8, 9, 14], уже в начале 1990-х годов сотрудники Института под научным руководством д.э.н. В.А. Ильина разработали концепции социально-экономического развития Вологодской области и ряда районов. Следует признать неоспоримую помощь в этом представителей властных структур разного уровня. Это прежде всего специалисты Правительства Вологодской области, администраций г. Вологды, Вологодского, Череповецкого, Сокольского, Грязовецкого муниципальных районов. Именно здесь апробировались рекомендации, предложения и выводы, полученные в Институте.

Плодотворное сотрудничество по поиску путей развития города было установлено с Администрацией г. Вологды. С целью комплексной оценки удовлетворенности жителей города условиями проживания и деятельностью органов местного самоуправления, разработки рекомендаций по совершенствованию социально-экономической политики города в этот период был организован мониторинг условий проживания в городе Вологде.

С 1994 г. данный мониторинг проводится ежегодно. В опросе участвуют 800 жителей города. Распределение респондентов по полу и возрасту соответствует генеральной совокупности населения. Для учета особенностей условий проживания на территории города опрос проводится по районам, четыре из которых соответствуют территориям избирательных округов: Восточный, Западный, Центр, Заречный. Кроме того в составе районов выделены наиболее удаленные от центра города — окраинные: Лоста, Лукьяново, Прилуки, пос. Молочное.

В Институте создана уникальная база данных, позволяющая анализировать социально-экономические процессы и изменение настроения жителей города в разные периоды экономического развития. В 2012 г. получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных.

В рамках проводившихся в эти годы научных исследований вологодскими учеными была доказана необходимость управления социально-экономическим развитием территорий на основе стратегии; высказан ряд предложений по организации планирования социально-экономического развития г. Вологды с учетом опыта городов Европы и нарастания конкуренции между муниципальными образованиями за привлечение инвестиций; разработаны методические рекомендации по корректировке проводимой социально-экономической политики; предложено организовать на регулярной основе мониторинг социально-экономического развития и сформировать систему стимулирования муниципальных служащих. В конце 1990-х годов научные сотрудники Института представили видение перспектив социально-экономического развития города Вологды на долгосрочный период. Наработки ученых легли в основу принятой Концепции социально-экономического развития города Вологды до 2010 года.

Основные научные результаты того периода нашли отражение в ряде публикаций, в том числе в таких монографиях, как: «Вологодская область: движение к рынку» (В.А. Ильин, А.А. Пашко, М.Ф. Сычев; под ред. П.А. Усачева); «Условия проживания населения: оценка и проблемы управления» (В.А. Ильин, Е.М. Жирнов, А.С. Якуни-чев); «Стратегия управления муниципальными образованиями» (коллектив авторов под рук. В.А. Ильина, А.С. Якуничева).

Следующий этап развития исследований по проблемам управления социально-экономическими процессами территорий (2000—2010 гг.) совпал с периодом реформирования института местного самоуправления, перехода его к двухуровневой модели, расширением полномочий и ответственности органов местного самоуправления. Экономики территорий демонстрировали устойчивый рост вплоть до финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. Вологодские ученые активно включились в процесс развития теоретико-методологических основ управления территориальным развитием. В эти годы создаются авторские методики и методический инструментарий управления, апробация которых происходит на территориях Северо-Западного федерального округа. Этому способствовал не только накопленный опыт, но и существенное расширение и укрепление научных связей ИСЭРТ РАН с ведущими экономическими институтами РАН (Институт проблем региональной экономики РАН, Институт экономики УрО РАН, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера УО РАН, Институт экономики КарНЦ РАН, Центральный экономико-математический институт РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН и др.), развитие дружеских контактов с отечественными учеными. Именно это позволило расширить спектр исследований по проблемам развития территорий и повысить качество и результативность научно-исследовательских проектов, а в конечном итоге сформировать научную школу «Теория и методологии управления устойчивым социально-экономическим развитием региональных систем».

В связи с важностью задач, решаемых органами местного самоуправления, сотрудники Института осуществляют ежегодный мониторинг социально-экономического развития муниципальных районов, а с 2006 г. — мониторинг реформирования местного самоуправления. Его цель — оценка результатов реформирования местного самоуправления; выявление проблем и разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования органов региональной и муниципальной власти. Мониторинг проводится на основе анкетного опроса глав всех муниципальных образований Вологодской области (городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов). Сформированная база данных дает возможность выявлять изменения в становлении этого института власти в Российской Федерации и основные проблемы, причины и тенденции в его развитии. В 2014 г. получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных.

В поле зрения вологодских ученых были также проблемы формирования и оптимизации структуры управления в районных и поселенческих органах местного самоуправления, совершенствования взаимодействия органов власти разного уровня (регион — район — поселение) в свете требований закона «Об общих принципах организации Российской Федерации» (ФЗ № 131); повышения эффективности управления бюджетно-финансовыми ресурсами муниципалитетов и развития частно-муниципального партнерства.

Помимо вопросов совершенствования института местного самоуправления научно-исследовательские работы того периода были направлены на решение проблем управления устойчивым развитием

территорий, повышения их конкурентоспособности; на формирование региональных производственных кластеров.

Основными научными результатами исследований сотрудников отдела в то время стали:

— развитие теории и методологии управления устойчивым социально-экономическим развитием территорий;

— научное обоснование необходимости формирования системы непрерывного планирования, органично сочетающей элементы тактического (среднесрочного) и оперативного планирования, способной выступить в качестве механизма реализации стратегии;

— создание методического инструментария формирования многоуровневой системы индикативного планирования социально-экономического развития территории и оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования;

— разработка таких методик, как формирование и реализация плана и системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований; оценка конкурентоспособности и устойчивости развития регионов; оценка устойчивости социально-экономических систем;

— обоснование алгоритма создания производственных кластеров; схемы организации местного самоуправления, модели и механизмов совершенствования деятельности органов местного самоуправления; концептуальных подходов и основных направлений оптимизации организационной структуры управления в районных и поселенческих органах местного самоуправления; форм взаимодействия региональных, районных и поселенческих органов власти, а также государственно-частного партнерства и др.

Вместе с тем весьма продуктивно развивалось сотрудничество с администрациями Вологодского и Грязовецкого районов. Результаты научных изысканий, предложения и рекомендации научных сотрудников апробировались на материалах этих муниципалитетов и неоднократно обсуждались на совместных семинарах (фото).

Их использование позволяло районному звену данных территорий сформировать систему управления, обеспечивающую решение многих социально-экономических проблем и высокие позиции в рейтинге муниципальных районов Вологодской области.

Результаты проведенных исследований представлены в таких монографиях, как: «Мониторинг развития муниципальных образований» (Т.В. Ускова, А.Н. Зуев, А.А. Смирнов; под науч. рук. В.А. Ильина);

«Индикативное планирование развития муниципальных образований» (Т.В. Ускова); «Местное самоуправление в сельском районе: тенденции, проблемы, перспективы» (коллектив авторов: В.А. Ильин, В.И. Чирков, Т.В. Ускова, К.А. Гулин, Д.П. Жаравин, И.Н. Дементьева); «Местное самоуправление в региональном развитии» (Д.Е. Амелин); «Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования» (Д.П. Жаравин, Н.А. Пахолков); «Механизм инвестиционного взаимодействия бизнес-структур и местного самоуправления» (Э.О. Орлова, П.М. Советов); «Экономика сельского района: состояние и перспективы» (В.А. Ильин, А.В. Гордеев, Т.В. Ускова, М.Ф. Сычев, К.А. Гулин); «Управление устойчивым развитием региона» (Т.В. Ускова) и др. (фото).

Начало третьего этапа исследований проблем управления развитием территорий совпадает с послекризисным периодом 2008—2009 гг. Для этого периода характерны существенное замедление темпов роста экономики, недостаток финансовых ресурсов федерального и региональных бюджетов для решения стоявших перед ними задач. В этих условиях ответственность не только за обеспечение жизнедеятельности населения, оказания общественных услуг, но и за формирование локальных факторов укрепления региональной и национальной экономик все больше возлагается на органы местного самоуправления [5, 6, 10]. Роль института местного самоуправления в обеспечении устойчивого развития территорий значительно усилилась. Потенциал территорий рассматривается в качестве одного из главных резервов экономического роста и конкурентоспособности региона. Развитие потенциала и его более эффективное использование стали одной из основных задач региональных органов власти и местного самоуправления. Исходя из этих условий и определялись задачи научных исследований отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах.

В числе первоочередных научных задач отдела на период 2010—2015 годов — исследование потенциала муниципальных образований в обеспечении устойчивого развития региона, поиск методов решения социально-экономических проблем локальных территорий, повышение эффективности государственного и муниципального управления, совершенствование региональной социально-экономической политики.

Выполненные в эти годы научно-исследовательские работы, показавшие низкую эффективность управления на всех

уровнях власти, позволили определить основные направления повышения эффективности управления развитием территорий, в том числе на основе совершенствования региональной социально-экономической политики [10]. В перечне предложений на муниципальном уровне: организация территориального общественного самоуправления (ТОС) и применение механизма самообложения граждан как формы повышения эффективности их участия в местном самоуправлении; внедрение механизмов муниципально-частного партнерства; формирование эффективного механизма районно-поселенческого взаимодействия.

На региональном уровне политику в отношении муниципальных образований следует сконцентрировать прежде всего на согласовании действий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, создании максимально благоприятных условий для развития экономики и социальной сферы муниципалитетов с целью привлечения на локальные территории частных инвестиций.

В числе приоритетов региональной политики федерального центра необходимо рассматривать преодоление чрезмерной социально-экономической дифференциации территорий, повышение сбалансированности пространственного развития национальной экономики путем выявления и раскрытия достоинств и преимуществ каждого региона и локальной территории, формирования и содействия укреплению новых агломераций динамичного экономического роста. Региональная политика должна быть направлена:

— на развитие агломераций, поддержку конкурентоспособных территорий, которые могут обеспечить более быстрый рост экономики всей страны;

— создание системы воспроизводства основных параметров конкурентных преимуществ территорий;

— формирование среды, стимулирующей и поддерживающей инновации и развитие;

— формирование внутренних источников развития территории;

— развитие социальной и инженерной инфраструктуры территорий, обеспечивающей равный доступ населения к общественно значимым услугам;

— содействие росту мобильности населения;

— налаживание системы взаимодействия власть — бизнес — население при решении территориальных проблем [2, 13].

В поле зрения сотрудников ИСЭРТ РАН в этот период была проблема внедрения в практику управления такого инструмента региональной политики по решению социально-экономических вопросов локальных территорий, как государственно-частное (муниципально-частное) партнерство. В ходе исследования существенное продвижение получила научная концепция управления экономикой территории, основанная на развитии партнерского взаимодействия власти и бизнес-структур в жилищно-коммунальном хозяйстве — весьма значимой и финансово-затратной для обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований сфере [11].

Усилия вологодских ученых были направлены и на поиск путей повышения эффективности использования финансово-экономического и рекреационно-туристского потенциалов, имеющих принципиально важное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий. В целях развития туристского потенциала территорий и более эффективного его использования

научными сотрудниками ИСЭРТ РАН проведены исследования механизмов привлечения инвестиций, проблем развития туристской инфраструктуры, вопросов использования трудового потенциала в этой сфере. Имеющиеся наработки позволили разработать стратегию и программу развития туристского кластера в Вологодской области.

Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых путей и организационно-экономических инструментов достижения социального благополучия в обществе. Одним из таких способов является развитие бизнеса в системе социальной ответственности. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнерства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие территории. В рамках исследования проблемы социальной ответственности бизнеса определены основные стадии развития корпоративной социальной ответственности и научно обоснованы направления реализации социально ответственного поведения.

Большой объем научно-исследовательских работ выполнен сотрудниками отдела в интересах Администрации г. Вологды с целью повышения эффективности использования потенциала города. Прежде всего следует назвать разработку проектов стратегий развития промышленности, строительной индустрии, потребительского рынка, бытового обслуживания населения.

Кроме того, в этот период были разработаны стратегии социально-экономического развития Бабаевского и Вологодского муниципальных районов, получившие весьма высокую оценку экспертного сообщества.

Наиболее значимыми научными результатами исследований сотрудников ИСЭРТ РАН по проблемам управления социально-экономическим развитием территорий в этот период стали следующие:

— развитие теоретико-методологических основ региональной социально-экономической политики, эффективности государственного и муниципального управления;

— создание авторских методик оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных районов и региональной социально-экономической политики в отношении муниципальных образований; уровня и дифференциации социально-экономического развития территорий; уровня развития туристской инфраструктуры; интегральной оценки состояния ЖКХ муниципалитетов; комплексной оценки социальной ответственности бизнеса и др.;

— разработка методического инструментария оценки перспектив снижения дифференциации территорий и прогнозирования её последствий; оценки эффективности проектов партнерства на всех стадиях их жизненного цикла с учетом достижения баланса интересов всех основных участников;

— научное обоснование методических рекомендаций по корректировке региональной социально-экономической политики;

— формирование нейросетевой модели управления социально-экономическим развитием территорий.

Результаты исследований по проблемам управления социально-экономическим развитием территорий в период 2010—2015 гг. представлены в таких монографиях, как: «Управление современным городом: направленная модернизация» (Т.В. Ускова, А.Н. Нестеров); «Развитие производственного потенциала сельского района» (Т.Г. Смирнова, С.А. Селякова, Е.Н. Кожина); «Социально-экономический ресурс туризма» (Т.В. Ускова, Л.В. Ду-биничева, В.С. Орлова); «Потребительский рынок города: состояние и перспективы» (коллектив авт. под рук. Т.В. Усковой); «Моногород: управление развитием» (коллектив авт. под рук. Т.В. Усковой); «Социально-экономические проблемы локальных территорий» (Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников); «Управление региональной конкурентоспособностью» (А.С. Барабанов; под науч. рук. д.э.н. Т.В. Усковой; «Жилищно-коммунальное хозяйство региона: состояние, проблемы, перспективы» (С.А. Кожевников; под науч. рук. д.э.н. Т.В. Усковой) и др.

Результаты исследований легли в основу диссертаций. По указанной проблематике защищена докторская и семь кандидатских диссертаций.

В процессе становления института местного самоуправления в Российской Федерации складывается и новая система взглядов на процесс управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Связано это прежде всего с тем, что успешное решение задачи модернизации российской экономики напрямую обусловлено уровнем развития территорий. Располагая финансово-экономическими ресурсами, муниципалитеты обладают возможностью определять перспективы и стимулировать варианты развития, в наибольшей степени способствующие решению их социально-экономических проблем. Однако эти возможности в определяющей степени зависят от проводимой государственной экономической политики. Вместе с тем научные исследования свидетельствуют о ее низкой эффективности. Государственная экономическая политика носит ярко выраженный либеральный характер. В результате реализации Правительством РФ комплекса финансово-экономических мер наблюдается усугубление бюджетного кризиса регионов и муниципальных образований.

Этот тезис подтверждается результатами исследования вопросов эффективности государственного управления, начатого

сотрудниками ИСЭРТ РАН в 2009 г. под руководством д.э.н. В.А. Ильина, представленными в публикациях [1, 7, 12] (фото).

Углубление и расширение тематики исследований эффективности управления на всех уровнях власти — одно из перспективных направлений научных исследований в последующий период времени. В планах ИСЭРТ РАН развитие теоретико-методологических основ и методического инструментария оценки эффективности государственного (муниципального) управления в субъектах РФ (в муниципальных образованиях), в том числе в разрезе подсистем экономики. При этом перед научными сотрудниками стоит задача расширения спектра применяемого методического инструментария проведения научных исследований, освоения математических методов и приемов экономико-математического моделирования.

Литература

1. Ильин, В.А. Проблемы эффективности государственного управления. Бюджетный кризис регионов [Текст]: монография / В.А. Ильин, А.И. Поварова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 128 с.

2. Ильин, В.А. Методы преодоления пространственной социально-экономической дифференциации / В.А. Ильин, ТВ. Ускова // Федерализм. - 2012. - № 3 (67) - С. 7-18.

3. Львов, Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.

4. Основы местной социально-экономической политики: рекомендации по разработке и практической реализации [Текст] / под ред. А.Е. Когут. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. - 142 с.

5. Потенциал развития муниципальных образований: содержание, оценка, управление (на материалах Республики Коми) [Текст] / под ред. В.Н. Лаженцева. - Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2008. - 344 с.

6. Проблемы и пути перехода муниципальных образований к инновационной самоорганизации [Текст]: материалы науч.-практ. конф., г. Великий Новгород, 25-26 ноября 2005 г. / под ред. В.Л. Макаров. -Великий Новгород, 2005. - 240 с.

7. Ильин, В.А. Проблемы эффективности государственного управления. Тенденции рыночных трансформаций. Кризис бюджетной системы. Роль частного капитала. Стратегия-2020: проблемы реализации [Текст]: монография / В.А. Ильин, А.И. Поварова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. — 188 с.

8. Россия — 2015: оптимистический сценарий [Текст] / под ред. Л.И. Абалкина. — М.: ММВБ, 1999. — 416 с.

9. Саморазвивающиеся социально-экономические системы: теория, методология, прогнозные оценки [Текст] / под ред. А.И. Татаркина. — М.: Экономика, 2011. — Т. 1: Теория и методология формирования саморазвивающихся социально-экономических системтом. — 308 с.

10. Ускова, Т.В. Проблемы функционирования и направления развития института местного самоуправления / Т.В. Ускова, Е.А. Гутникова // Федерализм. - 2012. - № 1. - С. 127-136.

11. Ускова, Т.В. Управление экономикой региона на основе партнёрского взаимодействия органов власти и бизнес-структур / Т.В. Ускова, С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 6 (36). — С. 34-46.

12. Ускова, Т.В. Проблемы эффективности государственного управления / Т.В. Ускова, А.И. Поварова // Сборник научных докладов и сообщений Ученого совета ИСЭРТ РАН. — Вып 9. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. — С. 4-58.

13. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона / Т.В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. — 355 с.

14. Львов, Д. Экономика России на перепутье веков [Текст] / Д. Львов, В. Макаров, Г. Клейнер. — М., 2000. — 88 с.

Сведения об авторе

Тамара Витальевна Ускова — доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, tvu@vscc.ac.ru)

Uskova T.V.

Socio-Economic Issues of Territories in the Focus of Attention

of Researchers in Vologda

Tamara Vital'evna Uskova — Doctor ofEconomics, Deputy Director for Science, Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, tvu@vscc.ac.ru)

Abstract. Market transformation in Russia's economy at the end of the 20th century was accompanied by the increase in the autonomy of its territories, and the establishment of the institute of local government. As a result of the separation of powers and responsibilities the local government has become responsible for strategically important and socially significant functions of the state such as preschool, primary, basic and secondary (complete) general education, physical education, social policy, organization of provision of housing and utilities services to the population. However, local government in Russia is in the process of formation, and only few municipalities are able to perform all their functions due to limited budgetary resources. Therefore there are a lot ofproblems in the socio-economic development of territories that need solving and that require scientific and methodological support as well. The paper describes the main stages of formation and development of scientific objectives with regard to the issues of socio-economic development of territories at the Institute ofSocio-Economic Development of Territories ofRAS. The author emphasizes that the scope of the research depends to a large extent on the needs of the local government.

Key words: problems of territories, socio-economic development, scientific support, development of territories, methods and tools of management.

References

1. Ilyin V.A., Povarova A.I. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Byudzhetnyi krizis regionov: monografiya [Public Administration Efficiency. Budget Crisis in the Regions: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 128 p.

2. Ilyin V.A., Uskova TV. Metody preodoleniya prostranstvennoi sotsial'no-ekonomicheskoi differentsiatsii [Methods of Overcoming the Spatial Socio-Economic Differentiation]. Federalizm [Federalism], 2012, no. 3 (67), pp. 7-18.

3. L'vov D.S. Ekonomika razvitiya [Development Economics]. Moscow: Ekzamen, 2002. 512 p.

4. Osnovy mestnoi sotsial'no-ekonomicheskoi politiki: rekomendatsii po razrabotke i prakticheskoi realizatsii [Fundamentals of Local Socio-Economic Policy: Recommendations for Their Development and Practical Implementation]. Ed. by A.E. Kogut. Saint Petersburg: ISEP RAN, 1995. 142 p.

5. Potentsial razvitiya munitsipal'nykh obrazovanii: soderzhanie, otsenka, upravlenie (na materialakh Respubliki Komi) [Potential of Development of Municipalities: Content, Assessment, Management (Case Study of the Republic of Komi)]. Ed. by V.N. Lazhentsev. Syktyvkar: KNTs UrO RAN, 2008. 344 p.

6. Problemy iputiperekhoda munitsipal'nykh obrazovanii k innovatsionnoi samoorganizatsii: materialy nauch.-prakt. konf., g. Velikii Novgorod, 25-26noyabrya 2005g. [Problems and Ways of Transition of Municipalities to Innovative Self-Organization: Proceedings of the Research-to-Practice Conference, Veliky Novgorod, November 25—26, 2005]. Ed. by V.L. Makarov. Veliky Novgorod, 2005. 240 p.

7. Ilyin V.A., Povarova A.I. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Tendentsii rynochnykh transformatsii. Krizis byudzhetnoi sistemy. Rol' chastnogo kapitala. Strategiya-2020: problemy realizatsii: monografiya [Public Administration Efficiency. Market Transformation Trends. Crisis of the Budget System. Role of Private Capital. Strategy-2020: Implementation Issues: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2014. 188 p.

8. Rossiya — 2015: optimisticheskii stsenarii [Russia — 2015: Optimistic Scenario]. Ed.by L.I. Abalkin. Moscow: MMVB, 1999. 416 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Samorazvivayushchiesya sotsial'no-ekonomicheskiesistemy: teoriya, metodologiya, prognoznye otsenki. T. 1: Teoriya i metodologiya formirovaniya samorazvivayushchikhsya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Self-Developing SocioEconomic Systems: Theory, Methodology, Forecast Assessments. Vol. 1: Theory and Methodology of Formation of Self-Developing Socio-Economic Systems]. Ed. by A.I. Tatarkin. Moscow: Ekonomika, 2011. 308 p.

10. Uskova T.V., Gutnikova E.A. Problemy funktsionirovaniya i napravleniya razvitiya instituta mestnogo samoupravleniya [The Problems of Functioning and Directions of the Local Government Development]. Federalizm [Federalism], 2012, no. 1, pp. 127-136.

11. Uskova T.V, Kozhevnikov S.A. Upravlenie ekonomikoi regiona na osnove partnerskogo vzaimodeistviya organov vlasti i biznes-struktur [Management of the Regional Economy on the Basis of Partnership Interaction between the Authorities and Business Structures]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2014, no. 6 (36), pp. 34-46.

12. Uskova T.V., Povarova A.I. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya [Problems of Public Administration Efficiency]. Sbornik nauchnykh dokladov i soobshchenii Uchenogo soveta ISERT RAN. Vyp 9 [Collection of Scientific Reports of ISEDT RAS Academic Council. Vol 9.]. Vologda: ISERT RAN, 2014. Pp. 4-58.

13. Uskova T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona [Management of Sustainable Development of the Region]. Vologda: ISERT RAN, 2009. 355 p.

14. L'vov D., Makarov V., Kleiner G. Ekonomika Rossii napereput'e vekov [Russia's Economy at the Crossroads of Centuries]. Moscow, 2000. 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.