УДК 316.012 А.В. Бабенко, Л.Н. Абрамовских
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
A.V. Babenko, L.N. Abramovskikh
SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF RUSSIA AND THE SUPPLY OF ECONOMIC GROWTH BASED ON INNOVATIVE DEVELOPMENT
Целью исследования является анализ социально-экономических проблем обеспечения экономического роста России на основе инновационного развития. В качестве задач рассматриваются пути и методы обеспечения экономического роста посредством инновационного развития на основе цифровых технологий. Особое внимание в статье отводится характеристикам таких объектов экономики, как цифровые технологии, амортизация, труд и квалификация работника. В качестве методов анализа используются сравнительный, статистический, абстракции и аналитический. Результатами исследования являются содержательные и обоснованные характеристики интенсивного способа хозяйствования, описание и анализ использования цифровых технологий и последствий их внедрения, в особенности в аграрном секторе. Выводы включают ряд положений, связанных с реализацией новых амбициозных задач вхождения страны в пятерку ведущих экономик мира, сокращения бедности вдвое, определения путей и способов их решения. Предлагается, во-первых, учитывать сложившееся положение дел в экономике. Во-вторых, постепенно обеспечить переход к качественно новому типу развития производительных сил, развитию экономики по интенсивному пути, основанному на единстве совершенствования средств производства и рабочей силы. В-третьих, учитывать в создании цифровой экономики развитие промышленного производства как основы инновационного развития. В-четвертых, создавать и расширять условия для роста цифровой экономики, учитывая, что общество еще не готово к решительным переменам в использовании рабочей силы. В-пятых, анализировать опыт быстрого роста экономики в других странах (в работе приводится пример Китая), решать собственные проблемы с учетом перевода России на интенсивный путь развития. В-шестых, использовать методы прогнозирования, ЭММ и разработки межотраслевого баланса на основе открытых еще классиками экономических законов и стратегического планирования.
Ключевые слова: экономический рост, инновационное развитие, цифровая экономика, цифровые технологии.
The aim of the study is to analyze social and economic problems of economic growth in Russia on the basis of innovative development. The ways and methods of ensuring economic growth through innovative development based on digital technologies are considered as the tasks. Particular attention in the study is paid to the characteristics of such objects of the economy as digital technologies, depreciation, labor and the employee's qualification. Comparative, statistical, abstraction and analytical methods are used as the methods of analysis. The results of the study are informative and reasonable characteristics of intensive way of management, the description and analysis of using digital technologies and the consequences of their implementation, especially in agricultural sector. The conclusions include a number of provisions related to the implementation of the new ambitious objectives of the country's entry into five top economies of the world, reducing poverty by half, determining the ways and means of their solution. It is proposed, first, to take into account the current situation in the economy. Secondly, ensure gradual transition to a qualitatively new type of development of productive forces, to the development of the economy in an intensive way based on the unity of improving the means of production and labor force. Third, to take into account in the creation of digital economy the development of industrial production as a basis for innovative development. Fourthly, to create and expand the conditions for the growth of digital economy, given that the society is not yet ready for decisive changes in the use of labor force. Fifth, to analyze the experience of rapid economic growth in other countries (the paper gives the example of China), to solve own problems, taking into account the transfer of Russia to the intensive path of development. Sixth, to use the methods of forecasting, EMM and the development of intersectoral balance on the basis of opened by classics of economic laws and strategic planning long ago.
Keywords: economic growth, innovative development, digital economy, digital technologies.
Новые амбициозные задачи вхождения страны в пятерку ведущих экономик мира, сокращения бедности вдвое требуют определения путей и способов их решения. Однако предшествующее десятилетие показывает, что мировая экономика выросла на 40 %, а российская - только на 7 %. Счетная палата заявляет о провале макроэкономических показате-
и t_» /\ /
лей за прошедший год: ожидался рост экономики на 2,1 %, но реально
оказалось 1,5 %. Уровень жизни не достиг планируемого. В перспективе ожидается и рост безработицы [1].
То есть вместо запланированного «рывка» идет процесс снижения темпов экономического развития. Бесспорно, улучшение качества жизни связано не только с увеличением дохода на душу населения (хотя и это, безусловно, важный фактор благополучия) и ростом потребления материальных благ. Большое значение в повышении качества жизни населения в нынешний период времени имеет удовлетворенность социальными условиями (доступность качественного образования, услуг здравоохранения и социального обеспечения, состояние экологии, возможность развития личности, продолжительность жизни).
Согласно Конституции РФ (ст. 7), Россия является социальным государством, обеспечивающим государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, охрану труда и здоровья, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [2].
Это значит, что важнейшей целью государства должно быть сохранение и приумножение народа, обеспечение достойных условий жизни каждого гражданина. Но демографические показатели свидетельствуют о том, что в 2016 г. смертность выше рождаемости, в 2017 и 2018 гг. изменений не произошло. Перевес смертности над рождаемостью особенно давит на сельские территории по всей стране. Даже миграция из ближнего зарубежья не компенсирует эти потери. В стране разбаланси-рованы производительные силы, нет стратегического планирования социально-экономических процессов, перекошен рынок труда, разрушена социальная сфера, особенно на селе и в малых городах.
Государство в решении обозначенных процессов уповает на формирование цифровой экономики. Хотя ее сущность рассматривается часто довольно упрощенно: пишут об «умных городах», «умных домах», о процессах в сфере образования, здравоохранения, понимая при этом создание сервиса на основе цифровых технологий и экономии затрат именно в этих сферах, отсюда и рассуждения о том, что роботы могут заменить человека. Однако в создании цифровой экономики особое значение имеет промышленное производство на основе инновационного развития, роль которого усиливается. Но в отличие от прежнего оно формируется на базе кардинального технологического обновления [3].
Достижение поставленных целей при сохранении существующего типа экономического развития, по мнению ведущих экономистов, не представляется возможным, так как он имеет пределы экономического роста и развития, обусловленные использованием традиционных факторов производства. Преодолеть это ограничение возможно при условии использования инноваций, что буквально означает «инвестиции в нова-
ции», в новые технологии. На современном этапе этими инновациями являются цифровые технологии.
Опасность внедрения цифровых технологий только в отдельных территориях и сегментах экономики приводит к перераспределению на эти территории (сегменты) населения и других ресурсов, оставляя большую часть пространства оголенной (особенно сельскую, периферийную), а самый ценный ресурс - земля - остается незадействованным и заброшенным. Представляется, что эти, по большому счету «рукотворные», действия власти очень напоминают концепцию К. Омаэ, в которой изложены перспективы разделения мира на несколько сегментов: привилегированные, буферные зоны, которые защищают привилегированные от зон деградации и бедности [4].
В перспективе обществу и человеку грозит более опасный в стратегическом плане проект «цифрового общества», цифрового закабаления, подающийся западными и отечественными экспертами как проект построения «электронного концлагеря» (представленный цифровыми деньгами, цифровыми финансами, цифровыми банками). Цифровое общество сегодня - уже реальность, стремительно внедряемая в жизнь человечества, государства, бизнес, семью, отдельного человека.
Переход к качественно новому типу развития производительных сил, развитию экономики по интенсивному пути основан на единстве совершенствования средств производства и рабочей силы, при этом отсутствие квалификации работников может тормозить развитие производства. Под влиянием технического прогресса необходима, наряду с углублением специальных знаний, широкая общеобразовательная подготовка, способность к творчеству.
Так, технический прогресс, способствующий повышению производительности труда, ведет к изменению технического строения производства, выражающегося в том, что из одних отраслей высвобождается часть рабочей силы и перераспределяется в другие. Рассмотренные еще классической школой пути интенсивного развития и есть те условия, при которых происходит высвобождение части постоянного и переменного капитала. Интенсивный тип развития производства характеризуется одновременным высвобождением материальных, трудовых и денежных ресурсов, что приобретает большое хозяйственное значение. Эти ресурсы могут быть использованы для расширения того же вида производства или для развития нового, а рассмотрение повышения производительности труда становится важнейшим фактором накопления. Без рационального использования рабочей силы, экономии ресурсов (материальных и личных), изменения технологического состава производства, инноваций и роста производительности труда и сегодня невозможно решать важнейшие экономические задачи перехода к интенсивному пути развития.
Угрозы регулярных техногенных аварий и распада всего производственного фундамента экономики по-новому ставят проблемы механизмов обновления «вещественных» и «личных» факторов производства. Отсутствие, например, банка амортизационных отчислений и закона об ограничении ускоренной амортизации способствует формированию фонда амортизации оптом и единовременно включению его в издержки, что разгоняет цену производства, выводятся из хозяйственного оборота необходимые не только для развития, но и для функционирования капитальные средства.
Это «обесточивает» в России ресурсы не только какого-либо расширенного, но и элементарно простого воспроизводства. Применяемая практика возмещения так разбазариваемых (и большей частью расхищаемых) амортизационных отчислений новыми инвестициями всего лишь окончательно усугубляет общее ухудшающееся положение.
Так, из активного производственного оборота «исключаются» и «проедаются» не только все амортизационные отчисления, но и большая часть самих инвестиций, дефицит которых в стране только увеличивается. Есть и другие причины обращения сегодня к теории интенсивного развития производства. Это и невоспроизводимость отдельных ресурсов, и общее торможение российской экономики, устранение которого при правильной постановке вопроса предлагается начинать с новой экономической политики. Утверждается, что без нее новым технологиям и укладам в России места нет и не будет.
Итак, перевод хозяйства на интенсивный путь развития включает не только техническое совершенствование уже функционирующего основного капитала на базе использования амортизационного фонда, возмещающего стоимость израсходованных средств труда, рост технического строения производства, но и обусловленное им высвобождение части рабочей силы из одних видов деятельности, ее перераспределение в другие отрасли и сферы деятельности. Такое использование рабочей силы для интенсивного типа является рациональным.
В период создания и расширения цифровой экономики общество остро нуждается, но еще не готово к решительным переменам в использовании рабочей силы. Большие сложности возникают в осуществлении курса на интенсивное развитие, в котором переплетается широкий круг чрезвычайно разнообразных интересов различных субъектов хозяйствования. Поэтому особый интерес, как для науки, так и для хозяйственной практики, представляет сейчас рассмотрение путей и закономерностей рационального использования рабочей силы общества.
Социальная определенность интенсивного развития в последнее время не рассматривается с политико-экономических позиций. Несмотря на то, что именно здесь выясняется эволюция стратегических целей и задач развития экономики от этапа к этапу и путей их реализации.
Важнейшую роль здесь играют вопросы выявления связей товарно-денежных отношений и интенсивных путей развития экономики.
Подобные проблемы стояли в разный период перед другими странами.
Например, сорокалетняя история проведения реформ в Китае позволяет говорить о накопленном опыте и возможности его изучения для нашей страны. Начальный период китайских реформ, основанных на идеях Ден Сяопина, определившего необходимость не только плановых, но и рыночных инструментов экономического развития для борьбы с бедностью и нищетой, свидетельствует о значительных результатах в стране с многочисленным населением. Страна вышла на передовые позиции по ряду экономических показателей. Бедность сокращалась ежегодно на 13 млн человек, коэффициент бедности снизился с 10,2 до 1,5 %. Увеличился ВВП на душу населения с 223 долларов США в 1978 г. до 8700 долларов США в 2017 г.; темп роста ВВП в 2017 г. - 6,9 %; уровень безработицы - 2 % [5].
Успехи в росте благосостояния показали, что теория и практика развития и управления отвечают интересам народа. Эти достижения были осуществлены на пути экстенсивного развития с опорой на тактическое и стратегическое планирование. Понимая, что этот способ имеет пределы продвижения к новой цели, была определена тенденция, оформившаяся в программу «Сделано в Китае - 2025» на основе использования новых технологий (инноваций), то есть перехода на интенсивный путь развития.
Традиционные сферы деятельности уступают место наукоемким производствам - микроэлектронике, авиа- и судостроению, космической промышленности и биотехнологиям. Совершенно очевидно, что в разработке новой программы развития огромная роль принадлежит китайским ученым-экономистам и государственным руководителям страны [6].
Опыт Китая показывает, что активная роль государства и его политическая открытость, стимулирование развития науки, патентных отношений с предприятиями, грантовой системы в образовании позволили стране, не отступая от стратегических целей, модернизировать старую экономическую модель, заменить на модель, основанную на инновациях. Она получила название «Новая нормальность», в которой главная «норма» - это направленность китайской науки на улучшение жизни большинства народа.
Социальная система Китая ориентирована на всех граждан, которые стремятся внести свой вклад в общественный прогресс и развитие, что подтверждается действиями последних лет: снижены ставки налогообложения, повышены в разы средние заработные платы, расширены инвестиции в образование, здравоохранение, культуру. Государственная
стратегия рассчитана, в первую очередь, на повышение благосостояния, а затем на повышение прибыли. При анализе советской системы образования, которая внедрена в Китае в 50-е гг., были выявлены ее недостатки: экзамены, ориентированные на зубрежку ответов, стали заменяться индивидуальным собеседованием, что позволяло выявить способных учащихся.
В основу развития поставлено повышение квалификации рабочих, что поднимает производительность труда и повышает конкурентоспособность товаров. Программа повышения квалификации и стимулирования изобретательства увеличивает количество научно-технических предприятий-инкубаторов (инновации).
Госсовет КНР в 2016 г. принял программу по содействию превращения достижений науки и техники в производительные силы. Обращается внимание на то, что нужно повышать роль науки в развитии рынка, так как ее прикладное значение усиливает науку и ее достижения (к примеру, в России на государственном уровне этим занимаются мало и не всегда эффективно). В Китае молодежь не хочет работать за низкую заработную плату. В этих условиях альтернативой для занятости в традиционных сферах становятся роботы, автоматы, основанные на цифровых технологиях. Население с низкой квалификацией является тормозом, барьером для общественного развития. Поэтому уровень образования в стране - главный фактор повышения ее конкурентоспособности. По мнению экспертов, к шестому технологическому укладу Китай подошел раньше других стран.
Китайская цифровая экономика оценивается сегодня экспертами на уровне США. С одной стороны, страна успешно выявляет и внедряет перспективные цифровые решения; с другой - разрабатывает собственные цифровые проекты, связанные, в первую очередь, с товарным экспортом.
В обрабатывающей промышленности цифровые технологии обслуживают преобразование (или реформирование) традиционного способа производства через мобильные интернет-технологии. Они принципиально меняют производителя путем установки аппаратного и программного обеспечения на бытовую технику, аксессуары, автомобили и другие товары промышленности, что ускоряет развитие функций дистанционного управления, автоматического сбора и анализа собираемых данных. В 2017 г. Китай утвердил Национальный план стимулирования технологических разработок в сфере искусственного интеллекта.
Для дальнейшего устойчивого развития Китая и осуществления «китайской мечты» необходима благоприятная окружающая среда, строительство отношений с соседями и другими государствами, основанное на взаимовыгодных условиях сотрудничества, паритете нацио-
нальных интересов, единстве подходов к использованию научно-технических достижений.
Использование новых технологий (цифровых) более эффективно при обслуживании большого количества объектов. Понимая это, Китай проводит стратегию «Один пояс - один путь» в концепции «Сообщество единой судьбы», что предполагает новую основу мироустройства (в отличии от либеральной глобализации), при которой выгоду получают все участники программы.
Китай инициирует развитие новых проектов со многими странами с разным уровнем развития на основах равенства, кооперации и учета интересов всех участников. При этом для самого Китая четко ставится цель укрепления и дальнейшего развития социалистического государства на основе использования рыночных инструментов и тактического и стратегического планирования. Для этого необходимо новое качество государственного регулирования.
Представленные на XIX съезде КПК планы дальнейшего развития подтвердили преемственность идей перехода к инновационным формам, необходимость переориентировать экономику на внутренний рынок, удовлетворение внутренних запросов развития и на этой основе -повышение благосостояния населения и сближение уровня города и деревни [7].
Анализируя опыт быстрого роста экономики в Китае и других странах, можно выявить собственные проблемы и недостатки в процессе перевода России на интенсивный путь развития. Несмотря на то, что эксперты усматривают предпосылки развития цифровой экономики, эта работа только в начале своего осмысления. Имеющиеся предпосылки -спорные по своей сути.
Например, система российского образования имеет, с одной стороны, высокий технологический потенциал для подготовки специалистов цифровой экономики, с другой - реализация этих новых возможностей и создание системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин пока отсутствует, а рутинные операции, которые будут выполнять машины, создадут новую «армию избыточного» трудоспособного населения.
Наличие, по мнению экспертов, оригинальных организационно-технологических решений по созданию эффективной инфраструктуры цифровой экономики наталкивается на их точечную и не включающую интеграцию с другими экономическими укладами экономики, не приносящими синергетического эффекта, ожидаемого от нее для общего развития экономики России. В силу самой природы инфраструктуры (результат достается всему обществу) масштабные инновационные преобразования по силам только государству, действующему от имени и в интересах всего общества.
Реальная цифровая экономика порой подменяется виртуальной, основанной на стихийном использовании цифровых технологий, что ведет к сокращению затрат отдельных субъектов, но не затрат всего общества. Решение экономических проблем с помощью цифровых технологий не может само по себе устранить диспропорциональность развития экономики, т. е. согласовать общественно-необходимые потребности и производственные возможности. Информационные технологии создают только технологическое обеспечение для решения поставленных задач. Развитие отраслей в соответствии с запросами конечных потребителей сегодня подменяется согласованием субъективных оценок по распределению бюджетных финансов, что ведет к коррупции и другим негативным последствиям.
Для продвижения к новому обществу необходимо использование ЭММ и разработка межотраслевого баланса на основе открытых еще классиками экономических законов и стратегического планирования.
Литература
1. URL: https://rupres.com/economy/bolee-230-tysyach-rossiyan po-teryayut-rabotu-v-blizhajshee-vremya (дата обращения: 30.12.2018).
2. Конституция РФ. - URL: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-1/st-7-krf (дата обращения: 30.12.2018).
3. Бодрунов С.Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка / ИНИР им. С.Ю. Витте. - Изд. 2-е, исправ. и доп. - СПб.,
2016. - 328 с.
4. Бодрунов С.Д. Новое индустриальное общество второго поколения: человек, производство, развитие // Общество и экономика. - 2016. -№ 9. - С. 5-21.
5. Ohmae К. The end of nation state: The rise of regional economies. - L: Harper Collins, 1995. - 214 p.
6. ВВП Китая. - URL: https://kitaygid.ru/politika/vvp-kitaya (дата обращения: 25.11.2018).
7. Известные китайские экономисты об экономическом развитии Китая. - URL: http://russian.people.com.cn/31518/7680645.html (дата обращения: 30.12.2018).
8. URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Категория: Экономисты_Китая (дата обращения: 30.12.18); Инновационная политика Китая: ключевые моменты [Электрон. ресурс]. - URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnaya-politika-kitaya (дата обращения: 30.12.18); Борох О. Путь китайского экономиста // Отечественные записки. -2008. - № 3 [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.strana-oz.ru/2008/3/put-kitayskogo-ekonomista (дата обращения: 30.12.18); Чэн Эньфу, Гао Цзянькунь. Перспективы макроэкономического развития Китая: десять мер // Вопросы политической экономии. -
2017. - № 1. - С. 6-18.
Literatura
1. URL: https://rupres.com/economy/bolee-230-tysyach-rossiyan po-teryayut-rabotu-v-blizhajshee-vremya (data obrashhenija: 30.12.2018).
2. Konstituciya R.F. - URL: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-1/st-7-krf (data obrashhenija: 30.12.2018).
3. Bodrunov S.D. Gryaduschee. Novoe industrial'noe obschestvo: pereza-gruzka. INIR im. S.Yu. Vitte. - Izd. 2-e, isprav. i dop. - SPb., 2016. -328 s.
4. Bodrunov S.D. Novoe industrial'noe obschestvo vtorogo pokoleniya: chelovek, proizvodstvo, razvitie // Obschestvo i ehkonomika. - 2016. -№ 9. - S. 5-21.
5. Ohmae K. The end of nation state: The rise of regional economies. - L: Harper Collins, 1995. - 214 p.
6. VVP Kitaya. - URL: https://kitaygid.ru/politika/vvp-kitaya (data obrashhenija: 25.11.2018).
7. Izvestnye kitajskie ehkonomisty ob ehkonomicheskom razvitii Kitaya. -URL: http://russian.people.com.cn/31518/7680645.html (data obrashhenija: 30.12.2018).
8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kategoriya:EHkonomisty_Kitaya (data obrashhenija: 30.12.2018); Innovacionnaya politika Kitaya: klyuchevye momenty [Ehlektron. resurs]. - URL: https: //viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnaya-politika-kitaya (data obrashhenija: 30.12.2018); Boroh O. Put' kitajskogo ehkonomista // Otechestvennye zapiski. - 2008. - № 3 [Ehlektron. resurs]. - URL: http://www.strana-oz.ru/2008/3/put-kitayskogo-ekonomista (data obrashhenija: 30.12.2018); Chehn Ehn'fu, Gao Czyan'kun'. Perspektivy makroehkonomicheskogo razvitiya Kitaya: desyat' mer // Voprosy politicheskoj ehkonomii. - 2017. - № 1. - S. 6-18.