Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы орошаемого земледелия'

Социально-экономические проблемы орошаемого земледелия Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
206
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Парамонов А. Н.

Раскрыто состояние орошаемого земледелия в России, в частности, в ЮФО: его техническая и технологическая отсталость, отсутствие комплексного подхода к использованию наиболее продуктивных орошаемых земель. Рассмотрены основные направления повышения эффективного использования орошаемых земель, среди которых выделяются социальные аспекты села и расширение функций государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы орошаемого земледелия»

______________________ГИДРОМЕЛИОРАЦИЯ_____________________________

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРОШАЕМОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

А.Н. Парамонов

ВНИИОЗ, г. Волгоград

Раскрыто состояние орошаемого земледелия в России, в частности, в ЮФО: его техническая и технологическая отсталость, отсутствие комплексного подхода к использованию наиболее продуктивных орошаемых земель. Рассмотрены основные направления повышения эффективного использования орошаемых земель, среди которых выделяются социальные аспекты села и расширение функций государства.

В настоящее время Россия по мелиорации серьезно отстала от многих стран мира, это выражается не только объемными показателями, но и качественным уровнем, техническим обеспечением.

На сегодня мелиоративно-водохозяйственный комплекс России представлен 9,3 млн гектаров, в том числе 4,5 млн га орошаемых и 4,8 млн га осушенных. Эти земли занимают 7,5 % от общей площади пашни, на них производится 60-65 % овощей, более 15 % грубых и сочных кормов, весь рис, значительное количество другой продукции растениеводства.

Вместе с тем, большие площади мелиорированных земель находятся в неудовлетворительном состоянии, в результате чего часть этих площадей не используется в сельскохозяйственном производстве. При этом более 70 % орошаемых земель, имеющих неудовлетворительное мелиоративное состояние, сосредоточены в регионах Южного федерального округа (ЮФО).

Следует отметить, что и основные площади орошаемых земель России (49 %) также сосредоточены в ЮФО, где лидирующее положение занимают Краснодарский и Ставропольский края, а также республика Дагестан.

В Приволжском федеральном округе основные площади поливных земель расположены в Саратовской области, а в Сибирском округе - в Кемеровской.

Мировая практика показывает, что основной путь решения продовольственной проблемы на современном уровне развития науки и техники с учетом экологических ограничений сводится к снижению удельного веса пашни в структуре сельскохозяйственных угодий при одновременном повышении ее продуктивности на базе мелиорации, включая такие капиталоемкие, но эффективно работающие на прибавку урожая виды, как орошение и осушение.

Мелиорация повышает продуктивность земель и разнообразит агроландшафт, а эти два показателя, как учит экология, определяют его устойчивость. Комплексная мелиорация является важнейшим элементом современных систем земледелия, обеспечивающих повышение плодородия почв, и мощным средством активного противостояния неблагоприятным погодным условиям.

Орошение в сочетании с внесением минеральных и органических удобрений на фоне высокой культуры земледелия, по данным более чем тридцатилетних исследований ВНИИОЗа, обеспечивает повышение

урожайности озимой пшеницы и кукурузы до 6-8 т/га зерна и более, что в 3-5 раз выше, чем без орошения. При этом коэффициент устойчивости урожайности повышается с 0,5-0,4 до 0,9. Продуктивность люцерны и кукурузы на зеленую массу благодаря орошению повышается в 7-13 раз, а коэффициент устойчивости - с 0,3-0,2 до 0,9.

К сожалению, с 1990 года и по настоящее время идет непрерывный процесс потери ранее мелиорированных земель. Сокращение происходит путем списания гидромелиоративных систем и перевода их в богарные угодья по причинам потери связи с водоисточником, выхода из строя оросительной сети и поливной техники, неудовлетворительного экологомелиоративного состояния орошаемых земель по глубине залегания грунтовых вод и содержанию солей в почвенно-поглощающем комплексе.

Несмотря на значительное сокращение площади орошаемых земель, мелиоративное состояние имеющихся не улучшилось, а по целому ряду показателей ухудшилось на 14-45 % .

Действенным, экологически и экономически оправданным приемом, по данным ВНИИОЗ и других научных учреждений, является залужение неиспользуемых орошаемых земель, обеспечивающее эффект фитомелиорации. При этом следует использовать принцип зональной адаптации культивируемых видов трав. Однако если площади орошаемых земель за последние годы сократились на 25 %, то парк дождевальной техники уменьшился за этот период на 56,7 тысяч единиц, или в 3 раза (в том числе широкозахватных дождевальных машин - на 38 тысяч единиц, или в 4,0 раза). По этой причине ежегодно не поливается более 2 млн га.

Например, из 1112 единиц дождевальных машин в Волгоградской области на 01.01.05 г. в исправном состоянии находилось всего 650 единиц, или 58 %. Из 5,1 тыс. единиц дождевальной техники, предусмотренной проектами, в настоящее время обеспеченность орошаемых земель составляет всего 22 %, причем физический износ парка дождевальных машин составляет более 80 %. По причине износа в 2004 году было списано 109 единиц дождевальных машин, а новых поставлено всего 11.

В целом по России из общего количества 20,5 тысяч единиц дождевальных машин и установок на 01.01.05 г. в числе исправных находилось 12,3 тыс. (60 %), с истекшим сроком службы - 15,6 тыс. (76 %). Списано в отчетном 2004 году 1303 единицы машин и установок, в том числе широкозахватных дождевальных машин - 707 единиц. Сейчас в ЮФО имеется 5,7 тыс. единиц поливной техники.

В комплексе мероприятий по стабилизации деятельности АПК в России к основным следует отнести меры, которые должны осуществляться в рамках ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы». Однако даже плановое базовое финансирование этой программы, куда вошли и мелиоративные мероприятия, не обеспечивает выполнение необходимого объема работ.

Другой фактор, сдерживающий развитие комплексной мелиорации, -это отсутствие государственного регулирования спроса и предложений на отечественную сельскохозяйственную продукцию. Общеизвестно, что мера востребования мелиорации и, как следствие, масштабы развития мелиоративного комплекса напрямую зависят и от политики востребованности произведенной на этих землях сельскохозяйственной продукции.

Известно и то, что потребность мелиорации определяется не только гектарами сельхозугодий, а должна сочетаться с системой мер по

возрождению села, восстановлению полнокровных и привлекательных условий жизни в сельской местности.

Поэтому только при системном подходе к реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» можно ожидать успехов в безусловной экономической эффективности использования орошения, а значит, и повысить меру востребованности мелиорации.

По существу, речь должна идти о комплексном подходе к возрождению мелиоративного комплекса не только как отрасли сельского хозяйства, как государственной целевой программы, вытекающей из основ утвержденной Президиумом Россельхозакадемии «Концепции комплексных мелиораций сельскохозяйственных земель в России», но и как о возрождении сельских поселений на осваиваемых в поэтапном порядке территориях.

В настоящее время, к сожалению, не только не обеспечивается приоритетность мелиоративной отрасли, как это определено основными направлениями продовольственной политики Правительства России до 2010 гг., но и продолжает происходить дальнейший переток капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики страны.

Выработку конкретных рекомендаций и практических действий при реализации поставленных выше задач развития мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения невозможно безболезненно осуществлять без координирующего начала. На федеральном уровне эти функции возложены на Министерство сельского хозяйства России, а точнее, на Департамент мелиорации и технического обеспечения. Однако в ряде областей, например, в Волгоградской, в рамках структурных преобразований Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию не предусмотрено сохранение службы мелиорации в качестве самостоятельной единицы. При таком подходе к сохранению и развитию мелиорации, использованию мелиорированных земель и непринятию кардинальных мер по укреплению службы мелиорации на новом научно-техническом уровне ставится под угрозу срыва национальный проект «Развитие АПК» и программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения как национального достояния России на 2006-2010 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.