ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ
УДК 338.481
С.Р. Ердавлетов, А.М. Артемьев, A.C. Актымбаева, Г.Р. Айжолова СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В ЛОКАЛЬНОЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ АЛАКОЛЬСКОГО БАССЕЙНА
В статье рассматриваются социально-экономические предпосылки развития рекреации и туризма в одной из локальных туристско-рекреационных систем Алматинской области Казахстана. Анализируются их структура, значение и влияние на развитие познавательного туризма.
Ключевые слова: туристско-рекреационные ресурсы: археологические и исторические памятники; культовая архитектура; национальное наследие; ремесла; промыслы.
Располагаясь в юго-восточной части Казахстана, Алакольская локальная туристско-рекреационная система с точки зрения туризма имеет выгодное географическое положение несмотря на удаленность от крупных городов республики. Транзитные пути, проходящие в меридиональном и широтном направлениях, связывают регион с другими территориями не только внутри страны, но и за ее пределами.
Огромная по европейским масштабам территория (68 700 км2), превышающая площадь таких развитых в туристском отношении стран, как Нидерланды, Люксембург, Дания, обладает большим туристско-рекреационным потенциалом и может предложить туристам множество объектов для экскурсий и увлекательных маршрутов, разнообразных путешествий.
Одним из важнейших факторов, определяющих степень туристской аттрактивности той или иной территории, являются антропогенные туристско-рекреационные ресурсы. Районы, издавна обжитые человеком, хранят историю, традиции, памятники и, как правило, исторические объекты имеют красивое природное обрамление. Населенные пункты люди выбирали в местах не только удобных в военном и транспортном отношении, но и по возможности живописных, там, где в древности прочно селился человек, веками накапливались его культура, хозяйство [6].
Среди социально-экономических (антропогенных) туристско-рекреационных ресурсов ведущую роль играют памятники истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью. В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства,
документальные памятники [3]. Эти культурно-исторические ресурсы служат предпосылкой для организации познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют туристско-рекреационную деятельность в целом.
Многие проблемы истории средневековой культуры Казахстана еще мало изучены. На исследованной территории обнаружены следы цивилизаций, существовавших здесь еще с эпохи раннего железа до позднего средневековья. Первооткрывателем и исследователем величественных памятников казахской истории является академик А.Х.Маргулан.
°* Ердавлетов С.Р., Артемьев А.М., Актымбаева A.C., Айжолова Г.Р., 2012
Ердавлетов Станислав Рамазанович, доктор географических наук, профессор кафедры рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета им.аль-Фараби, 050040 Казахстан, г.Алматы, пр.аль- Фараби 71; erdavletov@mail.ra
Артемьев Александр Михайлович, кандидат технических наук, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, 050040 Казахстан, г.Алматы, пр.аль-Фараби 71; Alexandr.Artemyev@kaznu.kz
Актымбаева Алия Сагындыковна, кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, 050040 Казахстан, г.Алматы, пр.аль-Фараби 71; Aliya.Aktymbayeva@kaznu.kz
Айжолова Гульжан Роллановна, магистр, преподаватель кафедры рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, 050040 Казахстан, г.Алматы, пр.аль-Фараби 71; aizholova.gulzhan@gmail.com
Скопление различных памятников этих периодов на сравнительно ограниченной территории, их внешний вид, техника сооружения, уровень производства говорят о высокоразвитой культуре.
В регионе расположены памятники раннего железного века: могильники Акши и памятники эпохи средних веков - городища Ушарал и Коктума.
Могильник века раннего железа Акши находится в 1,5 км к юго-западу от села Акши. Могильники Лепсинского района находятся в 2,2 км к западу от поселка Лепсы.
Городище Коктума было обнаружено Рубруком, достигшим озера Алаколь, которое он назвал «море, бурное как океан», а г. Коктума он назвал «столицей области». Городище находится в 30 км на восток от фермы села Ыргайты, вдоль дороги в село Коктума.
Вблизи городища были найдены могильники и курганы эпохи бронзы. Руины памятника имеют типично степной облик. Невысокие валы (0,6-1,0 м) окружают ровные поверхности площади квадратной формы. Конфигурация площади четко выделяется за счет внутренних рвов, в которых фиксируются перемычки проходов. Люди, избравшие это место для поселения, построили три площадки - «кварталы» (50x50 м) квадратной формы, обнесли их рвами и глинобитными стенами. За годы раскопок исследована архитектура этих оборонительных сооружений.
По письменным источникам известно, что кочевники усиливали оборонительные укрепления, укладывая повозки наверху вала. За ними могли прятаться защитники крепости. Территория окружена крепостной стеной, с сохранившейся высотой до 4 м. В плане городище имеет вид неправильного четырехугольника. Северо-восточная стена имеет протяженность 1200 м, юго-западная - 750 м. Территория городища сохранила следы былой городской застройки, улиц, переулков, хорошо различимых и сейчас.
На городище раскопано несколько крупных объектов - памятников: буддийский храм, баня, усадьба богатого человека. Выявлены и значительные объекты мусульманской культуры ХП-Х1У вв.: соборная мечеть, комплекс мавзолеев и ханака, найдены и остатки манихейского храма. Проводились раскопки на цитадели и дворцовом комплексе города, где также удалось выявить многое.
Раскопки городища Ушарал показали, что древний город включал в себя цитадель, шахристан, рабад, обнесенные стенами с башнями, часть сельского поселения. В жизни городского населения немалую роль продолжало играть земледелие. Земля в городах находилась в частной, а не государственной собственности и ее стоимость была выше, чем в сельской местности. Земельные участки в городе часто использовались под застройку мустагаллов - доходных заведений (торговых рядов, караван-сараев, бань). Мустагаллы приносили большой доход и поэтому феодалы, в том числе кочевая знать, стремились обзавестись земельными участками в городах [4].
Представляет познавательный интерес место Анрахайской битвы. Анрахайские горы и озеро Алаколь были важными стратегическими пунктами в течение всего периода джунгаро-казахской конфронтации. Отсюда по р. Чу был выход к Сарысу, Каркаралинским горам и горам Улытау. Чередование различных горных ландшафтов предоставляло хорошие возможности для кавалерийских атак и маневров, а тугайные леса вблизи от района сражения позволяли скрытно сосредотачивать войска [5].
В древние времена вдоль территории региона проходил Великий Шелковый путь. Купцы из разных стран останавливались на отдых на берегу живописного озера.
Археологические и исторические памятники, оригинальная архитектура, национальные праздники и самобытные обряды, фольклор и музыка, декоративно-прикладное искусство, ремесла и домашние промыслы, пища, системы духовных и этических ценностей - все это составляет вместе культуру данного региона. Это культурное наследие и привлекает туристов.
Каждый регион обладает аттрактивными элементами (достопримечательностями), способными привлечь туриста. Даже в слаборазвитых странах, рассчитывающих на прием туристов, необходимо создавать туристскую инфраструктуру, соответствующую мировым стандартам. Но каждая страна должна сохранять национальный колорит, что немаловажно для привлечения иностранных туристов. В зависимости от того, как подходят к развитию туризма и управлению этой отраслью, культурное наследие может быть частично сохранено и восстановлено или полностью утрачено.
Большую ответственность за восстановление и музеефикацию культурно-исторических памятников должны нести центральное правительство и местные органы управления. Функцию сохранения и развития языка, культуры, исторических традиций выполняет этнос [1].
За годы советской власти этнография как наука была излишне идеологизирована и к тому же централизована, доступ к изучению был сильно ограничен. Современных этнографических
исследований по регионам Казахстана недостаточно, а ведь научный анализ всей разновидности этнических процессов очень актуален для молодого государства [5].
Реализация национальных идей, заложенных в стратегии «Казахстан - 2030», возможна только на основе самосознания нации, базирующегося на глубоких исторических традициях. Очень важно иметь в виду воспитательное значение работы по сохранению природной и культурной среды. Примером такого подхода могут служить такие страны, как Япония и Корея, где внутренний, особенно познавательный туризм стал основой патриотического воспитания.
Исследуемая территория с глубокой древности являлась ареной многих исторических событий, оставивших неизгладимый след на культурно-экономическом развитии живших здесь племен и народов, что в какой-то мере нашло отражение в памятниках старины. В регионе сосредоточено значительное количество памятников народного зодчества. Этому способствовали исторические события, расположение вблизи этих мест караванных путей, проходивших в нескольких направлениях из южных областей в северные. Культовая архитектура (мазары, мавзолеи) встречаются по всей исследуемой территории.
До 1917 г. народы, заселявшие эту территорию, вели кочевой и полукочевой образ жизни. В холодное время они жили в шошала - круглом помещении с коническим или сферическим сводом, сделанном из дерева, камня и сырцового кирпича. По форме шошала сходна с юртой. Были и другие типы древнейших круглых жилищ из камня, которые известны под названием дын иуйтас [5].
Ремесла и промыслы, издавна разделявшиеся на мужские и женские, были частью хозяйства казахов. Местные мастера по дереву использовали твердую твердую древесину карагача, березы, таволги.
Можно выделить некоторые особенности в создании предметов из благородных металлов в декоративно-прикладном исполнении. Ремесленник по благородному металлу (зергер) был искусным мастером в создании ювелирного убранства коня. Конская сбруя и седло значительно отличались в разных местностях края по своей форме, технике исполнения и украшениями. У богатых казахов седла (особенно женские) украшались серебряными бляхами, позолотой, цветными камнями, резной костью.
Известны украшения в виде узорных пластинок, блях для мужских и женских поясов, многочисленных женских украшений: подвески из серебряных блях на цепочках - шолпы; ленты с украшениями шашбау; серьги, кольца, перстни. Распространенным изделием было кольцо с плоской печаткой с гравировкой имени владельца.
В одежде казахов отражены те этнические компоненты, из которых сложился казахский народ, характер его занятий, исторические традиции и элементы, заимствованные у соседей. Традиционными материалами для казахского костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен - самотканые из верблюжьей и бараньей шерсти сукно.
Декоративно-прикладное искусство кочевых народов - сложное и многообразное явление художественного творчества, в котором вековые традиции искусства того или иного народа постоянно обогащались в результате тесного культурно-исторического взаимодействия с соседними народами.
Весьма наглядно этнические особенности прослеживаются в сфере такого компонента материальной культуры, как пища. Национальная кухня - один из важных факторов привлечения иностранных туристов в страну. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой они путешествуют. Особый интерес у туристов вызывают рестораны, кафе, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, одежда обслуживающего персонала, внешнее и внутреннее убранство заведения соответствует национальным традициям с элементами фольклора. Туристы считают питание важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.
В исследуемом регионе с глубокой древности занимались охотой. В начальный период вплоть до эпохи бронзы она занимала ведущее место в хозяйственной жизни. Об этом свидетельствуют данные археологических материалов из различных пещерных стоянок и наскальных рисунков, где прослеживается до 30 видов охотничье-промысловых животных, различные орудия и многообразные приемы охоты. При охоте использовались ловчие птицы, борзые собаки (тазы), позднее - и ружья. Местные жители на крупных животных ставили капканы, а на малых зверей - силки и ловушки.
В регионе проводятся работы по возрождению коневодства, которое должно явиться престижным делом, честью и гордостью каждого казаха, а начало этому может положить создание конного туризма.
Многое из старого быта, обрядов и обычаев закономерно отошло в прошлое. Однако и многое, отвечающее вкусам народа, удовлетворяющее его потребности в украшении жилища, одежды, домашней утвари, сохранилось по сей день [2].
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что политика туристского развития регионов Казахстана должна, на наш взгляд, отражать следующие аспекты:
- активное содействие сохранению национального наследия местности;
- использование в целях туризма национального достояния, включающего природные и искусственные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (производство сувениров, изделий прикладного искусства, ремесла, видео-аудио продукции, рекламы и т.п.);
- проведение мероприятий, направленных на воспитание туристов и местного населения в духе уважения к культурно-историческим ценностям, этнографическим особенностям (языку, традициям и обычаям, искусству и музыке, религии, ремеслам, национальной одежде и кухне);
- разработка программы развития туризма на основе использования национального наследия местности.
Таким образом, развитие туризма дает местному населению основание гордиться своим наследием и традициями. В связи с этим возникла необходимость создать систему рационального использования социально-экономических (антропогенных) ресурсов для развития рекреации и туризма.
Библиографический список
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.
2. Алаколь / Казахстан: Национальная энциклопедия. Алматы, 2004. С. 165.
3. Ердавлетов С.Р. География туризма: учебник. Алматы: Казак университет!, 2010. С. 188.
4. Памятник на родине: [Памятник Кабанбай-батыру будет в этом году установлени на центральной площади Урджара] // Рудный Алтай. 2002. С. 1.
5. Турсинбаева КС. География туризма Карагандинской области: учебное пособие. Джезказган, 2004. 170 с.
6. Шимырбаева Г. Анрахайский треугольник // Байтерек. 2006. № 1.С. 39.
S.R. Erdavletov, A.M. Artemyev, A.S. Aktymbayeva, G.R. Aizholova SOCIAL AND ECONOMIC PRECONDITIONS OF RECREATIONAL AND TOURISM DEVELOPMENT IN THE LOCAL TOURISM- RECREATIONAL SYSTEM OF ALAKOL BASIN
The article deals with the social and economic preconditions of the recreation and tourism development in one of the local tourist and recreational systems of the Almaty region in Kazakhstan. Their structure, significance and influence on cognitive tourism development are analysed.
Keywords: tourism and recreation resources; archaeological and historic monuments; religious architecture; national heritage; crafts.
Stanislav R. Erdavletov, Doctor of Geography, Professor, Al-Farabi Kazakh National University; 71 Al-Farabi av., Almaty, Kazakhstan 050040; erdavletov@mail.ru
Alexander M. Artemyev, Candidate of Science (PhD), Head of Department Recreational Geography and Tourism Faculty of Geography and Nature Management, Al-Farabi Kazakh National University; 71 Al-Farabi av., Almaty, Kazakhstan 050040; Alexandr.Artemyev@kaznu.kz
Aliya S. Aktymbayeva, Candidate of Geography (PhD), Associate Professor, Al-Farabi Kazakh National University; 71 Al-Farabi av., Almaty, Kazakhstan 050040; Aliya.Aktymbayeva@kaznu.kz
Gulzhan R. Aizholova, Magister, Lecturer, Al-Farabi Kazakh National University; 71 Al-Farabi av., Almaty, Kazakhstan 050040; aizholova.gulzhan@gmail.com