Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ / РЕСУРСЫ / РАЗВИТИЯ / ТУРИЗМ / ТАДЖИКИСТАН / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАСЕЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Муртазоев Уктам Исматович, Бобоев Неъматджон Давлатович

В статье раскрывается содержание предпосылок и ресурсов развития туризма в Таджикистане, в частности информационных, институциональных и др. Цель статтьи: Установлено, что 2020 г. в туристской и смежных с ней сферах услуг трудилось от 13,1 до 13,9 тыс. чел. занятого в экономике страны населения. Описана ситуация с подготовкой кадров в сфере туризма и созданными к 2020 г объектами размещения туристов. Анализируя данную проблему авторы излагают, что один из главных социально-экономических показателей отношения государства к отрасли развития туризма является уровень его финансирования. Исследуя данную проблему согласно нормативно - правовых норм отмечается, что моментом начала активного системного развития туризма можно считать 2014 год, когда постановлением Правительства Республики Таджикистан была принята «Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2015 - 2017 годы». В вводной части документа прямо говорилось, что «раздел туризма как новое явление экономики оценивается одним из высоко прибыльным её направлением в современном мире». В связи с этим данной отрасли будет уделяться пристальное внимание. В статье продемонстрированно рисунки в которых показано статистические данные финансирование сферы туризма в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO - ECONOMIC PREREQUISITES AND RESOURCES FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article reveals the content of the prerequisites and resources for the development of tourism in Tajikistan, in particular informational, institutional, etc. It is established that in 2020, from 13.1 to 13.9 thousand people worked in the tourism and related service sectors. population employed in the country's economy. The situation with the training of personnel in the field of tourism and tourist accommodation facilities created by 2020 is described. Analyzing this problem, the author states that one of the main socio-economic indicators of the attitude of the state to the tourism development industry is the level of its financing. According to the results of the stady: Investigating this problem in accordance with legal norms, it is noted that 2014 can be considered the moment of the beginning of the active systemic development of tourism, when the “Tourism Development Program in the Republic of Tajikistan for the period 2015-2017” was adopted by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan. In the introductory part of the document, it was directly stated that "the section of tourism as a new phenomenon of the economy is assessed as one of its highly profitable areas in the modern world." In this regard, this industry will be given close attention.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

_11ЛМ\О11 ГЕОГРАФЙ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ_

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

МУРТАЗОЕВ УКТАМИСМАТОВИЧ,

доктор географических наук, профессор кафедры физическая география Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни БОБОЕВ НЕЪМА ТДЖОН ДАВЛА ТОВИЧ, старший преподаватель кафедры география и туризма Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, Тел. (+992) 985375144, E-mail: [email protected];

В статье раскрывается содержание предпосылок и ресурсов развития туризма в Таджикистане, в частности информационных, институциональных и др.

Цель статтьи: Установлено, что 2020 г. в туристской и смежных с ней сферах услуг трудилось от 13,1 до 13,9 тыс. чел. занятого в экономике страны населения. Описана ситуация с подготовкой кадров в сфере туризма и созданными к 2020 г объектами размещения туристов. Анализируя данную проблему авторы излагают, что один из главных социально-экономических показателей отношения государства к отрасли развития туризма является уровень его финансирования.

Исследуя данную проблему согласно нормативно - правовых норм отмечается, что моментом начала активного системного развития туризма можно считать 2014 год, когда постановлением Правительства Республики Таджикистан была принята «Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2015 - 2017 годы». В вводной части документа прямо говорилось, что «раздел туризма как новое явление экономики оценивается одним из высоко прибыльным её направлением в современном мире». В связи с этим данной отрасли будет уделяться пристальное внимание.

В статье продемонстрированно рисунки в которых показано статистические данные финансирование сферы туризма в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: предпосылки, ресурсы, развития, туризм, Таджикистан, финансирование, туристская инфраструктура, население, подготовка кадров.

SOCIO - ECONOMIC PREREQUISITES AND RESOURCES FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN.

MURTAZOEV UKTAMISMATOVICH,,

Doctor of Geography, Professor of the Department of Physical Geography of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini;

BOBOEV NEMATJON DA VLATOVICH, Senior Lecturer of the Department of Geography and Tourism of the Kulob State University named after A. Rudaki.

Phone: (+992) 985375144 E-mail [email protected];

The article reveals the content of the prerequisites and resources for the development of tourism in Tajikistan, in particular informational, institutional, etc.

It is established that in 2020, from 13.1 to 13.9 thousand people worked in the tourism and related service sectors. population employed in the country's economy. The situation with the training of personnel in the field of tourism and tourist accommodation facilities created by 2020 is described. Analyzing this problem, the author states that one of the main socio-economic indicators of the attitude of the state to the tourism development industry is the level of its financing. According to the results of the stady: Investigating this problem in accordance with legal norms, it is noted that 2014 can be considered the moment of the beginning of the active systemic development of tourism, when the "Tourism Development Program in the Republic of Tajikistan for the period 2015-2017" was adopted by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan. In the introductory part of the document, it was directly stated that "the section of tourism as a new phenomenon of the economy is assessed as one of its highly profitable areas in the modern world." In this regard, this industry will be given close attention.

The article demonstrates drawings that show statistical data on financing the tourism sector in the Republic of Tajikistan.

Keywords: prerequisites, resources, development, tourism, Tajikistan, financing, tourism infrastructure, population, training.

ЗАМИНАЛО ВА ЗАХИРА^ОИ ИЧТИМОИ - ЩТИСОДИИ РУШДИ ТУРИЗМ ДАР ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН

МУРТАЗОЕВ УКТАМИСМАТОВИЧ,

доктори илм%ои географи, профессори кафедраи географияи табиии Донишго%и давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни. БОБОЕВ НЕЪМА ТЦОН ДАВЛА ТОВИЧ, саромузгори кафедраи география ва сайё%ии Донишго%и давлатии Кулоб ба номи А.Рудаки.

Тел. (+992) 985375144, E-mail: [email protected];

Дар мацола мундарицаи заминало ва захира%ои рушди туризм дар Тоцикистон ошкор карда шудааст. Аз цумла захира%ои иттилооти ва институтсионали.

Муайян карда шудааст, ки дар соли 2020 дар самти туризм ва со%а%ои хизматрасонии ба он наздик аз 13,1 то 13,9 %аз. нафар ахолии ицтисодии мамлакат машгул буданд.

Дар баробари ин вазъи тайёркунии мутахасисон дар со%аи туризм, ташкили объект%ои сайё%и ва цобацогузории сайё%он дар соли 2020 баён карда шудааст. Мушкилоти мазкурро та%лил намуда муаллифон цайд менамоянд, ки яке аз нишонди%анда%ои му%ими ицтисоди -ицтимоии, ин муносибати давлат ба сат%и молиякунонии со%аи сайё%и ба %исоб меравад. Дар асоси санад%ои меъёри - %уцуци мавзуъ дида баромада шуда, цайд мегардад, ки огози давраи фаъоли рушди туризмро соли 2014 шуморидан мумкин аст. Дар ин давра бо царори Хукумати Цум^урии Тоцикистон «Барномаи рушди туризми Цум^урии Тоцикистон барои сол%ои 2015 - 2017» цабул гардид. Дар цисмати муцаддимавии ин %уццат гуфта мешавад, ки «туризм %амчун падидаи нави ицтисодии даромаднок дар самти ицтисодиёти муосир мебошад». Бинобар ин ба ин со%а диццати цидди дода мешавад.

Дар мацола расму цадвал%о оварда шудааст, ки дар он маълумот%ои омории молиякунонии со%аи туризми Цум^урии Тоцикистон нишон дода шудааст.

Главными факторами развития туристической отрасли и туристских дестинаций является наличие у них туристских ресурсов. Их наличие дает возможность сформировать отрасль туризма в дестинации и получить от нее эффективную отдачу Социально-экономические ресурсы туристской дестинации объединяют в себе и понятие туристских ресурсов и ресурсов развития туризма.

Социально-экономические туристские ресурсы территории определяются как совокупность объектов и явлений антропогенного характера, которые необходимы для наиболее эффективного развития индустрии туризма в регионе [1].

Социально-экономические рекреационно-туристские ресурсы являются особым видом ресурсов, поскольку, напрямую зависят от состояния экономики и рынка. Исследователи делят их на три большие основные группы:

• инфраструктурные ресурсы,

• финансово-инвестиционные

• трудовые активы [2].

В более расширенном виде типология социально-экономических ресурсов выглядит следующим образом[3]:

• информационные ресурсы

• трудовые и образовательные ресурсы

• финансовые ресурсы

• материальные ресурсы

• управленческие ресурсы

• инфраструктура туризма.

В качестве примера раскраски содержание информационных ресурсов они подразумевают под собой ту информацию, которую получает турист о дестинации в различный период времени. Помимо информационные ресурсы включают в себя целый перечень отдельных компонентов, составляющих их полный комплекс (рис. 1)

Рисунок 1 - Комплекс факторов понятия информационных ресурсов дестинации

На положение в отрасли туризма, как в Таджикистане, так и во всем мире, резким и отрицательным образом повлияла общая ситуация с пандемией вируса СОУШ-19 в 2019 г. Фактор возрастающего заболевания ударил по всей туристкой отрасли в мире, разделив существующую в ней ситуацию на до и после. В связи с этим, ряд анализируемых нами показателей мы можем рассматривать как перспективные.

Одним из главных социально-экономических показателей отношения государства к отрасли развития туризма является уровень его финансирования. Моментом начала активного системного развития туризма можно считать 2014 г, когда постановлением Правительства РТ была принята «Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2015 - 2017 гг». В вводной части документа прямо говорилось, что «раздел туризма как новое явление экономики оценивается одним из высокоприбыльным её направлением в современном мире» [4]. В связи с этим данной отрасли будет уделяться пристальное внимание.

На тот период на территории страны уже были созданы несколько международных туристических зон, построены гостиницы и коммерческие центры, что привело к увеличению числа иностранных туристов. Но, были выявлены и существенные недостатки, которые требовали реформы туристской отрасли с целью сдвигов туризма в социально-экономическом развитии страны. Среди означенных недостатков были выделены: не должным образом использование туристских запасов страны, недостаточно созданы благоприятные условия для туристов [4].

Руководство страны выделило несколько ключевых направлений, финансирование которых позволило бы положительно повлиять на развитие туризма в стране. Этими направлениями были:

• развитие системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности;

• маркетинг, продвижение национального туристского продукта и информационное обеспечение туризма;

• повышение квалификации кадров и научно-методическое обеспечение сферы туризма;

• обеспечение безопасности туристов;

• экологический туризм [4; 5].

Темпы и процесс финансирования означенных направлений из бюджета республики и других источников, выглядит следующим образом (рис. 2).

1564

2020 ^Цб_ 230 , 1445

2019 2018 2017 2016 2015

1564 _

36 230 1351

~15'

64

31 230 1239

. „ 60

8 91П

32 210 1132 ■8 60 _,

32 215 1037

| 8 60 ^_

28 215 957

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600

□ Экотуризм

□ Безопасность

□ Повышение квалификации

□ Маркетинг

□ Государственное регулирование

Рисунок 2 - Показатели финансирования направлений развития туризма в РТ,тыс. сомони (4, 5)

Общую картину развития показателей финансирования туристической отрасли в Республике Таджикистан из бюджетных и других источников можно проследить следующим образом (рис. 3).

Рисунок 3 - Показатели финансирования туризма в РТ, тыс. сомони (4 и 5)

Анализируя социально - экономические показатели, продемонстрированные на рисунках 2 и 3, хотелось бы отметить следующее. Руководство страны действительно обратило внимание на развитие туристской отрасли, как важного фактора экономического роста. Это выражается в ежегодном увеличении финансировании отрасли с 1268 тыс. сомони в 2015 до 1845 тыс. сомони в 2020 г. То есть общее финансирование за шесть лет увеличилось на 45.5%.

Однако, распределение финансов по ключевым направлениям развития отрасли происходило не равномерно. Вторым по финансированию направлением развития отрасли является подготовка квалифицированных кадров. Но несмотря на то, что показатели выделения денежных средств на данную позицию и занимают второе место, на протяжении шести лет данный показатель изменился в большую сторону всего на 6.5%.

Также и экотуризм, хотя и занимает третью строчку финансирования отрасли туризма со значением в 64 тыс. сомони по состоянию на 2020 г, с 2015 г эта сумма возрасла всего лишь на 6.7%.

Есть и другая сторона вопроса. Направление развития системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности, куда входят такие области сфер деятельности, как организация диалога и государственно-частного партнерства в области туризма, стандартизация деятельности санаторий, гостиниц, пансионатов, домов отдыха и других туристских местностей на местах, строительство остановок для туристов с пунктами

быстрого питания, туалетами, душевыми комнатами, местами отдыха и др., постоянное обеспечение хорошего санитарно-эпидемиологического состояния инфраструктуры регионов и туристских магистралей, принятие мер для развития внутреннего туризма во всех городах и районах с привлечением отечественных и зарубежных специалистов с целью организации не менее 10 туристических маршрутов и т.д., хотя и увеличилась за шесть лет на 99%, но занимает третью из пяти представленных выше позиций.

Это же относится и к вопросам обеспечения безопасности туристов, финансирование которых за рассматриваемый период на 47%, занимает последнюю строчку из пяти.

Представленные данные говорят о том, что ключевым направлением поддержки развития отрасли туризма в Таджикистане, на которое выделяется более всего финансирования, является маркетинг, продвижение национального туристского продукта и информационное обеспечение туризма. Выделение средств на это направление является самым высоким и их рост за шесть лет составил 33%.

С целью развития туризма, особенно инфраструктуры отрасли, было налажено сотрудничество с международными финансовыми институтами. Привлечены грантовые средства Всемирного Банка на сумму 15 млн. долларов США в рамках проекта «Развитие сельской экономики». Помимо этого, привлекались средства Азиатского банка развития для реализации проекта «Развитие туризма» на сумму 10 млн. долларов США [6].

Удельный вес доходов от отрасли туризма в структуре ВВП Таджикистана до 2019 г. составлял около 2 - 2.5% (230-250 млн. долларов США) [10]. В связи с пандемией, в 2020 году, это значение снизилось до 1% (около 72 млн. долларов США) [10]. Однако, согласно имеющихся допандемийных программ и планов развития данной отрасли экономики, которые остались актуальны и на данный момент, долю туристской отрасли экономики в ВВП страны планируется увеличить до 5%. Косвенный вклад отрасли в другие сектора экономики рассматривается на уровне 15% [7].

Движущей силой реализации развития сферы туризма на территории дестинаций является непосредственно население, составляющее основу трудовых ресурсов, занятых в означенной экономической области.

Согласно данных Агентства по статистике при Президенте РТ, с 1992г численность населения страны увеличилась на 65.8% и по состоянию на 2019г составила 9 млн. 126 тыс. 600 человек. Из них только 26.3% проживают в городах. Подавляющее число жителей страны являются сельскими [8].

Согласно данных Агентства по статистике при Президенте РТ по состоянию на 2017 г численность трудовых ресурсов в стране достигло около 5 млн. 326 тыс. человек. Из них 46.2% составляет экономически активное население. Однако процент занятого в экономике населения из числа трудоспособного составляет 45.2% или 2 млн. 407 тыс. человек [9].

Из означенного числа занятого в экономике Таджикистана населения в гостиничном и ресторанном бизнесе на означенный период времени были заняты 0.65%. В смежных, но значимых для отрасли туризма, таких как транспортная сфера, связь, других организациях сектора услуг занято еще около 1.8% экономически занятого населения [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что, учитывая ряд других показателей рынка труда в РТ, по состоянию на 2020 г в туристской и околотуристкой сфер экономической деятельности страны трудятся от 13,1 до 13,9 тыс. чел. занятого в экономике страны населения.

При этом, по данным того же агентства, по состоянию на январь - июнь 2020 г общее количество работников именно субъектов сферы услуг туризма составляло 3932 чел [10]. Из этого можно сделать вывод, что непосредственно в сфере туризма в республике трудятся около 0.2% экономически занятого населения страны.

Интересно проанализировать динамику изменения численности, занятых в отраслях гостиничного и ресторанного бизнеса населения республики (рис. 4).

18 16 14 12

9,8

15,6

10 7,4 7."

8 6 4 2 0

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 4 - Темпы роста количества населения РТ, занятого в гостиничной и ресторанной сферах услуг, тыс. чел. (разработано автором на основе источника 9)

На представленном графике видно перманентно увеличивающееся количество людей, занятых в означенных сферах услуг.

Как отмечалось выше, в вопросах развития сферы туризма и дестинаций важную роль играет не только население, в них занятое, но, в первую очередь, количество профильных специалистов, подготовленных для данной работы. Ведь именно получившие профильное образование специалисты формируют управленческие ресурсы туристской отрасли в стране.

На текущий момент на территории РТ функционирует около 20 учебных заведений специального и высшего образования, в которых готовят специалистов в сфере туризма и услуг. Однако, несмотря на значительное количество учебных заведений, статистические данные по подготавливаемым профильным специалистам сферы туризма являются достаточно отрывочными и фрагментарными, что затрудняет их анализ.

По статистическим данным, в 2015-2016 уч. году количество выпускников по специальностям туризма и гостеприимства в высших профессиональных учебных заведениях страны составило 291 чел. Данных по тем же специальностям в учебных заведениях среднего профессионального образования нет [9].

В 2016-2017 уч. году учебные заведения среднего профессионального образования Республики Таджикистан выпустили всего 15 студентов по специальностям в сфере туризма и гостеприимства. В тот же год выпускниками вузов страны по той же специальности стали 295 чел.. В рассматриваемый период по направлениям, связанным с туризмом и гостиничным бизнесом в средне-профессиональных учебных заведениях Таджикистана обучались 94 чел., а в высших профессиональных учебных заведениях 1330 чел. [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2017-2018 уч. году из средне-профессиональных учебных заведений Таджикистана выпустилось 55 специалистов в направлении специализации туризма и гостеприимства, а в вузах эта цифра составил 240 чел. [9].

Судя по данным Агентства по статистике при Президенте РТ, в 2021-2022 гг. приема студентов на специальности туризма и гостиничного бизнеса, а также выпусков студентов по тем же специальностям, в рамках среднего профессионального образования не было. Также отсутствуют данные и по количеству студентов, проходящих обучение по означенным направлениям в данном классе учебных заведений. Одновременно с этим, в тот же учебный год в вузах страны по туристским направлениям профессиональной деятельности обучалось 1538 чел. Выпуск специалистов по данным специальностям составил 558 чел. [12].

Общая тенденция подготовки специалистов в области туризма и гостеприимства в учебных заведениях РТ выглядит следующим образом (рис. 5)

600 558

500

400

291 295

300 24<^

200

100 55

0 0 15 —0

2015-2016 2016-2017 2017-2018 2021-2022

уч. год уч.год уч. год уч. год

-Средние спец. учеб. заведения (чел.)

-Высшие проф. учеб заведения (чел.)

Рисунок 5 - Подготовки специалистов в области туризма и гостеприимства в учебных заведениях РТ, чел. (разработано автором на основе источников 9, 11, 12)

Таким образом, за шесть лет число студентов, обучающихся специальностям в области туризма и гостеприимства в вузах РТ увеличилось на 15.6%. Но число выпускников соответствующих направлений возросло на 89%. Это говорит о росте популярности рассматриваемых специальностей среди молодежи и увеличении числа вузов, готовящих таких специалистов. Однако, стоит констатировать, что исходя из статистических данных, в республике прекратилась подготовка специалистов в области туризма и гостеприимства на уровне средних профессиональных учебных заведений.

Непосредственно инфраструктура туризма представлена в Таджикистане следующими цифрами. По состоянию на 2020 г в республике функционировало 188 гостиниц (с учетом гостиниц, принадлежащих индивидуальным предпринимателям), из которых 5 -пятизвездочных, 15 - четырехзвездочных, 23 - трехзвездочных, 5 - двухзвездочных, 4 -однозвездочных и 136 гостиниц без степеней.

За этот период также оказывали услуги 26 хостелов и мотелей, 45 санатории, 8 курортно - оздоровительных центров, 10 дом - отдыхов, 1 пансионат, 1 кемпинг и 4 турбазы. Общая количество работников субъектов сферы услуг туризма составляло 3932 чел, а выручка субъектов сферы услуг туризма составляло 87197,4 тыс. сомони [10].

Таким образом мы видим значительные социально-экономические предпосылки и ресурсы, имеющиеся в распоряжении РТ для развития туристских дестинаций.

Их задействование может интенсифицировать развитие сферы услуг экономики РТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шернина, И.С. Социально-экономические ресурсы развития туризма в Рязанской области / И.С. Шернина // Проблемы региональной экологии - 2021. - №1. - С. 55 - 60. [1]

2. Ердавлетов, С.Р. География международного туризма: учебное пособие для изучения курса «География международного туризма» / Ердавлетов С.Р., Алиева Ж.Н. — Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2013. — 273 с. [2]

3. Туристский потенциал Вологодской области (на примере Белозерского района). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://studbooks.net/677794/turizm/sotsialno_ekonomicheskie_resursy_turizma. [3]

4. Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2015-2017 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 декабря 2014 года, № 738. [4]

5. Программа развития туризма в Республике Таджикистан на период 2018-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2018 года, № 80. [5]

6. Туризм. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://stat.ww.tj/files/turizm.pdf. [6]

7. Абдугаффорзода, Н.А. О системе государственной политики в области туризма Республики Таджикистан / Н.А. Абдугаффорзода. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// е-а8.ш1Ъ/соорегайоп/3013/79266/. [7]

8. Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2019 года / под ред. Г.К. Хасанзода // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2019. - 53 с. [8]

9. Рынок труда в Республике Таджикистан / под ред. Г.К. Хасанзода // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2017. - 298 с. [9]

10. Статистика туризма за девять месяцев 2020 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://stat.ww.tj/pages/statistika_turizma_za_9_mesacev_2020_goda.pdf. [10]

11. Образование в Республике Таджикистан / под ред. Г.К. Хасанзода // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2017. - 102 с. [11]

12. Образование в Республике Таджикистан / под ред. Г.К. Хасанзода // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2022. - 115 с. [12]

УДК.582.734 (735.3) ТУРИСТИЧЕСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСКАНДАРКУЛЬСКОГО ЗАКАЗНИКА

МИРЗОЕВ ХОДЖААБДУЛАЗИЗ МИРЗОСОЛИХОВИЧ,

докторант PhD кафедрры биология Кулябского государственного университета им.

А.Рудаки, Адрес: г. Куляб улица С. Сафаров 16 Тел: (+992) 205555514 МАМАДРИЗОХОНОВ АКБАР АЛИХОНОВИЧ, Доктор биологических наук, кафедры профессор Хорогского государственного университета им.М.Назаршоева Тел: (+992) 919487591

В статье представлены сведения о туристско-рекреационной возможности Искандеркульского заказника.

Цель статьи: показано, что благодаря наличию на этой территории богатых туристско-рекреационных ресурсов, природа заказника имеет прекрасную возможность для развития различных разновидностей туризма. Установлено, что к настоящему времени уровень использования уникальных природно-рекреационных ресурсов Искандеркульского заказника недостаточно высок, что объясняется множеством объективных и субъективных причин.

По результатам исследования: В целях эффективного решения туристско-рекреационной деятельности на территории заказника предложены необходимые рекомендации. Полученные в ходе исследования экспериментальные материалы могут служить основой для разработки теоретических и практических положений, которые смогут в значительной степени способствовать усилению научной основы развития эффективно функционирующей туристско-рекреационной отрасли на территории заказника Искандеркуль в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова. Туризм, рекреация, заказник, инфраструктура, потенциал.

TOURIST AND RECREATION OPPORTUNITIES OF THE ISKANDERKUL RESERVE

MIRZOEV KHOJAABDULAZIZ MIRZOSOLIHOVICH,

doctoral student PhD Kulyab State University. A. Rudaki.

MAMADRIZOKHONOV ABUBAKR ALIKHONOVICH,

Doctor of Biological Sciences, Professor of the Khorog State University named after M. Nazarshoev.

Phone: (+992) 205555514; (+992) 919487591

The article presents information about the tourist and recreational opportunities of the Iskanderkul reserve.

Purpose of the article:It is shown that due to the presence of rich tourist and recreational resources in this territory, the nature of the reserve has an excellent opportunity for the development of various types of tourism. It has been established that by now the level of use of the unique natural and recreational resources of the Iskanderkul

According to the results of the study: Reserve is not high enough, which is explained by many objective and subjective reasons. In order to effectively address the tourist and recreational activities on the territory of the reserve, the necessary recommendations are proposed. The experimental materials obtained in the course of the study can serve as the basis for the development of theoretical and practical provisions that can greatly contribute to strengthening the scientific basis for the development of an efficiently functioning tourist and recreational industry on the territory of the Iskanderkul reserve in a market economy.

Keywords. Tourism, recreation, reserve, infrastructure, potential.

ИМКОНИЯТХОИ ТУРИСТИ ВА ИСТИРОХАТИИ МАМНУЪГОХИ «ИСКАНДАРКУЛ»

МИРЗОЕВ ХО ЦААБДУЛАЗИЗ МИРЗОСОЛИХОВИЧ,

докторант (PhD) -и кафедраи биологияи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.