УДК 338.222 332.1 DOI: 10.14258/epb2019103
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ
В. В. Маликова
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Статья посвящена оценке персонала предпенсионного возраста как ресурса развития региональной экономики. В последнее время в научной литературе широко распространенными становятся оценки ведущей роли человеческого капитала в современном социально-экономическом развитии. Ключевым параметром, определяющим развитие края, является уровень сформированного и накопленного человеческого капитала предпенсионеров, который следует оценивать, развивать и эффективно использовать, а при его оценке — учитывать специфические условия формирования индивидов в рамках рассматриваемых моделей экономического человека. Дан анализ основных признаков моделей человека с позиций экономической теории, предложена модель современного предпенсионера, обоснована необходимость при оценке человеческого капитала предпенсионеров рассматривать влияние на его формирование экономических систем хозяйствования, соответствующих периодам трудовой деятельности. В процессе исследования применены методы анализа специальной и тематической литературы, законодательных и нормативных источников, системной обработки, анализа и визуализации данных.
Ключевые слова: экономическая модель человека, человеческий капитал предпенсионеров, экономическая система хозяйствования, трудовая деятельность, рыночная экономика, экономический рост региона, национальные и региональные проекты.
SOCIO-ECONOMIC PRECONDITIONS FOR THE FORMATION OF PRE-RETIREMENT HUMAN CAPITAL
V. V. Malikova
Altai State University (Barnaul, Russia)
The article focuses on pre-retirement age employee's assessment as a development resource of regional economy. Recently, assessments of the leading role of human capital in modern socio-economic development have become widespread in the scientific literature. The key parameter that determines the development of the region is the level of formed and accumulated human capital of pre-retirees, which should be evaluated, developed and effectively used, and when evaluating it, it is necessary to take into account the specific conditions for the formation of individuals within the framework of the considered models of economic human. The article analyzes the main features of human models from the standpoint of economic theory, offers a model of a modern pre-pensioner, and justifies the need to consider the impact of economic systems of management corresponding to the periods of labor activity when assessing the human capital of pre-retirees. During there search the following methods were used: the analysis of special and thematic literature, legal and regulatory sources, system processing, data analysis and visualization.
Keywords: economic human model, pre-retirement human capital, economic management system, labor activity, market economy, regional economic growth, national and regional projects.
овая образовавшаяся категория лиц — работающих предпенсионеров — требует внимательного изучения их роли в разви-
тии регионов и страны путем детального анализа особенностей социально-экономического поведения с позиций экономической теории.
О важности решения поставленной проблемы в Алтайском крае говорит тот факт, что доля этой категории в общей численности трудоспособного населения региона на начало 2019 г. — срока выхода Закона Российской Федерации о выделении особой категории лиц предпенсионного возраста — составила 12,56%.
Поскольку человеческий капитал работающих предпенсионеров является важной составляющей развития региона, возникает потребность его эффективного использования посредством создания экономических моделей и механизмов управления.
На предварительной стадии исследования определяющее значение имеет глубинное изучение нового явления — экономического поведения работающих предпенсионеров — на основе привлечения основных положений экономической теории. В данном случае в качестве базовой модели предлагается использовать парадигму экономического человека [1].
Современные модели поведения экономического человека построены на основе глубокого понимания природы его формирования. Они учитывают разнообразие человеческих личностей и включают наряду с мотивами и целями экономической активности ряд факторов социального характера — физические, психологические и интеллектуальные возможности индивидуума.
В свою очередь, при анализе человеческого капитала работников предпенсионного возраста целесообразно опираться на базовый принцип, так называемый «постулат» поведения экономического человека, сущность которого заключается в «рациональном поведении человека, в основе которого лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов» [1, 2]. Такой подход особенно важен для государственной экономической политики при планировании национальных и региональных проектов, а также прогнозировании их последствий в условиях рынка.
Поскольку современная российская экономика находится на стадии развивающихся рыночных отношений, с одной стороны, особый интерес для исследования представляет смешанная модель поведения «социально-индивидуального человека», в наиболее полной мере отражающая сегодняшние позиции страны в мировом сообществе. Этой модели присуща информированность индивида об окружающем мире, его высокий общеобразовательный и культурный уровень и потребность в свободе самовыражения. Для нее характерна и значимость реализации не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. С другой стороны, следует учитывать и исторические условия, в ко-
торых формировался человеческий капитал пред-пенсионеров.
Первая модель характеризуется раздвоенностью экономического поведения индивида, в главном определяемого стремлением к личному благосостоянию. Но и во второй модели при гарантированном трудоустройстве имеет место иждивенчество, а труду на государство противопоставляется труд на себя. И при советском строе индивид стремился уменьшить свои затраты и увеличить выгоду, то есть рациональное экономическое поведение человека имело место. Таким образом, при исследовании поведения человека предпенсионного возраста необходимо рассматривать одновременно историческую модель экономической школы со свободной конкуренцией и вмешательством государства, представляющую развивающуюся рыночную экономику, и специфическую модель ушедшей эпохи «советский экономический человек» (табл. 1). В последнем случае при гарантированном труде и уравнительном распределении благ имеет место бескорыстное отношение и взаимная поддержка в коллективе, обмен информацией, навыками и опытом. В трудовых коллективах формируются условия для развития и реализации творческих способностей, а отсутствие возможности создания материального и денежного капиталов создают преимущественно моральную мотивацию к повышению производительности труда.
В этой ситуации формируются такие ценности, как «патриотическое служение», «трудовой героизм, не требующий ничего взамен», а именно эти нематериальные составляющие культурного капитала являются важным мотивирующим фактором в трудовой деятельности, без которых невозможна продуктивная инновационная деятельность [3].
Создавая модель экономического предпенсионе-ра, целесообразно рассматривать не просто модели исторической школы и «советский экономический человек», а некое их наложение, учитывая дополнительно и самобытность российского общества. Так, исторически мотивационным фактором к экономической деятельности в России всегда выступало «служение общественному и государственному идеалам» [3-5]. Учитывая вышеизложенное, автор предлагает модель российского предпенсионера (табл. 2).
Предложенная модель носит в целом абстрактный характер, тем не менее она отражает в общей форме основные параметры, присущие работающим предпенсионерам. Объективным же фактором является то, что люди предпенсионного возраста обладают человеческим капиталом, который следует оценивать, развивать и эффективно использовать, а при его оценке учитывать специфические условия формирования индивидов в рамках рассматриваемых моделей экономического человека.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных признаков моделей человека с позиций экономической теории [1]
Модель «homoeconomicus' Модель исторической школы Модель «социально-индивидуального человека» «Советский экономический человек»
Экономическая система — простая совокупность хозяйствующих субъектов без воздействия государства, рынка, свободная конкуренция. Труд не гарантирован Свободная конкуренция с вмешательством государства. Труд не гарантирован Рыночная экономика. Труд не гарантирован Командно-административная система хозяйствования. Труд гарантирован
Мотивация — эгоистический, материальный, денежный интерес Стремление к материальным, денежным благам, элементы психологического характера (престиж, традиции и т. д.) Реализация не только материальных, но и духовных потребностей (удовлетворение от труда, социальная значимость, сложность труда и др.) Раздвоенность мотивации: работа на себя — личное благосостояние, работа на государство — минимизация труда, контроля со стороны чиновников, моральное удовлетворение
Мотивация к увеличению производительности труда — материальная Материальная Материальная Моральная
Особенности — Не терпит воздействия извне, необходимость выбирать альтернативные способы использования благ, необходимость и способность выбора. Можно строить прогнозы Затруднено достижение цели, выраженный групповой интерес, стремление самоорганизации в группы с общими интересами Динамизм потребностей (в свободе самовыражения, связей с другими людьми, выбора религии, культуры, взглядов). В основе демократические и плюралистические принципы с развитыми межгрупповыми связями Труд на государство с жесткими ограничениями и уравнительностью распределения, господствуют иждивенческие настроения. Труд на государство — неэффективен. Труд на себя — рационализация трудовых затрат, поиск информации, контактов, групповой эгоизм
Интеллект — уровень интеллекта и компетентности достаточный для реализации целей в условиях свободной конкуренции Несовершенство интеллекта, недостаточная информированность хозяйствующих субъектов, зависимость от привычек, эмоций, религиозных установок Высокая информированность об окружающем мире, общеобразовательный и культурный уровни Информированность недостаточная, интеллект используется специфически (обезопасить от контроля чиновников, обмана)
Постулат — рациональное поведение человека Ограниченная рациональность Рациональное поведение человека Рациональное поведение в сферах работы «на себя»
Таблица 2
Модель российского предпенсионера
Экономическая система Мотивация Информированность, интеллект Особенности Постулат
Развивающаяся рыночная экономика с вмешательством государства, труд частично гарантирован (вмешательством государства) Материальный, денежный и моральный интерес Высокая информированность об окружающем мире,высокий уровень интеллекта, культуры и профессионализма на базе развитых творческих способностей Стремление к передаче накопленного опыта, знаний, стремление к освоению новых коммуникаций, обостренное чувство справедливости Рациональное поведение человека
Важно также учитывать влияние на формирование человеческого капитала продолжительности трудовой деятельности предпенсионеров в разных экономических системах, то есть в командно-административной системе и современной — развивающейся рыночной.
На длительность процесса формирования человеческого капитала, особенно культурной его составляющей, справедливо указывает В. Радаев, отмечая, что этот капитал «не отчуждаем от человека, и передается ему не механически, как вещь в результате разового акта обмена, а транслирует-
ся в относительно длительном процессе воспитания и социализации» [6, с. 25]. Поэтому при рассмотрении экономических условий формирования человеческого капитала предпенсионеров, важно рассмотреть наложение моделей соответствующих экономических систем с учетом возрастных границ отнесения к категории граждан предпенсионного возраста [7]. Так, для мужчин, рожденных в 1959 г. и начавших трудиться в 1975 г. в 16-летнем возрасте, трудовая деятельность приходится на период до 1991 г., то есть до перехода к рыночной экономике, и составляет 16 лет и 24 года — в условиях рыночной экономики.
Следовательно, трудовое поведение, мотивация, сформированные в командно-административной системе, будут являться базовой составляющей в дальнейшем развитии человеческого капитала уже в рыночной экономике. С увеличением же года рождения периоды трудовой деятельности в названных экономических системах сдвигаются вправо, то есть количество трудовых лет в командно-административной системе уменьшается, следовательно, изменяется и влияние ее на процесс формирования человеческого капитала (рис.).
Рис. Соотношение продолжительности трудовой деятельности в командно-административной и рыночной системах хозяйствования в зависимости от года рождения предпенсионеров (мужчин)
В завершение следует отметить особо значимые качества человеческого капитала, накопленные предпенсионерами за все предшествующие годы трудовой деятельности и укладывающиеся в рамки предложенной модели. К ним необходимо отнести ответственное отношение к выполняемой работе, высокую квалификацию и профессиональные навыки, стремление к творческому характеру труда и развитые творческие способности. Особо следует выделить естественное стремление предпенсионеров передать приобретенные знания, умения и навыки молодому поколению. Духовная потребность в итоге реализуется в обретении самоуважения и уважения окружающих [8]. Общепризнанным можно считать и утвержде-
ние, что людей старших возрастных групп отличает высокая мотивация к труду и стремление к стабильности [9, 10].
Таким образом, предложенная современная экономическая модель российского предпенсио-нера является сложной комбинацией базовых моделей экономического человека и человеческого капитала, включающей факторы социально-психологического характера и особенности исторического развития страны. Модель позволяет глубже понять природу человеческого капитала работников предпенсионного возраста, что в дальнейшем позволит проводить исследования по его качественной оценке и эффективному использованию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Чепурина М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: учебное пособие. Киров, 1995. 624 с.
2. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. 444 с.
3. Быченко Ю. Г. Модернизация общества и качество человеческого капитала // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Социология. Политология. Вып. 2. С. 47-54.
4. Устиян И. Политэкономические принципы петровской эпохи // Экономист. 2006. № 3. С. 76.
5. Лапин Н. И. Как чувствуют себя и к чему стремятся граждане России // СОЦИС. 2003. № 6. С. 79.
6. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20-32.
7. Об отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста с 01.01.2019 года. URL: http:// www.pfrf.ru/branches/voronezh/news~2018/12/27/173579/ (дата обращения: 15.09.2020).
8. Маликова В. В. Человеческий капитал работников предпенсионного возраста как фактор экономического развития региона (постановка проблемы) // Экономика Профессия Бизнес. 2020. № 1. С. 84-89.
9. Ярушев С. А. Становление и развитие карьеры как кадровая технология управления персоналом // Общество, экономика, управление. 2018. Т. 3, № 1. С. 78-84.
10. Шестакова Е. Е. Трудовое право. «Занятость лиц старших возрастных групп: европейский опыт использования активных стратегий» // Трудовое право. 2006. № 11. С. 71-77.
REFERENCES
1. Chepurina M. N., Kiseleva E. A. Course of economic theory: textbook. Kirov, 1995. 624 p.
2. Heine P. Economic way of thinking. M., 1991. 444 p.
3. Bychenko Y. G. Modernization of society and quality of human capital // Saratov university news. 2008. Vol. 8. Ser. Sociology. Political science, Vol. 2. Pp. 47-54.
4. Ustyan I. Political economy principles of the Peter I epoch // Economist. 2006. №. 3. Pp. 76.
5. Lapin N. I. How Russian citizens feel and strive for] // SOCIS. 2003. №. 6. P. 79.
6. Radaev V. V. The concept of capital, forms of capital and their conversion // Economic sociology. 2002. Vol. 3. №. 4. Pp. 20-32.
7. About assignment of citizens to the category of persons of pre-retirement age since 01.01.2019. URL: http:// www.pfrf.ru/branches/voronezh/news~2018/12/27/173579/ (date of access: 15.09.2020).
8. Malikova V. V. Human capital of pre-retirement age employees as a factor of economic development of the region (problem statement)] // Economy, profession, business. 2020. № 1. Pp. 84-89.
9. Yarushev S. A. Formation and development of a career as a staff technology of staff management // Society, economy, management. 2018. Vol. 3, № 1. Pp. 78-84.
10. Shestakova E. E. Labor law. «Employment of older age groups: European experience in using active strategies' // Labor law. M., 2006. №. 11. Pp. 71-77.
Поступила в редакцию: 25.09.2020. Принята к печати: 23.10.2020.