Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ МУЖЧИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ МУЖЧИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЗАПАДНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ПРАВА МУЖЧИН / ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ / ГЕНДЕРНЫЙ ДИСБАЛАНС / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / WESTERN LIBERALISM / LEGAL STATUS / LEGAL RELATIONS / LAW ENFORCEMENT / SUBJECTIVE LAW / LEGAL DUTY / MEN'S RIGHTS / MILITARY CONSCRIPTION / GENDER IMBALANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грошев Сергей Николаевич, Саудаханов Марат Вильданович

В статье рассматривается актуальность проблематики гендерного неравенства в Российской Федерации с точки зрения общей теории права. Демонстрируются урезанный правовой статус мужчин в сфере социально-экономических прав и свобод в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS OF MEN IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the relevance of gender inequality in the Russian Federation from the point of view of the General theory of law. The article demonstrates the reduced legal status of men in the sphere of socio-economic rights and freedoms in Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ МУЖЧИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342; 35.071.3 ББК 67.041

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10178

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ МУЖЧИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Николаевич ГРОШЕВ, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук E-mail: groshev_sergej@mail.ru

Марат Вильданович САУДАХАНОВ,

доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук E-mail: viento del norte@bk.ru

Научные специальности: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве;

12.00.02 — конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблематики тендерного неравенства в Российской Федерации с точки зрения общей теории права. Демонстрируются урезанный правовой статус мужчин в сфере социально-экономических прав и свобод в России.

Ключевые слова: Конституция РФ, западный либерализм, правовой статус, правоотношения, правоприменение, субъективное право, юридическая обязанность, права мужчин, военная служба по призыву, гендерный дисбаланс.

Annotation. The article examines the relevance of gender inequality in the Russian Federation from the point of view of the General theory of law. The article demonstrates the reduced legal status of men in the sphere of socio-economic rights and freedoms in Russia.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, Western liberalism, legal status, legal relations, law enforcement, subjective law, legal duty, men's rights, military conscription, gender imbalance.

Ведя речь о социально-экономических правах и свободах человека, необходимо иметь в виду, что весь массив нормативных правовых актов регламентирует и защищает именно права и свободы человека, не акцентируя при этом внимания на существующем сегодня в Российской Федерации гендерном перекосе в таком регулировании и существующих проблемах в сфере правового статуса мужчин.

Традиционно к числу важнейших социально-экономических прав и свобод относятся свобода предпринимательства, право частной собственности и право на труд.

Конституция Российской Федерации1 предельно четко позиционирует Россию как государство социальное (ч. 1 ст. 7), т.е. такое, которое создает предпосылки, обеспечивающие достойную жизнь и духовное, интеллектуальное,

физическое и материальное развитие человека. Следует отметить, что речь здесь идет не о банальном государственном патернализме, а о создании равных возможностей для всех без исключения людей.

Если обратить внимание на нормы международного права, то в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека2 и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах3 основной целью государства, которое провозглашает себя социальным, является обеспечение такого уровня жизни, который будет достаточным для поддержания крепкого здоровья и материального благосостояния человека и его близких, находящихся на иждивении, даже в том случае, когда он окажется безработным, станет инвалидом, заболеет или выйдет на пенсию в связи

№ 4/2020

с возрастом, т.е. в любых случаях, когда он не сможет выступать полноправным участником трудовых отношений.

Иными словами, социальное государство берет на себя определенные обязательства по обеспечению равных возможностей и защиты тех категорий граждан, которые утратили способность трудиться по независящим от них обстоятельствам.

Главной детерминантой в обеспечении прав и свобод человека выступает механизм правового регулирования, и в первую очередь правоприменительная практика.

В настоящее время весь комплекс правовой защиты прав и свобод человека нуждается в развитии и совершенствовании, и прежде всего с позиции гендерного равенства. Обеспечение равных прав и обязанностей мужчин и женщин должно являться приоритетной задачей всякого государства, провозгласившего себя социальным.

Субъективное право заниматься коммерческой деятельностью выступает наиважнейшей формой выражения свободы человека в экономической сфере. Из этого субъективного права свободы экономической деятельности вытекает и право пользоваться ее плодами, а равно законными доходами после выплаты всех налогов и сборов, установленных законодательством. Однако проблема возникает тогда, когда мужчина, занимающийся, например, бизнесом, после развода обязан выплачивать алименты и содержать своих детей, которые в 90% случаев остаются со своей матерью. В связи с этим, выплачивая зачастую достаточно внушительные суммы бывшей супруге, он не может контролировать расходы алиментных выплат просто потому, что законодательством не предусмотрена процедура контроля над расходованием алиментов, являющихся, по сути, целевыми выплатами и которые должны тратиться исключительно в интересах детей.

Касательно вопросов частной собственности можно отметить, что, например, имущество, которое мужчина приобрел в браке, согласно Семейному кодексу РФ4 является совместной собственностью с супругой. Проблема в данном случае заключается в том, что заработок мужчины и женщины, находящихся в браке, может существенно различаться. Отсюда возникает оправданное стремление супругов защитить свои экономические интересы, для чего в законодательстве предусмотрен институт брачного договора. Этот достаточно логичный механизм ши-

роко практикуется в западных странах, однако в Российской Федерации работу его нельзя назвать полноценной, поскольку в суде брачный договор могут признать недействительным по причине того, что он существенно ущемляет права и интересы одной из сторон.

Согласно п. 2 ст. 44 Семейного кодекса РФ суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение. Однако суть брачного контракта в том и заключается, чтобы защитить права одного из супругов даже ценой существенного ущемления прав другого.

Заключение брачного договора — процедура добровольная, т.е. не является обязательной (посредством такой процедуры, в том числе, состоятельные мужчины и женщины получают юридическую возможность защитить себя от брачных аферистов). Следовательно, возможность судебного аннулирования брачного контракта выступает негативным фактором в защите прав человека в сфере права собственности.

Отметим, что основоположник западного либерализма Джон Локк обосновывал автономность права собственности, его независимости от государственной воли. Английский мыслитель предположил, что «собственность является естественным правом и до существования государства. При этом единственным условием для присвоения будет являться труд человека, и никакого дополнительного согласия тех, кто имеет общее право на предметы природы, не требуется»5.

Права и свободы человека в сфере трудового законодательства также требуют существенного пересмотра в аспекте гендерного равноправия.

Как известно, в законодательстве Российской Федерации нормативно установлена юридическая обязанность для мужчин проходить военную службу по призыву6, что нарушает принцип свободы труда.

И Конституция РФ (ч. 2 ст. 37), и целый рад международно-правовых актов запрещают принудительный труд. Однако отечественное законодательство допускает таковой при выполнении обязанностей военной службы.

Следует отметить, что именно военная служба по призыву является ярчайшим примером нарушения принципа свободы труда и тем самым демонстрирует нарушение прав мужчин, так как женщины в России служить по призы-

№ 4/2020

ву не обязаны. Таким образом, можно констатировать, что существующая сегодня воинская повинность для мужчин есть ни что иное, как правовая дискриминация последних.

В целом отношение отечественного законодателя к нуждам и чаяниям мужского населения достаточно пренебрежительное. Прикрываясь такой абстрактной категорией, как права человека, законодатель не акцентирует внимание на том, что человеком может быть как мужчина, так и женщина. И постоянно наделяя женщин теми или иными правами и привилегиями в сфере трудового права, пенсионного обеспечения, семейных правоотношений, медицинского обслуживания, уголовного права и др., законодатель существенно ущемляет права мужчин.

За последние два столетия мужчина потерял огромный массив своих прав, оставив в полной мере все обязанности, которые были сопряжены с прежним правовым статусом домохозяина, главы семьи, защитника Отечества. Не входя в подробности, можно сказать, что современный мужчина потерял классическую свободу, так как в ряде отраслей он является чем-то второстепенным по отношению к лицам женского пола (например, при устройстве воспитателем в детский сад, хотя запрета на прием на работу в дошкольные учреждения для лиц мужского пола нет).

Существует обеспечиваемая государством классическая триада, состоящая из трех компонентов:

1) личная свобода и неприкосновенность,

2) собственность и

3) безопасность.

Логически из этой триады удалить ничего нельзя, и лишь там, где есть этот minimum minimorum, есть правовая свобода. Помимо названных компонентов возможны иные права и свободы, и эта триада развивается по мере исторического прогресса правовой свободы, но свобода начинается тогда, когда достигается эта триада7.

В связи с этим возникает вопрос: какую личную свободу и неприкосновенность гарантирует государство именно мужчине? Почему именно (или только) мужчина обязан нести достаточно обременительную военную службу по призыву, ведь, например, в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) служат и мужчины, и женщины.

Далее, как мужчине защитить свою собственность в браке, если брачный контракт может быть аннулирован в суде? Мало того, в случае развода 90% решений суда передает несовершеннолетних детей матери вне зависимости от материального положения отца, что влечет алиментные выплаты, которые неподконтрольны плательщикам алиментов.

Какую безопасность от государства получает мужчина, если средняя продолжительность их жизни в России примерно на десять лет меньше, чем у женщин, и приблизительно равна возрасту выхода мужчин на пенсию?!

В общем и целом все эти вопросы являются риторическими, поскольку в настоящее время ни в одном нормативном правовом акте не упоминается такая правовая категория, как «права мужчин», что, безусловно, не способствует улучшению правового положения мужчин в Российской Федерации.

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Всеобщая декларация прав человека (принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от .12.1948 г.) // http://www.consultant.ru/document/ сопз_аос_ЪА,^_120805/

3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Пакт вступил в силу 03.01.1976 г. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 г. № 4812-УШ с заявлением. Вступил в силу для СССР с 03.01.1976 г.

4 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ / Настоящий Кодекс вводится в действие с 01.03.1996 г., за исключением положений, для которых настоящим Кодексом установлены иные сроки введения в действие // http:/ /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 120805/

5 Иванова И.В. Собственность в понимании Джона Лок-ка // Юрид. науки. 2018. № 16. 10 дек. // Ы^:// https://novaum.ru/public/p1033 (Дата обращения: 08.10.2020)

6 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Четвернин ВА. Современная либертарно-юридическая теория // Ежегодник либертарно-юридической теории. 2007. № 1. С. 8 (5—9).

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.