(обзор литературы) // Нефрология и диализ. - 2005. - №7. -С.2.
4. Ревматология: Клинические рекомендации / Под ред. Е.Л. Насонова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с.
5. Bergijk E.C., van Alderwegen I.E., Baelde H.J., et al. Differential expression of collagen IV isoforms in experimental glomerulosclerosis // J Pathol. - 1998. - №184. - P.307-315.
6. Chan R.W.-Y., Lai FM.-M., Li EK.-M., et al. Urinary mononuclear cell and disease activity of systemic lupus erythematosus // Lupus. - 2006. - №15. - P.262-267.
7. Daugas E., Nochy D., Huong DL., Duhaut P., et al. Antiphospholipid syndrome nephropathy in systemic lupus ery-
thematosus // J Am Soc Nephrol. - 2002. - №13. - P.42-52.
8. Levey A.S., Bosch J.P., Lewis J.B., Greene T., et al. A more accurate method to estimate glomerular ultration rate from serum creatinine: a new prediction equation. Modification of Diet in Renal Disease Study Group // Ann Intern Med. - 1999. - №130.
- P461-470.
9. Miyakis M., Lockshin D., Atsumi T., et al. International consensus statement on an update of the classification criteria for definite antiphospholipid syndrome (APS) // J. Thromb. Haemost.
- 2006. - Vol. 4. - P295-306.
10. Petri M., Kasitanon N., Lee S.S., et al. Systemic lupus international collaborating clinics renal activity/response exercise // Arthr. Rheum. - 2008. - Vol. 6. №58. - P1784-1788.
Информация об авторах: Нагорнова Ксения Александровна - аспирант, e-mail: [email protected]; Бугрова Ольга Викторовна - д.м.н., профессор; Беляева Ольга Николаевна - заведующая отделением;
Овчинникова Наталья Анатольевна - врач
ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ________________
© ГОВОРИН Н.В., САХАРОВ А.В. - 2011 УДК 616.89-008.441.44
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В РЕЗУЛЬТАТЕ АЛКОГОЛЬНОЙ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Николай Васильевич Говорин, Анатолий Васильевич Сахаров (Читинская государственная медицинская академия, ректор - проф., д.м.н. А.В. Говорин, кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии, зав. - проф., д.м.н. Н.В. Говорин)
Резюме. В статье представлены результаты анализа алкогольной смертности в Забайкальском крае. Установлено, что в регионе алкогольная смертность населения как сумма прямых и косвенных алкогольных потерь составляет 15,5 %. Данный показатель существенно выше среди лиц, умерших в трудоспособном возрасте, достигая в этой группе 38%. Авторами на основе принципа потенциальной демографии рассчитан социальный и экономический ущерб в результате преждевременной смертности населения города Читы по причинам, прямо и косвенно связанным с алкоголем. Социальные потери составили 10455 не дожитых человеко-лет до конца трудоспособного возраста; сопутствующие экономические потери были равны 1 388 831 745 рублей за 2010 год.
Ключевые слова: смертность, алкогольная смертность, насильственная смертность, социально-экономический ущерб.
SOCIAL AND ECONOMIC LOSSES AS A RESULT OF ALCOHOLIC DEATH RATE OF THE POPULATION
N.V. Govorin, A.V Sakharov (Chita State Medical Academy)
Summary. In paper the results of the analysis of alcoholic death rate in Transbaikalian territory have been presented. It has been established, that in the region the alcoholic death rate of the population as the sum of direct and indirect alcoholic losses amounts to 15,5 %. The given parameter is essentially higher among the persons died at able-bodied age, reaching in this group of 38%. The authors on the basis of a principle of a potential demography calculated social and economic damage as a result of premature death rate of the population of city of Chita for the reasons, directly and indirectly associated with alcohol. Social losses amounted to 10 455 persons, who did not reach the end of able-bodied age; accompanying economic losses were equal to 1 388 831 745 roubles for 2010.
Key words: death rate, alcoholic death rate, violent death rate, social and economic damage.
Несмотря на меры, направленные на улучшение демографической ситуации, в Российской Федерации одной из самых острых проблем остается высокий уровень смертности населения.
Следует отметить, что по данным А.В. Немцова (2003), 37% всех смертей в России связаны с алкоголем [3]. По мнению других авторов [5], алкогольная смертность в сумме не превышает 25% смертности взрослого населения.
Какими бы разными не были оценки алкогольной ситуации, по-прежнему остается не исследованной связь между смертностью и алкоголизацией населения в отдельных регионах страны.
В настоящее время проблема алкогольной смертности остается актуальной для всего общества, внося ощутимый вклад в среднюю продолжительность жизни населения, которая, в свою очередь, оказывает значительное влияние на объем душевого национального дохода. Таким образом, смертность приносит огромный социальный ущерб в виде невосполнимых демографических потерь, а также экономический ущерб в виде недоданного валового внутреннего продукта. Поэтому особое значение приобретает определение социально-экономического ущерба в связи с преждевременной смертностью населения, особенно в трудоспособном возрасте [4].
Исходя из этого, мы попытались обобщить результаты наших исследований по оценке алкогольной смертности в Забайкальском крае, произведя расчет социальноэкономических последствий алкогольных потерь для города Читы за 2010 год.
Материалы и методы
Для изучения алкогольной смертности населения Забайкальского края на первом этапе работы были проанализированы данные, полученные из документов, хранящихся в Территориальном органе Федеральной службы Государственной статистики по Забайкальскому краю.
На втором этапе был организован анализ отчетов, журналов регистрации трупов в ГУЗ «Забайкальское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» за 2005-2010 гг.; отчетов и протоколов вскрытий в ГУЗ «Краевое патологоанатомическое бюро» Забайкальского края за 2010 год.
Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением пакета анализа Microsoft Excel.
В основу определения социального ущерба заложен принцип потенциальной демографии: показателем служит время, которое предстоит прожить представителю совокупности определенного возраста в соответствии с уровнем смертности, существующей в данное время в изучаемой группе. Жизненный потенциал измеряется в человеко-годах и может быть рассчитан как на весь период жизни (полный потенциал), так и для определенного интервала (частичный потенциал), например, для периода трудовой деятельности
[4].
Так, в экономической демографии принято количественно оценивать людские потери для возрастной когорты в пределах трудоспособного возраста. В нашей стране формально продолжительность трудового периода равняется у мужчин 44 года (с 16 до 60 лет), у женщин - 39 годам (с 16 до 55 лет). Фактически же продолжительность рабочего периода сильно зависит от уровня дожития. Потери потенциала выражаются в виде не дожитых человеко-лет от 16 лет до конца трудоспособного возраста (мужчины - до 60 лет, женщины - до 55 лет), которые поколение при прочих равных условиях могло бы отработать в будущем. С учетом этого, демографические потери были рассчитаны от 16 до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Этот жизненный потенциал иначе называют трудовым. Показатели расчетов выражаются в человеко-годах не дожитой жизни от возраста умершего (X) до заданного возраста (Z) (55 или 60 лет) по формуле: Z - X. Полученные значения не дожитых человеко-лет, рассчитанные для отдельной половозрастной группы суммируются. Полученная сумма и составит общую потерю жизненного потенциала для конкретной когорты населения. Эту сумму не дожитых человеко-лет до конца трудоспособного возраста конкретного поколения живущих условно принято толковать как социальный ущерб.
Методика определения экономического ущерба в результате преждевременной смертности основана на измерении национального дохода, который создали бы эти лица за предстоящий рабочий период [2].
Экономический ущерб обществу от преждевременной смертности составит произведение суммы не дожитых до конца трудоспособного возраста человеко-лет и доли валового регионального продукта на одного занятого в общественном производстве в соответствующем году. Величина валового регионального продукта, по данным ТО ФС Государственной статистики, составила на начало 2010 года в Забайкальском крае 132 839 рублей на человека в год.
Результаты и обсуждение
Определение влияния алкогольного фактора на смертность населения по-прежнему остается проблематичным. На протяжении длительного времени органы статистики учитывали лишь три нозологии - смертность по причине алкоголизма, алкогольной болезни печени, отравлений алкого-
лем и его суррогатами. Только с 2005 года дополнительно стали собирать данные по летальным случаям в результате алкогольной кардиомиопатии, алкогольного панкреатита и алкогольной дегенерации нервной системы.
Показатель смертности от алкоголизма в Забайкальском крае составил в 2010 году 4,1 на 100 тыс. населения. Смертность от алкогольной болезни печени в регионе имеет тенденцию к постоянному росту с 1993 года; в целом, за 36 последних лет показатель увеличился в 47,2 раза (с 0,25 на 100 тыс. населения в 1975 году до 11,8 в 2010 году).
Показатели смертности от острых отравлений алкоголем и его суррогатами в Забайкалье остаются существенно выше аналогичных по РФ - 29,4 и 10,1 на 100 тыс. населения в 2010 году соответственно.
Смертность по причине алкогольного панкреатита в нашем регионе за шесть последних лет остается стабильной, показатель в 2010 году составил 0,5 на 100 тыс. населения. Чуть выше смертность в результате алкогольной дегенерации нервной системы - 1,3 на 100 тыс. населения в 2010 году.
Показатель смертности по причине алкогольной кардио-миопатии имеет тенденцию к снижению в Забайкальском крае: с 59,1 на 100 тыс. населения в 2005 году до 31,1 на 100 тыс. населения в 2010 году.
Если суммировать показатели приведенных выше причин смертности, то в среднем за 2005-2009 гг. летальность от факторов, непосредственно вызванных алкоголем, составила в Забайкальском крае 6,5 % от всей смертности населения за указанный период. У мужчин прямые алкогольные потери были 7,9 %, у женщин - 4,6 %. При этом в структуре смертности лиц трудоспособного возраста данный показатель был еще выше - 13,5 %.
Приведенные данные будут существенно заниженными, если не учитывать косвенную связь определенных родов смертности с алкоголизацией населения. В первую очередь, это касается насильственных причин смертности, при которых роль алкогольного фактора часто можно оценивать только по факту обнаружения алкоголя при проведении экспертизы.
При анализе документов Забайкальского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы установлено, что более чем в половине случаев насильственной смертности в крови обнаруживается алкоголь (от 53,5% до 59% за последние 6 лет). Так, в 2010 году при самоубийствах алкоголь обнаруживался в 59,6% случаев, при убийствах - в 73,3% случаев, при транспортных травмах - в 50,9 % случаев, при воздействии низкой температуры - в 59% случаев.
Как показали наши прошлые исследования [1], алкоголь вносит ведущий вклад в величину насильственной смертности в Забайкальском крае.
В результате, смертность от внешних причин, при кото-
Таблица 1
Социальный ущерб в связи с алкогольной смертностью в городе Чите в 2010 г.
Причины смертности Число не дожитых человеко-лет до конца трудоспособного возраста (абс.)
мужчины женщины оба пола
Самоубийства в АО 1400 203 1603
Убийства в АО 1584 351 1935
Отравления СО в АО 703 181 884
Другие отравления в АО 60 0 60
Утопления в АО 449 70 519
ДТП в АО 628 289 917
Обморожения в АО 266 98 364
Травмы в АО 490 85 575
Прочие насильственные в АО 262 11 273
Отравления алкоголем 1499 574 2073
Алкогольная кардиомиопатия 303 98 401
Алкогольная болезнь печени 272 61 333
Алкогольный панкреатит 56 37 93
Алкоголизм 237 180 417
Другая алкогольная патология 8 0 8
Всего 8217 2238 10455
рых в крови у умершего обнаруживался алкоголь, составила в среднем за 2005-2009 гг. в структуре всей смертности населения края 11,6 %. Если отсюда вычесть отравления алкоголем, то доля насильственной смертности, косвенно связанной с приемом алкоголя, в общей смертности населения равна 9,0%.
Следовательно, алкогольная смертность среди всех умерших, определяемая как сумма прямых алкогольных потерь и косвенных потерь по причине внешних факторов, в Забайкальском крае за период с 2005 по 2009 гг. составила 15,5%. В группе умерших трудоспособного возраста данный показатель был существенно выше - в 2009 году он составил 38 %
(10,4% - прямые алкогольные потери; 27,6% - косвенные потери).
В городе Чите были проанализированы все случаи как насильственной смертности, так и смертности в лечебно-профилактических учреждениях за 2010 год. В результате установлено, что в краевом центре в 2010 году умерло от насильственных причин, прямо (алкогольные отравления) или косвенно (в алкогольном опьянении) связанных с алкоголем,
588 человек; от алкогольной болезни в лечебных учреждениях - 97 человек.
Число лиц пенсионного возраста составило 99 человек, лиц в возрасте до 16 лет было 6. Соответственно умерших трудоспособного возраста было 580 человек. Расчет не дожитых до конца трудоспособного возраста человеко-лет по причине преждевременной алкогольной смертности и сопутствующий им экономический ущерб приведены в таблицах 1 и 2.
Из представленных данных видно, что основное число не дожитых до конца трудоспособного возраста человеко-лет по причине алкогольной смертности относилось к лицам трудоспособного возраста мужского пола. Общее количество не дожитых человеко-лет из-за алкогольной смертности в Чите в 2010 году составило 10 455; при этом на прямые алкогольные потери пришлось 3 325, на косвенные - 7 130.
Сопутствующий экономический ущерб был равен в совокупности 1 388 831 745 рублей (166 314 428 рублей - прямые алкогольные потери; 947 142 070 рублей - косвенные алкогольные потери).
Таким образом, в нашем регионе алкогольная смертность как сумма прямых и косвенных алкогольных потерь состав-
Таблица 2
Экономический ущерб в связи с алкогольной смертностью в городе Чите в 2010 г.
Причины смертности Экономический ущерб (в рублях)
мужчины женщины оба пола
Самоубийства в АО 185974600 26966317 212940917
Убийства в АО 210416976 46626489 257043465
Отравления СО в АО 93385817 24043859 117429676
Другие отравления в АО 7970340 0 7970340
Утопления в АО 59644711 9298730 68943441
ДТП в АО 83422892 38390471 121813363
Обморожения в АО 35335174 13018222 48353396
Травмы в АО 65091110 11291315 76382425
Прочие насильственные в АО 34803818 1461229 36265047
Отравления алкоголем 199125661 76249586 275375247
Алкогольная кардиомиопатия 40250217 13018222 53268439
Алкогольная болезнь печени 36132208 8103179 44235387
Алкогольный панкреатит 7438984 4915043 12354027
Алкоголизм 31482843 23911020 55393863
Другая алкогольная патология 1062712 0 1062712
Всего 1091538063 297293682 1388831745
ляет 15,5% всей смертности населения. При этом данный показатель существенно выше среди лиц, умерших в трудоспособном возрасте, достигая в этой группе 38%.
Полученные данные свидетельствуют как о высоком уровне алкоголизации населения, так и демонстрируют, что борьба с пьянством и алкоголизмом является одним из важных направлений снижения смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
Кроме того, проведенный в настоящей работе анализ показал не только демографические потери по причине алкогольной смертности, но и огромный социально-экономический ущерб, который наносится обществу. Конечно, полученные количественные оценки ущерба условны, так как показывают минимальные потери, однако они служат объективным доказательством эффективности и обоснованности ресурсных затрат на охрану и укрепление здоровья населения региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Гаймоленко А.С. Алкогольный фактор в криминальной агрессии и аутоагрессии. - Томск: Иван Федоров, 2009. - 184 с.
2. Кулагина Э.Н. Ориентировочный расчет экономического эффекта сохранения жизни человека // Советское здравоохранение. - 1982. - №2. - С.8-13.
3. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. - М.: Nalex, 2003. - 136 с.
4. Сенцов В.Г., Спектор Ш.И., Богданов С.И. Ущерб общества в связи со смертностью населения от отравлений алкоголем // Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2006. - №3. - С.33-36.
5. Харченко В.И., Какорина Е.П., Мишнев О.Д. Сравнительный анализ алкогольной смертности населения России (проблемы диагностики, трактовки, регистрации, количественной оценки) // Алкогольная болезнь. - 2004. - №2.
- С.1-20.
Информация об авторах: 672090, г Чита, ул. Горького, 39-а, тел.: (3022) 320085, факс: (3022) 323058; e-mail: [email protected], Говорин Николай Васильевич - заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, e-mail: [email protected]; Сахаров Анатолий Васильевич - к.м.н., ассистент кафедры, e-mail: [email protected]
© ГЕЛЛЕР Л.Н., РАДНАЕВ Г.Г., СТРЕКАЛОВСКИЙ О.И. - 2011 УДК: 339.138:615.275.3
МАРКЕТИНГОВАЯ И ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ ЛЕЧЕНИЯ
Лев Николаевич Геллер, Георгий Гырелович Раднаев, Олег Иванович Стрекаловский (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра управления и экономики фармации, зав. - д.ф.н., проф. Л.Н. Геллер, кафедра эндокринологии и клинической фармакологии,
зав. - д.м.н., проф. Л.Ю. Хамнуева)
Резюме. В статье представлены результаты изучения и прогностической оценки востребованности ассортиментной линейки лекарственных средств (ЛС) соответствующих фармакотерапевтических групп при ИБС на амбулаторном этапе в г. Иркутске. Математическое моделирование и прогнозирование востребованности ЛС при ИБС, ассортиментный портфель ЛС.
Ключевые слова: ишемическая болезнь сердца, прогнозирование, модель-тренд.