ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
МИГРАНТОВ В КАЗАХСТАНЕ
Маммадов Рашад Эйнаддин оглы
докторант Казахского национального университета им. аль-Фараби, 050040, Казахстан, г. Алматы, проспект аль-Фараби, 71
SOCIO-ECONOMIC MEASURES FOR PREVENTING THE CRIME OF MIGRANTS
IN KAZAKHSTAN
Mammadov Rashad Ejnaddin ogly,
Doctoral student of the Al-Farabi Kazakh National University, 050040, Kazakhstan, Almaty city, 71 al-Farabi Ave.
Аннотация. Социально-экономические меры занимают важное место среди других компонентов криминологических основ предупреждения преступности мигрантов. В статье излагаются основные направления деятельности государства и общества социально-экономического характера для предупреждения преступности мигрантов в Казахстане.
Abstract. Socio-economic measures occupy an important place among other components of the criminological foundations for the prevention of migrant crime. The article outlines the main directions of activities of the state and society of a socio-economic nature to prevent crime of migrants in Kazakhstan.
Ключевые слова: мигранты, преступность мигрантов, социально-экономические меры, предупреждение преступности мигрантов.
Keywords: migrants, migrant crime, socio-economic measures, prevention of migrant crime._
Разработка конкретных и эффективных мер предупреждения преступности мигрантов возможна только на базе предварительного исследования ее детерминационных комплексов с учетом выделения причинных связей - явлений и процессов, генетически связанных с преступностью мигрантов.
Вопросы предупреждения преступности мигрантов будем рассматривать, основываясь на известном в криминологической теории определении, - «предупреждение преступности - это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности» [1, 30].
Среди других компонентов криминологических основ предупреждения преступности важное место занимают социально-экономические меры.
В сравнении с правовыми и специально-криминологическими направлениями предупреждения преступности, социально-экономические меры отличаются фундаментальностью и универсальностью. Государство, общество, обеспечивая для мигрантов цивилизованные, приемлемые и комфортные условия жизнедеятельности, работу, социальные гарантии и др., объективно устраняют причины для их противоправного поведения и необходимости совершения преступлений.
В случае изучения преступности мигрантов данное направление объективно занимает основополагающее место с учетом экономического, социального, политического и других статусов мигрантов. Необходимо иметь в виду, что подавляющее большинство иммигрантов в Казахстане, представлены выходцами из социально-неблагополучных стран, относятся к категории малообеспеченных, и это обстоятельство является приоритетным фактором детерминации их потенциально криминального поведения.
В настоящее время существуют, к сожалению, определенные правовые пробелы в иммиграционном законодательстве Казахстана, которые не в полной мере коррелируют с существующими международными документами в этой сфере. Так, Международная организация по миграции (МОМ) отмечает [2], что не существует «общепринятого разными странами понятия неупорядоченной миграции. С точки зрения стран назначения, речь идет о неурегулированном въезде, пребывания и осуществления деятельности в стране, что предполагает отсутствие у мигранта необходимых для въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности разрешений и документов, соответствующих иммиграционному законодательству определенной страны». В казахстанском законодательстве [3], в контексте изложенного, используется исключительно термин «незаконная иммиграция» - «въезд в РК и пребывание иностранцев или лиц без гражданства в РК с нарушением законодательства РК, регулирующего порядок въезда и пребывания, а также транзитного проезда по территории Республики Казахстан». Имеется в виду что, с
точки зрения международных документов, использование терминов «нелегальные», «незаконные» применительно к трудящимся мигрантам, не имеющим постоянного статуса, является неприемлемым, и их использование следует избегать, поскольку это питает негативные представления об их связи с преступностью. Также в них отмечается, что «криминализация неупорядоченной миграции порождает и подпитывает восприятие обществом трудящихся-мигрантов и членов их семей с неурегулированным правовым статусом в качестве «нелегальных», людей второго сорта или недобросовестных претендентов на рабочие места или социальные пособия» [4], что способствует дискриминации в их отношении и нарушению их прав.
С криминологической точки зрения существенным является интенсивность миграционных процессов, а также их качественный состав. На фоне относительно стабильной политической ситуации в Казахстане, поступательного развития его экономики, постоянно увеличивается поток иммиграции в нашу страну. Так, по сведениям Единой информационной системы «Беркут» в 2017 году в Казахстан въехало 5,5 млн. иностранцев, в 2018 г. - 5,9 млн., в 2019 г. - 6,2 млн. человек [6].
Сам массив иммигрантов весьма неоднороден по своему составу, по целям и мотивации приезда, социальным, демографическим, этническим характеристикам, продолжительности пребывания в Казахстане. В результате, и складываемая конкретная, криминологическая ситуация будет отличаться своей уникальностью, неповторимостью.
ПО СВЕДЕНИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ [7], В КАЗАХСТАНЕ В 2015 ГОДУ ПРОЖИВАЛО БОЛЕЕ 3,5 МИЛЛИОНОВ МИГРАНТОВ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ (ЭТО 20% ОТ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА НА ТОТ МОМЕНТ). СОГЛАСНО СТАТЬИ 34 ЗАКОНА РК «О МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ» РАЗЛИЧАЮТ 4 КАТЕГОРИИ ИММИГРАНТОВ, ПРИБЫВАЮЩИХ С ЦЕЛЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [3]:
1) иностранные работники - иммигранты:
- прибывшие для самостоятельного трудоустройства по профессиям, востребованным в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности);
- привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, в том числе прибывшие в рамках внутрикорпоративного перевода;
2) бизнес-иммигранты - иммигранты, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) сезонные иностранные работники - иммигранты, привлекаемые на работу работодателями на срок не более одного года для выполнения сезонных работ, которые в силу климатических или иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), согласно перечню профессий, утверждаемому уполномоченным органом по вопросам миграции населения по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими руководство соответствующей сферой государственного управления;
4) трудовые иммигранты - иммигранты, прибывшие в Республику Казахстан в качестве домашних работников с целью выполнения работ (оказания услуг) у работодателей - физических лиц в домашнем хозяйстве на основании разрешения трудовому иммигранту.
В Таблице 1 представлена статистическая информация по ситуации с внешней миграцией за последние три года, составленная по сведениям Комитета миграционной службы МВД Республики Казахстан (далее - КМС).
Таблица 1.
Параметры исследования Данные по годам:
2017 2018 2019
1. Зарегистрировано в ОВД (чел.):
Всего иностранцев: 2516814 1927742 1556138
в т.ч. граждан СНГ 2338310 (92%) 1812438(94 %) 1432345 (94 %)
2. Цель пребывания:
- по частным делам, 1736832 1276667 1008932
в т.ч. СНГ 1678555 1248376 986574
- на работу 523112 461518 364731
- туризм 163942 96448 76221
- деловые и бизнес-поездки 51398 32226 25468
- учеба 23275 20104 15888
3. Граждане СНГ прибыли из:
- Узбекистана - - 2424000
Цели пребывания:
- по частным делам 1378173 988524 -
- на работу 467953 361986 -
- России 1550000
- частным делам 154526 153169 -
- на работу 25686 24816 -
- Кыргыстана - - 699000
- по частным делам 128784 -
- туризм 85425 -
Дальнее зарубежье
- КНР 83425 34766 98600
- по частным делам 29790 3316 -
- на работу 19132 15115 -
- Турецкой Республики 12446 - 59000
- по частным делам 2768 - -
- на работу 7282 - -
- ФРГ - - 89000
4. Наибольшее количество иностранцев зарегистрировано в следующих регионах РК:
- Южно-Казахстанская, в т. ч. 793524 - -
- граждан стран СНГ 783435 -
- из дальнего зарубежья 10089 -
- г. Алматы, в т.ч. 450180 364237 -
- граждан стран СНГ 398805 320340
- из дальнего зарубежья 51375 43897
- Алматинская, в т. ч. 368389 244686 -
- граждан стран СНГ 346373 230486
- из дальнего зарубежья 22016 14200
- Мангыстауская, в т. ч. 169023 186377 -
- граждан стран СНГ 157186 182950 -
- из дальнего зарубежья 11837 3427 -
- г. Астана (с 20.03.19-Нур-Султан), в т.ч. 159944 124694 -
- граждан стран СНГ 119586 101898 -
Как видно из таблицы целью пребывания большей части иммигрантов является трудоустройство. Очевидно, официальная статистика по трудовой миграции учитывает только вышеуказанные категории мигрантов. Эти данные основываются на количестве официальных разрешений, выданных властями каждой категории мигрантов. Вместе с тем, отсутствие учета потока неурегулированной миграции, приводит к отсутствию достоверной официальной статистики касательно реальных потоков трудовой миграции в Казахстане.
Большинство трудящихся-мигрантов, чей статус неурегулирован, занимаются низкоквалифицированным трудом. Они работают на стройках (в основном, граждане Узбекистана), в сельском хозяйстве на юге Казахстана, с марта по ноябрь (в основном, граждане Узбекистана и Кыргызстана), на рынках (в основном, граждане Таджикистана и Кыргызстана, в меньшей мере граждане Узбекистана), в сфере услуг (магазины, кафе, рестораны и т.д.) и в частных семьях (в качестве домашних работников). Около 40% всех миграционных потоков представляли собой женщины, среди которых уроженки Кыргызстана были представлены в значительно большей мере, чем женщины из Узбекистана или Таджикистана. Многие уезжают целыми семьями, чтобы работать в полях на юге Казахстана. Другие находят работу в сервисе (в качестве официанток, уборщиц и т. д.). Трудящиеся-мигранты из сопредельных стран Центральной Азии, представляющие собой низкоквалифицированную или неквалифицированную рабочую силу, приезжают в Казахстан практически исключительно по экономическим причинам, надеясь найти работу и зарплату, большую, чем та, на которые они могут рассчитывать у себя в стране. Нехватка рабочей силы в странах назначения является еще одним важным фактором миграции. Неурегулированная миграция зачастую является результатом отсутствия легальных возможностей миграции. Это, в частности, касается низкоквалифицированных работников. В странах назначения часто существует непризнанный спрос на такую рабочую силу, а это ведет к образованию значительных черных рынков труда, привлекающих мигрантов. Многие мигранты видят в миграции единственную возможность улучшить свое экономическое и социальное положение. Неурегулированная миграция или неурегулированное пребывание на территории другой страны представляется им зачастую единственным возможным решением. Мигранты, в частности, с неурегулированным статусом или с ненадежным видом на жительство, часто готовы выполнять самую грязную, трудную или опасную работу, которой не хотят заниматься граждане страны назначения. Мигранты делают это, соглашаясь на ничтожные зарплаты. Основные города и регионы Казахстана, в которые направляется поток мигрантов с неурегулированным статусом из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, - это Нур-Султан и южные регионы Казахстана.
Проникнутое пониманием объективности и, в целом, позитивного для экономики характера существующих миграционных процессов, Республика Казахстан в интересах обеспечения национальной
безопасности и устойчивого социально-экономического развития проводит свою миграционную политику. Так, постановлением Правительства РК N° 602 от 29 сентября 2017 года утверждена «Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы», которая конкретизируется в мероприятиях соответствующего Плана реализации [5].
Реализация целей и задач миграционной политики основывается на следующих основополагающих принципах:
- системности и комплексности регулирования миграционных процессов;
- обеспечение прозрачности миграционных процессов;
- соблюдения и защиты прав мигрантов, недопущения дискриминации по признаку расы, языка, религии, пола, этническому и социальному происхождению;
- предупреждения и пресечения миграционного законодательства Республики Казахстан, выполнения принятых международных обязательств.
Среди социально-экономических мер, способных предупредить преступность мигрантов, можно выделить следующие:
- проведение системной миграционной политики, взаимоувязывающей все ее направления -внешней и внутренней миграции, этнической миграции с целью сбалансированного использования иностранной рабочей силы и местных трудовых ресурсов, этнических репатриантов, что сказывается на сбалансированности национального рынка труда;
- создание механизма определения спроса на квалифицированную иностранную рабочую силу на региональных рынках труда;
- формирование совершенной система учета движения трудовых мигрантов и определения эффективности ее использования на основе современных информационных технологий;
- решение проблем нелегальной миграции.
Приоритетными социально-экономическими мерами управления миграцией, способствующими предупреждению преступности мигрантов можно назвать следующие:
- разработка дифференцированных механизмов отбора и использования иностранной рабочей силы (внешняя трудовая миграция будет ориентирована на привлечение квалифицированных кадров, снижение количества незарегистрированных рабочих мигрантов и защиту национального рынка труда, выдача разрешений на работу работодателям, привлекающим квалифицированных иностранных специалистов на конкретное рабочее место, либо на реализацию конкретных проектов со сроком на один год, с правом продления и др.);
- регулирование внутренней миграции с целью повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, рационального расселение граждан в соответствии с потребностями экономики;
- совершенствование системы управления этнической миграцией;
- с учетом глобальных трендов и положения в странах-импортерах трудовых ресурсов в Республику Казахстан, будут регулярно разрабатываться прогнозные оценки миграционных потоков;
- расширение предоставления государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере миграции в электронном формате.
Указанные направления совершенствования миграционной политики Республики Казахстан должны стать основой социально-экономических мер предупреждения преступности мигрантов.
Список литературы
1. Клочков В.В., Звирбуль В.К. Теоретические основы предупреждения преступности. М., Юрид. лит., 1977. 255 с.
2. Международная организация по миграции основные определения, связанные с вопросами миграции (на английском языке: http://www.iom.int/key-migration-terms).
3. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет». adilet.zan.kz
4. Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Замечание общего порядка №2 о правах трудящихся-мигрантов, не имеющих постоянного статуса, и членов их семей, параграфы 2 и 4, 28 августа 2013, CMW/C/GC/2 [на английском языке: http://www2.ohchr.org/english/bodies/cmw/docs/ CMW_C_GC_2_ENG.PDF].
5. Постановление Правительства РК № 602 от 29 сентября 2017 года «Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы». Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет». adilet.zan.kz
6. Единая информационная система «Беркут». Источник: todes.by/kberkutru/
7. ООН, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Доклад о международной миграции, 2015, на английском языке: United Nations, Department of economic and social affairs, International Migration Report, 2015 [http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migrationreport/docs/ MigrationReport2015_Highlights .pdf].