Научная статья на тему 'Социально-экономические и политические условия становления и развития начальной профессиональной школы Чувашии в годы восстановления и индустриализации народного хозяйства (19171940 гг. )'

Социально-экономические и политические условия становления и развития начальной профессиональной школы Чувашии в годы восстановления и индустриализации народного хозяйства (19171940 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаева Г. В.

The article concerns the social and economic conditions of the transition and industrialization period (1917-1940) and its influence on the first stage of vocational edication in Chuvashia. Official regional policy in the first stage of vocational edication is stated in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николаева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и политические условия становления и развития начальной профессиональной школы Чувашии в годы восстановления и индустриализации народного хозяйства (19171940 гг. )»

■■■ ■ і і і і і і і 4- і ■■ тп

П СТО РП 9 О Б РАЮ Ш П9

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧУВАШИИ В ГОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1917-1940 гг.)

Г. В. Николаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ГОУ ВПО «Чувашский государственным педагогический университет им. И.Я.Яковлева»

В конце XIX века Чувашия представляла собой отсталый национальный регион с небольшим количеством мелких промышленных предприятий. Вся так называемая цензовая промышленность на ее территории, находившаяся в частном владении, была представлена небольшими предприятиями и заводами полукустарного типа (швейное, сапоговаляльное, кожевенное производство), работающими на местном лесном и сельскохозяйственном сырье, а металлообрабатывающая отрасль - железнодорожными мастерскими. Вся промышленность состояла из двенадцати лесопильных заводов, трех мельниц, двух винокуренных заводов, мебельной фабрики, маслобойного завода, кожевенного завода, паровозоремонтного завода-мастерской и двух казенных винных складов.

Отсталые и мелкие предприятия Чувашии не предъявляли спроса на высококвалифицированный труд. Они довольствовались, как правило, работой практиков-самоучек. Во всех

116

промыслах использовалась самая примитивная технология, безраздельно господствовал ручной труд.

Развитие промышленности Чувашии началось в последнее десятилетие XIX века. В это время заметно увеличилось число лесопильных заводов, в 1894 году в Алатыре были открыты железнодорожные мастерские. Пополнение рядов рабочего класса происходило за счет увеличения численности работников на казенных винных складах в Алатыре и Чебоксарах, новых лесопильных заводов в районе железной дороги, мебельной фабрики на станции Ур-мары. К 1905 году численность рабочих составила 1,8 тыс. человек.

В 1913 году 3,1 тыс. рабочих по отраслям промышленности распределялась следующим образом: около 1,2 тыс. было занято на предприятиях лесо- и деревообработки, 700 человек трудились на предприятиях по обработке сельскохозяйственного сырья, более 600 - на предприятиях железнодорожного транспорта,

■■■ ■ I I I I I I I 4 I ■■ я~гп

История образования

600 человек работали водниками и путейцами.

Постоянные рабочие кадры, приобретавшие со временем определенный практический опыт, формировались на предприятиях, работавших в течение всего года без длительных перерывов. В Чувашии это были Ала-тырские железнодорожные мастерские, Урмарская мебельная фабрика и казенные винные склады. Основная часть других производств носила сезонный характер. Для многих крестьян работа на этих предприятиях являлась дополнительным источником дохода в период, свободный от сельскохозяйственных работ.

Первая мировая война, революционные события, гражданская война и иностранная интервенция нанесли серьезный ущерб народному хозяйству Чувашии, как и всей стране в целом. Эти события повлияли прежде всего на состояние промышленности и ее квалифицированный кадровый потенциал. По сравнению с 1913 годом на предприятиях осталось всего 47,3 % рабочих: остальные либо находились на фронтах, либо ушли на заработки в деревню.

В годы гражданской войны структура отраслей промышленности Чувашии и номенклатура выпускаемой продукции претерпели значительные изменения. Возросло количество мелких предприятий, работавших непосредственно на нужды фронта. Определенный сдвиг произошел в металлообработке. До революции в этой отрасли промышленности Чувашии имелось лишь одно предприятие - Алатырские железнодорожные мастерские. Новое пред-

приятие - механический и литейный завод № 1 был эвакуирован в Алатырь из Петрограда в 1919 году. Третье металлообрабатывающее предприятие было создано на базе расширения Чебоксарской мастерской.

Эти предприятия в народном хозяйстве Чувашии занимали важное место. Алатырский механический и литейный завод производил сепараторы и инструменты, Чебоксарская мастерская снабжала кооперативную сеть металлоизделиями - граблями, ведрами, лейками, топорами, лопатами и т. д. Количество рабочих на этих предприятиях составляло около 60 человек.

В 1919 году в Алатыре была пущена в эксплуатацию электростанция, в это же время было начато строительство Ядринской и Чебоксарской городских электростанций. По сравнению с дореволюционным периодом значительное развитие получила полиграфическая промышленность.

Однако в промышленности доминирующими отраслями по-прежнему оставались лесо- и деревообработка. В 1920 году на территории Чувашии действовало 18 лесопильных заводов: по 5 - в Алатырском и Чебоксарском уездах, 4 - в Буинском, по 2 - в Козьмодемьянском и Курмышском уездах. Кроме того, развивалось кирпичное производство, кулеткачество, кузнечное, жестяное, бондарное дело и другие промыслы.

По мере перехода от войны к миру проблема восстановления трудового потенциала становилась все более актуальной. И это потребовало определения официальной государственной политики в области профессиональ-

■■■ 111111

4- I ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

/'2006

ного образования. Ведущей идеей перестройки просветительной политики стала централизация руководства и объединения всех типов профессиональных учебных заведений, разрозненных по отдельным ведомствам и находившихся в частном ведении. 29 января 1920 года декретом Совнаркома был создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр). В основу его работы было положено требование создания «тесно связанной с самой хозяйственной деятельностью сети профессиональных школ, курсов и пр., обеспечивающих хозяйство страны необходимой квалифицированной рабочей силой». На Глав-профобр было возложено осуществление политики в области профессионального образования в стране, объединение деятельности всех ведомств и учреждений.

В этих условиях на ряде предприятий городов Алатыря и Чебоксар были созданы школы ликвидации безграмотности и курсы повышения производственной квалификации. В ноябре 1920 года при Чебоксарской типографии началось курсовое обучение полиграфистов (16 чел.), в Алатыре начали действовать курсы цеховых учеников (34 чел.), деревообделочников (16 чел.), радиотелеграфистов (10 чел.), механиков (21 чел.), школа повышения квалификации рабочих (105 чел.). Небольшое число специалистов для промышленности и кустарных промыслов готовили Ала-тырская, Цивильская и Шихазанская учебно-производственные мастерские, Мариинско-Посадская школа инструкторов по обработке дерева.

При этом Чебоксарская уездная чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, созданная при исполкоме уездного Совета, обязала, согласно декрету Совнаркома РСФСР от 26 декабря 1919 года, освобождать на 2 часа раньше от занятий и работ всех служащих и рабочих, подлежащих обучению грамоте, сохранив за ними полный оклад.

Вместе с тем мер, направленных на восстановление народного хозяйства, оказалось недостаточно, экономика Чувашской автономной области оставалась слабой. Поэтому в конце 1924 года был разработан проект преобразования области в республику, предусматривающий включение в ее состав части Ульяновской губернии. 21 апреля 1925 года Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧАССР), что имело большое политическое и экономическое значение: число промышленных предприятий на ее территории возросло до 48, заметно увеличилось число квалифицированных рабочих.

Однако в 1926 году среди союзных и автономных республик Чувашия как по общей численности рабочих (4,7 тыс.), так и по их удельному весу (0,8%) имела самые низкие показатели (по СССР - 6,5%).

Создание крупной фабрично-заводской промышленности в Чувашии, как и во многих национальных районах страны, связано, главным образом, с реконструкцией народного хозяйства, начавшейся в первые довоенные пятилетки. В эти годы широко развернулся процесс формирования

120

■■■ ■ I I I I I I I 4 I ■■ я~гп

История образования

постоянных, квалифицированных рабочих кадров, в т. ч. из среды коренного населения.

В соответствии с директивами XII областной партийной конференции и исходя из рекомендаций Госпланов СССР и РСФСР, Госплан Чувашской АССР к началу 1929 года разработал проект первого пятилетнего плана на 1928-1932 годы, в котором предусматривалось увеличение промышленного производства республики, прежде всего, за счет строительства новых предприятий. Численность рабочих должна была возрасти более чем в 3 раза, в первую очередь за счет местного населения. План предусматривал более высокие, чем в среднем по РСФСР, темпы индустриального развития Чувашии с целью ликвидации экономической и культурной отсталости автономной республики. С этой же целью III съезд Советов ЧАССР решил и другой жизненно важный для республики вопрос: принял решение о вхождении Чувашии в состав Нижегородского края на добровольных началах.

Дальнейшие успехи реконструкции народного хозяйства напрямую зависели от увеличения численности квалифицированных рабочих. Основным источником их пополнения было крестьянство. Однако в начале пятилетки большинство рабочих как на старых, так и на новых предприятиях не являлись постоянными кадрами. Так, на 20 декабря 1929 года на Урмарской мебельной фабрике числилось 354 рабочих, из них только 25 постоянно работали на предприятии. Несомненно, эти обстоятельства не способствовали повыше-

нию квалификационного уровня рабочих, повышению производительности труда.

Постановление ЦК ВКП (б) от 20 октября 1930 года «О мероприятиях по плановому обеспечению народного хозяйства рабочей силой и борьбе с текучестью» возложило на органы Наркомтруда задачи по обеспечению рабочей силой разных отраслей народного хозяйства и по подготовке квалифицированных строительных и промышленных рабочих. ЦК партии рекомендовал усилить подготовку рабочих как на специальных краткосрочных курсах, создаваемых по линии Наркомтруда, так и на самих предприятиях и строительных площадках, эффективнее использовать возможности школ ФЗУ, а также разработанные Центральным институтом труда методы для ускоренного обучения новых рабочих. Чтобы обеспечить потребности главных отраслей промышленности, а также основных промышленных центров в рабочей силе, Наркомтруду СССР было предоставлено право перераспределения трудовых ресурсов страны.

Руководствуясь директивными указаниями ЦК партии, 30 июня 1931 года ЦИК и Совнарком СССР приняли Постановление «Об отходничестве», которое предоставляло значительные льготы как колхозникам, так и единоличникам, уходившим по договорам в промышленное строительство и на производство. Постановлением предусматривались и формы поощрения колхозов, заключавших договора с хозяйственными органами о выделении рабочих-отходников. Такие колхозы имели преимущество при

■■■ І І І І І І

4- І ■ ■ тп

Казанский педагогический журнал

/'2006

снабжении сельскохозяйственными машинами, получали в первую очередь помощь при выделении средств для культурно-бытовых учреждений.

В 1931 году Чувашский обком партии обязал партийные и хозяйственные органы увеличить набор рабочей силы в колхозах республики, положив в основу работы разъяснение о льготах отходникам, установленных государством. В этих условиях заметно усилилась мобилизация сельского населения на новостройки и промышленные предприятия.

Весной 1928 года в Канаше открылась школа строительного ученичества (стройуч) с 2-годичным сроком обучения, готовившая маляров-штука-туров, кровельщиков, каменщиков, печников и столяров. В 1930 году Нар-комтруд ЧАССР открыл специальные курсы с двух-трехмесячным сроком обучения в Чебоксарах, Канаше, ТТи-вильске и Мариинском Посаде, на которых было подготовлено 1135 строителей. В том же году специальные курсы повышения квалификации прошли 88 бригадиров строительных бригад, в 1931 году 1231 рабочий-строитель.

Наиболее трудной была проблема подготовки промышленных рабочих. На заводах и фабриках Чувашии создавались краткосрочные вводные курсы по ознакомлению новых рабочих с производством. За 1930-1931 годы с отрывом и без отрыва от производства на таких курсах прошли обучение 2161 человек (среди них чуваши составляли 80% и женщины -40%).

Рабочие новых профессий готовились вне республики: в 1930 году на

экстрактовых заводах городов Киева и Вольска было обучено 12 рабочих для однотипного Шумерлинского завода «Большевик», на Ростовском заводе сельскохозяйственного машиностроения - 15 рабочих для деревообрабатывающего комбината и т. д.

В соответствии с решениями XVI съезда партии изменилась форма подготовки квалифицированных рабочих из подростков. Их обучали в школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Накануне первой пятилетки в Чебоксарах имелись три школы ФЗУ с 3-годичным сроком обучения (при типографии, деревообделочном заводе и металлообрабатывающей мастерской). За пятилетку в республике открыто дополнительно 7 школ фабрично-заводского ученичества. С 1930 года в школах ФЗУ был установлен 2-годичный срок обучения, в течение которого изучались не только специальные, но и общеобразовательные предметы. Окончившие школы ФЗУ получали право поступать в средние специальные учебные заведения.

Для подготовки сельской молодежи к обучению в школах ФЗУ Чувашский обком ВКП(б) обязал Нар-компрос республики и исполкомы райсоветов организовать курсы доза-водского ученичества. В 1930 году на таких курсах было обучено 100 подростков, в 1931 году - 3280. Окончившие курсы направлялись в школы ФЗУ ЧАССР, Нижегородского края и других областей.

Таким образом, возросшие темпы развития промышленности в Чувашии в годы первой пятилетки привели к значительному росту рабочего

122

■■■ ■ I I I I I I I 4 I ■■ я~гп

История образования

класса. Наиболее значительные успехи были в формировании кадров в крупной фабрично-заводской промышленности.

В годы второй пятилетки на предприятиях широко распространилась сдача технических экзаменов. Эта форма зародилась в начале 1933 года по инициативе комсомольцев Уральского машиностроительного завода. К началу 1934 года на деревообрабатывающих предприятиях Чувашии технической учебой было охвачено несколько тысяч человек. Только на Шумерлинском деревообрабатывающем комбинате успешно сдали технический экзамен 655 рабочих. На строительстве Канашского вагоноремонтного завода в 1934 году было организовано 36 кружков по изучению техники, в которых прошли обучение более 500 рабочих ведущих профессий.

За годы второй пятилетки в целом по всей крупной промышленности основные производственные фонды возросли в 3,4 раза. Этот прирост в полиграфическом производстве составил 372,1 %, лесоразрабатывающем -515,8 %, металлообрабатывающем -1210,9 %. Прогрессивные изменения произошли и в соотношении факторов, определяющих рост промышленной продукции. В первой пятилетке она возросла главным образом за счет увеличения основных фондов и численности рабочих, во второй -за счет роста производительности труда. Среднегодовая выработка на одного рабочего возросла на 10,7 %.

Однако, несмотря на определенные успехи, к началу второй пятилетки профессиональный уровень рабочих

на предприятиях Чувашии был низким. На 1 января 1933 года, по данным 23 цензовых предприятий, на которых было занято 87% рабочих крупной промышленности, высококвалифицированные кадры составляли 13,3%, квалифицированные - 19,5%, полуквалифицированные - 19,2%, остальные 48% - неквалифицированные. Наличие большого количества неквалифицированных рабочих объяснялось, прежде всего, высокой текучестью рабочей силы. Сотни людей, прошедшие различные курсы, после нескольких месяцев работы, возвращались в деревню. На их место приходили новички, которых опять надо было обучать.

Во второй пятилетке большую помощь в подготовке промышленных рабочих оказали школы ФЗУ. Ими в республике подготовлен 3671 человек для работы на предприятиях.

Завершение технической реконструкции промышленности в годы второй пятилетки и сложные задачи третьей пятилетки определили необходимость дальнейшего улучшения системы подготовки квалифицированных кадров для промышленности. Подготовка квалифицированных рабочих велась через систему школ ФЗУ, создаваемых при трестах, комбинатах, предприятиях, которые сами планировали, исходя из своих потребностей и возможностей, численность учащихся по тем или иным специальностям, устанавливали сроки обучения, корректировали учебные программы.

Однако полностью решить проблему подготовки кадров в школах фабрично-заводского ученичества

МММ

ш

Казанский педагогический журнал

/'2006

было невозможно. Промышленность республики развивалась быстрыми темпами, в поисках ускоренных форм подготовки кадров руководители отдельных ведомств встали на путь свертывания школ ФЗУ и организации вместо них краткосрочных курсов. Становилась очевидной необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки квалифицированных рабочих кадров.

В начале третьей пятилетки стало окончательно ясно, что старая система подготовки квалифицированных рабочих не отвечает насущным требованиям производства. Ни различные курсы подготовки кадров и повышения квалификации, ни школы ФЗУ не могли удовлетворить потребности промышленности в квалифицированной рабочей силе. Система подготовки кадров была децентрализована, ею занимались отдельные предприятия, комбинаты, тресты и другие хозяйственные органы, что крайне затрудняло перспективное планирование подготовки кадров, исключался единый государственный подход к профессионально-техническому образованию.

Новый этап в истории профтехобразования был открыт созданием государственных трудовых резервов СССР (2 октября 1940 г.).

Литература:

1. Арсентьева А. В. Подготовка и воспитание квалифицированных рабочих кадров в профтехучилищах Чувашской АССР

(1959-1975 гг.) / Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР.- Чебоксары, 1980.96 с.

2. Вопросы развития и размещения производительных сил ЧАССР / НИИ языка, литературы и истории при Совете министров ЧАССР.- Чебоксары, 1986.193 с.

3. «Известия» ЦИК СССР и ВЦИК.-1 июля 1931г.

4. Из истории культуры ЧР / НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете министров Чув. респ. Вып. 1. (1917-1985 гг.) - Чебоксары: 1992.126 с.

5. История промышленности и рабочего класса Чувашии.- Ч. 1. (1917 г.-июнь 1941 г.) / НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совете министров ЧАССР.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1982.- 255 с.

6. Материалы ЦГА ЧАССР.

7. Материалы ЦПА ИМЛ ЧАССР.

8. Сенченко И. Т. Повышение квали-

фикации рабочих на производстве: педагогический аспект.- М.: Педагогика,

1989.- 109 с.

9. Сергеев Т. С. Социалистическая культура Чувашии.- Чебоксары, 1984.— 169 с.

10. Совершенствование хозяйственного механизма в ЧР / Сб. статей под ред. В.Н. Викторова.- Чебоксары, 1980.116 с.

11. Чувашия за 50 лет Советской власти (в цифрах): Статистический сборник.-Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1967.103 с.

12. Чувашия за 70 лет Советской власти (в цифрах): Статистический сборник.-Чебоксары, 1987.- 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.