МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
DOI 10.54220/finis.1991-0525.2022.74.1.010
Андрющенко К.Д.,
аспирант кафедры международной торговли и таможенного дела РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия Email: kostya_andryushenko@mail. ru
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
JEL classification: F22, O15
Аннотация
Цель. Представленная статья направлена на исследование возможности разработки качественно нового подхода к понятию эмиграции как приоритетной области миграционного регулирования Российской Федерации.
Структура/методология/подход. Основные положения современной миграционной политики России в большинстве своем затрагивают вопросы регулирования иммиграционных процессов, в то время как усиливающийся из года в год эмиграционный отток российских граждан остается без должного внимания. В связи с этим возникает объективная необходимость в качественно новом подходе к понятию эмиграции, предусматривающем конкретные рекомендации по урегулированию эмиграционных процессов.
Исследование основано на оценке и статистическом анализе официальных фактических и прогнозируемых данных Росстата о тенденциях развития эмиграционных процессов России.
Методологической основой исследования послужили ключевые положения Концепции национальной миграционной политики на 2019-2025 гг., а также предложения к миграционной стратегии России до 2035 г.
Результаты. В исследовании определены и охарактеризованы основные вызовы социально-экономическому и финансовому
развитию России от продолжающейся эскалации масштабов эмиграционного оттока граждан за рубеж. Выявлены проблемные аспекты национального миграционного регулирования в области эмиграции, предложены конкретные рекомендации по их возможной нейтрализации, а также принципы, на основе которых может осуществляться практическое внедрение предлагаемых рекомендаций.
Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть использованы при формулировании отдельных положений миграционной стратегии, а также при разработке конкретных предложений по совершенствованию национальной миграционной политики в области регулирования эмиграционных процессов.
Оригинальность/значение. Научная значимость состоит в том, что представленные в работе результаты могут послужить для дальнейших теоретических разработок проблем развития эмиграционных процессов России. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию национального миграционного законодательства в области регулирования эмиграции.
Ключевые слова: эмиграция из России, регулирование эмиграционных процессов, Концепция миграционной политики 20192025, миграционная стратегия до 2035 г.
K.D. Andryushchenko
SOCIO-ECONOMIC AND FINANCIAL PECULIARITIES OF THE MIGRATION POLICY OF RUSSIA
Annotation
The presented article is aimed at exploring the possibility of developing a qualitatively new approach to the concept of emigration as a priority area of migration regulation in the Russian Federation.
The main provisions of the modern Russia's migration policy, for the most part, affect the regulation of immigration processes, while the emigration outflow of Russian citizens, which is increasing from year to year, actually remains without due attention.
In this regard, there is an objective need for a qualitatively new approach to the concept of emigration, which provides for specific measures to regulate emigration processes.
The study is based on an assessment and statistical analysis of official actual and forecasted data from Rosstat on the trends in the development of Russia's emigration processes.
The methodological basis of the study was the key provisions of the National Migration Policy Concept for 2019-2025, as well as proposals for the Russian migration strategy until 2035.
The study identifies and characterizes the main challenges to the socio-economic and financial development of Russia from the ongoing escalation of the scale of the emigration outflow of citizens abroad. The problematic aspects of national migration regulation in the field of emigration are identified, specific recommendations are proposed for their possible neutralization, as well as the principles on the basis of which the proposed recommendations can be implemented in practice.
The conclusions and generalizations of the study can be used in the formulation of certain provisions of the migration strategy, as well as in the development of specific proposals for improving the national migration policy in the field of regulating emigration processes.
The scientific significance lies in the fact that the results presented in the work can serve for further theoretical development of the problems of the development of emigration processes in Russia. The practical significance lies in the development of recommendations for improving the national migration legislation in the field of emigration processes regulation.
Keywords: emigration from Russia, regulation of emigration processes, Concept of migration policy 2019-2025, migration strategy until 2035.
Введение
В настоящее время развитие эмиграционных процессов России приобретает новые беспрецедентные масштабы и сопро-
вождается серьезным оттоком высококвалифицированных специалистов, ученых и исследователей, бизнес-субъектов и представителей молодого населения страны. При этом действующая концепция государственной миграционной политики России преимущественно ориентирована на контроль и урегулирование только одного из элементов международной миграции, а именно иммиграции.
Актуальность исследования состоит в том, что кардинальные изменения в миграционной мотивации и формирование новых социально-экономических условий обусловливают необходимость в повышении эффективности государственного регулирования в области эмиграции. Исходя из этого, возникает объективная потребность в разработке предложений (рекомендаций) по совершенствованию национального миграционного законодательства в области регулирования эмиграции, которые могли бы стать основой для качественно нового подхода к понятию эмиграции как приоритетной области миграционного регулирования.
Материалы и методы
Информационную основу статьи составили результаты исследования российских и зарубежных авторов в области развития эмиграционных процессов России. В работе применяются такие общенаучные методы, как системный подход, статистический и контент-анализ.
Обсуждение и результаты
С 2010 по 2020 г. объемы эмиграции из России увеличились почти в 14,5 раза - с 33 578 эмигрировавших граждан в 2010 г. до 487 672 в 2020 г. (рис. 1) [1].
Примечательно, что развитие эмиграционных процессов постепенно начинает приобретать бесконтрольный характер, что влечет за собой возникновение новых проблем социально-экономического характера, которые накладывают негативный отпечаток на текущее состояние многочисленных отраслей экономики, включая науку, образование, промышленность, торговлю, здравоохранение и социальное обеспечение.
Рисунок 1 - Изменение численности эмигрантов в период 2010-2020гг.
600000
500000 —
400000 __________
300000
200000
100000 — X -
20102011201220132014201520162017201820192020
С нашей точки зрения, все возникшие и потенциальные угрозы, которые влечет за собой усиливающийся эмиграционный отток граждан из России, следует рассматривать как вызовы, требующие усиленного внимания не только со стороны органов, уполномоченных осуществлять миграционное регулирование, но и со стороны официальных представителей других структур, в чьи компетенции попадает решение той или иной проблемы.
При описании каждого вызова считаем целесообразным обратить внимание на особенности трансформации эмиграционных потоков каждой категории граждан, поскольку они оказывают значительный эффект на ключевые характеристики эмиграционной мобильности, включая географическую направленность, половозрастную и профессиональную характеристику эмигрантов, а также факторы, оказывающее влияние на принятие решения о смене страны проживания.
Рассмотрим основные вызовы социально-экономическому развитию России от эмиграционного оттока граждан за рубеж:
1. В случае дальнейшего роста эмиграционных настроений среди представителей малого, среднего и крупного предпринимательства возникает прямая угроза в резком переходе национального экономического цикла на стадию рецессии, характеризующуюся ростом безработицы, снижением пополняемости бюджета, снижением конкуренции и замедлением диверсификации ассортимента выпускаемой продукции [2].
Слабая эффективность инструментов поддержки субъектов предприниматель-
ства и наличие многочисленных административных барьеров выступают в роли выталкивающих факторов, провоцирующих усиливающуюся с каждым годом бизнес-эмиграцию за рубеж [3].
2. Рост эмиграционных настроений среди представителей молодого населения России грозит снижением экономического потенциала страны в ходе сокращения части трудоспособных граждан, утраты интеллектуальных ресурсов, а также оттока капитала за рубеж, что в комплексе создает реальную угрозу для планомерного развития отдельных отраслей национальной экономики. [4].
3. Эмиграция высококвалифицированных специалистов, сопровождающаяся экспортом знаний и инновационных методов работы в узкоспециализированных отраслях производства, оказывает деструктивное воздействие для национальной экономики, противоречит стратегии инновационной экономики и препятствует экономическому процветанию государства [5].
4. Увеличивающийся эмиграционный отток ученых, исследователей и научных работников приводит к исчезновению известных научных школ и исследовательских коллективов, специализирующихся на проведении уникальных научных работ в различных областях фундаментальной и прикладной науки. Немаловажным следствием эмиграции ученых является реальная и потенциальная потеря результатов научных исследований, узкоспециализированных разработок, ноу-хау, продуктов интеллектуальной продукции, которые могли бы использоваться при организации произ-
водственной, промышленно-обрабатываю-щей деятельности российских предприятий в целях рационализации рабочих процессов посредством сокращения финансовых, трудовых и временных затрат [6].
5. Под воздействием социально-экономических катаклизмов эмиграция приобретает неконтролируемый характер и сопровождается резким увеличением экономических потерь (трудоспособного населения и капитала).
Очевидно, что все перечисленные вызовы в состоянии представить реальную угрозу дальнейшему развитию национальной экономики России и привести к ряду
серьезных последствий финансово-экономического, социального и демографического характера.
Тем не менее основные направления действующей Концепции миграционной политики России на период 2019-2025 гг. в большей степени затрагивают вопросы урегулирования иммиграционного притока иностранных граждан, в то время как эмиграции не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствует содержание групп приоритетных направлений миграционного регулирования, представленных в таблице 1 [7].
1. Обеспечение прозрачности процедур и ясности условий въезда в Россию_
2. Совершенствование механизмов реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом_
3. Повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников_
4. Развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников_
5. Обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для доступа к получению необходимых государственных услуг_
6. Повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан_
7. Расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных учреждений в целях обучения российских граждан_
8. Обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории России_
9. Совершенствование правовой основы противодействия противозаконной миграции_
10. Обеспечение регулярного и эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников_
11. Совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы России_
12. Повышение эффективности информационной и разъяснительной работ с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений национального миграционного законодательства_
13. Дальнейшее развитие ранее разработанных механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории России_
Таблица 1 - Основные направления миграционной политики России на 2019-2025 гг.
Учитывая деструктивное влияние эскалации масштабов эмиграционного оттока российских граждан на социально-экономическое развитие страны, а также низкую эффективность миграционной политики в области регулирования эмиграции, считаем
целесообразным полагать, что эмиграционные процессы могут и должны поддаваться сдерживанию (предотвращению).
В связи с этим предлагаем дополнить перечень приоритетных направлений современной миграционной политики новой группой - «Разработка превентивных мер
по сдерживанию (предотвращению) эми- граждан», включающую в себя положения,
грационного оттока отдельных категорий перечисленные в таблице 2.
Таблица 2 - Направления реализации мер по сдерживанию (предотвращению) _эмиграционного оттока_
1. Совершенствование материально-технической базы мониторинга динамики эмиграционных процессов в целях создания более эффективной системы регистрации дополнительных показателей, включая половозрастную структуру и профессиональную характеристику эмигрантов_
2. Создание эффективных инструментов (программных средств), направленных на обеспечение упрощенного взаимодействия отечественного работодателя и работников (включая высококвалифицированных специалистов), осуществляющих профессиональную деятельность в зарубежных компаниях_
3. Разработка дифференцированных программ по сдерживанию эмиграционного оттока высококвалифицированных специалистов (в частности, представителей тех специальностей, нехватку которых испытывают стратегически важные сегменты национальной экономики)_
4. Создание качественно новых механизмов стимулирования российских специалистов и работников по профессиям, дефицитным и востребованным на национальном рынке труда
5. Совершенствование программ поддержки малого и среднего предпринимательства_
6. Организационное и финансовое содействие компаниям и учреждениям, осуществляющим научно-исследовательскую работу и специализирующимся на научных и опытно-конструкторских работах. Повышение инвестиционной привлекательности национальных научных проектов с целью их поддержки и содействия в реализации [8]_
7. Модернизация существующей системы организации учебной и производственной практики учащихся с помощью более тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей (государственных органов и коммерческих структур)_
8. Разработка эффективных мер по разрешению существующих национальных социально-экономических проблем, рассматриваемых в качестве основных факторов, провоцирующих рост эмиграционных настроений среди российских граждан_
9. Совершенствование правовой базы противодействия незаконной эмиграции, в частности, с целью недопущения формирования новых нелегальных каналов, посредством которых осуществляется эмиграционный отток капитала из страны_
В силу того что срок действия нынешней Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации ограничивается 2025 годом, ряд российских исследователей занимается разработкой предложений по совершенствованию миграционной стратегии на более долгосрочную перспективу. Так, И.В. Ивахнюк разработала предложения по формированию миграционной стратегии России до 2035 года, выявив и описав основные проблемы действующей концепции национальной миграционной политики [9].
При этом большая часть предложений сконцентрирована вокруг:
- определения положительного влияния иммиграционного ресурса для демографического и социально-экономического развития России;
- обеспечения реальных потребностей национального рынка труда посредством разработки новой эффективной модели привлечения рабочей силы из-за рубежа;
- переосмысления действующей политики адаптации и интеграции иммигрантов и т.п.
Не преуменьшая весомый вклад автора в разработку предложений по формированию миграционной стратегии Российской Федерации, мы тем не менее считаем, что перечень рекомендаций должен быть
расширен с учетом усугубляющихся проблем, вызванных возросшим интересом российского населения к эмиграции из страны в силу разных объективных причин и факторов, а также с учетом реальных и потенциальных масштабов эмиграционного оттока граждан [10].
В связи с этим предлагаем дополнить список предложений следующей рекомендацией - «Обязательный учет деструктивного воздействия эмиграционного оттока российских граждан на социально-экономическое и демографическое развитие России при планировании миграционной стра-
160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
ГМ^-1Л10|^ООСТ>0*НГМСГ)^-1Л10|^ООСТ>0*-1
ооооооооооооооооооо гмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгм
Общая численность населения России Численность трудоспособных граждан
Рисунок 2 - Изменение общей и трудоспособной численности населения России (2002-2021 гг.)1
2. Опираясь на официальные данные тировать временное увеличение доли тру-
среднего варианта демографического про- доспособных граждан в общей численности
гноза Росстата до 2025 года, можно конста- населения приблизительно на 2058 тыс.
чел., или на 2,5% (рис. 3) [11].
84500,0 84000,0 83500,0 83000,0 82500,0 82000,0 81500,0
2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026
Рисунок 3 - Изменение численности трудоспособного населения России (средний вариант прогноза на 2021-2025 гг.)2
1 Составлен автором на основе данных Росстата.
2 Составлен автором на основе демографического прогноза Росстата до 2035 г.
тегии на будущие периоды, а также при разработке мер, направленных на урегулирование эмиграционных процессов».
В качестве научно обоснованных аргументов, подтверждающих факт негативного воздействия эмиграции на социально-экономическое и демографическое развитие страны, можно привести следующие:
1. Значимую часть от общей численности эмигрантов по-прежнему составляют трудоспособные граждане, которые могли бы осуществлять профессиональную деятельность в границах национального рынка труда (рис. 2).
3. Возросшие масштабы эмиграционного оттока граждан станут главной причиной нарушения миграционного баланса в ближайшие несколько лет. Так, согласно данным среднего варианта демографического прогноза Росстата на период 20212025 гг. (с учетом фактического отсутствия статистических сведений за 2021 г.), можно констатировать сокращение численности
населения России (рис. 4) за счет постепенного уменьшения естественного прироста в среднем на 9,6% в год (рис. 5) и, самое главное, сокращения миграционного прироста в среднем на 1,2% в год (рис. 6).
При этом тенденция роста эмиграционного оттока сохранится по меньшей мере в течение ближайших 3 лет, причем масштабы эмиграции будут увеличиваться в среднем на 5% в год (рис. 7).
146800,0 146600,0 146400,0 146200,0 146000,0 145800,0 145600,0 145400,0
I I
2021 2022 2023 2024 2025
Рисунок 4 - Изменение численности населения России (средний вариант прогноза Росстата на 2021-2035 гг.)1
0,0 -100,0 -200,0 -300,0 -400,0 -500,0 -600,0 -700,0
I
2021
2023
2024
2025
Рисунок 5 - Изменение естественного прироста населения России (средний вариант прогноза Росстата на 2021-2035 гг.)2
264,0 262,0 260,0
258,0
256,0 254,0 252,0 250,0 248,0 2021 022 2 1 023 11 2024 2025
Рисунок 6 - Изменение миграционного прироста населения России (средний вариант прогноза Росстата на 2021-2035 гг.)3
1 Составлен автором на основе демографического прогноза Росстата до 2035 г.
2 Составлен автором на основе демографического прогноза Росстата до 2035 г.
3 Составлен автором на основе демографического прогноза Росстата до 2035 г.
Рисунок 7 - Фактические и прогнозируемые значения числа выбывших граждан (эмигрантов) из России (2014-2025 гг.)1
800000 600000 400000 200000 0
III
201420152016201720182019202020212022202320242025 I Фактические значения □ Прогнозируемые значения
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что социально-экономическое и демографическое развитие России действительно подвержено негативному воздействию увеличения эмиграционного оттока граждан. Соответственно, предлагаемая нами рекомендация может содействовать при разработке предложений по совершенствованию миграционной стратегии России на последующие периоды.
В целом предложенный нами подход также включает в себя перечень принципов, на основе которых могло бы осуществляться практическое внедрение разработанных рекомендаций:
1) законность - разработка и принятие мер эмиграционного регулирования должны осуществляться исключительно посредством обязательного включения их в нормативно-правовые источники (правовые нормы и законы);
2) гибкость - возможность внесения коррективов в структуру применяемых мер регулирования в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, включая ухудшение эпидемиологической обстановки и введение карантина;
3) этапность реализации - разработка и апробация мер регулирования должна осуществляться поэтапно, что позволит еще на первоначальных уровнях выявить эффективность разрабатываемых мер [12].
Содержание представленных принципов полностью соответствует главной цели миграционной политики России, а также
основным положениям действующей концепции (2019-2025 гг.).
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что миграционное законодательство России в большей степени ориентировано на регулирование иммиграционных процессов, а также отношений, возникающих вследствие привлечения иностранной рабочей силы и специалистов.
При этом эмиграции уделяется крайне мало внимания, несмотря на то что отток российских граждан за рубеж с каждым годом только усиливается, о чем однозначно свидетельствуют фактические и прогнозируемые статистические данные [13].
В ходе исследования были определены основные вызовы социально-экономическому развитию России от эмиграционного оттока граждан за рубеж.
Предложен и обоснован качественно новый подход к эмиграции как приоритетной области миграционного регулирования России.
В основе подхода заложены две рекомендации:
1. Дополнить перечень приоритетных направлений современной миграционной политики новой группой - «Разработка превентивных мер по сдерживанию (предотвращению) эмиграционного оттока отдельных категорий граждан».
2. «Обязательный учет деструктивного воздействия эмиграционного оттока российских граждан на социально-эконо-
1 Составлен автором на основе результатов прогнозирования масштабов эмиграции с применением метода экстраполяции временного динамического ряда.
мическое и демографическое развитие России при планировании миграционной стратегии на будущие периоды, а также при разработке мер, направленных на урегулирование эмиграционных процессов».
Охарактеризованы основные принципы, которых следует придерживаться при практическом использовании представленных рекомендаций в целях выполнения задач, перечисленных в действующей Концепции миграционной политики России.
Полагаем, что в дальнейшем перечень рекомендаций может быть расширен в связи с выявлением новых проблемных аспектов развития эмиграционных процессов России и разработкой предложений по их нейтрализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Статистические витрины Росстат: миграция населения. - URL: https://showdata.gks.ru/finder/ (дата обращения: 01.01.2022).
2. Vorobyeva O., Aleshkovski I., Grebenyuk A. Russian emigration at the turn of the 21st century // Filosofija, Sociologija. -
2018. - Т. 29. - № 2. - P. 107-118.
3. Андрющенко К.Д., Соленая С.В. Бизнес-эмиграция из России: определяющие факторы, направления и проблемы // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. -
2019. - № 4 (37). - С. 48-54.
4. Рубинская Э.Д. Образовательная миграция: динамика и тенденции // Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 06 июля 2021 года. - Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2021. - С. 51-52.
5. Рубинская Э.Д. Международная миграция высококвалифицированных специалистов: состояние, тенденции, регулирование. - М.: Перо, 2022. - 198 с.
6. De Wit H., Altbach P.G. Internationalization in higher education: global trends and recommendations for its future // Policy Reviews in Higher Education. - 2021. - Т. 5. -№ 1. - P. 28-46.
7. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622).
8. Наумова Т.В. Эмиграция ученых как индикатор состояния современной Российской науки // Философская школа. -2019. - № 8. - С. 82-91.
9. Ивахнюк И.В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г.
10. Андрющенко К.Д. Анализ результатов трансформации российской эмиграции на современном этапе // The Newman in Foreign Policy. - 2020. - Т. 1. - № 52 (96). -С. 15-18.
11. Демографический прогноз Рос-стата до 2035 г. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 19.02.2022).
12. Development of Emigration Processes in Russia Under Conditions of an Unstable Epidemiological Situation / L.N. Roshchina, A.M. Basenko, S.V. Vishnyakova [et al.] // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. -Vol. 380 LNNS. - P. 225-232.
13. Полетаев Д.В. Глобальный прогноз по миграции на кратко- и среднесрочную перспективу // Этнодиалоги. - 2019. -№ 2 (58).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Statistical showcases of Rosstat: population migration. Access mode: https://show-data.gks.ru/finder/ (01.01.2022г.)
2. Vorobyeva O., Aleshkovski I., Grebenyuk A. Russian emigration at the turn of the 21st century // Filosofija, Sociologija. -2018. - V. 29. - № 2. - P. 107-118.
3. Andryushchenko K.D., Solenaya S.V. Business - emigration from Russia: determining factors, directions and problems // Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy. - 2019. - № 4 (37). - S. 48-54.
4. Rubinskaya E.D. Educational migration: dynamics and trends // Problems and prospects in the international transfer of innovative technologies: Collection of articles on the results of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, July 06, 2021. -
Sterlitamak: International Research Agency, 2021. - P. 51-52.
5. Rubinskaya E. D. International migration of highly qualified specialists: state, trends, regulation. - M.: Pero Publishing House, 2022. - 198 p.
6. De Wit H., Altbach P. G. Internationalization in higher education: global trends and recommendations for its future // Policy Reviews in Higher Education. - 2021. - T. 5. -№ 1. - P. 28-46.
7. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019-2025 (Approved by Decree of the President of the Russian Federation of 2018 October 31 № 622).
8. Naumova T. V. Emigration of scientists as an indicator of the state of modern Russian science // Philosophical school. - 2019. -№ 8. - P. 82-91.
9. Ivakhnyuk I.V. Proposals for Russia's migration strategy until 2035.
10. Andryushchenko K.D. Analysis of the results of the transformation of Russian emigration at the present stage // The Newman in Foreign Policy. - 2020. - T. 1. - № 52 (96). - P. 15-18.
11. Demographic forecast of Rosstat until 2035. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (19.02.2022 r.)
12. Development of Emigration Processes in Russia Under Conditions of an Unstable Epidemiological Situation / L.N. Roshchina, A.M. Basenko, S.V. Vishnya-kova [et al.] // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - Vol. 380 LNNs. - P. 225232.
13. Poletaev D.V. Global migration forecast for the short and medium term // Ethnodi-alogues. - 2019. - № 2 (58).